Цель и задачи профилактики спида и вич у подростков

Обновлено: 25.04.2024

Мы живем в мире, где эпидемия ВИЧ-инфекции является серьезной угрозой здоровью каждого человека. Эта информация для родителей, которые готовы вместе с детьми обсуждать вопросы сохранения здоровья и профилактики ВИЧ-инфекции.


Знание основ профилактики ВИЧ-инфекции и других заболеваний, передающихся половым путем, – залог здорового будущего ваших детей!

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РАССКАЗАТЬ О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ РЕБЕНКУ, ВАМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ.

ВИЧ-инфекция – это инфекционное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).

Вирус был открыт учеными из двух лабораторий (Института Пастера во Франции под руководством Люка Монтанье и Национального института рака в США под руководством Роберта Галло) почти одновременно в 1982-83 годах.

Попадая в организм, ВИЧ поражает клетки иммунной системы, которые быстро истощаются и погибают под влиянием вируса. Организм становится уязвим перед опасными возбудителями. В итоге заболевание, в основе которого лежит иммунодефицит, переходит в конечную стадию – СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита).

ВИЧ-инфекция долгое время протекает бессимптомно.
С момента заражения до развития СПИДа может пройти от 3 до 15 лет. В этот период человек может хорошо себя чувствовать, выглядеть здоровым и не подозревать о том, что болен.

ВИЧ передается только через определенные биологические жидкости организма (кровь, сперма, влагалищный секрет, грудное молоко).
Выделяют 3 пути передачи вируса:

ПОЛОВОЙ
незащищенные сексуальные контакты

ЧЕРЕЗ КРОВЬ
использование нестерильного медицинского инструментария (чаще всего при употреблении наркотиков), переливание зараженной донорской крови и ее компонентов

ОТ МАТЕРИ К РЕБЕНКУ
внутриутробно, при родах, через грудное вскармливание

При половом пути вирус передается через сперму, вагинальные выделения и менструальную кровь от зараженного человека здоровому. Опасными являются любые незащищенные сексуальные контакты. Повышают риск заражения половые отношения с многочисленными партнерами.

Презерватив (при правильном его использовании) является единственным и надежным средством защиты от ВИЧ. Любые другие средства контрацепции не защищают от заражения вирусом.

При контакте с кровью или биологическими жидкостями, содержащими кровь, заражение происходит чаще всего при внутривенном употреблении наркотических веществ через нестерильные шприцы и иглы. При этом для заражения достаточно однократного введения раствора наркотика, содержащего незначительное количество инфицированной крови.

Кроме того, вирус может попасть в организм при использовании нестерильного инструментария в тату- пирсинг-салонах. Поэтому во всех медицинских и немедицинских учреждениях важно следить за соблюдением правил проведения процедур, связанных с повреждением кожных покровов и слизистых (использование одноразовых шприцев и игл, стерильных инструментов).

От инфицированной женщины к ребенку вирус передается во время беременности, родов или при грудном вскармливании. В этом случае своевременное обследование на ВИЧ во время беременности и назначение противовирусных препаратов снижает риск инфицирования ребенка до 2-5%.

В БЫТУ ВИЧ НЕ ПЕРЕДАЕТСЯ! Невозможно заразиться вирусом при рукопожатиях, поцелуях, объятиях, при кашле, через общую посуду и постельное белье, в бассейне или сауне, через укусы насекомых.

Перед разговором с ребенком важно узнать, в каких ситуациях есть риск заразиться ВИЧ, какова его степень в конкретных условиях. Например, при поцелуе риск отсутствует. При сексуальном контакте риск высокий, однако при условии использования презерватива он снижается до 5-10%. Обращение в поликлинику за прививкой – риска нет. Употребление наркотических веществ: инъекционных – высокий, неинъекционных (курительных смесей) – повышенный (из-за непредсказуемости поведения под действием наркотика).

Также нужно знать, каким образом вирус выявляется у человека. Для этого существует специальный ТЕСТ НА ВИЧ. Это исследование определяет наличие специфических антител к ВИЧ в крови. Они вырабатываются в организме в ответ на проникновение вируса.

Тест на ВИЧ проводится БЕСПЛАТНО для всех граждан РФ в поликлиниках по месту жительства или СПИД-центре. Для этого достаточно иметь при себе паспорт и быть старше 15 лет. Также, по желанию, тестирование можно пройти анонимно.

Положительный результат теста означает, что у человека обнаружены антитела к ВИЧ. Для подтверждения диагноза в этом случае назначается дополнительное обследование.

Отрицательный результат означает, что антитела к вирусу в крови не обнаружены. Такой результат тестирования может быть, если человек не инфицирован ВИЧ либо инфицирован, но организм еще не выработал достаточное количество антител к вирусу (это период называется "периодом окна").

Для выработки антител к ВИЧ организму требуется от 2 недель до 3 месяцев. Поэтому тестирование рекомендуется проходить повторно через 2-3 месяца.


Только знания о ВИЧ-инфекции и соблюдение мер предосторожности способны защитить человека от ВИЧ! Обучая ребенка безопасному поведению и основам сохранения репродуктивного здоровья, Вы заботитесь о его будущем.


КАК ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ О ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И СПИДЕ.

Вопросы о ВИЧ-инфекции и СПИДе могут появиться у подростка в период полового созревания, когда тема интимных отношений становится ему по-настоящему интересна. Но к этому моменту он уже должен быть готов получить информацию о ВИЧ-инфекции и владеть минимумом необходимой информации. Половое самосознание и полоролевое поведение формируется у ребенка до 6 лет.

Дети до 6 лет

Не нуждаются в подробных описаниях и не способны усвоить сложные термины. Объяснения в этом возрасте должны быть простыми и доступными.

Необходимые знания: о своем теле и его здоровье.

Ребенок должен иметь навыки личной гигиены, понимать, что такое пол и почему мальчики отличаются от девочек. Стоит честно ответить на вопросы о браке, рождении детей, интимных отношениях мужа и жены и их биологической значимости. Ребенка могут интересовать вопросы о различных частях тела и их назначении. Необходимо, чтобы дома он мог свободно говорить об этом, не стесняться задавать любые вопросы. Не стоит допускать развития ошибочных представлений или формировать слишком сильное чувство стыда у ребенка, связанное с вопросами секса. В этом возрасте дети не могут самостоятельно разобраться в этой теме. Вовремя полученные от родителей (или специалистов по согласованию с родителями) правильные и точные ответы оставят меньше времени для размышлений и нездорового фантазирования.

Среди вопросов здоровья и гигиены можно рассказать о различных возбудителях болезней, передающихся от человека к человеку самыми разными путями.

Дети от 7 до 11 лет

Не готовы к усвоению даже базовых знаний о ВИЧ-инфекции. Поэтому в таком возрасте можно дать наиболее общее толкование СПИДа как болезни, которая возникает из-за инфекции, попадающей в кровь человека.

Необходимые знания: точная информация о сексуальной жизни человека, ее положительные и отрицательные стороны (профилактика беспорядочных сексуальных связей, вред раннего начала половой жизни, предоставление элементарных знаний об инфекциях, передающихся через кровь и половым путем). Особое внимание стоит уделить семейным ценностям не только в разговорах с детьми, но и в жизни. Личный пример родителей очень важен для ребенка.

Для лучшего восприятия информации можно вместе с ребенком нарисовать схему, демонстрирующую схему работы иммунной системы человека, когда организм борется против элементарной простуды, и что происходит, когда в организм попадает вирус иммунодефицита.

Предложите ребенку поиграть в "волшебный замок", представив, что организм человека – это замок, в котором живут сказочные жильцы – клетки, поддерживающие порядок и чистоту своего дома. Но, как и всем живым существам, им необходимы отдых, питание и помощники. И есть те, кто пытается захватить дом (организм человека) – это вирусы, бактерии, грибки.

Через игры и разговоры у Вас появится возможность проверить знания и навыки ребенка в вопросах личной гигиены и продолжить формирование у него полезных привычек.

А вот стоит ли обсуждать в этом возрасте, что такое "презерватив" или "безопасный секс", решать Вам.

Подростки 12-17 лет

В этом возрасте важно обеспечить ребенка доступной всесторонней и точной информацией о путях заражения ВИЧ и мерах по его предупреждению, а также об обстоятельствах, повышающих риск заражения.

Откровенно поговорите со своим ребенком. Этот разговор может быть трудным, но он важен, так как для подростка реален риск инфицироваться ВИЧ.

Невозможно постоянно следить за тем, где и чем занят подросток, поэтому именно Вы должны убедить и научить своего ребенка принимать обдуманные и верные решения.

Подростку необходимо дать полные знания о ВИЧ, инфекциях, передающихся половым путем (ИППП), сексе. Не менее важно поделиться взглядами родителей на эти вопросы.

В беседу также следует включить темы:

  • половой зрелости (менструации, поллюции и др.);
  • контрацепции, в частности разъяснить вопросы о презервативах, которые являются не только способом предотвращения нежелательной беременности, но и единственным средством контрацепции, способным снизить риск заражения ВИЧ и заболеваниями, передающимися половым путем;
  • опасности алкоголя и наркотиков, как с точки зрения их влияния на здоровье (в том числе репродуктивное), так и с точки зрения риска заражения ВИЧ-инфекцией, который повышается при их употреблении.


С целью профилактики заражения ВИЧ и другими ИППП родители могут ориентировать подростков на:

  • отсроченное начало половой жизни;
  • принятие ответственного решения о вступлении в сексуальные контакты;
  • соблюдение взаимной верности половых партнеров;
  • взаимоуважении и взаимной ответственности за свое здоровье и здоровье партнера;
  • использование презерватива при каждом половом контакте;
  • отказ от употребления наркотиков.


С ЧЕГО НАЧАТЬ РАЗГОВОР О ВИЧ С ПОДРОСТКОМ?

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ

Если Вы чего-то не знаете

Честно говорить ребенку о том, что Вы не можете ответить на этот вопрос, но обязательно поищите ответ. Можно также предложить поискать ответ вместе.

Если по каким либо причинам Вы сами не можете вести такие откровенные беседы со своим ребенком, всегда есть вариант обратиться к профессионалам (педагогам, психологам).

Если Вы удивлены сложным вопросом

Не избегайте его и не переводите тему разговора! Ребенок живет не в вакууме. Он смотрит телевизор, выходит в интернет, читает, общается с друзьями и получает самую разную, зачастую неверную, информацию. Если не начать обсуждать с ним трудные вопросы как можно раньше, кто-то другой, возможно не самый лучший кандидат, возьмет эту задачу на себя.

Если Вы не знаете, когда начать

Чем раньше, тем лучше! Детям приходится слушать о проблемах с самого раннего возраста, задолго до того, как они становятся способны их понять. У родителей есть уникальная возможность – стать первыми, кто информирует ребенка о проблемах сексуальности и ВИЧ-инфекции. Именно родители способны защитить детей от заблуждений и неправильной информации, привить те ценности, которые помогут им сохранить свое здоровье. И если Вы не дадите своему ребенку информацию, это сделают за Вас посторонние.

Начните разговор сами

Нет ничего страшного в том, чтобы заговорить с ребенком о сексуальных отношениях и ВИЧ самостоятельно. Повседневная жизнь постоянно дает нам поводы говорить об этом. Естественно, разговаривая с ребенком, нужно использовать только те слова, которые он сможет понять. Но не следует оставлять слишком большие пробелы в его представлениях, ведь то, каким образом дети восполняют недостающие знания, может повлечь негативные последствия. При этом учитывайте, что ребенок любого возраста заслуживает того, чтобы ответы на его вопросы были максимально честными.

Станьте примером для своего ребенка

Дети хотят, чтобы взрослые обсуждали с ними сложные вопросы. Каждый родитель имеет возможность говорить с ребенком о моральных и нравственных ценностях. Научные исследования показывают, что дети полагаются на нравственное руководство своих мам и пап и нуждаются в нем, так что не забывайте четко пояснять, во что Вы верите и что Вы считаете правильным.

Слушайте и слышьте своих детей

Каждый ребенок испытывает потребность во внимании. Чувствуя, что его внимательно слушают, он начинает лучше к себе относиться. Если ребенок знает, насколько он важен для родителя, ему будет проще обратиться к Вам с вопросом.

Будьте терпеливы

Часто нам кажется, что мы знаем, о чем ребенок хочет сказать, задолго до того, как он сформулирует предложение. Но не заканчивайте фразу за него, как бы Вам этого не хотелось. Терпеливо слушая, мы позволяем ребенку думать самостоятельно и даем ему понять, что он достоин внимания.

Не забывайте напоминать о важных вопросах

Научите ребенка уважать самого себя

Чем лучше ребенок относится к самому себе, чем больше верит в себя и свое будущее, тем меньше вероятность рискованного поведения!

О ЧЕМ ГОВОРИТЬ?

Вопросы, которые может задавать ребенок

"Правда ли, что можно заразиться ВИЧ от укола иглой в транспорте?"
Ответ: "Нет, в данном случае риска нет, так как на конце иглы содержится недостаточное количество вируса для заражения, к тому же он быстро гибнет во внешней среде".

"Могу ли я заразиться ВИЧ, когда мне делают прививку?"
Ответ: "Нет, от прививки заразиться ВИЧ нельзя. Каждому пациенту врач делает инъекции одноразовым шприцем, который после проведения процедуры обеззараживают и выбрасывают".

"Как люди заражаются ВИЧ?"
Ответ: "Большинство подростков и взрослых могут заразиться, если используют одни и те же иглы, что и человек с ВИЧ, когда принимают наркотики. Также можно заразиться при незащищенных сексуальных контактах".

"А дети могут заразиться ВИЧ?"
Ответ: "Некоторые дети имеют ВИЧ. Большая часть из них получили вирус еще до своего рождения, потому что такой же вирус был у их мамы".

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Занятие по профилактике распространения

ВИЧ и СПИДа среди подростков

C оставитель: Соловьева А.О., должность - психолог.

Наше здоровье, наше будущее зависит только от нас, от нашего образа жизни, от отношения к собственному здоровью.

Цель занятия: способствовать трехкомпонентной социальной установке воспитанников по отношению к ВИЧ и СПИДу.:

когнитивный компонент - дать объективные знания о ВИЧ и СПИДе

аффективный компонент - формирование гуманного отношения к ВИЧ-инфицированным людям

поведенческий компонент - способствовать формированию навыков ответственного поведения на основе знаний о ВИЧ и СПИДе.

1. мотивировать воспитанников на обсуждения проблем ВИЧ и СПИДа, актуализировать знания подростков о ВИЧ и СПИДе;

2. способствовать формированию ответственного поведения, способствующего нравственному и физическому здоровью;

3. формировать жизненные навыки:

- умение говорить и слушать;

- работа в группе;

- способность к сопереживанию.

Методы: коммуникативные, мультимедийные, интерактивные.

Ход занятия. Добрый день, ребята! Предлагаю начать наше занятие с упражнения "Комплименты".

Упражнение "Комплименты" (создание атмосферы доверия и принятия в среде подростков). Подростки выстраиваются в круг и передают по часовой стрелке мяч (игрушку) своему правому соседу, говоря комплименты или что-либо позитивное, до тех пор, пока круг не замкнется.

Сегодня хотелось бы поговорить о такой важной и актуальной проблеме, как СПИД. Я предлагаю вам просмотреть видео, из которого вы получите все основные знания по данному вопросу, и высказать свое мнение.

Видео "Правильные вопросы - все, что нужно знать о ВИЧ"

ВИЧ - это вирус иммуннодефицита человека, достаточно простой по своему действию, но очень коварный. Попадая в организм человека, он вызывает заболевание, конечной стадией которого является СПИД - синдром приобретенного имуннодефицита.

Первые зафиксированные случаи относятся к концу 70-х гг. С тех пор вирус поражает без разбора как простых, так и известных людей.

Понятие "группа риска"

По-прежнему в мире каждый год заражается пять человек от 18 до 24 лет.

Лекарства, способного полностью излечить ВИЧ до сих пор не существует.

Биологическая справка . Важную роль в жизни каждого человека занимает иммунная система. Ты о не даже не задумываешься, но без нее каждая царапина или незначительная инфекция может стать губительной. В ее составе существуют белые кровяные клетки - Т-лимфоциты, которые успешно борются с возбудителями различных заболеваний. ВИЧ поражает именно эти клетки, оставляя твое тело без защиты, превращая его в фабрику по производству ВИЧ. Это приводит к тому, что с годами тело погибает под воздействием самых различных заболеваний.

- шприцы наркоманов и связь с "легкими" наркотиками

- случайные и незащищенные половые контакты

- нестерильный инструментарий (тату, пирсинг и т.д.)

- от инфицированной матери к ребенку.

Как ты можешь защитить себя

- Воздержись от случайных половых связей. Не рискуй!

- Откажись от наркотиков. Просто попробовать не получится.

- Средства гигиены должны быть строго индивидуальны.

Ложные страхи (что не приводит к заражению ВИЧ)

- обычный бытовой контакт, пользование постельным бельем и посудой, через дверные ручки и поручни в транспорте;

- воздушно-капельный путь при чихании и кашле;

Кровь на наличие ВИЧ можно сдать в любом медицинском учреждении, но только в центре СПИДа анонимно, без согласия родителей это можно сделать с 14 лет.

В твоих руках находится воля быть счастливым, воля быть здоровым. Каждому человеку с рождения дан огромный запас здоровья, и только тебе решать, как потратить этот ресурс!

Теперь, ребята, я предлагаю вашему вниманию игру "Фото-фишка", где вы сможете высказать свое мнение по проблеме и применить знания, полученные из просмотренного видео.

Игра "Фото-фишка" направлена на обсуждение актуальных вопросов о здоровье и последствиях рискованного поведения, проблемах ВИЧ-инфицирования, которые предстают перед современным молодым человеком. (Демонстрируются карточки с фотографиями).

Рассмотрите фото, обдумайте, обговорите и дайте ответы на следующие вопросы:

- Что происходит на фото?

- Что делают люди?

- О чем они думают в этот момент, о чем говорят?

- Что могло бы предупредить развитие такой ситуации и ее возможных негативных последствий?

- Что люди на фото могли сделать по-другому?

- "С любовью и заботой " (о передаче ВИЧ-инфекции от матери к ребенку)

- "Удачная вечеринка" (проблема алкоголя, наркотиков, связанная с рискованным поведением)

- "Лучше иметь и не забывать" (о мерах защиты от ВИЧ-инфицирования с помощью презерватива)

- "Гомосексуальность как распространенный фактор ВИЧ-инфицирования"

- "Легко? Доступно? А безопасно ли?" ( о последствиях частой смены половых партнеров)

- "Ночные забавы" (рискованное поведение)

- "Болезнь или сознательный выбор" (наркотики и ВИЧ)

- "Возможная опасность тату и пирсинга".

Прослушаем мини-доклады, которые подготовили ребята, из которых мы узнаем важные факты о путях заражения.

1. От матери ребенку - "вертикальный" путь. Далеко не все дети, рожденные ВИЧ-инфицированными женщинами, будут инфицированы ВИЧ. При отсутствии специальных мер профилактики только в 15 - 45% случаев происходит инфицирование ребенка. При применении полного комплекса профилактических мер у беременных ВИЧ-инфицированных женщин удается снизить риск инфицирования будущего ребенка до 1 - 2% и более. Молочный способ заражения — происходит заражение ребёнка инфицированным молоком матери.

2. "Кровь в кровь" - парентальный путь (при использовании нестерильных интрументов или при пользовании общими иглами и шприцами, использовании инъекционных растворов, содержащих кровь ВИЧ-инфицированного человека, переливании донорской крови или ее компонентов, пересадке органов и т.п.

3. Период окна при СПИДе -инкубационный период при ВИЧ-инфекции - это период от момента заражения до появления клинических признаков заболевания - от 3-х недель до 3-х месяцев, иногда до 2-х лет , после заражения ВИЧ может не обнаруживаться в анализах крови.

4. Основные группы риска :

1 случай на 500-600 тысяч переливаний – настолько мал риск заражения ВИЧ при переливании крови.

Более 100 вакцин против вируса иммунодефицита существует в России, но эффективность этих препаратов крайне низкая.

ВИЧ мутирует в 30 раз быстрее вируса гриппа. И выделить ту часть вируса, на которую могла бы воздействовать вакцина, до сих пор не удалось.

Более 65% зараженных ВИЧ – люди, хотя бы раз в жизни употреблявшие наркотики. Примерно 30% заразились в результате незащищенных половых контактов.

В заключение хотелось бы предложить вашему вниманию мотивирующее видео "ВИЧ длиною в жизнь" об истории ВИЧ-положительного.

Какие мысли появились при просмотре данного видео?

Вызывают ли сочувствие люди, живущие с синдромом приобретенного иммуннодефицита или какие-то другие чувства?

Упражнение "Портрет человека с ВИЧ". Группа делится на две части, каждая из которых должна в результате краткого обсуждения предоставить портрет человека с ВИЧ:

- сколько ему лет?

- как он выглядит?

- каким путем заразился? и т.д.

Ребята, наше занятие подходит к концу, и сейчас мы изготовим сувениры в виде сердечек с жизнеутверждающими надписями на память о нем.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве


Классный руководитель 8 класса:


«У кого есть здоровье, у того есть надежда.

сформировать представления о болезни века;

познакомить учащихся с основными сведениями о болезни и опасными особенностями ВИЧ-инфекции;

сформировать понятие о личной ответственности за свое здоровье;

научить оценивать ситуации пребывания в зонах риска и соблюдать меры предосторожности.


Оборудование:

Действующие лица:

1-Ведущий. 2- ведущий. Он. Она. Четверо учащихся, выступающих. Учащиеся–специалисты (историк, иммунолог, гематолог, инфекционист, венеролог). Учащийся, изображающий больного. Голос за сценой.

1-Ведущий: (на фоне музыки). Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут.

2-Ведущий: Сравнивая нашу планету с Вселенной, мы находим, что она всего лишь точка…

Ведущий: Точка, которую населяют живые существа…

Ведущий: Где день сменяется ночью, идёт за месяцем месяц, и за годом год.

Ведущий: Где начинается жизнь и наступает смерть. И так каждые сто лет отсчитываются века, которые управляют человеком, и которыми управляет человек.

Ведущий: В настоящее время проблема СПИДа остро встала перед населением нашей страны. По данным республиканского центра профилактики СПИДа, основное количество ВИЧ-инфицированных составляют молодые люди в возрасте от 15 лет.


(на сцене появляются Он и Она)

Я познакомилась с ним

Мы вместе время проводили,

Он был мечтою моей.

Это было как в сказке.

Целовал он меня,

Говорил он мне просто

Очень нежные слова.

Но закончилась сказка,

И пришла вдруг беда:

Что теперь я больна.

Год назад повстречал

Я девчонку одну.

Я не думал тогда,

Что пойдёт жизнь ко дну.

И не думал тогда,

Что подруга моя

Была СПИДом больна.

По глубоким туманным улицам

И вот в какой-то момент

(на сцене появляются учащиеся)

1 учащийся : Страшно знать, сколько тебе осталось, как знают ВИЧ-инфицированные и больные СПИДом.

2 учащийся: У каждого из них в какой-то определённый момент началось обратное летоисчисление: 3, 2, 1… смерть.

4 учащийся: И сегодня мы поговорим о СПИДе, потому что за всю историю человечества не было аналогов этой страшной эпидемии.

1 учащийся: Холера, чума и бог знает какие напасти приходили и уходили, но СПИД пришёл надолго. К 2010 году он достиг своего пика.

2 учащийся : Каждый день статистика заболевания увеличивается на 16,5 тысяч человек! СПИД-это трагедия всего человечества.

4 учащийся: Но что же такое СПИД?

1 учащийся: Как же избежать инфицирования?

Ребята, сегодня мы проведем конференцию, тема которой «СПИД –

К сожалению, эта болезнь широко распространена практически во всех регионах России. Что это за болезнь? Какова история происхождения вируса иммунодефицита? Как действует вирус в организме? Как можно заразиться СПИДом и уберечься от него? На все эти и другие вопросы вы сможете получить ответы в ходе нашей конференции. Каждый из вас может принять активное участие в работе конференции, задав интересующий его вопрос по данной – проблеме различным специалистам. Мы их пригласили сегодня на конференцию.

(слайд 2, 3, 4)

Учитель: Существует много гипотез о происхождении вируса иммунодефицита, раскройте суть самых распространенных из них. Существует ли единая теория о происхождении ВИЧ?

Историк – Авторы одной из гипотез считают, что предшественником СПИДа был размножающийся вирус зеленой мартышки, ареал которой охватывает почти всю экваториальную Африку. Недавно ученые обнаружили вирус, близкий по своим свойствам обезьяньему вирусу, но способный заражал, людей. Из этого мы можем выстроить следующую цепь: обезьяний вирус мог попасть в организм человека, претерпеть там ряд мутаций, в результате чего возник новый неизвестный вирус, а затем и ВИЧ.

2-я гипотеза: ВИЧ завезли с дешевыми препаратами для переливания крови и органами для пересадки, которые в больших количествах закупались американскими предпринимателями в середине ХХ века в развивающихся странах Африки.

Следующую гипотезу выдвинул некий немецкий профессор: суть ее в том, что ВИЧ является биологическим оружием, созданным искусственным путем в военно-исследовательских лабораториях. Это, вещество как будто бы проверялось в 1977 году на заключенных-уголовниках, которые после своего освобождения наводнили Нью-Йорк, где и появились первые случаи заболевания СПИДом. Эксперты, выступающие против этой идеи, приводят следующий аргумент; исследование замороженных африканских сывороток крови показали, что вирус должен был существовать уже задолго до 1977 года.

Учитель – Из всего сказанного следует, что единой гипотезы о происхождении ВИЧ не существует. И не столько способность самого вируса, сколько образ жизни людей объясняет его – победное шествие по Земле. При попадании в клетку ВИЧ разрушает иммунную систему. Как же это происходит? Как реагирует иммунная система на проникновение ВИЧ в клетку?

Иммунолог – При попадании в организм человека ВИЧ происходит во взаимодействие вируса с чувствительной клеткой. Вирус прилепляется к клетке. Далее он проникает в чувствительную клетку и сбрасывает оболочку. С одной стороны, клетка становится носительницей вируса и может передавать его дочерним клеткам при делении, а с другой, – ее ждет гибель. Попав тем или иным путем в кровь, ВИЧ избирательно поражает Т-лимфоциты зараженного человека. ВИЧ наносит удар в самый центр иммунной обороны, что практически лишает человека организующей и стимулирующей деятельности лимфоцитов по отношению к защитной реакции организма. При массовом разрушении Т-лимфоцитов у больного развивается клинически выраженный иммунный дефицит, который проявляется в виде разных инфекций, возникающих у больного в результате, потери им возможности сопротивляться любым заразным агентам. Кроме Т-лимфоцитов ВИЧ поражает и некоторые другие лимфоидные клетки (клетки лимфатических узлов, а также клетки нервной системы).

Учитель – В настоящее время люди, заботящиеся о своем здоровье, хотели бы пройти тест на ВИЧ. Есть ли методы диагностики СПИДа? На чем они основаны? Где можно пройти тест на ВИЧ в нашем городе?

Гематолог – Тест на ВИЧ проводится, чтобы определить, заражен ли человек вирусом иммунодефицита. Тест на ВИЧ дает достоверные результаты не раньше, чем через 3 месяца после опасного полового контакта. При проникновении вируса в организм возникает ответная реакция, образуются антитела. Эту реакцию можно выявить специальными методами, при исследовании образцов крови. Положительная реакция указывает, что человек заразился. У части лиц с положительной реакцией разовьется СПИД. Другие могут быть внешне здоровыми, но сохраняют вирус в организме и поэтому могут заразить других людей, их называют вирусоносителями. Тест на ВИЧ антитела обязательно проходят доноры, беременные женщины, наркоманы, проходящие лечение. Добровольно тест на ВИЧ антитела может пройти любой человек при подозрении на СПИД. Такое обследование проводится анонимно.

Учитель – Школьники, как показало анкетирование, чаще всего называют один способ заражения СПИДом – половой контакт, но ведь есть и другие пути передачи вируса! Как можно заразиться СПИДом?

Инфекционист – ВИЧ – внутриклеточный паразит, и поэтому для нормальной жизни и распространения ему необходима внутренняя среда человеческого организма. Учеными былодоказано, что: вирус не живет в организме животных; поэтому не может передаваться от животных человеку, т. е. источником инфекции ВИЧ может быть инфицированный либо больной СПИДом человек. Исследователи обнаружили ВИЧ во всех биологических жидкостях инфицированных пациентов. В то же время было установлено, что количество вируса (его концентрация) в отдельных жидкостях различна

Вирус передается:

при половом контакте с больным СПИДом или зараженным ВИЧ, чаще при половых извращениях;

в результате использования для инъекций не стерильных шприцев путем введения крови или ее препаратов, содержащих

Занятие из программы "Я выбираю здоровье". На занятии ребята получают основные знания о болезни, путях ее передачи, мерах профилактики, необходимых каждому человеку. Занятие может быть использовано отдельно, в форме классного часа,. При подготовке к уроку теоритический материал можно сократить.

ВложениеРазмер
занятие из программы 22.45 КБ

Предварительный просмотр:

ВИЧ. Пути передачи. Профилактика.

Цель: повышение уровня информированности подростков по проблемам, связанным с ВИЧ/ СПИД.

1. выяснить исходный уровень информированности подростков по проблеме;

2. дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ, обследовании на ВИЧ, о безопасном поведении, о возможностях предотвращения инфицирования;

3. проверить уровень усвоения информации.

Форма контроля: практическое задание .

Болезнь продолжала охватывать все более и более широкие контингенты. Количество выявленных случаев возрастало ежегодно в два раза.

Важным наблюдением было обнаружение большого количества случаев болезни среди выходцев с острова Гаити, представителей африканской расы. Среди гаитян не было отмечено зависимости заболевания от склонности к гомосексуализму или внутривенному употреблению наркотиков. Случаи болезни стали регистрировать и в Европе, где были выявлены больные африканцы, и также не было зависимости заболевания от пола и вредных привычек. Уже не оставалось сомнений в инфекционной природе заболевания, так как в течение 1–2 лет СПИД получил эпидемическое распространение среди различных групп населения во многих странах мира. И в 1983 г. практически одновременно во Франции и США от больных СПИДом был выделен вирус — возбудитель.

Изолированные во Франции и США штаммы вируса оказались идентичными по морфологии и своим антигенным свойствам. Для обозначения возбудителя СПИДа в 1985 г. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) была принята аббревиатура НТLV -III/ LAV, а с 1987г. HIV (Human immunodeficiency virus).
В последующем СПИД был обнаружен практически во всех странах мира и на всех континентах.

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита человека (снижение уровня иммунитета в организме человека).

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека (инфекция, вирус - живой организм, приводящий к СПИДу).

Изучение этой болезни показало:

  • человек может многие годы бессимптомно носить этот вирус, даже не догадываясь об инфицировании
  • вирус не выделяется человеком во внешнюю среду
  • для заражения необходимо попадание возбудителя во внутренние среды организма
  • если в организме человека есть вирус, то он уже заразен

1. половые контакты (все виды незащищенного секса)

2. вертикальный (от инфицированной матери ребенку)

А. при беременности и родах

Б. при грудном вскармливании

А. переливание крови

Б. пересадка внутренних органов

В. зараженные инструменты

Жидкости организма, содержащие вирус в большом количестве :

Болезнь имеет две стадии :

1-ая стадия называется стадия носительства или ВИЧ стадия, длится она 7-15лет. Человек чувствует себя хорошо, выглядит здоровым. Современные лекарства направлены именно на продление этой стадии.

2 -ая стадия называется - стадия СПИД. Это собственно болезнь, с симптомами, длится несколько лет, заканчивается летальным исходом.

Самарская область занимает одно из первых мест в России по числу инфицированных.

Вероятность заражения в результате одного незащищенного полового контакта около 50%. У женщин вероятность заражения выше, чем у мужчин.

Вирус в организме.

Вирус – неклеточная форма жизни (ДНК+оболочка), он не может добыть пищу и размножаться, поэтому погибает, если не внедрится в клетку-хозяина.

Вирус проникает в клетку только когда та под действием ферментов – активаторов начинает делиться, создавая такую же. Вирус проникает в клетку и меняет ее ДНК на свою. Таким образом, пораженная клетка начинает производить вирусы и жить для себя, в то время, когда должна защищать организм, гоняясь за инфекциями и убивая их. Уничтожить вирус можно только с клеткой, в которой он живет, но этого выборочного уничтожения пока делать не можем.

Лекарства – вводят в организм ферменты – ингибиторы, они тормозят процессы удвоения ДНК и вирус не может подменить ее. Через некоторое время вирус вне клетки погибает, т.о. процесс размножения вирусов в организме приостанавливается.

  • ПЦР – выявление самого вируса в крови. 100% достоверность, но сложно и дорого.
  • стандартный – выявляются антитела к вирусу (их можно обнаружить в крови через месяц после заражения). Если в крови есть антитела, то есть вирус. 75% достоверность, при беременности, онкологии может быть положительный результат.

Или у человека может быть период окна – человек инфицирован, но антител еще так мало, что анализ их не показывает. Длительность от 1 до 6 месяцев.

  1. не пользоваться общими шприцами и другим медицинским инструментарием, имевшим контакт с жидкостями чужого организма.
  2. использовать презерватив.
  3. не пользоваться чужими зубными щетками и бритвенными принадлежностями.
  1. Работа по теме (практическая часть):

Модель принятия решения "ОСТАНОВИСЬ И ПОДУМАЙ".

Чего касается эта проблема?

В чём заключается проблема?

В чём заключается положительная

сторона того, что проблема возникла?

В чём заключается отрицательная

сторона того, что проблема возникла?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНОЙ ЦЕЛИ

Какие решения в этой ситуации

Какие решения в этой ситуации

Подумай о последствиях

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОВОДОВ "ЗА" И "ПРОТИВ"

Что может произойти?

стороны последствий, позитивную и негативную.

Каково моё решение?

Решай, что делать

Взвесьте все последствия,

сделайте наилучший для Вас выбор

Делай и оцени исход

ДЕЙСТВИЕ И ОЦЕНКА ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ

Насколько положительны и отрицательны

результаты действия для меня и для других?

Участники делятся на группы, каждая группа придумывает актуальную для подростков проблемную ситуацию и анализирует ее в соответствии с шагами модели принятия решений. Затем группы защищают свое решение, отвечая на вопросы аудитории.

необходимо составить памятку для подростков по проблеме СПИДа (информационного или профилактического характера).

Появление в современной истории цивилизаций вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) стало вызовом науке, обществу, мировой системе здравоохранения. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) количество лиц, инфицированных ВИЧ во всем мире составляет 11-13 млн. и продолжает постоянно увеличиваться.

Стремительный рост наркомании, полового пути инфицирования, поражение ВИЧ молодых людей, инфицирование детей от матерей, низкая эффективность лечебных и отсутствие специфических средств профилактики ставят данную патологию на одно из первых мест в актуальности на современном периоде развития человечества. Очевидна катастрофическая нехватка адекватной информации о заболевании среди населения. Большинство молодых людей знают о ВИЧ только то, что слышали от друзей и из интернета. Недостаток понимания приводит к дальнейшему распространению инфекции и дискриминации людей, живущих с ВИЧ.

В связи с этим актуальной социальной проблемой современности является борьба с распространением СПИДа. Наиболее эффективно профилактическая работа с подростками и молодежью осуществляется через их непосредственное участие в тренингах, тематических беседах, где у них есть возможность открыто задавать волнующие вопросы и получать честные и достоверные ответы.

ВложениеРазмер
Как не допустить беды 48.04 КБ

Предварительный просмотр:

Материал подготовила социальный педагог

Шевченко Галина Юрьевна

Обоснование курса лекций

Актуальность. Появление в современной истории цивилизаций вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) стало вызовом науке, обществу, мировой системе здравоохранения. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) количество лиц, инфицированных ВИЧ во всем мире составляет 11-13 млн. и продолжает постоянно увеличиваться.

Стремительный рост наркомании, полового пути инфицирования, поражение ВИЧ молодых людей, инфицирование детей от матерей, низкая эффективность лечебных и отсутствие специфических средств профилактики ставят данную патологию на одно из первых мест в актуальности на современном периоде развития человечества. Очевидна катастрофическая нехватка адекватной информации о заболевании среди населения. Большинство молодых людей знают о ВИЧ только то, что слышали от друзей и из интернета. Недостаток понимания приводит к дальнейшему распространению инфекции и дискриминации людей, живущих с ВИЧ.

В связи с этим актуальной социальной проблемой современности является борьба с распространением СПИДа. Наиболее эффективно профилактическая работа с подростками и молодежью осуществляется через их непосредственное участие в тренингах, тематических беседах, где у них есть возможность открыто задавать волнующие вопросы и получать честные и достоверные ответы.

Научная обоснованность. Вопросам профилактики и борьбы с заражением ВИЧ-инфекцией /СПИДом посвящены работы, затрагивающие различные аспекты этой проблемы. Так, исследованиями вирусной природы инфекции занимались как зарубежные ученые, в частности, Л. Монтанье, Р.К. Галло, Д. Чин, М. Эссекс, Т. Куинн, так и отечественные – В.В.Покровский, Р.М. Хаитов, Р.В. Петров, М.В. Жданов и др. Социальные и правовые аспекты проблемы рассматривались в трудах Н.Г. Андреевой, И.М. Баженова, Т.А. Бестимирова, А.И. Воробьева, А.И. Долговой, и др.

Тем не менее, проблемы правовой, социальной и медицинской защиты общества в целом и каждого гражданина в отдельности от заражения ВИЧ-инфекцией /СПИДом остаются актуальными и в настоящее время.

Новизна – использование одной из самых эффективных форм работы – подача информации нетрадиционными методами, используя в своей работе уже много лет широкий спектр технологий, являющихся важным условием эффективности профилактической работы. Наиболее важными из них являются следующие: использование видеоматериалов, технология, направленная на формирование у подростков эффективных копинг – стратегий, анализ тематических ситуаций, информационные и игровые технологии.

Цель курса лекций: предоставить достоверную информацию по проблеме ВИЧ/СПИДа, развить у учащихся навыки предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией.

Задачи курса лекций: определить уровень знаний школьников по изучаемой теме (методом анкетирования); предоставить достоверную информацию по данному вопросу; актуализировать мыслительную деятельность учащихся и закрепить полученные знания с помощью антинаркотических технологий; повысить ответственность за свое здоровье и научить учащихся способам избегания заражения ВИЧ-инфекцией.

Возраст детей. Лекции ориентированы на работу с подростками 15-18 лет.

Формы и методы проведения: лекции , видеофильмы, беседы, тренинговые упражнения, ситуативные игры.

Подростки должны знать современные сведения о путях заражения ВИЧ о безопасности учебы и бытового общения с ВИЧ-инфицированными людьми, клинике, лечении и профилактики ВИЧ-инфекции.

Учащиеся должны уметь защитить себя от заражения ВИЧ-инфекцией и грамотно отвечать на вопросы своих сверстников.

Выработка навыков уверенного поведения в проблемных ситуациях, осознание личной ответственности за свое поведение и выбор жизненного пути.

Педагог просит каждого учащегося анонимно написать на листочке один самый главный вопрос, на который он/она хотели бы получить ответ на занятиях по профилактике СПИДа (для большей свободы выражения мыслей – заполнение анонимное). Затем педагог анализирует все карточки, группирует по тематике и прикрепляет к ватману (доске), чтобы при изложении материала на следующем занятии учесть все заданные вопросы.

Учащимся раздается анкета по выявлению уровня начальных знаний, которую педагог предлагает тут же заполнить и сдать.

На Ваш взгляд существует ли в нашем городе проблема ВИЧ/СПИДа?

СПИД – это то же самое, что и ВИЧ?

СПИД вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)

ВИЧ/СПИДом болеют только люди?

ВИЧ передается через кровь, половые жидкости?

Можно ли заразиться ВИЧ при употреблении наркотиков внутривенно?

Можно ли заразиться ВИЧ при поцелуях?

Может ли ВИЧ передаваться при половых контактах?

Может ли ВИЧ-инфицированная мама родить здорового ребенка?

Можно ли заразиться, обнимая ВИЧ-инфицированного человека?

ВИЧ-инфекцией можно заразиться, если больной чихает или кашляет на тебя?

Находиться в одном классе, аудитории с ВИЧ-инфицированным ребенком вполне безопасно?

Можно заразиться, если останавливать кровь ВИЧ-

инфицированного человека без соответствующей защиты рук?

ВИЧ-инфицированные люди внешне выглядят так же, как здоровые люди?

ВИЧ-инфицированный человек может передавать ВИЧ на протяжении всей жизни?

ВИЧ-инфекция снижает способность организма сопротивляться другим инфекциям и болезням?

Положительный результат теста на ВИЧ означает, что человек инфицирован ВИЧ?

Если результат обследования на ВИЧ положительный будет ли он сохраняться на протяжении всей

Сразу ли после опасного контакта и возможного инфицирования тест на ВИЧ будет положительный?

Имеет ли право одноклассник, сокурсник отказаться от учебы вместе с ВИЧ-инфицированным школьником, студентом?

Далее педагог собирает анкеты, анализирует их и при изложении материала на следующем занятии делает акцент на те моменты, на которые даны неправильные ответы.

Цель: знакомство с понятием СПИД, ВИЧ, путями распространения.

Задачи: объяснить подросткам обозначение терминов ВИЧ и СПИД, условий протекания ВИЧ-инфекции, особенностей и длительность течения ВИЧ/СПИДа, ознакомить со статистикой распространения ВИЧ-инфекции в мире, России, области, городе.

Анализ на ВИЧ-инфекцию – поиск в крови антител к вирусу иммунодефицита человека. На каждый вирус организм человека вырабатывает строго определенные антитела, поэтому обнаружение в крови антител к ВИЧ свидетельствует о наличии у человека ВИЧ-инфекции.

В период появления в крови антител к ВИЧ около половины ВИЧ-инфицированных отмечают наличие признаков болезни. У большинства больных в этот период увеличиваются лимфатические узлы, повышается температура тела до 38°-39°С. Могут быть боли в горле, в животе, тошнота, рвота, расстройства стула, появление сыпи на коже. Обычно острая ВИЧ-инфекция продолжается 1-2 недели, но иногда ее длительность увеличивается до 6 недель. У значительного числа ВИЧ-инфицированных период после заражения до появления антител протекает без заметных проявлений болезни.

Сокращение СПИД обозначает синдром (ряд симптомов, указывающих на наличие болезни) приобретенного (передающегося от одного человека к другому) имунного (относящегося к иммунной системе, которая обеспечивает защиту от патогенных микроорганизмов) дефицита (отсутствие ответа со стороны иммунной системы на присутствие патогенных микроорганизмов). СПИД появляется тогда, когда вирус уже разрушил иммунную систему, в результате чего развиваются инфекции и раковые опухоли, ведущие к смерти.

Пути передачи ВИЧ - инфекции

Как и все другие вирусы человека, ВИЧ способен размножаться только путем заражения чувствительных клеток организма. Заразиться ВИЧ можно только от другого человека.

У людей, инфицированных ВИЧ, в крови, сперме, выделениях влагалища и грудном молоке содержится большое количество вируса. Если эти жидкости попадают в организм здорового человека, то может произойти заражение ВИЧ. Это может произойти во время половых контактов без использования презервативов, при пользовании общей иглой, шприцем или другими материалами для внутривенного введения наркотиков или при переливании зараженной крови. Вирус может передаться от беременной женщины к ее будущему ребенку внутриутробно, а также при кормлении ребенка грудью.

В кале, моче, слезах, поте и рвотных массах ВИЧ также присутствует, но в настолько малом количестве, что опасности заражения нет. Опасность заражения существует только тогда, когда в этих выделениях есть кровь.

ВИЧ не передается при прикосновении, рукопожатии, массаже, поцелуе, при совместном использовании постельного белья, питье из одного стакана. Нельзя заразиться через сиденье унитаза, при кашле, чихании или через укус комара.

Возможности профилактики ВИЧ

Профилактические мены распространения ВИЧ-инфекции связаны, в первую очередь, с прерыванием путей передачи инфекции. Такими способами можно считать:

  • Использование барьерных контрацептивов (презервативов) при сексуальных контактах,
  • Использование специально обработанных препаратов крови или ее компонентов при переливании и хирургических операциях,
  • Применение только стерильного инъекционного или хирургического инструментария для введения каких-либо препаратов, прокалывания ушей, нанесения татуировок и других манипуляций, при которых могут быть повреждены кожные или слизистые покровы.

Согласно действующему в Российской Федерации законодательству, ВИЧ-инфицированные больные имеют все гражданские права и все права на получение любого вида медицинской помощи. Они не должны ограничиваться в гражданских правах. Инфицированные ВИЧ-инфекцией могут жить полноценной жизнью, соблюдая определенные меры предосторожности.

По данным ООН, на земле насчитывается более 36 млн. зараженных ВИЧ. Каждый день в мире появляется 7400 новых ВИЧ-инфицированных, а 5500 человек умирают от заболеваний, вызванных СПИДом.

Читайте также: