Классификация вирусов у ребенка

Обновлено: 25.04.2024

Главная задача биологии — это развитие представлений у человека о живых организмах, о многообразии видов, обо всех закономерностях развития живых существ, а также об их взаимодействии с окружающей природой. Предмет основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) позволяет получить знания и умения, которые помогут сохранить жизнь и здоровье в опасных ситуациях. Эти ситуации всегда возникают неожиданно, но, тем не менее, большинство из них предсказуемы и к ним можно подготовиться заранее. ОБЖ учит нас предвидеть возможные опасности и минимизировать потери от той или иной ситуации. Сегодня мы сталкиваемся с новым видом вирусной опасности COVID-19,о котором поговорим с точки зрения биологии и ОБЖ.

Что такое вирус?

Вирус — это неклеточный инфекционный агент. Сегодня нам известно около 6 тысяч различных вирусов, но их существует несколько миллионов. Вирусы не похожи друг на друга и могут иметь как форму сферы, спирали, так и форму сложного асимметричного сплетения. Размеры вирусов варьируются от 20 нм до 300 нм.

Как устроен вирус?

В центре агента находится генетический материал РНК или ДНК, вокруг которого располагается белковая структура — капсид.
Капсид служит для защиты вируса и помогает при захвате клетки. Некоторые вирусы дополнительно покрыты липидной оболочкой, т.е. жировой структурой, которая защищает их от изменений окружающей среды.

Вирусолог Дэвид Балтимор объединил все вирусы в 8 групп, из которых некоторые группы вирусов содержат 1-2 цепочки ДНК. Другие же содержат 1 цепочку РНК, которая может удваиваться или достраивать на своей матрице ДНК. При этом каждая группа вирусов производит себя в различных органеллах зараженной клетки.

Вирусы имеют определенный диапазон хозяев, т.е. он может быть опасен для одних видов и абсолютно безвреден для других. Например, оспой болеет только человек, а чумкой только некоторые виды плотоядных. Вирус не способен выжить сам по себе, поэтому активируется только в хозяйской клетке, используя ее ресурсы и питательные вещества. Цель вируса — создание множества копий себя, чтобы инфицировать другие клетки!

Вирусы

Как вирус попадает в организм?

  • через физические повреждения (например, порезы на коже)
  • путём направленного впрыскивания (к примеру, укус комара)
  • направленного поражения отдельной поверхности (например, при вдыхании вируса через трахею)
  • к эпителию слизистых оболочек (это например вирус гриппа)
  • к нервной ткани (вирус простого герпеса)
  • к иммунным клеткам (вирус иммунодефицита человека)

Биология. Рабочая тетрадь. 9 класс

Геном вируса встраивается в одну из органелл или цитоплазму и превращает клетку в настоящий вирусный завод. Естественные процессы в клетке нарушаются, и она начинает заниматься производством и сбором белка вируса. Этот процесс называется репликацией. И его основная цель — это захват территории. Во время репликации генетический материал вируса смешивается с генами клетки хозяина — это приводит к активной мутации самого вируса, а также повышает его выживаемость. Когда процесс репликации налажен, вирусная частица отпочковывается и заражает уже новые клетки, в то время как инфицированная ранее клетка продолжает производство.

Выход вируса

Вирус создал множество собственных копий, клетка оказывается изнуренной из-за использования ее ресурсов. Больше вирусу клетка не нужна, поэтому клетка часто погибает и новорожденным вирусам приходится искать нового хозяина. Это и есть заключительная стадию жизненного цикла вируса.

Скорость распространения вирусной инфекции

Размножение вирусов протекает с исключительно высокой скоростью: при попадании в верхние дыхательные пути одной вирусной частицы уже через 8 часов количество инфекционного потомства достигает 10³, а концу первых суток − 10²³.

Вирусная латентность

Как вирус распространяется?

  • воздушно-капельный (кашель, чихание)
  • с кожи на кожу (при прикосновениях и рукопожатиях)
  • с кожи на продукты (при прикосновениях к пище грязными руками вирусы могут попасть в пищеварительную и дыхательную системы)
  • через жидкие среды организма (кровь, слюну и другие)

Почему с вирусами так тяжело бороться?

Сегодня людям уже удалось победить некоторые вирусы, а некоторые взять под жесткий контроль. Например, Оспа (она же черная оспа). Болезнь вызывается вирусом натуральной оспы, передается от человека к человеку воздушно-капельным путем. Больные покрываются сыпью, переходящей в язвы, как на коже, так и на слизистых внутренних органов. Смертность, в зависимости от штамма вируса, составляет от 10 до 40 (иногда даже 70%), На сегодняшний день вирус полностью истреблен человечеством.

Кроме того, взяты под контроль такие заболевания, как бешенство, корь и полиомиелит. Но помимо этих вирусов существует масса других, которые требуют разработок или открытия новых вакцин.

Коронавирус

Виновником эпидемии, распространяющейся сегодня по миру, стал коронавирус, вирусная частица в 0,1 микрона. Свое название он получил благодаря наростам на своей структуре, своеобразным шипам. Внутри вируса спрятан яд, с помощью которого он подчиняет себе зараженный организм. Этот вирус воздействует не только на человека, но и на птиц, свиней, собак и летучих мышей. В настоящий момент выделяют от 30 до 39 разновидностей коронавирусной инфекции. Но для человека патогенно всего 6. И как любой другой вирус COVID-19 мутирует.

симптомы и признаки.jpg

К наиболее распространенным симптомам COVID-19 относятся повышение температуры тела, сухой кашель и утомляемость. К более редким симптомам относятся боли в суставах и мышцах, заложенность носа, головная боль, конъюнктивит, боль в горле, диарея, потеря вкусовых ощущений или обоняния, сыпь и изменение цвета кожи на пальцах рук и ног. Как правило, эти симптомы развиваются постепенно и носят слабо выраженный характер. У некоторых инфицированных лиц болезнь сопровождается очень легкими симптомами.

Сколько же может жить этот вирус вне организма? Все зависит от типа вируса и от той поверхности, на которую вирусы попали. В качестве примера было рассмотрено 3 вируса, по которым велись исследования. Изучали время, на которое может задерживаться вирус на различных поверхностях. Данные приведены в таблице.

Таблица

Поскольку пока не изобретено вакцины от COVID-19, в целях защиты от инфекции самым важным для нас является соблюдение гигиены.

Гигиена — раздел медицины, изучающий влияние жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры (санитарные нормы и правила), направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни.

Сегодня следует соблюдать определенные правила гигиены:

  • Соблюдение режима труда и отдыха, не допускающего развития утомления и переутомления.
  • Выполнение условий, обеспечивающих здоровый и полноценный сон (свежий воздух, отсутствие шума, удобная постель, оптимальная продолжительность).
  • Правильное здоровое питание в соответствии с потребностями организма.
  • Комфортный микроклимат в жилище (температура, влажность и подвижность воздуха, естественная и искусственная освещенность помещений).
  • Содержание в чистоте тела и тщательный уход за зубами.
  • Спокойное и корректное поведение в конфликтных ситуациях.

профилактика.jpg

Строение вирусов. Классификация вирусов

Вирусы классифицируют по типу генетического материала, способам репликации, строению и расположению структурных белков (капсидов), а также наличию или отсутствию оболочки.

Генетическая структура и способы репликации ДНК-вирусы. Могут быть только двунитевыми и одноните-выми. К. первым относят вирус оспы, герпес-вирусы, аденовирусы, паповавирусы и полиомавирусы. Последние два вируса вызывают развитие доброкачественных (бородавки) и злокачественных (рак шейки матки) опухолей. Вирус гепатита В частично дву- и однонитевой. К однонитевым вирусам относят парвовирусы, вызывающие инфекционную эритему.

Репликация ДНК-вирусов обычно происходит в ядре клеток хозяина и сопровождается продукцией полимераз, воспроизводящих вирусную ДНК. При этом последняя не всегда встраивается в хромосомную ДНК хозяина.

строение вируса

РНК-вирусы. Эти вирусы содержат однонитевую РНК, но различаются по стратегии репродукции, (вирусы, содержащие плюс-однонитевую РНК и минус-однонитевую РНК). У плюс-однонитевых вирусов РНК транслируется в структурные белки и служит матрицей (мРНК) для РНК-зависимой РНК-полимеразы.

В состав минус-однонитевых вирусов входит собственная РНК-зависимая РНК-полимераза, продуцируемая на базе генома вируса мРНК. Последняя в свою очередь может быть матрицей для продукции вирусной (минус-однонитевой) РНК.

классификация вируса

Строение капсидов вирусов. Вирусная нуклеиновая кислота покрыта белковой оболочкой, состоящей из повторяющихся единиц (капсида) с икосаэдрическим (кубическим) или спиральным типами симметрии. Капсиды вирусов с икосаэдрическим типом симметрии имеют практически сферическую форму. Спиральный тип симметрии свойствен РНК-вирусам, капсиды которых окружают нуклеиновую кислоту, располагающуюся в виде спирали.

Капсид состоит из повторяющихся компонентов (капсомеров), количество генов, кодирующих его, снижено, тем самым облегчён процесс сборки вируса.

Оболочка вирусов. В некоторых случаях нуклеиновая кислота и капсидные белки вируса (нуклеокапсид) окружены липидной оболочкой, состоящей из компонентов клетки хозяина или ядерных мембран. Мембрана клетки хозяина изменяется под действием белков, кодируемых вирусом, или гликопротеинов, выступающих в роли рецепторов для других клеток хозяина. Покрытые оболочкой вирусы чувствительны к действию веществ, растворяющих липидную мембрану (например, эфиров).

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

История вирусологии. Основы вирусологии.

Репликация вирусов. Размножение вирусов.

Репликация вирусов. Размножение вирусов.

Биотехнологии в вирусологии.

биотехнологии в вирусологии.

Методология выращивания вирусов.

методология выращивания вирусов

Культивирование вирусов. Антигены вирусов и иммуннитет.

Культивирование вирусов

Иммунная система при вирусной инфекции.

иммунная система

Патогенез и механизмы противовирусной защиты организма.

механизмы противовирусной защиты

Развитие и образование противовирусного иммунитета.

Развитие и образование противовирусного иммунитета.

Вакцинопрофилактика вирусных инфекций.

Вакцинопрофилактика вирусных инфекций.

Физические методы инактивации вирусов для вакцин.

методы инактивации вирусов

Живые вакцины. Гетерологичные вакцины. Субъединичные вакцины.

субъединичные вакцины

Современные субъединированные и рекомбинантные вакцины.

рекомбинантные вакцины

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Респираторные инфекции у детей: причины, классификация

Респираторные заболевания, сопровождающиеся нарушением дыхательных функций:
• составляют 50% консультаций у врачей общей практики по поводу острых заболеваний у детей младшего возраста и треть — у детей старшего возраста;
• приводят к 20-35% госпитализаций в детские стационары по поводу острых заболеваний, некоторые из них угрожают жизни;
• астма — наиболее распространённое хроническое заболевание у детей в Великобритании;
• MB — наиболее распространённое врождённое, ухудшающее качество жизни расстройство у представителей европеоидной расы.

Респираторные инфекции - это наиболее часто встречающиеся инфекции в детском возрасте. Ребёнок дошкольного возраста болеет респираторными инфекциями в среднем от 6 до 8 раз в год. Большинство из них составляют лёгкие самоограничивающиеся заболевания верхних дыхательных путей (уха, горла, носа), но некоторые, такие как бронхиолит или пневмония, потенциально угрожают жизни.

Причины респираторных инфекций у детей

Вирусы вызывают 80-90% детских респираторных инфекций. Наиболее важными из них считают РСВ, риновирусы, вирус парагриппа, метапневмовирус и аденовирусы. Отдельный вирус может вызвать несколько различных типов заболеваний, например РСВ может вызывать бронхиолит, круп, пневмонию или обычную простуду.

Важные бактериальные патогены респираторного тракта — Streptococcus pneumoniae (пневмококк) и другие стрептококки, Haemophilus influenzae, Bordetella pertussis, вызывающая коклюш, и Mycoplasma pneumoniae. Могут возникать двойные инфекции — с двумя вирусными возбудителями или вирусным и бактериальным возбудителем. Важным патогеном остаётся Mycobacterium tuberculosis.

Некоторые возбудители вызывают предсказуемые эпидемии, такие как РСВ-бронхиолиты каждую зиму, тогда как другие, например пневмококк, демонстрируют небольшие сезонные колебания.

респираторные инфекции у детей

Факторы организма и среды приводящие к респираторным инфекциям у детей

Повышенный риск симптоматической респираторной инфекции связан со следующими факторами:
• низким социально-экономическим статусом (например, перенаселённое влажное жильё и плохое питание);
• многодетные семьи;
• курением родителей, особенно матери;
• полом: мальчики болеют чаще, чем девочки;

• недоношенностью, особенно если требуется ИВЛ или длительная оксигенотерапия;
• MB;
• врождёнными аномалиями сердца или лёгких;
• иммунодефицитом (редко) — как врождённым (например, гипогаммаглобулинемия), так и приобретённым (например, как результат лечения злокачественного новообразования или ВИЧ-инфекции).

Возраст ребёнка влияет на распространённость и тяжесть инфекций. В грудном возрасте распространены тяжёлые заболевания, требующие госпитализации, и существует наибольший риск смерти. Отмечают повышение частоты инфекций, когда ребёнок или его старшие братья или сестры начинают посещать детский сад или школу. Повторные инфекции верхних дыхательных путей бывают обычным явлением и редко указывают на первичное заболевание.

Классификация респираторных инфекций

Респираторные инфекции классифицируют в соответствии с наиболее поражённым уровнем дыхательных путей:
• инфекция верхних дыхательных путей;
• инфекция гортани и/или трахеи;
• бронхит;
• бронхиолит;
• пневмония.

Видео этиология, патогенез инфекции верхних дыхательных путей

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Читайте также: