Заразиться гриппом в самолете

Обновлено: 13.05.2024

Риск заражения COVID-19 во время полета на самолете может быть преувеличен, считают немецкие ученые. Однако не все специалисты с ними согласны.

Полеты на самолете во время пандемии коронавируса могут быть не так уж и опасны, считают немецкие ученые из Франкфуртского университета имени Иоганна Вольфганга Гете. В статье в журнале JAMA Network Open они описали один из рейсов, во время которого произошла передача инфекции — и масштабы передачи оказались не такими угрожающими, как представлялось ранее. Однако многие специалисты относятся к занижению рисков скептически и рекомендуют не забывать про меры защиты на борту.

Полет на самолете во время пандемии считается рискованным мероприятием — на протяжении нескольких часов люди, среди которых могут быть больные, находятся в опасной близости друг от друга, а система кондиционирования разносит воздух, где могут быть вирусные частицы, по всему салону. Однако на практике опасность может быть не такой выраженной, считают авторы работы.

9 марта 2020 года из Тель-Авива во Франкфурт прилетел самолет со 102 пассажирами на борту. 24 из них были из одной туристической группы. За неделю до полета они контактировали с менеджером отеля, у которого позже обнаружилась коронавирусная инфекция. Ни у кого из членов группы на момент полета она не была диагностирована, никто из них в самолете не надевал маску. Продолжительность полета составила 4 часа 40 минут.


Когда самолет прибыл во Франкфурт, исследователи взяли у членов группы мазки из горла на коронавирус. Через 4-5 недель они также связались с остальными пассажирами и расспросили их о полете, о том, контактировали ли они с зараженными SARS-COV-2, нет ли у них симптомов. Тем, у кого они были, и тем, кто сидел в пределах двух рядов от членов группы, исследователи предложили тест на антитела к коронавирусу.

Из 24 членов группы положительный результат на SARS-COV-2 оказался у семи.

У четверых из них во время полета были симптомы инфекции, у двоих появились позже, у одного болезнь прошла бессимптомно. Среди 13 пассажиров, сдавших кровь на антитела к коронавирусу, заразились лишь двое. Оба сидели в задней части самолета, поблизости от зараженных членов группы.

До сих пор единственным известным случаем заражения нескольких людей на борту самолета был рейс из Великобритании во Вьетнам 2 марта. Там больной пассажир заразил 14 других пассажиров и одного члена экипажа.

Вероятно, дело в фильтрации воздуха, считают исследователи. Воздух в самолете обновляется каждые 2-3 минуты, а фильтры удерживают более 99% частиц, которые в нем находятся.

Рииск заразиться на борту самолета весьма низок, особенно если соблюдать меры безопасности, уверен профессор статистики Арнольд Барнетт из Массачусетского технологического института. Он подсчитал, что при ношении масок риск заразиться в самолете с тремя креслами в ряду составляет всего 1:4300. Если же среднее место свободно, он падает до 1:7700.

Риск несколько выше для людей, сидящих у прохода, чем для тех, кто сидит у окна. Основная опасность исходит от людей, которые сидят в одном ряду, и в меньшей степени — от тех, кто сидит впереди или позади. Однако разница невелика, отмечает Барнетт.

Дополнительной мерой защиты может стать специальный прозрачный щиток, закрывающий лицо. Так вирусным частицам будет сложнее попасть на кожу и слизистые. Некоторые авиакомпании даже вводят эту меру для пассажиров в качестве обязательной.

Однако такие оптимистичные оценки могут быть связаны не столько с действительно низким риском, сколько с проблемами методологии исследований.

Чтобы отследить передачу вируса во время полета, необходимо скоординировать совместную работу департаментов здравоохранения нескольких стран, а также подтвердить, что заражение произошло именно в самолете.

Кроме того, количество перелетов и число людей, которые допускаются на борт самолета, сейчас намного ниже, чем до пандемии. По мере того, как людей в самолетах будет становиться больше, риски передачи инфекции будут расти, подчеркивает инфекционист Лин Чен. Трудно предсказать, как будет развиваться ситуация с передачей COVID-19 на борту самолета в ближайшие месяцы, говорит он.

Кроме того, даже без учета заражений на борту, самолеты способствуют распространению инфекции, перевозя зараженных из одной страны в другую.

Специалисты подчеркивают, что пассажирам во время полета необходимо соблюдать все меры предосторожности — надевать на борту маски, мыть руки и соблюдать социальную дистанцию.

Американские исследователи из Национальной академии наук выяснили, как распространяются инфекционные заболевания на борту самолета. С их выводами согласились не все, но пара наблюдений пойдет на пользу ипохондрикам.

Ученые сели в 10 самолетов и выяснили, как не заразиться гриппом в полете. Все зависит от места

10 ученых и 10 рейсов

Десять американских ученых из Национальной академии наук США провели исследование: их заинтересовало распространение инфекций в самолетах. Во время полета они распространяются гораздо быстрее, чем на земле. Эксперимент проводили на 10 трансконтинентальных авиарейсах длительностью в 3–3,5 часа. Специалисты пытались разобраться в распределении вирусов на примере гриппа. Восемь из 10 рейсов, в которых проводили исследования, проходили в сезон вспышек гриппа и простуды. Результаты были опубликовали в научном журнале PNAS.

Ученые разделились на пары и сели в разных частях самолета. С помощью приложения на iPad они следили за передвижениями пассажиров и членов экипажа. Эти данные затем использовались для вычисления количественной вероятности прямой передачи инфекционных заболеваний во время полета. Американские исследователи уверены — движение пассажиров и экипажа по салону самолета упрощает передачу болезни.

Считается, что максимальный риск заражения вероятен, если человек сидит в метре от больного. На вероятность влияет и то, как часто зараженный ходит по салону самолета. Как выяснили исследователи, лишь 40% пассажиров, которые сидят у окна, встают за все время полета. Пассажиры, расположившиеся по центру, встают несколько чаще — это уже 60%. А люди, которые сидят в проходе, встают чаще остальных — 80% пассажиров готовы пройтись в течение всего полета. Исходя из полученных данных, группа ученых решила, что безопаснее всего сажать зараженных людей у окна.

Вот только если болеет сам бортпроводник, ситуация усложняется. Ему приходится постоянно передвигаться по салону самолета и контактировать с пассажирами. В среднем, по данным американских ученых, бортпроводник может заразить около пяти пассажиров за один рейс.

Ученые сели в 10 самолетов и выяснили, как не заразиться гриппом в полете. Все зависит от места | Изображение 1

Что делать, чтобы не заразиться в самолете

Самое важное, это необходимо подчеркнуть, наиболее эффективный способ борьбы с любой вирусной инфекцией — это вакцинация. Пренебрежение этим компонентом профилактики потом приводит к печальным последствиям. И делать это ежегодно

— Михаил Щелканов.

В самолете тоже можно находиться в маске. И не подзывать к себе стюардессу без острой необходимости. Потому что она общается со всеми, она может быть тоже носителем и возбудителем инфекции

— Виктор Зуев.

Вирусологи предупреждают

С результатами исследований согласились не все. Канадский микробиолог Эллисон Макгир считает, что работа американских исследователей полезна, но не основана на фактах: исследователи показали лишь приблизительные модели распространения вирусов. Михаил Щелканов рассказал, что радиус поражения — это кресла вперед и два назад.

Есть совершенно четкое исследование: чихание [разносит инфекцию на] 15–20 метров Микрокапельки в течение 10–20 минут достигнут любого уголка

— Михаил Щелканов.

Кто летает вместе с нами: типы вирусов в самолете

Самолет — скопление и место распространения инфекций. Исследователи из Национальной академии наук США собрали 229 образцов воздуха и верхнего слоя поверхностей, которые чаще всего трогают пассажиры. Ученые не обнаружили следы серьезных заболеваний, но посоветовали как можно чаще мыть руки. Важно то, что американские исследователи сконцентрировались на изучении вирусов гриппа и ОРВИ, а ведь в самолете есть и другие инфекции. Виктор Зуев рассказал, что в самолете возможно подхватить любое заболевание. Профессор привел пример случая заражения оспой.

В самолете можно подхватить все что угодно, если там будут больные люди. Было же в свое время в году: в самолете прилетел из Индии в Москву заразившийся натуральной оспой. Вы, наверное, это и не слышали, а я в этом участвовал. Он привез в Москву натуральную оспу, и была вспышка. Это была серьезная операция по ликвидации

— Виктор Зуев.

Американские исследователи из Национальной академии наук выяснили, как распространяются инфекционные заболевания на борту самолета. С их выводами согласились не все, но пара наблюдений пойдет на пользу ипохондрикам.

10 ученых и 10 рейсов

Десять американских ученых из Национальной академии наук США провели исследование: их заинтересовало распространение

инфекций в самолетах. Во время полета они распространяются гораздо быстрее, чем на земле. Эксперимент проводили на 10 трансконтинентальных авиарейсах длительностью в 3–3,5 часа. Специалисты пытались разобраться в распределении вирусов на примере гриппа. Восемь из 10 рейсов, в которых проводили исследования, проходили в сезон вспышек гриппа и простуды. Результаты были опубликовали в научном журнале PNAS.

Ученые разделились на пары и сели в разных частях самолета. С помощью приложения на iPad они следили за передвижениями пассажиров и членов экипажа. Эти данные затем использовались для вычисления количественной вероятности прямой передачи инфекционных заболеваний во время полета. Американские исследователи уверены — движение пассажиров и экипажа по салону самолета упрощает передачу болезни.

Считается, что максимальный риск заражения вероятен, если человек сидит в метре от больного. На вероятность влияет и то, как часто зараженный ходит по салону самолета. Как выяснили исследователи, лишь 40% пассажиров, которые сидят у окна, встают за все время полета. Пассажиры, расположившиеся по центру, встают несколько чаще — это уже 60%. А люди, которые сидят в проходе, встают чаще остальных — 80% пассажиров готовы пройтись в течение всего полета. Исходя из полученных данных, группа ученых решила, что безопаснее всего сажать зараженных людей у окна.

Вот только если болеет сам бортпроводник, ситуация усложняется. Ему приходится постоянно передвигаться по салону самолета и контактировать с пассажирами. В среднем, по данным американских ученых, бортпроводник может заразить около пяти пассажиров за один рейс.


Виной тому не акклиматизация и не кондиционеры в автобусах и гостиницах. Чаще всего вирусы и болезнетворные бактерии людей атакуют еще в аэропорту. Национальный институт здравоохранения и социального обеспечения Финляндии утверждает, что воздушные гавани — одно из самых загрязнённых мест на планете.


Исследователи взяли пробы с поверхностей в аэропорту Хельсинки, к которым чаще всего прикасаются пассажиры. И обнаружили на них массу различных бактерий и вирусов (рино-, короно- , аденовирусов и возбудителей гриппа). Самыми загрязнёнными местами непосредственно в аэропорту оказались кабинки на пропускных пунктах и багажные лотки.

Куда большей опасности пассажиры подвергаются в салоне самолета. Поскольку время между прибытием и вылетом следующего рейса обычно ограничено, на уборку остается немного времени, она проводится в минимальном объеме, а до кресел (в которых пассажиры проводят большую часть полета) руки доходят не всегда.

Так, на поверхностях, окружающих сидящего в кресле пассажира, специалистами было обнаружено около 3000 бактерий, в том числе с поверхности выдвижных столиков были высеяны микробы, вызывающие острые кишечные инфекции, пневмонию, урогенитальные инфекции, менингиты, сепсис. Их концентрация впечатляет: 2155 на квадратный дюйм (1 дюйм = 2, 54 см).


Самые большие колонии патогенных микроорганизмов были обнаружены в кармашке, расположенном на кресле впереди. Ведь там находятся не только бортовые журналы и инструкции по использованию спасательного оборудования, но и остатки еды, использованных салфеток и прочего мусора, который в кармашек засовывают пассажиры.

Стерильности от туалетов ожидать трудно, а от бортовых — тем более. Во время стоянок туалеты убирают в первую очередь, но во время полета (даже если он продолжается более 10 часов) для поддержания чистоты в туалете стюардессы лишь убирают бумагу с пола и брызгают освежителем воздуха. Некоторые самолеты небольших авиакомпаний совершают по два-три коротких перелета с неубранными кабинками и неопорожненными сливными баками.

Мало кто из пассажиров знает, что перед тем, как смыть воду в унитазе, необходимо закрыть крышку: иначе все обитающие там бактерии разносятся по крохотному туалетному закутку. А вечно мокрая раковина — идеальная среда для их размножения. Вывод напрашивается сам собой: во время перелета туалетом желательно пользоваться как можно реже. Правда, удается это не всегда.


Как с этим жить?


— Аэропорты с точки зрения вирусного и бактериального загрязнения мало отличаются от других крупных транспортных узлов: вокзалов, речных портов и т. д. Поэтому, чтобы не заразиться, достаточно соблюдать элементарные меры предосторожности, — поясняет заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор кафедры госпитальной терапии РНИМУ им. Пирогова Александр Карабиненко.


Помните: возбудители заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем (ОРВИ, грипп, пневмония, туберкулез), находятся не только в воздухе, но и на поручнях, перилах, ручках кресел, кнопках банкоматов и т. д. Самая надежная защита от них — это маска и перчатки. Поскольку большинство людей считает, что носить их в общественных местах неудобно или неприлично, лучше всегда иметь при себе антибактериальные перчатки или обеззараживающие гели. И, конечно, никогда нельзя немытыми (или не обработанными салфетками) руками брать еду.

— Чтобы минимизировать риск заражения, постарайтесь как можно реже касаться руками лица (особенно — рта и носа).

— Окружающие поверхности (откидной столик, ручки кресел) также лучше протереть влажными антибактериальными салфетками. Лучше положить свою салфетку и на подголовник кресла в самолете. Хотя по инструкции они должны меняться после каждого рейса, на практике так происходит не всегда.

— Чтобы открыть и закрыть дверь туалетной кабинки, воспользуйтесь бумажными салфетками или полотенцами, а выйдя из туалета, еще раз протрите руки антибактериальной салфеткой.


Отвечает ведущий эксперт Центра молекулярной диагностики CMD ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Михаил Лебедев:

- Не стоит преувеличивать риск от полета. Если не игнорировать необходимые противоэпидемические требования, то он будет не выше, чем те риски, с которыми все мы сталкиваемся в повседневности.

Система вентиляции в авиалайнере сегодня почти совершенна. В полете воздух в салоне полностью обновляется каждые три минуты. Половина его забирается из-за борта, другая половина пропускается через мощные и надежные HEPA-фильтры, очищающие от 99% вредных примесей и вирусов. Да и само направление вентиляции в самолетах способствует снижению риска заражения, ведь воздух внутри авиалайнеров курсирует не по кругу, проходя по всем рядам самолета, а идет исключительно сверху вниз. Благодаря этому воздушные потоки не перемешиваются. И если человек не ходит туда-сюда по салону, а сидит в кресле, то риск заразиться у него есть только от ближайших соседей. Или от бортпроводников. Поэтому авиакомпании обязывают персонал работать исключительно в перчатках и масках.

Полёты уже не будут такими, как до пандемии.


Чем больше расстояние до других людей, тем ниже риск подхватить инфекцию. Поэтому регистрироваться на рейс лучше онлайн, а также хорошо бы постараться забронировать себе места в первых рядах – то есть там, где люди меньше всего ходят. И желательно сесть около иллюминатора и в течение всего полета по возможности не покидать своего места (поэтому не забудьте заранее посетить туалет). С собой в салон самолета надо взять антисептические салфетки и небольшую емкость с санитайзером (большую на борт по правилам не пропустят), чтобы обрабатывать руки, подлокотники кресал и выдвигающийся столик.

Важно не только самим не снимать маску в течение всего полета (за исключением того времени, когда будете принимать пищу), но и требовать того же от своих попутчиков. А также необходимо обращать внимание на то, чтобы это средство защиты было надето правильно, ведь барьерная защита работает только тогда, когда маска закрывает и рот, и нос, и подбородок. Средство индивидуальной защиты положено заменять новым каждые 2-3 часа, но если вдруг по какой-то причине маска намокла, ее надо поменять быстрее.

Кроме того, важно стараться избегать близкого контакта с пассажирами. Поэтому общаться с попутчиками по сегодняшней ситуации не стоит. И, наконец, еще один немаловажный момент – в полет надо удобно одеться. Одежда не должна сковывать движений, потому что иначе дышать через маску будет совсем неудобно.

Читайте также: