Рассказ о чуме для детей

Обновлено: 25.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Цель: Формирование представлений об устройстве чума - уникального жилища оленеводов кочевников, создание макета чума.

Образовательные: Объяснить особенности устройства чума. Обобщить знания детей о флоре и фауне родного края.

Развивающие: Развивать опытно-экспериментальную деятельность, любознательность; расширять словарный

запас. Слова: экспедиция, лапник, циновка, очаг, шест.

Воспитательные: Воспитывать уважение к малочисленным коренным народам ХМАО-Югры, любовь к малой родине.

Деятельность детей в НОД: познавательная, познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.

- Беседы о тайге, о коренных жителях ХМАО-Югры.

- Просмотр видео уроков: Средства передвижения, Жилые постройки, Оленеводство, Чум, Охота.

- Знакомство с фольклором народов ханты и манси: видео сборник–загадки, сказки, легенды, приметы.

- Использование игр народов севера в свободной деятельности.

- Знакомство с элементами узоров народов севера.

Воздушный шарик с письмом, карта.

Игрушка: Кукла-мальчик ханты Ай-пух.

Карточки с изображением ягод пронумерованные.

Картинки с изображением животных обитающих в ХМАО-Югре и 1 с изображением животного жарких стран.

Тазики с водой, береста, картон – для опыта.

Материал для изготовления макета чума: лист пенопласта, 6 шестов, сундучок, 2 мешочка с вещами, картон, нитки шерстяные разного цвета, палочки – круглые и плоские, клей ПВА, ножницы, кисти клеевые, салфетки.

1. Вводная часть – дети входят в группу, здороваются с гостями.

• Собрались все дети в круг, • Я твой друг и ты мой друг, • Крепко за руки возьмемся • И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Я улыбнусь вам и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас было весь день хорошее настроение.

В группу влетает воздушный шарик с письмом и картой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик, а на нем письмо и карта. Давайте его

«Здравствуйте ребята, меня зовут Ай-пух,

Я живу в тундре на стойбище оленеводов ханты, Приезжайте ко мне в гости.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто такой Ай-пух? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это имя мальчика - ханты. Ханты - это национальность коренных жителей нашего

Воспитатель: Но мы не просто поедем в гости, а создадим экспедицию, чтобы собрать информацию о жизни оленеводов ханты, об устройстве чума. Ребята, вы знаете, что такое экспедиция? (Ответы детей)

Слайды – изображение различных экспедиций.

- Правильно, это группа ученых-исследователей или любителей путешествовать, которая отправляется куда-либо с целью получения новых знаний.

- А как вы думаете, ребята, что нам нужно взять в экспедицию? (Ответы детей)

- Так как я более опытная, разрешите мне стать руководителем экспедиции, а вы будете учѐными-исследователями. Цель экспедиции – узнать как устроен чум, чтобы после возвращения сделать его макет.

2. Основная часть

Воспитатель: Давайте изучим карту. Как вы думаете, что на ней изображено? (Ответы детей)

Воспитатель: Сейчас мы наденем теплые вещи, возьмем рюкзаки, карту, компас (дети имитируют все дви-жения) и отправимся в путь. Вот и болото, дальше поляна. Как же нам перейти через болото? (Ответы детей)

Воспитатель: Вот мы добрались до полянки /другой ковѐр /, но что это? (Обращает внимание детей на кар-

точки с ягодами) (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно это ягоды, каждый возьмите по одной ягодке. А сейчас присядем отдохнуть. На обратной стороне есть цифры, вы сейчас по порядку назовѐте, какие ягоды собрали? (Ответы детей.)

Воспитатель: Молодцы! Все ягоды назвали правильно – черника, морошка, клубника, брусника, клюква. Но какая-то ягода здесь лишняя, она не растѐт в наших лесах. (Ответ детей - клубника).

Воспитатель: Правильно, ребята, клубника – это садовая ягода. Она тоже вкусная и полезная, но северная ягода в наших суровых условиях самая ценная и полезная для крепкого сибирского здоровья.

Воспитатель: Посмотрим по карте, где у нас следующий привал. (Ответ детей – дремучий лес)

Отправляемся в лес. Подходим к столу, на котором разложены картинки с изображением животных оби-тающих в ХМАО-Югре – лось, бурый медведь, заяц, волк, белка и черепаха.

Воспитатель: Ребята, какие животные обитают в наших лесах? (Ответы детей). А кто здесь лишний? (Ответ детей – черепаха). Почему? (Потому что черепаха не приспособлена для жизни в лесу, она живѐт в жарком климате)

Воспитатель: Уточним наш маршрут по карте, куда мы попадѐм? (Ответ детей – стойбище оленеводов).

Подходим к интерактивной доске, на которой открываю Слайд: 2 чума – один летний, покрытый бере-стой, другой зимний, покрытый оленьими шкурами.

Воспитатель: Ребята, что вы видите? (Ответ детей – чумы) А чем они отличаются? (Ответ детей – один по-крыт берестой, есть окошко, дверь, а другой мехом, шкурами)

Воспитатель: А вы знаете, что такое береста? (Ответы детей – кора берѐзы)

Воспитатель: Вот возьмите, каждый по кусочку бересты, потрогайте, что вы можете про неѐ сказать, какая она, на что похожа? (Ответы детей - на бумагу, на картон). Теперь возьмите по кусочку картона, как вы думае-те, что прочнее? (Ответ детей)

Воспитатель: А мне кажется, что береста очень тонкая и размокнет от воды, если пойдѐт дождь, а вы как думаете? (Ответы детей)

Воспитатель: А как мы можем это проверить? (Ответы детей)

Опыт: дети опускают бересту и картон в тазик с водой, наблюдают, делают вывод – береста тонкая, но прочная, не размокает в воде.

пастбище и будут устанавливать чум, хотите им помочь? (Ответ детей)

Воспитатель: Знаете, ребята, что ханты вначале расставляют внутреннее убранство чума, только потом ста-вят шесты. Как вы думаете, почему? (Ответы – потому что потом вносить вещи в чум будет сложно и неудобно)

По ходу рассказа, дети находят необходимые предметы на экране и расставляют их на нужные места. Воспитатель: Внутри чума справа и слева от входа делают спальные места – сначала мы положим лапник

(еловые ветки), затем доски, на них плетенные из травы или тростника коврики - циновки, потом шкуры оленя или медведя. В центре чума установим очаг, огонь очага служит ханты отоплением и освещением жилища, для безопасности по правую и по левую сторону очага находятся доски. К очагу у ханты особое отношение. Он часть семьи – угли из своего очага передавать в другой дом нельзя, иначе начнутся несчастья. Человек, взявший угли из чужого очага, считается вором. Возле очага находится посуда – котлы, чайник, вѐдра с водой. В изголо-вье кладут мешки с одеждой, узорные подушки. Участок в дальнем от входа месте считается священным, там мы расположим сундучок с домашними духами. Дрова мы расположим у входа. А теперь поставим шесты, за-крепим их. И сейчас, что нам осталось сделать? (Ответ детей – накрыть шкурами) Правильно, накрыть оленьи-ми шкурами! Вот мы и помогли оленеводам собрать чум! В таком жилище могут жить до 20 человек. Чум – уникальное жилище кочевых народов севера – его можно быстро разобрать, перевезти и установить на новом месте. И хотя чум – временное жилище оленеводов, это дом на века.

Слайд – Изображение чума, покрытого оленьими шкурами

Воспитатель: Очень хорошо! Но нам пора возвращаться домой. Для этого возьмите эти волшебные шарики, произнесите заклинание:

Шарики вращаются - Дети возвращаются!

Воспитатель: Ребята, вот мы и вернулись из экспедиции, мы узнали много интересного о жизни ханты оле-неводов, об устройстве чума. Воспитатель обращает внимание детей на большой лист пенопласта и 6 одина-ковых палочек. Ребята, посмотрите, на что это похоже? (Ответы детей – на снег, снежную поляну, шесты для чума). Что мы можем из этого сделать? (Ответы детей – собрать чум)

Воспитатель предлагает детям сесть за стол и подготовить предметы внутреннего убранства чума - лапник, доски, циновки, очаг и др. Работа в парах. Дети самостоятельно выбирают, что и с кем они будут делать.

Дети вместе с воспитателем собирают макет чума: расставляют и называют предметы внутреннего убранст-ва чума, закрепляют шесты, накрывают мехом.

1. Уточнить представление детей о жилище ненцев- чуме. Рассказать и показать, как ненцы ставят чум.

2. Познакомить с этапами установки чума.

3. Познакомить с ненецкими словами (ань торова, мя”, хан, у, ты, нюк, лакомбой)

4. Воспитывать уважение к людям, живущим в тундре.

Материалы: Макет чума, иллюстрации с изображением стойбища, чума и деревянной избы. На каждого ребенка детали чума, оленя, клей, ножницы, карандаш.

Ход занятия:

I. Воспитатель : Здравствуйте, ребята! (ответное приветствие от детей). А вы умеете здороваться по- ненецки? (ответы детей) Послушайте! Ань торова! (Дети здороваются на ненецком языке)

-Давайте поздороваемся с нашими гостями (дети здороваются с гостями)

-Ребята, отгадайте загадку:

В доме есть одна стена,

Очень круглая она.

До того она кругла-

Ни единого угла!

-Что это такое? (ответы) А как вы догадались? Что такое чум? (ответы детей)

Чум- это жилище (дом) ненцев.

-Как вы думаете, чум ставят или строят? (предположения детей).

-А давайте я вам сегодня расскажу, как ставят чум. Хотите узнать? Проходите, садитесь.

-Оленеводы живут в тундре, пасут оленей. Олени передвигаются с места на место в поисках корма. И оленеводам приходится кочевать- ходить за оленьим стадом. И поэтому придумали такое жилище, чтобы можно было его быстро собрать и разобрать.

-По-ненецки чум называется мя. Повторите это слово. (дети повторяют)

-Установкой чума занимаются женщины. В этой трудной и ответственной работе строгий порядок! (Воспитатель рассказывает и показывает)

Прежде всего женщины- ненки выбирают место для жилища, полянку. Она должна быть ровной и сухой.

Затем намечают середину чума, куда кладут вот такой лист. Как вы думаете, что это за материал? (дети щупают, определяют из чего сделано) Это лист железа. На нем устанавливают железную печку.

-Как вы думаете, для чего печка в чуме? (ответы детей) Совершенно верно, печь нужна для тепла, для приготовления пищи, чтобы сушить одежду.

-Вокруг железного листа укладывают по три доски. Какие доски? (деревянные) Для чего доски (ответы) Это пол в чуме!

-На землю кладется сухая трава (солома, а сверху кладут оленьи шкуры - это постель, на постель кладут красивые подушечки. Затем ставят стол.

-Как вы думаете, на каких ножках по высоте будет стол? (ответы детей) Конечно же на низких! Стульев в чуме нет, когда кушают, сидят на скамеечках или на мягких оленьих шкурах.

-Посмотрите, как интересно: в тундре стоит печка, доски - пол есть, постель, стол. Помогайте мне, чего еще нет в нашем чуме? (ответы детей) Молодцы! Совершенно верно, нет стен в чуме!

-Почему сто друзей держат? А потому что на них вкруговую ставят остальные шесты и, этих шестов очень много, чтобы чум получился большой и просторный. (Воспитатель вызывает двоих детей для установки шестов)

-Посмотрите, ребята, в верхней части чума отверстие. Как вы думаете, зачем оно? (ответы детей) Это отверстие, для трубы, чтобы дым из печки выходил на улицу. Какое еще отверстие есть в чуме? (дверь)

-Я предлагаю вам сейчас поиграть в чум. Скажите, основание чума, какую фигуру напоминает? (ответы детей) Верно, круг. Вставайте в круг, хоровод. Беремся за руки.

Чум, чум, круглый дом.

Побывайте в чуме том!

Гости явятся едва-

В печку прыгают дрова.

Печка жарко топится,

II. Самостоятельная деятельность детей за столами.

-Я предлагаю вам сделать стойбище- это рядом стоящие чума, а около них пасутся олени. Посмотрите на картину, на ней изображено стойбище.

(Деятельность детей, каждый вырезает чум, оленя)

-Посмотрите, какое получилось у нас большое стойбище!

-Проходите, садитесь на свои стульчики.

-Ребята, скажите мне, пожалуйста, чем отличается чум от дома? (ответы детей) Чум ставят или строят? (ответы детей) Почему ставят?

-Что интересного вам запомнилось?

-Сегодня узнали много ненецких слов. Давайте повторим.

Занятие по патриотическому воспитанию к 70-летию Дня Победы Занятие по патриотическому воспитанию. Воспитатель: Бабушкина Н. В. Памяти героев отечества посвящается к 70-летию Дня Победы. Программное.

Цель. Уточнить представление детей о жилище оленеводов- чуме. Рассказать и показать,как оленеводы ставят чум. Закреплять умение работать с разным материалом (тканью, счетными палочками, пластилином). Упражнять в изготовлении крепления для шестов из пластилина. Учить вырезать из ткани нужный по величине кусок прямоугольной формы (покрытие для чума).Активизировать словарь (основные шесты,циновки, макод,сымзы, нюк, тюмю,дымовое отверстие).

Материал. Макет чума. Схема установки чума. Иллюстрации с изображением чума и дома. Ткань, счетные палочки, пластилин.

Ход занятия

Воспитатель. Отгадайте загадку.

В доме лишь одна стена,

Очень круглая она.

До того она кругла-

Ни единого угла. (Чум)

Что такое чум? (Дом оленеводов.)Верно, чум — жилище оленеводов.

(Выставляет макет чума.) Что вы можете о нем рассказать? (Ответы детей.) Скажите, чум ставят, делают или строят (Ставят.)Правильно, чум ставят, и обычно занимаются этим женщины.

Существует определенный порядок установки чума. Прежде всего оленеводы выбирают место для жилища, которое зимой расчищают от снега. Потом намечают середину чума (показывает на схеме,куда кладут железный лист. Летом на нем разводят костер,а зимой устанавливают железную печку -тюмю. Вокруг листа (показывает на схеме) укладывают по две — три доски - это пол. Затем на землю кладут циновки, которые оленеводы плетут из веток ивы.

Почему они держат сто друзей?Потому что на них вкруговую ставят остальные шесты,и этих шестов очень много,чтобы чум получился большой,просторный. Затем устанавливают еще один шест -сымзы -приспособление для подвешивания котла над костром или печкой (показывает на схеме).Как вы думаете, для чего нужен котел? (Ответы детей.)Когда все шесты установлены,женщины начинают натягивать нюк - покрытие для чума. Нюк для зимнего чума сшивается из больших оленьих шкур нитками из сухожилий оленя. А нюк для летнего чума сшивается из полос бересты конопляными нитками. Почему шьются разные нюки? (Ответы детей)

После того как чум поставлен и покрыт, женщины застилают постели. На ивовые циновки кладут циновки из соломы, а на них — оленьи шкуры. Одеялами служат так же оленьи шкуры. Чум готов, можно в нем жить.

Играющие распределяются на пары,образуя два круга, -внутренний и внешний. В центр выходит ребенок и выполняет действия в соответствии с текстом стихотворения В. Ледакова.

Ставит чум моя семья -

Трудятся отец и мать.

Что мне делать? Отдыхать?

Быть без дела не люблю,

Я кустарник нарублю.

Разожгу костер скорей,

Пусть горит он веселей.

Ребенок возвращается на место. Дети в кругу поочередно читают стихотворение В. Берестова и выполняют движения.

Чум, чум,круглый дом,

Побывайте в чуме том!

(Внутренний круг движется в одну сторону, внешний — в другую.)

Гости явятся едва -

(Останавливаются. Дети из внутреннего круга поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота.)

В печку прыгают дрова.

(Дети из внешнего круга проходят в ворота,собираются в центре.)

Печка жарко топится,

(Дети из центра прыжками продвигаются к своей паре.)

(Остальные хлопают в ладоши.)

(Дети из центра, допрыгав до своей пары,хлопают в ладоши.)

Воспитатель (показывает иллюстрации с изображением чума и дома). Что изображено на этих картинках? Чем отличается чум от дома?

Почему оленеводы ставят чумы, а не строят такие дома, как у нас? (Ответы детей.)

Сейчас попробуем сами установить чум.

Конспект занятия Конспект занятия по формированию культурно – гигиенических навыков в средней группе. Цель: воспитание культурно – гигиенических навыков,.

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию Цель: Формирование у детей чувства эмпатии, обучение умению вежливо общаться друг с другом, мотивировать детей на совершение добрых дел.

Беседа, посвящённая к дню рождения Ханты-Мансийского округа. Воспитатель достаточно широко расрывает быт и культуру народов манси, проживающих в чумах на пастбищах. В конспекте беседы также представлены подвижные игры народов севера.

ВложениеРазмер
zanyatie_ko_dnyu_rozhdeniya_okruga.docx 63.29 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа по ознакомлению с окружающим

К дню рождения ХМАО на тему:

Подготовила и провела

воспитатель Канева Л.И.

Задачи: Основная задача – проявить интерес к редкой в наше время профессии оленевод, привить желание глубже узнать их мир, быт, труд, фольклор. Уточнить представление детей о жилище оленеводов – чуме. Рассказать и показать, как ставят чум. Активизировать словарь детей (основные шесты, циновки, дымовое отверстие, мох-ягель, нарты). Привить любовь и уважение к родному краю.

Материал: Макет чума. Схема установки чума. Иллюстрации с изображением чума, северного оленя, сувенирные нарты, обувь сшитая из оленьего меха, рога оленя взрослого и оленёнка, мох –ягель.

Воспитатель: Выход в национальной одежде, представляюсь хозяйкой чума.

В доме лишь одна стена,

Очень круглая она

До того она кругла –

Ни единого угла. (Чум)

- Что такое чум? (Дом жилище – оленеводов).

Верно, чум – жилище оленеводов ( выставляю макет чума ).

Что Вы можете о нем рассказать? (Ответы детей).

Скажите, чум ставят, делают или строят? (Ставят)

В одном чуме живут по несколько семей разных национальностей (манси, коми-зыряне, ненцы), живут очень дружно, как одна большая, дружная семья.

Затем устанавливают еще один шест – приспособление для подвешивания котла над печкой. (Показываю) – Как вы думаете, для чего нужен котел? (Ответы детей).

Когда все шесты установлены, начинают натягивать нюк – покрытие для чума. Нюк зимой сшивается из больших оленьих шкур нитками из сухожилий оленя. А нюк летний сшивается из полос бересты конопляными нитками, или покрывают брезентом – такая плотная ткань. Почему шьются разные нюки? (Ответы детей).

После того, как чум поставлен и покрыт, женщины застилают постели. На еловые ветки

кладут циновки из соломы, а на них оленьи шкуры. Чум готов, можно в нем жить. В чуме

нет мебели, поэтому к стене чума пришивают большие карманы, в которых хранят различные вещи.

Так как чум не большой, а в чуме живет много людей, поэтому у каждой вещи есть свое место и живущие в нем поддерживают порядок. Занимается хозяйством в чуме женщина. Что она делает, ребята?

Дети. Хозяйка варит еду, убирает в чуме. Занимается рукоделием, обрабатывает оленьи шкуры, смотрит за детьми.

Воспитатель. Ребята, а сейчас мы с вами побываем на экскурсии в нашем музее. Я приглашаю вас в музей.

Дети подходят к столам, на которых находятся экспонаты музея, поделки из дерева, меха. Гербарии, иллюстрации, картины и др.)

Дети, мы говорили с вами, что у женщины очень много дел по хозяйству в чуме, но ведь у нее есть свободное время и она большая мастерица. Что она умеет делать?

Дети. Шьет покрытие для чума. Одежду для всех членов семьи. Выполняет узоры из меха, ткани, пуговиц, плетет из бисера. (Рассматривают изделия).

Воспитатель. У хозяина тоже много работы, чем он занимается?

Дети. Пасет оленей, ловит рыбу, занимается охотой.

Воспитатель. Вот как много дел у мужчины, а в свободное время он также любит мастерить. Что он умеет делать?

Дети. Мастерит посуду и различные поделки из дерева, игрушки детям, и, конечно же, нарты (Рассматривают изделия).

Воспитатель. Ребята, есть разные виды нарт, нарты бывают, ездовые и грузовые

Ездовые бывают мужские и женские. Женские облегчаются тем, что они немного длиннее со спиной. Так как женщины возят с собой детей, чтобы детям было удобно, и они не упали, для этого у нарт спинка.

Для перевозки грузов используют продуктовые нарты с деревянным ларцом. В ларце хранят запас продуктов (показ).

Жизнь проживающих людей в чуме очень не легка, без удобств, нет рядом магазинов, дорог. Эти героические люди живут в таких условиях, потому что очень любят это благородное животное ( показываю иллюстрацию северного оленя)

Хоть верь, хоть не верь,

Пробежал по лесу зверь.

Нес на лбу он неспроста

Два развесистых куста. (Олень)

По мхам он ходит и траве,

Носит лес на голове.

От врагов спасается. (Олень)

Северный олень - житель Крайнего Севера. Ему не страшны ни сильные морозы, ни глубокие снега. У него замечательная шерсть - густая, мягкая. Особенно тёплая она становится в зимние месяцы, когда наступают морозы и бушуют метели.

Копыта северного оленя особенные. Они широкие да ещё могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. И олень ходит, не проваливаясь, по снегу или болоту.

Но края копыт ещё и крепкие, острые. Это очень важно! Копытами, как лопатами, северный олень раскапывает, разгребает снег, чтобы добраться до вкусного мха. Этот олений мох называется "ягель".

Показываю настоящий мох (ягель)

Ещё олени - прекрасные пловцы. Они легко переплывают широкие холодные реки и морские проливы.

Главное украшение северных оленей - их большие ветвистые рога. И вырастают они не только у самцов, но и у самок - олених.

Каждый год олени меняют старые рога на новые. У малышей - оленят тоже есть рожки, только маленькие, больше похожие на веточку или спицу.

Показываю рога взрослого оленя и маленького оленёнка.

А ещё олени дают вкусное молоко. Северные олени - путешественники. Огромные стада кочуют по тундре, совершая большие переходы. А во главе стада идёт вожак - самый опытный и сильный олень.

Но вот наступает короткое северное лето. Лёд на морях тает, вода отступает. И олени спешат к морскому берегу, несмотря ни на какие преграды.

Оленей привлекает морская вода. Ведь соль для животных необходима. А в обычном корме - траве, ветках, мхе - её очень мало. Без соли олень может погибнуть.

Весной рождаются оленята. Когда они ещё совсем маленькие, мама - олениха в случае опасности отбегает от них в сторону: оленёнок замирает, прижимается к земле, вытягивает шею: рядом пройдёшь - не заметишь.

И хотя северные олени много путешествуют, они любят полежать, подремать. Особенно на ровном льду замёрзшего озера. Никакой хищник незаметно не подберётся. А главный враг северных оленей - это волк .

Летом олени бегают, высунув язык. Так олени потеют, охлаждаются.

Два оленя (ненецкая сказка)

Говорят, в тундре это было. Отбился домашний олень от стада. Долго ли, коротко ли бежал – встретился ему дикий олень и говорит:

- Что за жизнь у тебя! Человека на себе возишь. Тяжелую кладь тащишь. От упряжки весь загривок у тебя облез.а я сам по себе живу, где хочу, там и хожу. Моя жизнь лучше .

В ответ на это домашний олень сказал :

- Нет, моя лучше. Присмотрись, сам увидишь.

Сказав это, он побежал обратно к стаду. А дикий олень – за ним. Над домашним оленем смеется:

- Ты, - говорит, - как на привязи ходишь. От человека на три шага отойти боишься.

Домашний олень ничего не отвечает. Подошел к стаду, вместе со всеми ягель из-под снега выкапывает и ест. Дикий олень остановился в сторонке.

Тут темнеть стало, ночь наступила. Задул ветер, поземка поднялась. Все сильнее и сильнее дует ветер. Тогда человек отогнал оленье стадо в ложбину, в подветренную сторону. Прижались олени друг к другу, тепло им , ни о чем они не беспокоятся

А дикий олень один на открытом месте. Как ни станет, ветер ему шерсть ерошит, снегом бока сечет. Еле дотерпел, пока поземка улеглась.

Всю долгую ночь человек сторожил стадо, никуда от него не уходил.

Наутро перегнал стадо на новое, хорошее место. Дождался себе смены, потом запряг четырех оленей в нарты, к чуму поехал. Олени за ночь хорошо отдохнули, быстро бегут. А дикий олень поодаль за ними бежит, смотрит, что дальше будет.

Вот и чум показался. Выбежали из чума мальчик и девочка. Мальчик оленей распрягает, девочка по спине их гладит, из рук хлебом кормит.

Дикий олень издали на это смотрит. Увидел вкусную еду – самому захотелось. Стал снег копытами разгребать – ничего не нашел.

Убежал он далеко в тундру. Начал ягель искать. Только нашел – смотрит: прямо на него бежит волк, зубами с голоду щелкает. Так дикий олень ягеля и не пожевал: пришлось ему от волка спасаться.

Бросился он бежать – волк за ним. Долго бежал олень, из сил выбился. Волк все не отстает, вот – вот нагонит и в горло вцепится.

Тут чум показался. Возле него домашние олени спокойно ходят. Дикий олень прямо к чуму подбежал. Выскочил из чума человек с ружьем, одним выстрелом убил волка.

Увидел это домашний олень и спрашивает дикого оленя:

- Ну, чья жизнь лучше? Я на человека работаю, а он обо мне заботится. Я человеку друг, и он мне друг.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Что нам стоит театр построить" (сюжетно-ролевая игра)

ЦЕЛЬ: формирование умения творчески развивать сюжет игры; формирование у дошкольников конкретных представлений о строительстве, его этапах. Закрепление знаний о рабочих профессиях. Воспитание ув.


Образовательное мероприятие по закреплению знаний детей о профессии строитель.

Игровое занятие с использованием мультимедийного оборудования.


Проект "Что нам стоит дом построить. "

Краткосрочный проект по ознакомлению дошкольников с профессией строителя.

Конспект занятия: "Что нам стоит дом построить"

Конспект занятия: "Что нам стоит дом построить".


Задачи: Обучающие:- углублять знания детей и расширить словарь о людях строительных профессий, о строительстве домов.


Оборудование: 1. Русский народный костюм (взрослый) 2. Картинки инструментов (топора, пилы, молотка) 3. Картинки с избами 4. Рисунки сказочных избушек и зверей (для игры) 5. Цветная бумага (корич.

Педагог: Ӈани торова ӈацекы! Культура является основой существования этноса. Не будет народной этнической культуры, не будет самобытности и индивидуальности народа. Поэтому очень важно сохранить народные знания, так как без этнической культуры в суровых условиях тундры не выжить. Но прежде всего, чтобы поддерживать народную культуру нужно соблюдать правила безопасности в чуме и в тундре, соблюдая при этом традиции и обычаи. И сегодня я хочу начать занятие с древней легенды. А вы садитесь поудобнее и слушайте.

(Дети присаживаются на стулья)

Ребята вам понравилась легенда? Скажите мне о чём эта легенда?

Правильно ребята, эта легенда о создании нашей земли. И чтобы наша планета земля существовала долго, нужно её беречь. Соблюдать все правила. Не мусорить, и не загрязнять её. А так же соблюдать правила безопасного поведения в чуме и по всей нашей тундре.

Педагог: Ребята вы не устали. Давайте с вами немного поиграем. У каждого на столах лежит четыре картинки. Внимательно посмотрите и расположите картинки в правильной последовательности, что нужно сделать сначала и что потом, чтобы поставить чум.

Педагог: Ненцы сильно верят приметам. Они для них и запреты, и правила, и предупреждения. Особую роль приметы играли в воспитании подрастающего поколения. Говоря детям: “Не бери палец в рот, ты пока не стал сиротой”,- не только предостерегали от угрозы беды, но также воспитывали в них гигиенические и эстетические правила. С малых лет родители требовали правильно вести себя за столом, предупреждая: “Во время еды нельзя болтать ногой, не потягиваться за столом. Нельзя свистеть в чум- достатка не будет”. Приметы прививали детям самоуважение. Ребята а какие правила поведения за столом вы знаете? (воспитанники перечисляют)

Педагог: Правильно ребята за столом нельзя баловаться, бегать вокруг стола, нельзя трясти стол. А хотите послушать потешку ?

За столом сидела Белка, перед ней была тарелка, В ней из хлеба, масла, сала Белка дом сооружала. Так, друзья, не поступают и с едою не играют. За столом едят, друзья, баловаться здесь нельзя!

Педагог: В мальчиках родители воспитывали чувство уважения к себе как к будущему охотнику, рыбаку, оленеводу. Нельзя мальчикам мыть посуду, иначе “звери и птицы услышат звон посуды и разбегутся, тогда не будет удачи в охоте”. Девочкам мамы всегда наставляли: “Не забывай вытирать ноги. Когда будешь взрослой – будешь неряхой, а дети будут всегда неопрятными”.

Педагог: Мы немного отдохнем, физминутку проведем.

В лесотундре из жердей. (руки в стороны)

Закрепить шкуры веревкой, (поворот вокруг себя)

Дом, мы строим со сноровкой (руки на поясе покачивания из стороны в сторону)

По привычке кочевой. Чум готов!

По -хозяйски растопить, (прыжок вверх)

И на наше новоселье (поклон, руки поднимаем через стороны вверх)

Всех соседей пригласить!

Дети садятся за столы.

Педагог: Ребята какие правила нужно соблюдать в чуме?

(Дети перечисляют правила)

В чуме прежде всего нужно соблюдать правила пожарной безопасности. Какое опасное место вы знаете? Правильно это печка. Печка греет и обогревает чум, а так же на ней можно приготовить пищу. Ребята нельзя играть возле печки, а так же помещать на неё различные предметы. Вы можете обжечься или опрокинуть нечаянно печь. И чтобы вы помнили правила, я вам раздам буклеты о пожарной безопасности. Давайте закрепим правила пальчиковой игрой:

Мчимся мы вперёд. (Ритмично щёлкаем пальцами рук)

Труд тяжёлый и опасный (Энергично потираем ладонь о ладонь вертикально)

Нас, пожарных, ждёт. (Скрещивают руки на груди и ритмично похлопываем по плечам скрещенными руками)

Вой пронзительный сирены (Ритмично покачивают головой)

Может оглушить (Указательные пальцы обеих рук подносим к ушам, ритмично постукиваем)

Мы пожар тушить.(Ритмично постукивают кулачками друг о друг)

И в беду попавшим людям (Ритмично потирают ладони)

Сможем мы помочь (Ритмично похлопывают руками по бокам)

С пламенем бороться будем, (Ритмично потопывают)

Мы и день и ночь! (Ритмично хлопают в ладош)

Педагог: В чуме есть священное место называется “симзы”. По “симзы” дым от очага поднимается к верхнему отверстию чума. Согласно легендам, по священному шесту гером улетали на битвы и военные подвиги. За “симзы” находится священное место “си”. Только старшим мужчинам разрешается на него наступать. Для детей и женщин- это место запретное. На этом месте находится священный ларь. В нём хранятся духи покровители очага, семьи и рода, реликвии, оружие и ларь с инструментами. Эти вещи доступны для главы дома, а для других членов- неприкосновенны. Место “не”для женщин находится – напротив “си”, у входа. Здесь женщина занимается всеми домашними хлопотами.

Педагог: На столах у вас картинки, а картинки непростые, а разрезные. Собери картинку и скажи, кто на ней изображен?

Быстро мелькают легкие тени,

Мчаться зимою в тундре олени.

Не остановятся ни на минутку,

Ноги их быстры, уши их чутки.

Педагог: Ребята а вы любите играть в игрушки. У ненецких девочек есть куклы Ӈухуко из утиных клювов. Нельзя допоздна играть в игрушки и оставлять их на улице. А вы какие правила знаете при обращении с игрушками?

(Дети отвечают на вопрос)

Ребята мелкие детали игрушек ни в коем случае нельзя глотать или засовывать в нос или рот. Это очень опасно и может привести к плачевным последствиям.

Педагог: Ненцы считают, что каждый клочок земли, леса, воды, сопки имеет своего хозяина. Поэтому детям запрещается самостоятельно ходить по тундре, говорят: “Хой' нямна хараси нен' ядэр '' – терсяда я яӈгу”. Ребята на этом наше занятие заканчивается , давайте с вами вспомним что нового мы сегодня узнали? Вам понравилось наше занятие?

Берегите и любите свою землю, cвой дом и соблюдайте правила безопасного поведения в чуме!

Читайте также: