Можно ли делать намаз если есть вши

Обновлено: 10.05.2024

Девять лет назад я впервые научилась молиться. Молилась и постилась в течение трех лет, но затем вышла замуж, родила двух дочек, закрутилась с бытом (хотя знаю, что это не может быть оправданием), а потом постепенно перестала молиться, хотя верую и люблю Всевышнего. Подскажите, пожалуйста, как мне начать молиться и должна ли я восполнять долги в ибадате (долговые обязательные молитвы и пропущенные дни обязательного поста)?

Помните, что вы являетесь примером для подражания и духовным наставником ваших детей. И именно от соблюдения вами религиозной практики и постоянства в благом будет зависеть, насколько дети впитают в себя дух и традиции Ислама. Ведь нравственность и религиозность, прививаемые с раннего детства, становятся стержнем, который не сломят ни наущения Сатаны, ни перемена жизненных обстоятельств.

Я бы хотела узнать: как мне совершать намаз, если я на 7-м месяце беременности? Эльвира.

Я беременна и сейчас чувствую себя не очень хорошо. В связи с этим я прекратила делать намаз, но возобновлю все, как только мне станет лучше. Это грех, что я не могу сейчас молиться? Карина.

Молитесь в меру ваших сил и возможностей, минимизируйте амплитуду движений, например не совершая земного поклона, а лишь наклоняя вперед корпус и проговаривая необходимые слова сидя на стуле.

Есть ли какие-то послабления в обязательности совершения намаза матери младенца? Например, если малыш сильно плачет, а дома больше никого нет, и время молитвы проходит, должна ли она бросить малыша и делать намаз? Или она может успокоить малыша, потом возместить эту молитву?

Она может успокоить малыша и после совместить вторую с третьей или четвертую с пятой молитвами в общем промежутке времени[6].

Если я, девушка, не ношу платок, принимается ли мой намаз?

Если вы выполняете все условия, необходимые для совершения молитвы (омовение, направление, закрытие ‘аурата и т. д.), то ваша молитва-намаз полноценна, и не сомневайтесь в этом.

Следует ли женщине надевать косынку во время совершения омовения перед молитвой-намазом?

В этом нет канонической необходимости.

Скажите, пожалуйста, можно ли женщине при совершении полного омовения не мочить голову и волосы полностью, а только смочить водой кожу головы?

Если для женщины полное промывание волос затруднительно, ей достаточно полить воду на голову до ее проникновения к корням волос, а затем провести между волосами мокрой рукой.

Я недавно пришла к вере, и у меня появился такой вопрос: во время омовения как женщине смачивать голову водой? Обязательно ли снимать платок и смачивать в направлении ото лба к затылку или можно просто смочить основание волос у лба? Бирсен.

Нужно протереть мокрыми руками волосы головы (минимум ¼ часть волос). 1/4 часть — это обязательный минимум (фард) у ханафитских богословов. Богословы-шафииты говорят, что достаточно даже легкого движения влажной кистью руки по волосам. При желании можно протереть весь волосяной покров головы, что является сунной.

Можно ли женщинам совершать молитву-намаз босиком? Рита.

По данному вопросу существует несколько мнений. Чтобы быть полностью уверенной в части прикрытия ‘аурата, лучше при выполнении молитвы-намаза надевать носки.

Сейчас очень распространены капроновые чулки, колготки, носки. Можно ли совершать намаз в таких изделиях? Ведь ступни должны быть тоже закрыты, но капроновые носки прозрачны.

Лучше используйте такие чулки, колготки, носки, которые не просвечиваются. В то же время на всякий случай знайте о том, что ученые ханафитского мазхаба не относили ступни к ‘аурату, который должен быть обязательно прикрыт, особенно при совершении молитвы-намаза.

Можно ли женщине читать намаз в брюках?

Одежда мусульманки не должна походить на мужскую одежду. Брюки, соответствующие нормам хиджаба, должны быть женского стиля, покроя. При выполнении этих условий молитву-намаз в них читать можно.

Нужно ли смывать крем с лица перед омовением? Лариса.

При разумном использовании кремов и лосьонов ничего специально смывать не нужно, да и не придется, так как кожа усвоит необходимое. В случае же когда на лице толстенный слой тонального крема, пудры и т. п., при которых кожа не дышит, тогда их придется смыть.

Скажите, пожалуйста, почему, если в Исламе женщина обладает теми же правами, что и мужчина, она не может молиться в мечети? Откуда это?

Основным местом совершения молитв-намазов для женщины как хранительницы домашнего очага является ее дом. Для мужчин — мечеть, хотя он может молиться и дома, и на работе.

У пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) есть следующие высказывания по данному вопросу:

Одно время я постоянно была помешана на назерах (обещаниях). И вот я, не помню уже, по какому поводу, дала назер восполнять молитвы, которые пропускала в критические дни (причем и фард, и сунну, и Витр). Но теперь, прочитав большое количество литературы, мне стало казаться, что я поступаю неправильно, перечитывая намазы. Пожалуйста, посоветуйте, что мне делать, а то я постоянно переживаю по этому поводу.

Вам не нужно восполнять эти молитвы, и точка. Можете на всякий случай соблюсти дополнительный пост в течение трех дней (в качестве искупления того обещания, что вы дали)[15].

Как мне очиститься от прошлых грехов? Я делаю намаз. Что мне еще надо сделать, чтоб Аллах простил меня? И обязательно ли делать намаз вместе с мужем? Залина.

Намаз — это ежедневная обязанность мусульманки (мусульманина), невыполнение ее грешно пред Богом. Что же касается прошлых прегрешений, то нужно искренне раскаяться, имея намерение не совершать этого впредь, и действительно больше никогда этого не совершать. В Коране сказано:

Намаз делать с мужем не обязательно, хотя, если есть такая возможность, лучше совершить молитву сообща.

Нужно ли надевать платок, когда муж читает намаз? Ф., 45 лет.

Я одна в семье мусульманка. Научилась всему с вашего сайта, никто мне не помогал и не объяснял. Все мои родственники смеются надо мной, что молюсь и все соблюдаю. Они смеются и обзывают меня. Мне бывает очень обидно, но я держусь. Ведь Аллах сказал, что нам будет награда за терпение! Что мне отвечать им, когда они обзывают меня? Malika (Nastya), 16 лет.

Ответом должны стать: хорошие оценки в школе, выбор призвания и усердная подготовка к поступлению в институт. Ваши родители примут вас и ваши рассуждения, взгляды и ценности всерьез только тогда, когда вы добьетесь в жизни чего-то ощутимого, измеримого, войдете в число успешных и добивающихся своего, а это — жесткая самодисциплина и неустанный труд, в чем религия и должна для вас стать хорошей поддержкой. Пусть трудности окрыляют и воодушевляют вас, а не тянут в болото отчаяния и обиды. Набожность должна открывать вас окружающему миру, а не закрывать от него. Будьте мудры и последовательны. Смотрите на десятилетия вперед, прописывайте это на бумаге и стремитесь к реализации своего лучшего завтра через самодисциплину и самоотдачу сегодня.

Уважаемый имам, мы с мужем намерены совершить паломничество в Мекку в этом году. Скажите, пожалуйста, как в старину женщины замедляли наступление месячных? Простите меня за этот вопрос, я бы не осмелилась спросить вас, но современные методы (применение противозачаточных таблеток) неприемлемы для меня. У меня проблемы с молочной железой, и врачи не разрешают мне принимать эти таблетки. Если вы знаете, то ответьте, пожалуйста. Ш.

Современные ученые-богословы, обсуждая возможность искусственной задержки начала регул посредством современных медицинских препаратов, допускают это как в вопросе с постом в месяц Рамадан, так и в вопросе с паломничеством, оговариваясь, что главное — отсутствие вреда для женского организма[16].

Сам я считаю, что ежегодное искусственное нарушение сроков менструального цикла женщины трудно счесть безвредным, так как организму потребуются силы и время, дабы войти в обычный для него ритм.

Что же касается паломничества, а тем более хаджа, который является обязательным раз в жизни и представляет собой сложный и долгий ритуал, то после получения врачебного одобрения возможно искусственное перенесение сроков менструального цикла посредством лекарств. Канонических препятствий этому нет.

Могу ли я читать Коран по памяти во время месячных, не прикасаясь к книге? Мой муж категорически возражает против этого, но хотелось узнать ваше мнение. Амира.

Во время регул вы можете читать Священное Писание, когда коранические аяты используются в качестве мольбы (ду‘а), восхваления и поминания Всевышнего (зикр), а также в начале какого-то дела или в процессе обучения, а не с намерением чтения самого Священного Писания.

Большинство мусульманских богословов придерживаются мнения, что когда человек держит в руках оригинал Священного Корана, необходимо наличие ритуальной чистоты. В то же время не исключено (по мнению некоторых), что человек может быть вынужден держать Коран и пользоваться им, когда не имеет ритуальной чистоты, например в случае изучения его в учебном заведении[22].

Что же относительно чтения Корана (например, по памяти), то отсутствие полного омовения препятствует этому, если намерение касается именно чтения Священного Писания, а не в качестве упоминания (зикр). При отсутствии же малого омовения (вуду’) чтение Корана по памяти или с листа возможно и никак не возбраняется.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Катады аль-Ансари; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. 174, хадис № 516; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 776, хадис № 516 и пояснение к нему.

Замечу, что посещение пятничной молитвы является обязательным только для мужчин. Женщины в современных реалиях могут слушать проповеди в прямом эфире либо в записи через Интернет.

[10] Хадис от Ибн ‘Умара. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 268, хадис № 899; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 187, хадис № 139–(442).

[13] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 188, хадисы № 141–(443).

[14] Св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 188, хадис № 142–(443); аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 138.

[15] См.: Св. Коран, 5:89.

[16] ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 1. С. 84. Т. 2. С. 74.

[17] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 116, хадис № 305; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 2. С. 537, хадис № 305.

[18] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 14. С. 302.

[19] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 14. С. 308.

[21] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 14. С. 302; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 537, 538.

[22] Подробнее по теме см., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 17. С. 146, 147; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 14. С. 297, 302, 307.

[23]Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 537, 538; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 2. С. 537.

К нечистотам, которых необходимо особо остерегаться, относятся: кровь; спиртное; мертвечина; моча, помет и слюна животных , мясо которых не употребляется в пищу; кожа животных, убитых по немусульманским традициям, до того, как она будет подвергнута чистке и дублению; все то, что, выходя из тела человека, нарушает его ритуальную чистоту; куриный помет, а также помет уток и гусей.

Некоторые дополнительные пояснения:

Различного рода опьяняющие (алкогольные) напитки относятся богословами к нечистотам, попадание которых на тело, одежду или место совершения молитвы недопустимо.

Поэтому если для кого-то крайне малое количество спирта в тех или иных предметах гигиены или парфюмерии, например в шампунях или кремах, приемлемо, то он не должен мучить себя излишними сомнениями, которые обычно от Сатаны[3].

2. Моча и помет животных, мясо которых можно употреблять в пищу

4. Экскременты людей

Какое количество допустимо,

а какое – нет (количественные категории)

Для сохранения канонической чистоты, наличие которой обязательно для совершения молитвы-намаза, упомянутые виды нечистот недопустимы в каком-либо количестве, кроме тех случаев, когда их не видно или они не заметны и когда сложно или невозможно в полной мере их смыть[7].

Можно ли совершать намаз, если на нижнее белье попали капли мочи?

Выход даже незначительного количества мочи нарушает состояние ритуальной чистоты человека, но присутствие ее на белье в малом количестве однозначно не нарушает пригодности использования ее во время молитвы, тем более если ситуация вынужденная.

Способы удаления наджаса (нечистот)

Способы удаления нечистот обычны. Если нечистоты видимы, то необходимо смыть так, чтобы ничего видимого не осталось. Если же это визуально никак не определить, но известно, что данное место или одежда были испачканы чем-то нечистотным, тогда нужно помыть их так, чтобы они предположительно стали чистыми. Для излишне сомневающихся – промыть водой не более трех раз. После каждого промывания необходимо выжимать одежду. Если одна из упомянутых нечистот попала на плотную, невпитывающую поверхность, то достаточно стряхнуть или протереть ее.

Чистить следует в разумных пределах. Если, например, одежда была испачкана кровью и после ее стирки осталось пятно, которое не сходит, то оно не принимается во внимание: каноническая чистота одежды в результате ее стирки восстановлена.

Главным в определении попадания или наличия нечистот является разумный подход. Пытать себя мучительными сомнениями и многократными застирываниями одежды категорически не стоит. Мытье и удаление нечистот осуществляется в соответствии с имеющимися условиями. Если возможная профилактика или чистка произведены, то одежда, поверхность или предмет приобретают каноническую чистоту[8].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] С чем особенно часто приходится сталкиваться сегодня – это собаки.

[3] Подробнее см.: Фарук Башар. Фетваляр [Фетвы]. Измир: Ниль, 1991. С. 187–193.

[4] См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 431.

[5] См. подробнее: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 158; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах [Ступени успеха с помощью Открывающего все Господа]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. С. 66–67; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 179–180; аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 442, 443.

[6] Оба хадиса и богословские заключения взяты из: аль-‘Айни. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 3. С. 3, 4, 6.

[7] Если они попали с ветром, грязью, то есть в невидимо малом количестве, то никаких процедур чистки не предусмотрено, ритуальная чистота сохраняется.

[8] Подробнее см.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 149–190; аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. Ч. 1. С. 36–39; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах. С. 61–66; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 160–187; аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 1. С. 402–453.

Хайд — менструация[1], регулы[2]. Это естественное явление, которое происходит в здоровом половозрелом женском организме регулярно, ежемесячно. Оно не связано с каким-либо заболеванием, с беременностью или послеродовым периодом[3].

Истихада — кровотечение[4] у женщин, которое выходит за рамки обычных менструальных циклов, а также не имеет отношения к послеродовому периоду[5].

В обоих этих случаях у женщины нарушается состояние ритуальной чистоты, которое необходимо, например, для совершения очередной обязательной молитвы.

С практической точки зрения в мусульманском богословии обозначаются некоторые границы, отделяющие хайд от истихады.

Отличия хайда (то есть обычные регулы) от истихады

1. Между двумя менструациями должно быть не менее пятнадцати дней чистого периода[6].

2. Для обычных регул был обозначен минимальный период: по мнению богословов-ханафитов — трое суток; по мнению богословов-шафиитов — одни сутки.

3. У хайда имеется максимальный срок — десять суток (по версии богословов-ханафитов) или пятнадцать суток (по мнению ученых-шафиитов).

Истихада

То, что не укладывается в упомянутые рамки, является уже не хайдом, а истихадой. Например — кровотечение, которое длилось несколько часов, а потом полностью прекратилось, или внеочередное кровотечение, начавшееся менее чем через пятнадцать суток. Если кровянистые выделения продолжаются более десяти суток (более пятнадцати), то с начала одиннадцатых (шестнадцатых) суток — это так же истихада[7].

Замечу, что, оговаривая минимальные и максимальные сроки, ученые очерчивали приблизительные границы отличия хайда от истихады. Они являются именно приблизительными, так как не имеют прямого и однозначного упоминания в Сунне Пророка. Выводились они в значительной степени на основе статистических данных[8].

Каждая религиозно практикующая женщина с учетом вышеизложенного и цикличности менструальных периодов самостоятельно определяет для себя рамки хайда и истихады.

В чем реальная польза для женщины уметь отличать хайд от истихады?

Именно в период хайда женщина не совершает обязательные молитвы-намазы и не восполняет их в последующем. То есть в менструальный период с женщины (девушки) полностью снимается обязанность выполнения ежедневных пятикратных молитв. Что касается обязательного поста в месяц Рамадан, то во время месячных (хайд) женщине (девушке) запрещается его соблюдать. В последующем она восполняет его один к одному.

В случаях истихады, с учетом упомянутых условий, аспекты выполнения религиозной практики женщиной подобны действиям оправдываемого человека (ма‘зур).

Из-за некоторых разногласий богословов в практическом применении данного положения считаю, что будет проще дать описание двух основных мнений раздельно.

Позиция ученых-ханафитов состоит в следующем.

В чем состоит каноническое послабление? В том, что этот человек может ограничиться одним омовением на все время очередной обязательной молитвы[12]. То есть ему не нужно совершать омовение для каждой обязательной или дополнительной молитвы[13], а также нет никакой необходимости обновлять омовение, когда произошло выделение прямо во время совершения намаза. Во временном отрезке одной обязательной молитвы он совершает одно[14] омовение и может молиться с ним до тех пор, пока временной промежуток молитвы не закончится[15]. Совершенное ма‘зуром омовение нарушается с завершением времени обязательной молитвы[16].

Богословы-шафииты считают по-другому.

Они акцентируют внимание на непрерывности совершения приготовлений к молитве и самой молитвы. Молитва-намаз должна совершаться сразу, непосредственно после омовения[17]. Допустимыми могут быть только те задержки, которые связаны с приготовлением к молитве или совершением ее. Например, если человеку необходимо одеться, прослушать читающийся азан и икамат, подождать человека, сообща с которым можно было бы совершить молитву, или дойти до мечети, в которой он собирается молиться, то это не аннулирует действительность совершенного омовения, даже если за этот период были выделения. Однако же если в промежутке между совершением омовения и началом молитвы мусульманин решил поесть, выпить воды или поразговаривать на отвлеченные темы, то подобными действиями омовение аннулируется.

Ма‘зур, считают ученые-шафииты, с одним омовением может совершить только одну обязательную молитву (фард) и неограниченное число дополнительных (нафиля). Погребальную молитву (джаназа) они относят к числу дополнительных[18].

Если у человека постоянно нарушается полное омовение, то практические рекомендации идентичны.

Исламские ученые единодушны в том, что имеющий упомянутые послабления (ма‘зур) должен по возможности использовать все, что минимизировало бы данные выделения (прокладки, повязки и т. п.). Если совершение молитвы в сидячем положении способствует, к примеру, уменьшению кровотечения или выделений, то больной должен совершать молитвы сидя. Необходимость сохранения одежды в чистоте определяется возможностями оправдываемого (ма‘зура).

Ответы на вопросы о регулах и кровотечении

1. Если менструация длится только пять дней, то можно ли делать намаз на шестой день? Некоторые говорят, что можно только через семь дней.

2. Как совершить омовение после полового акта? Обязательно полное омовение или можно мокрой рукой протереть голову и искупаться? Р.

1. Как только менструальный цикл заканчивается, вы продолжаете совершать молитвы-намазы в обычном режиме. У каждой женщины своя продолжительность менструации.

2. Если есть трудности с мытьем волос, то женщина может ограничиться следующими действиями: (1) омыть все тело один раз, касательно волос — достаточно полить воды на голову до проникновения ее к корням, а затем провести между волосами мокрой рукой, (2) прополоскать рот, (3) промыть нос[19].

Можно ли молиться при кровяных выделениях? У меня неделями кровяные выделения. Джамиля.

Если неделями, то это истихада, стоит обратиться к врачу-гинекологу, а молитву-намаз совершайте как ма‘зур (оправдываемый), когда выделения выходят за границы обычных для вас месячных.

Можно ли находиться в мечети во время менструации? Дания.

Можно ли читать Коран во время месячных? Например, на уроке чтения Корана или при ежедневном заучивании нескольких аятов?

1. При использовании женщинами современных средств гигиены им разрешается посещать мечети в критические дни, если на то есть необходимость.

2. Женщинам во время менструации или в послеродовом периоде запрещается то, что запрещено не совершившим малого омовения, а именно: совершение молитвы (намаз), обхождение Каабы (таваф), прикосновение к Священному Корану (на арабском языке).

Однако чтение отдельных аятов Священного Корана не возбраняется в следующих случаях: когда аяты используются в качестве мольбы (ду‘а), восхваления и поминания Господа (зикр), а также в начале какого-то дела или в процессе обучения. По этому поводу есть заключения современных богословских комиссий[20].

Правда ли, что во время критических дней нельзя мыться? Я часто это слышу и не знаю, так ли это.

Канонических запретов по этому поводу нет. С медицинской точки зрения во время месячных нельзя мыться в стоячей воде, так как есть вероятность попадания в организм опасных микробов. Но принятие душа во время менструации, наоборот, приветствуется, так как первостепенным является поддержание чистоты тела и использование благовоний, эфирных масел и ароматизирующих веществ. Как указывается в хадисах, чистота — это половина веры[21], то есть вера человека проявляется в том числе через его чистоплотность.

Можно ли во время критических дней стричь ногти? Слышала, что это нежелательно. А если пострижешь, то нужно сохранить их и помыть остриженные ногти во время полного омовения. Правильно ли это? Асем.

Это из категории канонических домыслов, которые не имеют соответствующего богословского обоснования и усложняют людям жизнь.

Для меня это очень важно, потому что касается моих отношений с супругом. Суть вот в чем: может ли жена прикасаться к своему супругу во время менструации (просто прикасаться, поцеловать его, обнять и т. п., конечно, я не говорю о близости), не испорчу ли я ему своим прикосновением омовение (вуду’)?

Нет никакой связи между наличием или отсутствием у супруги менструации и нарушением у мужа состояния ритуальной чистоты.

Вопрос этот может рассматриваться лишь относительно вообще прикосновения женщины к мужчине — нарушает ли это прикосновение состояние ритуальной чистоты или нет. Из-за отсутствия однозначного ответа на данный вопрос в Сунне Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует), мнения ученых прямо противоположны: богословы-шафииты считают, что нарушается (вуду’), богословы-ханафиты — не нарушается.

Одна женщина заставляет свою невестку надевать резиновые перчатки во время приготовления пищи, когда у нее проходит менструация. Как быть?

Считается ли харамом (запретным) пища, приготовленная женщиной во время менструации? Мадина.

Еще с давних пор мусульманские богословы на основе упомянутых хадисов однозначно говорили о том, что физическая чистота (ат-тахара) женщины никак не нарушается в период месячных[24]. Придерживаясь обычных норм гигиены, женщина в полной мере может заниматься домашними и иными делами.

Кровотечение влияет на наличие ритуальной чистоты, необходимой для совершения, например, очередной обязательной молитвы. Поэтому, а также ради облегчения, во время менструации женщины освобождены от выполнения молитв-намазов и соблюдения поста.

Данное библейское положение не утвердилось в наследии последнего Божьего посланника и не возымело продолжения в мусульманской культуре или богословии.

Как определить конец хайда? В одних источниках пишут, что надо дождаться начала белых выделений, в других говорят, что завершение выделений означает конец хайда. Когда брать гусль (полное омовение), если у женщины прекратились выделения, а до достижения белизны проходит еще 3–4 дня (возможно, связано с болезнью, но все мы не абсолютно здоровы).

Полное омовение (гусль) необходимо совершить после того, как прекратятся кровянистые, окрашенные выделения и останутся только прозрачные, белые выделения в обычные для данной женщины сроки[26].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Менструация — ежемесячное маточное кровотечение у женщины детородного возраста или девушки, достигшей половой зрелости. См.: Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 533.

Менструация наступает обычно через каждые 21–30 суток и продолжается 3–6 суток, в течение которых теряется от 50 до 150 мл крови. Менструация отсутствует во время беременности и кормления ребенка, а так же при различных заболеваниях. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.-Мн.: Аст-Харвест, 2002. С. 516.

[2] Регулы — то же, что и менструация. См.: Большой толковый словарь русского языка. С. 1111.

[3] Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 189.

[4] Обильные и длительные выделения (меноррагия — усиление и удлинение менструальных кровотечений — признак ряда заболеваний матки), а также маточное кровотечение, не связанное с менструальным циклом, являются симптомами ряда гинекологических заболеваний. См.: Энциклопедия народной медицины. Москва: Анс, 1996. Т. 3. С.71.

[5] Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 59.

[6] Максимальное число дней чистого периода не ограничено. См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 29; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 227.

[7] Подробнее см.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 26–30; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 225–230; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 1. С. 282–287.

[8] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 1. С. 459–461.

[9]Например, недержание мочи, кровь из носа, кишечные газы или метеоризм (урчание в животе к этому не относится), продолжающиеся больше обычного менструальные циклы, постоянно кровоточащая рана и т. п.

[10]Промежутки между выделениями не должны быть больше того периода, за который можно спокойно совершить омовение и молитву-намаз.

[11]То есть, например, с начала времени полуденной и до начала времени послеполуденной молитв.

[12]Важно заметить, что омовение должно совершаться после наступления времени обязательной молитвы. Когда оно совершено до этого, то не является действительным для совершения с ним молитвы, время которой наступит через некоторое количество минут или часов, если до наступления времени и фактического совершения молитвы будут выделения. Если же их не будет, то — допускается. И как только нарушится омовение, совершенное до наступления времени очередной молитвы, необходимо будет обновить омовение для очередного временного промежутка.

Исключением, проговариваемым только учеными-ханафитами, является полуденная молитва (Зухр). Так как в промежутке между восходом солнца и наступлением полуденной молитвы нет каких-либо обязательных молитв, богословы-ханафиты допускают совершение омовения для нее до наступления ее фактического времени. И даже если омовение нарушится до совершения намаза, оно все равно сохраняет свою каноническую пригодность.

[13]С одним омовением он может совершать любое количество молитв-намазов, как обязательных, например долговых, так и дополнительных. Так считают богословы-ханафиты и богословы-ханбалиты.

[14]Конечно же, он может постоянно или периодически обновлять омовение. Этого никто ему не запретит. Мы сейчас говорим о допустимом каноническом минимуме в данной ситуации.

[15]Это омовение также является действительным для допустимости прикосновения к Священному Писанию или, например, совершения обхода вокруг Каабы во время паломничества.

[16]См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 442–444; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах [Ступени успеха с помощью Открывающего все Господа]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. С. 60, 61; Ибн Хаммам. Фатх аль-кадир. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, [б. г.]. Т. 1. С. 179–186.

[18]См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 447, 448.

[19] Полоскание рта и промывание носа у ханафитов является обязательным (фард), а у шафиитов — желательным (сунна).

Но в то же время шафииты говорят об обязательности (фард) намерения в мыслях, сердце в начале совершения полного омовения (гусль). Богословы-ханафиты относят намерение к категории желательного (сунна).

[22] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 113, хадис № 295; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. 2000. Т. 2. С. 528, хадис № 295; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 3. С. 156.

[23] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 114, хадис № 296; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. 2000. Т. 2. С. 528, хадис № 296; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 157.

[24] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. 2000. Т. 2. С. 528–530; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 158.

[25] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава [С людьми. Советы и фетвы]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 24, 25.

[26] Это соответствует мнению богословов ханафитсткого и шафиитского мазхабов. См., например: аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а [Исламское право согласно четырем мазхабам]. В 5 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. С. 115, 116.


Знание нечистот занимает очень важное место в шариате, ибо с этим связано множество решений. Если на одежде будет хотя бы капля вина, то намаз в такой одежде не считается. Если такая одежда упадёт в тазик или бочку с водой, то вся вода, содержащаяся в них, становится нечистой, если её количество менее 216 литров.

Нечистотами по шариату является:

1. Всё по своему состоянию жидкое и опьяняющее, а если опьяняющее вещество в основе своей сухое, то оно не является нечистым. Следовательно, вино является нечистым в его жидком или в сухом виде, а гашиш или марихуана являются чистыми, даже если сделать их жидкими. Но употребление и того, и другого является категорически запрещённым в Исламе. Вино – запрещено употреблять, и оно нечистое, гашиш – запрещено использовать, и он чистый.

2. Собака, свинья и всё, что произошло от них является нечистым. Если собака или свинья скрестятся с чистым животным, то рождённый в результате такого спаривания детеныш тоже является нечистым.

3. Мертвечина, кроме тела усопшего человека, мёртвой рыбы и саранчи.

4. Кровь, будь она своя или чужая.

5. Гной, потому что является испорченной кровью.

6. Рвота. Но если человек страдает постоянной рвотой, то ему делается упущение, и намаз человека с рвотой на одежде считается. К этому же аш-Шабрамулси относит и кровь из дёсен. Если у человека больные дёсна и они постоянно кровоточат, то его намаз тоже считается действительным.

7. Кал, навоз и помёт.

8. Моча человека или животного.

9. Предэякуля́т (мазью – прозрачная, бесцветная, вязкая предсеменная жидкость, которая выделяется из мочеиспускательного канала полового члена мужчины наружу, когда он приходит в состояние полового возбуждения).

9. Сперматорея (вадъю – выделения человека, которые появляются вследствие напряжения мышц промежности, например, во время физических упражнений, при поднятии тяжестей, или после выделения мочи).

10. Молоко животного, мясо которого не едят, например, молоко ослихи является наджасом. Что касается молока человека, то оно является чистым.

Что касается спермы, то оно является чистым как у человека, так и у чистого животного (т.е. кроме собаки, свиньи и животных, рождённых в результате их скрещивания с другими животными). Но если человек помочится и, не очистившись водой от мочи, и у него выделится сперма, то она считается наджасом. Поэтому мужчине, который помочился и не умылся водой, запрещается иметь половое сношение с женой, да и ей запрещается позволять ему это (Нихаят аль-Мухтаж и хашият аш-Шабрамульси).

Если от живого существа отделится орган, то решение касательно этого органа зависит от того, какое решение даётся самому этому существу при смерти. Мы говорили ранее, что любое мёртвое тело, кроме тела усопшего человека, дохлой рыбы и саранчи является наджасом. Следовательно, отрубленная рука человека, часть рыбы или часть тела саранчи являются чистыми. А отрубленный хвост коровы или барашки, например, являются наджасами.

Что касается волос или шерсти животного, чьё мясо разрешено употреблять в пищу, то они являются чистыми, если они отделились при жизни этих животных, или же отделились после закалывания. А шерсть животных, чьё мясо запрещено употреблять в пищу даже если оно отделилось при жизни этих животных является нечистым. Например шерсть козы барашки и верблюда, а также перья гуся и т.п. являются чистыми, а волосы осла являются нечистыми .

Женские выделения

Ежедневные выделения женщины и мазки из влагалища учёные делят на три вида:

1. Выделения из наружного влагалища. Наружным влагалищем считается место, которое бывает видно, когда женщина садится на корточки. Это место она должна промывать после исправления нужды, а также при ритуальном купании, чтобы оно считалось действительным. Мазок с этого места является однозначно чистым.

2. Мазок, который находится внутри влагалища, примерно на 15-16 см. вглубь (в точке проникновения мужского полового органа среднего размера). Мазок с этого места тоже является чистым по наиболее сильной версии учёных шафиитского мазхаба.

3. Мазок, находящийся глубже, возле матки женщины, является нечистым.

Но следует отметить, что мазок и выделения, появившиеся при возбуждении женщины являются нечистыми, ибо это является предэякуля́том (мазю).

Всё перечисленное не касается менструальных и послеродовых выделений, ибо они являются нечистыми однозначно.

Ссылаясь на перечисленное выше, можем утверждать, что яйцо является чистым по наиболее сильной версии учёных. То есть её не обязательно промывать, и намаз с невымытым яйцом в кармане принимается, если, конечно, на нём нет видимых пятен других нечистот, например, помёта.

Как очиститься от наджаса?

То, что по своей сущности является нечистым, не становится чистым само по себе. Например, навоз, моча и т. п. невозможно сделать чистыми, их нужно удалять соответствующим образом. Но есть нечистоты, которые могут стать чистыми сами по себе: это вино из винограда, превратившееся в уксус и шкура мертвечины.

Что касается вина, то очищается только вино из винограда при условии, что в это вино не добавлено ничего постороннего. Если в вино добавить инородное вещество – какую-либо приправу, превращающее вино в уксус или любой другой предмет, например, камень, то такое вино не очищается, даже если оно превратится в уксус. Также, по наиболее сильной версии, такое вино очищается, если перенести его из тени на солнце и наоборот. Если, соблюдая перечисленные условия, вино превратится в уксус, то оно считается чистым, как и сосуд, в котором оно находится. Такой уксус разрешается употреблять в пищу, в отличие от уксуса, который был получен с нарушением вышеперечисленных норм.

Что касается шкуры животного, то оно очищается при правильном дублении. Дублением называют обработку шкур различными химическими составами для удаления остатков мяса и жира, а также подкожной жировой клетчатки с целью придания прочности, гибкости. Очищается шкура любого животного, кроме собаки, свиньи и их детёнышей. После завершения дубления шкуру необходимо помыть, ибо жидкость, в которой она дубилась, была нечистой.

Исходя из этого следует, что ремни, туфли, куртки и другую одежду из шкур барана, змеи, крокодила и т.д., можно носить после соответствующего дубления.

Что касается других нечистот, то их необходимо удалять. Наджаса делится на три вида –сложно-удаляемое, средне-удаляемое, легко-удаляемое наджаса.

1 . Сложно - удаляемое наджаса – это то, что стало нечистым из-за соприкосновения с жидкостями собаки или свиньи, а так же если прикоснуться к ним тогда, когда они влажные Если собака лизнёт, к примеру, руку человека, то необходимо промыть эту руку семь раз. В один из этих разов, в воду добавляется чистая и пригодная для ритуальной чистоты земля. Необходимо добавить столько земли, сколько нужно для того, что бы вода стала мутной. Этой водой нужно промыть испачканную сложно-удаляемым наджасом руку в один из семи разов промывания .

Если дотронуться, например, до шерсти собаки в сухом виде, то промывать руку семь раз или даже один раз не нужно. Если рука или шерсть будут влажными, то необходимо совершить выше приведённое очищение.

2. Среднеудаляемое наджаса – это то, что стало наджасом из-за всех перечисленных нечистот (наджасов), кроме того наджаса, что связано с прикосновениями собаки и свиньи. Например, если на одежду попала моча, и нет на этом месте цвета, вкуса или запаха мочи, то для очищения этой одежды достаточно, чтобы через неё протекла вода.

Если на этой одежде есть сам предмет наджаса, например, помёт, то необходимо удалить данную нечисть, обязательно также удалить вкус и попытаться удалить запах и цвет.

Если после промывания водой на испачканной одежде останется цвет или запах, которые трудно удалить, то в этом нет ничего страшного. Например, если на одежду попала кровь, и после промывания пятен проточной водой на одежде останется след цвета крови, то одежда считается очищенной. Также, если на одежде, испачканной вином после промывания водой останется след запаха вина, то это одежда является чистой. Следовательно, для того, чтобы считать одежду со следами крови или вина чистыми необходимо:

- Промыть их тщательно водой.

- Промывать их мылом или порошком нет необходимости.

- Если на одежде сохраняется их цвет и запах одновременно, то тогда одежда не является очищенной.

- Необходимо, чтобы вода наливалась на нечистую поверхность, а если поднести испачканную поверхность к малой воде, то эта вода не очищает её, а наоборот, сама становится нечистой. Например, если в тазик с малой водой (меньше 216 литров примерно) погрузить испачканную наджасом одежду, то вода становится наджасом и одежда не становится чистой.

3. Легкое наджаса – это место, которое стало нечистым из-за мочи мальчика до двухлетнего возраста, если он не начал употреблять в пищу обычную еду. Если он пьёт молоко животного или же смесь, то он не считается употребившим пищу до двух лет. Данная категория наджаса названа лёгкой, ибо её не нужно промывать насквозь, а хватит и того, чтобы на неё наливалась вода, которая целиком покрывает испачканное место, даже если вода не пройдёт насквозь. Следовательно, одежда, на которую помочился такой мальчик, очищается, если налить на место попадания мочи воду, которая будет больше, чем его моча, даже если вода не пройдёт насквозь. Если он после двух лет тоже пьёт только молоко, то его моча не является легким наджасом. Моча маленькой девочки не относится к легкому наджасу.

Если станет наджасом какая-либо жидкость, то она не очищается. Например, невозможно промыть или очистить уксус, сок, или жидкое масло, если туда попадёт капля наджаса, (например, крови или мочи).

Ахмад Магомедов

Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди

Читайте также: