Меры профилактики инфекционных заболеваний обж 11 класс

Обновлено: 25.04.2024

Инфекции, передаваемые половым путём – это инфекционные заболевания, наиболее частым путём заражения которых является половой контакт.

Сифилис – системное венерическое инфекционное заболевания с поражением кожи, слизистых оболочек, внутренних органов, костей, нервной системы.

Гонорея – инфекционное заболевание, передаваемое половым путём, вызываемое гонококком и характеризующееся поражением слизистых оболочек половых органов, органов мочеиспускания.

Трихомоноз – заболевание, поражающее мочеполовую систему, которое вызывают трихомонады.

Хламидиоз – инфекционное заболевание, передающееся в основном половым путём, вызванное хламидиями.

Генитальный герпес – заболевание, передающееся половым путём, возбудителем которого является вирус простого герпеса.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Основная литература:

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень. М.: Просвещение, 2018. 336 с. (страницы 82 – 85)

Дополнительная литература:

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Сборник ситуативных задач. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
  2. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2018. 80 с.
  3. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для любого учебника. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа. 2018, 64 с.

Интернет-ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Сифилис. Заражение данным заболеванием происходит видом грамотрицательных спирохет - бледной трепонемой. Чаще всего процесс передачи – половой путь при близком контакте. Однако не исключается и передача бытовым путём (в том случае, если у больного наблюдаются открытые сифилитические язвы) через вещи домашнего обихода. Это могут быть полотенца, ложки, зубные щетки, посуда и т.п.. Курение с больным сифилисом одной сигареты также может привести к заражению. Инкубационный период продолжается от нескольких дней до 1,5 месяцев.

Гонорея. Заражение данным заболеванием происходит видом грамотрицательных диплококков – гонококком. Поражает слизистые оболочки: прямой кишки, конъюнктивы и ротоглотки.

Первые симптомы появляются через 2 – 7 суток после заражения. Чаще симптомы возникают у мужчин.

У женщин гонорея может развиваться бессимптомно. Обнаружить её можно только лабораторными методами.

Если гонорею вовремя не лечить, то гонококковая инфекция может поразить кожу, суставы, головной мозг, сердце и печень.

Трихомоноз. Заражение данным заболеванием происходит простейшим одноклеточным микроорганизмом класса жгутиковых, рода трихомонады. По данным, опубликованным Всемирной организацией здравоохранения, это наиболее часто встречающаяся инфекция, передаваемая половым путём. Она поражает более 100 млн. человек в мире ежегодно. Чаще всего передаётся непосредственно при половом контакте. Бытовой путь заражения случается крайне редко. Инкубационный период может длится от 4 дней до 4 недель. Это заболевание особенно опасно тем, что трихомонады зачастую являются переносчиками гонококков и трепонемы. Поэтому вместе с трихомонозом можно заразиться гонореей и сифилисом.

Хламидиоз. Заражение данным заболеванием происходит бактериями рода хламидии. По данным, опубликованным Всемирной организацией здравоохранения, это самая распространенная инфекция, передаваемая половым путём. Она поражает более 170 млн. человек в мире ежегодно.. Это самая встречаемая инфекция у молодежи в мире, по статистике от 5 до 15% молодых людей заражены этой инфекцией. Это одно из немногих венерических заболеваний, которое может передаваться воздушно-капельным или контактным путём. Зачастую оно протекает бессимптомно. Первые признаки могут возникнуть через 1-4 недели. Диагностируется лабораторно. Хламидии могут поражать одновременно как наружные так и внутренние половые органы, также слизистую дыхательных путей, сосуды, сердце, органы зрения и слуха, суставы, зубы.

Генитальный герпес. Заражение данным заболеванием происходит вирусом простого герпеса, при половых контактах любого вида. Это самая распространенная инфекция, передаваемая половым путём на территории России. Статистические данные говорят о том, что каждый 10 человек в нашей стране заражён генитальным герпесом. Особенно опасным является тот факт, что большинство не предаёт значения симптомом и поэтому 80% зараженных генитальным герпесом не предполагают, что являются распространителями инфекции, т.к. не наблюдают видимых симптомов. Проявлением болезни является крайне болезненное язвенное поражение половых органов. Осложнения данной болезни: снижение местного и общего иммунитета, поражение нервной системы, развитие рака шейки матки и простаты.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

8. Сортировка элементов по категориям;

III группа – не менее 50%

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте; 13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

14. Лента времени

Информация о тестовом вопросе:

Текст задания: Выберите правильный ответ

1.Всемирной организацией здравоохранения

2. Международным комитетом красного креста

3. Всемирной ассоциацией сексуального здоровья

Информация об ответах

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

1.Всемирной организацией здравоохранения

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): -

Подсказка: Все остальные варианты 2,3

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

8. Сортировка элементов по категориям;

III группа – не менее 50%

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте; 13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

14. Лента времени

Информация о тестовом вопросе:

А вызывается гонококком

Б вызывается трихомонады

В вызывается хламидиями

Информация об ответах

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Цель: сформировать у обучающихся представление об инфекционных заболеваниях и мерах по их предупреждению.

образовательные:

Познакомить обучающихся с основными инфекционными заболеваниями и механизмами их передачи.

Научить обучающихся мерам профилактики основных распространенных заболеваний.

коррекционно-развивающие:

Способствовать коррекции и развитию мыслительной деятельности.

Способствовать расширению словарного запаса через изучение новых понятий.

воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью своих близких.

Организация начала урока

Цель: создание рабочей обстановки, психологический настрой обучающихся.

Цель: сообщить обучающимся тему урока, поставить перед ними цель.

- Сегодня на уроке мы узнаем, какие заболевания называют инфекционными, какие группы инфекционных заболеваний выделяют, каким образом они распространяются, как предупредить заражение организма инфекционными заболеваниями.

3.Изложение нового материала

Цель: изложить содержание учебного материала с опорой на имеющиеся у обучающихся знания.

Инфекционные заболевания – это группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм болезнетворных микроорганизмов.

- Как иначе называют болезнетворных микроорганизмов?

- Микробы – это мельчайшие организмы, видимые под микроскопом.

- Подумайте, как называется обеззараживание, уничтожение болезнетворных микробов при помощи специальных средств. (дезинфекция)

Микробы каждой заразной болезни поражают преимущественно какие-нибудь определенные органы. Так, например, при дизентерии поражаются кишечник, при кори – дыхательные пути.

Но все инфекционные заболевания имеют и общие признаки: недомогание, жар, отсутствие аппетита. Все эти болезненные явления вызываются ядовитыми веществами (токсинами), которые выделяются микробами и проникают в кровь. Токсины поражают весь организм человека независимо от того, какой орган страдает больше. Вот почему недомогание, жар, отсутствие аппетита – обычные признаки каждой инфекционной болезни.

- В организме человека есть и полезные микроорганизмы, которые ведут постоянную борьбу с инфекционными микробами, не давая им размножаться и вызывать заболевание. Эти нужные микроорганизмы находятся в кишечнике, лимфатических узлах. Когда у человека держится температура 37 0 , то не стоит пить таблетки, снижающие температуру, так как это признак того, что организм борется с болезнетворными микробами.

А вот, когда температура поднимается выше – это значит, что организм не справляется, и поэтому следует обратиться к врачу и пройти курс лечения антибиотиками. Раньше, когда не было антибиотиков – люди умирали от инфекционных заболеваний.

Виды инфекционных заболеваний

Инфекции дыхательных путей

Инфекции наружных покровов

Возбудители инфекционных болезней передаются от больных людей к здоровым различными путями, т.е. для каждой инфекции характерен определенный механизм передачи.

дизентерия, брюшной тиф, холера, ботулизм.

Через продукты питания, воду, грязные руки (мухи)

Клещевой энцефалит, малярия, чума

Через укусы животных, насекомых

Инфекции дыхательных путей

Грипп, ангина, оспа, туберкулез

Инфекции наружных покровов

Чесотка, сибирская язва, трахома, столбняк

Покупая маринованные грибочки у бабушек на улице, питаясь просроченными консервами, отправляясь в путешествие или просто забывая помыть перед едой руки и фрукты-овощи, мы рискуем подцепить кишечную инфекцию. В лучшем случае, это грозит многочасовым просиживанием в уборной. В худшем — инфекционной больницей и даже смертью. Кишечные инфекции — это целая группа заразных заболеваний, которые в первую очередь повреждают пищеварительный тракт. Заражение происходит при попадании возбудителя инфекции через рот, как правило, при употреблении зараженных пищевых продуктов и воды. Всего таких заболеваний более 30. Из них самое безобидное — так называемое пищевое отравление, а самые опасные — холера, брюшной тиф, ботулизм, дизентерия и т.д.

Распространение кишечных инфекций среди детей и взрослых осуществляется тремя путями: с пищей, с водой, контактно-бытовым путем.

- Каким образом происходит заражение организма при употреблении пищи?

- Заражение может происходить при употреблении пищи, зараженной во время кулинарной обработки, её хранения, мытья или раздачи, особенно продуктами, не подвергающимися тепловой обработке (моллюски, креветки, вяленая и слабосоленая рыба).

- Каким образом происходит распространение инфекции с водой?

- Заражение происходит при питье необеззараженной воды, заглатывании воды при купании в загрязнённых водоёмах, во время умывания, а также при мытье посуды заражённой водой.

Контактно-бытовой путь передачи - через загрязнённые руки либо в процессе тесного общения, пользования общими предметами с больным.

Кроме того, кишечные инфекции могут переноситься мухами.

- Что страдает при кровяной инфекции в первую очередь?

К кровяным инфекциям относятся клещевой энцефалит, малярия, чума.

Источником такой инфекции является больное животное или больной человек. Переносят эти инфекции блохи, вши, клещи, комары и прочие насекомые.

Заражение происходит при укусе насекомого или при его раздавливании, потому что болезнетворные микробы находятся в его теле, слюне, или на его поверхности. Естественные пути передачи кровяных инфекций – это от матери к плоду, при половых контактах, а также через зубную щетку, бритву и т.д.

Заражение кровяными инфекциями происходит через повреждение на коже. Это могут быть операции, уколы, переливание крови.

Инфекции наружных покровов.

- Что страдает при заражении инфекцией наружных покровов?

Особенностью заражения этими инфекциями является проникновение возбудителя инфекции в организм через кожу, на которой имеются ссадины, ожоги и другие раны.

К инфекциям наружных покровов относятся чесотка, сибирская язва, трахома (заболевание глаз).

Инфекции дыхательных путей.

- Что страдает при заражении инфекцией дыхательных путей?

- Какие инфекции дыхательных путей вам известны?

- Грипп, ангина, оспа, туберкулез – основные инфекционные заболевания дыхательных путей.

Возбудители болезней этой группы размещаются в слизистой оболочке дыхательных путей. Они с током крови или другим путем проникают в различные органы и ткани. Из организма возбудитель выделяется со струей воздуха, особенно во время разговора, кашля и чиханья. Заражение большей частью наступает при мимолетном общении больного и восприимчивых людей. Этот путь передачи инфекции называют воздушно-капельным.

- Что происходит, если очень большое количество людей заражается инфекционной болезнью?

- Эпидемия – массовое заболевание населения инфекционными болезнями. (запись термина в тетрадь)

- О существовании грозных заболеваний люди знали давно. Неизвестными путями они распространялись по стране, через моря. Одновременно одной и тойже болезнью заболевало огромное количество людей и погибало.

- С 1347 по 1350 год свирепствует эпидемия инфекционной болезни - Чума. Она унесла из жизни 25 млн человек! В 1665 году в Лондоне от чумы погибло 100 тыс. человек.

- В 18 веке эпидемия оспы повлекла гибель 60 млн человек. Мир тогда еще не знал о существовании заразных микроорганизмов, как они распространяются, как уберечься от них, как с ними бороться, как их победить?

- Какие профилактические меры стоит проводить для исключения возможности возникновения эпидемии?

повышение сопротивляемости организма физкультурой;

личная гигиена (мыть руки, мыться, стирать одежду, пользоваться личными предметами гигиены);

проведение профилактических прививок;

излечение источника инфекции;

- Что такое карантин?

Карантин — это комплекс мероприятий по прекращению распространения инфекции.

изоляция ранее заболевших,

дезинфекция места жительства,

выявление контактирующих с больными и т. п.

4.Физкультминутка

5.Закрепление изученного материала

Цель: закрепить в памяти обучающихся полученные знания; добиться в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала.

hello_html_4586b6dc.jpg

Кишечная инфекция, заболевание грязных рук.

Заболевание от употребления недоброкачественных продуктов.

Обработка всех предметов и жилья, которыми пользовался инфекционный больной.

Инъекция (укол) от инфекционного заболевания для выработки иммунитета.

Вирусное заболевание, поражающее печень.

Массовое заболевание населения инфекционными болезнями.

Инфекционное кожное заболевание, вызывающее сильный зуд.

Ответы: 1.Дезинтерия. 2.Ботулизм. 3. Дезинфекция. 4. Прививка. 5.Гепатит. 6.Эпидемия. 7. Чесотка.

Задание: Прочитай, расставь стрелки в нужном направлении.

6. Подведение итогов урока

- Ребята теперь вы знаете о том, что такое инфекционные заболевания, как они передаются, как предупредить их.

- Но мало знать, надо проводить профилактические меры.

- Они должны стать привычкой. Привычкой быть здоровыми. Потому, что жить здоровым - здорово!

Инфекционные болезни, причины возникновения, сттистика смертности.

ВложениеРазмер
infektsionnye_bolezni.ppt 674.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Разработка урока "Инфекционные заболевания и их профилактика"

Разработка содержит материал по профилактике инфекционных заболеваний. Расчитан на 2 урока. В материале информация для учителя, опорные конспекты и карты - задания для учащихся.


Презентация по СБО "Инфекционные заболевания"

В презентации даны иллюстрации и классификация инфекционных заболеваний.


Методическая разработка по предмету основы медицинских знаний на тему: Способы защиты организма от инфекционных заболеваний. Иммунитет

Вид занятия: урок Форма проведения занятия:урок усвоения новых знаний Продолжительность занятия:40 минут Место проведения занятия:учебный кабинет Цели занятия: Дидактическая: сформировать .


В предлагаемом пособии изложены основные аспекты первой медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни пациента. Предлагается к изучению неотложная помощь при инфекционных болезнях.ТРЕБОВАН.


Открытый урок - проект (конференция) по ОБЖ для учащихся 10 класса по теме "Инфекционное заболевание. Грипп" , тип урока: "Защита проекта"

Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожил.


Конспект урока по социально - бытовой ориентировке "Инфекционные заболевания. Причины возникновения и профилактика инфекционных заболеваний", 9 класс

Конспект урока по социально - бытовой ориентировке.

Тема: «Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.Пути передачи возбудителей инфекционных болезней.».

Учебные вопросы: 1. Основные инфекционные болезни, их классификация. 2. Виды иммунитета. 3. Профилактика инфекционных заболе-ваний.

Инфекционные болезни - это группа болезней, которые вызываются специфическими возбудителями: - болезнетворными бактериями; - вирусами; - простейшими грибками.

Причины возникновения инфекционной болезни - внедрение в организм чело- века болезнетворных возбу- дителей и вступление их во взаимодействие с и тканями организма.

Классификация основных инфекционных болезней Группы инфекционных болезней в зависимости от локализации возбудителя в организме и механизма его передачи Инфекционные болезни Кишечные инфекции Вирусный гепатит А, вирусный гепатит Е, холера, дизентерия, сальмонеллёз, ботулизм и др. Инфекции дыхательных путей Дифтерия, грипп, туберкулёз, коклюш, корь, ветряная оспа и др. Кровяные инфекции Сыпной тиф, вирусный гепатит В, вирусный гепатит С, вирусный гепатит D , ВИЧ – инфекция и др. Инфекции наружных покровов Фурункулёз, карбункулы, рожа и др.

Для возникновения инфекционной болезни необходимо: - объект заражения (человек или животное), - наличие возбудителя, - факторы передачи инфекции

Фекально-оральный Этим путем передаются все кишечные инфекции. Микроб с калом, рвотными массами больного попадает на пищевые продукты, воду, посуду, а затем через рот в желудочно-кишечный тракт здорового человека Воздушно-капельный Этим путем распространяются все вирусные заболевания верхних дыхательных путей. Вирус со слизью при чихании или разговоре попадает на слизистые верхних дыхательных путей здорового человека. Основные пути передачи инфекции

Контактный или контактно-бытовой Этим путем происходит заражение большинством венерических заболеваний при тесном общении здорового человека с больным Зоонозные Переносчиками зоонозных инфекций служат дикие и домашние животные. Заражение происходит при укусах или при тесном контакте с больными животными. Жидкостный Характерен для кровяных инфекций. Переносчиками этой группы заболеваний служат кровососущие насекомые: блохи, вши, клещи, комары и т.п.

Периоды развития болезни ИНКУБАЦИОННЫЙ период НАЧАЛЬНЫЙ период Период ОСНОВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ болезни Период УГАСАНИЯ симптомов болезни В ы з д о р о в л е н и е

Задание - Охарактеризуйте каждый период развития инфекционной болезни

Инкубационный период это промежуток времени от момента заражения до появления первых клинических симптомов заражения. Для каждой инфекционной болезни существуют определенные пределы продолжительности перио- да, которые могут составлять от нескольких часов (при пищевых отравлениях) до одного года (при бешенстве) и даже нескольких лет.

Начальный период сопровождается общими проявлениями инфекци- онной болезни: недомога- нием, часто ознобом, повышением тем- пературы тела, головной болью, иногда тошнотой, т.е. признаками болезни, не имеющими сколько – нибудь чётких специфических особенностей. Начальный период наблюдается не при всех болезнях и длится, как правило, несколько суток.

Период основных проявлений болезни характеризуется возникновением наибо-лее существенных и специфических симптомов данной болезни. В этот период может наступить смерть больного, или, если организм справил- ся с действием возбудителя, болезнь переходит в следующий период – выздоровление.

Период угасания симптомов болезни характеризуется постепенным исчезно-вением основных симптомов. Клиническое выздоровление почти никогда не совпадает с полным восстановлением жизнедеятельности организма.

Выздоровление может быть полным, когда все нарушенные функции организма восстанавливаются, или неполным, если сохраняются остаточные явления.

Профилактика инфекционных заболеваний Подразумевает проведение предупредительных мероприятий, направленных на повышение иммунитета организма человека для поддержания или выработки его невосприимчивости к инфекционным болезням.

Иммунитет это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам: бактериям вирусам ядовитым веществам растительного и животного происхождения продуктам, чужеродным для организма

задание Назовите и охарактеризуйте виды иммунитета. Врожденный – передается по наследству, как и другие генетические признаки ( например, есть люди, невосприимчивые к чуме рогатого скота). Приобретенный – возникает в результате перенесённой инфекционной болезни или после вакцинации. (устанавливается через 1-2 недели после начала заболевания и сохраняется относительно долго – годами или десятками лет).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку по теме: "Вредные привычки. Профилактика профессиональных заболеваний и вредных привычек".

Обсудим вредные привычки и их влияние на организм человека. Разберем как можно предотвратить профессиональные заболевания у парикмахеров.


Активная иммунизация детей. Значение вакции для профилактики инфекционных заболеваний. Поствакцинальные осложнения и их профилактика. Профилактика наиболее распространенных заболеваний органов дыхания и туберкулеза.Туберкулинодиагностика.

АКТИВНАЯ ИММУНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ. ЗНАЧЕНИЕ ВАКЦИНАЦИИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. ПОСТВАКЦИНАЛЬНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА. ПРОФИЛАКТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ДЫХ.


Презентации теоретического материала "Сестринский уход при инфекционных заболеваниях"

Презентации теоретического материала "Сестринский уход при инфекционных заболеваниях"Тема №1. Основные сведения об инфекционных болезняхТема №3. Понятие об эпидемическом процессе. Противоэпидемические.

Презентация урока "Пищевые инфекционные заболевания"

Дисциплина "Основы микробиологии, гигиены и санитарии нв пищевом производстве" Урок "Пищевые инфекционные заболевания".

Неблагоприятная социальная обстановка возникает в результате эпидемий, разрешения социальных, межнациональных и религиозных конфликтов непарламентскими способами, действиями бандформирований и групп, что приводит к нарушению нормальной жизнедеятельности населения, гибели людей, разрушению и уничтожению материальных и культурных ценностей.

Последствия от неблагоприятной социальной обстановки могут быть самыми различными: от возникновения опасных для здоровья условий проживания при эпидемии до разрушений, пожаров, возникновения обширных очагов химического, биологического, радиационного заражения, массовой гибели людей при ведении боевых действий, во время общественных беспорядках, совершенном теракте.

Обеспечение безопасности при эпидемии

Широкое распространение инфекционного (заразного) заболевания, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости, называется эпидемией .

Эпидемия возникает, когда возбудитель заболевания распространяется в восприимчивой популяции. На интенсивность эпидемического процесса влияют многие факторы окружающей среды.

Если инфекционное заболевание постоянно возникает у жителей данной местности, то любые вновь прибывшие восприимчивые поселенцы, контактируя с основным населением, вскоре будут заражены, особенно в детском возрасте.

Поскольку в каждый данный момент больна лишь малая часть населения, существенных колебаний при этом не наблюдается, и ее неизменно стабильный уровень позволяет отнести данное инфекционное заболевание к эндемическим для населения определенной местности.

Если население какой-либо части света избавлено от контакта с данной инфекцией в течение продолжительного времени, в нем значительно возрастает число лиц, восприимчивых к соответствующему возбудителю. Появившись, инфекция может почти одновременно поразить население обширных зон, вызывая массовые эпидемии. Такое

^ Инфекции дыхательных путей – наиболее многочисленные и самые распространенные заболевания. Большая часть этих заболеваний объединена общим названием – острые респираторные заболевания. Возбудители локализуются в верхних дыхательных путях больного человека и распространяются воздушно-капельным способом при разговоре, чихании, кашле.

Кроме широко известного гриппа, к числу инфекций дыхательных органов относятся также натуральная оспа, дифтерия, которые в недалеком прошлом являлись эпидемиологическими заболеваниями, уносившими тысячи человеческих жизней. В эту группу болезней входит туберкулез и др.

При стихийных бедствиях и крупных катастрофах обычно происходит скапливание людей, нарушаются нормы и правила общежития, что и обуславливает массовость заболевания гриппом, дифтерией, ангиной.

К инфекциям кишечной группы относятся: дизентерия, брюшной тиф, холера, вирусный гепатит, сальмонеллез, ботулизм и др. Для всех этих инфекций общим является механизм передачи возбудителя болезни через рот с пищей или водой и поражение кишечного тракта, хотя для таких инфекций, как ботулизм и полиомиелит, наиболее характерным признаком заболевания является поражение центральной нервной системы.

Разрушение водопроводных и канализационных сетей, низкая санитарная культура, беспечность и неосмотрительность при пользовании открытыми водоемами приводят к возникновению этих эпидемий.

К группе кровяных ( трансмиссивных ) инфекций относятся: сыпной тиф, чума, малярия, клещевой энцефалит, туляремия и др. Отличительной чертой этой группы инфекций является, прежде всего, механизм передачи инфекций кровососущими насекомыми (блохи, вши, клещи и комары). Больной кровяной инфекцией опасен для здорового человека только тогда, когда имеется кровососущий переносчик. Исключение представляет человек, страдающий легочной формой чумы, так как инфекция в этом случае передается воздушно-капельным путем.

Столбняк, сибирская язва, рожа – инфекции наружных покровов , или, как их иногда называют, раневые, являются острыми инфекционными заболеваниями, возникающими в результате проникновения возбудителей этих болезней через поврежденную кожу и значительно реже через поврежденные слизистые оболочки.

Основным направлением деятельности по обеспечению эпидемиологической безопасности было и остается профилактическое. При этом комплекс предупредительных мер в отношении инфекционных заболеваний направлен на все три звена (фактора) эпидемиологического процесса – источник инфекции, пути ее передачи и восприимчивый к заболеванию человек. Если исключить хотя бы одно звено из этой цепи, эпидемиологический процесс прекращается. Следовательно, цель предупреждающих мероприятий - воздействовать на источник, чтобы уменьшить обсеменение внешней среды, локализовать распространение микробов, а также повысить устойчивость населения к заболеваниям.

Источником инфекции могут быть: больной человек или бактерионоситель, больные домашние и дикие животные и птицы, а также кровососущие насекомые. К мероприятиям, проводимым в отношении источника инфекции, относятся раннее активное и полное выявление носителей, их своевременная изоляция, госпитализация и лечение, проведение дезинфекционных мероприятий в очаге.

Дезинфекция , или обеззараживание - это комплекс специальных мероприятий, направленных на уничтожение возбудителей заразных заболеваний в окружающей человека среде. Частными видами дезинфекции являются дезинсекция , под которой понимают уничтожение насекомых и клещей – переносчиков инфекционных заболеваний, и дератизация – истребление грызунов, опасных в эпидемиологическом отношении.

Различают дезинфекцию профилактическую, текущую и заключительную.

^ Профилактическую дезинфекцию проводят с целью предупреждения возможности возникновения инфекционных заболеваний или заражения от предметов и вещей, находящихся в общем пользовании.

^ Текущую дезинфекцию осуществляют у постели больного с целью предупреждения рассеивания инфекции (обеззараживание выделений больного и зараженных им предметов).

^ Заключительную дезинфекцию проводят в очаге инфекции после изоляции, госпитализации, выздоровления или смерти больного с целью полного освобождения инфекционного очага от возбудителей заболевания.

Следует помнить, что все работы по дезинфекции надо проводить обязательно в средствах индивидуальной защиты (противогазы, респираторы, резиновые перчатки, сапоги, передники), при строгом соблюдении мер безопасности (рис. 34).

В зависимости от показаний для дезинфекции применяют биологические, механические, физические и химические методы и средства обеззараживания. Биологический метод используют при очистке сточных вод на полях орошения. К механическим методам относятся: влажная уборка помещений, выколачивание одежды и постельных принадлежностей, побелка и покраска помещений, мытье рук. К числу физических методов относятся: облучение солнечными лучами и ультрафиолетовыми излучателями, проглаживание горячим утюгом, сжигание мусора и предметов, обработка кипятком или нагревание до кипения. К химическим средствам и методам относится обеззараживание воды, помещений, выделений больных, туалетов и др. лизолом, карболовой кислотой, хлорной известью в виде 0,2-0,5%, 2-3%, 5-10%-ных водных растворов и в сухом виде.

Дезинсекционные и дератизационные мероприятия условно делят на профилактические и истребительные. К профилактическим относятся: содержание в чистоте жилищ и подсобных помещений, расчистка водоемов и др. Истребительные мероприятия проводят физическими и химическими методами.

Весьма важен разрыв и второго звена эпидемиологического процесса - путей передачи возбудителя. В целях предупреждения распространения инфекционных заболеваний и ликвидации возникшего очага проводится комплекс изоляционно-ограничительных мероприятий, называемых карантином и обсервацией.

^ Режим карантина предусматривает полную изоляцию района инфекционных заболеваний. Из него запрещается выходить людям, выводить животных, вывозить имущество. До особого распоряжения прекращают работу культурно-просветительные и учебные заведения, торговые предприятия. Снабжение населения продуктами питания производится через специальные пункты под строгим медицинским контролем. Комплекс карантинных мероприятий обязательно включает дезинфекцию местности и всех предметов и объектов в очаге заражения, полную санитарную обработку, а при необходимости дератизацию и дезинсекцию, если грызуны и членистоногие служат источниками и переносчиками возбудителей болезней.

На территории, прилегающей к зоне карантина, устанавливается режим обсервации – усиленного медицинского наблюдения. Он вводится и в тех случаях, когда нет необходимости в более строгом карантинном режиме. Обсервация предусматривает ограничение въезда, выезда и транзитного проезда через очаг заражения, запрещение вывоза из него какого-либо имущества без предварительного обеззараживания, а также ограничение общения населения. При необходимости выезд людей из очага заражения разрешается только после проведения профилактики и специальной обработки. При обсервации, кроме того, усиливается противоэпидемический режим работы медицинских пунктов (лечебных учреждений) и медицинский контроль за проведением санитарно-гигиенических мероприятий в очаге заражения.

Продолжительность карантина и обсервации устанавливается на срок инкубационного периода обнаруженного заболевания и исчисляется с момента изоляции последнего больного и завершения дезинфекционных мероприятий в очаге заражения. Снимается карантин по истечении срока максимальной инкубации при отсутствии за это время повторных заболеваний (при особо опасных инфекциях – по окончании максимального инкубационного периода после выздоровления и выписки последнего больного из больницы).

Профилактические меры, направленные на третье звено эпидемиологического процесса - восприимчивость населения, заключаются в повышении устойчивости населения к возбудителям инфекции путем массовой иммунизации предохранительными вакцинами, введением специальных сывороток. При этом ни в коем случае не следует уклоняться от прививок и принятия лекарств, предупреждающих заболевание.

Читайте также: