Конспект урока животные паразиты

Обновлено: 25.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Урок биологии 7 класс

Тема. Паразитические беспозвоночные животные.

Образовательная: сформировать у школьников понятие о паразитических беспозвоночных, которые вызывают заболевания человека и животных, показать роль ученых в борьбе с паразитическими организмами;

Развивающая: развивать умение сравнивать биологические объекты и их значение для организмов, учитывая негативное влияние паразитических форм на здоровье человека, продолжать формирование логического мышления;

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к собственному организму и окружающим людям; воспитывать чувство ответственности за здоровье.

Базовые понятия и термины: паразиты, гельминты, промежуточный хозяин, окончательный хозяин, кутикула, гиподерма, личинка, миграция, финна, карпоид, чесотка, эктопаразиты, эндопаразиты.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Место урока в учебной теме. Текущий.

Межпредметные связи: экология, медицина.

И. организационный этап.

Поздравление. Подготовка класса к уроку.

ИИ.Актуализация опорных знаний.

Животный мир очень разнообразен.

Методом логической цепочки вспомнить, какие из них имеют негативное значение в природе и жизни человека.

Какие из них вызывают заболевание у человека?

Показать слайды (2 – 4) с представителями паразитических простейших, которые изучали в 6 – м классе.

Ученики вспоминают о заболеваниях, которые вызывают паразитические простейшие.

1.Ученик Малярийный плазмодий вызывает малярию, протекающую с приступами лихорадки, изменениями в крови, увеличением печени и селезенки. Источником болезни является больной малярией человек, а переносчиком - самка малярийного комара. Самка комара, заражая при сосании крови больного, становится способной передавать плазмодии. Здоровый человек заражается при укусе комара, инфицированного плазмодиями, с чьей слюной возбудители проникают в организм.

2.Ученик Лейшмания встречается в тропиках. Вызывает группу болезней - лейшманиозы, протекающие с поражением кожи и слизистых оболочек или внутренних органов. Переносчиком лейшманиоза являются москиты, которые заражаются при сосании крови больного человека или животного. Слайд № 3

Возбудитель проникает в организм человека при укусе москита.

Ученик Лямблии. Они паразитируют в тонкой кишке, иногда в желчном пузыре. Заражение происходит при употреблении загрязненных цистами продуктов и воды, а также через руки и предметы быта. Попав в желудочно-кишечный тракт человека, лямблии размножаются в тонкой кишке, иногда в большом количестве, вызывая раздражение слизистой оболочки. Появляются боли в верхней части живота или в области пупка, отмечаются вздутие живота, урчание, тошнота. Могут быть запоры, сменяющиеся поносами (с примесью слизи). Чаще всего болеют дети.

Профилактика: Личная гигиена, защита продуктов питания от загрязнения, борьба с мухами. Слайд № 4

3.Ученик Дизентерийная амеба - постоянный паразит человека, возбуждает амебиаз. Может образовывать цисты в толстой кишке человека. Их диаметр 8 - 15 мк. Она вызывает появление язв в толстом кишечнике. Эта амеба вызывает заболевание похожее на дизентерию.

4.Ученик Трипаносома (Сонная болезнь). Переносчиками трипаносом являются кровососущие насекомые: двукрылые — муха цеце. попав в организм позвоночных трипаносоми первые 9 — 10 суток размножаются под кожей, затем переносятся в лимфатической системе, из которой попадают в кровь, которая в свою очередь, разносит их во все ткани и органы. Преимущественно накапливаются в спинном и головном мозге. При этом возбудители разрушают ткани и клетки органов и отравляют организм своими токсинами. Слайд № 5.

III. Мотивация учебной деятельности.

Вместе с учениками составляется план изучения данной темы. (Слайд 6)

Что такое паразитизм?

А какие существуют паразитические животные?

Какие существуют паразитические организмы?

Каковы признаки паразитических организмов?

Какую опасность представляют для нас паразитические черви?

Как они приспособлены к жизни в других организмах?

Как уберечься от заражения этими червями?

На все эти вопросы мы будем отвечать в течение урока.

Перед вами на столах карточки, по ходу урока вы их должны заполнить.

IV. Восприятие и усваивание учениками нового материала.

1. Рассказ учителя.

Паразитизм - это форма межвидовых взаимоотношений двух организмов, при которых организм использует другой либо в качестве среды обитания, либо в качестве источника пищи. (Записать определение термина в тетрадь)

Паразитические организмы поражают все органы и ткани человека.

Какие организмы называются паразитами?

Паразиты, обитающие на наружных покровах (блохи, вши).

Экзопаразиты паразиты, обитающие в полостях тела - тканях (гельминты).

Эндопаразиты паразиты, обитающие в крови (малярийный плазмодий).

Паразиты могут быть временными, когда организм хозяина подвергается нападению на короткий срок или на время питания (клопы).

Есть и постоянные паразиты; к ним относятся простейшие – малярийный плазмодий, дизентерийная амеба, плоские черви, аскариды , членостоногие (вши), чесоточный зудень.

2. Паразитические черви

Рассказ учителя. Паразитические черви получили общее название — гельминты. Наука, изучающая паразитических червей, называется гельминтологией. (Записать определение термина в тетрадь).

Работа учащихся с учебником и дополнительной литературой.

Проработка материала учебника:

-паразитические формы плоских червей – сосуны и стьожаки;

-паразитические формы круглых червей – аскарида, гострик.

хозяин Окончательный хозяин Где паразитируют Пути заражения Профилактика

Ученики вместе проверяют таблицу.

Рассказ ученика о Печеночный сосальщиков ( просмотр слайда 7)

Рассказ ученика о Бычий цепень (просмотр слайдов 8 - 9)

Слайд №8 Слайд №9

Рассказ ученика о Кошачий сосальщики ( просмотр слайдів10)

Рассказ ученика об Эхинококке .( просмотр слайдів11 - 12)

Слайд № 11 Слайд № 12 Финны эхинококка

Рассказ ученика о круглых червях-аскариде, трихинелле, острике (просмотр слайдов13-15)

Слайд №13 слайд № 14 Слайд №15

Далее изучение циклов развития паразитических червей ( просмотр слайдів16 - 19).

Слайд № 16 Слайд №17 Слайд №18

Рассказ учителя с элементами беседы

Надо обратить внимание учеников на то, что все паразитические формы приобрели в процессе эволюции определенные приспособления к паразитизму.

Вместе с учениками определяем черты приспособления к паразитизму

(записать в тетради выводы):

— наличие защитного покрова (кутикулы) на теле паразита,

что препятствует перевариванию соками хозяина;

- разнообразные органы прикрепления к телу хозяина: присоски, крюки и др.;

- регрессивное развитие нервной системы и органов чувств;

- просто устроена пищеварительная система или ее отсутствие;

- чрезвычайно высокая плодовитость;

- усложнение цикла развития, заключающееся в чередовании

способов размножения и смене хозяев.

3. Проработка материала о паразитических беспозвоночных

Работа учащихся с учебником.

-паразитические ракообразные – коропоїди;

-паразитические паукообразные – клещи;

- паразитические насекомые-кровососы, жалоносные, переносчики возбудителей болезней.

Далее учащиеся определяют, какой вред оказывают паразитические беспозвоночные (просмотр слайдов 20 – 22).

Слайд №20 Слайд № 21 Слайд №22

V. осмысление объективных связей и взаимозависимостей в изученном материале.

Ученики отвечают на вопросы, которые задали в начале урока

1. Что такое паразитизм?

2. Каковы признаки паразитических организмов?

3. Какие паразитические черви вам известны?

4. каковы меры борьбы с паразитическими червями?

5. каков цикл развития печеночного сосальщика?

6. каков жизненный цикл кошачьего сосальщика?

7. какие приспособления плоских червей к паразитическому образу жизни вам известны?

9.Характерные признаки ленточных червей?

10. каков жизненный цикл бычьего цепня?

12. как предотвратить заболевания гельминтозом?

VI. Обобщение и систематизация знаний.

Методы борьбы и профилактика заражения паразитическими организмами.

Учащиеся составляют памятки

1.выявлять и лечить больных людей с обязательным обеззараживанием фекалий.

2.Сырые фрукты и овощи перед употреблением обдавать кипятком.

3. не пить сырую воду из рек или озер.

4. Вести борьбу с мухами.

5.не использовать мясо, которое не прошло ветеринарно-санитарного контроля.

6. Подвергать термической обработке мясо.

7. соблюдать правила личной гигиены.

8. проводить санитарно-просветительскую работу среди населения.

Работа с карточками, выполнение тестовой работы.

Урок биологии в 7 классе ПИ_____________________ Дата ______

Тема урока . Паразитические беспозвоночные.

хозяин Окончательный хозяин Где паразитирует Пути заражения Профилактика

1. Из приведенного перечня выбрать животные, которые не принадлежат к классу Ленточные черви:

А) Бычий цепень Б) Печеночный сосальщиков; В) Свиной цепень.

2. Из приведенного перечня выбрать животные, которые относятся к классу Сосуны:

А) Бычий цепень Б) Печеночный сосальщиков; В) Планария молочно-белая.

3. Из приведенного перечня выбрать животные, которые не принадлежат к типу Круглые черви:

А) Лейшмания; Б) Аскарида человеческая; В) Трихінела.

4. Бычий и свиной цепень:А) Не имеют специальных органов прикрепления к организму хозяина;

Б) имеют головку, шейку и членики: В) имеют тело покрытое ресничками.

5. Круглые черви дышат: А) Жабрами; Б) Через поверхность тела; В) Легкими.

Конспект занятия содержит описание таких понятий, как паразит, паразитоид, хозяин основной, промежуточный, описание некоторых циклов развития опасных паразитических заболеваний человека и животных.

ВложениеРазмер
ekologiya_obshchaya._zan._13._parazitizm.doc 65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель занятия: изучение нового теоретического материала и формирование понятийного аппарата учащихся.

  1. ознакомление учащихся со следующими понятиями: паразитоиды, микропаразиты и макропаразиты, иммунитет
  2. формирование навыков работы с информацией, навыков составления конспекта;
  3. воспитание интереса к изучению экологических закономерностей и природы Земли в целом.
  1. тетради, ручки;
  2. учебная литература по экологии и биологии;
  3. ноутбук, электронные презентации, видеоматериалы.
  1. Организационная часть занятия. Приветствие.
  2. Основная часть занятия.

Теоретическая часть занятия.

  1. Паразит в течение своей жизни нападает всего на одну особь, лишь в редких случаях – на многих, поедает только часть веществ своей жертвы (хозяина); паразит причиняет хозяину вред, но редко приводит его к быстрой гибели.
  2. Паразит обязательно живет (постоянно или временно) в теле или на поверхности тела своего хозяина, поэтому паразиты обычно намного мельче хозяина.
  3. Паразит гораздо теснее связан со своим хозяином, чем хищник с жертвой. Это результат естественного отбора и узкой специализации видов.

Ленточные черви, печеночная двуустка, вши, многие клещи, вирус кори и туберкулезная палочка – это примеры паразитов, которые поражают животных и ослабляют их здоровье. Существует множество видов, паразитирующих на растениях. К ним относятся грибы и микроорганизмы. Таковы, например, повилика, заразиха, фитофтора, вирус табачной мозаики, головневые и ржавчинные грибы. Общее название паразитов, которые поражают растительные организмы, - фитопатогены.

Паразитоиды. Некоторых насекомых выделяют в отдельную экологическую группу паразитоидов. Взрослые насекомые этой группы ведут свободный образ жизни, но яйца откладывают либо в тело личинки другого насекомого, либо на поверхность его, иногда – в тело пауков и мокриц. Вылупившиеся из яиц личинки развиваются в теле своего хозяина, питаясь его тканями. Вначале личинка наносит хозяину незначительный вред, но по мере своего развития она почти целиком съедает его. В конце концов, появляется взрослое насекомое - паразитоид, полностью разрушив тело своего хозяина. Паразитоиды, как и паразиты, также не вызывают быстрой гибели хозяина, но со временем она неизбежна.

Паразитоиды занимают промежуточное положение между хищниками и паразитами. С хищниками их сближает то, что от их действий хозяин погибает. Однако настоящий хищник непосредственно нападает на свою жертву и питается ею. Нападением паразитоида на жертву (хозяина) является откладывание яйца, хотя в действительности именно личинка, которая вывелась из яйца, питается за счет хозяина.

Истинный паразитизм характеризуется узкой специализацией видов, так как хозяин обеспечивает паразиту и пищу, и микроклимат, и защиту, и местообитание. Чем лучше паразит приспособлен к особенностям организма хозяина, тем успешнее его размножение и развитие потомства. Каждый год миллионы людей гибнут от различных инфекций, становятся инвалидами в результате заражения паразитами. Если добавить болезни домашних животных, то урон становится неисчислимым.

Паразитов подразделяют на две основные категории: микропаразитов и макропаразитов. К микропаразитам относятся те, которые непосредственно размножаются внутри тела хозяина, обычно внутри клеток. Макропаразиты растут в теле хозяина, но, размножаясь. Образуют особые формы, которые покидают одного хозяина, чтобы заселить другого. Наиболее известными микропаразитами являются бактерии и вирусы, например, возбудители кори и тифа, листовой мозаики культурных растений. Другая группа микропаразитов, поражающих животных, - это представители простейших, например, возбудитель малярии.

Микропаразитов можно разделить на тех, которые передаются от одного хозяина к другому непосредственно или при участии другого вида – переносчика.

Непосредственная передача возбудителя болезни бывает почти мгновенной, как это происходит при передаче паразитов, способных короткое время существовать в образующихся при кашле или чихании капельках влаги (например, грипп, корь). В других случаях паразит продолжительное время находится в покоящейся стадии, как бы поджидая нового хозяина, в которого попадает при поглощении пищи или воды (например, дизентерийная амеба).

Наиболее важные группы зоопаразитов, передающиеся через переносчика, принадлежат к простейшим. Например, переносимые мухой цеце трипаносомы, вызывающие сонную болезнь человека. Это и возбудители малярии, переносимые определенными видами малярийных комаров.

Одни из главных макропаразитов животных – глисты, или гельминты, к которым относятся ленточные черви (тип плоских червей), ряд видов круглых червей. К макропаразитам относятся также вши, блохи, клещи, грибы. К макропаразитам растений относятся грибы, вызывающие мучнистую росу, ржавчину, головню и другие заболевания, а также цветковые растения повилика, заразиха, раффлезия.

Круглые черви, живущие в кишечнике человека, передаются непосредственно от одного хозяина к другому и являются наиболее опасными кишечными паразитами, как по числу заболеваний, так и по ущербу, наносимому здоровью. Например, паразитический червь анкилостома вызывает анемию (малокровие). У этого и большинства других круглых червей яйца и личинки, прежде чем попасть в организм нового хозяина, должны некоторое время развиваться в почве. У таких макропаразитов. Как вши, все стадии жизненного цикла связаны с телом хозяина (млекопитающих, птиц, человека), а передача их осуществляется при непосредственном физическом контакте. Блохи, напротив, откладывают яйца и проходят личиночное развитие в жилище своего хозяина (норе, гнезде, доме). Молодые особи активно разыскивают новых хозяев, часто преодолевая для этого значительные расстояния.

Некоторые паразиты человека имеют очень сложный жизненный цикл. Ленточные черви, например, во взрослом состоянии живут в кишечнике человека, поглощая питательные вещества хозяина поверхностью своего тела. Тело состоит из большого числа члеников. Последние из этих члеников содержат в себе многочисленные яйца. Постепенно отпадают от тела червя и выводятся из организма хозяина вместе с экскрементами. Для нормального развития личинок яйца должны попасть в организм промежуточного хозяина – того животного, в теле которого происходит одна из стадий развития паразита. Затем паразит вместе с пищей попадает в организм основного хозяина, где может поселиться и начать размножаться.

Для некоторых видов ленточных червей человек может быть не основным, а промежуточным хозяином, как, например, при заражении эхинококком. Личинки эхинококка, содержащиеся в плохо обработанной свинине, проникнув в ткани внутренних органов человека (печени или легких) развиваются до величины огромных пузырей.

Передача паразита от одного хозяина к другому является важнейшей стадией любого паразитарного заболевания. От особенностей передачи во многом зависит скорость распространения возбудителей болезни в популяции хозяина. Когда микропаразиты передаются непосредственно, заражение происходит при физическом контакте между особями хозяина, и скорость распространения возбудителя обычно прямо пропорциональна частоте встреч зараженных хозяев с восприимчивыми незараженными. Следовательно, в плотной популяции хозяина скорость распространения заражения всегда будет выше. Нежели в разреженной. Важное значение в распространении возбудителя имеют климатические факторы, оказывающие влияние на устойчивость короткоживущих инфекционных стадий, а также сезонные изменения частоты контактов. Эти вопросы составляют предмет эпидемологии – науки, изучающей факторы и характер распространения эпидемий заболеваний человека.

Огромное значение в динамике распространения инфекционных болезней имеет иммунный ответ. То есть способность организма хозяина к выздоровлению после заражения и иммунитет – память организма, обеспечивающая его невосприимчивость к данной инфекции. У млекопитающих, в том числе и у человека, иммунитет к некоторым видам инфекций может передаваться даже потомкам. Большинство вирусных и бактериальных заболеваний высших животных – лишь кратковременный эпизод их жизни. При паразитизме иммунный ответ тела хозяина носит непродолжительный характер, что приводит к устойчивому заражению и перезаражению.

Практическая часть занятия:

Просмотр видеоматериалов и электронных презентаций

Задание: обсудите в группе, в чем сходство и различие паразитизма и хищничества; какие факторы способствуют увеличению подверженности нападению паразитов на человека.

ВложениеРазмер
paraziticheskie_ploskie_chervi.doc 71 КБ
paraziticheskie_ploskie_chervi.pptx 1.11 МБ

Предварительный просмотр:

1) Организа
ционный момент

2) Актуализация знаний (фронтальный опрос)

3) Изучение нового материала

4) Закрепление изученного материала

5) Домашнее задание

Здравствуйте ребята! Садитесь! Проверить присутствие учеников

1. Дайте общую характеристику плоским червям (слайд 1)

2. Расскажите о местообитании и внешнем строении белой планарии (слайд 2)

3. Расскажите о внутреннем строении белой планарии (кожно-мускульный мешок, пищеварительная система, органы выделения) (слайд 3)

4. Расскажите о внутреннем строении белой планарии (дыхание, нервная система и половая система) (слайд 4)

Класс Сосальщики (Вид Печеночный сосальщик) представлен видами, паразитирующими в печени, печеночных ходах, в кишечнике животных и человека. Сосальщики являются эндопаразитами (паразитирующие внутри организма) (слайд 8). Сосальщики, вероятно, произошли от ресничных плоских червей, и поэтому у них много общих черт с планариями.

У печеночного сосальщика листовидное сильно сплющенное в спинно-брюшном направлении тело (длинной до 30 мм, а шириной до 8 – 13 мм), постепенно суживающееся к заднему концу. В половозрелой стадии печеночный сосальщик обитает в желчных протоках у овец, коз, КРС, буйволов, верблюдов, свиней, лошадей, зайцев и некоторых грызунов; встречается и у человека. В теле этих животных происходит половое размножение печеночного сосальщика.

Организмы, в теле которых происходит половое размножение паразитов, называются окончательными хозяевами , а организмы, в теле которых не происходит полового размножения, называются промежуточными хозяевами (слайд 9).

В связи с паразитическим образом жизни у печеночного сосальщика появились две присоски: ротовая, расположенная на переднем конце тела и брюшная – на брюшной стороне тела (слайд 10) . Они помогают сосальщикам удерживаться в желчных протоках. Ресничный эпителий у печеночного сосальщика отсутствует, а все тело покрыто многослойной плотной оболочкой – кутикулой, которая защищает паразита от воздействия желчи животного хозяина.

(слайд 11) Развитие печеночного сосальщика происходит с чередованием поколений. Цисты сосальщиков прикрепляются к травянистым растениям. Скот, поедая растения заражается, затем вместе с фекалиями яйца печеночного сосальщика попадают в окружающую среду. Для дальнейшего развития яйца должны попасть в воду. В воде из яйца выходит покрытая ресничками личинка. Она плавает, а затем проникает в тело малого прудовика. В его теле личинка превращается в бесформенный, неподвижный и лишенный ресничек мешок, в котором формируется несколько поколений зародышей. Таким образом на стадии личинки происходит дальнейшее размножение. Малый прудовик служит для печеночного сосальщика промежуточным хозяином. Личинки выходят из тела прудовика и вновь попадают в воду. Они активно плавают, при помощи имеющегося у них хвостика, а потом оседают в прибрежной растительности водоема. Там они отбрасывают хвостик, выделяют вокруг себя оболочку и превращаются в цисту. В такой стадии они сохраняют жизнеспособность длительное время. Поедая прибрежную траву, домашние животные заглатываю паразитов. В кишечнике этих хозяев цисты растворяются, паразиты внедряются в кишечные стенки, попадают в кровеносное русло и током крови заносятся в сосуды печени, проникая и в желчные ходы. Домашние животные и другие позвоночные – окончательные хозяева паразита. Могут заразиться и люди, поедая дикий лук или беря в рот травинки.

(слайд 12) Класс Ленточные черви (Свиной цепень и Бычий цепень) – это высокоспециализированные паразиты, обитающие в кишечнике животных и человека. (слайд 13) Приспособления к паразитическому образу жизни у цепней более совершенны, чем у сосальщиков. Тело цепней сильно вытянуто и бывает длиной до 10 м. Оно лентовидное, состоящее из члеников и напоминающее цепь. На переднем конце тела имеется маленькая головка, на ней расположены 4 присоски и хоботок с двумя рядами крючьев (они служат для закрепления паразита в кишечнике животного – хозяина). За головкой расположена шейка. У ленточных червей, как и у сосальщиков, тело покрыто эпителием и кутикулой, имеется кожно-мускульный мешок, а полость тела представлена паренхимой. Дыхание у них анаэробное. Нервная система развита слабо, а органы чувств отсутствуют. Пищеварительная система полностью отсутствует, и пища всасывается через покровы всей поверхностью тела.

У свиного цепня в каждом членике развиваются женская и мужская половые системы, поэтому этот плоский червь – гермафродит. Оплодотворение происходит как перекрестно, если членики разных особей соприкасаются друг с другом, так и в одном членике – самооплодотворением. Обычно сначала в члениках развиваются органы мужской половой системы, а затем в них образуются органы женской половой системы. После оплодотворения МПС постепенно исчезает, а по мере образования яиц весь членик наполняется ими. (слайд 14) Членики, которые находятся на заднем конце тела, заполнены зрелыми яйцами. Эти членики отрываются и выводятся из организма хозяина наружу с испражнениями. Один червь может продуцировать огромное число яиц – до сотен миллионов в год. При этом живут цепни несколько лет. Для бычьего цепня человек – окончательный хозяин, а промежуточным хозяином служит КРС. КРС может поглотить яйца цепня вместе с травой. В желудке животного из яиц выходят микроскопические личинки с крючками. С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в кровь, разносятся по всему телу животного и проникают в мышцы. Здесь шестикрючная личинка растет и превращается в финну – пузырек величиной с горошину, внутри которого находится головка цепня с шейкой. В недостаточно прожаренном или проваренном мясе личинки цепня сохраняются живыми. Если человек съест такое мясо, то он заражается им. Бычий цепень выделяет ядовитые вещества, от которых у человека появляются кишечные расстройства и развивается малокровие.

(слайд 15) Методы защиты от заражения паразитическими червями.

  • Соблюдение правил личной гигиены. Мойте руки перед едой, после работы с землёй, ухода за животными, посещения туалета.
  • Важное значение имеет очистка питьевой воды. Не пейте сырую воду, особенно из открытых водоемов.
  • Правильное приготовление пищи. Не употребляйте в пищу плохо проваренные или прожаренные мясо и рыбу. Необходим строгий санитарный контроль на бойнях.
  • Максимально тщательно мойте и по возможности обдавайте кипятком зелень, овощи и фрукты, подаваемые к столу в сыром виде.

Я вам предлагаю по цепочке читать утверждения с доски и отвечать верно оно или нет (слайды 16 – 25):

  1. Ведут паразитический образ жизни
  2. Брюшная присоска печеночного сосальщика служит для питания
  3. Печеночный сосальщик – раздельнополое животное
  4. Пищеварительная система у печеночного сосальщика отсутствует
  5. Окончательный хозяин у печеночного сосальщика – малый прудовик
  6. Заражение человека печеночным сосальщиком происходит при недостаточной термической обработке мясных продуктов, особенно печени
  7. Окончательный хозяин свиного цепня – свинья, реже собака, кошка, кролик
  8. Ротовое отверстие бычьего цепня находится между четырьмя присосками
  9. Образование новых члеников постоянно происходит на задней части тела бычьего цепня
  10. Свиные цепни – раздельнополые животные
  11. Из яйца цепня, попавшего в организм животного, выходит личинка – финна
  12. Сложный жизненный цикл со сменой хозяев и чередованием поколений

Вставьте пропущенные слова (слайды 26 – 33):

  1. Плоские черви, паразитирующие во внутренних органах хозяина, называются (эндопаразитами)
  2. Организм, в котором происходит половое размножение паразита, называется (окончательным хозяином)
  3. Печеночный сосальщик обитает в ( желчных протоках печени)
  4. У паразитических плоских червей дыхание (анаэробное)
  5. Окончательным хозяином печеночного сосальщика является (человек, овцы, козы, КРС)
  6. Для закрепления в кишечнике хозяина у бычьего цепня есть (присоски и крючки)
  7. Окончательным хозяином бычьего цепня является (человек)
  8. Заражение человека происходит, когда он употребляет в пищу (непрожаренную, непроваренную, непросоленную говядину или свинину)

(слайд 34) Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: Ленточные черви являются высокоспециализированными паразитическими животными. В связи с паразитическим образом жизни у них редуцируется ряд органов по сравнению со свободноживущими плоскими червями увеличиваются размеры тела, сильно развивается половая система, возрастает плодовитость.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Конспект уроков «Разнообразие животных

Цели: рассмотреть особенности паразитических червей; развивать представление о путях заражения, влиянии гельминтов на организм человека, предупреждении паразитарных заболеваний.

• анализируют пути заражения паразитическими плоскими и круглыми червями;

• объясняют средства профилактики;

• характеризуют биологические особенности плоских и круглых червей. Основные понятия и термины: процессы жизнедеятельности, особенности систем органов, промежуточные и основные хозяева.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: таблицы, рисунки, фото, фрагменты видеофильмов.

I. Организационный этап

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

* Гельминты. Гельмінтоди. Глисты. Какие ассоциации вызывают у учащихся?

(Составление схемы на доске по ответам учащихся, обсуждение.)

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Гельминтология-наука, изучающая паразитических червей

Медицинская гельминтология изучает гельминтов человека.

В зависимости от биологических особенностей паразита, места его обитания гельминтозы делят на полостные и тканевые.

В случае тканевых гельминтозов личинки и взрослые особи гельминтов обитают в тканях, мигрируют по кровеносном или лимфатическому руслу, локализуются в подкожной клетчатке, реже — в различных других органах.

В случае полостных гельминтозов местом обитания гельминтов является кишечник.

Кроме того, есть множество гельминтозов, у которых тканевая фаза существует лишь в начальный период болезни, а миграция личинок в тканях повторяется периодически.

2. Разнообразие паразитических червей

* Сосуны, или трематоды:

• Ленточные, или Цестоды:

* Нематоды, или собственно круглые черви:

3. Характерные признаки

1. Строение тела: головка, шейка, членики

1. Тело листовидные

1. Тело округлое, веретенообразное

2. На голове крючки, присоски

2. Ротовая и брюшная присоски

2. Присоски отсутствуют

3. Покрыты прочной кутикулой

3. Покрыты прочной кутикулой

3. Покрыты прочной кутикулой

4. Пищеварительная система отсутствует

4. Пищеварительная система замкнутая

4. Пищеварительная система начинается ртом, заканчивается анальным отверстием

5. Анаэробное дыхание

5. Анаэробное дыхание

5. Дыхательная система отсутствует

6. Размножение — гермафродиты

6. Размножение — гермафродиты

(Самостоятельная кооперативно-групповая работа с текстом учебника.)

(Составление и обсуждение схем циклов развития паразитических червей, кооперативно-групповая работа.)

1) Цикл развития бычьего цепня

1-созревшие членики, 2— Яйцо, 3 — крупный рогатый скот (промежуточный хозяин), 4 — личинка — онкосфера → финна в мышцах, 5 — взрослый черв в кишечнике, 6-человек (основной хозяин)

2) Цикл развития эхинококка

3) Цикл развития аскариды

5. Воздействие паразитических червей на организм

1) Признаки заболевания аскаридоз

Ранняя фаза болезни может варьироваться от латентной (скрытой) стадии до выраженных аллергических реакций. На второй-третий день заражения возникают недомогание, слабость, иногда лихорадка до 38 °С, чаще субфебрильная температура (37-37,2 °С), увеличение размеров печени, селезенки, лимфатических узлов, аллергические высыпания на коже. Наиболее характерен легочный синдром: сухой кашель или кашель с выделением слизистой, реже — слизисто-кровянистой мокроты, одышка.

Диагностика острой фазы тяжелая, изредка удается обнаружить в мокроте личинки аскарид. Чаще всего болезнь остается нераспознанной, врачи ставят диагноз банальной пневмонии и назначают антибактериальную терапию. Следует помнить, что антибиотики являются фактором, отягощающим болезнь.

2) признаки заражения бычьим цепнем (тениаринхоз)

Тениаринхоз часто протекает почти бессимптомно. Признаками заболевания являются выделение члеников из анального отверстия с фекалиями и вне акта дефекации. Выделившиеся Членики могут пресмыкаться вне кожи на белье больного. Другие симптомы мало специфичны: слабость, головокружение, боль в животе, нарушение аппетита. Отрицательную роль играют антиферменты, выделенные паразитом, которые нейтрализуют пищеварительные ферменты хозяина.

3) признаки трихинеллеза (возбудитель-трихинелла)

Трихинеллез протекает с лихорадкой, отеком лица, интенсивными мышечными болями, нередко кожными высыпаниями различного характера и повышенным содержанием эозинофилов в крови.

В случае тяжелого течении болезнь осложняется миокардитом, очаговым или диффузным поражением легких, центральной нервной системы, поражением сосудов. Органы пищеварения в случае трихинеллеза поражаются относительно редко. Относительно легко трихинеллез протекает во время беременности, не влияя на развитие плода.

4) Энтеробиоз (поражение острицами)

Возбудитель энтеробиоза-Острик-мелкая нематода белого цвета. Длина самца — 2-3 мм, самки — 9-12 мм. После отложения яиц самка погибает, длительность ее жизни не превышает одного месяца.

Если острицы попадут в червеобразный отросток кишки (аппендикс), то они могут стать причиной аппендицита. Источник заражения-больной энтеробиозом человек. Путь передачи — фекально-оральный. Заражение происходит в случае проглатывания яиц с продуктами питания или в случае попадания в рот с пальцев рук и с пылью. Яйца во внешней среде сохраняются на коже прианальной области, под ногтями больных, на нижнем и постельном белье, и даже на предметах обихода, ночных горшках, игрушках, коврах. Также их могут разносить мухи.

К группе риска заражения энтеробиозом относятся дети.

Признаки заболевания энтеробиоз: наиболее постоянным симптомом энтеробиоза является зуд в области анального отверстия, возникающий вечером и ночью в результате выползания остриц из анального отверстия, когда сфинктер несколько расслабляется. При слабой инвазии зуд появляется периодически, после созревания очередного поколения самок. В случае массивной инвазии зуд становится постоянным и мучительным.

Действие глистов на организм человека разнообразное: токсическое, механическое, аллергическое. Паразит может поглощать пищевые ресурсы хозяина. Токсичные вещества паразитов-это продукты их жизнедеятельности, которые выделяются из тела глистов. У Сосунов и круглых глистов они ядовиты. Также ядовиты и опорожнения их кишечника, поэтому такие тяжелые инвазии (множественное размножение) аскарид, остриц и Сосунов в печени.

6. Способы заражения гельминтами

Заражение человека гельминтами происходит оральным путем, через кожу, инвазированными насекомыми и контактным путем. Оральным путем можно заразиться:

* используя для питания плохо промытые овощи и фрукты, поскольку развитие личиночных форм геогельминтов происходит в почве;

* используя для питания инвазированное (зараженное) мясо млекопитающих, рыб, ракообразных, даже земноводных, пресмыкающихся и моллюсков.

Заметим, что термическая обработка мясных продуктов часто бывает недостаточной для полного уничтожения гельминтов.

Через кожу могут проникать личинки гельминтов, находящихся в воде.

Насекомые чаще всего являются промежуточными хозяевами гельминтов. Такие насекомые также могут быть причиной заражения человека.

В случае контактного способа заражения яйца и личинки выделяются с фекалиями; созревание яиц происходит на коже и одежде инвазированного.

Человек может быть как окончательным, так и промежуточным хозяином гельминтов.

V. обобщение и систематизация знаний

1) Почему у паразитических червей упрощена или отсутствует пищеварительная система?

2) Почему, по статистике, заболевание энтеробиоз выше в детских, дошкольных учреждениях, чем среди детей, которые в заведениях не находятся?

3) Чем опасно употребление сырого мяса?

4) Почему домашним животным требуется профилактическое употребление лекарства от глистов?

5) Почему после прогулок необходимо тщательно мыть руки?

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Конспект урока «Разнообразие животных

Цели: рассмотреть особенности паразитических членистоногих; развивать умение определять их влияние на организм человека.

- анализируют влияние паразитических членистоногих на здоровье человека;

- объясняют пути заражения и средства профилактики;

- характеризуют биологические особенности паразитических членистоногих.

Основные понятия и термины: эндопаразиты, педикулез, малярия, чесотка.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: таблицы, рисунки, фото, фрагменты видеофильмов, бумага А4, фломастеры.

I. Организационный этап

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

* Паразитические черви. Какие ассоциации вызывают у учащихся?

(Составление схемы на доске, обсуждение.)

Пути заражения паразитическими червями.

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Его вызывают вши-представители насекомых.

Вши-паразитические насекомые небольшого размера. Они способны жить в волосах человека, питаются тем, что высасывают кровь. Для этого вши прокусывают кожу головы. Эти насекомые очень подвижны, передвигаются с большой скоростью, хотя не летают и не прыгают. Именно это и затрудняет их обнаружение в волосах. Вши могут появиться у людей совершенно разного возраста и на любом континенте, однако на Африканском континенте и у людей с подобной структурой волос они случаются гораздо реже, что обусловлено структурой стержня волоса.

Симптоматика педикулеза (вши)

В местах укуса вшей могут появляться серовато-голубые пятна небольшого диаметра (до 1 см), сопровождающиеся неприятным зудом. Начинают появляться гниды, возникает потребность постоянного расчесывания сильно зудящих мест. Если во время укуса под кожу или в кровь попала инфекция, это может привести к возникновению гнойничковых заболеваний.

2. Чесоточный свербун

Морфология. Тело клеща широкоовальное, самка длиной 0,3 мм, самец - 0,2 мм. Спинной бок в средней части покрывают многочисленные треугольные чешуйки и несколько пар остроподобных щетинок. Ножки короткие, заканчиваются присосками или волосками. Глаза отсутствуют. Ротовой аппарат грызучего типа. Дыхание осуществляется всей поверхностью тела. Жизненный цикл. Заражение происходит в случае контакта с больным, через постельное белье, предметы быта.

Чесотка в последние годы случается довольно часто, причем заразиться ею можно даже в транспорте. Вызывает ее чесоточный клещ (свербун). В случае этого заболевания, если внимательно присмотреться, на коже можно заметить крохотные черные точечки, расположенные на беловатых или сероватых полосках. Это ходы чесоточных клещей с частицами их экскрементов и грязи. Лучше их видно там, где кожа тоньше: на боковых поверхностях пальцев рук, сгибательных поверхностях суставов. Зуд в области пальцев ног и стоп бывает при эпидермофитии — грибкового поражения стоп. Зуд кожи головы может быть следствием себореи. Есть и другие кожные заболевания, сопровождающиеся зудом. В этих случаях специалисту-дерматологу диагноз поставить нетрудно.

Вероятность заражения чесоткой во многом зависит от бытовых условий, в которых живет человек, ее образа жизни, что включает или исключает возможность прямого контакта с больными, использование зараженных клещами предметов личной гигиены и быта (непрямой путь инвазии).

Также заболевание может передаваться во время сексуальных контактов.

Чесоточный клещ очень мал, и разглядеть его довольно сложно, хотя и возможно. Форма туловища паразита округлая, напоминает уменьшенную до микроскопических размеров черепаху. Будучи заплідненою, самка проникает в поверхностный слой эпидермиса и начинает прокладывать чесоточный ход, идущий параллельно к поверхности; ходы обычно имеют длину 0,1-0,5 см, иногда больше. Одна самка может отложить до полусотни яиц, из которых вылупляются личинки, которые со временем развиваются во взрослых половозрелых особей Sarcoptes scabiei. Живут клещи от 2 до 25 месяцев.

Кроме человеческой кожи, благоприятной почвой для проживания чесоточных клещей являются натуральные ткани (шерсть, шелк, хлопок), деревянные предметы, домашняя пыль, скопившуюся; поэтому лечение чесотки сопровождается инсектицидной обработкой удобных мест обитания клеща.

Если самку зуда извлечь из сделанного ею хода, она остается жизнеспособной в течение 5-15 суток.

Факторы, способствующие заражению чесоточным клещом:

* пребывание в ненадлежащих санитарно-гигиенических условиях;

* загрязненные кожные покровы.

Известны некоторые общие принципы лечения больных чесоткой, которые следует соблюдать независимо от того, какой именно препарат используют для лечения чесотки.

Во-первых, лечение всех больных чесоткой в одном очаге заражения следует проводить одновременно для того, чтобы избежать повторного заражения чесоткой.

В-третьих, лечение любым препаратом рекомендовано проводить вечером. Это связано с тем, что, как мы видели, именно в вечернее и ночное время активность чесоточного клеща возрастает.

Методику применения препарата следует подробно объяснить больному. Еще раз напомним о том, что назначать лекарство от чесотки может только специалист. Выбор протикоростяних препаратов велик, и всегда можно выбрать тот, который лучше всего подходит для конкретного пациента.

Курс лечения чесотки больной должен пройти полностью, а после его окончания сделать контрольное обследование на

наличие чесоточного клеща. Параллельно с лечением больного необходимо пройти профилактическое лечение чесотки всем здоровым лицам в семейных очагах и инвазионно-контактных организованных коллективах, а также людям, с которыми больной вступал в половые контакты вне очагом заражения. Так же параллельно с лечением чесотки в случае необходимости лечат осложнения.

Во время прохождения курса лечения чесотки необходимо, чтобы больной соблюдал определенные правила гигиены. Больному рекомендовано мыться перед началом и после окончания курса лечения, препарат при необходимости можно смывать каждое утро, но при этом он должен находиться на коже не менее 12 часов, в частности всю ночь.

Перед началом лечения больному рекомендовано принять горячий душ с мочалкой и мылом, что необходимо для того, чтобы удалить с поверхности кожи клещей и секрет их сальных желез. Кроме того, такая процедура помогает разрыхлить поверхностный слой эпидермиса, что, в свою очередь, облегчает проникновение протикоростяних препаратов внутрь кожи больного.

После окончания курса лечения полностью меняют постельное и нательное белье. Вещи и жилище больного подлежат дезинфекции. В помещении проводят влажную уборку.

Нательное и постельное белье кипятят и проглаживают с обеих сторон или проветривают на воздухе в течение 5 дней, а на морозе — в течение 1 дня, или обрабатывают дезинфицирующим препаратом.

Основным резервуаром инфекции в природе являются различные виды грызунов (крысы, суслики, мышевидные грызуны, тараканы и др.) и зайцеобразных разных видов. Хищники, уничтожающие грызунов, также могут распространять чуму (кошки, лисы, собаки). Эпидемии чумы среди людей часто были обусловлены миграцией крыс, заражающихся в природных очагах. Заражение человека происходит во время укуса блощицей, когда блоха срыгивает содержимое желудка с большим количеством чумных палочек. С другой стороны, возможно заражение при обработке охотниками шкур убитых зараженных животных (зайцев, лис, сайгаков и др.) и употребление в пищу зараженного мяса верблюда, больного чумой.

4. Малярийные насекомые. Анофелесы

Это крупные насекомые с длинными задними конечностями.

В случае укуса больного малярией человека кровь вместе с малярийным плазмодием (возбудителем малярии) остается в хоботку насекомого и затем передается укусом в кровь здорового человека.

Малярия ежегодно вызывает около 350-500 миллионов инфекций и около 1,3-3 миллиона смертей у людей — как минимум 1 смерть каждые 30 секунд. Африка к югу от Сахары отвечает за 85-90% этих случаев, в основном у детей в возрасте до 5 лет. Ожидается, что смертность удвоится в течение следующих 20 лет.

Читайте также: