Матери во время чумы

Обновлено: 12.05.2024

Как потом предположили врачи, источником заражения погибшего могла стать пойманная дичь или блохи. Через три дня он умер.

На поминки, как положено, приезжали родственники, знакомые, которые ничего не знали о смертоносной болезни. Зараза пошла дальше… За несколько недель она унесла жизни более 50 человек. На борьбу с чумой были брошены лучшие специалисты из Москвы. Корреспонденты “КАРАВАНА” отыскали очевидцев событий более чем 70-летней давности.

В Балхашский район мы выехали по другим делам (смотрите материалы “Дикие нравы Прибалхашья: здесь стреляют без предупреждения” от 28 октября 2019 года и “В поисках “камышового рая”: где нет школ, больниц, но есть особняки и вертолетные площадки” от 4 ноября 2019 года). Судьба привела нас в село Акколь – это 250 километров от южной столицы. За чашкой чая разговорились с местными жителями и узнали о вспышке чумы в послевоенные годы.

Люди рассказали, что в Прибалхашье есть природные очаги (в целом по Казахстану они занимают около 40 процентов территории, очаги установлены в 10 из 14 областей страны), где обитают грызуны, хищники, а на них блохи – возможные носители инфекции. Так что здесь нужно держать ухо востро.

Сообщили, что в Акколе живет один из выживших, 72-летний Омирбай АЛИМБАЕВ. Мы отправились к нему домой, а застали еще и его старшего брата – Омирзака АЛИМБАЕВА. Он приехал погостить в родне – сам живет в поселке Каргалы (Фабричный) Жамбылского района.

Познакомились. Братья подсказали, что на трассе Баканас – Карой несколько лет назад установили памятный камень жертвам эпидемии чумы. Предложили проехать, а там и поговорить.


“Младенец сосал грудь умершей мамы и выжил”

Аул Кок-Жиде (во многих источниках его называют по местности – Кок-Узек) располагался в нескольких километрах от того места, где сейчас в окружении саксаульника находится камень. Местные жители жили в юртах, саманных домах. В ауле было много детей, поэтому здесь открыли семилетнюю школу. Население этого и других ближайших поселков занималось преимущественно скотоводством. В округе было несколько колхозов, среди них колхоз “Шарва”.


Отец Омирбая, Омирзака, их старшей сестры Шолпан и младшей Омиртай, находился на отгонном участке, когда в дом пришла беда. Омирзаку тогда шел седьмой год. Омирбаю было всего 4 месяца.

– Один за другим в ауле умирали взрослые, пожилые. Детей – совсем мало… Трупы чем-то обрабатывали, вроде известью, после закапывали. Слышал, около 60 человек умерло. Остались дети – примерно 80 человек, семьи-то многодетные у всех были, – вспоминает Омирзак. – Чудесным образом большинство детей чума пощадила. С чем это связано, я не знаю. Рассказывали потом, что один младенец несколько дней сосал грудь умершей матери, благодаря чему сам не умер с голоду. И ведь не заболел! Приехали военные, окружили поселок – никто не мог ни зайти, ни выйти из него.

Помню, как юрты обливали бензином и поджигали. Нашу юрту сожгли на наших глазах.

В местной школе организовали лазарет. Врачи в респираторах обследовали всех детей, отправили в школу. Полгода мы в ней жили под наблюдением медиков. Только в мае 1948 года нас выпустили.

– А что вам давали для профилактики?

– Лекарства, похожие на чернила – помните такие? Взрослым спирт давали. Приехал врач из Москвы. Я запомнил только фамилию – Жуков. Слышал, кого-то из медицинских работников чума тоже не пощадила…


Мой собеседник, вероятнее всего, говорит о советском иммунологе, микробиологе Николае Николаевиче ЖУКОВЕ-ВЕРЕЖНИКОВЕ. В разные годы выпускник медицинского факультета Московского университета академик АМН СССР Н. Н. Жуков-Вережников исследовал чуму, холеру и предложил методы профилактики этих болезней. В 1944 году создал живую противочумную вакцину. Разрабатывал метод лечения легочной чумы.

Всех вырастили, выучили, дали образование

По словам братьев, враз осиротело полпоселка. В соседнем селе Баканас организовали детский дом, в который поселили сирот.

– В интернате я пошел в школу, а брата на время к себе забрали родственники, – продолжает Омирзак. – Условия в детдоме были хорошие, хотя в стране была разруха. Сейчас я часто слышу, что в детдомах есть рукоприкладство, насилие. У нас такого сроду не было. Мы жили дружно, сытые, одетые-обутые. Потом и брат со мной жил. В 1953 году детский дом закрыли, и меня, брата, младшую сестру перевели в детдом Чиликского района. Через пару лет и там учреждение расформировали, вместе с братом нас распределили в детский дом № 3 Алма-Аты. А вот с сестрой разлучили на некоторое время. Старшая сестра в то время уже работала поваром в Баканасе. Да, все дети из нашего аула, когда выросли, получили высшее образование – об этом позаботились педагоги. Я после школы поступил учиться на связиста и 49 лет проработал связистом – в Казахстане, России, Крыму. У меня жена русская была, тоже связистка. Один внук сейчас пошел по нашим стопам, недавно получил звание “Студент года”.

– А я много лет работал бухгалтером в колхозе, – говорит Омирбай. – Сейчас дома сижу, хозяйством занимаюсь. Приезжают внуки, правнуки – у нас большая семья. Наши сестренки, увы, умерли…

– Вы общаетесь с теми, кто тоже тогда спасся?

– Да. Но с каждым годом их всё меньше.


Братья говорят, возможно, от смерти их спасло имя, ведь “омир” в переводе с казахского – жизнь.

– У нас была старшая сестра Шолпан, – говорит Омирзак. – Потом брат родился, умер совсем маленьким. После я появился на свет. В поселке был старейшина, мудрец. Отец с мамой пошли к нему, всё рассказали. Спросили совета – как назвать малыша? Старец сказал – пусть живет долго, и назвали меня Омирзак – жизнь длинная. Потом появилась младшая сестра – Омиртай, после родился брат Омирбай… Все мы пережили чуму.

Врачи заразились, но их вылечили

В книгах нескольких российских ученых я нашла описание Балхашского случая чумы в конце 1947 года. Так, в книге “Эндемия чумы в пустынях Средней Азии и Казахстана”, ее авторы Ю. З. Ривкус, А. Г. Блюммер, пишут: “На восьми участках колхоза “Шарва” с конца ноября 1947 г. до середины января 1948 г. чума посетила 23 из 69 проживавших там семей. Ее жертвами стали 54 человека (около 20 процентов всех жителей). Вспышку, ввиду ее широкого распространения, удалось ликвидировать лишь в январе 1948 г. Были госпитализированы 28 больных первично-легочной чумой, из них четверо практически в агональном состоянии. Остальных больных лечили противочумной сывороткой и стрептомицином. Из них удалось вылечить 11 человек, т. е. около половины заболевших. Все больные, у которых легочная чума развилась до организации госпиталя, погибли (всего – 24 человека). Во время этой вспышки чумой заболевали и медицинские работники. В начале января 1948 г. заразилась из-за неисправного респиратора работавшая в чумном госпитале лаборантка М. А. Обследовавшие ее врач В. Е. и другая лаборантка, С. О., также инфицировались. Все они были вылечены”.

В книге также описаны и другие вспышки чумы на территории Казахстана в разные годы.

После распада Союза вскрылась страшная статистика. С 1920 по 1989 год чумой на территории бывших союзных республик заболели 3 639, жертвами стали 2 060 человек. Но если до войны каждая вспышка уносила сотни жизней, то с середины 40-х, когда стали применять сульфидин и “синьку”, число жертв сократилось до нескольких десятков. При этом деятельность врачей строго засекречивалась. Казахстан в любой момент может захлестнуть эпидемия чумы

Сотрудники противочумной службы не имели права рассказывать о своей работе даже близким. О целях командировки часто узнавали только уже в пути.

Много лет в Балхашском районе работает противочумная станция. Старейшины говорят, что хорошо усвоили тот урок 70-летней давности – потенциальных переносчиков чумы, сурков, ни один охотник не будет стрелять, даже если умирает от голода. Как и лезть, раскапывать норы грызунов. Знают и основные симптомы заболевания – высокая температура тела, увеличение шейных, подчелюстных лимфатических узлов, мышечная и головная боли.

…Кок-Жиде, где произошла вспышка чумы, переезжал три раза. В марте 1969 года после суровой снежной зимы в поселок хлынула большая вода – река Или разлилась более чем на 700 метров. Братья Алимбаевы рассказали, что людей тогда успели эвакуировать. В ауле остались дежурные, которые докладывали районному руководству обстановку. Вода снесла все саманные строения, уцелели только каркасные дома. Машины по самый кузов стояли в воде. После наводнения поселок отстроили подальше от потенциальной угрозы, где он и находится по сей день.

Справка “КАРАВАНА”

Летальность при бубонной форме чумы – 25 процентов, при легочной форме – 60–70 процентов. При появлении симптомов необходимо немедленно обращаться в медицинскую организацию для своевременной диагностики и получения медицинской помощи. Инкубационный период заболевания – от 2 до 6 дней. В Казахстане исследованиями в области распространения, профилактики и предупреждения карантинных и зоонозных инфекций, производством медицинских иммунобиологических препаратов и подготовкой специалистов стран Центральной Азии и Кавказа по особо опасным инфекциям занимается Казахский научный центр карантинных и зоонозных инфекций имени Масгута Айкимбаева (КНЦКЗИ). Он создан 1 января 1949 года на базе Алма-Атинской противочумной станции. До 1992 года центр носил название Среднеазиатский научно-исследовательский противочумный институт, а с 1992 по 2002 годы – Казахский противочумный НИИ.

В настоящее время все природные очаги чумы на территории Казахстана находятся под постоянным контролем противочумной службы.

Мы помним, что молятся не иконам, а перед иконами, обращаясь к Господу, Богородице, святым. И спасает нас не икона, а Господь. Об избавлении от морового поветрия можно молиться перед любой иконой, но некоторые из образов остались в истории именно как те иконы, перед которыми русские люди особо молились во время эпидемий.

Перед какими иконами молились русские люди во время эпидемий

Образ написан в 1157 году. Прославился во время моровой язвы (чумы), свирепствовавшей в Москве в 1771 году. Икона находилась над Варварскими воротами Китай-города. По свидетельствам современников, многие люди получали исцеления от чумы после молитв перед ней. Память о чудесной помощи Богородицы совершалась ежегодно 18 июня. В канун этого дня образ снимался с ворот для народного поклонения.

Перед какими иконами молились русские люди во время эпидемий

3. Смоленская-Шуйская икона Божией Матери

Перед какими иконами молились русские люди во время эпидемий

4. Грузинская икона Божией Матери

Перед какими иконами молились русские люди во время эпидемий

Образ прославился в 1654 году во время охватившей первопрестольную эпидемии чумы. Изначально икона находилась под Архангельском, в Красногорском монастыре. В Москву её привезли для поновления и изготовления оклада. После молитв перед иконой, по свидетельствам, происходили многочисленные исцеления от моровой язвы. В память о чудесных исцелениях Симон Ушаков сделал список с образа специально для Для Москвы.

Перед какими иконами молились русские люди во время эпидемий

В 1831 году холера охватила всю Россию. Болел и Новгород. В разгар эпидемии 16 июля 1831 года в нише новгородской Спасо-Преображенской церкви отслоился толстый слой штукатурки, и под ним явилось изображение Богородицы. В храме и возле него собралась огромное число людей — и через некоторое время после общей молитвы болезнь оставила город.

Перед какими иконами молились русские люди во время эпидемий

Образ был обретён под Рязанью недалеко от села Феодотьева. В 1771 году, когда рязанщину поразила чума, икону носили по улицам города и по окрестным сёлам и деревням, заносили в дома. В домах, где уже были заражённые, после появления иконы и молитв перед ней болезнь быстро прекращалась. В домах, ещё не затронутых чумой, моровая язва после посещения его с иконой не появлялась.

Перед какими иконами молились русские люди во время эпидемий

В связи с последними событиями в Китае, все новостные каналы и ресурсы наполнены тревожными новостями о неизвестной ранее модификации коронавируса. Эту болезнь, локально вспыхнувшую и стремительно распространяющуюся, называют настоящей эпидемией, ведь количество жертв, к сожалению, ежедневно растёт. Российских туристов болезнь не коснулась.

коронавирус.jpg

Казалось, что мы живём в веке развитой медицины, индустрии и достаточно высокого уровня жизни для таких бедствий, но это никак не препятствует приспособлению и мутации вирусов, которые достаточно дружно сегодня сосуществуют с человеком, благодаря антибиотикам и вакцинации.

Удивительно и даже страшно понимать, что буквально до 20 века люди были полностью беззащитны перед такими страшными явлениями, как чума.

Почти беззащитны… Ведь там, где безнадёжность, там есть место чуду.

Чума на Руси.jpg

В истории России сохранилось множество фактов об исцелениях от православных святынь, а во время эпидемий случались чудеса, очевидные целым городам. И что примечательно, всегда был соборный (т.е. общий, коллективный) настрой, несмотря на опасность массового скопления, подавляющее большинство людей принимали участие в крестных ходах, молебнах и строительствах храмов. Это связано не только с образом жизни и традициями, а с понятием - если Бог посылает испытания и скорби, нужно углубить духовную жизнь и усугубить пост.

Среди множества свидетельств о чудесном прекращении чумы имеются факты, связанные с чудотворными иконами. Эти записи хранятся в церковных преданиях и календарях.

Оригинал Боголюбской иконы Божией Матери.jpg

В 1771 году по просьбе народа в город Владимир была принесена Боголюбская икона, вопреки сопротивлению местного лекаря и сомневающихся властей. Совершались крестный ходы и молебны. Историей указывается, что среди 200 заболевших почти все выздоровели (трое умерших), а менее чем через месяц чума ушла из Владимира.

Боголюбская икона Божьей Матери и сегодня особо почитается, имеются множество списков, которые дарят возможность верующим прикоснуться к великой тайне и благодати.

Кстати, а помните, совсем недавно мы рассказывали Вам о том, как нашей команде посчастливилось соприкоснуться с этой, пожалуй, одной из самых загадочных святынь в России?


Разработано в

3 апреля, в канун православного праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит объезд Москвы с чудотворной иконой Божией Матери, именуемой "Умиление". Подобные молитвенные действия многократно спасали разные города и страны от различных "моровых поветрий", в наше время именуемых "эпидемиями".

Верите ли вы в чудеса? В период серьёзных испытаний этот вопрос отнюдь не праздный. И пожалуй, не так много людей, кто с упёртостью наивного материалиста скажет: нет, в мире есть только физические и химические явления, а наше сознание – лишь их проявление. Даже убеждённые атеисты порой соглашаются, что в мире "не всё так просто" и некоторые явления выбиваются из сугубо материалистического представления. Хотя слово "чудо" таким людям произнести ой как сложно.

Но, как говорится, "не бывает атеистов в окопах под огнём", а нынешнюю коронавирусную пандемию уже сравнивают с самой настоящей третьей мировой войной, масштабы трагичности которой, слава Богу, не так велики, но по числу охваченных стран ситуация поистине беспрецедентна. Для человека же верующего очевидно: это – попущение Божие, наказание за наши грехи, выводы из которого ещё будут сделаны. Так же, как очевидно и то, что помимо санитарно-эпидемиологических, медицинских средств борьбы с распространением коронавируса очень важно применять меры духовные. Главные из которых Сам Господь определил в словах: "сей род изгоняется только молитвою и постом" (Евангелие от Матфея, 17:21).

Неслучайно разгар пандемии пришёлся на православный Великий пост, время, наиболее благоприятное для уединённой молитвы. Подчеркну: не для "пира во время чумы", а именно для молитвенных трудов, которые, как в последние дни уже говорили Святейший Патриарх Кирилл и многие другие архипастыри и пастыри Русской Церкви, могут совершаться не только в храме, но и в домашнем уединении. Но патриаршее благословение на время карантинных мер не посещать храмовые богослужения отнюдь не означает их отмены. Все храмы Русской Православной Церкви продолжают жить великопостной богослужебной жизнью и не закрывают своих врат от верующих. Хотя и с вынужденными ограничениями относительно числа молящихся.

На этой неделе, в субботу, 4 апреля, православные будут праздновать один главных праздников Великого поста, Похвалу Пресвятой Богородицы (Субботу Акафиста), а вслед за ним, 7 апреля, и великий двунадесятый праздник Благовещения. Эти богородичные дни напоминают верующим о том, Кто является нашей главной Небесной Заступницей перед Господом. И в том числе о том, как во времена моровых поветрий (так в древности именовались смертоносные эпидемии) христиане обращались за помощью именно к Божией Матери, молясь перед Ее чудотворными иконами. И очень часто болезни отступали, чему в Житиях святых и исторических описаниях различных святынь есть тысячи свидетельств.

Молитва Предстоятеля

Именно в эти тяжёлые дни, в канун праздника Похвалы Пресвятой Богородицы Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял решение совершить молитвенный объезд Москвы, не просто как российской столицы, но и как города, наиболее пострадавшего от коронавируса, с чудотворной иконой Божией Матери, именуемой "Умиление". Как говорится в циркулярном письме первого патриаршего викария митрополита Воскресенского Дионисия:

По сложившейся традиции Святейший Патриарх. привозит из Крестового Владимирского храма своей рабочей резиденции в Чистом переулке хранящийся там Честный Образ Богоматери "Умиление", перед которым молился преподобный Серафим Саровский. На сей раз Святейший Патриарх не только привезёт эту величайшую Святыню, но совершит с Нею с 16.00 объезд вокруг всей Москвы. Святейший Владыка призывает всех священнослужителей, монашествующих и мирян Первопрестольного града в часы его объезда города усугубить свои домашние молитвы и вместе с ним совершить чтение акафиста Божией Матери с приложением молитвы, "чтомой во время вредоносного поветрия".

В истории Церкви, в том числе и новейшей, подобные молитвенные объезды и даже облёты на самолётах и космических станциях, своего рода ускоренные крестные ходы, уже встречались. Пожалуй, наиболее известна история, как осенью 1941 года, в страшные дни Битвы за Москву, был совершён облёт с одной из чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Сегодня многие скептики пытаются опровергнуть это предание, действительно, не получившее отражение в официальных документах, но сама вера в то, что именно такой облёт тогда спас Первопрестольную, уже очень многое значит.

Икона Божией Матери "Умиление"


Крестный ход из Дивеева с иконой Божией Матери "Умиление" накануне прославления преподобного Серафима. 1903 год. Фото: официальный сайт Дивеевского монастыря

Но почему в эти дни в качестве святыни, которая объедет столицу, избрана именно икона Божией Матери "Умиление"? Что это за образ, который, как уже было сказано выше, непосредственно связан с одним из самых почитаемых духовных подвижников Русской Церкви, преподобным Серафимом Саровским? Приведём краткую историческую справку об этой святыне:

"Икона Пресвятой Богородицы "Умиление" с конца XVIII века являлась главной святыней Дивеевского монастыря. Перед этим чудотворным образом молился и скончался преподобный Серафим Саровский. Он называл её "Всех радостей Радость", а елеем из лампады, горевшей перед иконой, преподобный помазывал больных. После закрытия монастыря в советские годы игуменья Александра (Траковская) вместе с другими сёстрами перевезла образ в Муром. После её смерти монахиня Мария (Баринова) с благословения Патриарха Пимена передала икону протоиерею Виктору Шиповальникову, а в 1991 году – Патриарху Алексию II. С тех пор образ находится в домо́вом храме резиденции Святейшего Патриарха".

За этими, довольно сухими и тезисными, словами – целая эпоха и множество судеб православных христиан, включая трёх последних русских Патриархов. И множество чудес и исцелений, которые, что очень важно, не стоит приписывать самой иконе, но её Первообразу – Пресвятой Богородице. Однако и сама эта святыня благодаря таинственной связи с изображённой на ней Небесной Владычицы обладает особой чудотворной силой. Как и многие другие иконы Божией Матери, даже просто перечислить которые в рамках небольшой статьи невозможно, а потому остановимся лишь на нескольких из них, наиболее известных именно своей целительной силой в годы эпидемий.

Сразу оговорюсь: речь пойдёт не о таких широко известных чудотворных образах Пресвятой Богородицы, как Владимирская, Казанская, Тихвинская, Донская и Иверская иконы, но о менее известных, но оттого не менее глубоко почитаемых святынях Земли Русской. В первую очередь, святынях нашей глубинки, не раз спасавших её от моровых поветрий.

Боголюбская икона Божией Матери


Этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы был явлен в середине XII века святому благоверному князю Андрею Боголюбскому и стал одной из главных святынь Владимирской Руси. Одна из немногих сохранившихся до наших дней домонгольских икон Божией Матери.

По молитвам перед Боголюбским образом было немало чудес и исцелений, в том числе – спасение от одной из самых страшных в истории Государства Российского эпидемий чумы – морового поветрия 1654-1655 годов. В Угличе, где в это время находилась эта икона, перед ней был совершён молебен Пресвятой Богородице, и эпидемия отступила. Приведём фрагмент весьма пространной молитвы перед Боголюбской иконой Божией Матери:

О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте.

Шуйская-Смоленская икона Пресвятой Богородицы

Этот образ Божией Матери был явлен в городе Шуе в годы уже упомянутой эпидемии чумы середины XVII века. Один благочестивый прихожанин Воскресенской церкви посоветовал отчаявшимся горожанам собрать средства и заказать список со Смоленской иконы Божией Матери, что и было сделано.

В те времена моровая язва унесла сотни тысяч жизней по всей Европе. И только искренняя молитва жителей русской глубинки перед образом Небесной Владычицы даровала чудо. После того как икона была освящена и ей были обнесены улицы города и ближайшие веси, болезнь стала угасать. Этот образ и впоследствии неоднократно даровал верующим чудеса и исцеления, в том числе – от страшной эпидемии холеры 1831 года.

Седмиозерная (Седмиезерная) икона Божией Матери


С этим образом также связано чудесное прекращение морового поветрия 1654-1655 годов в Казани, где эпидемия чумы в то время свирепствовала особенно жестоко, говоря современным языком, с неоднократными рецидивами. Вот как это описывается в истории Седмиозерной иконы, на которой Пресвятая Богородица, по преданию, уже после написания этого образа Сама сложила руку в благословляющем двуперстии:

"Для исцеления от эпидемии властями было решено принести из Седмиезерной пустыни в Казань икону, уже прославившуюся своими чудесами. Жители Казани вышли с крестным ходом навстречу иконе за две версты от города. Чудотворная икона была обнесена вокруг Казани и поставлена в Благовещенском соборе, после чего эпидемия чумы начала утихать. Жители Казани начали носить икону по домам, и болезнь прекратилась. В 1655 году сам митрополит препроводил икону в Седмиезерную пустынь, однако на следующий год чума снова появилась в Казани и свирепствовала ещё больше. Летом эпидемия снова повторилась. Оба раза жители приносили из Седмиезерной пустыни икону Богородицы, и это спасало город от язвы".

Грузинская икона Пресвятой Богородицы


Что же касается Москвы, также неоднократно затронутой страшными эпидемиями, то стоит напомнить о чудотворном образе, спасавшем столицу, однако не столь широко известном сегодня. Это – Грузинская икона Божией Матери, чье происхождение очевидно из её названия. Уже в первой половине XVII века она оказалась в Русских землях, будучи принесённой из разорённой персидским шахом Аббасом Грузии в единоверную Россию. Прославилась многими чудотворениями, в том числе исцелением многих москвичей от моровой язвы.

К сожалению, древний образ этой иконы был утрачен, однако существует немало списков, также являющихся чудотворными. Самые известные из них находятся в следующих московских храмах: в церкви Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (церкви Грузинской Богоматери) (Никитников переулок, д. 3), храме Воскресения Христова в Сокольниках (близ одноимённой станции метро) и в храме святителя Мартина Исповедника, что на улице Александра Солженицына на Таганке.

Все эти храмы российской столицы открыты, в них соблюдаются строгие санитарно-эпидемиологические нормы, а потому верующие могут безбоязненно прийти и помолиться перед этими чудотворными списками Грузинской иконы Божией Матери, чья милость и заступничество перед Господом, вне всяких сомнений, поможет и от сегодняшней эпидемии. Главное – искренне и от души обращаться к Небесной Владычице:

"Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас!"

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Читайте также: