Мари на лавре нтьевна попо вич

Обновлено: 01.05.2024

Марина Лаврентьевна Попович родилась на хуторе Леоненки (Смоленская область). В детские годы была в семье старшей. Отец играл на скрипке и сам их делал. Девочка росла музыкальной и родственники считали, что будущее Марины будет связано с музыкой. Но война изменила все планы. Семья была эвакуирована в Новосибирск и по воспоминаниям Марины мы узнаём, почему она стала летать:

Мы жили под Смоленском, в небольшом городке Велиже. Нас постоянно бомбили, вот тогда я и насмотрелась ужасов войны… После этого в партизаны ушли мои двоюродные братья Миша и Володя Иванутины, которым было по 9–12 лет. Память войны она очень крепкая… Так вот, почему я хотела летать. Я хотела отомстить фашистам. Отомстить. Но пока я росла, фашистов не стало, а желание научиться летать — осталось.

Для поступления в лётное училище Марине не хватало роста(1.50) и она стала заниматься. В результате рост достиг 1.61. Через заместителя Председателя Совета министров СССР К.Е. Ворошилова получила разрешение на зачисление; так она обрела возможность стать профессиональным лётчиком. Летать Марина стала с 1948 года. Закончила несколько лётных школ. Чтобы получить право управлятьистребителем, она добилась приёма на военную службу, а позже окончила Ленинградскую академию гражданской авиации.

. В 1962 году она была приглашена в качестве кандидата в космонавты. В 1964 году Марина стала единственной в стране военной лётчицей-испытателем 1-го класса. В течение следующих нескольких лет она установила 102 мировых· рекорда. На её счету ещё много разных рекордов.

В 1979—1984 гг. Попович написала в своей жизни 14 книг.

Скончалась 30 ноября 2017года . Похоронена на Федеральном военном мемориальном кладбище с военными почестями.

Марина два раза выходила замуж. Первый муж — Павел Романович Попович(1930—2009), лётчик-космонавт СССР. Развелись в 1980-е годы прожив вместе 30 лет.В браке родились две дочери Наталья и Оксана. Второй муж — Борис Александрович Жихорев, военный летчик, генерал-майор авиации в отставке.

У Марины есть награды: два ордена, золотая авиационня медаль ФАИ, она заслуженный мастер спорта СССР, 2004 — Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин " Олимпия"Российской Академии бизнеса и предпринимательства. В 2001 году Марину Попович наградили званием Героя Социалистического Труда.. М. Л. Попович — член Союза писателей России. Ею издано более десяти книг и написано два сценария к фильмам.

Понравилось.Ставьте лайк, делитесь и подписывайтесь на наш канал.

Так разнообразны бывают женские судьбы и так радостно, когда в череде карьерных взлетов и увлечений, находится место, чтобы быть мамой.

Марина Попович – единственная в мире женщина – военный летчик-испытатель (реактивных самолетов), да еще и 1 класса. Профессия, с которой и не всякий мужчина справится. А на счету советской летчицы не только вылеты, но и 102 рекорда.

В авиацию попала через обман

В 14 лет девочка отправилась в аэроклуб. Таких маленьких не брали, но она обманула, сказав, что ей уже 17. Не хватало и роста – но постоянное висение на альпинистском снаряжении помогло увеличиться с 1,45 м до нужных 1,6 м.

В своем желании летать и защищать родину, девушка обладала необычайной пробивной силой. Она даже попала на прием к Ворошилову, убедив его отдать приказ на ее зачисление в профессиональное летное училище. Правда, опять обманула, прибавила себе 6 лет возраста.

Женщина, летчик, жена космонавта

Марина была родом из совсем простой крестьянской семьи. Ее отец перегонял плоты, а вечером – музицировал на скрипке. В семье думали, что Марина тоже станет скрипачкой, но война перевернула ее мир.

Марина не только летала на самолетах, но и дважды стала мамой и дважды - женой. Но даже в вопросе замужества проявлялось ее увлечение полетами. Первым супругом Марины стал летчик-космонавт Павел Попович.

Через год после свадьбы появилась первая дочка Наталья, а через 12 лет вторая – Оксана. Обе закончили МГИМО. А вот родить третьего ребенка, мальчика, у Марины уже не получилось.

Развела зависть

Брак с космонавтом продлился 33 года, и супругов развела не любовница, а зависть. По словам Марины, муж постоянно говорил, что заслуги жены преувеличены и не мог пережить ее успех в СССР.

Вторым супругом летчицы стал снова человек, связанный с полетами, - военный летчик Борис Жихорев. Однако, пара долго не расписывалась, Марина подозревала мужа в меркантильности. До ЗАГСа они дошли только через 12 лет знакомства.

Пенсия

Выйдя на пенсию, Попович занялась писательством и общественной деятельность. Особенно она радела за будущее российской авиации: "Моя цель - отстоять отечественную авиацию: "Нынешнее время — бесплодно, его символ — уничтоженный "Буран" (космический корабль многоразового использования)".

Также можно почитать:

Подписывайтесь на мой канал, а также ставьте "палец вверх", если понравилось, чтобы получать больше интересных материалов. Спасибо!


Детские годы

Марина Попович, в девичестве известна как Васильева родилась на отдаленном хуторе Леоненки, что находится в Велижском районе, в Западной области. Последняя ныне носит название Смоленская. А вот точной даты рождения в биографии не указано. Сегодня точно не известно по какой причине дату не установили, но одни исследователи указывают вторую половину июля 1931 года, а другие утверждают, что Марина Лаврентьевна родилась в 1937 году, 12 июля.

У родителей девочки, Щербаковой Ксении Логиновны и Лаврентия Федосовича Коровкина-Васильева, кроме дочери было еще пятеро детей. Когда Марина была ребенком, погибла сестра Зоя, после чего именно она стала старшей среди детей. Из рассказов самой женщины известно, что отец перегонял по Западной Двине плоты и очень хорошо играл на скрипке. Сама девочка со временем научилась играть на детских цимбалах. В семейном оркестре был еще дядя, который аккомпанировал на баяне. Вся семья надеялась, что Марина выберет своим будущим музыку.

Марина Попович

Впервые Марина попыталась осуществить свою мечту в 1947 году. Однако на пути было множество препятствий, и прежде всего ее небольшой рост всего метр пятьдесят сантиметров. Девушка попросту не могла достать до педалей. Вернувшись домой она поставила перед собой цель – стать выше. Найдя снаряжение альпиниста, Марина Лаврентьевна просила родственников подвешивать ее на нем вниз головой. В шестнадцать лет, толи занятия действительно помогли, толи природа взяла свое, девушка вытянулась и ее рост составил метр шестьдесят один сантиметр. Наконец-то инструктор в аэроклубе допустил ее до полетов. Сначала юная летчица просто прыгала с парашютом, а спустя время ей доверили и штурвал.

Не меньше чем рост, инструкторов смущал и пол Марины. Если в годы войны девушек легко зачисляли в авиацию, то уже после ее окончания, простые модели самолетов сменились реактивными, и женщины стали очень редким явлением в авиационном училище. Юный возраст также не радовал, однако этот факт марину Попович вовсе не смущал, так как она сделала себя старше на шесть лет при поступлении. Обратившись на прямую к заместителю председателя Совета министров Ворошилову. Полученное разрешение помогло Марине Попович осуществить свою заветную мечту, она стала летать.

Марина Попович

С 1960 года девушку допустили до пилотирования реактивных самолетов, хотя и в качестве ученика. За короткое время летчица освоила все приемы и уже спустя несколько лет стала единственной женщиной в Советском Союзе защитившей звание летчик-испытатель первого класса, в гражданской авиации.

Стремясь во всем быть лучшей, Марина не побоялась участвовать в отборе в космонавты среди женщин. В 1962 году она прошла стандартный медицинский отбор в составе второй восьмерки. Однако к сожалению, на испытания так и не попала. В 1963 году Марину Лаврентьевну зачислили в Вооруженные силы на должность транспортного летчика одного из звеньев. Еще спустя год девушка уже была летчиком-испытателем и командиром судна Ан-12 в ВВС. В 1966 году официально получила диплом об окончании Высшего авиационного училища.

Достижения

Марина Попович

20 сентября 1967 года – преодолела рекорд, установленный американкой Жаклин Кокран. Маршрут пилотируемого Мариной самолета пролегал от Волгограда до Москвы, затем в Астрахань и снова завершался в Волгограде. Всего 2510 километров, что на 344 километра больше маршрута американской летчицы.

Марина Попович

Личная жизнь

В личной жизни Марины было два любимых мужчины. С первым мужем они поженились в 1955 году. Им стал Павел Попович известный в Советском Союзе летчик-космонавт. В восьмидесятые годы в семье неожиданно случился развод. У пары к этому времени уже родилось две дочери Наталья и Оксана.

Марина Попович

Вторым супругом Марины Лаврентьевны стал Борис Жихорев, который так же был летчиком военной авиации, генерал-майор в отставке.

Последние годы своей жизни Марина с семьей жила в Краснодарском крае. Здесь, еще в 2013 году супруги приобрели участок и построили свой дом. Женщина продолжала вести активный образ жизни и принимала участие во многих роенных мероприятиях.

Утром тридцатого ноября 2017 года женщине неожиданно стало плохо и ее госпитализировали в Краснодарский кардиологический центр. В тот же день Марины Попович не стало.

Марина Попович

Ее похоронили со всеми почестями на Федеральном мемориальном военном кладбище 4 декабря 2017 года.

Награды

Марина Попович

Ссылки

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.


Марина Попович (в девичестве Васильева) родилась в Смоленской области, в семье сплавщика и большого любителя музыки Лаврентия Федосовича и Ксении Логиновны 20 июля 1931 г.

Биография Марины Попович

Марина с детства играла на цимбалах — отец научил, и все были уверены, что она свяжет жизнь с музыкой. Попович вспоминала:

Но началась Великая Отечественная, и Марина испытала ужас бомбежек, зверства оккупантов, видела смерть близких людей…


Коллаж из фото Марины Попович

Без вести пропал на фронте любимый отец, двоюродные браться 9 и 12 лет ушли в партизаны, и Марина решила тоже бить фашистов.

Марина Попович на летном поле

Марина Попович на летном поле

Но не успела — к моменту ее взросления война закончилась, однако желание летать осталось. Семья эвакуировалась в Новосибирск, Марина там окончила школу и поступила на сварочное отделение в Новосибирский авиационный техникум, а потом перевелась на самолетное отделение.

Марина на Ан-24

Но в аэроклубе заниматься Марине не дали — она была слишком маленького роста, всего 145 см., ноги не доставали до педалей в самолете.

Начала с прыжков с парашютом, потом, в 1948 г., совершила первый полет на УТ-2, который запомнила на всю жизнь.

102 рекорда в небе

102 рекорда в небе

По окончании техникума она работает инженером-конструктором на заводе, затем Марина становится летчицей-спортсменкой, но мечтает о карьере военного летчика. И тут загвоздка — после войны главной обязанностью женщин стало деторождение, слабый пол в небо не пускали. Марина Васильева с трудом добилась аудиенции Климента Ворошилова, и тот дал согласие.

Попович в кабине истребителя

Попович в кабине истребителя

Могла бы стать и космонавтом

Могла бы стать и космонавтом

В 1962 г. Марина Попович проходит медкомиссию для зачисления во II отряд космонавтов, но ее кандидатуру не согласовывают — вроде как обнаруживается повышенный кислородный обмен, что странно для летчицы, преодолевавшей 18 км. высоты и сверхзвуковые скорости. Она продолжает испытывать самолеты, причем ее не отвращают от неба даже внештатные ситуации: в время одного из полетов у самолета загорелся двигатель, машина упала, замок кабины заклинило, и только чудом ей удалось выбраться из горящего самолета. В другой раз отказала система кислородного обеспечения на ЯК-25РВ, Марина Попович подключила аварийную и потеряла сознание, падая с 17 тысяч метров. На высоте 8000 м. Марина очнулась и выровняла машину, практически благополучно приземлившись. Попович представили к званию Героя Советского Союза, но главком ВВС Кутахов был против:

Марина Попович - преподаватель

Марина Попович — преподаватель

У нее был 2-х летний перерыв в летной карьере, вернуться в небо помог Олег Антонов, генеральный конструктор ОКБ, и она незамедлительно согласилась.

Попович и Антонов

Попович и Антонов

У Антонова Попович работала в 1979—1984 гг., подбирала девушек-авиаторов специально для полетов на рекорды, и женский экипаж под руководством Попович установил 71 мировой рекорд в небе. В 53 года Марина Попович завершила лётную карьеру.

Награды, общественная деятельность

Книга Марины Попович с автографом

Книга Марины Попович с автографом

Марина Попович - обладатель множества наград

Марина Попович — обладатель множества наград

Кстати, Попович увлекалась уфологией, утверждала, что трижды сама встречалась с НЛО, всерьез изучала эту тему.

Личная жизнь Марины Поповой

Во время учебы в Новосибирске Марина знакомится с курсантом Павлом Поповичем, будущим космонавтом и своим мужем.

Поженились они только в 1955 году, через год родилась дочь Наташа, в 1967 г. — Оксана.

Семья Поповичей

Интересно, что Попович вплоть до четвертого месяца беременности не прекращала полетов. С первым мужем Марина прожила 30 с лишним лет и развелась. Он ревновал ее к успеху, хотя сам был Героем Советского Союза, конечно, это не могло не сказаться отрицательно на личной жизни. Две эти сильные и амбициозные личности, хотя договорились не мешать друг другу, все же расстались.

Марина с дочкой

Марина с дочкой

Их дочери Наталья и Оксана обе окончили МГИМО, Попович бабушка двух внучек и внука. Марина охарактеризовала себя как мать так:

Второй муж, Борис Александрович Жихорев, тоже летчик, генерал авиации в отставке, начальник разведки армии, вдовец, добивался брака с Мариной довольно долго, он был моложе Попович на 17 лет.

Попович и Жихорев

Попович и Жихорев

Они поженились, когда Попович было 55, это был счастливый брак.

Причина смерти Марины Попович

Марина Лаврентьевна в последнее время жила в пос. Мостовском Краснодарского края, в собственном доме.

Марина Попович на кухне

Марина Попович на кухне

Умерла Марина Попович 30 ноября 2017 года, в 86 лет, похороны состоялись на Федеральном военном мемориальном кладбище в Мытищах Московской области, на могиле ее была установлена мраморная табличка с именем, отчеством, фамилией и датами жизни. Похороны прошли с отданием всех армейских почестей.

Военная летчица-испытатель Марина Лаврентьевна Попович. Архивное фото

Летчик-испытатель Марина Лаврентьевна Попович (девичья фамилия — Васильева) родилась, по официальным данным, 20 июля 1931 года (по другой версии, 12 июля 1937 года) на хуторе Леоненки Велижского района Западной (ныне – Смоленской) области в семье Лаврентия Федосовича Коровкина-Васильева и Ксении Логиновны Щербаковой. В семье было пятеро детей.

В 1948 году Марина совершила свой первый полет как курсант аэроклуба на самолете Ут-2.

В 1951 году окончила авиационный техникум в Новосибирске, в 1951 – 1953 годах работала на заводе "Имени Коминтерна" по специальности технолога по сварочному производству.

В 1954 году окончила Саранскую лётно-техническую школу ДОСААФ (позже — Московский филиал Киевского авиационного института) по специальности "инструктор-лётчик". Некоторое время работала здесь инструктором, с 1958 года стала летчиком-инструктором в Центральном аэроклубе им. В.П.Чкалова.

В 1966 году закончила Высшее авиационное училище гражданской авиации (впоследствии – Ордена Ленина академия гражданской авиации).

С 1960 года Марина Попович стала овладевать техникой пилотирования на реактивных самолетах, а вскоре стала единственной в стране военной летчицей-испытателем 1-го класса.

Марина Лаврентьевна участвовала в первом отборе женщин-кандидатов в космонавты. В 1962 году она проходила стационарное медицинское обследование в ЦВНИАГ в составе второй группы из 8 человек, но в отряд взята не была.

В 1963 году была принята в ряды Вооруженных сил в качестве летчика транспортного звена.

В 1964 году стала летчиком-испытателем. Работала командиром корабля Ан-12 в ГНИКИ ВВС.

Марина Попович первой из летчиков-испытателей женщин преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21, за что получила прозвище "мадам МиГ" в зарубежных СМИ.

Летом 1965 года на самолете "РВ" с двумя турбореактивными двигателями установила мировой рекорд скорости полетов самолетов данного класса, пройдя замкнутый двухтысячекилометровый маршрут со средней скоростью 737,28 км/ч.

20 сентября 1967 года побила мировой рекорд американки Жаклин Кокран, пролетев на самолете "РВ" по маршруту Волгоград – Москва – Астрахань – Волгоград 2510 км и превысив рекорд на 344 км.

10 мировых рекордов завоевано ею в качестве командира воздушного корабля-гиганта "Антей" (АН-22).

В последнем рекордном полете возглавляемый ей экипаж преодолел расстояние в 1000 км со скоростью, превышающей 600 км/ч, с грузом 50 тонн.

До 1978 года служила военным летчиком-испытателем в авиационном НИИ во Владимирске Астраханской области.

В 1979 —1984 годах Марина Попович работала ведущим летчиком-испытателем в ОКБ Антонова в Киеве.

С 1984 года занимала пост президента лётной ассоциации "ВЕРСТО" в Тушино, возглавляла авиакомпанию "Конверс Авиа" при Министерстве авиационной промышленности, работала в центре А.Е.Акимова, занимающемся изучением торсионных полей.

Активистка КПРФ, участница женского движения "Надежда России".

Марина Попович была проректором Международного института управления по патриотической работе, являлась вице-президентом Международного Центра Рерихов (с 2007 года), президентом Международной академии энергетических инверсий им. П.К. Ощепкова, профессором Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта.

30 ноября 2017 года Марина Лаврентьевна Попович скончалась.

Марина Лаврентьевна Попович — член Союза писателей России, автор и соавтор около 10 книг, в том числе сборника стихов "Жизнь — вечный взлет" (в соавторстве с Т.Кожевниковой), книг "Хождение за два маха", "Сестры Икара", "Старт над облаками", "Автограф в небе", "НЛО над планетой Земля", "Магия неба". Автор киносценариев к двум фильмам: "Букет фиалок" и "Небо со мной".

Марина Попович — Герой Социалистического Труда, награждена орденами Красной Звезды, "Знак Почёта" (1961), Трудового Красного Знамени (1985), "За службу России", "Трудовая доблесть России", "За честь и доблесть", "Крылатый Лев", Петра Великого I степени, "За веру и верность"; золотой медалью Международной авиационной федерации (FAI), медалью "За ратную доблесть", Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, золотой и серебряной медалями имени С.П. Королёва.

На счету Попович — многочисленные награды Казачьих войск, диплом Поля Тиссандье (FAI), диплом имени Ю.А. Гагарина, диплом премии "Российский национальный олимп" о присвоении титула "Национальный герой".

Марина Попович — лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин России "Олимпия" в номинации "Женщина-легенда", лауреат Международной премии им. М.В. Ломоносова за научные достижения в области авиации, лауреат премии им. А.В. Суворова за вклад в литературу и культурное наследие.

Попович — действительный член Платоновской Академии наук (Франция), действительный член Петровской Академии наук и искусств (Санкт-Петербург), действительный член Международной Духовной Академии, член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка

Первый супруг – лётчик-космонавт Павел Попович, супруг — Борис Александрович Жихорев, две дочери.

Читайте также: