Сподвижник умерший от чумы

Обновлено: 25.04.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Признаки благого конца жизни

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

Признаки благого конца жизни

Мудрый Законодатель установил ясные признаки, которые свидетельствуют о благом конце жизни человека. Всевышний Аллах записал их для нас по Своей Щедрости и Милости. И если какой-либо из этих признаков проявился при смерти человека, это указывает на благой конец его жизни. Перечислим ниже эти признаки:

Первый признак: произнесение свидетельства единобожия (шахада) перед смертью.

Об этом передается несколько хадисов пророка, мир ему и благословения Аллаха:

Второй признак: появление капелек пота на лбу перед смертью

Третий признак: смерть в ночь на пятницу или в пятницу

Четвертый признак: мученическая смерть за веру на поле боя

На эту тему также передается несколько хадисов:

[Как указано в комментарии "Файд аль-Кадир": "Шахид не подвергается искушению и допросу в могиле, поскольку если бы в нем было лицемерие, то он сбежал бы с поля боя при встрече с врагом. Проявив же стойкость ради Аллаха на Его пути, он на деле доказал свою правдивость (сыдк)" - прим. переводчика."]

Примечание шейха: есть надежда, что если человек будет искренне и от всей души просить Аллаха о мученической смерти за веру, но ему так и не представится возможность погибнуть мучеником на поле боя, он всё равно достигнет положения шахидов.

Этот вывод следует из следующих слов пророка, мир ему и благословения Аллаха:

Пятый признак: смерть во время похода на пути Аллаха

На эту тему передается два хадиса:

Шестой признак: смерть от чумы

На эту тему передается несколько хадисов:

Седьмой признак: смерть от болезней живота

На эту тему передается два хадиса:

Восьмой и девятый признаки: смерть утопленника и смерть по причине обвала

Десятый признак: смерть женщины во время беременности и послеродового кровотечения

Одиннадцатый и двенадцатый признаки: смерть от пожара и плеврита

Тринадцатый признак: смерть от туберкулеза

Четырнадцатый признак: гибель при защите своего имущества, которое пытались отнять силой

На эту тему передается несколько хадисов:

Пятнадцатый и шестнадцатый признаки: гибель при защите своей религии и человеческой жизни

На эту тему передается два хадиса:

Семнадцатый признак: гибель во время несения дозора и охраны границ мусульманского государства на пути Аллаха

На эту тему передается два хадиса:

Восемнадцатый признак: смерть в момент совершения благодеяния


Абу Убайда ибн Амир ибн Абдуллах ибн аль-Джаррах аль-Кураши аль-Фихри رضي الله عنه родился в 40-м году по хиджре (исламскому летоисчислению). Амир ибн Абдуллах رضي الله عنه более известен под своим прозвищем (куньей) – Абу Убайда, а также известен своим родством с аль-Джаррахом, который приходился ему дедом.

Абу Убайда رضي الله عنه был стройным человеком высокого роста, немного сутулым, с худощавым лицом, редкой бородой и двумя сломанными зубами. В день битвы при Ухуде он зубами вытащил два кольца кольчуги из щеки Посланника Божьего ﷺ, и из-за этого у него сломались эти два зуба.

Сподвижники

Абу Бакр رضي الله عنه привёл его, а также Абдуррахмана ибн Авфа, Усмана ибн Мазуна и Аркама ибн Абу Аркама к Посланнику Господа ﷺ, и все они произнесли шахаду и объявили о принятии Ислама. Вместе с остальными сподвижниками, которые первыми приняли истинную религию, эти люди стали опорой, на которых и зиждется большое здание Ислама.

Абу Убайда رضي الله عنه два раза совершил хиджру (переселение) – в Эфиопию и Медину, участвовал вместе с Пророком ﷺ в битве при Бадре и в последующих важных походах. Он был одним из тех, кто проявил стойкость в день битвы при Ухуде. В этом сражении он защищал собою Посланника Аллаха ﷺ и вытащил из его щеки кольца от кольчуги.

Медина

Несмотря на то, что Абу Убайда رضي الله عنه занимал важные должности в мусульманском государстве, он вёл аскетичный образ жизни и всё своё имущество раздавал нуждающимся и расходовал на распространение Ислама.

Будучи главнокомандующим огромной армии, Абу Убайда رضي الله عنه всегда предпочитал перед каждым важным шагом советоваться со своими воинами. Во время военных действий в Шаме (территория современного Ирака, Сирии, Израиля, Палестины и др.), когда византийцы перешли в контрнаступление, Абу Убайда رضي الله عنه устроил совет со своими командирами. Большинство предложили укрепиться в городе Хомсе, а Халид ибн Валид رضي الله عنه предложил выйти против врага и дать сражение. Несмотря на авторитет и опыт Халида, Абу Убайда رضي الله عنه выбрал мнение большинства.

Пустыня


Умар رضي الله عنه переживал за жизнь Абу Убайды رضي الله عنه и не хотел, чтобы тот погиб от чумы, поэтому решил вызволить его из Шама. В своём письме к Абу Убайде رضي الله عنه халиф потребовал от него незамедлительно явиться в Медину для важных дел, о которых хочет лично поговорить с ним. Абу Убайда رضي الله عنه догадался, чего добивается халиф, и в ответном письме попросил освободить его от исполнения этого поручения и оставить в Шаме.

Нурмухаммад Изудинов

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!


В одном из своих изречений Пророк Мухаммад ﷺ перечислял признаки конца света. Причём первым из них он назвал свою смерть, что говорит о том, что обратный отсчёт разрушения Вселенной запущен еще 14 веков назад. Затем он упомянул взятие Иерусалима и только после этого сообщил о массовой гибели, которая постигнет исламскую умму.

С целью максимального понимания смысла Пророк ﷺ в этом хадисе провёл аналогию с болезнью, которая морит домашний скот. Для арабов, привыкших к животноводству, это сравнение было более чем понятным.

Этот хадис поражает не только хронологической точностью сказанного, но и тем, что предстоящая массовая гибель постигла умму в ближайшей перспективе, то есть ударила по первому поколению мусульман, по тем, кто был непосредственным свидетелем этих слов.

Тогда сподвижники едва ли могли знать, что речь идёт об эпидемии, которая беспощадно унесёт множество человеческих жизней. Но они всецело верили словам Пророка ﷺ и, возможно, морально готовились к этой разрушительной чуме.

К слову, чёрная смерть (так иначе принято называть чуму) – одна из самых катастрофических болезней, когда-либо постигавших человечество. Чума несёт массовую погибель, от неё на всём протяжении человеческой истории погибли десятки и десятки миллионов людей. Только в одной Европе чума, по разным данным, истребила до 60 млн человек, что соответствует одной трети всей населения Европы.

Чума может постигнуть людей вне зависимости от их веры или неверия, расовой или конфессиональной принадлежности. Однако для представителей общины Пророка Мухаммада ﷺ чума является милостью, тогда как на народы, жившие до нас, чума насылалась как кара Всевышнего.

В хадисе, переданном от супруги Пророка Айши (да будет доволен им Аллах), говорится, что однажды она задала Посланнику Аллаха ﷺ вопрос о чуме, и он сказал ей:

كَانَ عَذَابًا يَبْعَثُهُ اللهُ تَعَالَى عَلَى مَنْ يشَاءُ، فَجَعَلَهُ اللهُ تعالى رَحْمَةً للْمُؤْمِنينَ، فَلَيْسَ مِنْ عَبْدٍ يَقَعُ في الطَّاعُونِ فيمكثُ في بلدِهِ صَابرًا مُحْتَسِبًا يَعْلَمُ أنَّهُ لا يصيبُهُ إلاَّ مَا كَتَبَ اللهُ لَهُ إلاَّ كَانَ لَهُ مِثْلُ أجْرِ الشّهيدِ

Халиф Умар в это время находился в Шаме и после некоторого обсуждения ситуации решил прервать свою поездку и вернуться в Медину. Примерно в таком духе состоялся диалог между халифом Умаром и командующим Шамом Абу 'Убайдой (да будет доволен ими обоими Аллах).

Таким образом, Абу 'Убайда и другие мусульмане, проживавшие в Шаме и Ираке, оказались в кольце убийственной и беспощадной эпидемии, они были обречены на погибель. Халифу было крайне тяжело смириться с тем, что видный сподвижник Пророка ﷺ Абу 'Убайда погибнет от чумы. Поэтому он сделал попытку вызволить его из Шама и тем самым спасти от заразы.

Всё же халиф сделал попытку защитить мусульман от постигшей их чумы. В своём очередном письме Абу 'Убайде халиф велел ему эвакуировать мусульман на возвышенность, там воздух, как правило, бывает чище.

С аналогичным обращением выступил перед людьми и Му'аз ибн Джабал, который также был поражен чумой. Среди погибших от чумы были также и другие сподвижники Пророка ﷺ : Сухайл ибн 'Амр, Шурахбиль ибн Хасана, Язид ибн Абу Суфьян и другие (да будет доволен ими всеми Аллах).

В общей сложности чума 'Амвас унесла от 25 до 70 тысяч мусульманских жизней. В конечном счёте план по эвакуации мусульман, который был рекомендован халифом, осуществил 'Амр ибн аль-'Ас. Свежий горный воздух сделал своё дело, с чумой наконец-то было покончено, но какой ценой это было сделано…


Шахиды, павшие на священной войне, защищая религию Аллаха, подразделяются на две категории. Первого называют шахидом этого (дунья) и потустороннего (ахират) миров, и это тот, кто пал в войне (газават) за возвышение Слова (религии) Всевышнего Аллаха. Второго называют шахидом этого мира (дунья), и это тот, кто пал на газавате, но не ради религии, а ради обретения трофея или с другими подобными намерениями и целями. Мусульмане обязаны завернуть в саван и захоронить обе эти категории шахидов, но обмывать их и совершать за них заупокойную молитву является запретным.

Над шахидом также не совершают погребальный намаз, т. к. Всевышний Аллах даровал ему достоинство и почёт и очистил его. Шахиду обещана Милость Создателя, поэтому шахид не нуждается в том, чтобы мусульмане просили за него Аллаха, чтобы читали ему мольбу. Ангелы Мункар и Накир не допрашивают его в могиле.

Что же касается шахида только потустороннего мира (ахират), то по отношению к нему не существует то же самое шариатское заключение, что и для шахида, павшего на войне. Шахида потустороннего мира, в отличие от последнего, необходимо обмывать, завернуть в саван, совершить за него заупокойную молитву и захоронить.

К такой категории шахидов относится женщина, умершая при родах, утонувший, умерший в пожаре, умерший вследствие падения на него чего-либо тяжелого, погибший от притеснения (зульм), умерший в процессе поиска религиозных знаний, даже если он умер в своей постели, умерший от болей в животе, будь то от поноса или от болезни толстой кишки, или селезёнки, т. е. независимо от какой подобной болезни он умер.

Также к шахидам потустороннего мира относится мусульманин, умерший от чумы (т. е. если он умер не во время распространения этой эпидемии), и тот, кто во время эпидемии чумы умер от чего-либо другого, если он, будучи уверенным в том, что его постигнет лишь то, что предопределил ему Всевышний, и, проявляя терпение, не покинул место, где разразилась эта чума, или же если он, будучи жив во время эпидемии, умер после того, как прекратилась чума.



Абу Убайда ибн Амир ибн Абдуллах ибн аль-Джаррах аль-Кураши аль-Фихри رضي الله عنه родился в 40-м году по хиджре (исламскому летоисчислению). Амир ибн Абдуллах رضي الله عنه более известен под своим прозвищем (куньей) – Абу Убайда, а также известен своим родством с аль-Джаррахом, который приходился ему дедом.

Абу Убайда رضي الله عنه был стройным человеком высокого роста, немного сутулым, с худощавым лицом, редкой бородой и двумя сломанными зубами. В день битвы при Ухуде он зубами вытащил два кольца кольчуги из щеки Посланника Божьего ﷺ, и из-за этого у него сломались эти два зуба.

Абу Бакр رضي الله عنه привёл его, а также Абдуррахмана ибн Авфа, Усмана ибн Мазуна и Аркама ибн Абу Аркама к Посланнику Господа ﷺ, и все они произнесли шахаду и объявили о принятии Ислама. Вместе с остальными сподвижниками, которые первыми приняли истинную религию, эти люди стали опорой, на которых и зиждется большое здание Ислама.

Абу Убайда رضي الله عنه два раза совершил хиджру (переселение) – в Эфиопию и Медину, участвовал вместе с Пророком ﷺ в битве при Бадре и в последующих важных походах. Он был одним из тех, кто проявил стойкость в день битвы при Ухуде. В этом сражении он защищал собою Посланника Аллаха ﷺ и вытащил из его щеки кольца от кольчуги.

Посланник Всевышнего ﷺ любил Абу Убайду رضي الله عنه и хвалил его. От Абу Хурайры رضي الله عنه передаётся, что Пророк ﷺ изрёк:

От Абдуллаха ибн Шакика رضي الله عنه передаётся:

От Анаса ибн Малика رضي الله عنه передаётся, что Посланник Всевышнего ﷺ изрёк:

Несмотря на то, что Абу Убайда رضي الله عنه занимал важные должности в мусульманском государстве, он вёл аскетичный образ жизни и всё своё имущество раздавал нуждающимся и расходовал на распространение Ислама.

Будучи главнокомандующим огромной армии, Абу Убайда رضي الله عنه всегда предпочитал перед каждым важным шагом советоваться со своими воинами. Во время военных действий в Шаме (территория современного Ирака, Сирии, Израиля, Палестины и др.), когда византийцы перешли в контрнаступление, Абу Убайда رضي الله عنه устроил совет со своими командирами. Большинство предложили укрепиться в городе Хомсе, а Халид ибн Валид رضي الله عنه предложил выйти против врага и дать сражение. Несмотря на авторитет и опыт Халида, Абу Убайда رضي الله عنه выбрал мнение большинства.

Не только Пророк ﷺ, но и сподвижники уважали Абу Убайду رضي الله عنه и давали ему высокую оценку. Когда мухаджиры и ансары собрались после кончины Посланника Божьего ﷺ, чтобы решить вопрос о перемирии, под навесом Сакиф на территории племени Бану Саада, Абу Бакр ас-Сиддик رضي الله عنه сказал:

Умар ибн аль-Хаттаб رضي الله عنه говорил:

И первым письмом в должности халифа, которое написал Умар رضي الله عنه, было письмо к Абу Убайде رضي الله عنه, в котором он назначал его командующим армии вместо Халида ибн аль-Валида رضي الله عنه.

Когда это письмо дошло до Абу Убайды رضي الله عنه, Халид رضي الله عنه, узнав о своём освобождении от должности командующего и назначении Абу Убайды رضي الله عنه, обратился к армии со словами:

Умар رضي الله عنه переживал за жизнь Абу Убайды رضي الله عنه и не хотел, чтобы тот погиб от чумы, поэтому решил вызволить его из Шама. В своём письме к Абу Убайде رضي الله عنه халиф потребовал от него незамедлительно явиться в Медину для важных дел, о которых хочет лично поговорить с ним. Абу Убайда رضي الله عنه догадался, чего добивается халиф, и в ответном письме попросил освободить его от исполнения этого поручения и оставить в Шаме.

Читайте также: