Вирус сквернословия для 5 класса

Обновлено: 25.04.2024

Выяснить отношение детей к проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения мата в подростковой среде.

ВложениеРазмер
virus_skvernosloviya.docx 22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Выяснить отношение детей к проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения мата в подростковой среде.

Задачи: способствовать просвещению воспитанников , большей их информированности об истории возникновения сквернословия и пагубном его влиянии на духовное и физическое здоровье человека;

  • создавать тем самым условия для воспитания критического отношения к вредным привычкам окружающих, самосовершенствования, формирования активной жизненной позиции для противостояния вредному влиянию;
  • расширять знания детей о вредных привычках; познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье; формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам.

Форма : час общения

Продолжительность : 30 мин.

Воспитатель: Ширяева З.Н.

-А что это такое? Как вы понимаете? (Звучат ответы детей). Вирус-яд.

-Как вы думаете, почему сегодня выбрана именно эта тема?

-Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений:

  • нецензурная брань,
  • непечатные выражения,
  • матерщина,
  • ненормативная лексика и др. (написать на доске)

-Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: "Каков человек, такова его и речь".

-Но мало кто из вас догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их. Кроме того, они стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.
-Что же такое сквернословие – порок или болезнь? Позор или национальная гордость?

Явление сквернословия как никакое другое характеризует вопиющую нравственную деградацию нашего общества. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Сквернословие охватило почти все возрасты.

3. Результаты анкетирования.

-По информации Фонда "Общественное Мнение" сегодня

около 70% жителей нашей страны применяют ненормативную лексику в своей речи.

И лишь 29% населения ее никогда не употребляют.

При этом 64% против 32% считают, что употребление мата в речи недопустимо ни при каких обстоятельствах.

-Как же так получается: ругаться не хотим, но с языка все-таки срывается?

-Как избавиться от этой весьма вредной привычки?

-В нашей параллели также было проведено анкетирование 50-ти учащихся. Целью было выяснить, каково отношение ребят к этой серьёзной проблеме. Анкета предлагала ответить на следующие вопросы:

маленький словарный запас , невоспитанные , мода , не знаю

2.Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?

  • выражение эмоций (злость, когда вывели из себя)
  • нечаянно вырвалось
  • не знаю

3.Как часто ты произносишь эти слова?

4.В каких ситуациях это происходит

  • что-то или кто-то выводит из себя
  • боль (ударился)
  • конфликт
  • на улице

5.Как ты думаешь, плохо это или нет?

6.Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова?

  • ничего - 11 человек
  • стыд - 7 человек
  • гнев - 4 человека
  • не знаю - 3 человека
  • не произношу - 2 человека

7.Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?

  • невоспитанный человек
  • обида
  • неприятно
  • ничего
  • не знаю

8.Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?

9.От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?

  • от одноклассников
  • от старшеклассников
  • на улице (прохожие)
  • от бомжей
  • от родителей

10.Что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов?

  • объяснять, что это плохо
  • не надо этому учить
  • начать с себя, прекратить ругаться
  • ничего, это выбор самого человека
  • наказывать
  • не знаю

11.Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова?

  • не знаю
  • сдерживать эмоции
  • не ругаться самому

12.Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?

  • нет, т.к. это плохо, некрасиво, ужасно, некультурно, позорит
  • всё равно
  • не знаю

-Таким образом, можно прийти к выводу, что 92 % учащихся нашей параллели указывают, что относятся к сквернословию с осуждением. Все единодушны в том, что нецензурной брани нет места в нашей жизни. Однако, почему об этом все еще приходится говорить? Почему проблема по-прежнему остаётся актуальной?

–Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода. Это тяжелое психическое заболевание, встречается достаточно редко. Но в последнее время совершенно здоровые люди сознательно или бессознательно копируют симптомы этого заболевания. А хотелось бы, чтобы все избавились от них.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле – печаль

И долговечней – царственное слово.

-Царственное слово – самое долговечное на земле. Как вы думаете, что имеет в виду А.Ахматова: какое - то конкретное слово или слово как Божий Дар? (Дети высказываются. )

«Блудницы, пьяницы и сквернословы Царство Божье

-Россия – страна православных традиций. Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее сквернословящего человека подвергали публичной порке.

Православная церковь всегда учила бережно относиться к слову. И народная мораль осуждала многословие. Празднословие, пустословие, суесловие, болтовню – вот сколько слов, в которых содержится осуждение пустопорожних разговоров.

-Много на эту тему и пословиц. А какие пословицы знаете вы?

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

-Эти строки родились в годы Великой Отечественной войны, когда нашей армии ценой колоссальных потерь удалось отбросить фашистов от Москвы. Тогда миллионы русских поняли, что они отстоят свою землю любой ценой. Солдаты воевали за Родину, за свой дом, за берёзку под окном, мало кто думал о том, как сохранить русскую речь. Но для Ахматовой сохранить великое русское слово означало сохранить родной язык, а значит сохранить великий русский народ.

-В этих словах – и завещание потомкам: хранить родное слово чистым, свободным, не давать его на поругание. Только так можно сохранить свой народ, свою историю и культуру. С тех пор прошло много лет. Можем ли мы сказать, что не стыдно его передать следующим поколениям? (Дети высказываются).

-Да, судя по тому, как говорят наши ученики, мы не выполнили этого завета. Говоря о нашей речи, о словах, хочется рассказать и о том, как они влияют на наш организм.

6.Просмотр фильма о влиянии нецензурных слов на здоровье человека.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

-Какими словами можно убить, какими – спасти, какими – вдохновить?

-Еще в древности люди заметили, что слово благое, молитва, обладает целительной силой. Молитвой, словом исцеляли многие болезни. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух.

8.Подведение итогов часа. Рефлексия.

-Полезен ли был сегодняшний разговор?

-Что нового вы узнали сегодня?

-Какие выводы вы сделали для себя?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к классному часу "Вирус сквернословия"

Презентация может использоваться на классном часу и во внеклассной работе.Предназначена для учащихся среднего и старшего звена.


Социальный проект "Акция "Вирус сквернословия"

Разработан и выполнен Учащимися Совета старшеклассников МБОУ СОШ №1, г.Данилова Руководители: Педагог-психолог Ласточкина О.С., социальный педагог Ширшова А.Ю. Цель проекта: сформировать прио.


Вирус сквернословия и можно ли найти лекарство

Презентация для проведения классного часа с обучающимися 7-9 классах представляет собой наглядный информационно-познавательный материал об истории возникновения сквернословия, значении и влиянии нецен.


Социальный проект "Акция - вирус сквернословия"

Социальный проект "Акция "Вирус сквернословия"Авторы проекта: участники совета по профилактике МБОУ СОШ №1 г.Данилова, члены совета старшеклассников МБОУ СОШ №1 г.ДаниловаРуководители проект.


Социальный проект "Вирус сквернословия"


Вирус сквернословия

Сегодня нецензурная брань в школе – это такой же бич, как курение в туалете или распитие слабоалкогольных напитков. Мы уже не говорим о сквернословии в среде самих подростков, в их так называемых «тус.


Внеклассное мероприятие для учащихся 10-11 классов "Вирус сквернословия"

Внеклассное мероприятие для учащихся 10-11 классов "Вирус сквернословия".

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Классный час на тему: "Вирус сквернословия"

Цель : исключить использование детьми в речи бранных слов.

Выяснить отношение учащихся к проблеме сквернословия

Выяснить причины сквернословия

Формировать активную жизненную позицию для противостояния вредному влиянию.

Методы: беседа, анкетирование

На доске запись:

Из всех видов разрушительного оружия,
Которое способен придумать человек,
Самое ужасное и сильное – слово.
Слово разрушает незаметно.
П. Коэльо

- Как вы понимаете смысл этого выражения?

(Дети высказали своё мнение, ответы получились самые разные.)

-Может ли слово быть ужасным и разрушительным?

-Вспомните ситуации, в которых, по вашему мнению, слова что-то разрушили.
(Обиделся на друга, перестали дружить.)

-Почему говорят, что слово разрушает незаметно?

(Потому что, если мы подерёмся - это видно, а скажем обидное слово-этого сразу не видно, человек может обидеться не сразу или не показать обиды.)

Что же такое сквернословие?

Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.

Но мало кто из вас догадывается, что сквернословие, как и хамство – это оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань – это не только набор непристойностей, подобная речь говорит о духовной болезни человека. Слово – это не только набор звуков, выражающих эмоции, оно способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии.

Сократ еще говорил: Каков человек, такова его и речь.

Что же такое сквернословие – это порок, т.е. недостаток , плохое поведение или болезнь?

Сначала, когда еще можно остановиться, не сказать, не произнести сквернословие, безусловно, это плохая привычка, т.е. порок, но постепенно оно становится болезнью, человек уже не может построить простое предложение, не употребив плохих слов.

Существуют 3 стадии развития болезни:

Человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость, т.е. ему неприятно, неудобно;

Человек впервые употребляет нецензурное слово за компанию

Человек привыкает к этим словам и ему уже не стыдно употреблять бранные слова.

Вот уже развивается болезнь, когда не стыдно произносить такие слова.

- Наши предки уже давно знали, что злые слова убивают, ведь не случайно проклятия поражали насмерть, а добрым словом исцеляли больных.

Вывод:Сквернословие – это вредная привычка, но если с ней не бороться она превратится в болезнь. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека – это изменение отношения каждого человека к самому себя, т.е. ты должен начать изменения с самого себя.

Обведи наиболее подходящий для тебя ответ.

1.Где чаще всего ты слышишь брань?

· от знакомых взрослых

2. Как ты думаешь, влияют ли на здоровье человека бранные слова?

3.Как ты себя чувствуешь, когда понимаешь, что твою брань услышали сверстники?

4. Как ты себя чувствуешь, когда понимаешь, что твою брань услышали взрослые?

5.Что, по твоему мнению, выражает лицо человека, который сквернословит?

6.Когда ты сквернословишь, какую цель ты преследуешь?

· хочешь привлечь внимание

· подражаешь кому-то и стремишься быть похожим на него

· желаю отомстить кому-то

7. Хотел бы ты, чтобы твои друзья, и люди, окружающие тебя, сквернословили?

8. А как ты думаешь, от кого зависит чистота и красота твоей речи?

· от меня не зависит

Результаты анкетирования я зачитаю вам на следующем классном часу.

Как же избавиться от сквернословия?

1)Главное не говорить плохих слов самому, т.е. принять решение не сквернословить, т.е. не надо бояться быть белой вороной, значит человек должен сказать себе, что все говорят, а я не буду таким, как все. Конечно для этого понадобятся мужество, скорее всего, что над вами могут шутить, смеяться, говорить вот ты и не куришь и не ругаешься матом, но нужно попробовать избежать этих усмешек и устоять в такой ситуации.

2)Уметь противостоять влиянию людей, конечно мы не можем изменить все общество в целом, но начав со своего класса, со своей семьи, школы, мы можем изменить ситуацию вокруг себя. Всегда есть люди, к которым грязь не пристает.

3)Необходимо использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний, это значит хороших, положительных, которые несут радость. Постарайтесь думать о хорошем, помните, что наши слова и мысли осуществляются, реализуются, старайтесь в своей речи использовать как можно больше хороших слов, позитивных, это поощрение, высказывание добрых чувств, мыслей, делайте ежедневно как можно больше комплиментов друг другу, например,

-вы сегодня очень хорошо выглядите,

- рад тебя видеть

-как ты потрясающе здорово отвечал на уроке

и со временем вы увидите, что комплименты со временем становятся вашей привычкой, которая вам и окружающим очень нравится.

И помните, что сквернословить- это тоже самое, что плевать в небо, потому что все возвращается обратно плохим.

Сегодня я понял….

Своей работой на классном часу я….

Занятие показалось мне….

Я хотела бы спросить у вас, что вам больше всего запомнилось.

Я от всей души желаю вам стать по настоящему прекрасными людьми, пусть будет у вас все прекрасно: и мысли, и слова, и поступки.

Спасибо вам всем!

Обведи наиболее подходящий для тебя ответ.

1.Где чаще всего ты слышишь брань?

· на улице · в школе · по телевизору · дома

2. Как ты думаешь, влияют ли на здоровье человека бранные слова?

· да, влияют · нет, не влияют · затрудняюсь ответить

3.Как ты себя чувствуешь, когда понимаешь, что твою брань услышали сверстники?

· мне стыдно · испытываю гордость · мне всё равно · я не ругаюсь

4. Как ты себя чувствуешь, когда понимаешь, что твою брань услышали взрослые?

· мне стыдно · испытываю гордость · мне всё равно · я не ругаюсь

5.Что, по твоему мнению, выражает лицо человека, который сквернословит?

· злость · радость · ничего

6.Когда ты сквернословишь, какую цель ты преследуешь?

· хочешь привлечь внимание · от обиды · я не ругаюсь

· подражаешь кому-то и стремишься быть похожим на него

7. Хотел бы ты, чтобы твои друзья, и люди, окружающие тебя, сквернословили?

· да · нет · мне всё равно

8. А как ты думаешь, от кого зависит чистота и красота твоей речи?

· от меня самого · затрудняюсь ответить

· от других · от меня не зависит

Обведи наиболее подходящий для тебя ответ.

1.Где чаще всего ты слышишь брань?

· на улице · в школе · по телевизору · дома

2. Как ты думаешь, влияют ли на здоровье человека бранные слова?

· да, влияют · нет, не влияют · затрудняюсь ответить

3.Как ты себя чувствуешь, когда понимаешь, что твою брань услышали сверстники?

· мне стыдно · испытываю гордость · мне всё равно · я не ругаюсь

4. Как ты себя чувствуешь, когда понимаешь, что твою брань услышали взрослые?

· мне стыдно · испытываю гордость · мне всё равно · я не ругаюсь

5.Что, по твоему мнению, выражает лицо человека, который сквернословит?

· злость · радость · ничего

6.Когда ты сквернословишь, какую цель ты преследуешь?

· хочешь привлечь внимание · от обиды · я не ругаюсь

· подражаешь кому-то и стремишься быть похожим на него

7. Хотел бы ты, чтобы твои друзья, и люди, окружающие тебя, сквернословили?

· да · нет · мне всё равно

8. А как ты думаешь, от кого зависит чистота и красота твоей речи?

Цель: содействовать речевой культуре подростков, культуре поведения.

Здравствуйте, дорогие ребята! Прежде чем начать сегодняшнее наше мероприятие, я хотела бы прочитать вам одно стихотворение:

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

Объявление темы и постановка цели занятия:

  • Человеку в жизни приходится испытывать много эмоций, какие эмоции вам знакомы? (ответы школьников: интерес, радость, горе, страх, стыд)
  • Правильно, сегодня я хотела поговорить о стыде. Стыд – одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человеку необходимо испытывать стыд, и много стыда. Что же такое стыд? Вот какое определение дает толковый словарь: стыд – 1.чувство сильного смущения от сознания предосудительного поступка, вины; 2.позор, бесчестие.
  • Чего же может стыдиться человек? (ответы школьников). Как вы думаете можно ли стыдиться слов?
  • Вот сегодня я и хочу с вами поговорить о стыде перед словом. Чем больше стыда, тем лучше речь. А каких слов мы должны стыдиться, как вы думаете?
  • Правильно, мы должны стыдиться бранных слов, т.е. сквернословия. О таких словах мы сегодня и будем говорить.

Как жаль, что мы не знаем цену слов,
Их редкий дар, божественную силу.
Они ведут то в рай, а то в могилу.
Мы все в плену их силы и оков.
И потому, не видя в том греха,
Мы каждый раз бросаемся словами
И в суете своими же устами
Порочим суть верховного стиха.
Чем объяснить такую власть над нами?
Неосязаемы, без пуль и лезвий
И точно в цель! Стрельба в людей словами –
Доступней нет оружия для действий.
Земная жизнь и без того сурова,
Не будем сеять зло мы и печали.
Не забывайте впредь о силе слова.
- "Молчанье – золото" не зря сказали.

И что радует, на вопрос что ты испытываешь, когда произносишь эти слова, многие ответили, что стыд – 22 ученика, никогда – те же ученики.

Что же такое сквернословие?

Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.

Но мало кто их вас догадывается, что сквернословие, как и хамство – это оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань – это не только набор непристойностей, подобная речь говорит о духовной болезни человека. Слово – это не только набор звуков, выражающих эмоции, оно способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии.

Сократ еще говорил: Каков человек, такова его и речь.

В Древней Руси мат являлся ничем иным, как заклинанием. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятия.

Все знали, что бранить детей матом нельзя, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

Также нельзя ругаться в лесу – леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбиться водяной.

Выступление 5 учеников:

В словах сокрыты сила, власть,
Любовь, тепло, боль и отчаянье,
Всё можно ими описать,
Но чаще ценим мы, молчанье.

"Словами можно смерть предотвратить,
Словами можно мертвых оживить."
А можно словом и убить.

Словесной пулей бьющей в цель
Мир защитим от злых людей!
Убить. мы словом,- не убьём,
Но раним зло. в борьбе с добром!

Язык, что Бог однажды дал,
Он хоть, не меч, а убивает наповал
И поднимает тех, кто насмерть пал.

Слово, оно не воробей,
И выпустишь, то точно не поймаешь,
Обидеть человека так легко,
Ну а потом уже
Всю жизнь свою страдаешь!

  • Что вы поняли из этого поучительного рассказа?

Да, правильно, даже если ты потом и извинишься, но рана в душе останется навсегда, эти раны не заживут на сердце человека.

Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество, вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

А сейчас посмотрим эксперимент ученого Мото с рисом.

Что же вы поняли из этого эксперимента? (ответы учеников)

- Правильно, если произносить только хорошие слова, даже рис начинает цвести и благоухать, если же произносить плохие слова – даже рис почернел, но и то, что не обращаешь внимание тоже да действует отрицательно, что даже рис требует к себе хорошего отношения.

Не употребляй нецензурных и вообще никаких грязных, ругательных слов. Проходя через твое сознание, твой язык, они загрязняют тебя, твой ум, твою душу. Употребляя грязные слова, ты сразу становишься сам грязнее. Углов

Что же такое сквернословие – это порок, т.е. недостаток, плохое поведение или болезнь?

Сначала, когда еще можно остановиться, не сказать, не произнести сквернословие, безусловно, это плохая привычка, т.е. порок, но постепенно оно становится болезнью, человек уже не может построить простое предложение, не употребив плохих слов.

Существуют 3 стадии развития болезни:

  1. Человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость, т.е. ему неприятно, неудобно;
  2. Человек впервые употребляет нецензурное слово за компанию, для порядка или ради напускной удали;
  3. Человек привыкает к этим словам и ему уже не стыдно употреблять бранные слова.

Вот уже развивается болезнь, когда не стыдно произносить такие слова.

- Наши предки уже давно знали, что злые слова убивают, ведь не случайно проклятия поражали насмерть, а добрым словом исцеляли больных.

Вероятно, если бы человек мог бы видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, то он никогда бы не произносил эти слова.

Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека – это изменение отношения каждого человека к самому себя, т.е. ты должен начать изменения с самого себя.

А теперь давайте немного поработаем, прочитаем пословицы, на слайде будет выходить начало пословицы, а вам необходимо сказать ее конец:

  • Как аукнется , так и откликнется.
  • Доброе слово может исцелить , а злое – покалечить.
  • Пустые речи и слушать нечего.
  • Слово не воробей, вылетишь – не поймаешь.
  • От сабли рана заживет , от слова – нет.
  • Ласковое слово слаще меда.

Давайте задумаемся о словах, которые произносим!

Как же избавиться от сквернословия?

Главное не говорить плохих слов самому, т.е. принять решение не сквернословить, т.е. не надо бояться быть белой вороной, значит человек должен сказать себе, что все говорят, а я не буду таким, как все. Конечно для этого понадобятся мужество, скорее всего, что над вами могут шутить, смеяться, говорить вот ты и не куришь и не ругаешься матом, но нужно попробовать избежать этих усмешек и устоять в такой ситуации.

Уметь противостоять влиянию людей, конечно мы не можем изменить все общество в целом, но начав со своего класса, со своей группы, со своей семьи, школы, мы можем изменить ситуацию вокруг себя. Всегда есть люди, к которым грязь не пристает.

Необходимо использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний, это значит хороших, положительных, которые несут радость. Постарайтесь думать о хорошем, помните, что наши слова и мысли осуществляются, реализуются, старайтесь в своей речи использовать как можно больше хороших слов, позитивных, это поощрение, высказывание добрых чувств, мыслей, делайте ежедневно как можно больше комплиментов друг другу, например, вы сегодня очень хорошо выглядите, рад тебя видеть или как ты потрясающе здорово отвечал на уроке, со временем вы увидите, что комплименты со временем становятся вашей привычкой, которая вам и окружающим очень нравится.

А теперь давайте поиграем в эстафету добрых слов. Давайте попробуем подарить доброе слово по цепочке своему соседу. Можно пожелать что-то доброго, сказать что-то приятное.

И я хочу в свою очередь сказать вам, что вы все молодцы, что вы все очень внимательные, я вами очень довольна.

Сквернословие – это не способ расслабления, есть немало более приятных занятий - это занятия спортом, увлечение музыкой, рисованием, занятия плаванием, можно также сажать деревья, цветы.

Давайте попробуем с вами вместе посадить наше дерево доброты. Мы должны с вами получить на этом дереве большие и сочные плоды, в виде добрых и хороших поступков. Что же нам необходимо сделать для этого, как вы думаете, что мы должны сделать с землей, чтобы на нем вырастить дерево? Правильно, удобрять ее, поливать, а удобрять мы ее будем чем, как вы думаете? Для того, чтобы получить плоды в виде добрых поступков мы и должны ее удобрять добрыми, хорошими, чистыми словами. Какие вы знаете добрые слова?

- радость; - добро; - мир; - забота; - счастье; - успех; - здоровье; - красота;

Если мы будем любить всех, относиться ко всем с уважением и тогда мы получим большое дерево доброты с вкусными плодами, которые вернутся к нам в ответ на наши хорошие поступки в виде хороших слов и добрых поступков.

У того, кто сквернословит есть 2 пути:

Первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, и тем самым включить программу самоуничтожения, т.е. убить себя изнутри.

Второй – это путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.

Закон свободной воли дает нам возможность свободно выбрать по какому пути идти, по первому или по второму. Попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно посмотрите, что же будет происходить в вашей жизни. Вы увидите, что все-таки отказавшись от дурного матерного языка, вы обретете счастье, везение, здоровья, ясность мысли, поступков и любовь ваших близких.

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

Скажите, вот после сегодняшнего нашего урока вы измените свое отношение к сквернословию? Трудно ли вам будет отказаться от этой вредной привычки?

Сегодня в моде здоровый образ жизни, вся страна, известные люди пропагандируют, призывают всех не курить, не употреблять спиртные напитки, не выражаться нецензурно, для того, чтобы иметь здоровое поколение, не болеть и всегда быть в хорошем настроении. Все люди следят за своим весом, делают физкультуру, выполняют режим дня.

Как вы думаете могут ли совмещаться сквернословие и здоровый образ жизни?

Сквернословие – это вредная привычка, но если с ней не бороться она превратится в болезнь. А какие мы еще знаем вредные привычки? Правильно, курение, пьянство.

Все эти привычки вызывают зависимость, скажите мне, а сквернословие вызывает зависимость? Конечно да, и с ней необходимо бороться, как и с остальными вредными привычками.

А теперь давайте прочитаем все вместе вслух плакаты, которые вы видите на слайде.

Во мне все прекрасно: и мысли, и слова, и поступки.

Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство.

Все вместе: С меня начинается честь и культура России.

Т.е. язык – это наше оружие, наше средство общения, убеждения, им необходимо руководить, и это очень трудно сделать, если речь заполнена мусором, грязью.

И помните, что сквернословить- это тоже самое, что плевать в небо, потому что все возвращается обратно плохим.

  1. Сегодня я понял….
  2. Своей работой на классном часу я….
  3. Занятие показалось мне….
  4. Урок мне…

Я хотела бы спросить у вас, что вам больше всего запомнилось.

Я от всей души желаю вам стать по настоящему прекрасными людьми, пусть будет у вас все прекрасно: и мысли, и слова, и поступки.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Тип занятия : комбинированный.

Цели занятия: Формировать у детей навыки культурного поведения.

Выяснить отношение учащихся к проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения мата в подростковой среде.

Создавать условия для воспитания критического отношения к сквернословию.

Методы работы: опрос, беседа, рассказ, работа с текстом, с карточками, со словарем, просмотр видеоматериала, ПК.

Планируемые результаты:

У обучающихся сформируется: навыки адекватного поведения в различных ситуациях; навыки решения конфликтных ситуаций и грамотного выхода из них.

Обучающиеся приобретут умения: организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.

Метапредметные:

Обучающиеся смогут: планировать свою деятельность; самостоятельно определять цели своего развития, ставить и формулировать для себя новые задачи познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Предметные: обучающиеся будут знать и применять: правила вежливого общения с окружающими людьми; нормы культуры речи для успешного общения; правила бесконфликтного общения; приемы поведения в конфликтных ситуациях, способы конструктивного разрешения конфликтов.

Обучающиеся научатся: позитивно проявлять себя в общении, слушать собеседника, договариваться с ним и приходить к общему приемлемому решению; учитывать разные мнения и уметь обосновывать свое, аргументировано защищая его; понимать чувства, эмоции и поступки других людей.

Формировать активную жизненную позицию для противостояния вредному влиянию.

Оборудование : ноутбук, презентация, музыка.тетради, ручки,

Предварительная работа (задание для детей): посетить библиотеку и подготовить на занятие словарь.

Формы организации деятельности учащихся : групповая, коллективная.

Ход занятия

1. Организационный момент. Положительный психологический настрой.

Добрый день, дорогие ребята! Ребята, давайте поприветствуем гостей, улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

Думаю, что каждому из вас хочется, скорее вырасти, быть умным, воспитанным наравне с взрослыми.

2. Повторение, связь с предыдущей темой.

3.Актуализация опорных знаний.

1. Вы находитесь в нашей школе, идя по коридору вы слышали учащихся выражающихся нецензурной бранью?

2. Вы с друзьями обсуждаете просмотр фильма, кто ни будь употреблял нецензурные слова?

3. Гуляя по улице, приходилось слышать нецензурные слова ?

Откройте глаза и посмотрите друг на друга. Сколько рук!

Возникает проблема, как искоренить нехорошие слова вот эту проблему должны решить сегодня.

Вопрос: Я несколько раз произнесла слово нецензурная брань, как еще можно назвать плохие слова?

4.Объявление темы, и цели занятия.

5.Изучение нового материала. История возникновения сквернословия

Немного истории.

В древней Руси скверные слова были включены в заклинания. Ведьмы использовали их в своих наговорах, посылали проклятия. Сквернословие являлось уголовно наказуемым. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой. Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной.Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”.

6.Осмысление новых знаний

Ответы обучающихся :

это проявление независимости;

способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости;

кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды;

для повышения эмоциональности речи;

оскорбления, унижения адресата речи;

демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов.

Из ваших высказываний следует:

Мат - скудный лексический запас говорящего, людей с невысоким уровнем культуры.

Привычка материться – проявление бескультурья.

Вопрос: Где чаще всего вы встречаетесь со сквернословием?

на заборах, в туалетах, местах общего пользования;

в книгах, современных кинофильмах;

от ведущих, киножурналистов, артистов;

людей в пьяном виде.

Все признают, что нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии.

В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

1.первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

2.вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали;

3.третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

7.Творческая работа

Ход: воспитатель предлагаю разделить лист на 2 части. На одной подумать и написать 5 слов-паразитов, которые употребляет ребёнок в своей ежедневной лексике, а на второй части – слова- паразиты, которые раздражают нас в других людях. Сравниваем и обсуждаем результаты.

Вопрос : ребята, какой вывод можно сделать из этой притчи. Как вы понимаете смысл фразы: Рана от слов до сих пор на сердце (душевная)

Какой из этого можно сделать Вывод: душевная рана заживает гораздо дольше, чем телесная.

Когда мы в разговоре с людьми употребляем плохие слова, мы неосознанно причиняем боль, страдание человеку.Бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни. В семьях, где матерятся, дети рождаются с заболеваниями.

(Мат и уголовная ответственность)

Употребление нецензурной речи уголовно – наказуемо.

«1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.

А теперь давайте немного поработаем, прочитаем пословицы, вам необходимо сказать ее конец:

Слово не воробей, вылетишь – не поймаешь.

От сабли рана заживет , от слова – нет.

Ласковое слово слаще меда

Как аукнется, так и откликнется.

Доброе слово может исцелить, а злое – покалечить.

И я хочу в свою очередь сказать вам, что вы все молодцы, что вы все очень внимательные, я вами очень довольна.

Наш отряд – это семья. И хочется, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор

Составим вакцину (памятку как искоренить сквернословие)

Мы доброжелательно относимся друг к другу.

Не повышаем голос и не кричим.

Вежливо разговариваем с взрослыми и между собой.

Не говорим друг другу оскорбительные слова.

Здороваемся со всеми в школе.

Улыбаемся и не ходим с кислыми лицами.

Обращаемся друг к другу по имени.

10.Рефлексия

Читайте также: