Классный час на тему вирус сквернословия 7 класс

Обновлено: 25.04.2024

Классный час о вреде сквернословия для учащихся 9 -11 классов.

ВложениеРазмер
klassnyy_chas_dusha_slovami_dobrymi_zhiva_-_ne_govorite_mertvye_slova.docx 47.66 КБ

Предварительный просмотр:

Ток-шоу : Душа словами добрыми жива - не говорите мертвые слова!

Основная задача : убедить детей в том, что нецензурная брань несовместима со здоровым образом жизни.

- расширить знания школьников о вредных привычках,

- познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье, с пагубным влиянием его на личность;

- формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам;

побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию.

Форма проведения: ток-шоу

Методические приёмы : беседа, игра, дискуссия, творческие задания (составление памятки, лозунгов, антирекламы)

Ход классного часа

Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно продать и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Вдумайтесь в эти строки!

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души,
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь –
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить,
И людям радость отравить,
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.

Русские пословицы и поговорки свидетельствуют о том, что умная беседа, красноречие издавна высоко ценились на Руси. Русские половицы, поговорки свидетельствуют и о значимости слова. (слайд 2)

  1. От учтивых слов язык не отсохнет.
  2. Доброму слову и кошка рада
  3. Ласковые слова слаще меда.
  4. Как аукнется – так и откликнется.
  5. Каков голосок – таков и отголосок.
  6. От пустого слова травинка не зеленеет.
  7. Рана от сабли заживет, рана от слова – нет.
  8. Доброе слово опускает саблю.
  9. Кстати помолчишь, что большое слово молвишь.
  10. Слово пуще стрелы разит.
  11. Пустые речи слушать неча.

Учитель: Названные вами пословицы свидетельствуют о том, что великую силу слова люди знали ещё с древних времён . (слайд 3)

Во всех языках мира есть красивые, умные, добрые слова.

Учитель: Язык — это наше оружие, средство общения, убеждения, языком надо учиться владеть. И делать это очень трудно, когда речь обременена мусором, обеднена. Сегодня мы с вами узнаем, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

Ученик 2. (слайд 5)

Мир слов похож на океан безбрежный-

Он людям радость и любовь приносит:

Малыш впервые в жизни произносит.

А мама, как Небесная Царица,

Младенцу колыбельную поет:

С ним ничего плохого не случится-

Его молитва матери спасет.

У этих слов- энергия от Бога:

Его благословение и сила.

И легче с ними трудная дорога,

Куда бы нас на ней не заносило. (слайд 6)

Но человеку посылает беды

Другая речь ( и бесы рады ей):

Слова- убийцы, хулиганы, людоеды;

Слова- укусы ядовитых змей.

Они как плод от дерева гнилого:

Отравлен даже воздух с ними рядом.

И ранит сердце матерное слово

Своим зловонным и смертельным ядом.

Учитель : Ребята, как вы думаете, что это за слова?

Всё это пустые, обидные, бесполезные, скверные слова.

Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна".

Учитель: Перед нашим ток-шоу мы с ребятами опросили 58 учащихся 7-11 классов нашей школы и результаты этого опроса вы видите на экране. Я предоставляю слово члену счетной группы …..

Употребляешь ли ты нецензурные слова?

Употребляют ли твои близкие родственники нецензурные слова по отношению к тебе?

Можно ли по – твоему, обходиться без нецензурных слов?

Влияют ли нецензурные слова на твое здоровье и жизнь?

Учитель: Я думаю, что и те, и другие узнают сегодня что-то новое и полезное. А разобраться в вопросе нашего ток-шоу нам помогут эксперты (учащиеся 9 класса): кандидат исторических наук …., преподаватель- филолог . доктор медицинских наук .

Каждый из них подготовил свои аргументы и факты по теме ток-шоу, поэтому мы начинаем!

Ученый биолог : Человек, как часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и космос. Например, он является источником энергии. И слово человека – тоже энергия. И эта энергия распространяется в пространстве, Космосе. Если слово хорошее – добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.

Преподаватель-филолог: У меня есть свои аргументы в пользу чистоты языка. В одной притче выдающегося грузинского писателя Орбелиани, жившего в 17- начале 18 века говорится, что охотник пригласил друга – медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл.

Прошло время, он встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей жены – до сих пор саднит мне сердце”.

Очень хорошо это выразил М.Матусовский в своих стихах:

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно

Вы к словам проявляйте терпение,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

Человеку полезнее для здоровья иметь дело только с "хорошими", добрыми словами.

К. исторических наук : Я подготовил историческую справку о возникновении матерных слов в русском языке. Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни. Сквернословие на Руси во все времена считалось грехом. Те, которые оскверняли себя бранными словами, не имели права заходить в церковь, с ними не садились за общий стол. Считали, что такие люди притягивают беды и несчастья, потому что Бог наказывает их. В старину считали, что когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел. Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания. Таким образом, так называемый мат, является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. Все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость?

Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание вплоть до смертной казни.

Учитель: Наказывают ли в настоящее время людей, которые сквернословят? (вопрос аудитории)

Учитель : С какой целью человек сквернословит? (вопрос аудитории)

В наше время мат используется:

1) для повышения эмоциональности речи;

2) для эмоциональной разрядки;

3) для оскорбления, унижения адресата речи;

4) для демонстрации агрессии;

5) для демонстрации отсутствия страха;

6) для демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов

Скверное слово - это черная энергия. В ней нет Любви и нет никакой созидательной силы. Скверное слово несет уничтожение. И люди, бросаясь скверными словами, не зная их истинного смысла, даже не подозревают о тех последствиях, которые они приносят. Люди не подозревают о том, что они пилят сук, на котором сидят.

Доктор м.н. : Самое важное и страшное то, что мат опасен для здоровья. Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом – необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Чтобы доказать всю опасность сквернословия, ученые провели ряд исследований.

Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека.

Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно, то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произносится то громко, то шёпотом.

Ученый-биолог: Другая группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б.Белявского – 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства.

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило.

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!


Учитель: Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.
Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим! (слайд 20)
Мы несем ответственность за каждое праздное слово, особенно за скверное. Ничто не проходит бесследно, и, произнося нецензурные слова, оскорбляя ими другого, мы в первую очередь разрушаем себя. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям, например, "Ты сегодня хорошо выглядишь", "Рад тебя видеть!", "Ты сегодня потрясающе отвечал" и т.д. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой.

Мне кажется, у нас в зале стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!

Как же избавиться от сквернословия?

1.Перестать ругаться самому.

2.Выработать брезгливость и отвращение к сквернословию.

3.Читать русскую классическую литературу.

4. Запоминать стихотворения и афоризмы.

Повторять в качестве кредо «Мои мысли, моя речь – это моё зеркало, и оно будет чистым. Настоящий контроль – это контроль изнутри.

Составление антирекламы сквернословия. (слайд 21)

Смогли бы вы придумать лозунги – антирекламу мату? Давайте попробуем! (дети выполняют задание, читают свои лозунги)

Примерные варианты лозунгов:

-Кто использует мат, тот умишком небогат (немного глуповат)!

-Мат - помоев ушат!

-Мат - дорога в ад.

-Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!

- Мат - это ядов концентрат!

-В классе мы найдём управу на словесную отраву!

Учитель: Рефлексия. (слайд 22)

А сейчас ребята я попрошу вас вспомнить все, о чем мы сегодня говорили, и дополнить предложения:

- Я сегодня задумался о….

- Мне сегодня понравилось…

- Я изменил мнение о …

Подведение итогов (слайд 23)

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами,

А может, не слова – дела важны?

Дела делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас.

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы!

Будьте здоровы. Берегите себя и своих близких. И помните:

Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться! Ведь сквернословить - это то же самое, что плевать в небо, потому что сквернословие обязательно возвращается к тому, кто сквернословит.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Муниципальное образовательное учреждение

Большеустинская основная школа

профилактического классного часа для несовершеннолетних

Шамаева Людмила Владимировна

учитель русского языка и литературы

стаж работы – 33 года

МБОУ Большеустинская ОШ

Пояснительная записка ……………………………………… 4

Выбранная тема: “Наше условие: долой сквернословие!” является актуальной, особенно в нынешней жизни, т.к., в XXI век мы вошли с несколькими нерешенными проблемами и одной из них - проблемой засорения нравов. Ненормативная лексика стала подлинным бичом нашего общества. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. В тоже время это является защитной реакцией на воздействия, которые противоречат потребностям подростка. Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, обучающиеся стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них. Употребление ругательств и нецензурных слов без всякого на то повода и причины в будущем приведет к проблемам социализации подростка после окончания учебных заведений.

Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением. Предлагаемый сценарий содержит материал для беседы о силе слова, о значении слова в жизни людей, о вредных последствиях сквернословия, о том, как сквернословие влияет на здоровье и психику человека, каковы пути преодоления этой привычки. Основная задача учителя не напугать детей фактами, а убедить их в том, что нецензурная брань несовместима со здоровым образом жизни. Материал ориентирован на аспекты позитивной профилактики сквернословия с учётом возрастных особенностей учащихся. Методические приёмы: беседа, игра, дискуссия, творческие задания.

Настоящая методическая разработка составлена в помощь классным руководителям для проведения классных часов по нравственному воспитанию учащихся. Она помогает формировать у ребят ответственность за свои слова и поступки.

познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье человека; формировать стойкую неприязнь к сквернословию, вредным привычкам; побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию.

игра, беседа, дискуссия, творческие задания (составление памятки, лозунгов, антирекламы).

- назначить ведущих информационного блока (2 ученика);
Оформление:
- написать на доске:
а) тему, эпиграфы;
б) рифмы для антирекламы: мат - ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат, материться - добиться, злиться, больница, лечиться.

План классного часа

От гнилого сердца и гнилые слова

Ход классного часа

- Передавая шарик по кругу, скажите друг другу добрые пожелания. А что вы хотите пожелать?

(Дети – здоровья, добра, послать привет, пожелать не болеть, не получать двоек, чтобы было много друзей…)

-Я хочу попросить вас рассказать о том, что вы чувствовали, когда посылали друг другу добрые слова и добрые чувства?

( Дети – на сердце стало легко, было весело, стало очень хорошо, я почувствовала добро, все такие были хорошие, никто не баловался, интересно так играть, понравилось…)

-Мне кажется, у нас в классе стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!

- Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Что бывает, когда болеет тело? ( Болит голова, горло, трудно ходить, всё трудно делать, всё время лежишь и не встаёшь, температура высокая, нужно принимать горькие лекарства, тошнит…)

- А что бывает с человеком, когда плохо у него на душе? Что он чувствует?

(Настроение плохое, тоскливо, грустно, ничего делать не хочется, ничему не радуешься, плачешь…)

- А как можно вылечить нездоровье души?

(Сделать что-нибудь доброе, приятное, пожалеть, что-нибудь подарить, развеселить, позвать играть, похвалить, послушать музыку, погулять в лесу)

- Да, правильно. Добро душу лечит. Добрые дела, добрые мысли, добрые слова – лучшее лекарство для души. Ещё в древности люди заметили, что слово благое, молитва обладает целительной силой. Добрые, спокойные,

утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность к себе, укрепить его дух.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

23 февраля 1942

Для поэта сохранить великое русское слово означало сохранить родной язык, а значит сохранить великий русский народ. В этих словах и завещание потомкам: хранить родное слово чистым, свободным, не давать его на поругание. Только так можно сохранить свой народ, свою историю и

культуру. С тех пор прошло почти 80 лет. Можем ли мы сказать, что сохранили русское слово свободным, чистым, что не стыдно его передать следующим поколениям?

Примерные ответы детей (Много слов иностранных, мало читают, очень много сквернословия )

- Да, судя по тому, как говорят наши ученики, мы не выполнили этого завета.

2. Анализ анкет (См. приложение 1)

Мы предложили учащимся 7-8 классов ответить анонимно на вопросы анкеты.

На вопрос: Чем, по-твоему, можно объяснить столь широкое распространение нецензурных слов в нашем обществе?- ответили так 28%- свободой слова, 47%-низким уровнем культуры, безнаказанностью за ругань. Респонденты считают, что нецензурные слова среди молодёжи употребляются, потому что …28%-не хватает других, хороших слов; 42%-это способ самоутверждения в глазах других людей, 30%-не знаю ответа. Вопрос: Волнует ли тебя проблема чистоты языка?- дали следующие результаты.65% волнует, 0% не волнует, 35%-никогда не задумывался об этом.

Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов?-25% ответили, что это бесполезно, 45% можно попробовать, но не думаю, что измениться что-либо; 30% - борьба необходима в любом случае.

Были предложены такие способы: 33%предлагают разработать систему штрафов, 37%- заниматься воспитанием, 8%-не знают.

Хотел бы ты, чтобы твои будущие дети употребляли в своей речи нецензурные слова? 0% - да, 100% - нет.

Кроме того, никто из респондентов совершенно не предполагал, что сквернословие влияет на здоровье и психику человека и хотел бы узнать об этом больше.

Как вы видите, данные анкетирования свидетельствуют о том, что сейчас эта вредная привычка приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением.

К сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова… Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Наши ребята (имена, фамилии) подготовили небольшой информационный блок о сквернословии. Приглашаю их к доске.

Ведущий 2. Все признают, что нецензурная брань в современной России приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата

формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдается три стадии:

1) человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

2) человек впервые употребляет такое скверное слово – за компанию, для разрядки или ради напускной удали;

3) человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже - он уже не может изъясняться без мата, забывая другие слова.

Мало того, сегодня ненормативная лексика проникла и в литературу, и в кино, и даже в средства массовой информации.

Ведущий 3. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие-это проявление независимости, символ взрослости.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие-оружие неуверенных в себе людей. Того, кто произносит матерные слова, они заражают болезнью зла, жестокости, лжи, бессердечия. Стрела, запущенная злой силой через уста человеческие, поражает и того, кто её выпустил, и того, в кого она попала.

Классный руководитель. Итак, вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия. Предлагаю обсудить эти факты.

- Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, выполняют режим дня. Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни?

- Сквернословие – это вредная привычка. Какие еще вредные привычки вам известны? Почему их называют вредными? (Наркомания, курение, токсикомания, игромания, компьютеромания). Они разрушают организм человека, ведут к болезням, смерти.

- Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут вызвать зависимость.

5. Творческое задание.

Составление памятки «Как избавиться от сквернословия?

- перестать ругаться самому, выработать отвращение к сквернословию;

- избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;

- читать русскую классическую литературу;

- запоминать стихотворения афоризмы;

Придумайте антирекламу мату. Например, мат - дорога в ад.

Сквернословие – это признак ограниченного словарного запаса или неумения выразить мысль, а чаще и того, и другого.

Для того чтобы уничтожить народ, совсем не обязательно его завоевывать, достаточно уничтожить его культуру и, прежде всего, его язык. Как? Заменить одну азбуку на другую, внедрить жаргон, массу непонятных иноязычных слов, разрешить свободное хождение сквернословия. То, что сейчас делается с русским языком, можно назвать экологической катастрофой. Русский язык пора объявлять зоной экологического бедствия и заносить в Красную книгу.

Увы, мат в России стал, чуть ли не национальным достоянием. Услышать его можно везде и всюду, от людей всех возрастов и профессий. Причем одни матерятся потому, что уже не умеют говорить по-другому, другие делают это, подражая окружающим или, как подростки, назло учителям и родителям.

Сегодня мы узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произносил бы его. Давайте задумаемся над тем, что и как мы говорим.

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно

Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

- Готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия?

Только в единстве духовного, нравственного, психического и физического здоровья возможно гармоническое развитие личности, только в единстве здорового духа в здоровом теле наш организм приобретает гармонию здоровья и сделает нашу жизнь прекрасной на Земле .

Анкета для учащихся 7-8 классов

1. Как ты относишься к сквернословию?

2. Употребляешь ли ты ненормативную лексику?

3. От кого ты чаще всего слышишь такие слова?

4. Чем, по-твоему, можно объяснить столь широкое распространение нецензурных слов в нашем обществе?

5.Волнует ли тебя проблема чистоты языка?

6. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?

7.Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов?

8.Какие средства борьбы с нецензурной лексикой ты бы предложи

9. Хотел бы ты, чтобы твои будущие дети употребляли в своей речи мат?

10.Влияет ли сквернословие на здоровье и психику человека?

Бабанин А.Н. Некоторые проблемы современного русского языка. М.2009.

Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья 7-11классы. М.: Педагогическое общество России, 2004.

3. В.К. Харченко “Поведение: от реального к идеальному” Изд.3, Белгород, 2008

В.К. Харченко “О языке, достойном человека” М., 2009

Эмото Масару. “Любовь и вода” – М.: София, 2008.

Дмитриев А., Колдасов Г., Позднякова Н. Сила языка и ущербность речи; С.-П., 2008. – 14 с.

Данилов А.А. Русское сквернословие. Краткий исторический словарь. М., 2009.

Кравченко А.И. Краткий социологический словарь. М., 2009.

Харченко В.К. О языке, достойном человека. Учебное пособие. Флинта-Наука, 2009.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Руководитель СП по УВР

КЛАССНЫЙ ЧАС


Речь - это показатель ума.
Сенека

Нет музыки слаще, чем ангельские

голоса ребятишек, если не особенно

вслушиваться в произносимые ими слова.
Логан Пирсолл Смит

Дата: 18.12.2013

Подготовила: Вязникова Е.Н.

Цель: Профилактика сквернословия среди учащихся группы.

Обратить внимание учащихся на проблему жаргона и сквернословия, его влияния на этику поведения

Обсудить причины использования жаргонных слов и мата в речи и возможные пути их искоренения.

Формировать понимание того, что лицеисты- это взрослые люди, которые имеют не только права, но и обязанности.

Форма проведения: дисскусия

КМО: мультимедийная презентация, листы бумаги.

Ход классного часа.

Сквернословие это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика `телесного низа` и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова `скверна`.

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Учащийся:
История возникновения сквернословия


Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью психовирусы. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание вплоть до смертной казни.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

В наше время мат используется:
1) для повышения эмоциональности речи,
2) эмоциональной разрядки,
3) оскорбления, унижения адресата речи,
4) демонстрации агрессии,
5) демонстрации отсутствия страха,
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
7) демонстрации принадлежности к `своим`.

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Учащийся:
Сквернословие и здоровье.

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. (Продемонстрировать детям фотографии кристаллов воды.)

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

О том, что сквернословие далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все обруганные матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи обласкали самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в благословленных семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.

Анализ анкет.

В группе жаргоном пользуются практически все. Но есть определенные слова-жаргонизмы, которые употребляют некоторые учащиеся. Например, мышь- плохой человек, бабосы, фантики, филки- деньги, пакур, сиги- сигареты, вкусняшка, шпинат- нансвай, магометки, фестивальки – спортивная обувь.

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

Как же бороться со сквернословием?

Пример - самый главный учитель

Речевая культура семьи – основа успеха

Ирония и сарказм со стороны слушателей при употреблении сквернословия

Демонстрация красивой, грамотной речи

А сейчас ответьте на вопрос (можно в письменном виде), готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия?

Анкета `Сквернословие в моей жизни`

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? _____________________________________________________________________________
2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? _____________________________________________________________________________
3. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________________________________________________________________
4. В каких ситуациях это происходит? _____________________________________________________________________________
5. Как ты думаешь, плохо это или нет? _____________________________________________________________________________
6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _____________________________________________________________________________
7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? _____________________________________________________________________________
8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? _____________________________________________________________________________
9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _____________________________________________________________________________
10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? _____________________________________________________________________________
11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? _____________________________________________________________________________
12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? _____________________________________________________________________________

Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.

Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Подготовительная работа

Провести анкетирование среди участников: “Сквернословие в моей жизни”.

Оформить кабинет наглядными материалами (стихи, пословицы, поговорки).

ВложениеРазмер
kl_chas_yad_skvernosloviya.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Сила слова или яд сквернословия"

формирование навыков здорового образа жизни.

Расширить знания детей о вредных привычках.

Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.

Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Провести анкетирование среди участников: “Сквернословие в моей жизни”.

Оформить кабинет наглядными материалами (стихи, пословицы, поговорки).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, игрушечный микрофон.

Перед проведением занятия, необходимо раздать воспитанникам анкеты “Сквернословие в моей жизни” (Анкета)

Представление результатов анкетирования, темы занятия.

Игра “Волшебный микрофон”.

(Все занятие сопровождается слайдами презентации)

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень важная, трудная и в тоже время интересная тема. Наш классный час называется “Сила слова или яд сквернословия” (Слайд 1)

Анализируя ваши анкеты, я поняла, что у вас случаются ситуации, при которых вы бываете, несдержанны по отношению к родителям, друзьям, одноклассникам.

Итак, на вопросы:

1. Как часто ты произносишь бранные слова?

Вы ответили: часто- 60%, редко – 30%, никогда – 10% (слайд 2)

2. В каких ситуациях это происходит?

Вы ответили: когда ссорюсь – 30% , когда злюсь – 50%, другие причины – 20% (слайд 3)

- для повышения эмоциональности речи,

- оскорбления, унижения адресата речи,

- демонстрации отсутствия страха,

-демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

На самом же деле сквернословие отражает скудность лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъёма (радости или гнева).

3. Что нужно сделать, чтобы ты не использовал эти слова?

Вы ответили: не выводить меня – 20%, учить хорошему – 20%, не знаю – 50%, прочее – 10% (слайд 4)

Вы правы (слайд5)

Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.

Но мало кто из вас догадывается, что сквернословие, как и хамство - оружие неуверенных в себе людей. Нецензурная брань- это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Слово – не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: “Каков человек, такова его и речь”.

Давайте узнаем историю возникновения сквернословия. Девочки работали с разными источниками и готовы поделиться информацией.

В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием (слайд 6)

Я: Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь и вся природа противится сквернословию. Приведём примеры.

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В XX веке японский ученый Масару Эмото (слайд 7) научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой (слайд 8) . Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды ( слайд 9). Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

К еще более поразительным выводам недавно пришел уральский ученый Геннадий Чеурин. Он утверждал, что ненормативная лексика очень активно воздействует на организм человека, со временем губя все живое (слайд 10). Гипотезу Чеурина “о влиянии ненормативной лексики на психофизиологическое состояние живых организмов” проверяли несколько НИИ - столичный научный центр при Минздраве РФ, технические университеты Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Барнаула. И доказать теорию удалось!

Ученые под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева (слайд 11) пришли к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности). Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген.

В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов ( слайд 13 ), в том числе и бранных, ученые установили, что почти все “обруганные” семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи “обласкали” самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена. Результат превзошел все ожидания: в “благословленных” семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились! Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что люди, которые часто используют сквернословие живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Вот такие, неопровержимые факты ( слайд 14 ).

Я: Согласно заключению экспертов ВОЗ ( слайд 15) состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни.

( слайд 16) Вывод: единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека- это изменение отношения человека к самому себе.

Первое - не говорить плохих слов самому ( слайд 17) Не нужно бояться быть белой вороной. Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не буду!” Конечно, для этого требуется мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться, подтрунивать, шутить. Попробуйте устоять в такой ситуации. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения.

Третье. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво (слайд 19) Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям, например, “Ты сегодня очень хорошо выглядишь”, “Рад тебя видеть” и т.д. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой, которая вам очень нравится.

Игра “Волшебный микрофон”. Я хочу, чтобы каждый, кто держит “волшебный микрофон” в руках, подарил комплимент своему соседу слева.

Четвертое. Сквернословие - не есть способ расслабления. Может показаться, что расслабляться - это пить пиво, вино и сквернословить. Других развлечений нет ( слайд 20 ). Но есть спорт, музыка, рисование, коллекционирование и многое другое. Да, вообще, чаще занимайтесь каким-нибудь позитивным, креативным трудом, например, лепкой, или посадите цветы или дерево.

А сейчас, предлагаю вам принять участие в викторине. Викторина (вопросы в презентации слайды 21-33 )

Итак, у того, кто сквернословит, есть 2 пути ( слайд 34 ):

первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения.

И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Я от всей души желаю вам стать по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки!

И в заключении я хотела бы прочитать стихотворение М. Матусовского

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

Эмото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008.

Андросова Юлия. Вирус сквернословия: Классный час для сквернословия //Школьный психолог.-2008.-N 20.-С. 10-12.

Вачаева В.Б. Добрые дела – добрые слова: Разработка урока риторики в 3-м классе по теме// Фестиваль педагогических идей.

Читайте также: