Работа с вич инфицированными в школе

Обновлено: 13.05.2024

План занятия

Время

Содержание

Продолжительность

Принятие правил работы группы

Оценка уровня информированности группы

Информационный блок (начало)

Понятие о групповом давлении

План-конспект

Введение (5 минут)

Знакомство (10 минут)

Цель: подготовить группу к предстоящей совместной работе и создать соответствующую обстановку и настрой.

Ожидания участников (10 минут)

После того как все участники расскажут о своих ожиданиях, ведущий обязательно сообщает им распорядок дня.

Принятие правил работы группы (10 минут)

Оценка уровня информированности группы (10 минут)

Актуализация проблемы (15 минут)

1. Всем участникам игры ведущий раздает карточки. Заранее сообщается, что каждый получивший карточку не должен показывать ее окружающим.

После этого в центр аудитории приглашаются те участники, у которых на карточке изображен минус. Ведущий говорит, что этим членам группы досталась печальная роль, они изображали людей-носителей ВИЧ.

Участникам группы предлагается вспомнить возможные пути распространения СПИДа (переливание крови, инъекция, половой контакт) и способы его профилактики (использование одноразовых мед. инструментов, осторожность при выборе сексуального партнера и применение презервативов)

7. Групповая дискуссия по вопросам:

Делается вывод, что СПИД – реальная цена, которую может заплатить человек, решивший познакомиться с наркотиками.

8. Рассказ о ситуации с ВИЧ/СПИД в г. Енисейске.

Демонстрация видеофрагмента (5 минут)

Информационный блок (20 – 25 минут)

Цель: закрепить полученную информацию за счет самостоятельной оценки риска заражения ВИЧ-инфекцией при различных формах сексуальной активности и бытовых контактах.

Каждому участнику дается карточка с ситуацией контакта с ВИЧ-инфицированным человеком: поцелуй в щеку; уход за больным СПИДом; инъекция в лечебном учреждении; укус комара; оральный секс; множественные половые связи; половая жизнь в браке; прокалывание ушей; переливание крови; проживание в одной комнате с больным СПИДом; пользование чужой зубной щеткой; нанесение татуировки; плавание в бассейне; объятия с больным СПИДом; половой акт с потребителем наркотиков; пользование общественным туалетом; глубокий поцелуй; укус постельного клопа.

Перерыв на чай/кофе (15 минут)

Информационный блок (продолжение).

Цель: эта игра, кроме информирования, дает возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему ВИЧ/СПИД, сделать их менее дискриминационными, а также двигательная активность во время игры позволяет восстановить внимание группы.

Прикрепите подготовленные листы с утверждениями по четырем сторонам комнаты. Ведущий зачитывает по одному несколько спорных утверждений, связанных с проблемой ВИЧ/СПИД. После того как утверждение произносится, участники сразу же должны разойтись и встать у тех листов, на которых отражена их точка зрения. Участников просят объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав разные точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, более подходящими для них теперь.

  • Принудительное обследование на ВИЧ – единственный способ сдержать распространение инфекции;
  • ВИЧ-инфицированная женщина не должна рожать детей;
  • Все ВИЧ-инфицированные должны быть изолированы;
  • ВИЧ-инфекция – это наказание за гомосексуализм, наркоманию, сексуальную распущенность;
  • ВИЧ-инфицированные дети не должны посещать спортивные секции;
  • Это не справедливо, что на пенсии старикам у государства денег не хватает, а огромные суммы на лечение ВИЧ-инфицированных находятся;
  • Сексуальное воспитание должно пропагандировать безопасный секс;
  • Наркоман может умереть от СПИДа;
  • Государство должно наложить запрет на брак для ВИЧ-инфицированных граждан.
  • Какие чувства возникли у вас, когда вы размышляли над этими вопросами?
  • Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно, когда вы оказывались в меньшинстве?
  • Легко ли было изменить свою точку зрения?

Отработка практических навыков.

Доброволец садится на стул. Группа должна уговорить его пересесть на другой стул любыми способами, но без применения физической силы, естественно.

  • К каким способам прибегали те, кто пытался заставить игрока пересесть на другой стул?

Понятие о групповом давлении (10 минут)

Скажите следующее: «Такие попытки заставить другого человека что-либо сделать без объяснения истинных причин, а лишь путем обвинений, лести, ссылок на других людей и т. п., называются давлением. Особенно трудно сопротивляться давлению со стороны группы людей, т. е. групповому давлению, т. к. человек обычно стремится быть членом какой-либо группы, соответствовать нормам и ценностям этой группы.

Тренер предлагает участникам разбиться на две команды. Дается задание:

  • первой команде: придумать и записать как можно больше аргументов в пользу незащищенного сексуального контакта;
  • второй команде: придумать и записать как можно больше аргументов для отказа от этого предложения.

Ведущий описывает ситуацию: молодой человек и девушка вместе учатся в институте. Они встречаются уже два месяца. Им хорошо вместе, но девушка сомневается, что уже пришло время для более близких отношений.

В течение 7 минут команды придумывают аргументы. После чего каждая команда выбирает добровольца. Представитель первой команды будет играть роль молодого человека, уговаривающего свою девушку начать сексуальные отношения и не использовать при этом презерватив. Представитель второй команды будет играть роль девушки, которая ему возражает. Добровольцы садятся в центр круга и обсуждают ситуацию, приводя аргументы, выработанные на первом этапе (7 минут).

  • Возможна ли в жизни ситуация, которую вы только что видели?
  • Если бы это происходило на самом деле, чем бы закончился этот разговор?
  • Это как-то повлияло бы на дальнейшие отношения этой пары?
  • Какие еще проблемы, связанные с сексуальными отношениями, возникают у молодых людей?

Завершение работы (10 минут)


Я думаю, может. ВИЧ передается через кровь и половым путем. Ни того, ни другого способа передачи в школе быть не может. Воздушно-капельным путем и через тетрадки вирус не подцепить никак. А вот для учителя существует опасность в виде болеющих детей во время ежегодных эпидемий гриппа.

По закону может.

По законам логики тоже спокойно может - ВИЧ не передается воздушно-капельным путем.

Но по мнению простых обывателей, которые боятся ВИЧ как огня, и людей, им болеющих тоже боятся, то упаси боже, как же так, спидозник наших детей учит. Ну или как-то так.

Это очень грустно на самом деле.

Но обыватель такой обыватель, что и ГМО боится, и думает что американцев на Луне не было, и вон в теорию Плоской Земли многие всерьез верят, на Ютубе куча видео на эту тему. Всегда будет основная масса, которая не стремится знать, а стремится сохранить себя и свое потомство и ничего более.

Это природой заложено. Грустно, но се ля ви.

Может: он же не будет тр*х*ться с учениками или переливать им свою кровь:) ВИЧ/СПИД, насколько я знаю, передается через кровь: при переливании реципиенту зараженной крови, при использовании нестерильных инструментов (с которых вирус и попадает в кровь), при использовании одного шприца несколькими людьми (как правило, этим грешат наркоманы), половым путем, от матери к ребенку при грудном вскармливании. А воздушно-капельным путем или через предметы (ручки, тетради) и рукопожатия ВИЧ не передается. Значит, работать учителем можно.

А если учительница получила ВИЧ когда лежала в больнице, через кровь, не часто но такое у нас в стране бывает. Она ни в чем не виновата и поскольку ВИЧ не передается воздушно капельным путем , она имеет право работать в школе. Но как только узнает о ее болезни директор школы, непременно поделится с завучем, и постепенно вся школа будет знать что у учительницы ВИЧ.

А вот дальше самое страшное, как только дойдет до родителей, начнется гон учительницы.

Начнутся собрания, обсуждения и голосование. В итоге ей придется уйти из школы. И чтобы больше не переносить такого унижения, она скорее всего пойдет мести улицы. Там она одна с метлой, и хорошо если все кончится так, а никаким нибудь суицидом. Люди жестокие, хоть и кажутся белыми и пушистыми. Подобную историю , я видела по телевизору, только там речь шла о детском садике.

Может. Учитель каждый год проходит обследование для медицинской книжки, а анализ крови на ВИЧ в список необходимых анализов даже не входит, в отличие от того же сифилиса, который хоть и редко, но передаётся бытовым путём.

Касательно вич-инфекции у нас есть ряд законов, один из которых гласит:


Фактически учитель, если у него была обнаружена вич-инфекция, может не сообщать об этом работодателю, поскольку по работе он не может быть источником распространения заболевания, но сказав, вполне может подвергнуться давлению как со стороны руководства, так и со стороны родителей, которые так или иначе в итоге узнают о наличии заболевания.

Ну как же это не входит. Открываем медицинскую книжку, есть там штамп об отсутствии ВИЧ. — 4 года назад

Медицинская книга одна для всех, а анализы для групп профессий разные. Учителя анализ крови ни на вич, ни на гепатиты не сдают. — 4 года назад

По закону может. По мнению общества - нет. Второе в современной жизни важнее чем первое. Отсюда можно сделать соответствующий вывод.

Так же никто не отменял увольнение по "собственному желанию" с работы, может и такое случится, что когда руководство узнает о ВИЧ-инфекции оно просто может попросить уйти, что чаще всего и бывает, создаются такие условия, что человек уходит сам, и по закону все будет в порядке


Постановка проблемы. В современном обществе ВИЧ-инфицирование являются многоплановой проблемой. Несмотря на то, что уже десятки миллионов людей всего мира живут с ВИЧ, ВИЧ-инфекцию всё ещё сопровождает предвзятое отношение общества, стигма и дискриминация. В связи с ростом носителей ВИЧ-инфекции в целом и среди молодёжи в частности, актуальным становится вопрос об отношении к ВИЧ-инфицированным.

Изложение основного материала. Для того чтобы выявить доминирующее отношение к ВИЧ-инфицированным проводился социологический опрос, использовались анкеты с открытыми вопросами. Социологический опрос проводился в Евпаторийском институте социальных наук, в результате были опрошены 200 студентов.

Результаты исследования показывают, что в отношении к ВИЧ-инфицированным существует двойной стандарт, студенты знают, что общество требует толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным и в то же время не могут скрыть истинного положения, дискриминацию по отношению к ним. Данное умозаключение основывается на следующих противоречивых показателях: 63% опрошенных утверждают, что не изменят своё отношение к знакомому или коллеге, если узнают, что он ВИЧ-инфицирован, но всё же у 35% студентов ВИЧ-инфицированные вызывают сочувствие, у 23% сострадание и только для 2% опрошенных ВИЧ-статус не влияет на вызываемые чувства. Также, 56% студентов сообщают, что узнав о ВИЧ-инфицировании любимого человека предпочли бы с ним расстаться. У 50% опрошенных возникли сомнения, по поводу того, можно ли общаться или учиться в одном классе их ребёнку с ВИЧ-инфицированным ребёнком, а 35% студентов определённо бы на это не согласились. При этом люди, у которых есть знакомые ВИЧ-инфицированные, реже проявляют низкую толерантность к последним, чем те, кто гипотетически проецируют такую ситуацию.

Полученные данные свидетельствуют также о присутствии стигмы по отношению к ВИЧ-инфицированным, так как опрошенные студенты считают, что наиболее значительная часть ВИЧ-инфицированных ведёт аморальный образ жизни: принимают наркотики (30%), ведут беспорядочную половую жизнь (25%), занимаются проституцией (15%). И лишь 5% опрошенных придерживаются мнения, что ВИЧ-инфицированные это обычные люди.

Данная ситуация осложняется также тем, что страх быть отверженными часто вынуждает ВИЧ-инфицированных отказываться от любимого дела, жизненных планов, отношений с людьми. Открытие ВИЧ-статуса иногда приводит к распаду семей и изменению социальных условий жизни. Внутренним препятствием для адаптации в социальной среде является внутренняя стигма, то есть стигма по отношению к группе, к которой принадлежит сам человек, а, следовательно, она изменяет отношение человека к самому себе. Она может проявляться следующим образом: ощущение собственной ущербности, неполноценности; попытки доказать, что ты лучше, чем другие представители группы; неспособность строить отношения с людьми, не принадлежащими к группе; неспособность строить отношения с людьми, принадлежащими к группе; страх дискриминации со стороны других людей, в том числе и необоснованный; негативное мнение о людях вне стигматизированной группы; чувство беспомощности, отсутствия контроля над ситуацией; уверенность, что твое мнение и интересы не имеют значения и ни на что повлиять не могут [1, с.23].

В основном решением данной проблемы в Крыму занимаются два вида учреждений: Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и Центр для ВИЧ-инфицированных детей и молодёжи. Специалисты данных центров помогают ВИЧ-инфицированным принять свой статус, в том числе с двойным диагнозом ВИЧ+ПИН (потребитель инъекционных наркотиков), оказывают им социальную поддержку, занимаются их социальным сопровождением и многое другое.

Но в их работе по данному направлению существуют ограничения. В условиях Центров ВИЧ-инфицированные взаимодействуют только с ВИЧ-инфицированными, людьми у которых схожие с ними проблемы. Проблема в отношениях с социальной средой, где большинство людей не ВИЧ-инфицированные, не решается. Для того, чтобы Центры эффективно решали поставленную проблему необходима интеграция ВИЧ-инфицированных в общество. Данная работа может быть осуществлена по следующим направлениям:

1. Проведение профилактических мероприятий в школах, лицеях, колледжах и других учебных заведениях ВИЧ-инфицированными, с раскрытием статуса. Для того чтобы учащиеся смогли убедиться, что это обычные люди, а также получили необходимую и достоверную информацию о ВИЧ-инфекции.

2. Организация совместно с ВИЧ-инфицированными общественного мероприятия посвященного общепринятым праздникам: Новый год, 8 марта, День города и т.д. А в особенности мероприятий приуроченных к 1 декабря (Дню борьбы со СПИДом).

3. Привлечение ВИЧ-инфицированных к волонтёрской деятельности. Возможно посильная помощь одиноким престарелым людям, сопровождение людей с ограниченными возможностями, помощь бездомным людям и т.д.

4. Участие ВИЧ-инфицированных в уборке мусора и загрязнений или же организация общественной уборки территории.

5. Организация благотворительных концертов, ярмарок, выступлений для того, чтобы собрать деньги на лечение нуждающихся в этом детей. Или для решения других остро стоящих проблем.

6. Благоустройство и обустройство городских улиц совместно с ВИЧ-инфицированными, посадка цветов, газонов, кустов и деревьев.

Для наибольшей эффективности предложенных, необходимо раскрытие положительного статуса. Тогда люди с негативным статусом, постепенно смогут менять своё отношение к ВИЧ-инфицированным. Кроме того, данные мероприятия дают возможность ВИЧ-инфицированным активно взаимодействовать с социальной средой.

Литература

Надо помнить, что самое важное средство профилактики ВИЧ – соблюдение участниками образовательного процесса, службами сопровождения и обслуживающим персоналом универсальных мер профилактики.
Руководителю необходимо:

ознакомить всех работников образовательного учреждения с универсальными мерами профилактики;

разработать и утвердить необходимые внутренние документы, определяющие соблюдение универсальных мер профилактики, размещение аптечек первой медицинской помощи, присутствие медицинского работника на массовых мероприятиях и др.;

обеспечить наличие в каждой учебной аудитории и местах общего пользования аптечек для оказания первой медицинской помощи;

осуществлять контроль в части своих компетенций за соблюдением универсальных мер профилактики всеми участниками образовательного процесса;

способствовать созданию воспитательной системы, направленной на гуманное отношение к людям, имеющим отклонения в здоровье, людям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

wpe5.jpg (16538 bytes)

Если руководитель знает о диагнозе ребенка с ВИЧ, он должен:

определить ребенка в группу или класс к чуткому и внимательному воспитателю или классному руководителю, с которым впоследствии родителям будет легче установить доверительные отношения;

обеспечить ВИЧ-положительному ребенку все условия для реализации его права на получение образования в соответствии с его возможностями и интересами;

обеспечить необходимую психолого-педагогическую поддержку ВИЧ-положительному ребенку;

в случае возникновения конфликтных ситуаций с родителями других детей, учащимися или же сотрудниками в связи с тем, что им стало известно о ВИЧ-положительном ученике, принять меры по их разрешению.

II. Для классного руководителя (воспитателя группы в дошкольном учреждении, воспитателя группы продленного дня)

Задача классного руководителя состоит в том, чтобы создать условия, способствующие разностороннему развитию личности учащегося, свободному и полному раскрытию всех его способностей, его самоопределению и самореализации.

Классный руководитель является основным связующим звеном между учащимися, их родителями и другими педагогами; именно от него зависит качество их взаимодействия, что обеспечивает условия для полноценного обучения, воспитания и развития детей.

Классному руководителю (воспитателю) необходимо:

соблюдать универсальные меры профилактики во время проведения воспитательных мероприятий;

формировать в классе воспитательную среду на основе общечеловеческих ценностей, уважения к личности каждого человека, принятия особенностей людей, толерантного отношения к окружающим;

использовать в своей деятельности только методы гуманной педагогики, средства и формы воспитания, направленные на всестороннее развитие учащихся, их максимальную социализацию, формирование активной гражданской позиции, здорового образа жизни;

включать в план (программу) воспитательной деятельности с классом мероприятия, способствующие развитию таких человеческих качеств, как внимательность, доброта, отзывчивость, понимание и т.п.;

изучать классный ученический коллектив при помощи педагогических, психологических, социометрических методов в целях своевременного выявления проблем в детском коллективе (назревание межличностных конфликтов в классе, формирование группировок, наличие аутсайдеров) и психолого-педагогической коррекции ситуации;

проводить мероприятия для родителей обучающихся с обсуждением вопросов толерантного отношения к окружающим людям на основе этических норм и общечеловеческих ценностей в рамках семейного воспитания.

(По мнению редакции, педагог должен так работать всегда.)

Если о диагнозе ребенка с ВИЧ стало известно классному руководителю, он должен:

обращать особое педагогическое внимание на ВИЧ-положительного ребенка, оказывая ему помощь в обучении, самореализации, социализации;

осуществлять взаимодействие с учителями-предметниками, специалистами служб сопровождения, родителями этого ребенка в целях создания комфортных условий для получения образования этим ребенком;

защищать права ВИЧ-положительного ребенка, по возможности оказывать ему и его родителям информационную поддержку, привлекать специалистов для оказания адресной помощи этой семье;

поддерживать и помогать адаптироваться вновь поступившему в образовательное учреждение (класс) ВИЧ-положительному ребенку, стать партнером родителей в борьбе за здоровье и психологическое благополучие ребенка.

Глаза обильно промыть водой или 1%-ным раствором борной кислоты;

ротовую полость прополоскать большим количеством воды или 1%-ным раствором борной кислоты;

слизистую носа можно обработать 1%-ным раствором протаргола;

Место контакта в течение 30 секунд очищать любым дезинфицирующим средством для обработки рук (содержащим 70%-ный этиловый спирт, азот или 3%-ный раствор хлорамина);

затем дважды промыть руки проточной водой с мылом и насухо вытереть их индивидуальным полотенцем или салфеткой

Место контакта в течение 30 секунд очищать дезинфицирующим средством для обработки рук (содержащим 70%-ный этиловый спирт, азот или 3%-ный раствор хлорамина);

затем дважды промыть руки проточной водой с мылом и насухо вытереть их индивидуальным полотенцем или салфеткой;

наложить повязку или лейкопластырь

Немедленно обработать перчатки дезинфицирующим раствором для обработки рук (см. предыдущий раздел) и аккуратно снять их;

выдавить несколько капель крови из ранки (если порез или прокол незначительный);

тщательно промыть место повреждения проточной водой с мылом;

обработать места контакта с чужой кровью дезинфицирующим средством (перекись водорода, 70%-ный этиловый спирт, раствор бриллиантовой зелени, йода и т.п.);

обработать рану 5%-ным раствором йода;

наложить на рану повязку, пластырь;

в данном случае необходима консультация врача-инфекциониста для решения вопроса о назначении медикаментозной профилактики

Испачканную одежду необходимо снять, кожу под одеждой тщательно промыть проточной водой с мылом и очистить дезинфицирующими средствами для обработки рук (см. выше);

испачканную одежду замочить на 2 часа в дезинфицирующем растворе и далее стирать обычными моющими средствами, просушить и прогладить;

если есть необходимость хранения испачканной чужой кровью одежды, ее необходимо упаковать в плотный полиэтиленовый пакет и тщательно его завязать

Поверхность залить дезинфицирующим раствором;

затем протереть поверхность ветошью, смоченной в дезрастворе;

обработку повторяют дважды: немедленно и спустя 15 минут;

после использования ветошь опустить в емкость с дезинфицирующим раствором;

затем промыть поверхность большим количеством воды с добавлением дезинфицирующих моющих средств

Действия руководителей и персонала образовательного учреждения в случае разглашения сведений о ВИЧ-положительном воспитаннике/ученике

Если о диагнозе ребенка сообщили родители

Медсестре, воспитателю, классному руководителю, заведующей детсадом или завучу школы, которым родители сообщили о диагнозе ребенка, важно помнить, что они несут дисциплинарную, административную и даже уголовную ответственность за разглашение этих сведений третьим лицам. Без согласия родителей они не имеют права сообщать об этом остальным воспитателям или учителям, а также родителям других детей.
Задача работника образования, который знает о ВИЧ-положительном статусе ребенка, – помочь родителям и ребенку адаптироваться к детскому коллективу, успешно учиться, преодолевать проблемы, вызванные состоянием здоровья ребенка, не поддаваться депрессии и негативным переживаниям, связанным с необходимостью принимать лекарства, хранить в тайне свой диагноз или с плохим самочувствием. Профессионально зрелый, чуткий и грамотный воспитатель или педагог может стать партнером родителей в борьбе за здоровье и психологическое благополучие ребенка.

Если о своем диагнозе рассказал сам ребенок

Возможно, что ребенок сам расскажет воспитателю или учителю о своей болезни. Он может назвать ее или просто сказать, что болен, что ежедневно принимает лекарства, что больна его мама или отец. В этом случае ребенка надо заверить в том, что воспитатель или учитель никому об этом не расскажет и окажет ему необходимую помощь и поддержку. Ребенку надо предложить рассказать родителям о том, что он сообщил учителю или воспитателю о своем заболевании, и пригласить их для беседы. С родителями ребенка необходимо выработать тактику дальнейшего сохранения диагноза в тайне или его раскрытия. Помощь в этом может оказать школьный психолог.

Если известно, что у кого-то из детей ВИЧ

Если стало известно о ВИЧ-положительном статусе конкретного ребенка

Если о ВИЧ-положительном статусе ребенка узнали родители остальных детей

Родители могут обратиться к учителю, воспитателю или руководителю учреждения с просьбой разъяснить, не опасно ли присутствие ребенка с ВИЧ в классе или группе, или сразу же потребовать, чтобы этого ребенка забрали. Воспитатель или учитель должен поговорить с обеспокоенными родителями, объяснить им, что:

их сведения о ВИЧ-положительном ученике могут быть недостоверными;

присутствие в детском коллективе ВИЧ-положительного ребенка не опасно для остальных детей; объяснить почему: рассказать о путях передачи ВИЧ и о том, как ВИЧ не передается; акцентировать внимание родителей на том, что за 25 лет развития эпидемии во всем мире не было зафиксировано ни одного случая передачи ВИЧ от ребенка ребенку в детском саду или в начальной школе; разъяснить, почему риск инфицирования, когда дети кусаются, дерутся, царапаются, ничтожно мал; рассказать о том, какие меры профилактики соблюдаются в образовательном учреждении;

образовательное учреждение в полном соответствии с законами Российской Федерации принимает и обучает всех детей, независимо от их ВИЧ-статуса; противозаконно отказывать ребенку с ВИЧ в приеме в детский сад или школу или требовать, чтобы родители забрали ВИЧ-положительного ребенка из образовательного учреждения из-за его диагноза;

учитывая эпидемическую ситуацию в стране, регионе и городе, вполне можно допустить, что среди самих обеспокоенных родителей, их коллег по работе, друзей и родственников могут оказаться люди, живущие с ВИЧ, а в школе могут учиться другие дети с ВИЧ;

обнаружить и изолировать всех людей, живущих с ВИЧ, невозможно, не нужно и недопустимо. К людям, которых затронула ВИЧ-инфекция, надо относиться без предубеждения, как к самым обычным людям. Они живут, работают, учатся, как все. Если их состояние здоровья ухудшается, они принимают специальные лекарства, которые могут продлить и сохранить жизнь на долгие годы. Но из-за страха социального отвержения взрослые и дети с ВИЧ, как правило, скрывают свой диагноз. Не следует создавать ажиотаж вокруг ученика, у которого, возможно, ВИЧ. Если же он сам или его родители раскроют свой статус кому-то из одноклассников или их родителей, следует проявить сочувствие и морально поддержать. Родителям можно дать почитать буклеты информационных кампаний по солидарности с людьми, живущими с ВИЧ, а также буклеты с общими сведениями о ВИЧ-инфекции и ее профилактике.

Такую беседу можно провести с одним или несколькими родителями. И в том и в другом случае родителей надо успокоить и попросить не распространять слухи дальше. Если родителей много, то целесообразно провести с ними общую беседу, к которой надо тщательно подготовиться. Обязательно следует пригласить для участия в этом разговоре руководителя и медицинского работника образовательного учреждения, а при возможности – специалиста из СПИД-центра.
Целесообразно побеседовать также и с родителями предположительно ВИЧ-инфицированного ребенка, объяснить им ситуацию и, не задавая прямого вопроса о том, действительно ли ребенок или сами родители ВИЧ-положительные, предложить помощь и совместно выработать тактику дальнейшего поведения. Это позволит упредить ситуацию, когда ребенку сообщат о его болезни другие люди: это может его сильно травмировать.

Беседа с детьми, узнавшими о ВИЧ-положительном однокласснике

Дети дошкольного и младшего школьного возраста, услышавшие о том, что в детском саду или школе у кого-то ВИЧ, скорее всего не поймут, о чем речь, и не обратят на это внимания. Если кто-то им скажет о ВИЧ-инфекции у конкретного ребенка, то, вероятнее всего, они расскажут об этом дома, спросят у воспитателя или учительницы, у самого ребенка, возможно, начнут его задирать.
В такой ситуации с детьми надо побеседовать и объяснить, что если у кого-то в группе или классе ВИЧ или какая-то другая особенность, то из-за этого нельзя задирать, давать обидные прозвища. Нужно рассказать на понятном для детей языке, что такое ВИЧ, убедить, что учиться или играть вместе с ВИЧ-положительным ребенком не опасно.
Обязательно следует рассказать о мерах профилактики и объяснить, почему их надо соблюдать всем и везде.

Беседа с персоналом образовательного учреждения

Если в школе или детском саду распространяются слухи о ВИЧ-положительном воспитаннике или ученике, руководителю учреждения необходимо провести беседу с персоналом, аналогичную разговору с родителями, описанному выше. Следует обратить особое внимание на требование закона к образовательным учреждениям не допускать дискриминации детей, живущих с ВИЧ, и на необходимость оказать моральную поддержку ребенку, о ВИЧ-статусе которого стало известно.

Беседа с родителями ВИЧ-положительного ребенка

Если ребенка переводят в другое учебное заведение

По разным причинам, в том числе из-за раскрытия диагноза, родители ребенка могут принять решение перевести его в другой детский сад или школу. При передаче личного дела ребенка в другое учреждение администрации и персоналу образовательного учреждения следует помнить об ответственности за разглашение диагноза ребенка без согласия родителей.

Читайте также: