Пировать в эпицентре чумы

Обновлено: 25.04.2024

Создатель дал нам две руки,
бутыль, чтоб руки зря не висли,
а также ум, чтоб мудаки
воображали им, что мыслят.

Ты пишешь мне, что все темно и плохо,
все жалким стало, вянущим и слабым;
но, друг мой, не в ответе же эпоха
за то, что ты устал ходить по бабам.

Я – лишь искатель приключений,
а вы – распутная мадам;
я узел завяжу на члене,
чтоб не забыть отдаться вам.

В каждую секунду, год и час,
все понять готовый и простить,
Бог приходит в каждого из нас,
кто в себя готов Его впустить.

В жизненной коллизии любой
жалостью не суживая веки,
трудно, наблюдая за собой,
думать хорошо о человеке.

Судьба способна очень быстро
перевернуть нам жизнь до дна,
но случай может высечь искру
лишь из того, в ком есть она.

Мой разум честно сердцу служит,
всегда шепча, что повезло,
что все могло намного хуже,
еще херовей быть могло.

Блуд мировых переустройств
и бред слияния в экстазе –
имеют много общих свойств
со смерчем смыва в унитазе.

Лишь перед смертью человек
соображает, кончив путь,
что слишком короток наш век,
чтобы спешить куда-нибудь.

Увы, но счастье унеслось
и те года прошли,
когда считал я хер за ось
вращения земли.

Я понял вдруг, что правильно живу,
что чист и, слава Богу, небездарен,
по чувству, что во сне и наяву
за все, что происходит, благодарен.

Не суйся запевалой и горнистом,
но с бодростью и следуй и веди;
мужчина быть обязан оптимистом,
все лучшее имея впереди.

Когда-нибудь, в последствии, потом,
но даже в буквари поместят строчку,
что сделанное скопом и гуртом
расхлебывает каждый в одиночку.

Чтобы вдоволь радости отведать
и по жизни вольно кочевать,
надо рано утром пообедать
и к закату переночевать.

Спеши любить, мой юный друг,
волшебны свойства женских рук:
они смыкаются кольцом,
и ты становишься отцом.

Опасно жить в сияньи честности,
где от того, что честен ты,
все остальные в этой местности
выходят суки и скоты.

Разбуженный светом, ожившим в окне,
я вновь натянул одеяло;
я прерванный сон об измене жене
хотел досмотреть до финала.

Детьми к семье пригвождены,
мы бережем покой супруги;
ничто не стоит слез жены,
кроме объятия подруги.

Разве слышит ухо, видит глаз
этих переломов след и хруст?
Любящие нас ломают нас
круче и умелей, чем Прокруст.

Бывает – проснешься, как птица,
крылатой пружиной на взводе,
и хочется жить и трудиться;
но к завтраку это проходит.

Время льется, как вино,
сразу отовсюду,
но однажды видишь дно
и сдаешь посуду.

Когда устал и жить не хочешь,
полезно вспомнить в гневе белом,
что есть такие дни и ночи,
что жизнь оправдывают в целом.

Не брани меня, подруга,
отвлекись от суеты,
все и так едят друг друга,
а меня еще и ты.

Ах, юность, юность! Ради юбки
самоотверженно и вдруг
душа кидается в поступки,
руководимые из брюк.

Не знаю глупей и юродивей,
чем чувство – его не назвать,
что лучше подохнуть на родине,
чем жить и по ней тосковать.

Надо очень увлекаться
нашим жизненным балетом,
чтоб не просто пресмыкаться,
но еще порхать при этом.

Люблю эту пьесу: восторги, печали,
случайности, встречи, звонки;
на нас возлагают надежды в начале,
в конце – возлагают венки.

Непросто – думать о высоком,
паря душой в мирах межзвездных,
когда вокруг под самым боком
сопят, грызут и портят воздух.

Это четверостишье вполне могло быть эпиграфом ко всему творчеству Игоря Губермана. И, пожалуй, не только к творчеству, но и к его биографии. 7 июля Игорю Мироновичу Губерману исполнится 77 лет. Он родился в Харькове. В 1958 году окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, потом несколько лет проработал инженером-электриком

«Не сваливай вину свою, старик,

О предках и эпохе спор излишен;

Наследственность и век - лишь черновик,

Игорь Губерман

Это четверостишье вполне могло быть эпиграфом ко всему творчеству Игоря Губермана. И, пожалуй, не только к творчеству, но и к его биографии. 7 июля Игорю Мироновичу Губерману исполнится 77 лет. Он родился в Харькове. В 1958 году окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, потом несколько лет проработал инженером-электриком.

В 1979 году по сфальсифицированному обвинению Игорь Губерман был осуждён и провёл в сибирском лагере пять долгих лет. После освобождения он длительное время не мог устроиться на работу и получить прописку. И только после снятия судимости ему удалось вернуться в Москву. Годы, проведённые в лагере, не только наложили отпечаток на творчество, но и надолго определили философскую канву его поэзии.

«Тюрьмой сегодня пахнет мир земной,

Тюрьма сочится в души и умы,

И каждый, кто смиряется с тюрьмой,

«Тюрьмою наградила напоследок

Меня Отчизна-мать, спасибо ей,

Я с радостью и гордостью изведал

«Тюрьма не только боль потерь,

Источник тёмных откровений.

Тюрьма ещё окно и дверь

«Взломщики, бандиты, коммунары,

Взяточники, воры и партийцы -

Сотни тел полировали нары,

На которых мне сейчас не спится.

Тени их проходят предо мною

Кадрами одной кошмарной серии,

И волной уходят за волною

«Россия непостижна для ума,

Как логика бессмысленна для боли,

В какой другой истории тюрьма

«Дыша неистовством и кровью,

Абсурдом и разноязычием,

Россия - трудный сон истории

«В России преследуют всякую речь,

Которая трогает раны,

Но память, которую стали стеречь,

«Порядка мы жаждем! Как формы для

И скоро мясной мускулистый мессия

Для миссии этой заступит на место,

И снова, как встарь, присмиреет

«Наш дух питают миф и сплетни,

А правда в пищу не годится,

Душевный опыт многолетний

«Чем темней угрюмая страна,

Чем она растленней и дряхлей,

Тем острей раздора семена,

«Кто жизнь в России жил не зря,

Тому грешно молчать, -

Он отпечатки пальцев Зла

«Действуя размашисто и тонко

Страхом, похвалой и жирным кусом,

Дух эпохи вылепил подонка

«Не стоит наотмашь и сходу

Россию судить и ругать;

Бог дал человеку свободу

«Империя вышла на новый виток

Спирали, висящей над крахом,

И жадно смакует убогий глоток

«Ты вождей наших, Боже, прости,

Их легко, хлопотливых, понять

Им охота Россию спасти,

«Возглавляя партии и классы,

Лидеры вовек не брали в толк,

Что идея, брошенная в массы, -

Игорь Губерман принадлежит к редкой и завидной породе людей. Будучи неравнодушными к тому, что происходит вокруг, они сами не оставляют никого к себе равнодушным. Но если такие люди обладают ещё и даром слова, то сила их возрастает в разы. Они цепляют самые сокровенные струны души, подчас так глубоко спрятанные, что человек может даже не подозревать об их существовании. И если мелодия этих струн и стихотворные строки созвучны, то их автор может не просто легко вторгаться во внутренний мир ему внимающего, но и формировать этот мир, делать его лучше, чище, богаче.

Главным и определяющим в поэзии Игоря Губермана является внутренняя свобода его автора.

«Это счастье - дворец возводить на песке,

Не бояться тюрьмы и сумы,

Предаваться любви, отдаваться тоске,

«Я клянусь всей горечью и сладостью

Бытия прекрасного и сложного,

Что всегда с готовностью и радостью

«Мне не жаль моих азартных дней,

Ибо жизнь полна противоречий:

Чем она разумней, тем бедней,

«Жить, покоем дорожа,

Пресно, тускло, простоквашно;

Чтоб душа была свежа,

«Я жизнь свою листал сегодня ночью,

В ней лучшие года ища напрасно,

И видел несомненно и воочию,

«С двух сторон я жгу свою свечу,

Не жалея плоти и огня,

Чтоб, когда навеки замолчу,

«Чтоб выжить и прожить на этом свете,

Пока земля не свихнута с оси,

Держи себя на тройственном запрете:

«Рассудок, не знававший безрассудства,

И ум, где шалопайство не с руки,

И разум, не отзывчивый на чувства, -

Сейчас все говорят о нравственности, об идеологии, которая должна сплотить общество. За последние годы мы перепробовали многое, шарахаясь от атеизма к православию, от либерализма к тоталитаризму, и наоборот. Мы несколько раз меняли местами интернационализм и национализм и переписывали собственную историю, как плохой ученик делает домашнюю работу над ошибками, повторяя эти ошибки вновь и вновь.

«Пойдёт однажды снова брат на брата,

Сольётся с чистой кровью кровь злодея,

И снова будет в этом виновата

«Кто с войной в Россию хаживал,

Тем пришлось в России туго,

А мы сломим силу вражию

«Когда народом завладели

Идеи благостных романтиков,

То даже лютые злодеи

«Плоды тысячелетнего витийства

Создали и залог, и перспективы

Того, что в оправдание убийства

«Жаждущих уверовать так много,

Что во храмах тесно стало вновь,

Там через обряды ищут Бога,

«Мы по жизни поём и пляшем,

Наслаждаясь до самой смерти,

И грешнее ангелов падших -

«Судьба нам посылает лишь мотив,

Неслышимой мелодии струю,

И счастлив, кто узнал и ощутил

«Может быть, разумней воздержаться,

Мысленно затрагивая небо?

Бог на нас не может обижаться,

«Дьявол - не убогий совратитель,

Стал он искушённей за века,

Нынче гуманист он и мыслитель,

«Тот Иуда, удавившись на осине

И рассеявшись во время и пространство,

Тенью ходит в наше время по России,

«Забыли все в моей Отчизне,

Что это грех - путём Господним

Идти, взыскуя чистой жизни

«Бог очень любит вдруг напомнить,

Что всякий дар - лишь порученье,

Которое, чтобы исполнить,

«Высшая у жизни драгоценность -

Дух незатухающих сомнений,

Низменному ближе неизменность,

«На житейских внезапных экзаменах,

Где решенья - крутые и спешные,

Очень часто разумных и праведных

«Духу погубительны условия

Пафоса, почтения, холуйства;

Истинные соки богословия -

В губермановском отношении к Богу кроется глубокий философский смысл. Ответственность за происходящее с человеком и вокруг него он возлагает на самого человека. Безнравственность и духовную пустоту нельзя ни простить, ни отмолить.

«По образу и духу своему

Создатель нас лепил, творя истоки,

А мы храним подобие Ему

«Мы делим время и наличность,

Мы делим водку, хлеб, ночлег,

Но чем отчётливее личность,

«С успехами наук не сообразно,

А ноет - и попробуй заглуши -

Моя не операбельная язва

«Свечение души разнообразно,

Незримо, ощутимо и пронзительно;

Душевная направленность - заразна,

«Творчеству полезны тупики:

Боли и бессилия ожог

Разуму и страху вопреки

Поэзия Игоря Губермана - это одновременно и экзамен на нравственность, и прививка от рабской психологии.

«Меняя цели и названья,

Меняя формы, стили, виды, -

Покуда теплится сознание,

«Когда клубится страх кромешный

И тьму пронзает лай погонь,

Благословен любой, посмевший

«Путь из рабства мучительно сложен

Из-за лет, когда зрелости ради

Полежал на прохвостовом ложе

«На людях часто отпечатаны

Истоки, давшие им вырасти,

Есть люди, пламенем зачатые,

«Мы все умрём. Надежды нет,

Но смерть потом прольет публично

На нашу жизнь обратный свет,

«На дереве моей генеалогии,

Характер мой отыскивая в предках,

Догадываюсь грустно я, что многие

«Всегда в особый список заносили

Всех тех, кого сегодня я люблю,

Кратчайший путь в историю России

По крови проникая до корней,
пронизывая воздух небосвода,
неволя растлевает нас сильней,
чем самая беспутная свобода.

Боюсь я любых завываний трубы,
взирая привычно и трезво:
добро, стервенея в азарте борьбы,
озляется круто и резво.

Где лгут и себе, и друг другу,
и память не служит уму,
история ходит по кругу
из крови – по грязи – во тьму.

Цветут махрово и упрямо
плодов прогресса семена:
снобизм плебея, чванство хама,
высокомерие говна.

В года растленья, лжи и страха
узка дозволенная сфера:
запретны шутки ниже паха
и размышленья выше хера.

В кромешных ситуациях любых,
запутанных, тревожных и горячих,
спокойная уверенность слепых
кошмарнее растерянности зрячих.

Закрыв глаза, прижавши уши,
считая жизнь за подаяние,
мы перерыв, когда не душат,
смакуем как благодеяние.

Дороги к русскому ненастью
текли сквозь веру и веселье;
чем коллективней путь ко счастью,
тем горше общее похмелье.

Жить и нетрудно, и занятно,
хотя и мерзостно неслыханно,
когда в эпохе всё понятно
и всё настолько же безвыходно.

Есть одна загадочная тема,
к нашим относящаяся душам:
чем безумней дряхлая система,
тем опасней враз её разрушить.

Уюта и покоя благодать
простейшим ограничена пределом:
опасно чёрным чёрное назвать,
а белое назвать опасно белым.

Российский нрав прославлен в мире,
его исследуют везде,
он так диковинно обширен,
что сам тоскует по узде.

Зима не переходит сразу в лето,
на реках ледоход весной неистов,
и рушатся мосты, и помнить это
полезно для российских оптимистов.

Не в силах нас ни смех, ни грех
свернуть с пути отважного,
мы строим счастье сразу всех,
и нам плевать на каждого.

Когда-нибудь, впоследствии, потом,
но даже в буквари поместят строчку,
что сделанное скопом и гуртом
расхлёбывает каждый в одиночку.

Не могу эту жизнь продолжать,
а порвать с ней – мучительно сложно;
тяжелее всего уезжать
нам оттуда, где жить невозможно.

У нас пристрастие к словам —
совсем не прихоть и не мания;
слова необходимы нам
для лжи взаимопонимания.

То наслаждаясь, то скорбя,
держась пути любого,
будь сам собой, не то тебя
посадят за другого.

Не прыгай с веком наравне,
будь человеком;
не то окажешься в говне
совместно с веком.

Не зря ли знаньем бесполезным
свой дух дремотный мы тревожим?
В тех, кто заглядывает в бездну,
она заглядывает тоже.

Непросто – думать о высоком,
паря душой в мирах межзвёздных,
когда вокруг под самым боком
сопят, грызут и портят воздух.

Мы делим время и наличность,
мы делим водку, хлеб, ночлег,
но чем отчётливее личность,
тем одиноче человек.

И мерзко, и гнусно, и подло,
и страх, что заразишься свинством,
а быдло сбивается в кодло
и счастливо скотским единством.

С успехами наук несообразно,
а ноет – и попробуй заглуши —
моя неоперабельная язва
на дне несуществующей души.

Эта мысль – украденный цветок,
просто рифма ей не повредит:
человек совсем не одинок!
Кто-нибудь всегда за ним следит.

За столькое приходится платить,
покуда протекает бытиё,
что следует судьбу благодарить
за случаи, где платишь за своё.

В наших джунглях, свирепых и каменных,
не боюсь я злодеев старинных,
а боюсь я невинных и праведных,
бескорыстных, святых и невинных.

Уходят сыновья, задрав хвосты,
и дочери томятся, дома сидя;
мы садим семена, растим цветы,
а после только ягодицы видим.

Когда кругом кишит бездарность,
кладя на жизнь своё клише,
в изгойстве скрыта элитарность,
весьма полезная душе.

Мне жаль небосвод этот синий,
жаль землю и жизни осколки;
мне страшно, что сытые свиньи
страшней, чем голодные волки.

Господь посеял нас, как огород,
но в зарослях растений, Им растимых,
мы делимся на множество пород,
частично вообще не совместимых.

Звоните поздней ночью мне, друзья,
не бойтесь помешать и разбудить;
кошмарно близок час, когда нельзя
и некуда нам будет позвонить.

Я вдруг утратил чувство локтя
с толпой кишащего народа,
и худо мне, как ложке дёгтя
должно быть худо в бочке мёда.

Где страсти, где ярость и ужасы,
где рать ополчилась на рать,
блажен, в ком достаточно мужества
на дудочке тихо играть.

Разлад отцов с детьми – залог
тех постоянных изменений,
в которых что-то ищет Бог,
играя сменой поколений.

Меняя цели и названия,
меняя формы, стили, виды, —
покуда теплится сознание,
рабы возводят пирамиды.

Смешно, когда мужик, цветущий густо,
с родной державой соли съевший пуд,
внезапно обнаруживает грустно,
что, кажется, его давно ебут.

Блажен, кто в заботе о теле
всю жизнь положил ради хлеба,
но небо светлее над теми,
кто изредка смотрит на небо.

Свечение души разнообразно,
незримо, ощутимо и пронзительно;
душевная отравленность – заразна,
душевное здоровье – заразительно.

Жил человек в эпохе некой,
твердил с упрямостью своё,
она убила человека,
и стал он гордостью её.

На нас нисходит с высоты
от вида птичьего полёта
то счастье сбывшейся мечты,
то капля жидкого помёта.

Проста нашей психики сложность,
ничуть не сложнее, чем прежде:
надежда – важней, чем возможность
когда-нибудь сбыться надежде.

На все происходящее гляжу
и думаю: огнём оно гори;
но слишком из себя не выхожу,
поскольку царство Божие – внутри.

Я не стыжусь, что ярый скептик
и на душе не свет, а тьма;
сомненье – лучший антисептик
от загнивания ума.

Будущее вкус не портит мне,
мне дрожать за будущее лень;
думать каждый день о чёрном дне —
значит делать чёрным каждый день.

Мой небосвод хрустально ясен
и полон радужных картин
не потому, что мир прекрасен,
а потому, что я – кретин.

Я живу – не придумаешь лучше,
сам себя подпирая плечом,
сам себе одинокий попутчик,
сам с собой не согласный ни в чём.

Я оттого люблю лежать
и в потолок плюю,
что не хочу судьбе мешать
кроить судьбу мою.

Пока не поставлена клизма,
я жив и довольно живой;
коза моего оптимизма
питается трын-травой.

Ничем в герои не гожусь —
ни духом, ни анфасом;
и лишь одним слегка горжусь —
что крест несу с приплясом.

Это счастье – дворец возводить на песке,
не бояться тюрьмы и сумы,
предаваться любви, отдаваться тоске,
пировать в эпицентре чумы.

Мой разум честно сердцу служит,
всегда шепча, что повезло,
что всё могло намного хуже,
ещё херовей быть могло.

Живу, ни во что без остатка не веря,
палю, не жалея, шальную свечу,
молчу о находке, молчу о потере,
а пуще всего о надежде молчу.

В жизненной коллизии любой
жалостью не суживая веки,
трудно, наблюдая за собой,
думать хорошо о человеке.

Я не верю вранью отпетому
о просвете во мраке мглистом.
Я отчаялся. И поэтому
стал отчаянным оптимистом.

На всех перепутьях, что пройдены,
держали, желая мне счастья,
стальные объятия родины
и шею мою, и запястья.

Склонен до всего коснуться глазом
разум неглубокий мой, но дошлый,
разве что в политику ни разу
я не влазил глубже, чем подошвой.

Во всём со всеми наравне,
как капелька в росе,
в одном лишь был иной, чем все, —
я жить не мог в говне.

Отнюдь я не был манекен,
однако не был и в балете;
я тот никто, кто был никем,
и очень был доволен этим.

Есть мечта у меня, беречь
буду крепость её настоя:
когда вновь будут книги жечь,
пусть мою огня удостоят.

Каков он, идеальный мой читатель?
С отчетливостью вижу я его:
он скептик, неудачник и мечтатель,
и жаль, что не читает ничего.

Блуд мировых переустройств
и бред слияния в экстазе —
имеют много общих свойств
со смерчем смыва в унитазе.

Куда по смерти душу примут,
я с Богом торга не веду;
в раю намного мягче климат,
но лучше общество в аду.

Обыкновенно нам недостает не самого счастья, но умения быть счастливым.

Исследования ученых показали, что в нашем мозгу существует зона, которая регистрирует удовольствия. Она расположена над правой бровью у левши, и над левой – у правши. Когда проводились исследования мозга людей, считавших себя счастливыми, было установлено, что в этой зоне наблюдается повышенная активность, даже когда они находились в нейтральном состоянии. Отсюда вывод: счастливые люди готовы получить удовольствие даже по самому незначительному поводу.

Ученые провели и эксперимент, посвященный тренировке этой зоны. Было отобрано двое добровольцев, не слишком уютно чувствовавших себя в этом мире. Одна из них – Керолайн Понтинг – предварительно прошла обследование в Висконсинском университете, которое показало, что активность зоны удовольствия в ее мозгу была более чем недостаточной.

Этот эксперимент показал, что, тренируя свой мозг действовать, как у счастливых людей, можно сделать это привычкой, то есть вернуться к естественному для каждого человека состоянию счастья.

Как вы думаете: нужно ли нам стремиться быть счастливыми? Этот вопрос, может показаться странным – ведь стремление быть счастливым свойственно любому человеку. Но нужно понимать и что стремление стремлению рознь. Попробую объяснить, что я имею в виду.

Шаг четвертый
Освободитесь от заблуждений, мешающих быть счастливыми

Если нет больших материальных лишений, грубых телесных повреждений, счастью мешают предрассудки, тени прошлого, привидения, призраки, которые душат человека и стоят на его пути к счастью.

Подобных заблуждений множество. Рассмотрим некоторые из них.

Быть счастливым эгоистично
и безответственно

Это счастье – дворец возводить на песке,

Не бояться тюрьмы и сумы,

Предаваться любви, отдаваться тоске,

Пировать в эпицентре чумы.

Порой можно услышать мнение, что быть счастливым эгоистично и безответственно. Это величайшее заблуждение. Если мы несчастливы, как же мы можем помочь другим людям быть счастливыми? Скорее, мнение о том, что быть счастливым – эгоистично, не что иное, как отговорка действительно эгоистичного человека. Как показывают исследования психологов, по-настоящему счастливые люди, как правило, малоэгоистичны.

Сейчас очень много проблем, не до того, чтобы быть счастливым

Жизнь всегда трудна… И как только мы примем идею, что жизнь трудна, как факт объективной реальности, жизнь уже не будет казаться нам столь трудной.

Проблем бывает много во все времена. Наше время действительно довольно непростое, но это не значит, что счастье нужно откладывать на потом. Потом будут свои проблемы, позже другие проблемы и т. д. Так и вся жизнь пройдет.

А повод для радости всегда можно найти: упавшая на ладонь снежинка, звездное небо, улыбка ребенка, красивое стихотворение, мудрая мысль, интересная книга и т. д. и т. п.

Мудрый человек понимает, что бессмысленно тратить энергию на бесполезные попытки жить так, чтобы не было проблем вообще, и потому у него всегда есть энергия и возможности решать все проблемы, которые перед ним ставит жизнь.

Счастье мимолетно

Счастлив тот, кто падает вниз головой, —

Мир для него хоть на миг, а иной.

Вопреки мнению о мимолетности счастья, исследования Национального института по проблемам старения (США) показали, что статус счастья весьма и весьма устойчив. Пять тысяч взрослых счастливчиков были счастливы и через десять лет, несмотря на изменение в работе, места жительства и семейного положения.

Путь к счастью лежит через удовлетворение
всех желаний

Для здравомыслящего человека ясно: погоня за удовлетворением всех желаний не может закончиться ничем. Всегда будут находиться новые желания, которые нужно будет удовлетворять. А потому ставить знак равенства между удовлетворением желаний и счастьем бессмысленно.

Способствует ли исполнение задуманного
ощущению счастья

Счастливым можно быть только в юности
или в молодости

Такое в какой-то степени шовинистическое по отношению к людям старшего возраста мнение довольно широко распространено. Сразу же отметим, что подобные суждения не имеют ничего общего с истинным положением дел. Счастливым можно (и нужно) быть в любом, даже самом почтенном возрасте. Более того, как показывают многочисленные исследования, счастливые люди живут гораздо дольше. Личное счастье – одно из важнейших условий долголетия.

В неблагополучных странах
трудно быть счастливым

Читайте также: