Крестовый поход и чума

Обновлено: 26.04.2024

Пара Пап - Римских, но и обычные мелькают (см. Благочестивые рыцари)
Кардиналы ;
Благочестивые рыцари Европы - ну, по их собственным утверждениям;
Нечестивые сарацины - по утверждениям рыцарей Европы.

1 крестовый поход (1096 – 1099 гг.)

2 крестовый поход (1147 – 1149 гг.)

Рыцари. Мы там это. Пройдёмся, хлеба купим.
Кардиналы. Так есть же ещё?
Рыцари. Ржаного бы, да с чесночком.
Кардиналы. Папа в курсе?
Папа. Благословляю вас, дети мои!
Рыцари. И на "Deus vult, Deus vult, Deus vult!" тоже?
Папа. Ага.
Рыцари. DEUS VULT.
Папа. . если на этот раз захватите не только города, но и вино.
Рыцари. Та не вопрос вообще.
Кардиналы. Что-то предчувствия плохие.
Папа [прихлёбывая суп]. Да что может пойти не так?
Рыцари. [Огребают уверенных лещей от султана Саладина, теряют Иерусалим].
Папа. Ср..ь Господня.
Кардиналы. Ваше Святейшество!
Папа. Нет, ну вы видели, вы видели?
Рыцари [выплёвывая зубы через прорехи в забралах]. Ну не шмогли мы.

3 крестовый поход (1189 – 1192 гг.)

Рыцари. Фсё фффигня, начинаем по новой!
Кардиналы. А что с прикусом?
Рыцари. Били.
Папа. А не налажаете?
Рыцари. Та неее.
Кардиналы. Ну-ну.
Рыцари. [лажают].
Папа. НУ ЙО. [непередаваемая игра слов на латыни, включающая в себя медицинские термины, слова из лексикона юристов и фрагмент экзорцизма].
Кардиналы. [Крестятся в испуге].
Рыцари. [Крестятся в испуге].
Пленные сарацины. [Крестятся в испуге].

4 крестовый поход (1202 – 1204 гг.)

Кардиналы. Эй, пс-ссс, парни?
Рыцари. Вы нам?
Кардиналы. Ага. Как насчёт сгонять в Константинополь и позажигать там?
Рыцари. Так они же вроде как братья по вере, хоть и со своими заморочками. Не по-христиански!
Кардиналы. Папа подпишет индульгенции.
Рыцари. Но с морально-этической стороны.
Кардиналы. Богатые к тому же! Или опять махаться с сарацинами хотите?
Рыцари. Да что-то как-то не очень.
Кардиналы. Тогда КРУУУУ - ГОМ! DEUS VULT - МАРШ!
Рыцари [уже собираясь в поход]. А с Папой как?
Кардиналы [ставят вариться грибной суп]. А с папой мы уж как-нибудь договоримся.
Рыцари.[Грабят Константинополь].
Папа. А что, собственно, происходит?
Кардиналы. Побеждаем, Ваше Святейшество!
Папа. А, ну вот, молодцы, другое дело. Добавки можно?
Кардиналы. Конечно.

Детский крестовый поход (1212 г.)

Папа. Это вообще ЧТО?
Кардиналы. Мы не при делах.
Рыцари. Мы тоже.
Сарацины. Мы вообще в шоке.
Папа. Ну, может, пока дойдут - повзрослеют и возмужают.
Купцы-перевозчики. ЕСЛИ дойдут.
Папа. ЧТО?
Дети. [бесследно пропадают на кораблях "честных купцов"].
Папа. Неудобно получилось. Если спросят - я никакой команды не давал.
Кардиналы. Ок. Мы тоже.
Рыцари. Как-то это не по-божески всё.
Папа. Так, смотрю, вам заняться нечем? Так я найду.

5 крестовый поход (1217 – 1221 гг.)

Папа. Ну, как и обещал! В Египет, любезные.
Рыцари. Deus vu. Стоп! Откуда в этой схеме вообще появился Египет?
Папа. Откуда-откуда. Видение мне было!
Кардиналы. Шо, опять.
Папа. Ааааатставить прения! У меня есть великолепнейший план.
Рыцари. Поделитесь?
Папа. А то!
Кардиналы. Мы за фольг. Тьфу! За амальгамой на вощёной бумаге.
Рыцари. Куда?
Кардиналы. В Венецию.
Рыцари. А мы?
Папа. В Палестину и в Египет. Ща расскажу. И плесните-ка господам супца кто-нибудь.
Рыцари [позитивные, постоянно смотрят видения на стенах шатров, ржут]. Елистина! Открывай! Медведь пришёл. Или ты Пагипет.
Палестина и Египет [в один голос]. Мужчины, уйдите - вы пьяны!
Рыцари [загадочно улыбаясь местным пальмам]. Значит, не договоримся.
Кардиналы. Ну, как сходили? Успешно?
Рыцари. [Потерпели провал наступления в Египте и в переговорах по Иерусалиму из-за того, что отсутствовало единство в руководстве]
Кардиналы. Ого. Пили?
Рыцари [глупо хихикая]. Ни капли в рот - ни миллиметра в ножны.
Папа. Этим клоунам суп больше не наливать.

6 крестовый поход (1228 – 1229 гг.)

Папа. Так, парни, я договорился - нам возвращают некоторые города Палестины, но вам нужно сгонять туда и "поторговать забралом".
Рыцари. А Deus vult.
Папа. Не в мою смену. А то что-то прям чёрная полоса пошла. Так что никакой самодеятельности - посевы, скот, международные отношения и сарацинок не портить, хотя бы за месяц до подписания документов искупать лошадей - ну и самим можно. А то местные варвары на этом зациклены.
Кардиналы. Что-то предчувствия не очень.
Папа. Да ладно, что может пойти.
Рыцари. [Сдают Иерусалим мусульманам]
Папа. .
Кардиналы. .
Рыцари. [Спустя пару месяцев] Привет. Мы тут магнитиков привезли, амфорки по дороге прикупили. А чего все такие грустные.
Папа. Ей-богу, уйду в монастырь!
Кардиналы. Так Вы ж уже.
Папа. В женский.

7 крестовый поход (1248 – 1254 гг.)

Папа. Общий сбор!
Кардиналы. Мы тут.
Рыцари. Внимательно Вас!
Папа. Что "внимательно меня"?
Рыцари [поедая глазами начальство]. Всё внимательно, Ваше Святейшество!
Папа. [Сам того не зная, цитирует Лаврова]
Кардиналы. Так, собственно, о чём речь? А то там суп на плите закипает уже.
Папа. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятнейшее известие: Иерусалим нам не взять.
Рыцари. Отличн. Эммм. В смысле, КАК ЖАЛЬ!
Папа. . а вот Египет - очень даже может быть.
Кардиналы. Отличный план, Ваше Святейшество!
Рыцари. Плохой план, Ваше Святейшество!
Папа. Попахивает ересью. В Египет за рыбой или строем на дыбу?
Рыцари. Сами придумали?
Папа [смущённо]. Да. Нравится?
Рыцари. Очень! И юмор отличный, и план замечательный, и вообще: Вы - самый лучший Папа.
Кардиналы. Так, стоп, это наша фишка!
Папа. Да нет, пусть продолжают.
Рыцари. Мы всё.
Папа. Что "всё"?
Рыцари [снова поедая глазами начальство]. Вообще всё, Ваше Святейшество!
Кардиналы. Пацаны к успеху шли. Бугагага!
Папа. На Египет!
Рыцари [грустно, нестройным хором]. Deus vult, Deus vult, Deus vult.
Папа. Орлы. Нет, СОКОЛЫ!
Рыцари. [Полное поражение крестоносцев, взятие в плен французского короля Людовика IX Святого].
Кардиналы. Папа, там это, суп готов. Пап? Паааапаааа.

8 крестовый поход (1270-1291 гг.)

Папа [в гипсе, грустный]. Мне тут Сам вежливо намекнул, что любит циферку ТРИ, а восьмёрка - это уже у буддистов священное число. Я понятно излагаю?
Кардиналы и рыцари [хором]. Нет!
Папа. Нам нужна маленькая победоносная война.
Рыцари. Так. Где-то мы это уже слышали.
Папа. Значит, что-то вы да запомнили! Отлично, а то я уж, грешным делом, подумывал кое-кого усыпить.
Рыцари. Нас?
Папа. Нет, конечно.
Рыцари. Хорошо тогда. Значит, снова в Пал.
Папа. Тунис.
Рыцари. .
Кардиналы. .
Папа. Ещё раз, для особо одарённых: МАЛЕНЬКАЯ и ПОБЕДОНОСНАЯ война.
Рыцари. А как связаны Гроб Господень и Тунис?
Папа. В Тунис толпой на дело - или в "Железную Деву"?
Рыцари. Вот умеете же, Ваше Святейшество, подобрать ключ к сердцам и душам простых воинов, дабы возжечь огонь Веры. Выдвигаемся.
Папа. То-то же.
Рыцари. [самовыпиливаются от болезней при осаде столицы, получают подкрепление и принимают капитуляцию Туниса, но на обратном пути тонут в море].
Кардиналы. 3,14$%@ц вообще полный, такого номера мы даже в цирке не видели.
Папа. Я устал, я мухожук.
Кардиналы. А может по супчику ударим?
Папа. Да уж лучше бы по Палестине.
Принц Эдуард. Я тут краем уха проходил мимо.
Папа. Ииииии.
Принц Эдуард. . иииизлагаю свой план, Ваше Святейшество.

Последний крестовый поход (1270-1291 гг.)

Принц Эдуард. [Бодро начинает марш по Палестине, решает обратить эмира Акры в христианство, получает ранения в голову и в руку, резко передумывает воевать].
Сарацины. [Изгоняют всех христиан со Святой земли]
Папа и кардиналы. [Крик Ланселота, который сел на камень ДО того, как Артур вытащил меч].

- Deus vult в ашрам, пацаны! Не видели, тут лошадь не пробегала? - Н-нэт. - [Достаёт папирусный блокнотик] Тааак. Зачёт по маскировке - "отлично".

В XIV в. громадные территории Европы, Азии и Северной Африки были охвачены пандемией чумы, имевшей катастрофические последствия. Эта болезнь эпизодически проникала в Европу и ранее, но никогда не принимала столь опустошительных масштабов.

Вспышка бубонной и легочной чумы, самая страшная из известных в истории эпидемий, распространилась в Европе в период с 1347 по 1351 гг. и затем каждые несколько лет уже с меньшей интенсивностью повторялась в разных частях Европы на протяжении трех столетий.

Во многих городах жители если не спасались бегством, то пытались избегать мест большого скопления людей. В Венеции были закрыты все церкви. Дж. Боккаччо сообщает, что многие жители Флоренции запирались в домах и всячески избегали общения с окружающими. В Лондоне была отменена сессия Парламента и закрыты школы. Прямо противоположным образом поступали жители Брешии, где проходили нескончаемые религиозные процессии с молитвами об избавлении от пагубного мора. Эти коллективные моления также становились фактором распространения инфекции. Во Флоренции ордонансы городских властей повелевали уничтожать собак и кошек, что лишь усложнило ситуацию: именно собаки и кошки душили крыс, подлинных переносчиков инфекции.

И главной задачей стали меры, препятствующие дальнейшему распространению страшной болезни: именно чуме Европа обязана появлением карантинной службы и основ городского здравоохранения. Санитарно-профилактические меры были делом не столько врачей, сколько местных властей, и в разных городах применялись различные меры, имевшие целью изоляцию зачумленных.

Последствия чумы неизмеримы в плане демографическом, экономическом, социокультурном, религиозном и социально-психологическом. Особенно тяжела пандемия оказалась для Европы, поскольку население ее было более оседлым и менее мобильным, нежели в азиатских регионах. По различным подсчетам, чума унесла от трети до половины европейского населения, что привело регион в состояние подлинной демографической катастрофы. Дело хотя бы в том, что за несколько лет пандемии в Европе сильно сменился состав населения: вымирали семьями, родами, городами и селениями. В особенности пострадали города, ибо в условиях городской скученности болезнь распространялась быстрее. Некоторые города просто исчезли с лица земли: их население погибло или бежало. Такая судьба постигла, например, Катанью в Италии и Белоозеро на севере Руси. При этом в зачумленных городах в первую очередь вымирали те категории населения, которые находились в непосредственном контакте с больными: врачи, клирики и юристы (поскольку при первых признаках заболевания человек спешил составить завещание). Это означает, что огромный урон потерпела группа представителей интеллектуальных профессий, и без того немногочисленная.

Но аграрный мир также пришел в критическое состояние: земля оставалась невозделанной, нехватка рабочих рук в сельском хозяйстве привела к массовому падежу скота и эпизоотиям. Только в Англии исчезло более тысячи деревень. Из 2064 сел Трансильвании, упомянутых в 1251–1350 гг., около трети перестали существовать не только в результате смерти жителей, но и вследствие значительных миграций в разных направлениях, а в особенности на восток. Многие местности опустошались, поля зарастали, но осваивались для земледелия новые регионы благодаря пришлому населению, и таким образом чума перекраивала аграрную карту Европы.

В попытках преодолеть экономический кризис власти шли порой на жесткие меры, что вызывало массовые народные волнения. Так, в Англии ордонанс Эдуарда III (1349 г.) предписывал всем взрослым людям обоего пола в возрасте от 12 до 60 лет, не имеющим собственной земли и других средств к жизни, наниматься на работу за ту же плату, которая назначалась до эпидемии чумы. За отказ от найма на таких условиях и за уход от нанимателя до истечения срока грозила тюрьма. Здоровым людям запрещалось попрошайничество: нищих, как и воров, ждало клеймение. Эти законы привели к восстанию под предводительством Уота Тайлера. Во Франции законы, направленные против роста заработной платы, вызвали Жакерию, одно из крупнейших крестьянских восстаний в истории страны.

Франции и Германии двигались процессии братства флагеллантов, призывавших искупать свои грехи путем публичной исповеди и самобичевания. В годы пандемии движение флагеллантов получило очень широкое распространение, хотя особая булла папы Климента VI объявляла их учение еретическим.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава XXII. ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ

Глава XXII. ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ В то время, когда все помыслы Англии занимали боевые подвиги и все силы направлялись на победу над Францией, через континент уже шел, сея смерть, другой, куда более страшный враг. Христианский мир не знал катастрофы, равной Черной смерти. До нас дошли

ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ

ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ В XIV в. громадные территории Европы, Азии и Северной Африки были охвачены пандемией чумы, имевшей катастрофические последствия. Эта болезнь эпизодически проникала в Европу и ранее, но никогда не принимала столь опустошительных масштабов.С ростом населения

ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ

ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ Бульст H. Почитание святых во время чумы. Социальные и религиозные реакции на эпидемии чумы в позднее Средневековье // Одиссей: человек в истории. 2000. С. 152–185.Benedictow O.J. The Black Death 1346–1353: The Complete History. Woodbridge, 2004.Biraben J.N. Les hommes et la peste en France et dans les pays europeens et mediterraneens: 2 vol. P.,

4. Черная смерть

4. Черная смерть Русь оказалась зажатой между двумя могучими хищниками. Один был обожравшимся и дряхлеющим, Орда. Второй – энергичным и ненасытным, Литва. Но обе державы опасались друг друга, избегали большой войны. Это равновесие позволяло русским существовать в

Черная смерть

Черная смерть Катастрофический удар по режиму мамлюков нанесла эпидемия бубонной чумы — Черная смерть, обрушившаяся на страну в 1347 году. Египет пережил подряд несколько волн голода, что снизило сопротивляемость болезням, и тут из Александрии пришла чума, которую

Черная смерть, 1348–1350 годы

Черная смерть, 1348–1350 годы Население В лето Господне 1349… случился великий мор по всему миру; начался он и от южных, и от северных пределов, а закончился таким разорением, что едва уцелела лишь горстка людей. Города, некогда густо населенные, опустели, и так быстро росла сила

Глава IX ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ И ЧЕРНЫЙ ПРИНЦ

Глава IX ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ И ЧЕРНЫЙ ПРИНЦ Затем пришла смерть и всех повергла в прах Королей и рыцарей, кесарей и пап. Многие прекрасные леди и бравые рыцари Падали в обморок и теряли голову В страдании от знаков смерти. У. Ленгленд Лето 1348 года было исключительно влажным.

Вспоминая о крестовых походах, мы прежде всего воспоминаем о рыцарях. И мало есть таких людей, которым не нравились бы рыцари. Они такие. Такие. Словом, легендарные. И в этом их самая большая беда. Большая часть идей рыцарства - весьма фантастична, на деле же всё было куда как менее наивно, романтично и честно.

Откуда пошли инфекции или история нечистоплотности

Рыцарство - одна из вех средневековья, и как и многое оттуда, рыцарство овеяно ароматами. антисанитарии.

Хотя сейчас появилось много статей, разоблачающих миф об антисанитарии. Но есть вполне конкретные факты. Первый, история родом из самого средневековья: жил-был король Людовик IX, который потом был объявлен святым. Мотивы его канонизации во многом связаны с политикой. Но в подтверждение его кротости приводят следующее событие. Как-то король гулял по Парижу. И кто-то в этот неудачный момент решил опрокинуть ночной горшок. Попало на короля. Якобы он воспринял это всё смиренно, не стал ругаться и звать стражу, чтобы те обезглавили и обезгоршочили виновного. Выливший горшок не знал же, что там король гуляет. Тем не менее издал указ, что горшок можно было выливать, лишь только трижды крикнув: "Берегись!" Скажу, что в более поздние и просвящённые времена ситуация так и не улучшилась. Бояре Петра I, съездив в Париж, заметили, что пахнет он несколько вонюче. Не лучше дела обстояли и в дворцах. Придворные дамы весь день ходили по дворцам в своих тяжёлых, многослойных нарядах. Вот портрет дамы с мальчиком-рабом (хотя официально в XVII веке во Франции не было рабства):

И, вот, ходит такая фрейлина по дворцу. А в парике у неё всякие забавные насекомые. А ещё ей вдруг захотелось в туалет. Как быть? А просто. Кругом вазы красивыя, картины всякия, заходи в уголок и совершай своё дело. Поэтому стали использовать литры парфюма и надушенные платочки.

Даже в начале XIX века горшки в Париже всё ещё выливали на улицу. Интересно знать, каково там было "рюсский гюсарь"?

Расскажу ещё факт, второй именно про средневековье. Пока все люди страдали от чумы, местные врачи давали указания: не мыться, ибо это открывает некие загадошные поры (это не тот смысл, который вкладываем в слово "пора" мы) и позволяет проникнуть болезни. Поэтому многие пытались лечиться отрезая и прижигая бубоны. И это никак им не помогало.

Кто принимал участие в крестовых походах?

В крестовых походах принимали участие не только рыцари, но и совершенно разношерстные слои населения, крестьяне - набожные и вороватые, разбойники и беглые преступники, отчаявшиеся родители и больные, надеющиеся на исцеление, и, наконец, даже дети (впрочем, последние не дошли).

Что с инфекциями?

Благодаря тому, что крестоносцы много поездили туда-сюда, они умудрились перенести инфекции в обе стороны. Некоторые инфекции, пусть и были уже на юге или на севере, но именно походы вызвали новые вспышки инфекций, занесли новые штаммы и породили целые эпидемии.

Крестоносцы обвиняются во вспышках оспы, малярии, сифилисе и гриппе (тогда это было очень серьёзное заболевание, а не весёлая реклама "средства от гриппа и простуды"), крестоносцы утащили за собой проказу, которая, если и была представлена в Европе, то только в единичных случаях, на святой земле же, проказа была известным и достаточно распространённым заболеванием. Привнесли они с собой и паразитов. Например, трахому - инфекционное заболевание, которое приводит к слепоте. Или паразитов - кровяных сосальщиков. А что ещё хуже, - чёрных крыс.

Самим крестоносцам в районе Антиохии пришлось перенести чуму такую страшную, что по записям современников, каждый день умирало по сто человек, а если не сто, то пятьдесят, а если не пятьдесят, то по крайней мере тридцать испугали свой последний вздох и отправлялись к богу каждый день.

Многие из крестоносцев, попробовав местных вод (жарко, пить хочется, в доспехах, как в мультиварке), они заражались дизентерией. Перенося её, конечно, достаточно тяжело, большинство выздоравливали, но переносили паразитов за собой.

Перенося за собой грипп, заболевание непонятное, неясное. Без ярко-выраженных симптомов, типа нарывов или изменения цвета слизистых, зачастую проявлявшего себя в виде температуры и "плохого самочувствия" крестоносцы принесли с собой смертельную угрозу, которая унесла многие и многие жизни. Как в Европе, так и на святой земле.

Крестоносцы принесли множество болезней. Причём те, что свирепствовали на святой земле оказались многократную сильнее, чем их северные собратья. Достаточно сказать, что паразиты из рыбы, которые поражали организмы северян, так и не прижились на юге. Хотя вся разношёрстная братия, от рыцарей и королей, до разбойников и крестьян, была поголовно заражена.

Крестовые походы, которые планировались по экономическим причинам, а не из религиозных побуждений, принесли больше горя и смертей, чем доходов. И Европу настиг карающий меч Господень в виде Чумы - одного из всадников апокалипсиса. За ним (всадником) шла проказа.

Тем не менее, крестоносцы и рыцарство всё же при всей "некрасивости" реальных событий, всё равно были нравственным ориентиром Европы. Процесс, который Филипп Красивый устроил для получения богатств рыцарей-храмовников - тамплиеров, положил конец этой эпохе. И навсегда изменил экономическую модель Европы.

Средневековьем называют исторический период, начавшийся по окончании античности и завершившийся с наступлением Нового времени. Его приблизительные временные рамки — c V по XV-XVI века.

Крестоносцы идут в бой

Средние века начались с падением Римской империи, в начале этого долгого исторического периода произошло так называемое Великое переселение народов, в результате которого сформировалось множество новых народностей и государств. В это же время началась реконкиста — попытки португальцев, испанцев и некоторых других народностей, исповедующих христианство, отвоевать Пиренейский полуостров, захваченный арабами.

крестоносцы

В середине Средневековья быстро увеличивалось население в крупных городах, происходили серьезные перемены в общественном устройстве. В Европе начался период процветания, который выразился в том числе и в культурном подъеме.

С конца XI века началась эра крестовых походов: рыцари-христиане отправлялись на Восток, прежде всего в Палестину, чтобы освободить Иерусалим и другие территории от господства мусульман. Кроме крупных крестовых походов проводилось множество мелких — в Испанию, Османскую империю и даже в Балтику — против племен язычников, которые так же, как и мусульмане, считались врагами веры.

готический стиль

Преобладающим стилем в искусстве Средневековья была готика. Этот стиль называют «устрашающе величественным

Первый этап первого крестового похода, плохо подготовленный, с войском, состоящим в основном из крестьян, потерпел поражение. Продолжение кампании было более успешным, в бой пошли подготовленные рыцари, в основном норманнские и французские. Не каждый крестовый поход завершался громкой победой, но из каждого рыцари возвращались с богатой добычей.

Время европейских кризисов

Во времена Средневековья в Европе происходило немало вооруженных конфликтов и войн, главной их причиной был раздел территорий. Пока властвовали феодальные отношения и армии набирались правителями из собственных вассалов, войны велись по всем правилам, во всех ситуациях действовал кодекс чести. Это был золотой век рыцарства. Ближе к XIV веку армии состояли большей частью из профессионалов, появлялись новые разновидности оружия, мощного и устрашающего (например, пушки), это привело к изменению методов ведения войны.

Жанна д

Самый знаменитый конфликт Средневековья — Столетняя война, в которой сражались Англия и Франция. Поводом послужила спорная территория, на которую претендовали оба государства. У каждой из сторон были союзники, постоянные и меняющиеся. Периоды постоянных военных действий сменялись периодами затишья, после чего все начиналось снова. В итоге Англия потеряла свои земли на континенте.


Между 1347 и 1351 годами первая пандемия чумы прокатилась по торговым путям Великого Шелкового пути в Китай, на Ближний Восток и в Европу, убив миллионы людей. Она периодически возвращалась в меньшем масштабе вплоть до 18 века.

У этой болезни было много штаммов. Самым известным из них была бубонная чума, так называемая из-за круглых чёрных бубонов, образованных опухолью лимфатических узлов жертвы. В результате неё умерло до 60 % тех, кто заразился чумой. Этот штамм и по сей день можно найти в некоторых частях Китая.

Ещё более смертоносной была лёгочная чума, которая передавалась по воздуху от человека к человеку и оказывалась смертельной по меньшей мере в 95 % случаев.

Это всем известно.

Что не так хорошо известно, так это то, что приход чумы в 14 веке был фактически вторым случаем, когда чума посещала Европу. Первая пандемия поразила Восточную Римскую империю в 6 веке, когда император Юстиниан пытался отвоевать Запад.

Интересно отметить, насколько тесно возникновение обеих пандемий совпадает с двумя величайшими поворотными моментами в европейской истории: первый связан с упадком и падением Римской империи, а второй – с упадком феодализма.

Однако прежде всего необходимо понять, как было организовано общество в 14 веке; и как огромный внешний шок пандемии повлиял на его внутреннюю динамику.

Общество в 1347 году

Первое, что следует иметь в виду, рассматривая европейское общество в 1347 году – это то, что оно было организовано на совершенно иной основе, чем современное капиталистическое общество. Подавляющее большинство населения (до 90 % в той же Англии) жило и работало в сельской местности. Основную ячейку общества можно было найти не на фабрике или в городе – хотя всё более процветающие средневековые города, безусловно, существовали, – а в феодальном поместье.

При феодализме самым могущественным классом в обществе были не банкиры и промышленники, которые правят обществом сегодня. На этом этапе промышленная буржуазия на самом деле не существовала. Ближе всего к ней были ремесленники гильдий, которые жили и работали в городах. Банковское дело существовало только в очень примитивной форме. Торговцы были самым могущественным и влиятельным слоем буржуазии. Но лихой Золотой век торгового капиталиста ещё не наступил.

Как обладатели наиболее важных средств производства в то время – земли – священники и дворяне, естественно, обладали монополией на политические, интеллектуальные и духовные институты общества.

Не было рабочего класса, каким мы его знаем сегодня.

Вместо борьбы между наёмными рабочими и их начальниками за заработную плату, рабочее время и условия труда, классовая борьба в феодальной сельской местности велась главным образом крепостными, которые стремились к свободе от принудительного труда и к более низкой арендной плате.

Эта система, какой бы устаревшей она ни казалась сегодня, тем не менее сыграла прогрессивную роль в выводе Европы из Тёмных веков. Между 10-м и 13-м веками население Европы примерно утроилось и составило около 80 миллионов человек – самый высокий показатель за последние почти 1000 лет.

Почти исчезнув в Тёмные века, внутренняя торговля внутри Европы начала возрождаться вместе со средневековыми городами и зарождающейся буржуазией. Стала процветать внешняя торговля с Африкой и Азией. По горькой иронии судьбы именно это расширение торговли привело к тому, что чума так быстро распространилась на европейский континент.

Пределы феодализма

Однако ни одна социальная система не способна к постоянному развитию общества. На определённом этапе экономические отношения, которые служили стимулом прогресса и развития, превращаются в оковы дальнейшего развития. Феодальное общество достигло этой точки ещё до того, как разразилась чума.

К началу 14 века феодальная система достигла своих пределов. Расширение сельского хозяйства на целинных землях, которое в предыдущий период стимулировало рост производства и численности населения, подошло к концу. Таким образом, избыток продовольствия начал сокращаться по отношению к численности населения. Производительность труда не могла идти в ногу, сдерживаемая ограниченным производством поместья и ненасытным потреблением лордов.

Крестьянское большинство становилось всё беднее и беднее, в то время как лорды давили всё сильнее. Ужасный общеевропейский голод, считающийся худшим в европейской истории, обрушился в 1307 году, унося жизни 10-25 % населения.

Чума наступает

Считается, что чума впервые появилась в пустыне Гоби в 1320-х годах. Разнесённая монгольскими торговцами и всадниками по всей Евразии, она пришла в Китай в 1330-х годах и убила примерно четверть населения.

Затем она распространилась на запад, и один летописец утверждал:

Как и в случае с сегодняшней пандемией COVID-19, первой европейской страной, поражённой вирусом, стала Италия. Генуэзские купцы, торговавшие вдоль побережья Чёрного моря, невольно подхватили чуму и перенесли её домой, а также в остальную часть Средиземноморья. Отсюда она быстро распространилась по Европе.

В то время Каир был одним из крупнейших городов мира, и он пострадал особенно сильно. На пике пандемии ежедневное число погибших в Каире достигло 7000 человек.

Знаменитый эрудит и историк Ибн Халдун, потерявший обоих своих родителей из-за чумы, писал в то время:

К концу пандемии только в Каире от чумы умерло 200 000 человек – больше, чем общее население почти каждого христианского города в то время. Масштабы разрушений были настолько велики, что как на Западе, так и на Востоке многие города не смогли восстановить своё население, существовавшее до чумы, вплоть до 16 века.

Отчаяние

Нетрудно представить ужас и отчаяние, охватившие общество при появлении таких апокалиптических сцен, которые, казалось, обрушились на человечество из ниоткуда. Ни одна из обычных практик предотвращения и лечения болезней не обеспечивала никакой защиты от чумы. Медицина оказалась совершенно бессильной против распространения болезни.

Было много случаев, когда местные священники бежали, спасаясь от чумы. Это вызвало широко распространённое недоверие и сомнение к церкви – хотя и не к христианству или религии в целом – и породило множество новых религиозных движений.

Одним из таких движений была секта флагеллантов, которая распространилась по всей Европе и была особенно сильна в немецкоязычном и голландскоязычном мире.

Флагелланты бродили из города в город группами от 50 до 300 в течение 33 с половиной дней, символизируя время Христа на Земле. В течение этого времени им запрещалось разговаривать, мыться или спать в мягких постелях. И по прибытии в какой-нибудь город они становились на колени и били себя плетьми в наказание за грехи человечества в надежде, что это положит конец чуме.

На ранних стадиях этого движения прибытие группы флагеллантов часто с радостью приветствовалось жителями, которые видели в них подлинную духовную защиту от чумы – в отличие от официальной церкви, которая была широко дискредитирована. Однако со временем движение начало раскалываться по классовым линиям.

Под влиянием бедных масс, которые пополнили его ряды, движение начало принимать форму своего рода революционной секты. Многие флагелланты верили, что старый император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса будет воскрешён, изгонит духовенство и заставит богатых жениться на бедных, после чего сам Христос вернётся на Землю.

Эти идеи отталкивали сначала дворян, затем более респектабельных буржуа, а в конце концов даже более обеспеченных крестьян. Со временем движение сократилось до самых бедных и обездоленных слоёв общества.

Ещё одним результатом отчаяния, возникшего во время чумы, стала волна погромов евреев по всей Европе, которая в этот период приняла ужасающие масштабы. Во многих местах, особенно в городах, евреев обвиняли в преднамеренном распространении чумы или отравлении колодцев. В результате тысячи евреев были убиты.

Церковь и феодальные власти фактически предприняли небольшие шаги для защиты евреев, отвергнув обвинения в их адрес. Но это мало помогло остановить волну кровопролития. В конце концов, это спровоцировало массовую миграцию евреев, спасающихся от преследований на Восток и, в частности, в Польшу, куда их пригласил поселиться король Казимир III.

Экономический кризис

В дополнение к глубокому психологическому и моральному кризису, вызванному чумой, феодальная экономика была буквально остановлена. Это вызвало интенсивный и длительный кризис для правящего класса, который имел важные исторические последствия.

Хорошим показателем масштабов кризиса можно считать Англию, куда чума впервые пришла в сентябре 1348 года. В поместье Куксхэм, недалеко от Оксфорда, принадлежащем престижному колледжу Мертон, из-за резкого сокращения численности населения земли колледжа остались без рабочей силы. Это вызвало повсеместное падение арендной платы, что ударило по доходам поместья. В то же время наёмных работников приходилось привлекать к работе на землях за высокую заработную плату.

В целом, по оценкам, доходы феодальной аристократии по всей Англии упали более чем на 20 % в период с 1347 по 1353 год. Наряду с крахом манориальной системы высокий уровень смертности также привёл к тому, что многие знатные семьи лишились наследников, а это означало, что многие ранее великие семьи просто превратились в ничто.

Подобное не могло не повлиять на положение эксплуатируемого населения. В 1349 году заработная плата во многих поместьях удвоилась. В поместье Куксхэм пахарю платили 10 шиллингов 6 пенсов в 1350 году за работу, которая принесла бы ему всего 2 шиллинга в 1347 году.

Также широкая доступность земли и низкая арендная плата означали, что крестьяне стали более мобильными, чем, возможно, когда-либо были. Крепостное право в этом контексте было одновременно и невозможным, и абсурдным.

Реакция и революция

Неудивительно, что правящий класс действовал быстро, чтобы попытаться вернуться к старым порядкам. В 1349 году Эдуард III ввёл Закон о труде, который предполагал установить заработную плату на уровне, существовавшем до 1348 года, но безрезультатно.

Такое очевидное и прозрачное столкновение интересов между господами и простыми крестьянскими массами неизбежно должно было вызвать огромную негативную реакцию. Крестьяне всё больше и больше понимали, что лорды были не более чем паразитами, которые существовали только для того, чтобы потреблять их труд. У них не было намерения отказываться от достижений, которых они достигли в чумные годы.

С другой стороны, правящий класс не мог мириться с таким положением дел. Не только рост заработной платы и падение арендной платы оставляли их без средств к существованию, но и снятие многих ограничений и принудительных трудовых услуг с плеч крестьянства угрожало не только их счетам в поместьях – это угрожало перевернуть весь социальный порядок, на вершине которого они находились.

В течение десятилетий правящая знать с негодованием пыталась вернуть свои доходы. В Англии король ввёл Подушный налог в 1377 году, которым облагался каждый взрослый в королевстве.

Этот налог был повышен в два раза, в 1378 и 1381 годах, возложив такое тяжёлое бремя на крестьянские семьи, что многие обвинили короля в попытке восстановить крепостное право. Радикальный проповедник Джон Уиклифф осудил налог, заявив:

В 1381 году крестьяне в Эссексе отказались платить налог, что вызвало крестьянское восстание. Богатый крестьянин по имени Уот Тайлер повёл армию в Лондон, объявив:

Другой лидер восстания, безработный священник по имени Джон Болл, призвал:

Когда повстанцы достигли Темзы в Саутуорке, лондонские массы спустили мост и помогли им взять город. Это был ранний пример союза между буржуазией, городскими массами и крестьянством, который сыграл такую жизненно важную роль в английской и французской революциях. Захватив Лондонский Тауэр, повстанцы обезглавили ненавистного архиепископа Кентерберийского.

Молодой король Ричард II был вынужден уступить требованиям повстанцев, пообещав покончить с крепостным правом, дешёвую землю и свободную торговлю. Но как только повстанцы были удовлетворены и отправились домой, он приказал их перебить.

Несмотря на то, что само восстание было в конечном счёте подавлено, крепостное право так и не вернулось в Англию.

Конец феодализма

События, которые были усилены и ускорены чумой, продолжали трансформировать общество на протяжении 14 и 15 веков. Позднее Средневековье стало эпохой зажиточного независимого крестьянина. Между тем дряхлая феодальная знать продолжала истощать себя в войнах.

Постепенно старые феодальные династии сменились новым классом землевладельцев – часто купцами, которые купили себе дорогу в дворянство, которые были гораздо больше сосредоточены на зарабатывании денег, чем на фарсовом рыцарстве своих предшественников.

На государственном уровне различные бюрократические и канцелярские функции, которые в основном выполнялись священниками до чумы, всё чаще брались на себя растущим классом образованных буржуа, юристов и т.д.

Эти новые отношения между феодальной монархией и городской буржуазией только укреплялись по мере того, как монархия становилась более централизованной и зависела от средств богатых торговцев.

Эти изменения, которые происходили постепенно, в конечном итоге породили абсолютистскую монархию, что сыграло важную роль в развитии капитализма.

Читайте также: