На работе заставляют делать прививку от кори законно ли это

Обновлено: 25.04.2024

Вакцинация — это комплекс мероприятий, цель которых — не допустить эпидемии болезней, легко передающихся от больных людей к здоровым. Чтобы не допустить распространения кори, Роспотребнадзор обязал работодателей провести вакцинацию сотрудников от этого заболевания. Отказавшихся от прививки придется отстранить от работы. Аналогичные правила действуют для работников, отказавшихся от прививки от гриппа, если они трудятся в медицинской, образовательной, транспортной или коммунальной сферах. А в связи с пандемией коронавируса введены также новые требования к работодателям по проверке работников на COVID-19.

Работодатели займутся иммунизацией сотрудников от кори

Главный государственный санитарный врач РФ выпустил постановление от 07.11.2019 № 19, которое обязало работодателей в срок до 31.12.2020 организовать кампанию по вакцинации от кори для тех сотрудников, кто ее до сих пор не получил. Новые правила распространяются на работников — иностранных граждан, которые не болели корью, не получали вакцину либо не имеют документа, подтверждающего ее получение.

Как должны действовать компании, в постановлении не разъясняется, но в этом случае работают общие правила.

Что касается работников с российским гражданством, работодатели не обязаны следить за их здоровьем. Этим занимаются медицинские учреждения, в которых хранятся данные о полученных профилактических прививках.

Что обязаны делать работодатели

  • ежегодно формировать для лечебно-профилактических учреждений списки работников, которым необходимо ставить вакцины в соответствии с календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Минздрава России от 21.03.2014 № 125н плюс региональные поправки);
  • информировать сотрудников о графике проведения прививок;
  • направлять их в прививочный кабинет;
  • по согласованию с сотрудниками лечебно-профилактического учреждения, обслуживающего работников предприятия, обеспечить условия для постановки прививок непосредственно на предприятии и явку необходимого количества работников;
  • разъяснять работникам последствия отказа от профилактических прививок, в том числе о возможности отстранения от работы, недопущения в организованные коллективы, запрета посещения некоторых стран;
  • в случае отказа работников от иммунизации обеспечить их явку в прививочный кабинет для подписания отказов от вакцинирования;
  • в ситуациях, когда вакцинация против бешенства подлежит пребыванию на больничном листке или перевод на легкий труд (это случается и при других прививках), следовать требованиям медорганизации.

Если говорить конкретно про кампанию по вакцинации от кори, то работодателю понадобится от работника-иностранца справка, подтверждающая получение прививки либо перенесение этого заболевания. Получают ее в медучреждениях после сдачи анализа на антитела к вирусу. Если тратиться на анализы и справку не хочется, эксперты не видят ничего плохого в повторной вакцинации: прививка от кори в 60 лет обязательна так же, как и в 40 лет или другом возрасте. Особенно если работник контактирует с большим количеством людей, трудится на транспорте, в сфере обслуживания и торговле.

О том, чтобы специально уведомлять службу, чиновники ничего не говорят, и образец уведомления в свободной форме об исполнении работодателем предписаний по иммунизации против кори иностранных работников нигде пока не представлен.

За чей счет проводится вакцинация

Поскольку санитарно-противоэпидемические мероприятия требуются законом, предприниматели вправе списывать расходы на их проведение. Если в компании решили поставить всем сотрудникам прививки, затраты на эти цели разрешено списать при расчете налога на прибыль. Среди возможных оснований:

  • расходы на обеспечение нормальных условий труда (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  • другие расходы, связанные с производством и(или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Чтобы подтвердить расходы на обязательную вакцинацию для Налоговой службы, предпринимателю потребуются:

  • приказ или распоряжение руководителя о вакцинации сотрудников на основании норм закона или полученного предписания;
  • договор и акт об оказании соответствующих услуг;
  • копии разрешительных документов на осуществление медицинской деятельности и оказание услуг по вакцинации;
  • платежное поручение, подтверждающее перечисление средств за прививки;
  • список привитых сотрудников (иногда дополнительно нужна справка от кори (иных заболеваний) от каждого подчиненного, получившего прививку).

Отметим, что есть некоторые особенности при учете расходов на вакцинацию, проводимую в рамках договоров по ДМС. В частности, если такой договор заключен на срок от года и более, то разрешено учитывать лишь определенную норму затрат — до 6% от расходов на оплату труда. Если срок действия договора меньше, то никаких пределов нет.

Относительно НДФЛ и страховых взносов не переживайте. При наличии доказательств, что работодатель исполнял требования закона, у работников никакого дохода не возникнет. А значит, платить подоходный налог и страховые взносы не с чего. Но в Минфине говорят: если вакцинация проводится по инициативе работодателя и работник на нее согласен, у него имеется прямая заинтересованность, появляется и объект обложения страховыми взносами. В таком случае работодателю необходимо уплатить страховые взносы с суммы, израсходованной на организацию кампании по иммунизации сотрудников.

Работникам без прививок не хотят оплачивать больничные листы

Если с вакцинацией от кори почти все понятно (такая прививка является обязательной), и вопросов, почему заставляют делать прививку от кори, практически не задают (это крайне заразная инфекция), то вакцина от гриппа — дело добровольное. Кампания по иммунизации стартует ежегодно в конце августа – начале сентября и заканчивается в декабре. Этот период выбран не случайно: у человека, который получит вакцину, к январю-марту, когда фиксируют пики заболеваемости, успевает выработаться иммунитет. Другое дело, что вакцина не всегда спасает от вируса — он слишком быстро мутирует. Многие просто не видят смысла в прививке: она все равно не защищает на 100%.

И хотя вакцинирование от гриппа — дело добровольное, чиновники периодически высказывают разные идеи, как убедить или заставить население ставить прививки. Например, в Минздраве и Госдуме всерьез обсуждают инициативу, которая позволит ввести наказание для лиц, призывающих граждан отказываться от прививок, за исключением случаев, когда есть медицинские показания. Некоторые считают, что информацию, пропагандирующую отказ от прививок и искажающую данные о разных болезнях и способах их лечения, следует приравнять к опасной, а лиц, распространяющих ее, необходимо наказывать как экстремистов.

Еще одна идея — не оплачивать больничные тем родителям, чьи дети заболели из-за отказа от прививки, либо ввести для них штрафы. В каком размере, пока не уточняется. Но отечественные чиновники смотрят на европейских коллег, где в Германии, к примеру, введен штраф в размере 2500 евро за отказ от иммунизации от кори и запрет на посещение школы и детсада.

Отстранение от работы заболевших сотрудников

С этим высказыванием соглашается руководитель группы менеджеров по персоналу компании ICL Services Лилия Мингалеева. Она уточнила, что вакцинация в компании добровольная, к тому же у работников могут быть противопоказания.

Компания заинтересована в том, чтобы болеющих сотрудников было как можно меньше, а лучше не было совсем, особенно болеющих таким серьезным и опасным заболеванием, как грипп. Мы уже более 10 лет реализуем проект по вакцинации сотрудников и довольны результатом, — убеждает она. — Что касается сотрудников, то для них это, во-первых, удобно. Терапевт и медсестра приезжают делать прививки непосредственно в офис. Не надо думать в постоянном отсутствии времени, когда найти свободный час для себя. Во-вторых, сотрудники защищают себя, свое здоровье и вероятность больничного снижается, что хорошо не только для здоровья, но и для семейного бюджета.

По сути, Роспотребнадзор считает необходимым отстранять от работы заболевших сотрудников, хотя это противоречит действующему трудовому законодательству (правила отстранения от выполнения трудовых обязанностей прописаны в статье 76 ТК РФ). И недопущение к работе для работодателей обернется проверкой ГИТ, если работник пожалуется на нарушение прав. Отстранить от работы сотрудника при проявлении симптомов простуды разрешено руководству дошкольных образовательных учреждений (п. 19.3 СанПиН 2.4.1.3049-13) и организаций общественного питания (п. 4 приложения 5 СанПиН 2.3.6.1079-01). Кроме того, обязательной вакцинации от гриппа подлежат работники медицинских и образовательных организаций, транспорта, коммунальной сферы. Это предусмотрено приложением 1 приказа Минздрава России от 21.03.2014 № 125н. На всех остальных заболевших распространить эти правила нельзя.

Меры по борьбе с коронавирусной инфекцией

Мэр Москвы подписал указ от 07.05.2020 № 55-УМ, который дополнил ранее изданный указ от 05.03.2020 № 12-УМ. Кроме продления периода изоляции до 31 мая 2020 года, введены новые требования к гражданам и работодателям, например, с 12 мая москвичам придется использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, при посещении объектов торговли (пункт 9.4).

Для работодателей первоначальный указ дополнили новым приложением № 6 (приложение № 7 к указу 55-УМ), согласно тексту которого организации обязаны:

  • обеспечивать персонал средствами индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц;
  • выдать средства индивидуальной защиты рук (перчатки) на рабочих местах и (или) территории работодателя в случаях посещения мест общего пользования, в том числе лифтов, санитарных узлов, мест приема пищи, а также физического контакта с предметами, используемыми неограниченным кругом лиц, в том числе дверными ручками, поручнями, иными подобными предметами;
  • периодически измерять температуру работникам на рабочих местах и (или) территории работодателя (не менее одного раза в 4 часа) с учетом измерения температуры тела при допуске на рабочие места и (или) территорию работодателя;
  • обеспечить в период с 12 мая по 31 мая 2020 года проведение исследований на предмет наличия новой коронавирусной инфекции (2019- nCoV) в организациях, допущенных к проведению таких исследований в соответствии с законодательством Российской Федерации, в отношении не менее 10 процентов работников;
  • обеспечить взятие крови у работников для проведения лабораторного исследования методом иммуноферментного анализа (ИФА) на наличие новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и иммунитета к ней в порядке и сроки, установленные Департаментом здравоохранения города Москвы;
  • при невозможности обеспечения соблюдения социального дистанцирования между стационарными рабочими местами обеспечить установление между ними разделительных перегородок.

Работников власти Москвы также обязали:

  • незамедлительно информировать работодателя о наличии заболеваний с установленным диагнозом (сахарный диабет, ожирение, гипертоническая болезнь 2 степени, хроническая обструктивная болезнь легких, бронхиальная астма 2 степени), кроме того, о беременности также придется сообщать незамедлительно;
  • сообщать работодателю о наличии симптомов острой респираторной вирусной инфекции или наличии установленного врачом диагноза острого респираторного вирусного заболевания, новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), пневмонии у самого работника или у лиц, совместно проживающих с ним;
  • не покидать место проживания (пребывания) для осуществления трудовой деятельности в случаях наличия болезни (сахарный диабет, ожирение, гипертоническая болезнь 2 степени, хроническая обструктивная болезнь легких, бронхиальная астма 2 степени) и беременности;
  • соблюдать дистанционный режим работы, установленный работодателем;
  • соблюдать режим использования средств индивидуальной защиты;
  • участвовать в медицинских обследованиях, организовываемых работодателем в соответствии с новым указом.

Все расходы, связанные с исполнением обязанностей по новому указу мэра Москвы, будут нести работодатели из собственных средств.

    Светлана Черных (Кузнецова)

В данной статье нет пояснения министра здравоохранения Вероники Скворцовой, о размере компенсации тем работникам или их детям, в случае возникновения осложнений от проведенной вакцинации от гриппа, если таковая станет обязательной. А то получается игра в одни ворота (по оплате больничных листов), к сожалению.

Пандемия новой коронавирусной инфекции, которая уже более полутора лет существует во всем мире, постоянно подталкивает российские власти к поиску новых методов борьбы с ней. Временный локдаун, жесткий масочный режим, социальное дистанцирование, перевод части сотрудников на удаленный режим работы – эти и другие меры позволили держать эпидемиологическую ситуацию под контролем, но оказались недостаточными для полной победы над вирусом.

Правовым, медицинским и политическим аспектам этой и других антиковидных мер была посвящена пресс-конференция на тему: "Нет вакцины – нет зарплаты. Санкции для непривитых становятся неизбежны?". В качестве экспертов выступили член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Фёдоров, Президент Союза профсоюзов России Дмитрий Галочкин и Президент Союза адвокатов России Игорь Трунов.

Правовой аспект

Правовой аспект обязательной вакцинации и негативных последствий за отказ от нее в настоящее время является наиболее проблематичным. Несмотря на наличие в Федеральном законе от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее – Закон № 157-ФЗ) прямой нормы, предусматривающей в числе негативных последствий отсутствия профилактических прививок отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (ч. 2 ст. 5 Закона № 157-ФЗ), существует ряд нерешенных противоречий. На некоторые из них обратил внимание Игорь Трунов. В первую очередь, у эксперта вызывает сомнение законность расширения главным государственным санитарным врачом региона перечня работников, подлежащих обязательной вакцинации.

  • больными инфекционными заболеваниями;
  • живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний;
  • кровью и биологическими жидкостями человека;
  • осуществлением образовательной деятельности;
  • убоем скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовкой и переработкой полученных от него мяса и мясопродуктов;
  • отловом и содержанием безнадзорных животных;
  • обслуживанием канализационных сооружений, оборудования и сетей и некоторые иные виды работ.

Именно к указанным видам работ применима норма об отказе в приеме на работу или отстранение от работы непривитых сотрудников.

Однако эксперт подчеркнул, что реализованное в региональных постановлениях право главных государственных санитарных врачей субъектов РФ принимать решения (п. 2 ст. 10 Закона № 157-ФЗ) о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям – а профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, включена в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям – вышло далеко за пределы указанного правительственного перечня. Так, например, в Постановлении Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 15 июня 2021 г. № 1 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" речь идет об обязательной вакцинации против COVID-19 работников торговли, салонов красоты, сфер бытовых услуг, общественного питания, МФЦ, транспорта общего пользования, такси, соцзащиты и соцобслуживания, ЖКХ и т. д. В рассматриваемом контексте пересекаются с перечнем, утвержденным Правительством РФ, только работники сферы образования и частично – здравоохранения.

В связи с этим представитель адвокатуры указал не только на безосновательное расширение перечня работников, подлежащих обязательной вакцинации – ведь в числе полномочий региональных главных санитарных врачей нет полномочий по подмене Правительства РФ, по изменению или дополнению решений кабинета министров, но и на то, что перечень 1999 года является более профессиональным и проверенным временем.

Что касается недавнего Письма Роструда от 13 июля 2021 г. № 1811-ТЗ, в котором приводятся пояснения относительно возможности отстранения работников, подлежащих обязательной вакцинации, от работы на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса, то, по мнению адвоката, оно не только не носит нормативного характера, но и содержит противоречивые тезисы. Например, в одних пунктах говорится о праве работодателя отстранить отказавшегося от прививки сотрудника от работы без сохранения зарплаты (абз. 5 п. 1, п. 6 Письма), а в других – о его обязанности это сделать (п. 5, п. 8 Письма).

В целом Игорь Трунов видит два пути решения указанных проблем – расширение Правительством РФ перечня работ, выполнение которых требует обязательной вакцинации, либо корректировка решений главных санитарных врачей о введении обязательной вакцинации некоторых категорий работников.

Относительно увольнения с работы за отказ от вакцинации эксперт высказался однозначно – такое действие со стороны работодателя является незаконным, поскольку перечень закрепленных в ч. 1 ст. 77 ТК РФ оснований прекращения трудового договора не содержит такого основания, как увольнение в связи с отказом от профилактических прививок. "Основная работа должна вестись на уровне убеждения, а не отстранения и тем более – увольнения", – подытожил он.

Признавая несовершенство правового обеспечения борьбы с пандемией, участники мероприятия полагают, что было бы более рационально принять федеральный акт, содержащий нормы о мерах борьбы с COVID-19, а не отдавать решение этих важных вопросов на региональный уровень. Так, Дмитрий Галочкин призывает переводить антиковидные решения на уровень актов Правительства РФ и Президента РФ, предусматривая при этом помимо "кнута" также "пряники". А по мнению депутата Госдумы Евгения Фёдорова, законодательного акта более высокого уровня о введении жестких мер борьбы с пандемией нет, поскольку принимаемые меры не могут противоречить Конституции Российской Федерации, а в ней приоритет прав человека доминирует над общим благом общества, то есть персонифицированное доминирует над национальным. "Мы не можем ввести жесткие законы по борьбе за выживание российского народа и государства. Чтобы использовать более жесткие меры в рамках правового поля, нужно иметь правовую систему суверенного типа", – подчеркнул он.

Политический аспект

На политическом аспекте современных мер борьбы с новой коронавирусной инфекцией остановился депутат Госдумы Евгений Фёдоров. Он отметил, что главная проблема России состоит в незавершенности конституционной реформы, которая бы предоставила стране больший суверенитет в решении вопросов, связанных с антиковидными мерами. То есть, чтобы власти могли разрабатывать свою стратегию действий в случае серьезных эпидемий, а не руководствоваться теми методами, которые предписывает ВОЗ. Эксперт напомнил, что в советское время использовался метод карантина – когда выдавались продовольственные пайки по месту нахождения человека и на определенный период полностью прекращалось распространение эпидемии. Депутат уверен, что если бы в самом начале эпидемии Россия ввела хотя бы пограничный карантин (пересечение границы с обязательной двухнедельной самоизоляцией), то заболевание не достигло бы таких масштабов.

"Мы находимся в очень узком коридоре возможностей, вызванном особенностями нашей Конституции РФ и особенностями статуса российской структуры управления", – подчеркнул эксперт, добавив, что слабая позиция РФ с точки зрения проведения своей политики является главной проблемой, требующей решения, потому что она касается не только эпидемии, но и экономики, социальной сферы, уровня жизни. "Надо менять принципы устройства страны, как и предлагал Президент РФ – деофшоризация, изменение принципов Банка России, национализация капитала, национализация судебной системы – на суверенные", – заключил парламентарий.

С тезисом Евгения Фёдорова о том, что более точечно должна быть отработана система госуправления в области потребительских отраслей, с которыми соприкасаются массы людей, согласился и Дмитрий Галочкин. Он считает, что в действиях властей нужна последовательность, потому что "непредсказуемые действия со стороны власти порождают недоверие со стороны людей". Отношение общества к вводимым мерам хорошо иллюстрирует пример с QR-кодами в Москве. "Есть недоверие к органам власти сначала в связи с введением QR-кодов, потом – их отменой. Многие в этой сфере считают себя обманутыми, потому что одни поддались призыву и пошли прививаться, другие этого не сделали, и через какое-то время QR-коды отменили", – отметил эксперт, добавив, что многие из тех, кого введение QR-кодов стимулировало сделать прививку, не пойдут прививаться вторым компонентом вакцины.

Немаловажным здесь является и контроль за пропагандой, отлаженная информационная работа – управление этими процессами тоже требует повышенной эффективности. А в целом необходимы логичные и последовательные действия с подробным разъяснением для людей, уверен Президент Союза профсоюзов России.

Медицинский аспект

Что касается медицинского аспекта, то эксперты единогласно признают важность вакцинации. Евгений Фёдоров считает, что нужно поднять уровень вакцинации до европейских показателей. "Это вопрос национальной безопасности. Общественный здравый смысл должен быть", – заключил эксперт. Но необходима разумная политика без избыточных требований – возможно, не всех работников необходимо подвергать обязательному медицинскому контролю, включая вакцинацию, а только часть из них, которая непосредственно работает с людьми.

"Я считаю, что эпидемия надолго – пока мы не найдем метод защиты нашего народа, то есть введение карантина или поднятие уровня вакцинации, чтобы он сработал как механизм обеспечения безопасности народа и государства", – подытожил парламентарий. При этом права на вакцинацию должны быть реализованы на 100%, а если возникает ситуация с нехваткой вакцины, из-за которой работник не успевает к назначенному сроку привиться, то вопрос безопасности услуги, оказываемой таким работником, должен быть выше вопроса трудовых прав работника.

В свою очередь, Игорь Трунов предложил организовать горячую линию, где бы врачи-эпидемиологи, инфекционисты давали профессиональные ответы гражданам по вакцинации. Это предотвратит ситуацию, когда врачи, не являющиеся специалистами в области вакцинации, дают непрофессиональные комментарии по поводу прививок или критикуют своих коллег-медиков. "Такие советы в рамках этического поведения должны наказываться", – считает эксперт. Между тем, профессиональные врачи тоже должны нести ответственность за распространение сведений, не соответствующих действительности. Но в целом медицинская информация, касающаяся вируса, вакцин и т. д. должна быть общедоступной. Кроме того, он призвал использовать опыт прошлых лет – например, посмотреть действовавший в дореволюционный период карантинный кодекс, в котором имеются ответы на многие вопросы, накопившиеся в том числе и за период текущей пандемии.

В ходе конференции Дмитрий Галочкин обратил внимание на неразумность призывов к отказу от вакцинации и призвал подумать над мерами борьбы с такими призывами. А Евгений Фёдоров сравнил призывы к отказу от вакцинации против COVID-19 с призывами к суициду. "Наряду с запретом пропаганды курения и алкоголя должен быть запрет пропаганды против своего здоровья, включая прививочную кампанию", – заметил депутат.

Что касается вакцинации детей, то здесь мнения экспертов едины – дети должны будут делать соответствующую прививку, иначе они могут быть ограничены в возможности зачисления в образовательные учреждения. Евгений Фёдоров напомнил, что с самого рождения детям делают прививки – против вирусного гепатита В, туберкулеза, пневмококковой инфекции, дифтерии, коклюша, столбняка и т. д. "По 15 вакцин у каждого человека, который сейчас живет в нашем государстве. И если человек отказывается от 16-ой, это не здравый смысл, это пропаганда", – уверен он.

Стоит признать, что федеральные власти знают об обсуждаемых на мероприятии проблемах и пытаются предпринимать шаги по их решению. В частности, на сегодняшнем заседании президиума Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории РФ премьер-министр Михаил Мишустин отметил, что ситуация с коронавирусом по-прежнему остается напряженной. Он признал, что на сегодняшний день самым эффективным способом защиты от COVID-19 остается вакцинация. И несмотря на то что в целом по стране за последнее время ее темпы выросли почти вдвое, ситуация по регионам различается. "Очень важно рассказывать людям о необходимости сделать прививку, о том, какие препараты есть в наличии, отвечать на интересующие вопросы, чтобы у них не оставалось сомнений", – подчеркнул Председатель Правительства РФ.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Вправе ли педагогический работник (школа) отказаться от вакцинации против коронавирусной инфекции (Новосибирская область)? Обязан ли работодатель отстранить такого работника от работы, или это должен сделать орган Роспотребнадзора в муниципальном районе? Обязательна ли такая прививка в рамках медицинского осмотра (ч. 1 ст. 76 ТК РФ)? Если отстранение от работы по указанной причине не входит в обязанности работодателя, то какие меры он должен (или может) принять в отношении работника?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации работодатель - образовательная организация не вправе отстранить от работы или уволить педагогического работника в связи с тем, что он отказывается от профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Закон N 157-ФЗ) профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждены приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014 N 125н. Приказом Минздрава России от 09.12.2020 N 1307н прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, была внесена в вышеуказанный календарь. При этом лица, подлежащие обязательной вакцинации, разделены на три группы (приоритеты). И, в частности, к приоритету первого уровня отнесены работники образовательных организаций.
По общему правилу вакцинация является добровольной - граждане имеют право на отказ от проведения профилактических прививок (абзац восьмой п. 1 ст. 5 Закона N 157-ФЗ). В то же время граждане, выполняющие работы, указанные в Перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 (далее - Перечень), подлежат обязательной вакцинации. В случае непроведения профилактических прививок такие граждане отстраняются от работы либо не принимаются на нее (абзац четвертый п. 2 ст. 5 Закона N 157-ФЗ). Согласно Перечню граждане, работающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (вне зависимости от занимаемой должности), подлежат обязательной вакцинации (п. 12)*(1).
В соответствии с абзацем восьмым части первой ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Поскольку обязанность отстранить от работы работника образовательной организации в случае отсутствия у него прививок предусмотрена Законом N 157-ФЗ, то работодатель вправе требовать от всех работников образовательной организации прохождения обязательной вакцинации, а при отказе - отстранить от работы.
Отметим, что в правоприменительной практике существует подход, согласно которому отказ или уклонение без уважительных причин*(2) от обязательной вакцинации работника, если это является обязательным условием допуска к работе, является дисциплинарным проступком, то есть неисполнением или ненадлежащим исполнением работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, за совершение которого работодатель на основании ст. 192 ТК РФ, ст. 214 ТК РФ имеет право применить дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора (смотрите, например, решение Селемджинского районного суда Амурской области от 25.08.2017 по делу N 2-220/2017).
Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определен в ст. 193 ТК РФ. Согласно части первой данной статьи до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не представлено, то составляется соответствующий акт. Непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания (часть вторая ст. 193 ТК РФ). Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников (часть третья ст. 193 ТК РФ).
Если к работнику ранее было применено дисциплинарное взыскание и на момент повторного неисполнения им без уважительных причин трудовых обязанностей оно не снято и не погашено, то возможно применение к работнику нового дисциплинарного взыскания, в том числе и увольнение по п. 5 части первой ст. 81 ТК РФ. Увольнение по этому основанию также допустимо, если неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей продолжалось, несмотря на наложение дисциплинарного взыскания (п. 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", далее - Постановление N 2).
Полагаем возможным применение к рассматриваемой ситуации по аналогии позиции Верховного Суда, в соответствии с которой к случаям неисполнения работником своих трудовых обязанностей относятся отказ или уклонение без уважительных причин от медицинского освидетельствования работников некоторых профессий, а также отказ работника от прохождения в рабочее время специального обучения и сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации, если это является обязательным условием допуска к работе (подп. "в" п. 35 Постановления N 2).
Следовательно, когда работник и после привлечения к дисциплинарной ответственности продолжает уклоняться от прохождения вакцинации, можно считать, что он совершает новый дисциплинарный проступок. Тогда при наличии у работника неснятого и непогашенного дисциплинарного взыскания он может быть уволен по п. 5 части первой ст. 81 ТК РФ за неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин, выразившееся в отказе от обязательной иммунопрофилактики.
Работодателю при расторжении с работником трудового договора по п. 5 части первой ст. 81 ТК РФ нужно учитывать, что проступок, послуживший поводом к увольнению, должен быть не обнаружен, а именно совершен после применения предыдущего дисциплинарного взыскания (определение Московского городского суда от 01.07.2010 N 33-19776). Таким образом, если работник после привлечения к дисциплинарной ответственности будет снова направлен работодателем на вакцинацию и уклонится от ее прохождения (либо откажется), он тем самым совершит новый дисциплинарный проступок. Тогда работодатель с учетом тяжести очередного проступка, а также обстоятельств, при которых проступок был совершен (часть пятая ст. 192 ТК РФ), вправе расторгнуть с ним трудовой договор по п. 5 части первой ст. 81 ТК РФ.
В свою очередь, стоит учитывать, что в силу ст. 10 Закона N 157-ФЗ решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ. О необходимости принятия соответствующих постановлений (решений) главными государственными санитарными врачами речь идет и в п. 18.3 Общих требований по профилактике инфекционных и паразитарных болезней санитарно-эпидемиологических правил 3.1/3.2.3146-13 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 N 65).
В настоящее время такие постановления ни на федеральном уровне, ни на территории Новосибирской области не приняты, в связи с чем вакцинация против новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации является добровольной для всех категорий граждан, в том числе и работников образовательных организаций (смотрите также письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 01.03.2021 N 02/3835-2021-32 "Об иммунизации сотрудников образовательных организаций").
С учетом изложенного полагаем, что в приведенной ситуации оснований для отстранения работника в связи с отказом от вакцинации нет, но только до тех пор пока не будет принято соответствующего постановления (решения) главного государственного санитарного врача РФ или главного государственного санитарного врача Новосибирской области и проведение такой вакцинации станет обязательным для педагогического работника.
В заключение отметим, что организация-работодатель должна контролировать соблюдение работниками обязанности по обязательной вакцинации. Если в организации имеются работники, подлежащие обязательной вакцинации, чья деятельность поименована в Перечне, но работодатель этот факт проигнорировал и не предпринял необходимых мер, такой работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Подчеркнем, сказанное является нашим экспертным мнением, которое может отличаться от мнения других специалистов.

29 марта 2021 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что вакцинации подлежат лица, не болевшие COVID-19 и не имеющие иммуноглобулинов классов G и М к вирусу SARS-CoV-2 по результатам лабораторных исследований (смотрите материалы:
- письмо Министерства здравоохранения РФ от 21.01.2021 N 1/И/1-333 "О методических рекомендациях "Порядок проведения вакцинации вакциной ГАМ-КОВИД-ВАК против COVID-19 взрослого населения";
- письмо Министерства здравоохранения РФ от 21.01.2021 N 1/И/1-332 "О стандартной операционной процедуре "Порядок проведения вакцинации против COVID-19 вакциной ЭпиВакКорона взрослому населению";
- Временные методические рекомендации "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 10" (утверждены Министерством здравоохранения РФ 08.02.2021)).
*(2) Такой уважительной причиной могут быть, например, имеющиеся у работника медицинские противопоказания к проведению прививок - смотрите п. 2.10 Методических рекомендации "Порядок проведения вакцинации вакциной ГАМ-КОВИД-ВАК против COVID-19 взрослого населения" (письмо Министерства здравоохранения РФ от 21.01.2021 N 1/И/1-333).

/img/plugs/1.jpg

Нормативно порядок проведения иммунизации регулируется Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней". При реализации положений данного нормативного правового акта, как со стороны работника, так и со стороны работодателя очень часто возникают вопросы относительно прав и обязанностей обеих сторон трудовых отношений в части необходимости проведения профилактических прививок.

С другой стороны, законом на юридические лица и ИП при осуществлении предпринимательской деятельности, эксплуатации зданий, сооружений, оказании услуг и выполнении работ возложена обязанность соблюдения санитарных норм. Работодатели обязаны обеспечивать безопасные для работников условия труда (ст. 22, ст. 212 Трудового кодекса), оказывать услуги, проводить работы и производить продукцию, безопасные для потребителей и иных лиц (ст. 11, ст. 24, ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Возникает противоречие – с одной стороны прививка дело добровольное и гражданин вправе отказаться от вакцинации, с другой – работодатель обязан принимать участие в иммунопрофилактике инфекционных заболеваний, которая невозможна в полной мере без проведения вакцинации сотрудников. Означает ли это, что работника необходимо принудить к вакцинации?

Постановлением Правительства РФ от 15.07.99 № 825 утвержден перечень таких работ:

  1. Сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  2. Работы по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  3. Работы в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  4. Работы по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  5. Работы по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов.
  6. Работы, связанные с уходом за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  7. Работы по отлову и содержанию безнадзорных животных.
  8. Работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей.
  9. Работы с больными инфекционными заболеваниями.
  10. Работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний.
  11. Работы с кровью и биологическими жидкостями человека.
  12. Работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Таким образом, далеко не каждый работодатель должен отслеживать прохождение вакцинации у работников, поскольку не все виды деятельности связаны с риском возникновения и распространения инфекционных заболеваний, и не все работники попадают "под действие" вакцинации. На законодательном уровне устанавливается перечень работ и категории работников, которые подлежат профилактической вакцинации. Поэтому работодателям рекомендуется периодически отслеживать изменения в соответствующих нормативных правовых актах, а именно:

  • в перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (Постановление Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825);
  • в национальном календаре профилактических прививок и календаре прививок по эпидемическим показаниям (Приказ Минздрава России от 21 марта 2014 г. № 125н).

Указанные нормативные правовые акты дополняют друг друга, поскольку перечень не уточняет какие конкретно виды прививок должны быть у работников, а лишь указывает в каком случае проведение вакцинации обязательно. При этом некоторые виды работ "попадают под прививки" только в том случае, когда проводятся на территории, неблагополучной по инфекциям, общим для человека и животных, или перерабатывается продукция из такой зоны. Границы такой зоны могут меняться в зависимости от эпидемиологической ситуации и выявления очагов заболевания (например, клещевого вирусного энцефалита, сибирской язвы и т.п.), что нормативно регулируется санитарными правилами и постановлениями санитарного врача. В качестве примера можно привести:

  • СП 3.1.7.2629-10 Профилактика сибирской язвы,
  • СП 3.1.3.2352-08 Профилактика клещевого энцефалита,
  • СП 3.1.2952-11 Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита,
  • СП 3.1.2.3109-13 Профилактика дифтерии,
  • СП 3.1.2.3113-13 Профилактика столбняка,
  • СП 3.1.2.3117-13 Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций.
  • организовать иммунизацию сотрудников против гриппа,
  • принять меры по недопущению переохлаждения лиц, работающих на открытом воздухе в зимний период, обеспечив наличие помещений для обогрева и приема пищи, а также соблюдение оптимального температурного режима в помещениях,
  • в период эпидемического сезона по гриппу и ОРВИ принять меры по недопущению к работе лиц, больных ОРВИ и обеспечить сотрудников, работающих с населением, средствами индивидуальной защиты органов дыхания (медицинскими масками).
  • Против кори прививки проводят взрослым в возрас­те до 35 лет включительно. Иммунизация против кори осуществляется дву­кратно. Лицам, не болевшим, не привитым и не имеющим сведений о прививках против кори, проводится вакцина­ция, а затем вторая прививка (ревакцинация) с интервалом не менее 3 месяцев. Лицам, имеющим одну прививку, осу­ществляется еще одна прививка (ревакцинация) с интерва­лом не менее 3 месяцев.
  • Против краснухи иммунизация проводится женщинам в возрасте от 18 до 25 лет включительно. Иммунизация про­тив краснухи осуществляется двукратно. Женщинам, не бо­левшим, не привитым и не имеющим сведений о прививках против краснухи, проводится вакцинация, а затем вторая прививка (ревакцинация) с интервалом не менее 3 меся­цев. Женщинам, имеющим одну прививку, осуществляется еще одна прививка (ревакцинация) с интервалом не менее 3 месяцев.
  • У лиц с неизвестным прививочным анамнезом против кори и краснухи с целью решения вопроса о прививках воз­можно проведение серологических исследований. Резуль­таты серологического исследования вносят в медицинскую документацию с указанием уровня антител. Напомним, что в личную медицинскую книжку вносится только результат, соответствующий положительному уровню и освобождаю­щий от проведения прививки.
  • Против дифтерии иммунизации подлежат лица без ограничения возраста. Лицам, привитым против дифте­рии (имеющим не менее двух прививок), прививки про­водят каждые 10 лет с момента последней ревакцинации. Лицам, которые ранее не были привиты против дифтерии, осуществляется полный курс, состоящий из трех приви­вок: две в цикле вакцинации, проведенные с интервалом в 1,5 месяца, и последующая ревакцинация через 6-9 меся­цев после законченной вакцинации. Последующие ревакцинации проводятся через 10 лет от последней ревакци­нации.
  • Против вирусного гепатита В прививки проводят взрослым в возрасте от 18 до 55 лет, не привитым ранее. Иммунизация состоит из трех прививок по схеме 0-1-6 (первая доза - в момент начала вакцинации, вторая доза - через месяц после первой прививки, третья доза - через 6 месяцев от начала вакцинации).
  • Против гриппа прививки проводят взрослым, рабо­тающим по отдельным профессиям и должностям, - ра­ботникам медицинских и образовательных учреждений, транспорта, коммунальной сферы. Иммунизация против гриппа осуществляется ежегодно в предэпидемический по гриппу период. Оптимальное время проведения при­вивок против гриппа - сентябрь-ноябрь.

Приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н утвержден календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в соответствии с которым осуществляются профилактические прививки отдельным категориям граждан:

  • Против брюшного тифа прививки проводят лицам, за­нятым в сфере коммунального благоустройства (работни­ки, обслуживающие канализационные сети, сооружения и оборудование, а также сотрудники организаций, осу­ществляющих санитарную очистку населенных мест, сбор, транспортировку и утилизацию бытовых отходов), лицам, работающим с живыми культурами возбудителей брюш­ного тифа. Иммунизация осуществляется однократно.
  • Против вирусного гепатита А прививают лиц, подвер­женных профессиональному риску заражения, - медицин­ских работников, работников сферы обслуживания населения, занятых на предприятиях пищевой промышленности, а также работников, обслуживающих водопроводные и ка­нализационные сооружения, оборудование и сети.
  • Иммунизация против вирусного гепатита А осуществ­ляется не привитым и не болевшим ранее данной инфек­цией, двукратно с интервалом 6-12 месяцев.
  • Против шигеллезов (дизентерия Зонне) прививают работников медицинских организаций (их структурных подразделений) инфекционного профиля, лиц, занятых в сфере общественного питания и коммунального благо­устройства.

Еще раз обращаем внимание, что в рамках национального календаря профилактических прививок (против дифтерии, кори, краснухи, вирусного гепатита В, гриппа работающим по отдельным профессиям и должностям) иммунизация осуществля­ется на бесплатной основе - вакцина закупается за счет средств, поступающих из федерального бюджета - в меди­цинских учреждениях по месту прикрепления населения.

Игнорирование работодателем прививок по эпидемическим показаниям может послужить основанием для привлечения к административной ответственности (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 июля 2014 г. по делу № А60-16173/2014), хотя встречается и иная практика, когда, например, суд посчитал, что вопрос вакцинации против туляремии, был отнесен строго к компетенции органов здравоохранения при вспышке заболевания (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2014 № 08АП-741/2014 по делу № А75-9289/2013).

В случае затруднений ориентируйтесь, прежде всего, на категории работ и работников, которым проведение вакцинации положено независимо от территории выполнения работ (педагоги, работники торговли и т.п.), в отношении остальных можно проконсультироваться в Роспотребнадзоре.

Так, например, суд в вышеприведенном примере с Макдональдсом, указал, что предписание не обязывают заявителя в любом случае обеспечить наличие у его сотрудников вакцинации против дизентерии и гепатита, а указывают на обеспечение принятия им мер, направленных на выполнение положений санитарного законодательства, в том числе, и на соблюдения обществом права граждан на отказ от профилактических прививок. Доказательств, свидетельствующих о принятии мер, направленных на соблюдение санитарного законодательства в данной части (в том числе, документов, подтверждающих отказ работников от профилактических прививок) обществом в материалы дела не было представлено.

То есть работодатель, чтобы избежать ответственности, должен подтвердить, что он:

  • потребовал от работников соблюдения требований закона о проведении вакцинации (это можно сделать разными способами вплоть до направления письменного уведомления);
  • получил от работников, отказавшихся от прививки, письменный отказ от прохождения вакцинации;
  • отстранил работников, не прошедших вакцинацию от работы.

Стоит отметить, что при этом работодатель не вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности, поскольку работник не совершает дисциплинарный проступок, отказываясь от прививки, в смысле ст. 192 ТК РФ, а реализует свое законное право уклониться от вакцинации.

Отстранение осуществляется в порядке ст. 76 ТК РФ до прохождения работником вакцинации без сохранения за работником заработной платы. Такое отстранение "из-за прививки" при соблюдении процедуры суд обычно признает законным (например, Апелляционное определение Ярославского областного суда от 22 ноября 2012 г. по делу № 33-5976/2012).

Но далеко не каждый работник организации, деятельность которой попадает под "календарь прививок" может быть отстранен от работы. К примеру, суд признал незаконным отстранение работницы за отказ пройти вакцинацию против гриппа, поскольку она хоть и работает в поликлинике, но в ее должностные обязанности не входит работа с больными инфекционными заболеваниями, а значит она "не попадает" в перечень, утвержденный правительством (Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 16 июля 2015 г. по делу № 33-3452/2015).

При несоблюдении работодателем выше указанного алгоритма действий его могут привлечь к административной ответственности, в частности по ст. 6.3 Кодекса об административных правонарушениях и (или) вынести предписание (внести представление) об устранении нарушений, что подтверждает в частности Постановление ФАС Уральского округа от 31 марта 2014 г. № Ф09-805/14 по делу № А50-17156/2013 и Решение Свердловского областного суда от 30 марта 2016 г. по делу № 72-453/2016. При этом на работодателя могут возложить обязанность организовать вакцинацию на рабочем месте (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 20 октября 2014 г. № 33-10102/2014).

Подберезина Светлана Геннадьевна

/img/plugs/1.jpg

Нормативно порядок проведения иммунизации регулируется Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней". При реализации положений данного нормативного правового акта, как со стороны работника, так и со стороны работодателя очень часто возникают вопросы относительно прав и обязанностей обеих сторон трудовых отношений в части необходимости проведения профилактических прививок.

С другой стороны, законом на юридические лица и ИП при осуществлении предпринимательской деятельности, эксплуатации зданий, сооружений, оказании услуг и выполнении работ возложена обязанность соблюдения санитарных норм. Работодатели обязаны обеспечивать безопасные для работников условия труда (ст. 22, ст. 212 Трудового кодекса), оказывать услуги, проводить работы и производить продукцию, безопасные для потребителей и иных лиц (ст. 11, ст. 24, ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Возникает противоречие – с одной стороны прививка дело добровольное и гражданин вправе отказаться от вакцинации, с другой – работодатель обязан принимать участие в иммунопрофилактике инфекционных заболеваний, которая невозможна в полной мере без проведения вакцинации сотрудников. Означает ли это, что работника необходимо принудить к вакцинации?

Постановлением Правительства РФ от 15.07.99 № 825 утвержден перечень таких работ:

  1. Сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  2. Работы по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  3. Работы в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  4. Работы по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  5. Работы по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов.
  6. Работы, связанные с уходом за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
  7. Работы по отлову и содержанию безнадзорных животных.
  8. Работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей.
  9. Работы с больными инфекционными заболеваниями.
  10. Работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний.
  11. Работы с кровью и биологическими жидкостями человека.
  12. Работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Таким образом, далеко не каждый работодатель должен отслеживать прохождение вакцинации у работников, поскольку не все виды деятельности связаны с риском возникновения и распространения инфекционных заболеваний, и не все работники попадают "под действие" вакцинации. На законодательном уровне устанавливается перечень работ и категории работников, которые подлежат профилактической вакцинации. Поэтому работодателям рекомендуется периодически отслеживать изменения в соответствующих нормативных правовых актах, а именно:

  • в перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (Постановление Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825);
  • в национальном календаре профилактических прививок и календаре прививок по эпидемическим показаниям (Приказ Минздрава России от 21 марта 2014 г. № 125н).

Указанные нормативные правовые акты дополняют друг друга, поскольку перечень не уточняет какие конкретно виды прививок должны быть у работников, а лишь указывает в каком случае проведение вакцинации обязательно. При этом некоторые виды работ "попадают под прививки" только в том случае, когда проводятся на территории, неблагополучной по инфекциям, общим для человека и животных, или перерабатывается продукция из такой зоны. Границы такой зоны могут меняться в зависимости от эпидемиологической ситуации и выявления очагов заболевания (например, клещевого вирусного энцефалита, сибирской язвы и т.п.), что нормативно регулируется санитарными правилами и постановлениями санитарного врача. В качестве примера можно привести:

  • СП 3.1.7.2629-10 Профилактика сибирской язвы,
  • СП 3.1.3.2352-08 Профилактика клещевого энцефалита,
  • СП 3.1.2952-11 Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита,
  • СП 3.1.2.3109-13 Профилактика дифтерии,
  • СП 3.1.2.3113-13 Профилактика столбняка,
  • СП 3.1.2.3117-13 Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций.
  • организовать иммунизацию сотрудников против гриппа,
  • принять меры по недопущению переохлаждения лиц, работающих на открытом воздухе в зимний период, обеспечив наличие помещений для обогрева и приема пищи, а также соблюдение оптимального температурного режима в помещениях,
  • в период эпидемического сезона по гриппу и ОРВИ принять меры по недопущению к работе лиц, больных ОРВИ и обеспечить сотрудников, работающих с населением, средствами индивидуальной защиты органов дыхания (медицинскими масками).
  • Против кори прививки проводят взрослым в возрас­те до 35 лет включительно. Иммунизация против кори осуществляется дву­кратно. Лицам, не болевшим, не привитым и не имеющим сведений о прививках против кори, проводится вакцина­ция, а затем вторая прививка (ревакцинация) с интервалом не менее 3 месяцев. Лицам, имеющим одну прививку, осу­ществляется еще одна прививка (ревакцинация) с интерва­лом не менее 3 месяцев.
  • Против краснухи иммунизация проводится женщинам в возрасте от 18 до 25 лет включительно. Иммунизация про­тив краснухи осуществляется двукратно. Женщинам, не бо­левшим, не привитым и не имеющим сведений о прививках против краснухи, проводится вакцинация, а затем вторая прививка (ревакцинация) с интервалом не менее 3 меся­цев. Женщинам, имеющим одну прививку, осуществляется еще одна прививка (ревакцинация) с интервалом не менее 3 месяцев.
  • У лиц с неизвестным прививочным анамнезом против кори и краснухи с целью решения вопроса о прививках воз­можно проведение серологических исследований. Резуль­таты серологического исследования вносят в медицинскую документацию с указанием уровня антител. Напомним, что в личную медицинскую книжку вносится только результат, соответствующий положительному уровню и освобождаю­щий от проведения прививки.
  • Против дифтерии иммунизации подлежат лица без ограничения возраста. Лицам, привитым против дифте­рии (имеющим не менее двух прививок), прививки про­водят каждые 10 лет с момента последней ревакцинации. Лицам, которые ранее не были привиты против дифтерии, осуществляется полный курс, состоящий из трех приви­вок: две в цикле вакцинации, проведенные с интервалом в 1,5 месяца, и последующая ревакцинация через 6-9 меся­цев после законченной вакцинации. Последующие ревакцинации проводятся через 10 лет от последней ревакци­нации.
  • Против вирусного гепатита В прививки проводят взрослым в возрасте от 18 до 55 лет, не привитым ранее. Иммунизация состоит из трех прививок по схеме 0-1-6 (первая доза - в момент начала вакцинации, вторая доза - через месяц после первой прививки, третья доза - через 6 месяцев от начала вакцинации).
  • Против гриппа прививки проводят взрослым, рабо­тающим по отдельным профессиям и должностям, - ра­ботникам медицинских и образовательных учреждений, транспорта, коммунальной сферы. Иммунизация против гриппа осуществляется ежегодно в предэпидемический по гриппу период. Оптимальное время проведения при­вивок против гриппа - сентябрь-ноябрь.

Приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н утвержден календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в соответствии с которым осуществляются профилактические прививки отдельным категориям граждан:

  • Против брюшного тифа прививки проводят лицам, за­нятым в сфере коммунального благоустройства (работни­ки, обслуживающие канализационные сети, сооружения и оборудование, а также сотрудники организаций, осу­ществляющих санитарную очистку населенных мест, сбор, транспортировку и утилизацию бытовых отходов), лицам, работающим с живыми культурами возбудителей брюш­ного тифа. Иммунизация осуществляется однократно.
  • Против вирусного гепатита А прививают лиц, подвер­женных профессиональному риску заражения, - медицин­ских работников, работников сферы обслуживания населения, занятых на предприятиях пищевой промышленности, а также работников, обслуживающих водопроводные и ка­нализационные сооружения, оборудование и сети.
  • Иммунизация против вирусного гепатита А осуществ­ляется не привитым и не болевшим ранее данной инфек­цией, двукратно с интервалом 6-12 месяцев.
  • Против шигеллезов (дизентерия Зонне) прививают работников медицинских организаций (их структурных подразделений) инфекционного профиля, лиц, занятых в сфере общественного питания и коммунального благо­устройства.

Еще раз обращаем внимание, что в рамках национального календаря профилактических прививок (против дифтерии, кори, краснухи, вирусного гепатита В, гриппа работающим по отдельным профессиям и должностям) иммунизация осуществля­ется на бесплатной основе - вакцина закупается за счет средств, поступающих из федерального бюджета - в меди­цинских учреждениях по месту прикрепления населения.

Игнорирование работодателем прививок по эпидемическим показаниям может послужить основанием для привлечения к административной ответственности (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 июля 2014 г. по делу № А60-16173/2014), хотя встречается и иная практика, когда, например, суд посчитал, что вопрос вакцинации против туляремии, был отнесен строго к компетенции органов здравоохранения при вспышке заболевания (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2014 № 08АП-741/2014 по делу № А75-9289/2013).

В случае затруднений ориентируйтесь, прежде всего, на категории работ и работников, которым проведение вакцинации положено независимо от территории выполнения работ (педагоги, работники торговли и т.п.), в отношении остальных можно проконсультироваться в Роспотребнадзоре.

Так, например, суд в вышеприведенном примере с Макдональдсом, указал, что предписание не обязывают заявителя в любом случае обеспечить наличие у его сотрудников вакцинации против дизентерии и гепатита, а указывают на обеспечение принятия им мер, направленных на выполнение положений санитарного законодательства, в том числе, и на соблюдения обществом права граждан на отказ от профилактических прививок. Доказательств, свидетельствующих о принятии мер, направленных на соблюдение санитарного законодательства в данной части (в том числе, документов, подтверждающих отказ работников от профилактических прививок) обществом в материалы дела не было представлено.

То есть работодатель, чтобы избежать ответственности, должен подтвердить, что он:

  • потребовал от работников соблюдения требований закона о проведении вакцинации (это можно сделать разными способами вплоть до направления письменного уведомления);
  • получил от работников, отказавшихся от прививки, письменный отказ от прохождения вакцинации;
  • отстранил работников, не прошедших вакцинацию от работы.

Стоит отметить, что при этом работодатель не вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности, поскольку работник не совершает дисциплинарный проступок, отказываясь от прививки, в смысле ст. 192 ТК РФ, а реализует свое законное право уклониться от вакцинации.

Отстранение осуществляется в порядке ст. 76 ТК РФ до прохождения работником вакцинации без сохранения за работником заработной платы. Такое отстранение "из-за прививки" при соблюдении процедуры суд обычно признает законным (например, Апелляционное определение Ярославского областного суда от 22 ноября 2012 г. по делу № 33-5976/2012).

Но далеко не каждый работник организации, деятельность которой попадает под "календарь прививок" может быть отстранен от работы. К примеру, суд признал незаконным отстранение работницы за отказ пройти вакцинацию против гриппа, поскольку она хоть и работает в поликлинике, но в ее должностные обязанности не входит работа с больными инфекционными заболеваниями, а значит она "не попадает" в перечень, утвержденный правительством (Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 16 июля 2015 г. по делу № 33-3452/2015).

При несоблюдении работодателем выше указанного алгоритма действий его могут привлечь к административной ответственности, в частности по ст. 6.3 Кодекса об административных правонарушениях и (или) вынести предписание (внести представление) об устранении нарушений, что подтверждает в частности Постановление ФАС Уральского округа от 31 марта 2014 г. № Ф09-805/14 по делу № А50-17156/2013 и Решение Свердловского областного суда от 30 марта 2016 г. по делу № 72-453/2016. При этом на работодателя могут возложить обязанность организовать вакцинацию на рабочем месте (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 20 октября 2014 г. № 33-10102/2014).

Подберезина Светлана Геннадьевна

Читайте также: