Как живут вирусы для детей

Обновлено: 25.04.2024

Цель: Обобщить, систематизировать и закрепить знания детей о здоровом образе жизни дошкольников, по средствам познавательно – экспериментированой деятельности.

• Продолжать формирование у детей элементарных представлений о микробах и вирусах, о мерах защиты от инфекции. Рассмотреть возможные ситуации, опасные для здоровья.

• Продолжать развивать у детей интерес к общению с взрослыми и детьми, формировать потребность делиться своими впечатлениями, вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

• Развивать познавательную активность, любознательность, стремление детей к экспериментированию, анализировать результаты; развивать внимание, инициативу и самостоятельность детей, умение применять имеющиеся знание в практических ситуациях.

• Развитие произвольности психических процессов.

• Развитие качеств внимания и восприятия.

• Развитие памяти, воображения, творческих способностей, фантазии, мышления.

• Развитие мелкой моторики.

• Развитие пространственных и временных ориентировок.

• Развитие личностных особенностей, навыков коллективного взаимодействия.

• Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру.

• Воспитание интереса к познавательной деятельности

Словарная работа: Развивать устную речь детей, упражнять в употреблении и глаголов, характеризующих свойства.

Активизировать словарь детей – вводить в словарь детей существительные: вирус, микроб, микроскоп, лаборатория.

Планируемые результаты: могут поддерживать беседу о вирусах и микробах, о здоровом образе жизни, сопровождаю эмоциональной речью, рассуждать, высказывать свою точку зрения; выражать положительные эмоции. (интерес, радость)

Методы и приемы: практические, игровые, наглядные и словесные: художественное слово, беседы о здоровом образе жизни, массаж, создание проблемной ситуации, дидактическая игра, подведение итогов.

Отрабатывать слоговую структуру слов – микроском, эксперимент.

Материалы и оборудование:

Раздаточный материал: микробы

Техническое оборудование: мультимедийная установка, ноутбук.

Виды детской деятельности:

игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Обратная связь: осуществляется через постановку вопрос, индивидуальную помощь.

Контроль и коррекция: Идут сразу же, корректируются ошибки при помощи косвенных вопрос и объяснений.

СЛАЙД № 1 заставка

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент:

(психологический настрой 1 мин.)

Логопед: Всем, всем, всем, доброе утро. Настал новый день. И я рада вас всех видеть. Ребята к нам сегодня пришли, гости давайте поздороваемся, улыбнёмся и подарим всем хорошее настроение, а заодно и поздороваемся друг с другом

И скорей вставайте в круг.

(выполнять в соответствии с текстом каждое упр. по 3 раза)

-Ребята, покажите мне свои ладошки.

- Разотру ладошки сильнее, сильнее, и умоемся теплом, смелее, смелее.

Разотрем мы лоб (двумя пальцами выполняют массаж лба)

Нос, крылья носа в одну сторону, в другую.

(движение в соответствии с текстом, по 3 раза)

Губки наши грустные, а теперь веселые.

Щечки трем, трем, трем - будем мы красивые как саду цветочки

Ушки лепим, лепим, лепим, сверху вниз, снизу вверх.

А теперь сложили ушки, разложили.

Шейку гладим, грудку трем.

И немножко отдохнем!

БУДЕМ ВСЕ ЗДОРОВЫМИ

Я надеюсь, у вас у всех хорошее настроение и мы продолжим.

2. Постановка проблемы, создание мотивации детей.

День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас:

- А кто знает- что такое микроб?

«Микроб – это очень опасный злодей,

Не жалко ему ни зверей, ни людей.

Всех страшных болезней причина – микроб,

Логопед: Кстати ребята, а вы знаете, что такое микроскоп? (ответы детей)

Микроскоп – это оптический прибор для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом.

Логопед: Послушайте захватывающую историю! (дети садятся на стулья)

Видео фрагмент: "Микробы очень маленькие существа"

Логопед: Совсем недавно у нас тоже появился новый вирус. Кто, знает, как он называется? (ответы детей - КОРОНОВИРУС) Чего боится этот вирус? Что нам необходимо соблюдать, чтобы не заболеть? (ответы детей)

После просмотра мультфильма наши глаза устали, пора сделать гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз

Раз –налево, два – направо,

Три –наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Логопед: А где о микробах и вирусах можно узнать подробно? (рассуждение детей, в лаборатории)

- А вы знаете, что такое лаборатория? (Лаборатория – это специальное место, где проводятся опыты и эксперименты)

Логопед: Отправляемся в лабораторию

И себе мы представляем

1, 2, 3,вокруг себя обернись в лаборатории окажись (глазки открываем)

Логопед: Сейчас мы с вами пройдем в нашу научную лабораторию.

- Как вы думаете, какие правила нужно соблюдать, работая в лаборатории?

(ответы детей. Быть аккуратными не спешить, внимательно слушать, не перебивать друг друга, работать сообща, точно выполнять указания, не толкаться и соблюдать тишину, аккуратно работать с оборудованием, в конце опытов делать вывод. Дети одевают белые халаты).

Предлагаю провести эксперимент (Эксперимент - новое слово).

Логопед: Действительно, микробы очень маленькие. Хотите посмотреть, как передаются микробы, если мы не моем руки?

(логопед наносит на свои ладони муку, а потом играет в кругу с детьми в ладошки, после игры дети вытирают ладошки влажными салфетками).

Раз ладошка, два ладошка

Поиграем мы немножко.

Логопед: Посмотрите на свои ладошки, что вы видите? Они испачкались! Почему? (ответы детей)

Логопед: Когда мы трогаем руками друг друга и разные окружающие нас предметы, то микробы попадают на наши руки, а потом к нам в рот (дети влажными салфетками вытирают руки)

Наши грязные ладошки (дети показывают ладошки)

Будем мылом дружно мыть (мылят)

Мылим, мылим, мылим, мылим.

Сколько пены – посмотри! (показывают)

Между пальцев тоже моем (мяч в ладошках, пальцы скрещены)

Все микробы удалим

И прозрачною водичкой (поглаживающие движения мячом по рукам)

Ручки наши освежим (похлопывающие движения по рукам мячом)

Смоем мыло, смоем пену (поглаживающие движения мячом по рукам)

Полотенцем промокнем (промокающими движениями)

Только с чистыми руками (показывают)

Кушать и играть пойдем!

Логопед: Я вам ребята говорила, что микробы и вирусы, живые существа. И как нам это проверить. (рассуждение детей) Я предлагаю в этом убедиться. Посмотреть в микроскоп и сказать, что вы там увидели. А теперь взять микроб рассмотреть его в увеличительное стекла, а теперь зажать его в ладошке, и понаблюдать, что с ним произойдет? (рассуждение детей)

Логопед: Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лаборатории бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Мы устали мы трудились

Дышим глубже не спеша

Правую руку на грудь, левую на живот:

глубокий вдох и медленный выдох, глубокий вдох и резкий выдох.

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

(дети потягиваются)

Вправо, влево повернись

На соседа оглянись.

Чтобы стать еще умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

(круговые движения головы)

Мы ногами – топ – топ,

Мы глазами миг – миг,

Мы плечами чик – чик.

(движение в соответствии с текстом)

Раз – сюда, два – сюда,

Повернись вокруг себя.

Ванькой – встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Словно вышли на парад,

(шагают на месте)

Раз – два, раз-два,

Заниматься нам пора.

Логопед: В лаборатории все свои исследования лаборанты записывают в электронный журнал. (логопед пытается включить компьютер, но нечего не работает, идут помехи)

Логопед: Ребята, как вы думаете, что случилось? (рассуждение детей)

Логопед: В компьютер попал вирус? И что нам делать, как лечить (рассуждение детей)

Логопед: Ребята, а вы знаете, что такое компьютерный ВИРУС? (ответы детей)

Логопед: Не расстраивайтесь, ребята.

(Демонстрация мульт - ролика)

Компьютерный вирус — это специальная программа, Способная самопроизвольно присоединяться к другим программам и при запуске последних выполнять различные нежелательные действия: порчу файлов и каталогов; искажение результатов вычислений; засорение или стирание памяти; создание помех в работе компьютера.

Логопед: Компьютерный вирус испортил все файлы. Что нам делать? (рассуждение детей)У меня есть флэшка с Антивирусом, но она сломалась.

(картинка с изображением флэшки с надписью Антивирус)

Логопед: Ну, что ребята попробуем выполнить задания? (дети собирают слово Антивирус)

Логопед: Какое слово получилось? (ответы детей, ребенок читает слово Антивирус)

Логопед: Внимание на экран.

- Посмотрите как рад наш компьютер. Он полностью восстановил свою программу и с нашей помощью избавился от вируса.

Логопед: Давайте занесем наши данные по исследованию микробов в электронный журнал. (интерактивная игра про вирус)

Логопед: Наше сегодняшнее увлекательное путешествие в лабораторию подошло к концу. Нам пора возвращаться в группу. (дети снимают халаты)

Вокруг себя обернись в группе окажись.

- Давайте еще раз возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, скажите, что вам понравилось? Что нового вы сегодня узнали? Что вас порадовало? Что огорчило? Какие задания вы выполняли? Что для вас было самым трудным?

1. Журнал Логопед 2011г. № 2

5. Интернет ресурсы

В конспекте представлены опыты, которые можно провести с детьми формируя у ни знания о правилах личной гигиены и навыков заботы о собственном здоровье.

Цель: Формирование основ здорового образа жизни, знаний о правилах гигиены.

Задачи:

  • Создавать условия для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности.
  • Формировать знания о том, что все многие заболевание носят инфекционный характер и передаются воздушно-капельным и бытовым путем.
  • Способствовать формированию представления о том, окружающий мир населен микроорганизмами – микробами.
  • Ввести в активный словарь слова: гигиена, микроорганизмы, чистота, гигиенические процедуры, размножение, микроскоп, микробиология, зоология
  • Воспитывать у детей дошкольного возраста потребность пользоваться правилами личной гигиены.
  • Создать условия для перевода полученных данных о том, что человек в силах уберечь себя сам от болезней, в личностно необходимые привычки

Предварительная работа:

Содержание:

Сюрпризный момент: Незнайка

Ход мероприятия

Организационный момент

Сюрпризный момент

Воспитатель: Незнайка, ты не прав. Кто такие микробы?

Пусть нам расскажут об этом дети

Стихи о микробах

Незнайка: Какой такой микроб? Ничего не знаю. Как так заболеть? Не хочу

Избыточная информация: Мельчайшие микроорганизмы, которых на нашей планете миллиарды миллиардов. Даже в нашей комнате, на ваших руках и одежде. Они живу кругом. На одном отрезке кожи размером один квадратный сантиметр их миллион. А каких микробов вы знаете (вредных и полезных). Не будь он таким шустрым и маленьким, мы бы обязательно увидели микроба. Микробов изучают разные науки микробиология, зоология. И как они выглядят, я предлагаю вам посмотреть.

Вредные микробы находятся везде, больше всего их во влажной среде. А где у нас влажная среда? (во рту). И поэтому когда мы чихаем и кашляем и забываем закрывать рот, наши микробы разлетаются. Хотите проверить?

1 Опыт

Оборудование: зеркала с чистой зеркальной поверхностью, салфетки, платочки индивидуально, пульверизатор с теплой водой.

Ход: Рассматриваем зеркало. Какое оно?

Далее один ребенок на зеркало дышит, один кашляет, один чихает, близко приставив зеркало ко рту.

Проверьте чистое ли ваше зеркало сейчас? Нет. На нем появились капельки. А мы с вами знаем, что в капельках живет много, много микробов. И поэтому из незащищенного рта капельки разлетаются вокруг и оседают на другие предметы, людей. А разлетаются они примерно вот так (воспитатель подносит пульверизатор близко ко рту и брызгает вокруг).

Вывод: Именно таким образом, микробы, попавшие из организма других людей, могут вызвать заболевания. Что же делать, чтобы микробы не разлетались (варианты детей: прикрывать рот ладошкой, воспользоваться салфеткой)

2 Опыт

Оборудование: Чаша мелконарезанной новогодней мишурой.

Ход: Вы сказали воспользоваться ладошкой.

Я предлагаю опустить руки в чашу, (один или два ребенка) перемешайте мишуру. Классно. Покажите свои руки детям. А теперь пожмите руку соседу? А сосед следующему (и так далее). Посмотрите, теперь у каждого руки в мишуре. Красивые, такие блестящие, как капельки слюны из нашего рта, когда вы кашляли и закрывали рот рукой.

Вывод: Мишура с ваших рук как микробы, которые переходят от человека к человеку. А если мы сейчас заденем предметы в группе, наши микробы перейдут и на них. И человек, который не болел, но набрал этих микробов, становится зараженный ими.

Так как же нам, все таки, спастись от микробов? Правильно, надо закрывать рот платочком и платочек как можно чаще стирать. Проверим, сбегут ли наши микробы через платочек? (проводится повторно первый опыт с зеркалами и платком)

3 Опыт

Микробы у нас разные и Саши свои, у Оксаны свои. Но они постоянно перемешиваются. И если организм со своими микробами справляется, то когда они переходят к другим, очень сильно могут нам навредить. Как перемешиваются, спросите вы. А давайте проверим.

Оборудование: прозрачные стаканчики, наполненные наполовину разноцветной водой синего, желтого, зеленого, красного цвета.

Ход: Каждый ребенок держит свой стаканчик. По очереди один ребенок переливает в стакан к соседу свою воду, второй потом отдает ее обратно. В результате этих действий вода становится грязного цвета.

Вывод: Таким образом, ваши микробы, перемешиваясь, дают печальный результат. Очень много чужих микробов постоянно попадает к вам. И из красивых и хороших, превращаются во вредных и опасных.

4 Опыт

Хотите проверить, ребята, что на ваших руках имеются микробы.

Оборудование: стаканчики с водой, в которую добавлен сок лимона, лист белой бумаги, утюг.

Ход: Проводим опасный эксперимент. Сейчас мы с вами увидим микробов, будем их ловить. Кто не боится. Что у меня в руках? (белая бумага) На ней есть какие-нибудь следы? Нет. 2 ребенка опускают руки в стаканчик с водой, встряхивают, а потом прижимают к листу бумаги. Видите ли вы теперь микробов. Нет. А теперь в дело вступаю я, самый ловкий искатель микробов, знаменитый профессор Знайкин. Я включила утюг, он уже очень сильно нагрелся. Нужно ли вам его трогать (Нет) Почему? А что может случится, если я не выключу утюг. Я обязательно выключу его после нашего опасного эксперимента. А пока я начинаю гладить наши чистые, белые листочки, чтобы поймать микробов.

Вывод: Под воздействием горячего утюга, следы кислого лимона проступают на листе бумаги коричневым цветом. Вот они наши микробы. Посмотрите, они сидели по всей ладошке. Но мы поймали их.

5 Опыт

И как же от них спастись?

Оборудование: Чаша с подкрашенной черным мукой, таз с водой, мыло, у детей лупы.

Ход: Кто самый смелый? Опускай руки в чашу. Фу, какие грязные руки. Отряхивай, отряхивай. Все встряхнул? Ну-ка проверим, ребята. Может еще потрясешь или, все таки, попытаешься смыть. Пополощи руки слегка. Теперь они у тебя чистые? Нет. Сильнее полощи. А может, помоешь тщательно с мылом. После каждого действия дети рассматривают мучные руки через лупу. До тех пора руки не будут чистые.

Вывод: Руки теперь чистые. Ребята, а вода в тазу стала какая? Но зато, руки теперь действительно чистые и никакие болезни из-за грязных рук нам не страшны. Надо обязательно мыть руки с мылом.

Оборудование: магнитофон, запись с мелодиями двух видов: тревожная грозная, легкая и приятная.

Ход: Под одну мелодию дети изображают страшных микробов, под легкую – приветливых и дружелюбных.

6 Опыт (опыт – хитрость, небольшой обман)

Я знаю, что микробы есть везде. На одежде, игрушках в воде. Кстати о воде. Наши некоторые девчонки и мальчишки очень любят кушать снег. Посмотрите, я принесла для вас с улицы снег и поставила его оттаивать. Какая вода теперь в моем стакане? (грязная) А как вы думаете, есть ли в ней микробы? Проверим?

Оборудование: стакан с крахмальной водой (мутной и отстоянной, чтобы не было видно крахмала), стакан, кипяченая вода, йод.

Ход: Для чистоты эксперимента надо налить в этот стакан кипяченой воды. Ребенок наливает воду в стакан из чайника с кипяченой водой. А что это такое у меня? (йод). Надо его бояться. А для чего он нужен. Правильно. Все вредные микробы очень боятся йода, они от него погибают. Какого цвета йог? Если я его налью в чистую воду. Какого цвета будет вода? Проверяем. Это чистая кипяченая вода, она без микробов. А эта уличная. Будут ли отличаться наши стаканчики с водой. Мы наливаем йод.

Вывод: в стакане с чистой водой вода становится под цвет йода. В другом стакане (крахмальная вода) вода становится синей. Дети видят разницу. В этом опыте хитрость главное не показатель химической реакции йодо-крахмальное соединение. Главное, что йод нужен для обеззараживания, полезен и грязную воду, снег есть нельзя. Попались наши микробы голубчики. Больше никогда вредить нам не будете. Мы будем пользоваться йодом. И снег на улице, и некипяченую воду из под крана пить не будем. Правда?

7 Опыт

Оборудование: кефир, сыр, сметана как продукт жизнедеятельности молочных микроорганизмов, дрожжевая закваска, сдобные булочки, хлебные кусочки на тарелочке, завернутые в пищевую пленку, прокисшее молоко.

Вывод: Плесневые микробы ни трогать, ни пробовать нельзя. Они вредны, и могут принести вред. Хотя есть такое лекарство, оно называется пенициллин, его получают как раз из плесневых микробов. Оно помогает от очень многих инфекционных заболеваний. Но мы с вами знаем, что без разрешения лекарство трогать нельзя, в неправильных дозах лекарство превращается в яд и человек может погибнуть.

- Ребята, посмотрите, белок в молоке от встречи с полезными микробами свернулся. Но тем не мене, он все еще полезен. Он нужен нашему организму для роста.

- Как поднялось наше тесто. Это выросли микробы. Сначала их было мало. Но теплая, сырая среда, сахар, мука и вода, помогают им расти точно так же как нам с вами все полезные продукты. Мы употребляя полезные продукты становимся сильнее, выше, здоровее, так же и микробы. В хорошей для них среде быстро растут.

8 Опыт

Оборудование: 2 яйца, 2 зуба из пенопласта, высокая чаша, уксус, зубная щетка, зубная паста с кальцием.

О том, что молочные продукты любые очень полезны, говорит мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатель, продавец в магазине, диктор по телевидению, врач в больнице. Чем же полезно молоко? В нем тоже есть полезные элементы. Они называются кальций. Он служит для укрепления наших зубов и мы сейчас снова поставим длительный эксперимент. Перед вами два яйца. Потрогайте, какое яйцо. Что вы про него можете сказать. В скорлупке яйца очень много кальция. Поэтому оно твердое. Но кислота, которая находится в нашем организме, может разрушить кальций, и зубы и кости будут болеть и ломаться. Давайте посмотрим, что же будет, если мы на зуб капнем кислотой. Сейчас мне поможет тот, кто дома не чистит зубы два раза в день. (На пенопластовые зубы капнуть уксусную кислоту. Зубы растворяться). Сейчас мне будут помогать те, кто чистит дома зубы Он намажет одно яйцо зубной пастой, а второе оставим как есть. Теперь положим наши яйца в чашу с кислотой, которую мама использует дома, когда варит борщ, маринует помидоры, огурцы. Можно трогать ее без разрешения взрослых. Почему? Кладем. Пока наши яйца думают как же им вести себя в уксусе, я предлагаю вам теперь очень полезный полдник, который подарили нам наши друзья, полезные микробы: кефир и булочка. Опыт требует длительного времени. Поэтому лучше одно яйцо подготовить заранее, продержав его дня два в уксусе. Или, как отсроченный результат, проверить его на следующий день.

Вывод: То яйцо, которое не было обработано зубной пастой, стало мягкое. А яйцо, которое было намазано пастой осталось твердое. Для того чтобы наши зубы были крепкие. Что мы с вами должны делать? Чистить.

Вот и подошло к концу наше познавательное экспериментирование. Не забудь о гигиене!

Главная задача биологии — это развитие представлений у человека о живых организмах, о многообразии видов, обо всех закономерностях развития живых существ, а также об их взаимодействии с окружающей природой. Предмет основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) позволяет получить знания и умения, которые помогут сохранить жизнь и здоровье в опасных ситуациях. Эти ситуации всегда возникают неожиданно, но, тем не менее, большинство из них предсказуемы и к ним можно подготовиться заранее. ОБЖ учит нас предвидеть возможные опасности и минимизировать потери от той или иной ситуации. Сегодня мы сталкиваемся с новым видом вирусной опасности COVID-19,о котором поговорим с точки зрения биологии и ОБЖ.

Что такое вирус?

Вирус — это неклеточный инфекционный агент. Сегодня нам известно около 6 тысяч различных вирусов, но их существует несколько миллионов. Вирусы не похожи друг на друга и могут иметь как форму сферы, спирали, так и форму сложного асимметричного сплетения. Размеры вирусов варьируются от 20 нм до 300 нм.

Как устроен вирус?

В центре агента находится генетический материал РНК или ДНК, вокруг которого располагается белковая структура — капсид.
Капсид служит для защиты вируса и помогает при захвате клетки. Некоторые вирусы дополнительно покрыты липидной оболочкой, т.е. жировой структурой, которая защищает их от изменений окружающей среды.

Вирусолог Дэвид Балтимор объединил все вирусы в 8 групп, из которых некоторые группы вирусов содержат 1-2 цепочки ДНК. Другие же содержат 1 цепочку РНК, которая может удваиваться или достраивать на своей матрице ДНК. При этом каждая группа вирусов производит себя в различных органеллах зараженной клетки.

Вирусы имеют определенный диапазон хозяев, т.е. он может быть опасен для одних видов и абсолютно безвреден для других. Например, оспой болеет только человек, а чумкой только некоторые виды плотоядных. Вирус не способен выжить сам по себе, поэтому активируется только в хозяйской клетке, используя ее ресурсы и питательные вещества. Цель вируса — создание множества копий себя, чтобы инфицировать другие клетки!

Вирусы

Как вирус попадает в организм?

  • через физические повреждения (например, порезы на коже)
  • путём направленного впрыскивания (к примеру, укус комара)
  • направленного поражения отдельной поверхности (например, при вдыхании вируса через трахею)
  • к эпителию слизистых оболочек (это например вирус гриппа)
  • к нервной ткани (вирус простого герпеса)
  • к иммунным клеткам (вирус иммунодефицита человека)

Биология. Рабочая тетрадь. 9 класс

Геном вируса встраивается в одну из органелл или цитоплазму и превращает клетку в настоящий вирусный завод. Естественные процессы в клетке нарушаются, и она начинает заниматься производством и сбором белка вируса. Этот процесс называется репликацией. И его основная цель — это захват территории. Во время репликации генетический материал вируса смешивается с генами клетки хозяина — это приводит к активной мутации самого вируса, а также повышает его выживаемость. Когда процесс репликации налажен, вирусная частица отпочковывается и заражает уже новые клетки, в то время как инфицированная ранее клетка продолжает производство.

Выход вируса

Вирус создал множество собственных копий, клетка оказывается изнуренной из-за использования ее ресурсов. Больше вирусу клетка не нужна, поэтому клетка часто погибает и новорожденным вирусам приходится искать нового хозяина. Это и есть заключительная стадию жизненного цикла вируса.

Скорость распространения вирусной инфекции

Размножение вирусов протекает с исключительно высокой скоростью: при попадании в верхние дыхательные пути одной вирусной частицы уже через 8 часов количество инфекционного потомства достигает 10³, а концу первых суток − 10²³.

Вирусная латентность

Как вирус распространяется?

  • воздушно-капельный (кашель, чихание)
  • с кожи на кожу (при прикосновениях и рукопожатиях)
  • с кожи на продукты (при прикосновениях к пище грязными руками вирусы могут попасть в пищеварительную и дыхательную системы)
  • через жидкие среды организма (кровь, слюну и другие)

Почему с вирусами так тяжело бороться?

Сегодня людям уже удалось победить некоторые вирусы, а некоторые взять под жесткий контроль. Например, Оспа (она же черная оспа). Болезнь вызывается вирусом натуральной оспы, передается от человека к человеку воздушно-капельным путем. Больные покрываются сыпью, переходящей в язвы, как на коже, так и на слизистых внутренних органов. Смертность, в зависимости от штамма вируса, составляет от 10 до 40 (иногда даже 70%), На сегодняшний день вирус полностью истреблен человечеством.

Кроме того, взяты под контроль такие заболевания, как бешенство, корь и полиомиелит. Но помимо этих вирусов существует масса других, которые требуют разработок или открытия новых вакцин.

Коронавирус

Виновником эпидемии, распространяющейся сегодня по миру, стал коронавирус, вирусная частица в 0,1 микрона. Свое название он получил благодаря наростам на своей структуре, своеобразным шипам. Внутри вируса спрятан яд, с помощью которого он подчиняет себе зараженный организм. Этот вирус воздействует не только на человека, но и на птиц, свиней, собак и летучих мышей. В настоящий момент выделяют от 30 до 39 разновидностей коронавирусной инфекции. Но для человека патогенно всего 6. И как любой другой вирус COVID-19 мутирует.

симптомы и признаки.jpg

К наиболее распространенным симптомам COVID-19 относятся повышение температуры тела, сухой кашель и утомляемость. К более редким симптомам относятся боли в суставах и мышцах, заложенность носа, головная боль, конъюнктивит, боль в горле, диарея, потеря вкусовых ощущений или обоняния, сыпь и изменение цвета кожи на пальцах рук и ног. Как правило, эти симптомы развиваются постепенно и носят слабо выраженный характер. У некоторых инфицированных лиц болезнь сопровождается очень легкими симптомами.

Сколько же может жить этот вирус вне организма? Все зависит от типа вируса и от той поверхности, на которую вирусы попали. В качестве примера было рассмотрено 3 вируса, по которым велись исследования. Изучали время, на которое может задерживаться вирус на различных поверхностях. Данные приведены в таблице.

Таблица

Поскольку пока не изобретено вакцины от COVID-19, в целях защиты от инфекции самым важным для нас является соблюдение гигиены.

Гигиена — раздел медицины, изучающий влияние жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры (санитарные нормы и правила), направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни.

Сегодня следует соблюдать определенные правила гигиены:

  • Соблюдение режима труда и отдыха, не допускающего развития утомления и переутомления.
  • Выполнение условий, обеспечивающих здоровый и полноценный сон (свежий воздух, отсутствие шума, удобная постель, оптимальная продолжительность).
  • Правильное здоровое питание в соответствии с потребностями организма.
  • Комфортный микроклимат в жилище (температура, влажность и подвижность воздуха, естественная и искусственная освещенность помещений).
  • Содержание в чистоте тела и тщательный уход за зубами.
  • Спокойное и корректное поведение в конфликтных ситуациях.

профилактика.jpg

Цель: Дать детям элементарное представление об инфекционных

болезнях и их возбудителях (микробы, вирусы).

Рассказать об инфекционных болезнях и как они передаются от человека к человеку.

Задачи: Воспитать у детей правильное отношение к здоровью, расширять представления о том, что полезно, а что вредно.

Материал: иллюстрации микробов, пластилин.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Микробы бывают разные :

Страшные и грязные,

-Ребята, вы догадались, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать?

-Мы сегодня поговорим о микробах и вирусах.

2. Основная часть.

Микробы или бактерии — очень маленькие живые существа. Их нельзя увидеть глазами, а можно рассмотреть только в микроскоп.

Бактерии живут повсюду: в почве; в воздухе, особенно в непроветриваемом помещении; в грязной воде; в пище, которую мы едим, особенно если она готовилась в грязной посуде; на немытых овощах и фруктах; на грязной одежде. Бактерии можно найти на всех предметах, с которыми мы соприкасаемся: на ручках дверей, на поручнях автобусов. Много бактерий на грязной коже.

У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много новых таких же, как и он, микробов.

Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо.

Давайте посмотрим, как это происходит. скатайте шарик из пластилина. Вот так выглядит микроб, который вызывает ангину и другие заболевания. Через некоторое время микроб начинает делиться. Давайте разделим шарик пополам. Сначала микробы маленькие, потом они питаются и растут. Их становится все больше и больше и человек заболевает сильнее. А теперь посмотрим, что будет если человек примет лекарство. Они сморщились и слиплись между собой. (сдавите шарики между собой)Вот справился организм, выздоровел. Конечно лучше никогда не болеть. Для этого нужно укреплять организм, закалять его, мыть руки, следить за чистотой одежды.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите

Влево, вправо повернулись, Сели-встали

Сели-встали и на месте побежали.

Давайте поиграем в игру и посмотрим, знаете ли вы, какими предметами гигиены можно пользоваться вместе, а какими только одному.

Полотенце, кисточка, зубная щётка, зубная паста, расчёска, карандаши, носовой платок, книга, игрушки.

– А как вы думаете, какую пользу приносит носовой платок? (Ответы детей).

– При чихании и кашле больной человек разбрызгивает 40000 маленьких капелек, которые разлетаются на 3-5 метров. Капельки очень лёгкие, они долго могут парить в воздухе. Люди, стоящие рядом, вдыхают эти капельки вместе с миллионом микробов, находящихся в них. Так здоровый человек может заразиться и заболеть. Но микробу можно преградить дорогу, это поможет сделать сложенный вчетверо носовой платок. Прикрой при кашле или чихании платком рот или нос. А как ещё микробы могут попасть в наш организм? (Ответы детей).

– От игры или работы, руки становятся грязными. И ничего страшного тут нет. Страшно, когда дети садятся кушать с грязными руками. Вместе с едой микробы попадают в организм. Так что же надо делать, чтобы избавиться от гадких микробов. Какие правила гигиены вы знаете? (ответы детей)

3. Итог занятия.

-Ребята, мы сегодня с вами узнали много интересного. Узнали что такое микробы и вирусы, что нужно делать при чихании и кашле. Узнали, что нельзя пить воду из - под крана, вспомнили правила личной гигиены. Надеюсь, вы будете их соблюдать и никогда не заболеете.

Цель: Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах и вирусах).

Задачи: Воспитать у детей правильное отношение к здоровью. Привлечь личный опыт детей, рассказать об инфекционных болезнях и как они передаются от человека к человеку. Напомнить, что следует заботиться не только, о своем здоровье, но и о здоровье окружающих.

Микробы - это крошечные живые организмы, которые могут проникать в наши тела и заставлять нас болеть, когда мы не выполняем надлежащую гигиену.

Вирусы – внутриклеточные паразиты, они размножаются только в живых клетках, используя их питательные вещества для синтеза зрелых вирусных частиц.

Хотя мы не можем разглядеть глазами, микробы и вирусы могут распространяться через слюну, когда мы чихаем или кашляем, не закрывая нос и рот, или, когда мы не моем тщательно руки.

Как только они оказываются в нашем организме, они начинают там разбойничать и хулиганить, размножаются и делают нам плохо. Человек, подхвативший вирус, начинает кашлять, чихать, у него поднимается высокая температура, а также могут быть более серьезные заболевания, такие как тонзиллит и пневмония. Микробы могут также стать причиной кишечной инфекции.

Если бы вы могли посмотреть в микроскоп на кровь человека, который болеет, вы бы увидели кучу крохотных извивающихся палочек, спиралек - вирусов, возбудителей болезней. Иногда они забираются даже в самые дальние уголки нашего тела.

Для того чтобы уберечь себя от вредоносных вирусов и микробов, необходимо соблюдать самые простые правила:

1. Мыть руки после посещения общественных мест и перед каждым приемом пищи.

2. Использовать влажные салфетки или дезинфицирующие гели вне дома даже тогда, когда рядом нет взрослого, который может об этом напомнить.

3. Не прикасаться руками к глазам и к носу, чтобы избежать попадания вирусов в организм через слизистые оболочки. Согласно статистике, человек неосознанно касается своего лица до 20 раз в час!

4. Не обмениваться личными вещами с другими детьми (предметы посуды, носовые платки и проч.) во время повышенной заболеваемости вирусными инфекциями.

Так же не следует забывать, что активный образ жизни, спорт, свежий воздух и здоровый сон делают организм более выносливым и защищенным от разных вирусов и микробов.

Соблюдайте эти простые правила и будьте здоровы!

Прикреплённые файлы:

Как рассказать детям дошкольного возраста о Великой Отечественной войне.

Как рассказать детям дошкольного возраста о Великой Отечественной войне. Для разновозрастной группы для детей с ЗПР и детей среднего возраста с ТНР общеобразовательной группы. Автор Фадеева Елена Николаевна В.

Наблюдения в мае (средняя группа)

Наблюдения в мае (средняя группа) Смотрим в окно – идет дождь. Вспоминаем потешку: Дождик, дождик, кап да кап, Мокрые дорожки. Нам нельзя идти гулять – Мы промочим.

Читайте также: