Что такое закаливание инфекционные болезни

Обновлено: 25.04.2024

Образовательные учреждения – это те места, где дети регулярно проводят большую часть времени. Скученность, высокая контактность, неблагоприятные микроклиматические условия – основные причины того, что с наступлением учебного года заболеваемость учеников и воспитанников детских садов начинает расти. Профилактика гриппа в школе или дошкольных учреждениях (ДОУ) направлена на укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости. Мероприятия проводятся силами персонала и администрации.

Инфекционные заболевания в детском возрасте

Детские карантинные инфекции

  • корь;
  • скарлатина;
  • коклюш:
  • дифтерия;
  • ветряная оспа;
  • полиомиелит;
  • пневмококковая инфекция;
  • гемофильная инфекция;
  • менингококковая инфекция;
  • эпидемический паротит.

Но от большинства этих инфекций уже есть прививки, включенные в национальный календарь. Это означает, что при заблаговременной вакцинации достаточного числа детей можно избежать распространения заболевания.

Грипп и коронавирус

Прививки от гриппа в школе, ДОУ проводят до начала эпидемии. Для формирования иммунитета необходимо от 2 до 4 недель. Вакцины, которые поступают в садики и школы, можно получить бесплатно. Родители имеют право привить детей в частных или государственных медицинских центрах. При выборе вакцинации за свой счет доступны российские, импортные препараты.

Прививка от гриппа обычно хорошо переносится. К самым частым нежелательным эффектам относят:

  • покраснение, уплотнение в месте укола;
  • ломоту в мышцах и суставах;
  • повышение температуры тела до 37 градусов в течение 2-3 дней.

Если родители сомневаются в том, можно ли вакцинировать ребенка от гриппа, следует задать интересующие вопросы педиатру. При наличии индивидуальной непереносимости, кожных заболеваниях, острых и некомпенсированных хронических расстройствах вакцинацию откладывают или делают отметку в карте о наличии противопоказаний к введению.

Бывает, что родители не хотят вакцинировать ребенка в школе, уже посетили частный прививочный кабинет или не планируют проводить иммунизацию вообще. В таком случае они имеют право написать отказ от прививки и предоставить его в садик или школу. Но следует понимать, что при возникновении эпидемии, росте числа заболевших гриппом ребенок, не вакцинированный от заболевания, может быть не допущен до посещения учреждения.

Вакцина от коронавируса пока находится на стадии клинических испытаний и не допущена в массовое производство. Говорить о плановом введении препарата всем детям рано.

Противоэпидемические мероприятия

Предотвратить распространение заболевания в детском коллективе можно с помощью различных групп мероприятий. К ним относят:

  1. Информирование детей и родителей об основных инфекциях, приводящих к вспышкам и эпидемиям, правилах поведения во время роста заболеваемости. При наличии вакцины – беседы о плановых прививках, ответы на актуальные вопросы.
  2. Обучение детей поведению при выявлении инфекции в коллективе, правильному использованию средств индивидуальной защиты.
  3. Контроль правильности выполнения противоэпидемических мероприятий: оценка, следуют ли дети рекомендациям.

По времени применения защитные действия делятся на три группы: подготовительные, которые проводят перед сезоном гриппа и ОРВИ, предпринимаемые при регистрации подъема заболеваемости и карантинные мероприятия, начинающиеся при преодолении эпидемического порога.

Что нужно сделать перед сезоном простуд

Готовя образовательное учреждение к осенне-зимнему периоду, важно обратить внимание на микроклимат, наличие средств и устройств для обеззараживания помещения, средств индивидуальной защиты. Медицинские работники готовят справочную информацию, проводят лекции для персонала, проводят вакцинацию. Полный перечень мероприятий включает в себя:

  • оценку теплового режима, графика проветривания залов для отдыха, учебы, хозяйственных и административных помещений;
  • проверку работоспособности бактерицидных ламп, рециркуляторов, наличие расходных материалов и средств для уборки;
  • пополнение запаса средств индивидуальной защиты (маски, респираторы, перчатки), моющих средств, салфеток;
  • оборудование помещения под медицинский изолятор (с санузлом) для временного нахождения воспитанников с подозрением на ОРВИ;
  • проведение плановой иммунизации от гриппа среди сотрудников школы, детского сада;
  • организацию обучения мерам личной и коллективной профилактики гриппа и ОРВИ в ДОУ, методам выявления детей с признаками гриппа и простуды (термометрия, опрос, наблюдение за состоянием);
  • обучение клинингового персонала правилам уборки в период эпидемии, контроль наличия у них медицинских книжек с отметкой о вакцинации от гриппа, кори;
  • заполнение информационных стендов актуальной информацией о респираторных инфекциях, по возможности – организация выдачи раздаточного материала с перечислением основных способов защиты и рекомендаций родителям;
  • организация осмотра, термометрии детей при входе в садик или школу, разработка способов разобщения разных классов и возрастных групп.

Наряду с оснащением образовательных учреждений и работой с персоналом важно охватить профилактическими мероприятиями детей, их родителей не только во время пребывания в школе или ДОУ, но и дома, в общественных местах. Правильный образ жизни, сбалансированное питание, регулярные физические нагрузки помогут укрепить иммунитет и защитить от заболевания.

Грипп – вакциноуправляемая инфекция. При достаточном проценте привитых лиц препарат защищает от развития вспышек и эпидемии. Перед началом учебного года следует предупредить родителей об осложнениях заболевания и предоставить информацию о преимуществах вакцины, местах проведения и оптимальных сроках плановой иммунизации. Рекомендованы обучающие занятия, на которых родители или сами ребята повторят основные правила поведения в период распространения респираторных инфекций:

  1. Защита органов дыхания при посещении общественных мест и появлении симптомов гриппа, ОРВИ. Правила ношения маски, респиратора, критерии смены средств защиты.
  2. При появлении признаков инфекции – отказ от встреч с друзьями, нахождение дома, при подъеме температуры – вызов врача из поликлиники.
  3. Применение одноразовых салфеток во время кашля или чихания с последующей утилизацией в полиэтиленовых пакетах и очищением рук (мытье с мылом или обработка антисептическими средствами);
  4. Одежда по погоде. В случае с дошкольниками, детьми, посещающими группы продленного дня – предусмотреть сменный комплект;
  5. Сокращение визитов в общественные места, по возможности регулярные прогулки, игры на свежем воздухе.
  6. Частое проветривание помещений, при сухости воздуха в них – применение увлажнителя, мойки воздуха. Регулярная влажная уборка дома.
  7. Если ребенок заболел, важно остаться дома, так как пациент даже с легкими признаками ОРВИ может стать источником инфекции для окружающих, вызвать врача и следовать его рекомендациям.

Профилактика гриппа, ОРВИ в детском саду и школе во время роста заболеваемости

В октябре-ноябре отмечается рост числа простудных заболеваний. Центры гриппа еженедельно отслеживают количество новых случаев и принимают решение о перечне мероприятий, препятствующих распространению инфекции. В этот период усиливается контроль профилактических мер, от представителей школ, ДОУ, детей, родителей требуется неукоснительное следование рекомендациям. Профилактические мероприятия остаются прежними:

Если ребенок с признаками ОРВИ выявлен в течение рабочего дня, он направляется в изолятор. А в помещении, в котором он до этого находился, проветривается, проводится влажная уборка с антисептическими средствами, кварцевание с использованием бактерицидных ламп рециркуляторного типа.

Для присмотра и ухода за детьми, которых перевели в изолятор до момента их отправления домой, выделяют медицинских сотрудников. Помогающий персонал должен временно ограничить контакты с коллегами или здоровыми детьми, пользоваться средствами индивидуальной защиты.

Родители продолжают контролировать, выполняет ли ребенок рекомендации, уделять внимание его закаливанию, следить, чтобы он полноценно питался и достаточно времени проводил на свежем воздухе. По возможности следует избегать посещения мест скопления людей; в случае крайней необходимости – использовать средства индивидуальной защиты и соблюдать дистанцию от 1,5 метров.

Карантин как способ профилактики

Если, несмотря на применяемые меры, заболеваемость респираторными или другими инфекциями продолжает расти, встает вопрос о необходимости карантина. В каком случае будут вводить карантин в школе, детском саду, решает директор, заведующая или их заместителей на основании предписания органов исполнительной власти.

Карантин – это перечень мероприятий, направленных на ограничение контактов лиц, находящихся на определенной территории (семья, сад или школа, город, область, страна). Его назначают тогда, когда общее число больных с теми или иными инфекциями начинает превышать определенную отметку – так называем эпидемиологический порог. Это говорит о том, что применяемые ранее меры недостаточно эффективны и нуждаются в усилении. Ограничительные меры, как правило, не имеют отношения к неинфекционным болезням, но могут касаться лиц с хроническими тяжелыми патологиями, вследствие чего те входят в группу риска по тяжелому течению при заражении и развитию состояний, угрожающих жизни людей.

На это время заболевшие могут быть изолированы в лечебных учреждениях. Те, кто с ними контактировал, ограничены в общении с окружающими и передвижении (обсервация). Длительность обсервации зависит от инкубационного периода возбудителя.

Карантинные мероприятия для профилактики гриппа или других инфекционных заболеваний в садике или школе включают в себя:

В связи с распространением коронавирусной инфекции в 2020 году ученики части школ были переведены на дистанционное обучение. Для снижения числа детей в учреждениях и сохранения очного образования у тех категорий, которым это наиболее важно, в плановом порядке были выведены на дистанционное обучение школьники среднего звена.

Карантин в школах из-за коронавируса объявляется при значительном росте числа заболевших и приводится постановлением регионального отделения Роспотребнадзора.

Во время распространения респираторных инфекций в детских садах и школах проводятся мероприятия, направленные на защиту детей, быстрое выявление заболевших, своевременное обеспечение вакцинами, средствами индивидуальной защиты. Объем ограничительных мер зависит от числа зараженных, тяжести инфекции. Объявление карантина происходит по постановлению Роспотребнадзора, выполнение требований является обязательным условием для сохранения жизни и здоровья населения.

Ученых, да и не только ученых давно занимала мысль, почему даже при контакте с инфекционным больным заболевали не все подряд, некоторая часть людей не поддавалась болезни, сопротивлялась ей. Текущая коронавирусная инфекция является тому подтверждением; около 40% инфицированных лиц являются вирусоносителями, не имеющими клинических признаков заболевания. Понятно, что организм этой части населения способен активно сопротивляться воздействию чужеродных веществ, в данном случае

Ученых, да и не только ученых давно занимала мысль, почему даже при контакте с инфекционным больным заболевали не все подряд, некоторая часть людей не поддавалась болезни, сопротивлялась ей. Текущая коронавирусная инфекция является тому подтверждением; около 40% инфицированных лиц являются вирусоносителями, не имеющими клинических признаков заболевания. Понятно, что организм этой части населения способен активно сопротивляться воздействию чужеродных веществ, в данном случае

О значении закаливания в профилактике инфекционных заболеваний




С самого начала пандемии связанной с коронавирусом основные меры профилактики были направлены на то, чтобы уничтожить вирусы во внешней среде или ослабить их вирулентность (способность к заражению). Это усиление мер личной и общественной гигиены: тщательное мытье и обработка рук, промывание носа, полоскание горла, применение различных дезинфицирующих средств, способных ослабить действие возбудителя. Другой не менее важный путь - это влияние на пути передачи инфекции, оборвать или хотя бы уменьшить возможность передачи болезнетворного агента. Поэтому мы до минимума сократили общение; соблюдаем карантинные меры, самоизоляцию и самодистанцирование, носим маски и перчатки.

Специфический иммунитет против одной определенной болезни возникает после перенесения заболевания, после прививки.

Важнейшим условием повышения общего иммунитета является закаливание.

Но и ссылки на возраст, слабое физическое развитие неправомочны; начать закаляться можно в любом возрасте и при любом состоянии здоровья. Исключение составляет только острый период заболевания. Даже физические тренировки показаны не всем, а закаливание, начиная с небольших холодовых стрессов, таких например как контрастные обливания ног, полоскание горла прохладной водой будут полезны практически каждому. Получая минимальный холодовой стресс, можно получить большой эффект для улучшения состояния здоровья. Самое главное принять мотивацию, заразить себя идеей и приступить к закаливанию с позитивным настроем.

Такие тяжёлые события в истории человечества, как распространение инфекционных заболеваний по странам и континентам, не должны пройти даром. Люди должны извлечь из этих событий важные уроки по части гигиены и охраны окружающей среды, приоритета здорового образа жизни, укрепления иммунитета, а также моральные уроки по части защиты слабых, ответственности за свое здоровье и здоровье ближнего.

Закаливание – метод воздействия на организм человека различными природными факторами (например, воздухом, водой или солнцем) с целью повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к негативному влиянию этих факторов. Правильные закаливающие процедуры способствуют укреплению иммунитета и стимулируют обменные процессы в организме, в результате чего у человека вырабатывается адаптация к внешней среде. К положительному влиянию закаливания можно также отнести:

- повышение работоспособности и выносливости;

- улучшение состояния кожи и омоложение организма в целом;

- снижение веса и предотвращение образования целлюлита;

- выведение токсинов и шлаков из организма;

- улучшение настроения и повышение заряда бодрости организма.

Тем не менее, подходить к процессу закаливания необходимо с умом. Во-первых, нужно проконсультироваться с врачом, поскольку есть риск нанести вред своему здоровью. Так, гипертоникам и людям с болезнями сердечно-сосудистой системы подобные процедуры могут быть противопоказаны. С осторожностью нужно относиться к закаливанию и людям с повышенной температурой тела, аллергией на холод, а также с заболеваниями мочеполовой системы и бронхиальной астмой.

Во-вторых, закаляться нужно постепенно. Чтобы не подвергать свой организм стрессу, рекомендуется начать с умывания прохладной водой, уменьшая ее температуру на градус каждый день. После адаптации можно переходить к обтираниям, соблюдая тот же принцип понижения температуры. В качестве следующей ступени в процессе закаливания применяется контрастный душ – за счет быстрого притока крови к органам данная процедура запускает обменные процессы в организме, укрепляет сердце и сосуды. Когда организм в полной мере адаптируется к холоду, самые смелые могут переходить к моржеванию - попробовать погружение в прорубь.

Необходимо следить за реакцией организма во время закаливания. Если после процедур вы ощущаете себя бодрым и полным сил, значит вы двигаетесь в верном направлении. Если же чувствуется усталость, возникает апатия, то необходимо снизить интенсивность закалки.

Не рекомендуется делать перерывы в процессе закаливания – они сводят все достигнутые результаты к нулю. В противном случае, возвращаясь к процедурам, следует начинать не с того момента, на котором было приостановлено закаливание, а с самого начала.

Так, ледяная вода только в первые секунды погружения оказывает лечебное действие. Если же человек находится в ней более продолжительное время, то его иммунная система слабеет и становится неспособной подавить размножение микроорганизмов. При адаптации в первый год достаточно погружаться в прорубь на 25 секунд. Во второй год продолжительность пребывания в ледяной воде можно увеличить до минуты. И только после 3-5 лет моржевания разрешается оставаться в воде 1,5-2 минуты.

Закаливание – это тренировка, а не лечение. Главное – не прекращать процедуры. Только регулярный и систематический подход позволит добиться положительных результатов. Будьте здоровы!

© Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
"Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области", 2014-2022 гг.

Закаливание – это система профилактических мероприятий, направленных на сопротивляемость организма неблагоприятным факторам окружающей среды, эффективное средство укрепления здоровья. Оздоровительное закаливание помогает организму повысить адаптацию к условиям внешней среды.

Закаливание считается одним из лучших способов сохранить здоровье и представляет собой своего рода тренировку защитных сил и их подготовку к быстрой мобилизации в критических ситуациях. В основе любой из закаливающих процедур лежит систематическое воздействие солнечных лучей, тепла или охлаждения. Это приводит к постепенному формированию адаптации к внешней среде, а также совершенствованию работы всех систем тела.

Существуют несколько видов закаливания в зависимости от проводимых процедур:

  • Аэротерапия – закаливание воздухом

Данный вид закаливания включает в себя принятие воздушных ванн и долгие прогулки на свежем воздухе. Закаливание воздухом полезно для психоэмоционального состояния человека, повышения иммунитета, насыщения организма кислородом и тем самым способствует нормализации работы большинства органов и систем организма.

Закаливание воздухом - самый простой и доступный методом закаливания. Необходимо больше времени проводить на свежем воздухе вне зависимости от погоды и времени года, больше времени гулять в парках, в лесу и возле водоемов.

  • Гелиотерапия – закаливание солнцем

Закаливание солнцем- это воздействие на организм тепла и солнечного света. После процедуры ускоряются обменные процессы организма, повышается сопротивляемость организма, улучшается кровообращение. При закаливании солнцем необходимо соблюдать определенные правила: нельзя допускать ожогов, перегрева и тепловых ударов. Закаливание солнцем должно происходить постепенно и учитывать возраст, состояние здоровья человека, климатические условия и другие факторы.

Этот вид закаливания полезен и детям и взрослым. На стопах человека находится большое количество биологически активных точек, которые при хождении босиком стимулируются и помогают нормализовать работу многих органов и систем организма. Хождение босиком повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, повышает иммунитет.

Закаливание водой – полезная для организма процедура. При водном закаливании циркуляция крови в организме происходит интенсивней, принося органам и системам организма дополнительный кислород и питательные вещества.

Закаливание водой разделятся на несколько видов:

Обтирание – начальный этап закаливания водой, которое можно применять с самого раннего детского возраста. Обтирание можно проводить губкой, рукой или полотенцем, смоченными в воде. Сначала обтирают верхнюю часть тела, затем растирают ее сухим полотенцем, а потом обтирают нижнюю часть тела и тоже растирают сухим полотенцем.

Обливание более эффективная по оказывающему влиянию процедура, чем обтирание. Обливание может быть общим, то есть всего тела и местным – обливание ног. После процедуры обливания необходимо растереть тело сухим полотенцем.

Закаливание душем еще более эффективная процедура закаливания, чем обтирание и обливание. Вариантов закаливания душем два, это прохладный (холодный) душ и контрастный душ.

Этот вид закаливания водой с каждым годом становиться все более популярным. Лечебное купание и моржевание прекрасно влияет на все органы и системы организма человека, улучшается работа сердца, легких, совершенствуется система терморегуляции, но этот вид закаливания предполагает строжайшее соблюдение всех правил для данного вида. Начинать моржевание необходимо после консультации с врачом.

Правила закаливания:

  1. Начинать закаливающие процедуры необходимо когда человек полностью здоров и только после консультации с врачом;
  2. Необходимо соблюдать принцип постепенности. Это касается как температурного режима, так и временных рамок закаливающих процедур. При закаливании водой нужно начинать процедуры с воды комнатной температуры, постепенно понижая ее на 1-2 градуса. При закаливании солнцем также необходимо соблюдать принцип постепенности и начинать пребывание на солнце с нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения на солнце;
  3. Важно проводить закаливающие процедуры регулярно, без больших промежутков, в любую погоду и время года. Если Вы на длительное время прерывали закаливание, то возобновлять его необходимо с более щадящих процедур;
  4. Сочетайте закаливания с физическими упражнениями. Это гораздо повысит эффективность закаливающих процедур и благотворно повлияет на весь организм;
  5. Закаливание должно приносить бодрость и удовольствие. Если вы чувствуете недомогание после закаливающих процедур, то необходимо прекратить закаливание и обратиться к врачу;
  6. Выполняя закаливающие процедуры необходимо проводить самоконтроль -оценивайте общее самочувствие, пульс, кровяное давление, аппетит и другие показатели в зависимости от индивидуальных особенностей организма.

Помните, закаливание это одна из составляющих здорового образа жизни.

Не забывайте уделять внимание своему питанию и другим аспектам своей жизни.

© Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
"Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области", 2014-2022 гг.

Закаливание – это комплекс мероприятий, направленных на укрепление защитных сил организма, а также на повышение адаптации к условиям внешней среды.

Важнейшее профилактическое значение закаливания в том, что оно не лечит, а предупреждает болезнь. Закаленный человек легко переносит неблагоприятные факторы внешней среды (жару, мороз, ветер), которые ослабляют защитные силы организма, что может привести к развитию различных заболеваний.

Как закаливать организм, какие методы и способы подойдут именно вам, определяются возрастом, состоянием здоровья и индивидуальными особенностями организма.

Основные принципы закаливания

Как начать закаляться, чтобы не навредить организму, а укрепить здоровье, повысить иммунитет, увеличить продолжительность жизни?

Обязательное условие правильного закаливания – это следование здоровому образу жизни, где нет места алкоголю и курению.

Адекватное закаливание не вызывает побочных эффектов, наоборот, после систематического выполнения процедур поднимается настроение, нормализуется сон, повышается работоспособность, улучшается физическое и психическое здоровье.

Правила закаливания

Регулярность

Процедуры по закаливанию должны проводиться ежедневно. Если допускать длительные перерывы, то все достигнутые результаты сойдут на нет.

Постепенность

Неподготовленный организм не должен подвергаться воздействию экстремальных факторов, например, обливанию ледяной водой или купанию в проруби. Главное условие правильного закаливания – это медленное и плавное понижение температуры воды или воздуха и постепенное увеличение продолжительности процедур.

Учет индивидуальных особенностей организма

При выборе методов закаливания следует учитывать возраст, состояние здоровья, сопутствующие заболевания.

Контроль за самочувствием (пульс, частота дыхания) до, во время и после процедуры позволит регулировать нагрузку в зависимости от состояния здоровья. Самоконтроль учитывает следующие показатели: общее самочувствие, уровень артериального давления, сон, аппетит, массу тела.

Разнообразие закаливающих средств необходимо для того, чтобы организм выработал устойчивость к разным раздражителям: вода, воздух, солнце.

Если после закаливающих процедур, появилась бессонница, вялость, повышение температуры, кашель, то тренировки временно следует прекратить и обратиться за помощью к специалисту.

Физиологические основы закаливания

В основе закаливания лежит тренировка периферических и центральных звеньев системы терморегуляции, которые контролируют процессы образования и отдачи тепла в организме.

Организм человека в процессе эволюции выработал способность приспосабливаться к изменениям погодных условий, выдерживая даже значительные перепады температур, сохраняет при этом тепловой баланс внутри тела.

При закаливании резко активизируется иммунная система, повышается физическая и умственная работоспособность, устойчивость к инфекционным, аллергическим, злокачественным заболеваниям, атеросклерозу, ожирению, диабету.

Естественные факторы внешней среды, которые используются при закаливании, – это солнце, воздух и вода.

Закаливание воздухом

Под воздействием воздушных ванн повышается тонус нервной и эндокринной систем, нормализуются функции пищеварения, улучшается работа сердечной и дыхательной систем, изменяется состав крови – увеличивается количество эритроцитов и уровень гемоглобина, следовательно усиливается насыщение клеток организма кислородом.

Чем больше разница температур тела и воздуха, тем сильнее раздражаются рецепторы кожи. Поэтому холодные воздушные ванны активизируют защитные компенсаторные терморегуляторные механизмы, тренируя скорость сосудистых реакций, которые предохраняют организм от резких перепадов внешних температур.

Теплый воздух не несет закаливающего эффекта, но зато положительно влияет на окислительно-восстановительные процессы в организме.

Закаливание солнцем

Солнечная радиация оказывает влияние на организм с помощью инфракрасного и ультрафиолетового излучения.

Под действием инфракрасных лучей в организме происходит образование добавочного тепла, в результате чего усиливается потоотделение, увеличивается испарение влаги с кожных покровов, расширяются сосуды, появляется покраснение кожи, возрастает кровоток.

Ультрафиолетовые лучи (УФ) производят мощный биологический эффект на организм: под их влиянием в коже синтезируется витамин Д, играющий важную роль в фосфорно-кальциевом обмене. УФ лучи характеризуются бактерицидным свойством, повышают сопротивляемость организма к инфекциям, оказывают тонизирующее влияние на все органы и системы.

Кожа людей, принадлежащих к различным расам, имеет разную чувствительность к солнечному облучению. Это связано с толщиной поверхностного рогового слоя и способностью кожи к синтезу меланина – пигмента, количество которого определяет различный цвет кожных покровов: от белого до черного.

Закаливание водой

Одним из показателей эффективности водных закаливающих процедур служит реакция кожи.

Выделяют три фазы реакции кожных покровов на действие холодной воды:

  • I фаза – происходит спазм сосудов кожи, при сильном охлаждении изменения касаются и подкожно-жировой клетчатки.
  • II фаза – идет процесс адаптации к низкой температуре воды: сосуды расширяются, кожа краснеет. Для этой фазы характерно улучшение самочувствия, прилив бодрости и энергии.
  • III фаза –переохлаждение, когда заканчиваются приспособительные возможности организма, тело уже не может сохранить тепло. На этом фоне возникает сильный спазм подкожных сосудов, кожа бледнеет, обретает синюшный оттенок, появляется озноб.

При регулярном закаливании водой первая фаза становится короче, а вторая приходит быстрее. Самое главное, не допускать третьей фазы.

Программа закаливания для начинающих

Подготовительный этап: начало закаливания

Первый шаг к оздоровлению – сон с открытой форточкой в холодное время года, с открытым окном – в теплое.

Ежедневные прогулки на свежем воздухе в любое время года независимо от погоды. Продолжительность прогулок определяется самочувствием, уровнем тренированности, состоянием здоровья и возрастом.

Пребывание на воздухе хорошо совмещать с занятиями активными видами спорта: зимой – коньки, лыжи; летом – волейбол, бадминтон и другие подвижные игры.

Воздушные ванны подготавливают организм к закаливанию водой. Начинайте с температуры в +20 градусов по 10-15 минут, с постепенным понижением температуры на 1-2 градуса в неделю.

  • Умывание холодной водой утром и вечером.
  • Хождение босиком сначала дома, а летом по траве, песку, камешкам.
  • Летом – плавание в открытых водоемах, зимой – регулярные занятия в бассейне.

Основной этап

Водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм, нежели воздух.

К начальной стадии водного закаливания – к обтиранию приступают с комфортной для тела температуры воды в +28…+30 градусов. Влажным полотенцем или губкой обтирайте руки, ноги, затем туловище. После процедуры следует растереть тело сухим полотенцем до появления чувства тепла. Каждую неделю снижают температуру воды на 2 градуса, доводя ее до +10 ℃.

Контрастный душ. Схема воздействия: на 20 секунд включается теплая вода, на 5 секунд холодная, затем цикл повторяется 3-4 раза. Раз в 2-3 недели увеличивайте время пребывания под холодной водой на 5 секунд, пока время действия горячей и холодной воды не сравняется. После душа тело растирается сухим полотенцем до покраснения кожи.

Обливание – следующая стадия закаливания водой. Начальная температура воды должна составлять 20 ℃. Обливаться лучше из ведра, чтобы вода плавно скользила по всему телу. Общая продолжительность процедуры не должна превышать 1-2 минут. После процедуры тело разогревается сухим полотенцем.

Еще более сильное воздействие оказывает обливание холодной водой после парной в бане.

Моржевание – погружение в холодную воду наиболее серьезный вид закаливания. Подходит только для здоровых тренированных людей без хронических заболеваний. Всем тем, кто решил начать закаливание с помощью моржевания, необходимо предварительно проконсультироваться с врачом.

Попадая в ледяную воду организм человека получает сильнейший стресс, в ответ на который рефлекторно из надпочечников выбрасывается адреналин. Этот гормон в экстремальных ситуациях помогает организму выжить: сердцебиение учащается, поднимается артериальное давление и уровень глюкозы в крови, то есть происходит мобилизация всех систем организма для защиты от опасности.

Подготовку к моржеванию надо начинать с лета, обливаясь холодной водой на улице, плавая в открытых водоемах, не переставая купаться и осенью. На этапе подготовки к зимнему купанию обтирайтесь снегом, совершайте пробежки босиком по снежным дорожкам, чтобы организм постепенно привыкал к низким температурам.

  1. Перед купанием тело необходимо разогреть с помощью пробежки или выполнения физических упражнений.
  2. Первый заход в ледяную воду не должен длиться более 5 секунд.
  3. Новичкам не желательно погружаться в воду с головой.
  4. Во время купания стараться дышать носом.
  5. Купаться надо регулярно, хотя бы раз в неделю.
  6. После выхода из воды тело энергично растирается полотенцем, надевается одежда и совершается небольшая пробежка, чтобы согреться.

Солнечные ванны

Самое полезное время для принятия солнечных ванн, чтобы избежать ожогов, тепловых и солнечных ударов, для средней полосы России утром с 9.00 до 12.00 часов и вечером с 16.00 до 18.00. Начальный период пребывания на солнце не должен превышать 5 минут, прибавляя ежедневно по 5 минут доводят время до часа. Голову защищают головным убором, а глаза – солнцезащитными очками.

Особенности закаливания детей

Обязательным условием начала закаливания у ребенка – это разрешение педиатра.

Воздушные процедуры можно начинать уже с рождения. Так, при гигиенических мероприятиях (смена подгузника, после подмывания) оставляют ребенка голеньким на 2–3 минуты, постепенно увеличивая время. В дальнейшем можно совмещать воздушные ванны с массажем и гимнастикой.

Грудные дети из-за высоких энергозатрат потребляют кислорода в 2,5 раза больше, чем взрослые. Поэтому летом окна в помещении, где находится малыш, должны быть открыты постоянно, а в холодное время года проветривание проводят 4-6 раз по 10-15 минут, при этом температура воздуха снижается на 1-2 градуса, что и является закаливающим фактором.

В зимнее время ежедневные прогулки продолжаются 3-4 часа, в летнее – желательно, чтобы малыш как можно дольше оставался на свежем воздухе. Во время прогулок тренируются механизмы терморегуляции организма, происходит их адаптация к перепадам температуры, влажности, движению воздуха.

Для ребенка такие гигиенические процедуры, как умывание, мытье рук (до, после еды, после туалета) прохладной водой – это также закаливающий элемент. Постепенно можно расширить режим водных процедур: ввести обтирание тела по утрам или обливание стоп прохладной водой перед сном.

В качестве местного закаливания слизистой ротоглотки применяется полоскание горла прохладной водой после еды с плавным снижением ее температуры с +36 ℃ до +15…+16 ℃ на один градус каждые 5 дней.

Общие обливания тела начинают только тогда, когда ребенок хорошо адаптировался и переносит предыдущие, способы закаливания. Начальная температура воды для обливания составляет +36 градусов, процедура длится 15 секунд. Каждую неделю температуру воды снижают на 1℃ доводя до +22…+25 градусов.

При обнаружении признаков пониженной адаптации ребенка к изменению температуры окружающего воздуха (бледность кожи, мраморный оттенок рук и ног) переходят на более щадящие методы закаливания: малыша раздевают лишь частично и сокращают время воздействия до 5 минут.

Купание в открытых водоемах (река, озеро, море) начинают при температуре воздуха +24-26 ℃, а воды +21 ℃.

Детям дошкольного возраста пребывание на палящем солнце запрещено, 15-30 минутные солнечные ванны допустимы только в тени деревьев или навесов.

Такие экстремальные виды закаливания, как хождение босиком по снегу или купание в ледяной воде противопоказано детям до 16 лет, так как это может спровоцировать сбой в работе сердечно-сосудистой и эндокринной систем.

Проводя закаливающие мероприятия у детей, не следует забывать об индивидуальных особенностях детского организма и внимательно следить за состоянием здоровья. После болезни первое время следует уменьшить холодовые нагрузки, а вернуться к первоначальным тренировкам допустимо только после полного восстановления здоровья.

Закаливающие процедуры у ребенка должны протекать в виде веселой увлекательной игры, доставлять ему удовольствие, а не превращаться в стресс.

Читайте также: