Первый вич инфицированный в беларуси

Обновлено: 25.04.2024

– Рад, что мой первый официальный визит совпал со вступлением Беларуси в состав Координационного программного комитета ЮНЭЙДС. Беларусь теперь является не только одним из лидеров в противодействии эпидемии в регионе Восточной Европы и Центральной Азии, но, будучи членом комитета, имеет определенное влияние на глобальную политику в области ВИЧ-инфекции. Я хочу лично посмотреть и поддержать успехи Беларуси в противодействии эпидемии. Я также хочу призвать правительство не останавливаться на достигнутом и продолжать работать в соответствии с задачами Политической декларации Генеральной ассамблеи ООН 2016 года, ускоряя меры по борьбе с ВИЧ/СПИДом до полного прекращения эпидемии к 2030 году.

– Как известно, вы курируете работу по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИДа на глобальном уровне. Хотелось бы знать вашу оценку усилий Беларуси в этом направлении.

– Я очень позитивно оцениваю работу Беларуси в сфере противодействия ВИЧ-инфекции – имеет место не только грамотно сформулированная в полном соответствии с рекомендациями ЮНЭЙДС и ООН политика, но и ее успешное внедрение. Прекрасное тому подтверждение – официально признанная победа Беларуси над передачей вируса ВИЧ от матери ребенку. В июне 2016 года Беларусь стала одной из четырех стран мира, получивших сертификат валидации от Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) об искоренении передачи ВИЧ от матери ребенку. На примере многих стран мы видим, что использование идеологических подходов в борьбе со СПИДом препятствует внедрению эффективных, основанных на доказательствах мер, в частности, в отношении работы с группами населения с повышенным риском ВИЧ-инфекции. Беларусь использует современные научно обоснованные подходы, которые стали частью государственной стратегии и программы по противодействию эпидемии ВИЧ. Я хочу призвать правительство и общественность перейти на ускоренные меры противодействия ВИЧ-инфекции и масштабированию этих программ для достижения того оптимального уровня охвата, который необходим для обращения эпидемии вспять.

– На решении каких проблем нужно сконцентрировать внимание государства и общества?

– Я бы хотел остановиться на трех основных задачах. Во-первых, это выполнение цели по охвату лечением 90-90-90 к 2020 году (90% людей, живущих с ВИЧ, знают о своем ВИЧ-статусе; 90% людей, знающих свой ВИЧ-статус, получают терапию; и у 90% людей, получающих терапию, достигнута неопределяемая вирусная нагрузка. – Прим. БЕЛТА). Это важно не только потому, что Беларусь взяла на себя такие обязательства, подписав Политическую декларацию 2016 года в Нью-Йорке. Это важно потому, что Беларусь может стать первой страной в регионе Восточной Европы и Центральной Азии, достигшей эту цель даже раньше 2020 года. Во-вторых, достижение цели 90-90-90 – это еще не конец СПИДа, но это первый значительный этап. Поэтому не менее важно усилить на государственном уровне профилактические программы, в первую очередь среди групп населения с повышенным риском инфицирования ВИЧ. И третье – это то, что я называю общей ответственностью. Многие годы основную часть программ в сфере борьбы со СПИДом в Беларуси финансировал Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией. Но в ближайшее время ожидается сокращение финансирования. Сегодня важно не только сохранить государственную поддержку всех успешных программ, но и увеличить государственное финансирование до оптимального уровня, который необходим для контроля над ВИЧ-инфекцией.

– Будет ли продолжено выделение грантов Глобального фонда для борьбы с ВИЧ в Беларуси?

– ЮНЭЙДС поддерживает разработку заявки в Глобальный фонд с партнерами как со стороны правительства Беларуси, так и со стороны общественных организаций. Но общий объем донорского финансирования сокращается, и это происходит в тот момент, когда эпидемия продолжает расти. Беларусь должна воспользоваться возможностью гранта и внедрить инновационные подходы, расширить методы профилактики, диагностики и лечения, улучшить механизмы закупок. Этот грант потребует от правительства увеличить свой вклад и начать получать дивиденды от этих растущих инвестиций. Государственные расходы на борьбу со СПИДом – это не расходы, это стратегические инвестиции. ЮНЭЙДС обеспечил правительство Беларуси инвестиционными разработками в сфере противодействия эпидемии, которые четко доказывают, что целевые вложения в сферу могут дать большой экономический эффект. Это отражается не только в цифрах по предотвращению новых случаев ВИЧ-инфекции, но и в снижении бремени на систему здравоохранения и долгосрочные расходы государственного бюджета. При правильном подходе даже те люди, которые уже живут с ВИЧ, смогут вести полноценную и продуктивную жизнь, работать и не нуждаться в дополнительной госпитализации, а значит, в дополнительных средствах.

– В Беларуси создана сеть кабинетов заместительного лечения метадоном. Между тем в некоторых странах эта практика запрещена. На ваш взгляд, следует ли в нашей стране продолжать эту работу?

– Я уже видел клинику и могу с уверенностью сказать, что это одна из лучших программ заместительной терапии в мире. Она хорошо организована и ориентирована на человека. Наркозависимые клиенты не только получают лекарство от врача на ежедневной основе, им также обеспечена всесторонняя медицинская и социально-психологическая помощь. Такой целостный подход очень важен. Мною изучены данные по результатам работы программы: за последние годы среди всех клиентов программы практически не было случаев заражения ВИЧ, что еще раз доказывает ее эффективность в предотвращении новых случаев ВИЧ. Но эта программа важна и в более широком – социальном – смысле: пациенты больше не являются потребителями уличных наркотиков, они перестают быть объектами или субъектами незаконных действий, многие успешно ресоциализируются, возвращаются в семьи, на работу. Программа возвращает людям достоинство. Но количество людей, которые ею пользуются, все еще ограничено – менее 1000 человек в стране. Поэтому я призываю незамедлительно увеличить включенность в программу заместительной терапии, чтобы ею могли воспользоваться все потребители наркотиков.

– Какие формы и методы противодействия стигматизации в связи с ВИЧ-инфекцией вы считаете наиболее эффективными?

– Я бы назвал два наиболее эффективных метода, которые будут обсуждаться в ходе моего визита в республику. Во-первых, речь идет о запрете всех форм дискриминации в медицинских учреждениях – не только на основе ВИЧ-статуса, но и на любой другой основе. Это может быть новая политика или кодекс, которые обеспечат, чтобы все медучреждения стали свободными от дискриминации. Во-вторых, дискриминация в связи с ВИЧ – это не чисто медицинское явление, это общественная реакция на страх, и существует она во всем мире. Там, где известные люди или высокопоставленные чиновники открыто и позитивно говорят о необходимости солидарности и поддержке людей, живущих с ВИЧ, встречаются с ВИЧ-положительными, дискриминация постепенно преодолевается, улучшается доступ к тестированию и лечению, в итоге ситуация в целом меняется к лучшему. Каждая страна должна создать оптимальные условия для того, чтобы никто не боялся сдать тест на ВИЧ, не боялся обращаться за помощью, лечением и поддержкой.

– В госпрограмму "Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь" на 2016-2020 годы включена подпрограмма "Профилактика ВИЧ-инфекции". Она направлена на обеспечение всеобщего доступа к диагностике, лечению, уходу и социальной поддержке в связи с ВИЧ-инфекцией; исключение передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку и случаев передачи ВИЧ, связанных с оказанием медицинской помощи; снижение распространения ВИЧ в группах населения с высоким риском инфицирования. А как вы оцениваете уровень взаимодействия государства и гражданского общества в противостоянии распространению ВИЧ-инфекции?

– В Беларуси динамика взаимодействия развивается в правильном направлении. Сотрудничество неправительственных организаций и государства особенно важно для улучшения доступа, профилактики, тестирования, ухода и поддержки людей из групп повышенного риска ВИЧ-инфекции. Если государство сможет воспользоваться этой цепочкой доверия между сообществом и неправительственными организациями и усилит свою поддержку неправительственных организаций, выиграют все.

– ЮНЭЙДС заявила о возможности покончить с эпидемией СПИДа к 2030 году. Что должно быть сделано на глобальном уровне, в регионе Восточной Европы и Центральной Азии и на уровне Беларуси, чтобы это произошло?

– Эта амбициозная цель требует на всех уровнях абсолютно новых подходов – более фокусных, скоординированных, инновационных. Поэтому я еще раз призываю Беларусь использовать более стратегический, инновационный и смелый подход и показать гражданам страны и всему международному сообществу, что победить СПИД возможно.

– Что бы вы хотели сказать жителям Беларуси об эпидемии ВИЧ/СПИДа и о том, что каждый человек может сделать для победы над эпидемией?

– Каждый житель Беларуси должен понимать свою ответственность за здоровье. Я призываю всех, кто не знает свой ВИЧ-статус, пройти тест на ВИЧ. От отношения к людям, которых затронула эта проблема, зависит, сможем ли мы покончить со СПИДом. Наше отношение, основанное на большей толерантности и солидарности, не стоит никаких денег, это небольшое усилие, но дает огромный и немедленный эффект. Жизнь в безопасности, в уважении и с достоинством для каждого человека – залог того, что конец эпидемии СПИДа станет реальностью.

ВИЧ-инфекция в Беларуси существует уже три десятка лет, сейчас она успешно лечится и давно перестала быть страшной и смертельной болезнью. Вместе с тем, жизнь людей с ВИЧ сопряжена с определенными трудностями, например, бывает сложно принять собственный диагноз, имеется стигматизирующее отношение общества, а многие вещи ВИЧ-позитивному человеку запрещено делать уже на уровне законодательства. На странице Позитивного движения в facebook мы вспоминали в каких правах законодательство ограничивает людей, живущих с ВИЧ. Ежедневно мы размещали по одному запрету, и к сожалению они не вместились в одну только дюжину – их оказалось больше, также наши подписчики оставляли свои комментарии.
В данной статье мы собрали всю информацию воедино. Мы просто перечисляем запреты, вывод о том, насколько эти нормы позволяют остановить распространение ВИЧ-инфекции или делают лучше жизнь людей, читателю придется делать самостоятельно. Если вы заметите неточности в статье или сталкивались еще с какими-нибудь запретами, пожалуйста, напишите нам об этом.

Запрет №1: ЛЮДЯМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, ЗАПРЕЩЕНО СЛУЖИТЬ В АРМИИ

Запрет №2: ЛЮДЯМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, ЗАПРЕЩЕНО РАБОТАТЬ ВРАЧАМИ-ХИРУРГАМИ

Запрет №3: ЛЮДЯМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, ЗАПРЕЩЕНО РАБОТАТЬ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И МЧС

Запрет №4: ДЕТЯМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, ЗАПРЕЩЕНО ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ


Детям с ВИЧ отказано в возможности заниматься большинством видов спорта (за исключением отдельных).
К отдельным видам спорта, которыми может заниматься ребенок с ВИЧ-инфекцией, относятся: шашки и шахматы, авиамодельный спорт, автомодельный спорт, бильярдный спорт, боулинг, гольф, городошный спорт, дартс, киберспорт, кинологический спорт, радиоспорт, ракетомодельный спорт, рыболовный спорт, служебное собаководство, спортивный бридж, спортивный покер, судомодельный спорт.
Этот запрет касается в том числе детей, принимающих антиретровирусную терапию, имеющих нормальный иммунитет и отсутствие определения вируса в крови.

Запрет №5: ЛЮДЯМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, ЗАПРЕЩЕНО ЗАНИМАТЬСЯ ФИНАНСОВЫМИ РАССЛЕДОВАНИЯМИ В КОМИТЕТЕ ГОСКОНТРОЛЯ

Запрет № 6: ЛЮДЯМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, ЗАПРЕЩЕНО СОЗДАВАТЬ СЕМЬИ С ЛЮДЬМИ БЕЗ ВИЧ

Запрет №7: ЖЕНЩИНАМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, ЗАПРЕЩЕНО ВЫНАШИВАТЬ ДЕТЕЙ

Запрет №8: ЛЮДЯМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, ЗАПРЕЩЕНО УСЫНОВЛЯТЬ ДЕТЕЙ


Людям, живущим с ВИЧ, запрещено усыновить ребенка, быть опекунами (попечителями), приемными родителями, родителями-воспитателями.
Людям, живущим с ВИЧ, запрещено усыновить в том числе и ВИЧ-позитивных детей. ВИЧ-позитивные дети часто остаются без семьи, воспитываются опекунами или в государственных учреждениях; усыновляют ВИЧ-позитивных детей редко.

Запрет №9: ЛЮДЯМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, ЗАПРЕЩЕНО ИМЕТЬ ЗАЩИЩЕННЫЙ СЕКС, НЕ СООБЩАЯ ПАРТНЕРУ О СВОЕМ СТАТУСЕ

Запрет №10: ЛЮДЯМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, ЗАПРЕЩЕНО ОТКАЗАТЬСЯ ОТ РЕГУЛЯРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ НА ВИЧ НА РАБОТЕ

Запрет №11: ИНОСТРАНЦАМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, ЗАПРЕЩЕНО ПОСТУПАТЬ В НАШИ ВУЗЫ

Запрет №12: ЛЮДЯМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, МОГУТ ОТКАЗАТЬ В ОЗДОРОВЛЕНИИ В САНАТОРИИ

Запрет плюс (№13): ЛЮДЯМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, ЗАПРЕЩЕНО ЗАСТРАХОВАТЬ ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ

Запрет плюс (№14): ЛЮДЯМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, ЗАПРЕЩЕНО НЕ СКАЗАТЬ МЕДРАБОТНИКУ ЧТО У ТЕБЯ ВИЧ

Запрет плюс (№15): ЛЮДЯМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, ПРОТИВОПОКАЗАН ЛЕЧЕБНЫЙ МАССАЖ


Как сказано в инструкции по медицинской реабилитации, людям, живущим с ВИЧ, противопоказан лечебный массаж. Следует оговориться, что инструкции, в отличие от приказов Министерства здравоохранения, не являются обязательными к применению медработниками. Также не запрещены другие виды массажа, например, гигиенический (оздоровительный) или косметический.

  • Метод медицинской реабилитации пациентов с ВИЧ-инфекцией: инструкция по применению №271-1215, утв. Министерством здравоохранения Республики Беларусь 23.12.2015.

Запрет плюс (№16): ЛЮДЯМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, ЗАПРЕЩЕНО ЗАМЕНИТЬ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ НА ЕЕ ОГРАНИЧЕНИЕ

Запрет плюс (№17): ЛЮДЯМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, ЗАПРЕЩЕНО ПЕРЕСАЖИВАТЬ СЕРДЦЕ И ПЕЧЕНЬ

Данной публикацией мы хотим еще раз напомнить о существовании дискриминирующих норм в законодательстве и со своей стороны готовы принять участие в их изменении.

Доступ к лечению ВИЧ-инфекции и гепатита С в Беларуси 2020-2021

Доступ к диагностическим средствам для выявления и мониторинга ВИЧ-инфекции в Республике Беларусь в 2018 – 2019 гг.

Какова ситуация с обеспечением диагностическими тест-системами для диагностики ВИЧ-инфекции, определения количества СD4, вирусной нагрузки и резистентности? В 2020 году с целью ответа на эти вопросы было проведено исследование .

Доступ к лечению ВИЧ-инфекции и гепатита С в Беларуси в 2019-2020 годах

Пациентское сообщество Беларуси выступает за повышение доступа к современному лечению ВИЧ-инфекции путем выдачи принудительной лицензии на препарат долутегравир

Международные механизмы и способы обеспечить страну АРВТ и препаратами от гепатита С

За последние несколько лет достигнуты значительные успехи в обеспечении лекарственными средствами для лечения ВИЧ-инфекции и вирусного гепатита С в Беларуси. Состоялся переход от закупки АРВТ за счет средств Глобального фонда для борьбы со .

Неудобные вопросы взрослому. Гостиная с Позитивным движением.

Если взрослого человека попросить вспомнить, что его волновало, когда он был подростком, чаще всего он вспомнит про первую любовь, дружбу, первый секс, новые ощущения взросления. Многим из нас хотелось бы, чтобы в эти моменты с нами .

Наши подростки провели первое самостоятельное мероприятие

Суперподростки

Детям и подросткам с ВИЧ-инфекцией больше не нужно информировать учреждения образования о наличии статуса

Принудительное лицензирование Долутегравира в Беларуси: запрос пациентского сообщества и рекомендации международных организаций

21 июля Международная коалиция по готовности к лечению (International Treatment Preparedness Coalition, ITPC) и Глобальная сеть людей, живущих с ВИЧ (

Круглые столы по доступу к лечению ВИЧ-инфекции, гепатита С и туберкулеза

Принудительное лицензирование в Беларуси: интерес и возможности для расширения доступа к лечению

Доступ к лечению ВИЧ-инфекции и гепатита С в Беларуси. Новый отчет – 2019

Когда справка не помогает

Министерство здравоохранения поддерживает инициативу подростков, живущих с ВИЧ.

1. Заведомое поставление другого лица в опасность заражения вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).

- наказывается штрафом, или арестом, или лишением свободы на срок до трех лет.

2. Заражение другого лица по легкомыслию или с косвенным умыслом ВИЧ лицом, знавшим о наличии у него этого заболевания
- наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет.

3. Действие, предусмотренное частью 2 настоящей статьи, совершенное в отношении двух или более лиц, либо заведомо несовершеннолетнего, либо с прямым умыслом
- наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.

Для возбуждения уголовного дела по данной статье не требуется заявление потерпевшей (потерпевшего). Достаточно наличия подтверждённого факта заражения лица ВИЧ, либо поставления лица в опасность такого заражения.

Возможность быть привлечённым к уголовной ответственности за непринятие мер по не заражению другого лица ВИЧ-инфекцией является стимулирующим фактором к соблюдению мер безопасности и определённому поведению, снижающему риск заражения. Таким образом, лицо, знающее о своём статусе, должно чётко понимать пути, способы и иные моменты, связанные с заражением и в связи с этим, соблюдать определённые правила. Это должно быть подтверждено в соответствующих медицинских документах (расписках, памятках-уведомлениях и т.п.).

Субъектом данного преступления является лицо, достигшее 16-и лет и достоверно знающее о наличии у него заболевания. Представляется, что таким статусом лицо обладает после официального (под роспись) его уведомления о диагнозе. Человек, побывавший в ситуации риска заражения, не может достоверно знать о наличии у него заболевания, равно, как сложно признать фактом заболевания результат экспресс-тестирования, в связи с возможностью недостоверного результата по различным причинам.

В настоящее время в Законе нет подробных разъяснений, какими именно способами, в какой форме и в какой период (сроки) лицо должно предупредить о наличии у него ВИЧ-инфекции. Кодекс говорит только о своевременности предупреждения о наличии у первого лица этого заболевания и добровольности согласия на совершение действий, создавших опасность заражения. В связи с этим, допускаем смысловое (семантическое) толкование терминов Закона.

1. Предупреждение должно быть своевременным, т.е. между предупреждением о наличии ВИЧ-инфекции и любыми действиями (бездействием), ставящими под угрозу заражения другого человека должен быть промежуток времени. Его продолжительность значения не имеет, однако должна позволять второму лицу воспринять информацию от ВИЧ-положительного о наличии него инфекции, осознать возможность и последствия заражения и принять осознанное решение о попадании в риск ВИЧ-инфицирования.

3. Форма и содержание согласия Законом не установлены, следовательно, допустима любая, в т.ч. и устная, форма согласия. Однако, ранее данное не зафиксированное устное согласие при наличии претензий от потерпевшей стороны в связи с заражением ВИЧ или опасностью такого заражения вероятнее всего не будет установлено следственными и судебными органами. Таким образом, лицо, ранее выразившее такое согласие в устной не зафиксированной форме, сможет использовать факт заражения ВИЧ, или постановки в опасность заражения в любом последующем конфликте, сведении личных счётов, оказании психологического давления, принуждения к нежелаемым действиям под угрозой обращения в правоохранительные органы.

Как было сказано, форма согласия Законом не определена, следовательно, может быть выражена не только вербальными или невербальными действиями, но и бездействием (не воспрепятствованием действиям, ставящим в опасность заражения). Вместе с тем очевидно, что в определённых ситуациях закрепление такого согласия становится затруднительным, например, по морально-этическим и физиологическим причинам при вступлении в половую близость, либо в процессе полового акта.

Применимо к статье 157 УК, при решении вопроса о виновности в совершении данного преступления, лицо, совершившее указанные в статье действия не обязано доказывать наличие согласия второй стороны. Доказывание отсутствия такого согласия – обязанность следственных и судебных органов.

ВНИМАНИЕ.

Правовая специфика предмета доказывания данного преступления предполагает наличие у обвиняемого ВИЧ-инфекции, установленные факты поставления в опасность заражения (по ч.1 ст.157 УК), наличие вируса у потерпевшего (по ч.2 ст.157 УК) в качестве оснований признания виновности ВИЧ-позитивного. Показания потерпевшего имеют существенное значение в доказывании вины.

В связи с этим рекомендуем, по-возможности, производить фиксацию вышеуказанного согласия, например, следующими способами:

1. Письменная форма.

2. Аудиовидеофиксация устного согласия путём использования технических средств (желательно обеспечить сохранность файла, например, поместив его в виртуальное пространство).

3. Обеспечить присутствие при даче согласия третьих лиц. При наличии возможности, зафиксировать согласие в процессе общения с соответствующим специалистом (медицинским или социальным работником).

Читайте также: