Как православие относится автору чума баламут

Обновлено: 12.05.2024


". Когда мы говорим, что любим человека, что это на самом деле значит? Есть английский писатель Льюис, который написал книгу писем старого беса своему молодому племяннику. Это действительно о духовной жизни, только наизнанку; и вот этот старый черт дает профессиональные советы молодому чертенку, который в свет-то еще только выпущен, о том, как надо относиться к людям, что надо делать для того, чтобы их соблазнить и погубить. "

И вот между прочим он говорит в одном из своих писем с недоумением: "Не могу понять. Христос говорит, что Он любит людей, и оставляет их свободными. Как же совместить это?" И продолжает: "Я тебя люблю, но это значит, что я хочу тебя взять в свои когти, тебя так держать, чтобы ты от меня никуда не удрал, тебя проглотить, из тебя сделать свою пищу, тебя переварить так, чтобы от тебя не осталось ничего бы вне меня. Вот, что я, - говорит старый черт, - называю любовью. А Христос, - говорит, - любит и отпускает на свободу. "

Перед вами - отрывки из очень необычной книги. Это книга о духовной жизни наизнанку. Старый, маститый бес Баламут, один из чиновников "канцелярии Сатаны", пишет письма своему племяннику, чертенку Гнусику, в которых инструктирует того, как надо "обрабатывать" людей, что делать, чтобы их соблазнить и погубить. Несмотря на необычность избранной формы, книга является свидетельством от противного. Свидетельством о Христе.


К.С.Льюис не был православным христианином, он принадлежал к англиканской церкви. Однако для многих молодых людей именно эта книга оказалась той отправной точкой, с которой началось их путешествие в мир христианской веры.

Мой дорогой Гнусик!

Я вижу, ты следишь за чтением своего подопечного и за тем, чтобы он вращался в кругу своих друзей-материалистов. Но мне кажется, ты немного наивен, полагая, что аргументы смогут вырвать его из объятий Врага. Это было бы возможно, живи он несколькими веками раньше. Тогда люди еще умели прекрасно отличать доказанное от недоказанного, и уж если что-то доказано, они и верили в это. Тогда еще не утеряли связи между мыслью и делом и как-то могли изменить свою жизнь сообразно умозаключению. Это мы исправили с помощью еженедельной прессы и других средств. Твой подопечный с младенчества привык к тому, что в его голове кружится одновременно добрая дюжина несовместимых воззрений. Концепции он воспринимает прежде всего не как истинные или ложные, а как теоретические или практические, устаревшие или современные, банальные или смелые. Самоуверенная тарабарщина, а не аргументы помогут тебе удержать пациента вдали от церкви. Не трать времени на то, чтобы убедить его в истинности материализма, лучше внуши ему, что материализм силен или смел, что это философия будущего.

Улавливаешь, в чем тут дело? Благодаря процессам, которые мы пустили в ход несколько веков тому назад, людям почти невозможно верить в незнакомое и непривычное - у них перед глазами всегда есть знакомое и привычное. Набивай до отказа своего подопечного обычностью вещей. Но не вздумай использовать науку (я имею в виду науку настоящую) как средство против христианства. Наука вынудит его задуматься над реальностями, которых он не может ни коснуться, ни увидеть. Среди современных физиков есть печальные тому примеры. А если уж ему непременно нужно барахтаться в науке, пусть займется экономикой или социологией. Не давай ему убежать от этой бесценной "действительной жизни". Лучше пусть он совсем не видит научной литературы. Внуши ему, что все это он уже знает, а то, что ему удается подхватить из случайных разговоров и случайного чтения - "достижения современной науки". Помни, ты там для того, чтобы его обманывать. Судя по высказываниям некоторых из вас, молодых бесов, можно подумать, что вы поставлены учить их!

Мой дорогой Гнусик!

Я очень рад тому, что ты рассказал мне об отношениях подшефного с матерью. Непременно воспользуйся возможностями, которые здесь открываются.

В заключение расскажи мне, как относится старушка к религии. Не ревнует ли она сына? Не задета ли она тем, что он усвоил от других и так поздно, то, чему, как она считает, обучала его с детства? Не думает ли она, что он поднимает слишком большой шум или что вера ему слишком легко досталась?

Помни старшего брата из притчи Врага.

Мой дорогой Гнусик!

Меня удивляет твой вопрос. Ты интересуешься, важно ли, чтобы подопечный знал (или не знал) о твоем существовании. Что до настоящей фазы борьбы, на этот счет была инструкция низшего командования. Наша политика и состоит в том, чтобы скрываться. Разумеется, так было далеко не всегда.

Перед нами мучительная дилемма. Когда люди не верят в нас, нам не получить тех отрадных результатов, которые дает прямой террор, и к тому же мы лишены радости магии. С другой стороны, когда они в нас верят, мы не можем делать из них материалистов и скептиков. Во всяком случае, пока еще не можем. Надеюсь, в свое время мы научимся так разбавлять науку эмоциями и мифами, что вера в нас (под измененным названием) проберется и обоснуется в них, тогда как душа человека останется закрытой для веры во Врага. Вера в "жизненную силу", культ секса и психоанализ могут оказаться здесь весьма полезными. Если нам когда либо удастся создать изделие высшего качества - мага-материалиста, не только использующего, но и почитающего то, что он туманно и расплывчато именует "силами", отрицая при этом невидимый мир, мы будем близки к победному концу. Не думаю, что тебе очень уж трудно обманывать пациента. "Черти" - комические персонажи для современных людей, и это поможет тебе. Если какое-то смутное подозрение забрезжит в голове подшефного, покажи ему изображение существа в красном трико и убеди его, что поскольку в такое существо он верить не может, он не может верить и в тебя. Это старый метод, он есть во всех учебниках.

Я не забыл своего обещания и обдумал, сделать ли подшефного крайним патриотом или крайним пацифистом. Все крайности, кроме крайней преданности Врагу, следует поощрять. Не всегда, разумеется, но в настоящее время - безусловно. Бывают времена прохладные и самодовольные, тогда мы помогаем людям еще крепче уснуть. В другие времена, готовые вспыхнуть раздорами, наша задача - подливать масла в огонь. Каждая маленькая группа людей, связанная общим интересом, который другие отвергают или игнорируют, постепенно вскармливает тепличное благодушие, конечно - друг к другу. По отношению же ко всем прочим у них развивается гордость и даже ненависть, проявляемые без всякого стыда, ибо они санкционированы "делом" и освобождают от личной ответственности. То же самое происходит и в маленьких группах, первоначально возникающих во имя служения Врагу.

Мы хотим, чтобы церковь была маленькой для того, чтобы принадлежащие к ней приобрели замкнутость, скованную напряженность, самодовольную непогрешимость, свойственные тайным обществам и кликам, а не только для того, чтобы меньше людей знало Врага. Сама Церковь, конечно, надежно защищена, и нам еще никогда не удавалось придать ей характерные черты фракции. Но некоторые группировки, входящие в нее, часто радовали нас превосходными результатами, от партий Павла и Аполлоса в Коринфе до двух англиканских церквей в Англии.

Текст печатается с разрешения издателей по книге К.С.Льюис. Письма Баламута и Баламут предлагает тост. М., "Гнозис"-"Прогресс", 1991.

Молодой Гнус, как и все его собратья, призван кормить ад человеческими душами. Вот почему это так важно для Баламута — чтобы племяш справился с заданием и пополнил адскую кладовку.

Если и легко — то только после того, как сумеешь перехитрить приставленного к тебе агента преисподней и взять над ним верх — в наиважнейшем и наисложнейшем из всех наших поединков.

Одно более или менее ясно: свободу выбора Враг своим созданиям предоставляет. На риск этот — идет. Что разочаровать могут — ведает, и готов к этому — изначально.

Так же, как и само слово Бог: в бесовской переписке оно заменено словом Враг.

У христианских авторов мы не раз встретим мысль о том, что к спасению своему человек движется — не от победы к победе, а от поражения к поражению. Адский дядюшка разъясняет своему племяннику тот же парадокс: да, твой пациент пал, но не спеши радоваться: падение научит его смирению. Он больше не будет самоуверенно полагаться на свои силы, он поймет, как необходима ему помощь Врага.

Когда начинается война, бесы бывают счастливы. Ужас войны, ее крайняя жестокость, неимоверные страдания безвинных людей забавляют детей дьявола и доставляют им удовольствие. Но главное — не в этом. По прямолинейной безбожной логике, война должна привести человека в отчаяние и совершенно уничтожить в нем веру в доброго Творца.

Адский дядюшка, однако, сразу предупреждает племянника о том, что не следует возлагать на войну слишком большие надежды:

Вы думаете, бесы умны? Ничего подобного: ум — это вообще не по их части. Бесы знающи. Им дано видеть гораздо больше, чем людям — именно по причине их изначальной духовной природы. Баламуту и его родичам известно, к примеру, что ничто естественное само по себе не работает на них. Естественное — это здоровые радости, это удовольствие от еды, скажем, или от купания; это и сексуальное влечение тоже; все это дано человеку Врагом бесов. Бесы же могут рассчитывать только на преступление человеком Его запретов, на забвение положенных Им ограничений, либо — на извращения.

Адскому племени известно также, что одна из самых распространенных и самых выгодных бесам наших ошибок — уверенность человека, что его время принадлежит ему. Если ближние потребовали от человека какой-либо заботы и помощи — они украли его время, или он уделил им это время из великой милости. Если человек вынужден отдавать время тяжелой неблагодарной работе — он платит что-то вроде налога. Ну а если он провел время в храме… то это с его стороны просто великая жертва!

Осознать, что время тебе дает Создатель, что каждую минуту данного тебе времени ты можешь использовать как во благо собственной душе, так и наоборот…

Творец хочет, чтобы сотворенный Им человек при любых обстоятельствах оставался самим собой. Цель беса противоположна — заставить человека изменить себе и тем самым разрушить личность.

Бес считает, что индивидуумы — на то и индивидуумы, чтоб конкурировать. Создатель желает, чтоб человек, способный создать шедевр, радовался своему шедевру столько же, сколько чужому.

Кто победит в индивидуальном случае?

Молодой англичанин погибает под бомбами. Это внешняя, земная сторона события. На самом деле для него разверзаются небеса. И в этот миг он видит все. Видит собственную греховность — гораздо лучше, чем приставленный к нему бес. Видит самого беса и понимает, наконец, что вытворяло с ним это существо. Потом человек видит Ангелов и узнает их как старых друзей, хотя зримы они для него впервые. Потом…

Мы видим, какому существу мы поддакивали и потакали, в чьи игры соглашались играть, чью надежду поддерживали. Видим, чем и как мог воспользоваться и действительно пользовался приставленный к нам неусыпный страж. И не сомневаемся больше ни в его существовании, ни в его постоянном присутствии.

Но одновременно со своим ужасом мы видим свое Спасение.

Журнал "Православие и современность" №11 (27) 2009 г.

[1] Здесь и далее цитируется по изданию: Клайв Стейплз Льюис. Письма Баламута / Пер. с англ. Наталии Трауберг. М.: Дом надежды, 2009.

Поговорим об отношении христианской религии к животным. Дело в том, что людей, неравнодушных к нашим “мень­шим братьям”, у нас немало. Часто можно видеть, как сердобольные мужчины и женщины с утра несут миски с похлёбкой для бездомных щенков или котят. Большинство из этих людей верит в Бога, в искупительную жертву Христа и живёт по Его заповедям, однако не принимает учения Церкви именно потому, что, по их мнению, оно отвергает ценность животных в мироздании и вообще считает их не достойными внимания со стороны человека.

Это далеко не так. Прежде всего отмечу, что учения Православной Церкви о животных не существует. Имеются лишь частные мнения по этому поводу святых Отцов, не утверждённые, однако, в качестве догмата самой Церковью. Поэтому мы и рассмотрим именно частные мнения христианских подвижников 1 .

В этом вопросе существуют два важных аспекта. Первый: бессмертны ли души животных и наследуют ли они Небесное Царство; и второй: об отношении к ним Бога и людей.

Сторонники утверждения, согласно которому душа животного распадается в момент его физической смерти (в частности, святитель Игнатий Брянчанинов), говорят следующее: всё, что не имеет в себе “образа и подобия Божия”, Царствия Небесного не наследует.

Однако этому утверждению имеется аргументированное возражение. А именно: в первозданном раю животные существовали (из Священного Писания известно, что Адам давал им имена (Быт 2:19–20)), причём сотворены они были задолго до появления на свет человека. А всё сотворённое до грехопадения людей, как известно, было нетленным! Следовательно, бессмертны были и животные. Так почему же в прежнем раю живые существа, которые не являются “образом и подобием Бога”, были, причём нетленными, а в раю будущем их быть не должно? Попытки объяснить подобное тем, что, мол, животные нужны были вначале для помощи людям в быту, — абсолютно безосновательны по той простой причине, что Адам и Ева в раю ни в чём не нуждались: ни в охране жилища, ни в истреблении мышей, ни в том, чтобы пахать землю. А среди продуктов, разрешённых им в пищу, согласно Священному Писанию, никак не фигурировало мясо.

А теперь обратимся к доводам тех святых Отцов, которые по данному вопросу придерживались иной точки зрения (а таких намного больше, чем сторонников святителя Игнатия). В частности, святой архиепископ Лука Войно-Ясенецкий для доказательства верности своих воззрений приводит цитаты из Священного Писания: Излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоил 2:28); нетленный Твой дух пребывает во всем (Прем 12:1). Из этого архиепископ Лука заключает, что “дух животных не может быть смертным, ибо и он — от Духа Святого” (нетленно­гоВ. К.) 2 .

Далее он приводит замечательные строки из Послания к Римлянам святого апостола Павла: Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим 8:19–22).

Комментируя эти строки, святитель Лука пишет: “Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило судьбу мира и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил её, подпала суете, нестроениям и страданиям” 3 . Из этого многие священники делают вывод о том, что мы перед животными — в неоплатном долгу. Зверушки, птицы и вся Божия тварь получили болезненные и смертные тела из-за греховных поступков первых людей! В отличие от них животные перед Богом ни в чём виноваты не были!

Что же будет с Божией тварью дальше? А дальше, на новой, обновлённой Земле, согласно Священному Писанию, волк и ягненок будут пастись вместе; и лев, как вол, будет есть солому (Ис 65:25). То есть хищники, это порождение дьявола (который на вверенной ему Земле многое изменил по своему усмотрению), снова станут кроткими травоядными созданиями, какими и были задуманы Богом. Более того, по мнению создателя “Детского Катехизиса” протоиерея Максима Козлова, животные в Небесной Обители будут не такие, какими они были на Земле, а “преображёнными”, “включающими в себя некое лучшее”, что может быть взято из них 4 .

По слову святителя Луки, “бессмертие для твари не будет иметь того значения, что для человека. Её примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять её” 5 .

Именно: “не будет мучить и истреблять…”. К сожалению, греховная природа нынешнего человека такова, что он частенько становится палачом всего живого на Земле. Он видит в зверушках и птицах не душу, а исключительно мясо и шкуру. Но это ещё полбеды. Частенько он убивает животных на охоте и рыбалке уже не ради пропитания, а с целью развлечения! Человек, творящий такое, испытывающий удовольствие при виде страданий Божией твари, не имеет в себе ни капли христианина! А если он считает себя верующим, то эта его вера с христианством абсолютно и в корне несовместима.

Сторонники убийства животных и люди, абсолютно к ним равнодушные, говорят так: это существа “неразумные”, они не имеют “духовной ценности”. Отвечу цитатой из Священного Писания: Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил (Прем 11:25). То есть Бог любит всех созданных Им существ. И потому никто из людей не вправе превозносить себя над остальным творением Господа — тем более что разум и дух, коими мы так любим гордиться, являются вовсе не плодами наших трудов и усилий, а исключительно даром Всевышнего!

Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.

По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла мед­ведица.

Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…

Многие афонские старцы разговаривали с животными, как с людьми. Почитали даже пауков и змей.

Безусловно, отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им. Недопустимо, скажем, тратить большие деньги на всевозможные стрижки и маникюры для своих питомцев, покупать им дорогую одежду и т. д. Нехорошо сажать их за стол вместе с людьми как членов семьи. Животные должны занимать среди людей подобающее им место, и Православие на это указывает. Но если подобная тенденция присуща в основном западным странам, то Россию в этом смысле характеризует прямо противоположное явление, а именно: к своим “мень­шим братьям” у нас относятся как к неодушевлённой вещи. Например, родители часто берут для своего сына или дочки щенка или котёнка — в качестве живой игрушки. И когда увидят, что их ребёнок больше с ним не играет, выбрасывают зверёныша на улицу, обрекая четвероногого малыша на страдания и голодную смерть. Так поступать нельзя, это не по-божески. Если христианин взял к себе в дом животное, он обязан ухаживать за ним — кормить, лечить и т. д. — до конца его жизни (в исключительных случаях — например, когда животное вызывает аллергию у ребёнка — необходимо найти для четвероногого питомца других хозяев или отдать его в приют).

И в этой связи хочу особо сказать об отношении к бездомным животным.

Вы когда-нибудь видели “подвальных” котят и щенков? Нет? Тогда послушайте очевидца: тощие, как скелеты, с выпавшей шерстью и гноящимися ранами, они сидят, съёжившись в комок, среди куч помёта или в зловонной жиже — забитые, запуганные и беспомощные… А иные из них (видимо, успевшие познать домашний уют), заметив человека, принимаются жалобно пищать, из последних сил стараясь к нему подползти. И в их взгляде ясно читаешь: “Куда же ты пропал, старший брат? Помоги. Нам очень плохо. ”. И если голодных, но здоровых ещё можно немного подкормить, то в случае больных и увечных остаётся только одно: плакать вместе с ними и молить Бога о том, чтобы Он поскорее прекратил страдания этих четвероногих малышей. Потому что помочь им ты не в силах! Закон тления и смерти на Земле непреложен (повторяю, по причине грехопадения первых людей).

Но если имеется возможность помочь несчастным бедолагам, то христианин это сделать обязан. Непозволительно верующим во Христа пройти мимо голодного котёнка или сбитого машиной, но ещё живого щенка!

Милосердие — неотъемлемая часть нашей веры. Человек с каменным сердцем по определению не может войти в Небесную Обитель, причём сострадание не бывает избирательным. Нельзя любить людей и в то же время презирать остальную Божию тварь. В противном случае такое “милосердие” фальшиво; а человеку в этом случае стоит честно ответить себе на вопрос: а есть ли в нём Любовь вообще? Или он только делает вид, что способен любить?

…Недавно в одной из брошюр с рассказами о паломниках Дивеева я увидел фотографию, на которой был запечатлён мужчина, а на его плечах и вытянутых в стороны руках спокойно сидели голуби и чистили свои пёрышки. Глядя на снимок, я подумал: а ведь это, вероятно, и есть символ рая, где царствует Любовь между всем Божиим творением, единое братство всего живого — людей, зверей, птиц, бабочек, букашек. Ибо все мы — пусть и в разную меру (кто-то “старший брат”, а кто-то “млад­ший”), но дети одного Небесного Отца.

1Подробнее см.: Об отношении к животным. М., 1998. — Ред.

2Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М.–Клин, 2003. С. 125.



Согласно исследованию , проведенному учеными из Копенгагенского университета, в странах, в которые пришел коронавирус, резко возросло число поисковых запросов в Google, связанных с религией.

55% жителей США молятся об окончании эпидемии, причем делают это отнюдь не только религиозные люди. По данным американского исследовательского центра Pew, мольбы к Богу сейчас возносят 15% тех, кто ранее молился очень редко или не молился вовсе, а также 24% американцев, не относящих себя к приверженцам какой-либо из религий.

Но, несмотря на все эти данные, мало кто верит, что за вспышкой опасной инфекции последует религиозный ренессанс. Наоборот, есть опасения, что многие прихожане просто не вернутся в опустевшие храмы. Если церковные службы с такой легкостью можно перевести в онлайн-режим, то зачем вообще лично присутствовать на них каждое воскресенье.

Киприанова чума

К бубонной чуме, разносимой блохами, эта болезнь, по-видимому, отношения не имела. Американский историк Кайл Харпер полагает , что Киприанова чума представляла собой вирусную геморрагическую лихорадку неизвестного происхождения, подобную Эболе. Как бы то ни было, эта инфекция свирепствовала на всей территории Римской империи, от Северной Африки и Египта до Греции и Апеннинского полуострова. Если верить византийскому историку Зосиме, на пике эпидемии она ежедневно уносила жизни 5000 римских граждан.

Киприанова чума расшатала устоявшийся порядок и подорвала доверие к институтам языческой религии, способствуя распространению христианской веры. В житии святого Григория Чудотворца, которое было написано святым Григорием Нисским сто с лишним лет спустя, еще слышны отголоски этих событий. В житии говорится , что жители города Неокесария, где епископствовал святой Григорий Чудотворец, массово обращались в христианство, устрашенные зрелищем языческих храмов, забитых трупами тех, кто пришел туда в надежде на исцеление.

Считается, что во время Киприановой чумы в Александрии впервые появились так называемые парабаланы — христианские братства, которые ухаживали за больными и погребали умерших. Фактически они взяли на себя те функции, которые в наши дни выполняет централизованная система здравоохранения и социального патронажа. Неудивительно, что оставшиеся в живых, видя взаимопомощь и организованность христиан, спешили пополнить их ряды.


Сейчас, на первый взгляд, ситуация совершенно иная. Государство взяло на себя ту роль, которую когда-то играла Церковь, так что ее услуги больше не требуются.

Кажется, что коронавирус выявил полную бесполезность и беспомощность религии в условиях современного мира. Давно прошли те времена, когда моровое поветрие останавливали крестными ходами и молебнами.

В наш просвещенный век мы вверяем себя в руки санитарных врачей, а лучшее, что в ситуации пандемии могут сделать служители культа — это просто не путаться у них под ногами.

Иными словами, благодаря вспышке коронавирусной инфекции исполнились, наконец, чаяния классиков марксизма-ленинизма, и всемогущая наука окончательно и бесповоротно пришла на смену старомодному и непрактичному учению Иисуса из Назарета.

И все же есть одна очень важная вещь, которую наука заменить ну никак не может. Я говорю о системе этических ценностей, которую принесло с собой христианство. В ее основу легло представление о неразрывной связи, существующей между любовью к ближнему и любовью к Богу.

100 лет назад пандемию бы не заметили

Человечество не раз переживало вспышки инфекционных болезней, причем некоторые из них ставили цивилизацию на грань гибели, как чума во времена Юстиниана и в Средние века, или уничтожали целые народы, как это случилось с индейцами в Новом Свете. На этом фоне Covid-19 не выглядит слишком впечатляюще.


Наконец, в тех случаях, когда проверяют просто людей с улицы, что позволяет выявить бессимптомных носителей коронавируса, показатели смертности исчисляются обычно долями процента. Например, в немецком городе Гангельте, который располагается в эпицентре эпидемии, работа с рандомизированной выборкой показала, что коронавирусом было инфицировано около 15% всех горожан, но при этом смертность составила всего 0,37%.

В Исландии, где сделали больше тестов на душу населения, чем где-либо еще в мире (примерно один на 10 человек), смертность равна 0,5%, хотя по удельной доле подтвержденных случаев коронавируса этот маленький остров более чем в 1,5 раза обгоняет Италию.

Разумеется, коронавирус в разы опаснее обычного сезонного гриппа, с которым его сравнивают скептики, и все же он не идет ни в какое сравнение с чумой, холерой или оспой. Скорее всего, еще 100 лет назад эту пандемию бы просто не заметили.

Спасти хотя бы одну жизнь

В нынешней ситуации совершенно беспрецедентным представляется не разгул заболевания, а размах упреждающих действий по борьбе с ним, из-за которых половина человечества фактически оказалась под домашним арестом, а сотни миллионов лишились работы. Такого мировая история действительно еще не знала. И вот тут-то со всей остротой и встает вопрос о моральных ценностях и приоритетах.

Научное знание здесь бессильно, ведь оно лишено ценностного измерения. Наука — это всего лишь инструмент, а как уж он будет использоваться, зависит от общества. Ученые могут создать вакцину, но они не в состоянии сказать нам, надо ли жертвовать всей экономикой ради спасения жизней нескольких тысяч старушек и хронических больных.

Евангельский пафос самоотверженного служения ближнему, возведенный в ранг государственной политики — разве не это мы наблюдаем сегодня по всему миру?


Во вселенной, где нет места для Бога, единственным ориентиром может служить лишь слепая необходимость. Эпидемии — как волки, которые уничтожают больных и ослабленных оленей. Время от времени они прореживают человечество, тем самым укрепляя его адаптивный потенциал. Особи со слабым иммунитетом, носители дефектных генов уступают дорогу более здоровым сородичам. Включился механизм природной саморегуляции, призванный очистить от балласта стремительно стареющие страны Европы — почему же мы должны вставлять ему палки в колеса?

Наверно, примерно так и рассуждали язычники, поведение которых во время эпидемии порицал святой Дионисий Александрийский. Какой смысл полагать душу свою за други своя, если за гробом нас ждет лишь сумрак Аида? Пусть будет каждый сам за себя. Видимо, это стандартная реакция любого общества, которое превыше всего ставит материальное.

Коллективная солидарность перед лицом болезни, основанная не только на полицейском принуждении, но и на этическом самосознании — это плод двухтысячелетнего воздействия христианства.

Но если наша цивилизация распрощается со Христом и если христиане вновь окажутся в меньшинстве, как когда-то, что будет с нами, когда эпидемия или другая смертельная напасть вновь подступит к порогу.

Фото: Buda Mendes /Getty Images

Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.

18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.

Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!

История
создания

Содержание

Интересные
факты

Цитаты

Автор

Легендарные христианские книги: К. С. Льюис, Письма Баламута

Время написания

Легендарные христианские книги: К. С. Льюис, Письма Баламута

История создания

Содержание

Легендарные христианские книги: К. С. Льюис, Письма Баламута

У Гнусика есть свой подопечный среди людей — это молодой человек, который только что встал на путь веры и которого во что бы то ни стало нужно соблазнить, совратив с истинного пути. У Баламута имеется на этот счет целая методика. Чтобы склонить человека к какому-нибудь греху (унынию, гордыне и проч.), подорвать веру, подменить служение Богу потаканием своим порокам, Гнусик должен выполнять определенные задания и письменно отчитываться по ним своему дядюшке. О содержании писем юного беса читатель узнает из писем Баламута, так как он их подробно комментирует и дает обстоятельные рекомендации. Баламут также интересуется успехами своего племянника у других бесов-искусителей. К примеру, самостоятельно наводит справки о благочестивой девушке, в которую влюбился подопечный Гнусика.

Финал

В последнем письме Баламут констатирует крах миссии своего непутевого племянника, которого вскоре ждет наказание за эту неудачу.

Несмотря на все усилия бесов, молодой человек не поддается искушениям и с достоинством выдерживает все сваливающиеся на него испытания. В нем не пошатнулась вера, он сохранил лучшие качества. Герой прошел духовную эволюцию от новообращенного до верующего человека. Он достойно погибает на войне, сохранив нравственную чистоту. Смерть здесь — Божий дар, который христианин должен принять со смирением, освободившись от всех земных искушений. Таким образом, силы зла в книге Клайва Льюиса не смогли заполучить человеческую душу.

Смысл произведения

Интересные факты

2. У Льюиса была идея уравновесить наставления старшего беса младшему советами архангела ангелу.

Цитаты

Есть два равносильных и противоположных заблуждения относительно бесов. Одни не верят в них, другие верят и питают к ним ненужный и нездоровый интерес. Сами бесы рады обеим ошибкам и с одинаковым восторгом приветствуют и материалиста, и любителя черной магии.

Неважно, сколь малы грехи, если их совокупность оттесняет человека от Света и погружает в ничто.

Из двенадцатого письма Баламута

Он действительно любит этих безволосых двуногих, которых Он создал, и правая рука Его всегда возвращает им то, что отнимает левая.

Из тринадцатого письма Баламута

Именно в периоды спада, а не в периоды подъема человек ближе всего к тому, кем Враг [так Баламут называет Бога] назначил ему быть. Поэтому молитвы, обращенные к Нему в "духовную засуху", Он и ценит больше всего.

Читайте также: