Концепция вич в образовании

Обновлено: 25.04.2024

Юность - это время постоянного поиска и экспериментов. К сожалению, эти эксперименты зачастую включают в себя опасный секс и употребление наркотиков. Наиболее сильно эпидемия СПИДа коснулась молодых людей, не достигших 25 лет. Каждый четвертый из людей, живущих с ВИЧ, моложе 21 года. Большинство инфекций, передаваемых половым путем, встречаются у подростков чаще, чем у взрослых. Молодые люди нуждаются в информации, которая помогла бы им защитить себя.

Родители и учителя часто не знают, что, как и когда говорить подросткам. Само по себе упоминание о сексуальности и средствах защиты табуируется в обществе, в особенности в отношении молодежи. При этом сами молодые люди, не имея доступа к достоверной информации, полагаются на слухи и стереотипы, усвоенные от сверстников и СМИ. Задачей профилактики должно стать предоставление подросткам знаний, необходимых для принятия решений о своем здоровье, а также то, чтобы взрослые смогли оказать молодым людям необходимую поддержку в подобных вопросах.

Основы профилактической деятельности

Задача профилактики - убедить людей добровольно и на длительный срок изменить свое поведение, сделав его более безопасным. Как этого достичь?

Существует ряд психологических закономерностей изменения поведения.

Добровольный отказ от устойчивых привычек, как правило, не происходит сразу, а представляет собой более или менее длительный процесс, на протяжении которого человек проходит несколько этапов. На каждом из этапов человеку, меняющему свое поведение, требуется соответствующая информация и поддержка.

1. Даже не задумывается о том, что привычное поведение может быть опасным. (Необходимо: привлечь внимание, шокировать, привести к осознанию собственного риска).

2. Начинает задумываться. (Необходимо: сообщить конкретную информацию о степени риска, помочь проанализировать "за" и "против" изменения привычного поведения).


3. Готов действовать. (Необходимо: обучить новым навыкам и техникам самоконтроля, поощрять успехи, помочь изменить привычную обстановку, избегать рискованных ситуаций)

4. Действует. (Необходимо: создать систему самоподдержки, взаимоподдержки, профессиональной поддержки).

5. Устойчивый результат. (Необходимо: выработать чувство гордости достигнутым, постоянно ощущать поддержку близкого человека).

Социальная реклама, плакаты, видеоклипы действуют в основном на первой стадии, помогая человеку задуматься о проблеме. Затем для изменения поведения требуется более конкретная информация - печатные материалы, телефон доверия, консультации специалистов. Для достижения стабильных результатов нужны группы поддержки, социально-психологические службы, целенаправленная работа с окружением, родными и близкими.

Без учета этих психологических особенностей профилактическая работа с населением по изменению поведения рискует остаться на уровне 1-го и 2-го этапов, когда часть людей даже не задумывается о том, что подвергает себя опасности, а другая часть, хотя и задумывается, но не предпринимает никаких шагов для изменения такого положения.

P. S. Данную модель изменения поведения разработали американские ученые Джеймс Прочаска и Карло Ди Клементе, которые изучили накопленные психологией данные об отвыкании от различных зависимостей (курение, алкоголь, переедание и другие) и выявили общие закономерности, характерные для всех случаев успешного изменения поведения.

Концепция превентивного обучения по профилактике СПИДа

Министерство образования и науки РФ совместно с Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) разработали Концепцию превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде, сообщил директор Департамента по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей Минобрнауки РФ Сергей Апатенко.

"Для эффективной борьбы со СПИДом очень важно просвещение обучающихся и необходимо обеспечить комплексный подход по борьбе с ВИЧ. Наше министерство совместно с Роспотребнадзором разработало Концепцию превентивного обучения в области профилактики СПИДа в образовательной среде. В этой концепции ярко описывается пропаганда семейных ценностей, активное взаимодействие детей с родителями, отсрочка от ранней половой жизни", - сказал Апатенко, выступая на заседании круглого стола, посвященного пропаганде здорового образа жизни, профилактики наркомании и СПИДа среди детей и молодежи.

Целью данной концепции является выработка согласованной позиции Минобрнауки РФ, Минздравсоцразвития РФ и других заинтересованных министерств и ведомств по развитию систему превентивного обучения в области профилактики СПИДа. Такое обучение должно быть направлено на снижение темпов распространения эпидемии ВИЧ в РФ среди детей и молодежи.

Задачами концепции являются, в частности, формирование приоритетных направлений превентивного обучения в области ВИЧ в образовательной среде, выработка единой стратегии организаций такого обучения в рамках межведомственного взаимодействия профильных министерств и ведомств, создание платформы для организации превентивного обучения в области ВИЧ органами госвласти, местного самоуправления, международными организациями, общественными объединениями; создание системы мониторинга профилактики СПИДа в РФ и в субъектах РФ.

Для осуществления эффективной реализации данных задач необходима целенаправленная подготовка высокопрофессиональных специалистов с высшим педагогическим, медицинским или психологическим образование, которые способны заниматься превентивным обучением, отмечается в Концепции.

"Для детей и молодежи, воспитывающихся в асоциальных семьях, находящихся в детских садах, приютах и местах ограничения свободы, склонных к асоциальному поведению, необходима разработка специальных профилактических программ", - подчеркивается в документе.

Основными направлениями превентивного обучения в области профилактики СПИДа в образовательной среде, согласно концепции являются: просвещение и информирование в области ВИЧ, обучение ответственному поведению детей и молодежи, формирование условий поддерживающих профилактическую деятельность.

от 1 декабря 2011 года N 855-и

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 1 декабря 2011 года N 1344-п

О внедрении программы профилактики ВИЧ-инфекции в образовательные учреждения Свердловской области

Случаи ВИЧ-инфекции регистрируются на всей территории Свердловской области. В 22 муниципальных образованиях отмечен чрезвычайно высокий уровень пораженности - более 1,5% населения. Ежегодно в структуре вновь выявленных ВИЧ-инфицированных до 3 - 4% приходится на учащихся различных образовательных учреждений. В последние годы актуальность проблеме придает изменение структуры полового состава ВИЧ-инфицированных. Среди учащихся и студентов наблюдается рост доли девушек среди ВИЧ-инфицированных с 54% в 2000 - 2006 гг. до 85% в 2010 г.

Стабильно высокий уровень пораженности населения ВИЧ-инфекцией как в России, так и в Свердловской области является следствием недостаточного уровня информированности молодых людей об актуальности проблемы ВИЧ-инфекции наряду с практикой рискованного поведения. Ситуация усугубляется отсутствием настороженности молодых людей в отношении наличия у них факторов риска инфицирования ВИЧ.

Одной из причин низкого уровня знаний является отсутствие системности в профилактической работе. Одноразовые акции, лекции не способны изменить повседневное поведение молодежи, для этого нужны долгосрочные целенаправленные профилактические программы, основанные на современных интерактивных методах обучения, системе "Равный обучает равного". Для создания эффективной системы превентивных мероприятий, которые приводили бы не только к высокому уровню знаний среди учащихся о проблеме ВИЧ-инфекции, но и были способны сформировать ответственное отношение к своему здоровью, изменить рискованное поведение, необходимо внедрение в образовательных учреждениях специальных профилактических программ.

1) методические рекомендации "Организация работы по профилактике ВИЧ-инфекции в образовательных учреждениях Свердловской области" (приложение N 1);

2) график обучения специалистов информационно-методических центров органов управления образованием муниципальных образований Свердловской области по программе профилактики ВИЧ-инфекции в образовательных учреждениях Свердловской области (приложение N 2).

2. Главному врачу ГБУЗ Свердловской области "Свердловский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" Подымовой А.С., директору государственного бюджетного образовательного учреждения "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Ладо" Петровой И.В. организовать обучение специалистов-тьюторов информационно-методических центров органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по программе профилактики ВИЧ-инфекции, в образовательных учреждениях в соответствии с приложением N 2 (срок: 1 квартал 2012 года).

3. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования:

1) организовать обучение специалистов-тьюторов информационно-методических центров органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по программе профилактики ВИЧ-инфекции в образовательных учреждениях в соответствии с приложением N 2 (срок: 1 квартал 2012 года);

2) силами подготовленных специалистов-тьюторов обучить педагогов образовательных учреждений по программе профилактики ВИЧ-инфекции в образовательных учреждениях Свердловской области (срок: 2 квартал 2012 года);

3) внедрить программу профилактики ВИЧ-инфекции в образовательных учреждениях Свердловской области (срок: с 1 сентября 2012 года);

4) обеспечить контроль за реализацией программы профилактики ВИЧ-инфекции в образовательных учреждениях Свердловской области.

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Свердловской области Д.Р. Медведскую и заместителя министра общего и профессионального образования Свердловской области Ф.Г. Исламалиева.

Заместитель Председателя Министр здравоохранения

Правительства Свердловской области - Свердловской области

Министр общего и

Приложение N 1
к Приказу
от 1 декабря 2011 г. N 855-и/1344-п

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

Данная профилактическая программа разработана и предназначена для учителей средних общеобразовательных учреждений, а также может быть полезна преподавателям начального и среднего профессионального образования, занимающимся профилактикой ВИЧ-инфекции, социальным педагогам, психологам, методистам и другим работникам образовательных учреждений. В настоящих материалах представлены основные подходы к осуществлению профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде, теоретические основы по вопросам ВИЧ-инфекции, нормативно-правовая база в сфере регулирования противодействия распространения ВИЧ-инфекции.

Отличительной особенностью данной профилактической программы является то, что она включает в себя не только теоретические аспекты по организации профилактической работы по ВИЧ-инфекции в образовательной среде, но и практическое применение через предметное обучение и организацию внеурочной деятельности учащихся, проведение родительского всеобуча.

Данная программа содержит разработанные внеклассные мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции, варианты уроков по биологии, математике, географии, литературе, а также мультимедийную программу для родителей.

А.С. Подымова - главный врач ГБУЗ СО "Свердловский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями", к.м.н.

О.Г. Прохорова - заведующая отделом профилактики ГБУЗ СО "Свердловский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями".

О.И. Кравченко - врач ГБУЗ СО "Свердловский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями".

Т.Т. Федотова - врач ГБУЗ СО "Свердловский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями", к.м.н.

И.В. Петрова - директор ГБОУ СО для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Ладо".

М.П. Макарова - заместитель директора по реабилитации и проектному сопровождению.

Е.Н. Дыненкова - руководитель Реабилитационного отдела.

Т.Р. Дильмиева - методист по межведомственному взаимодействию.

В том или ином смысле,
мы все живем с ВИЧ.
Мы все сталкиваемся с ним.
Мы все должны нести
ответственность за меры
противодействия.

Генеральный секретарь ООН
Пан Ги-Мун на рассмотрении
Генеральной Ассамблеей
Декларации об обязательствах
по ВИЧ/СПИД, 21 мая 2007 года

По общему признанию, СПИД представляет собой чрезвычайную ситуацию в области глобального здоровья и развития и является одним из судьбоносных вопросов нашего времени. От него уже умерло более 25 миллионов человек, а число людей, живущих с ВИЧ, продолжает увеличиваться. По данным UNAIDS, количество заболевших в мире составляет свыше 36 млн. человек. Каждый день в мире выявляется 7400 новых случаев ВИЧ-инфекции, а 5500 человек умирают от заболеваний, вызванных СПИДом. Более 17 млн. детей в мире потеряли одного либо обоих родителей.

В эпидемический процесс ВИЧ-инфекции вовлечены все социальные и возрастные группы населения. Несмотря на выраженную тенденцию вовлечения в эпидпроцесс ВИЧ-инфекции старших возрастных групп, наибольшая доля ВИЧ-инфицированных приходится на лиц молодого возраста.

Принимая во внимание международный опыт борьбы с эпидемией ВИЧ-инфекции и опыт, накопленный в России, можно констатировать, что превентивное обучение в области ВИЧ/СПИДа позволит не только уменьшить угрозу заражения, но и создать у подрастающего поколения установки на формирование навыков здорового образа жизни и ответственного поведения.

Молодежь - мощный ресурс деятельности в области профилактики. Придерживаться безопасного поведения и установок легче, если привыкать к ним заранее. Необходимость проведения информационно-просветительских мероприятий среди населения, в особенности среди молодежи, которая подвергается наибольшему риску заражения ВИЧ, не вызывает сомнения.

Учащиеся всех образовательных учреждений РФ независимо от формы собственности, программ обучения и других различий имеют право на получение адекватной и полной информации, которая помогла бы им избежать заражения ВИЧ. Конечной целью обучения является создание у молодого человека мотивации на самостоятельный и осознанный выбор поведения, препятствующего риску заражения ВИЧ.

Ежегодно через образовательные учреждения Свердловской области проходит более 90% детей и подростков. Образовательные учреждения оказывают значительное влияние на формирование и развитие личности учащегося; имеют доступ к семье несовершеннолетнего и механизмы воздействия на семейную ситуацию; располагают квалифицированными специалистами (педагогами, психологами, социальными работниками и др.), поэтому образовательная среда наиболее оптимальна для проведения эффективной профилактической работы в области ВИЧ/СПИДа, формирования толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным.

Важная роль в профилактическом образовании принадлежит учителю, который должен иметь соответствующую профессиональную подготовку и владеть эффективными методиками профилактической работы. Необходимым условием повышения профессиональной компетенции учителей является учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Представленная вашему вниманию Программа разработана совместно специалистами государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" и специалистами государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Ладо" с целью обучения педагогов, осуществляющих деятельность по профилактике ВИЧ-инфекции в образовательной среде.

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

По оценкам экспертов ВОЗ, снизить темпы развития эпидемии возможно, в первую очередь, за счет просвещения людей с целью изменения их поведения в сторону безопасного.

Образовательная среда имеет большой ресурс для прямого и опосредованного влияния на систему ценностей детей и подростков, что позволяет в зависимости от целевой аудитории и ожидаемых результатов реализовывать профилактические программы различного уровня. Профилактическая работа может вестись как через предметное обучение, так и через организацию внеурочной деятельности учащихся. Применение нескольких подходов к профилактике, возможное только в образовательной среде, существенным образом повышает ее эффективность.

Дети и подростки, находящиеся в образовательной среде, имеют еще не сформированную систему жизненных ценностей, которую можно пытаться изменить путем проведения профилактической работы и повышения мотивации к здоровому образу жизни.

Направления превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа

Эксперты ВОЗ и отечественные ученые выделяют сегодня наиболее перспективные направления превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа:

Содержание:
1.Введение
2. Обоснование целесообразности разработки и реализации Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде
3. Нормативное правовое обеспечение разработки и реализации Концепции
4. Цель и задачи Концепции
5. Основные положения Концепции
6.Базовые принципы организации превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде
7. Основные направления превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде
8. Механизмы реализации Концепции
9. Глоссарий

Разработчики:
Минобрнауки Российской Федерации
Минздравсоцразвития Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Московский государственный медицинский стоматологический университет
Государственные учреждения и Общественные организации
Инициировано Бюро ЮНЕСКО в г.Москве

1. Введение
Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде предназначена для реализации на территории Российской Федерации учреждениями и организациями системы Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами, международными и общественными организациями, занимающимися превентивным обучением в области профилактики ВИЧ/СПИД.
Концепция содержит основные положения организации и проведения превентивного обучения в области ВИЧ/СПИД в образовательной среде. Своевременное и полномасштабное внедрение ее положений позволит сдер-жать темпы роста эпидемии на территории Российской Федерации за счет повышения информированности детей и молодежи о путях передачи ВИЧ/СПИД и мерах предупреждения заражения; воздействия на поведение детей и молодежи с ориентацией на ответственность и здоровый образ жизни.

7. Основные направления превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде
Превентивное обучение должно быть комплексным и развиваться по раз-ным направлениям. По мнению экспертов ВОЗ и отечественных ученых, наиболее перспективными направлениями на сегодняшний день признаны:
просвещение и информирование в области ВИЧ/СПИД;
обучение ответственному поведению детей и молодежи;
формирование условий, поддерживающих профилактическую деятель-ность.
7.1 Просвещение и информирование в области ВИЧ/СПИД
Глобальная задача этого направления - обеспечить предоставление всесторонней и точной информации о путях заражения ВИЧ и мерах их предупреждения; обстоятельствах, повышающих риск заражения (злоупотребление наркотическими средствами, ИППП и др.).
К информированию детей и молодежи в области ВИЧ/СПИД необхо-димо широко привлекать центральные и местные СМИ, включая телевидение. Для обеспечения достоверности и безопасности информации к подготовке журналистов, освещающих темы ВИЧ/СПИД необходимо привлечение врачей, психологов, учителей.

7.2 Обучение ответственному поведению несовершеннолетних и молодежи.
Реализация этого направления профилактической работы возможна только в рамках превентивного обучения с формированием мотивации на здоровый образ жизни, изменение проблемного и рискованного поведения, повышение социальной, межличностной компетентности на основе профилактических образовательных программ.
Задача подобных программ: формирование личностных ресурсов, эффективных стратегий поведения, способствующих формированию ответст-венности за свою собственную жизнь, осознанный выбор здорового образа жизни, приобретение уверенности для противостояния негативному влиянию среды, минимизацию проявлений рискованного поведения, формированию здоровой полоролевой и семейной идентификации личности, отсрочки сексу-ального дебюта.

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) — вирус, вызывающий поражение Т-лимфоцитов

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) — комплекс вторич-ных симптомов, вызываемых ВИЧ, характеризующийся присоединением оппортунистических инфекций и развитием полиорганной недостаточности

Психоактивные вещества (ПАВ) — химические и фармакологические сред-ства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие; к ним относятся: наркотические вещества (наркотики), транквилизаторы, алкоголь, никотин и другие средства.

Наркотики — ПАВ, включенные в официальный перечень

Злоупотребление ПАВ — неоднократное употребление ПАВ без назначения врача, имеющее негативные медицинские и социальные последствия

Профилактика распространения ВИЧ/СПИД в образовательной среде — комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприя-тий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих ВИЧ-инфицированию, на предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий ВИЧ-инфицирования

Однако, по опыту преподаватели проблем здоровья знают, что только лишь предоставление информации оказывает незначительное положительное влияние на поведение. Поэтому важно, чтобы учителя, преподающие данный предмет, приняли во внимание те стратегии образования по проблемам здоровья, которые могут повлиять на поведение.

Учителя сами являются основными источниками информации в данной программе, поскольку то, чему научатся молодые люди, будет напрямую зависеть от того, как учителя будут отвечать на их вопросы, как они будут отражать различные точки зрения, и, главным образом, от того уважения, с которым они будут относиться к вопросам и ответам молодых людей.

Для того, чтобы учащиеся были активными участниками процесса обучения, учителя должны тщательно продумать свою роль. В общем смысле она сводится скорее к роли помощника, обеспечивающего процесс познания при помощи активных методов обучения, таких как ролевые игры, обсуждения, исследования, написание сочинений, и т.п.

Такой учебный процесс предоставляет время для оценки влияния поведения и, возможно, будет способствовать развитию того отношения и приобретению тех ценностей, которые станут опорой школьнику на всю жизнь.

Необходимо применять такие подходы к обучению, которые являются результативными и одновременно интересными для учащихся. Чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше знаний и навыков усваиваются ими. Разнообразие методов делает процесс обучения более творческим и позволяет осуществлять всестороннее воздействие на учащихся.

Успешные обучающие подходы

Сексуальное и половое образование требует особых подходов, т.к. затрагивает щепетильные темы, относящиеся к интимной жизни человека. Усложняет проведение такого рода мероприятий отсутствие навыка вести беседы в семье, недостаток или незнание позитивных терминов, с помощью которых могли бы свободно говорить на тему сексуальных отношений супруги между собой, родители с детьми, учителя со школьниками, отсутствие доверительных отношений молодежи и родителей (учителей) и др.

Все это приводит к недопониманию значимости обучения молодежи по проблемам вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), инфекций передаваемых половым путем (ИППП), репродуктивного и сексуального здоровья, вызывает множество споров в обществе и, нередко, противопоставляется принципам нравственности и морали. В результате, даже уроки анатомии в школе по половой системе человека воспринимаются учениками несерьезно, студенты, хотя и внимательно слушают информацию, редко что-либо спрашивают и ведут себя замкнуто.

Поэтому традиционные методы преподавания, которые отводят педагогу авторитарную позицию, являются малорезультативными. При доминирующем отношении педагога вряд ли подросток займет активную позицию на занятиях и будет высказывать свое мнение по таким деликатным вопросам. Требуется преобразование отношений учителя и учащегося в более доверительные.

Модели взаимодействия педагога и школьника на основе сотрудничества, характеризующегося доброжелательностью, взаимным доверием, открытостью, готовностью выразить свое мнение, умением координировать свою точку зрения с другими, практически реализуются через интерактивные методы обучения (слово интерактив произошло от английских слов inter - взаимный и act -действие и означает взаимодействие).

В учебном процессе роль преподавателя из носителя информации и знаний меняется на роль организатора учебного процесса, основанную на поддержке и стимулировании познавательной деятельности учащегося, на создании условий для творчества и обучение творчеством. Только в том случае, когда преподаватель вместе с учащимися сопереживает, осмысливает и выражает свое отношение к содержанию излагаемого материала, активность учителя уступает активности обучающегося.

На занятиях, проводимых интерактивным методом, учащийся начинает взаимодействовать с другими, вносит дополнения или поправки в учебное содержание, сам выступает в качестве источника информации, самостоятельно находит решение проблемы. Интерактивное обучение реализует основную человеческую потребность в общении.

Главное достоинство такого обучения в том, что опыт, полученный при решении учебных задач, личность может перенести на внешний мир, поскольку в процессе активного взаимодействия усваиваются еще и поведенческие функции, формируются жизненные навыки.

Жизненные навыки представляют собой способность к адаптации и практике положительного поведения, что позволяет людям эффективно решать проблемы и преодолевать трудности в повседневной жизни

В процессе интерактивного обучения происходит осознание подростками и молодыми людьми ценностей других людей, формирование потребности оказывать поддержку другим людям в ходе совместной работы.

В системе интерактива учебное занятие предлагает учащимся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. Поэтому от педагога требуются не только знания, но и высокие коммуникативные умения и навыки, позволяющие вести диалог с молодежью на деликатные темы, дать правильный совет, стать взрослым другом.

Использование интерактивных методов обучения, когда обучаемые будут не пассивными слушателями, а активными участниками, включенными в познавательную деятельность, сделает учебный процесс интересным и результативным. Чем больше степень участия учащихся в процессе познания, тем больше знаний и навыков они усвоят.

Обучение, основанное на формировании навыков безопасной жизнедеятельности

Принцип формирования жизненных навыков - выработка навыков к адаптации позитивному поведению и преодолению трудностей повседневной жизни, или обучения жизненным навыкам является сравнительно новым подходом к развитию ребенка и его воспитанию. И школа играет одну из первостепенных ролей в формировании жизненных навыков.

Жизненные навыки включают в себя группу психосоциальных компетенций и навыки межличностного общения, помогающие людям принимать информированное решение, решать проблемы, мыслить критически и творчески, эффективно общаться, строить здоровые взаимоотношения, сопереживать, справляться с жизненными проблемами и вести здоровый и продуктивный образ жизни.

Обучение на основе привития жизненных навыков - это обучение хорошего качества и качественное обучение здоровью. Оно основано на важном и эффективном содержании и широком участии или методах интерактивного обучения.

Образование в области здоровья, основанное на привитии навыков, представляет собой подход к созданию или внедрению здорового образа жизни (ЗОЖ) и условий на основе знаний, отношений и навыков с использованием познавательного опыта с акцентом на методике совместного участия.

Опыт предотвращения распространения ВИЧ показал, что знания нужны, но знания недостаточны для снижения рискованного поведения. Требуется также активное овладение навыками применения полученных знаний на практике или формирование соответствующего поведения.

На этой таблице показано, как учащиеся могут применять один или несколько жизненных навыков, практикуя выбор положительного поведения, и создание здоровых условий в случае появления какой-либо обеспокоенности по поводу здоровья.

vich_t_6.jpg

Профилактика ВИЧ-инфекции

Для достижения образовательных целей и задач образования в области здоровья на основе жизненных навыков необходимы соответствующие эффективные методы преподавания и обучения.

Эффективное обучение включает в себя моделирование, наблюдение и социальное взаимодействие. Интерактивные методы преподавания и обучения или методы на основе широкого участия являются важной частью образования в области здоровья.

Интерактивные навыки и методы обучения

Это соответствует постулату о том, что каждый из нас должен нести определенную ответственность за тот образ жизни, который мы выбираем, и за то, как он сказывается на нашем здоровье и благополучии.

К участию в обсуждении и других видах работ в классе необходимо побуждать всех. Однако ученик должен обладать правом отказаться от подобного участия, когда это ему по какой-то причине неприятно.

Открытость в высказываниях будет лишь тогда, когда учащиеся усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, что недопустимо судить о людях лишь на основе изложенных ими мыслей. Необходимо дать учащимся понять, что обидные высказывания ранят другого человека, тогда как такие выпады по отношению к нему допускаются.

Каждый вопрос имеет свою ценность. Внушайте учащимся, что к любому их вопросу отнесутся с должным уважением и на любой из них они получат ответ в рамках образовательной программы. Глупых вопросов не бывает.

Существует пять основных навыков межличностного общения, которые могут помочь учителю облегчить установление контакта с классом, а всем участникам дискуссии контакта друг с другом.

К ним относятся:

Умение слушать - обусловленный внешним воздействием вид деятельности, который требует одновременного задействования органов чувств слушающего в ответ на поведение другого лица.

Учитель может совершенствовать умение слушать, обращая внимание на вербальные и невербальные признаки реакции учащегося в ответ на такие факторы, как ассоциативность мыслей, перемена темы в разговоре, предварительные и заключительные замечания, повторяющиеся высказывания, противоречия и опущения в беседе, а также скрытый подтекст разговора.

Умение разъяснять - разъяснение помогает учащимся и учителю выработать новое понимание темы за счет создания схемы осмысления. Как процесс разъяснение очень схоже с интерпретацией.

Умение задавать вопросы - при попытках учителя понять, что думает ученик о предмете дискуссии, очень полезным может оказаться использование вопросов. Задавать вопросы необходимо нечасто и осмотрительно.

Вот несколько советов, как следует эффективно задавать вопросы:

- задавайте лишь один вопрос. Не задавайте несколько вопросов один за другим;

- дайте ученику возможность ответить на поставленный вопрос. Прежде чем предложить вариант ответа, подождите, по крайней мере, полминуты. Иногда бывает так, что на вопросы, обращенные к ученику, отвечает сам учитель;

- оцените ответ учащегося. Поблагодарите ответившего ученика за ответ. Если ответ неверный, подбодрите его, а затем дайте верный ответ;

- завершайте диспут на положительной ноте. Заканчивая задавать вопросы, старайтесь создать положительный настрой. Скажите ученикам, что ваши вопросы были не из легких и что они хорошо поработали, отвечая на них.

Обратная связь

Правила обратной связи:

• Говорить от своего лица и только о том, что видел и слышал
• Отметить положительные моменты
• Предоставить рекомендации по улучшению

Общепризнанно, что методика преподавания также важна, как и содержание программы. Большинство уроков по формированию культуры здоровья должно быть основано на активном вовлечении учеников в процесс обучения. В связи с этим предоставляется вполне оправданный интерес к интерактивным методам обучения.

Под интерактивным понимается обучение, учитывающее психологию человеческих отношений. Здесь центральной фигурой является группа учеников, которые совместно ищут решение общей задачи, активно взаимодействуют друг с другом и учителем, имеют возможность делиться своими переживаниями, предположениями, при этом не испытывая страха оценки.

Учитель в данной ситуации очень бережно относится к любому мнению, не навязывает своей точки зрения, предельно внимателен к тому, как осуществляется взаимодействие между членами группы. Это позволяет превратить обучение в некую модель социального общения личностей в реальной творческой (продуктивной) деятельности.

Доступ к своим внутренним ресурсам ученики получают в условиях комфортной психологической атмосферы, создаваемой учителем.

Это становится возможным при наличии трех условий:

• Искренности;
• Уважения, принятия;
• Эмпатии.

Таким образом, процесс образования становится увлекательным, востребованным, комфортным. Возрастает мотивация учеников.

При планировании обучения, основанного на привитии жизненных навыков, важно рассмотреть сначала цели и задачи, а после этого содержание и методы.

Цели обучения, основанного на привитии жизненных навыков, дают общее описание вопросов здоровья или связанных с ним социальных вопросов, на которые необходимо повлиять каким-то определенным образом.

Задачи дают конкретное описание поведения или условий, которые при положительном решении окажут благоприятное воздействие на цели. На поведение и условия оказывают влияние многие факторы.

Содержание обучения является четким отражением конкретных знаний, отношений и навыков, включая жизненные навыки, в овладении которыми молодым людям необходимо помочь, чтобы они практиковали такое поведение или создавали условия, описанные в задачах.

Методы

После определения содержания делается выбор методов, которые наилучшим образом подходят для данного содержания.

В этой части данного раздела предлагаются методы интерактивного обучения. Выбор того или иного метода обучения определяется исходя из учебных задач урока, степени владения учителем той или иной методикой, контекста ситуации.

Для проведения уроков учитель может применять различные формы и методы обучения:

Применение различных форм и методов обучения позволяет привить ученикам навыки умения слушать, общения и ведения дискуссии, принятия решения и оказания помощи. Обязанность учителя - создать на уроке благоприятную атмосферу, которая способствовала бы усвоению материала.

Вот некоторые из полезных правил:

• уметь слушать друг друга - это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его;
• говорить должен кто-то один. Во время обсуждения в группе говорить должен кто-то один. Умение слушать и требование, что говорить должен один человек - это два правила, которые дополняют друг друга;

• разрешать спорить, обмениваться мнениями и выделять на это время;
• выслушивать и уважать мнения учащихся;
• поощрять участников помогать преподавателю и друг другу;
• относиться к участникам как к членам команды.

Что не нужно делать в процессе интерактивного обучения:

• давать в процессе обучения больше, чем можно усвоить;
• злоупотреблять своими любимыми навыками обучения;
• заканчивать занятия, ссылаясь на нехватку времени;
• дважды использовать одну и ту же модель занятий;
• слишком опекать учащихся.

Необходимыми качествами учителя должны быть: умение выделить ключевые идеи, дать ученикам почувствовать свое понимание их нужд, ценностей, высказываний, умение вмешаться, когда ученики выражаются недостаточно ясно.

Очень важно создать хорошую атмосферу для обучения и поощрять учащихся к обсуждению. Обстановка в классе должна быть неофициальной, чтобы в ней легко было дискутировать. Желательно использовать методы обучения, позволяющие учащимся на практике применять то, что они услышали в процессе обучения.

Педагогический процесс в любой образовательной организации, будь то школа, лицей, колледж или вуз является целостным процессом обучения и воспитания. Обучение - это двухсторонний процесс и представляет собой совместную деятельность учителя и учащегося, когда первый передает знания и руководит процессом обучения, а второй учится, усваивая знания и вырабатывая на их основе умения и навыки. В процессе обучения ученик формирует свое мировоззрение и развивает свои способности.

Читайте также: