Организация школы для больных туберкулезом

Обновлено: 07.05.2024

Одной из наиболее актуальных социально-медицинских проблем в мире и в Беларуси, в том числе, на сегодняшний день является туберкулез. По данным Всемирной организации здравоохранения, сейчас на планете 1,7 млрд. человек инфицированных туберкулезом.

В мире ежегодно регистрируется 8 млн. новых случаев туберкулеза и 3 млн. случаев смерти от него, включая 300 тысяч детей в возрасте до 15 лет.

В Беларуси заболеваемость туберкулезом в 2006 году составила среди взрослого населения 49,8 на 100 тысяч, среди подростков 2,9 на 100 тысяч населения, детей 4,1 на 100 тысяч. В течение последних лет в г.Минске ежегодно заболевают туберкулезом около 700 человек взрослого населения, и до 30 подростков и детей. Эта тенденция продолжает сохраняться.

Что же такое туберкулез?

Туберкулез - это инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией туберкулеза. Поражает весь организм: легкие, мозг, почки, лимфатические узлы, кости, глаза, кожу.

Пути и источники заражения

Заражение туберкулезом происходит двумя путями: через воздух и через пищу.

Основным источником распространения инфекции является больной туберкулезом человек, который выделяет при кашле, чихании мельчайшие капельки мокроты и слюны, в которых содержится много возбудителей туберкулеза. Если у больного открытая форма туберкулеза, то в капле его мокроты может содержаться до 2-3 миллионов бактерий. За сутки он выделяет от 15 млн. до 7 млрд. микобактерий и инфицирует (заражает) в течение года 10-15 человек. С воздухом бактерии проникают в легкие детей и взрослых, находящихся поблизости от больного.

Заражение воздушно-пылевым и алиментарным (пищевым) путем осуществляется реже, и крайне редко происходит внутриутробное заражение плода при туберкулезе у беременных.

Вторым по значимости источником заражения является больной туберкулезом крупнорогатый скот. К более редким источникам возбудителей инфекции относят зараженных туберкулезом свиней, овец.

Заражение через пищу и предметы обихода - может произойти при употреблении молока от больной туберкулезом коровы или при пользовании общей с больным туберкулезом легких посудой, туалетными принадлежностями и т.п.

Кто может заразиться туберкулезом?

Заразиться туберкулезом может практически любой человек. Но наиболее подвержены люди из так называемой группы риска. К ним относятся: Люди, живущие, работающие и общающиеся часто с больным туберкулезом (члены семьи, друзья, коллеги по работе). Заключенные.

Страдающие такими заболеваниями, как сахарный диабет, рак и особенно ВИЧ-инфицированные.

Но не каждая микобактерия туберкулеза вызывает заболевание. Организм здорового человека обладает достаточными силами, чтобы противостоять непостоянному воздействию единичных бактерий туберкулеза. Организм ребенка, или подростка, ослабленного различными вирусными бактериальными заболеваниями, такими как ОРЗ, пневмония, грипп, бронхит, более подвержен опасности заболеть туберкулезом и в десятки раз усиливается в случае контакта ребенка или подростка с туберкулезным больным.

Основные симптомы и признаки туберкулеза Длительный кашель (более трех недель) или покашливание с выделением мокроты, возможно с кровью. Боли в грудной клетке. Потеря аппетита, снижение массы тела. Усиленное потоотделение (особенно в ночное время). Общее недомогание и слабость.

Периодическое небольшое повышение температуры тела (37,2° - 37,4°С).

Покраснение и припухлость кожи размером более 5 мм у детей и подростков при проведении пробы Манту свидетельствуют о моменте заражения, но еще не о самой болезни и требует углубленного обследования ребенка. Диагностика туберкулеза

Основными методами выявления туберкулеза являются бактериологическое и рентгенологическое обследование.

Бактериологическое обследование (микроскопия мазка и посев материала на питательные среды) является самым надежным подтверждением диагноза туберкулеза, так как в этом случае непосредственно в выделениях больного либо во взятых из организма материалах обнаруживается возбудитель заболевания. В случаях скрытого течения туберкулеза возрастает значение рентгенологических методов обследования (рентгенографии и флюорографии). Это единственные методы, которые позволяют выявить начальные туберкулезные изменения в легких.

Все остальные методы выявления, применяемые в лечебно-профилактических учреждениях (бронхоскопия, различные анализы крови, мочи и др.), относятся к дополнительным и в совокупности с бактериологическим и рентгенологическим обследованием помогают врачу своевременно выявить заболевание туберкулезом.

Целью лечения больных туберкулезом является стойкое заживление туберкулезных очагов в пораженных органах и полная ликвидация всех клинических проявлений болезни. Лечение больного должно быть: Своевременным. Непрерывным Поэтапным. Длительным. Комбинированным.

Основным компонентом лечения является химиотерапия, при проведении которой большое значение имеет правильный выбор препаратов, их оптимальной суточной дозы, кратности и способа введения, а также продолжительность лечения. Длительный срок (6-8 месяцев и более) и жесткий режим приема лекарств необходимы для того, чтобы полностью убить бактерии в различных тканях организма. И если даже бактерии перестали определяться в мокроте, а самочувствие больного улучшилось, ни в коем случае нельзя прерывать или изменять предписания врача. Иначе микобактерий не только быстро восстановят свою жизнедеятельность, но и приобретут устойчивость к лекарственным препаратам, а это делает дальнейшее лечение очень дорогостоящим и малоперспективным.

Если при обследовании установлено, что пациент только заразился туберкулезной инфекцией, но поражения органов не выявлено, все равно необходимо провести курс предупредительного лечения, чтобы не допустить

развитие туберкулеза. С этой целью назначаются профилактические, т.е. минимальные дозы противотуберкулезных препаратов (тубазид, фтивазид). Особенно важно провести профилактическое лечение детям и подросткам, проживающим вместе с больным туберкулезом, т.к. признаки заражения и заболевания могут появиться и после прекращения контакта с туберкулезным больным. Наблюдение за детьми и подростками с положительной туберкулиновой пробой в тубдиспансере осуществляется в течение года и, если не разовьется заболевание, то они снимаются с учета. Это не означает, что угроза миновала. Сохраняющаяся в организме инфекция при неблагоприятных условиях может привести к заболеванию туберкулезом. Поэтому иногда возникает необходимость повторного обследования инфицированного ранее ребенка у фтизиатра.

Наиболее эффективно лечение туберкулеза осуществляется в санаторных детских садах и санаторных школах, где проводится полный комплекс мероприятий на повышение защитных сил организма, а также прерывается контакт с больным туберкулезом.

В заболевании человека туберкулезом основную роль играют два фактора: длительность контакта с больным туберкулезом, выделяющим микобактерии, и значительное снижение защитных сил организма.

Важнейшими методами профилактики туберкулеза у детей, подростков и взрослых являются:

Проведение прививок БЦЖ - противотуберкулезная вакцинация. Первая прививка против туберкулеза проводится в родильном отделении на 3-5 день жизни ребенка, и иммунитет держится .до 7 лет. Затем, чтобы поддержать защиту от туберкулезной инфекции, прививку повторяют в 7 и 14 лет.

Профилактическое обследование населения

(рентгенофлюорография) не реже 1 раза в 2 года. Выполнение комплекса мероприятий, повышающих защитные силы организма: правильное полноценное питание, рациональный режим труда и отдыха, отказ от вредных привычек, закаливание, занятие физической культурой и т.д.

Проведение мероприятий, оздоравливающих жилищную и производственную среду (снижение скученности и запыленности помещений, улучшение вентиляции и т.Д).

Недопущение больных, выделяемых микобактерии туберкулеза к работе в медицинских и детских учреждениях, учебных заведениях, на предприятиях общественного питания, коммунально-бытового обслуживания, пищевой и фармацевтической промышленности, общественном транспорте.

Раннее выявление больных туберкулезом и их лечение. Санитарное просвещение населения, формирование у него здорового образа жизни.

Вышеперечисленные мероприятия повысят сопротивляемость организма не только к туберкулезу, но и к другим болезням.

Туберкулез легче предупредить, чем потом лечить. При своевременном выявлении и неукоснительном соблюдении предписанного врачом режима лечения туберкулез полностью излечим.


ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЫ ДЛЯ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЁЗОМ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье представлены результаты исследования возможности открытия школы для больных туберкулёзом, проведенного путем анкетирования участковых медицинских сестер и пациентов диспансера.

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель таких Школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.

Особое внимание было уделено профессиональным обязанностям медицинских сестер, которые, по мнению респондентов, могут проводить занятия в школе.

Введение

В современных условиях возрастает роль активного сотрудничества медицинского работника и пациента в вопросах обучения здоровому образу жизни, управления хроническим заболеванием, улучшения качества и продолжительности жизни. Обучение пациентов в Школах здоровья вошло в стандарты оказания медицинской помощи пациентам с различной патологией.

В этих условиях возрастает роль медицинского работника в вопросах обучения пациентов здоровому образу жизни, профилактики заболеваний (первичной, вторичной, третичной). Большинство хронических заболеваний в настоящее время нельзя излечить, но можно реально контролировать и обеспечивать профилактику осложнений, что может существенно продлить жизнь больных и повысить ее качество. Однако успешно контролировать хроническое заболевание, даже с максимальным использованием арсенала современной медицины, но без активного участия пациента, не представляется возможным.

Решению указанных задач может способствовать создание Школ здоровья. Обучение в Школе здоровья определяется как помощь пациентам в приобретении и поддержании навыков, необходимых им для максимального управления их жизнью в условиях хронического заболевания, либо в определенные периоды жизни. Это лечебно-образовательный процесс, являющийся полноправной областью здравоохранения, составной и непрерывной частью ведения пациентов. Обучение сориентировано на пациента, создано для помощи пациентам и их семьям в понимании своего заболевания/состояния, эффективном лечении, ведении здорового образа жизни, обучении уходу за собой, сотрудничестве с медицинским персоналом. Все это, в конечном счете, ведет к улучшению качества жизни пациента.

Целью обучения является не заполнение вакуума знаний, а прогрессивное изменение представлений больного о заболевании и его лечении, ведущее к изменению поведения, к истинному умению управлять лечением заболевания в активном союзе с врачом.

Одной из важных составных частей лечения туберкулёза является просветительная работа среди пациентов. Медицинский работник находится в постоянном контакте с пациентом и поддерживает его с момента установления диагноза и до завершения лечения. Близкие пациента также нуждаются в поддержке и информации.

С момента установления диагноза пациент должен получить основную информацию о том, что такое туберкулёз и как он распространяется. Больной может быть напуган, и тогда его нужно убедить в том, что туберкулёз излечим. Необходимо рассказать пациенту о курсе лечения и объяснить необходимость приема лекарств под непосредственным наблюдением. Некоторые пациенты могут решить, что принимать препараты каждый день очень обременительно и это пустая трата времени. В этом случае медицинский работник должен разубедить больного.

Основной целью обучения больных туберкулёзом является формирование у пациента сознательного и грамотного отношения к своей болезни. Все пациенты больные туберкулёзом хотят знать о заболевании больше и с огромной заинтересованностью относятся к обучению. Но добиться одного "понимания болезни" у больного, конечно, недостаточно - необходимо выработать у него стойкую мотивацию на выполнение тех правил жизни, которые потребовал туберкулёз. Медицинские работники должны приложить все свои усилия на то, чтобы из " туберкулёзных больных " пациенты стали полноправными союзниками в контроле за своим заболеванием и понимали, что без их участия благоприятного течения туберкулёза добиться невозможно. Для этого следует постоянно подчеркивать идею партнерства и сотрудничества, при котором медицинский персонал и больной работают ВМЕСТЕ над решением вопросов помощи больному.

Для качественного и доступного обучения необходимо создать школу для больных туберкулёзом. Поэтому любое исследование, направленное на изучение возможностей создания подобных школ является актуальным.

Методы

Для решения поставленных цели и задач исследования нами были разработаны специальные анкеты.

Изучение возможности организации школы для больных туберкулёзом проводилось на базе одного из противотуберкулёзных диспансеров Москвы в период с июня по декабрь 2012 г.

В исследовании участвовали 10 медицинских сестер участковых с разными возрастными и профессиональными особенностями и 10 пациентов диспансера. Им было предложено ответить на вопросы составленной анкеты.

Результаты исследования

Анализ результатов анкетирования, направленный на изучение возможности организации школы для больных туберкулёзом, показал, что в диспансере есть условия для организации школы для больных туберкулёзом.

1. В диспансере работают опытные участковые медицинские сёстры. Среди них 8 медицинских сестер работаю более 10 лет, 2 медицинских сестры от 5 до 10 лет (рис.1).

Рис. 1 - Стаж работы медицинских сестер.

Имеет высшую квалификационную категорию 8 медицинских сестер участковых, первую – 2 медицинские сестры участковые (рис.2).

Рис 2 - Квалификационные категории участковых медицинских сестер.

2. Все участвовавшие в анкетировании респонденты считают необходимым создание в противотуберкулёзном диспансере школы для больных туберкулёзом.

Все участковые медицинские сестры ответили, что нужна наглядная информация для обучения пациентов. С наглядной информацией пациенты лучше усваивают и запоминают нужную информацию.

30% медицинских сестёр считают, что работать в школе должны участковые сестры. 70% медицинских сестер считают, что работать и обучать в школе пациентов должны специально обученные медицинские сестры, т.к. после окончания базового медицинского училища у сестер недостаточно знаний. Считают, что в школе должны работаь медициснкие сестры, которые знают основы педагогики и психологии.

20% медицинских сестёр считают, что обучение пациентов нужно проводить 2-3 раза в неделю для впервые заболевших. Пациенты впервые заболевшие нуждаются в достоверной широкой информации о заболевании, мерах профилактики. Эта информация нужна в первые дни недели, от этой информации будет зависеть исход выздоровления. 40% медицинских сестёр считают, занятия нужно проводить один раз в неделю для пациентов прошедших курс лечения в стационаре, так как эти пациенты уже получили часть информации в стационаре. 40% медицинских сестра считают, что достаточно один раз в месяц проводить занятия с пациентами (хрониками), для повторения мер профилактики и санитарно-эпидемиологического режима.

Рис. 4 – Как часто нужно проводить занятия с пациентами?

Все медицинские сестры считают, что нужно привлекать родственников к обучению. Респонденты считают, что родственники будут помогать своим близким в лечении и соблюдении санитарно-эпидемиологического режима. Туберкулёз как инфекционное заболевание развивается в социально организованном человеческом обществе, и во многом распространение туберкулеза зависит от организации и благополучия этого общества. Пациент, проживающий в одной квартире с родственниками, подвергает их риску заражению туберкулёзом.

Анализ результатов опроса пациентов показал, что пациентам необходимо обучение.

70% пациентов ответили, что им хотелось бы знать больше о своем заболевании, факторах риска, профилактике и образе жизни от участковой медицинской сестры, т к. пациенты больше общаются с медицинскими сестрами в очагах. 30% пациентов ответили, что информации достаточно.

80% пациентов ответили, что не знают, как правильно обрабатывать предметы личной гигиены. 20% пациентов ответили, что знают, как правильно обрабатывать предметы личной гигиены. От соблюдения санитарно-эпидемиологического режима зависит исход выздоровления и благополучие своих родственников. Медицинские сестры объясняют пациентам и их родственникам как правильно обрабатывать плевательницы, предметы личной гигиены, посуды. Пациенты считают. что им необходимы индивидуальные занятия с наглядной информацией. Медицинские сестры диспансеры готовы помогать пациентам, предоставлять им наглядную информацию и проводить занятия.

Таким образом, анализ результатов анкетирования показал:

1. В Противотуберкулёзном диспансере есть условия для создания Школы для больных туберкулёзом.

2. Пациенты нуждаются в обучении и хотят обучаться. Они хотят приобрести знания с помощью наглядной информации для быстрейшего выздоровления.

Выводы

В настоящее время необходимость совершенствования профилактической помощи населению, коррекции факторов риска, неблагоприятно влияющих на здоровье и связанных с образом жизни, не вызывает сомнений. Профилактическими могут быть не только медицинские вмешательства, но и образовательные технологии. Одной из перспективных интегрированных технологий профилактической и лечебной помощи является обучение в Школах здоровья для пациентов.

Проведенный нами теоретический анализ школ здоровья показал, что школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель таких Школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.

Развитие Школ здоровья для пациентов позволяет реализовать один из основополагающих принципов реформирования здравоохранения – обеспечение партнерства врача и пациента в достижении качества и эффективности оказываемой медицинской помощи.

Таким образом, активное развитие Школ здоровья формирует у населения мотивацию к сохранению своего здоровья и повышает их ответственность за свое здоровье, обеспечивает повышение точности выполнения назначений врача. При достижении этих целей Школы обеспечивают высокое качество профилактической помощи населению, что способствует реализации профилактической направленности службы здравоохранения и является основополагающим принципом ее реформирования.

Исследования возможности открытия школы для больных туберкулёзом проводилось с помощью анкетирования по разработанной нами анкете.

Практический анализ возможности открытия школы для больных туберкулёзом показал, что в Противотуберкулёзном диспансере возможно открыть школу для больных туберкулёзом. Пациенты хотят обучаться в школе, а медицинские сестры готовы работать и обучать пациентов.

Список используемых источников

Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г. Основы медицинской профилактики и реабилитации.- М., АлмМи, 2010. – 125 с.

Гусейнов Г.К. Медицинская сестра противотуберкулезного учреждения. // Медицинская сестра. - 2006. - С.16-17.

Калинина А.М., Олейников В.Г., Олейникова Н.В. Школа здоровья для пациентов – важнейший фактор качества медицинской помощи. - М.: Профилактическая медицина, 2001. - 345 c.

Карачунский М.А. Профилактика туберкулеза. // Медицинская сестра.-2003.- С.-10.

6. Национальное руководство / под ред. М.И. Перельмана.- М.: ГЭОТАР - Медиа. 2007.- 512 с.

7. Перельман М.И., Корякин В.А. Фтизиатрия.- М.: Медицина, 1996.- 320 с.


Мне было очень приятно работать с Наталией по выполнению этого проекта. Рада, что наше совместное исследование будут продолжаться далее в рамках выполнения дипломной работы.

Интересная тема, и еще, очень нужная. Замечательная идея создания школ для больных туберкулезом. Хоть дети и больны, но они не должны отличаться, от своих здоровых сверстников. Эта школа, также поможет детям отвлекаться от своей болезни, что приведет к их скорейшему выздоровлению. Школы, это очень хорошая идея.

Спасибо автору коментария за интерес к моей работе. Школа для больных туберкулёзом предназначена для взрослых людей, их родственников.В этой школе могут обучаться родители детей, после обучения они могут многое рассказать своим детям.

Актуальная тема для работы. Успешно контролировать хроническое заболевание без активного участия пациента невозможно. Создание школ позволит больным и их родственникам узнать данное заболевание, научится жить с ним и рядом с ним.

В работе затронута очень важная проблема.Ее актуальность связана не только с сохраняющейся на высоком уровне заболеваемостью туберкулезом,но и с краине низким уровнем медицинской грамотности населения.Вероятно,следует расширить данную инициативу и проводить выездные занятия со здоровыми людьми(в школах,в ВУЗах,и т.д),сместив акценты на вопросы профилактики туберкулеза.

Я часто задумывалась о том, что в нашей стране должно быть создано как можно больше школ для больных с той или иной патологией. Ознакомившись с данной статьей, я приятно обрадовалась тому, что в настоящее время ведутся работы над созданием таких проектов, а так же тому, что и пациенты и медицинские сестры, опрошенные в разных городах Российской Федерации готовы работать и сотрудничать вместе в организации школ для больных туберкулезом. Я полностью согласна с авторами в том, что организация таких

Мне очень приятно, что автор коментария обсалютно точно отметил тезисы в моей работе. Большое спасибо, за внимание и интерес к исследованиям.

Меня очень заинтересовала данная работа, считаю тему которая раскрывается в ней достаточно актуальной для современного общества. ТЕМИРХАНОВА ОЛЬГА

Данная работа затрагивает очень актуальную тему стоящую перед обществом-это борьба с туберкулезом.Создание школы очень благотворно будет влиять на психоэмоциональное состояние пациента, который будет знать как обезопасить себя и своих близких.Это позволит повысить уровень знаний пациентов о своем заболевании, даст им возможность более осознанно выполнять врачебные рекомендации.Очень хорошо что нашлись люди, которым не безразлична судьба пациентов с таким рода заболеванием.Ведь порой люди считают

Данная тема актуальна,я полностью согласна с автором,что такие школы необходимы в нашем малоинформированном обществе.Т.к пациент остаётся один на один с болезнью,и наша задача не только излечить болезнь,но и помочь психологически.Информировать его о болезни и нацелить на хорошие результаты.

Я считаю эту тему очень важной! Каждый больной должен знать о своём заболевании всё. Я согласна с тем,что так же нужно проводить обучения и родственникам больным.

Очень интересная и актуальная тема! Надеюсь эта статья послужит первым шагом для открытия школы для больных туберкулезом. Ведь такая школа даст пациентам возможность узнать больше о болезни, а что самое главное пациент будет уверен, что его поймут и от него не отвернутся .

Тема исследования очень важна в повседневной жизни. Создание школ для больных туберкулезом поможет как отдельным пациентам и их семьям, так и всей системе здравоохранения в целом. При посещении школы для больных туберкулезом, человек может подробно и наглядно узнать о болезни, способах лечения, обсудить и найти свой режим восстановления. Особенно эти школы полезны для семей, больных туберкулезом. Они должны быть четко информированы о способах защиты, а также им должна быть оказана психологическа

Туберкулёз-это достаточно серьёзная проблема у нас в Росии.Многие люди,заболевшие туберкулёзом,впадают в отчаяние,ставят крест на себе,на своей жизни,замыкаются и не знают как им дальше жить.Такие люди очень слабы и уязвимы марально.Но они должны знать,что есть место,где им всегда помогут,научат,окажут физическую и психологическую помощь и не бросят в беде.Я считаю,что подобные школы-это очень нужная и необходимая вещь для людей с подобным заболеванием.

Я считаю, что школа здоровья для больных туберкулезом необходима так же, как и школы для больных бронхиальной астмы, сахарным диабетом, гипертонией. Но организовывать её нужно не только на базе туберкулезного диспансера, но и в поликлиниках. Так участковая медицинская сестра сможет лучше контролировать пациента имеющего данное заболевание, так и пациент может больше и чаще получать необходимую для себя информацию. Самое главное, чтобы школы для больных туберкулезом существовали не только на бума

Тема актуальна своей необходимостью. Ещё совсем недавно мы жили в информационном вакууме. Человек узнавший свой диагноз, становился изгоем в обществе, не зная, как бороться с болезнью. Создание подобных школ поможет пациентам получить знания о своем заболевании. Под руководством медперсонала и при помощи родственников мобилизовать внутренний ресурс на борьбу с недугом, вплоть до выздоровления. Опанасенко Юлия Павловна

Актуальная и социально-значимая тема. Туберкулез это заболевание, при котором требуется длительное лечение, поэтому нельзя оставлять пациента один на один с болезнью. Обучение в Школе здоровья позволит пациенту получать необходимую информацию и, что более важно, психологическую поддержку.

Авторы статьи поднимают актуальную для России тему. Одной из эффективных мер борьбы с туберкулезом является информированность населения. Школа, о которой говорят в своей статье авторы, необходима не только для больных туберкулезом и членов их семей, но и для всего населения. В нашей стране много людей, которые хотя и не больны туберкулезом, но являются тубинфицированными.Поэтому необходима общая информированность населения. Обучение в таких Школах здоровья должны прводить медицинские сестры, про

Очень интересная и актуальная тема. Я считаю что, в каждом туберкулёзном диспансере надо создавать школу для больных туберкулёзом. Больные будут вовремя и более правильно выполнять назначения врача и надеется на быстрое выздоровление. В дальнейшем смогут уберечь своих родных и близких от этого заболевания.

Считаю данную тему очень актуальной. Открытие такого вида школ поспособствовало бы я думаю понижению уровня заболеваемости во всей стране и уменьшению различного вида осложнений и прогрессирования туберкулёза. От участия пациента в своём лечении, знании своего заболевания зависит исход заболевания. Ведь зачастую пациенты с туберкулёзом даже не знают как пользоваться плевательницей, не знает об элементарных методах дезинфекции. Хотелось бы видеть как можно больше таких школ.

Я считаю что эта тема очень актуальна на сегодняшний день! Проблему больных туберкулезом можно решить в случае информированности населения.Большая часть населения незнает о пути передачи этой болезни,диагностики,профилактики. Безусловно такие школы очень помогут.

Спасибо Наталье Михайловне за исследовательскую работу. В наше время данная тема актуальна. Открытие Школы для пациентов позволит предоставить в понятной и доступной форме для человека, не имеющего медицинского образования, необходимых знаний об общих особенностях заболевания, позволит донести до пациента в понятной и доступной форме информацию, необходимую ему для лечения и борьбы с болезнью, предоставит психологическую помощь пациенту и его близким, вернуть пациентам надежду и способность акти

Школы здоровья чрезвычайно важны, они учат людей справляться с болезнью. Туберкулез - болезнь социальная, поэтому решать её нужно сообща. Пациенты должны понимать всю ответственность за свое здоровье и здоровье своих близких, чтобы научиться жить, не боясь рецидивов и сохранить качество жизни, а мы должны им в этом помочь. Спасибо за проделанную работу, Наталья Михайловна!

Здравствуйте! Хочу поблагодарить, Наталью Михайловну и Ирину Владимировну, за проделанную работу. Тема важна и актуальна. Я считаю, что в России, школы для обучения пациентов и их родственников, больных туберкулезом (а так же и другими опасными заболеваниями) необходимы. Нужно проводить как профилактические, так и обучающие занятия для населения, во избежание заболевания и распространения инфекции. Создание таких школ, это еще один из способов защиты, профилактики и улучшения качества жизни насе

Огромное спасибо за комментарии. Приятно, что наше исследование вызвало интерес среди читателей. Школы для обучения нужны, т. к улучшают качество жизни населения.

Я думаю, что школы для больных с туберкулёзом просто необходимы. В нашей стране развиты, школы сахарного диабета. Поэтому пациентам необходимо внимание, особенно когда остается один на один с такой болезнью. В связи с развитием школ здоровья у пациента появляется мотивация к сохранению своего здоровья, а также оказывается высококачественная профилактика и помощь населения. 16.03.13

Авторами проведена большая исследовательская работа, необходимость в школах для туберкулезных больных очевидна. Надеюсь увидеть и прочитать продолжение данной актуальной темы. Большое спасибо авторам за интересный и познавательный труд!

Актуальная работа на сегодняшний день. В наше время очень много больных с туберкулёзом и мы находимся рядом с ними, особенно в транспорте. Школы нужны однозначно. Главное чтоб и правительство поддерживало и помогало создавать такие школы.

Очень актуальная и социально-значимая проблема затронута авторами в проведенном исследовании. Залогом эффективного лечения является информирование пациента и вовлечение в этот процесс всей его семьи, поэтому информирование и обучение необходимо проводить со всеми участниками лечебного процесса, что приведет к ощутимой психологической поддержке пациента в его лечении. Одной из форм такого обучения несомненно является предлагаемая Наталией Михайловной "Школа здоровья". Большое спасибо за проделанн

Довольно интересная тема.Одной из эффективных мер борьбы с туберкулезом является информированность населения. Школа, о которой говорят в своей статье авторы, необходима не только для больных туберкулезом и членов их семей, но и для всего населения.

На современном этапе развития здравоохранения в нашей стране большое место отводится в открытии школ здоровья любого направления. А организация школ для больных туберкулёзом носит наиболее актуальный характер, т.к. туберкулёз относится к заболеваниям социально-значимого характера. Заболеваемость туберкулёзом в нашей стране имеет очень высокие показатели. Медицинская помощь, оказываемая таким пациентам носит специфический характер. И целями организации таких школ должны быть повышение ответствен

В данной работе рассмотрена интересная и нужная тема. Сейчас медицина должна двигаться в перед и рушить барьеры, которые есть на данном этапе. Пациенты должны знать о своём заболевании больше, уметь с ним бороться. Я бы очень хотела, чтобы такие школы действительно существовали в нашей стране повсеместно. Знание – это сила, а оказание психологической поддержки больным поможет им меньше задумываться о своей проблеме и жить полноценной жизнью. Спасибо за исследование!

Очень актуальная задача поставлена в данной работе. Ведь важно не только бороться с болезнью, но и знать, как правильно ее лечить, а это невозможно без полном понятии о своем заболевании. Увеличивая информированность пациента можно предотвратить осложнения или рецидив заболевания. С созданием таких школ будет намного легче это осуществить.

Очень актуальная тема на сегодняшней день. Да такие школы безусловно нужны, но на мой взгляд одного желания медицинского персонала мало также необходимо активное участие населения, принятия определенных законов и финансовая поддержка государства.

Здравствуйте,мне понравилась статья и идея обучения пациентов в специализированных школах с таким серьезным заболеванием.Я во многом согласна с автором статьи относительно тех проблем,которые возникают или могут возникнуть у людей страдающих туберкулезом. Не всегда болеют взрослые люди,которые могут сами о себе позаботиться и правильно осуществить уход.Это может быть ребенок или подросток, так же состоящий на учете в диспансере и здесь является актуальным объяснение ему и его родителям, как прав

По данным Всемирной организации здравоохранения, показатели заболеваемости туберкулезом в нашей стране достаточно высоки. Думаю, что это связано не столько с самим распространением заболевания, сколько с незнанием больных данной болезни, их неграмотности в вопросах гигиены и предупреждения дальнейшего распространения очагов. Вопрос организации обучения для больных туберкулезом в этой связи представляется очень актуальным. Авторы работы качественно подошли к решению вопросов возможности о

Виолетта, представители систем здравоохранения "других соседей" порой считают, что граждане их стран, наоборот, у нас начинают болеть туберкулезом, потому что живут в нечеловеческих условиях.

Интересная тема, и еще, очень нужная. Замечательная идея создания школ для больных туберкулезом. Очень важно помочь детям разобраться со своей болезнью, научить как себя вести себя, что надо делать с ней, помочь понять что они не одиноки. Школы, это очень хорошая идея.

Я считаю эту тему важной во всём мире! Было приятно узнать ,что авторы отвели на изучение возможности организации таких школ 6 меся-цев, провели анкетирование с участием медицинских сестёр с разным опытом работы, т.е. учли мнение каждого работника. Мне кажется, что не только родственники и близкие люди должны знать информацию о данном заболевании, но и люди, не входящие в их число. Предупреждён, значит вооружён. Спасибо авторам за проделанную работу.

Спасибо автору,меня впечатлила ваша работа.Тема действительно очень интересная.Я считаю что такие школы нужны так же как и все остальные школы,например такие как-школа диабета.Я работала в эндокринологическом кабинете и все пациенты которые посещали школу диабета были довольны и рассказывали что узнали что то новое и интересное для себя,не смотря на то что они диабетики со стажем и живут уже много лет с этим заболеванием.

Данное исследование очень актуально в наше время так как больных с туберкулезом с каждым годом становится все больше. Буду очень рада если появится такая школа в нашей стране. Но считаю,что эта школа будет полезна не только больным, но и здоровым.

К сожалению, в наше время это стала актуальной проблемой (туберкулез) Я очень рада, что эту тему подняли очень тяжело, когда болеет ребенок. За то чтобы были школы это еще один способ защиты и профилактики, а также улучшения качества жизни населения. С уважением Анастасия. Молодец!

Безусловно школы для больных туберкулезом необходимы. Так же как существующие в настоящее время, например,школы для больных сахарным диабетом или гипертонической болезнью. Часто пациенты не понимают своего заболевания, не знают, как оказать себе самому первую помощь, и даже способ приема необходимых лекарственных средств. Не понимают тяжести возможных осложнений. В школе проводят необходимый курс обучения, чтобы человек мог полноценно жить и работать. Так почему же не создать такую школу при ту

Мне понравилась Ваша работа, она действительно актуальна на сегодняшний день.Создание таких школ, как и многих других даст возможность узнать и самому больному и близким его людям,как с этим жить чтобы не навредить другому. Если больного нельзя вылечить, это не значит, что ему нельзя помочь.Школы и будут давать ту информацию, где без стеснения и боязни можно поговорить. Могу согласиться, что в школах должны работать квалифицированные медицинские сестры со знанием педагогики и психологии.Спасибо

Здравствйте.Спасибо,за интересную статью ,я полностью согласна с авторм, такие школы,для больных туберкулёзом,просто необходимы,это существенно улучшит процесс лечения и облегчит работу медицинским коллегам.

Мне очень понравилась Ваша работа, так как в настоящие время это очень актуально, Очень важно и необходимо создание таких школ, а самое главное обучение медицинского персонала, что бы все знания и умения они которым они обучаться, могли передать и научить самих пациентов и их родственников. Спасибо за проделанную работу.)))))

Здравствуйте. Очень актуальная статья. Очень много комментариев, что подтверждает то, что тема открытия школ (не только для больных туберкулёзом, но и для больных бронхиальной астмой, сахарным диабетом и др.заболеваниями)действительно волнует многих. Согласна с коллегами, открытие таких школ НЕОБХОДИМО. Хотелось бы, что бы эту проблему обсуждали не только на форуме, но и в правительстве. Спасибо автору.

Согласна с предыдущими комментариями. Спасибо автору статьи за интересный материал. В настоящее время становится очевидным, что достижения современной медицины не могут быть реализованы на практике, в случаях отсутствия взаимопонимания и сотрудничества между медперсоналом и пациентом. При формировании обучающих материалов важно понимать, зачем и чему нужно обучать пациентов, , так как участие пациента и в лечебном, и в профилактическом процессе является основой успешного контроля здоровья близк

Идея очень хорошая.Туберкулез на сегодняшний день достаточно распространенное заболевание. Создание таких школ,позволит пациенту получать необходимую для него информацию. И в дальнейшем улучшить его качество жизни.

Здравствуйте. Я очень рада, что затронули такую тему. Я надеюсь, что на практике это все осуществиться. Родители переживают за своих детей и иногда не знают как и чем им помочь. А в этой Школе им все расскажут и покажут. И детям будет легче находиться в условиях, где все с одинаковой проблемой, и можно будет с кем-то поделиться. Но нужно, я так считаю, чтобы там работали и обучали пациентов специально обученные медицинские сестры, которые знают основы педагогики и психологии. Может тогда обеспеч

Думаю, что любая м/с только за чтобы открыли школу для больных туберкулезом. Самое главное,что сами пациенты понимают важность этой проблемы. Безусловно медицинский персонал должен быть образован и без мысли "а вдруг я заражусь",ведь пациент все это чувствует. Честно говоря видела только 2 туберкулезных диспансера и выглядят они так, как будто находятся за пределами Москвы. Когда государство возьмется за создание благоприятных условий для лечение, проведение учебных занятий до сих пор остается п

Очень интересная работа. Туберкулез-страшное и очень распространенное заболевание. Открытие таких школ это хорошая идея так как в наше время о различных заболеваниях люди узнают из интернета и информация о том или ином заболевании не всегда бывает достоверной и на медработников в этом вопросе можно положиться в большей степени чем на непроверенные источники.Школы обеспечат высокое качество профилактической помощи населению, что будет способствовать реализации профилактической направленности служ


Студенческий научный форум - 2013
V Международная студенческая научная конференция

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства здравоохранения РФ от 8 апреля 2019 г. N 15-2/927-07 О порядке приема в образовательные организации детей, не прошедших туберкулинодиагностику


Обзор документа

Письмо Министерства здравоохранения РФ от 8 апреля 2019 г. N 15-2/927-07 О порядке приема в образовательные организации детей, не прошедших туберкулинодиагностику

Департамент медицинской помощи детям и службы родовспоможения по вопросу порядка приема в образовательные организации детей, не прошедших туберкулинодиагностику сообщает следующее.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья. При этом согласно части 3 статьи 17 осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к основным принципам охраны здоровья относится, в том числе, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.

Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению медицинских осмотров,

Так, пунктом 4 статьи 8 Федерального закона N 77-ФЗ определено, что в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки, проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти,

Приказом Минздрава России 21 марта 2017 г. N 124н утверждены Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза (далее - Приказ).

Выбор методов для проведения скрининговых обследований населения зависит от нескольких параметров. Основными требованиями при выборе метода являются возможность в короткие сроки обследовать большое количество населения с оптимальным использованием (количественным и качественным) ресурсов.

Согласно Приказу для массового обследования детского населения на туберкулезную инфекцию предлагается использовать кожные пробы с аллергенами туберкулезными: аллерген туберкулезный очищенный в стандартном разведении - детям до 7 лет (включительно), аллерген туберкулезный рекомбинантный в стандартном разведении - детям до 14 лет (включительно), а детям в возрасте 15-17 лет (включительно) аллерген туберкулезный рекомбинантный в стандартном разведении) или рентгенологическое флюорографическое исследование органов грудной клетки (легких).

В случае отказа от проведения тестов с аллергеном туберкулезным очищенным в стандартном разведении или аллергеном туберкулезным рекомбинантным в стандартном разведении тактика обследования определяется врачом-фтизиатром индивидуально в каждом конкретном случае, в том числе на основе соответствующих федеральных клинических рекомендаций, содержащих рекомендации по применению альтернативного теста для выявления туберкулеза - диагностического теста T-SPOT.TB, который может быть проведен в случае отказа родителей от туберкулинодиагностики.

Согласно пункту 18 Приказа по завершении профилактического осмотра в медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (историю развития ребенка), на отдельную страницу вносятся объективные данные по результатам проведенных исследований, сведения о наличии контактов с больным туберкулезом, результаты осмотров врачами-специалистами (в случае выявления патологических состояний, свидетельствующих о наличии туберкулеза), заключение об отсутствии (выявлении) патологических состояний, свидетельствующих о наличии туберкулеза,

Пунктом 1.2 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 октября 2013 г. № 60 (далее - Правила), установлены требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических), дезинфекционных мероприятий, полное и своевременное проведение которых обеспечивает раннее выявление, предупреждение распространения заболеваний туберкулезом среди населения.

Пунктом 1.3 Правил закреплено, что их соблюдение является обязательным для физических и юридических лиц.

Разделом V Правил урегулирован механизм организации раннего выявления туберкулеза у детей. С учетом принципа добровольности получения противотуберкулезной помощи, при отсутствии контакта с туберкулезным больным родители вправе отказаться от туберкулинодиагностики, что в соответствии с действующим законодательством не ограничивает права ребенка на посещение образовательного учреждения, при условии представления на таких детей заключения врача-фтизиатра об отсутствии у ребенка заболевания туберкулезом (пункт 5.7 Правил).

Отмечаем, что приказом Минздравсоцразвития России от 2 мая 2012 № 441н утвержден Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, согласно которому справки и медицинские заключения выдаются гражданам при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию.

Подготовка медицинского заключения осуществляется врачом-фтизиатром, проводящим обследование.

Директор Департамента
медицинской помощи детям
и службы родовспоможения
Е.Н. Байбарина

Обзор документа

Для массового обследования детского населения на туберкулезную инфекцию предлагается использовать кожные пробы с туберкулезными аллергенами. Если родители отказываются от таких проб, то тактика обследования определяется врачом-фтизиатром индивидуально в каждом конкретном случае, в т. ч. на основе клинических рекомендаций о применении диагностического теста T-SPOT.TB.

С учетом принципа добровольности получения противотуберкулезной помощи при отсутствии контакта с туберкулезным больным родители вправе отказаться от туберкулинодиагностики, что не ограничивает права ребенка посещать образовательное учреждение. Однако у врача-фтизиатра нужно получить заключение об отсутствии заболевания туберкулезом.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:


ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЫ ДЛЯ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЁЗОМ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье представлены результаты исследования возможности открытия школы для больных туберкулёзом, проведенного путем анкетирования участковых медицинских сестер и пациентов диспансера.

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель таких Школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.

Особое внимание было уделено профессиональным обязанностям медицинских сестер, которые, по мнению респондентов, могут проводить занятия в школе.

Введение

В современных условиях возрастает роль активного сотрудничества медицинского работника и пациента в вопросах обучения здоровому образу жизни, управления хроническим заболеванием, улучшения качества и продолжительности жизни. Обучение пациентов в Школах здоровья вошло в стандарты оказания медицинской помощи пациентам с различной патологией.

В этих условиях возрастает роль медицинского работника в вопросах обучения пациентов здоровому образу жизни, профилактики заболеваний (первичной, вторичной, третичной). Большинство хронических заболеваний в настоящее время нельзя излечить, но можно реально контролировать и обеспечивать профилактику осложнений, что может существенно продлить жизнь больных и повысить ее качество. Однако успешно контролировать хроническое заболевание, даже с максимальным использованием арсенала современной медицины, но без активного участия пациента, не представляется возможным.

Решению указанных задач может способствовать создание Школ здоровья. Обучение в Школе здоровья определяется как помощь пациентам в приобретении и поддержании навыков, необходимых им для максимального управления их жизнью в условиях хронического заболевания, либо в определенные периоды жизни. Это лечебно-образовательный процесс, являющийся полноправной областью здравоохранения, составной и непрерывной частью ведения пациентов. Обучение сориентировано на пациента, создано для помощи пациентам и их семьям в понимании своего заболевания/состояния, эффективном лечении, ведении здорового образа жизни, обучении уходу за собой, сотрудничестве с медицинским персоналом. Все это, в конечном счете, ведет к улучшению качества жизни пациента.

Целью обучения является не заполнение вакуума знаний, а прогрессивное изменение представлений больного о заболевании и его лечении, ведущее к изменению поведения, к истинному умению управлять лечением заболевания в активном союзе с врачом.

Одной из важных составных частей лечения туберкулёза является просветительная работа среди пациентов. Медицинский работник находится в постоянном контакте с пациентом и поддерживает его с момента установления диагноза и до завершения лечения. Близкие пациента также нуждаются в поддержке и информации.

С момента установления диагноза пациент должен получить основную информацию о том, что такое туберкулёз и как он распространяется. Больной может быть напуган, и тогда его нужно убедить в том, что туберкулёз излечим. Необходимо рассказать пациенту о курсе лечения и объяснить необходимость приема лекарств под непосредственным наблюдением. Некоторые пациенты могут решить, что принимать препараты каждый день очень обременительно и это пустая трата времени. В этом случае медицинский работник должен разубедить больного.

Основной целью обучения больных туберкулёзом является формирование у пациента сознательного и грамотного отношения к своей болезни. Все пациенты больные туберкулёзом хотят знать о заболевании больше и с огромной заинтересованностью относятся к обучению. Но добиться одного "понимания болезни" у больного, конечно, недостаточно - необходимо выработать у него стойкую мотивацию на выполнение тех правил жизни, которые потребовал туберкулёз. Медицинские работники должны приложить все свои усилия на то, чтобы из " туберкулёзных больных " пациенты стали полноправными союзниками в контроле за своим заболеванием и понимали, что без их участия благоприятного течения туберкулёза добиться невозможно. Для этого следует постоянно подчеркивать идею партнерства и сотрудничества, при котором медицинский персонал и больной работают ВМЕСТЕ над решением вопросов помощи больному.

Для качественного и доступного обучения необходимо создать школу для больных туберкулёзом. Поэтому любое исследование, направленное на изучение возможностей создания подобных школ является актуальным.

Методы

Для решения поставленных цели и задач исследования нами были разработаны специальные анкеты.

Изучение возможности организации школы для больных туберкулёзом проводилось на базе одного из противотуберкулёзных диспансеров Москвы в период с июня по декабрь 2012 г.

В исследовании участвовали 10 медицинских сестер участковых с разными возрастными и профессиональными особенностями и 10 пациентов диспансера. Им было предложено ответить на вопросы составленной анкеты.

Результаты исследования

Анализ результатов анкетирования, направленный на изучение возможности организации школы для больных туберкулёзом, показал, что в диспансере есть условия для организации школы для больных туберкулёзом.

1. В диспансере работают опытные участковые медицинские сёстры. Среди них 8 медицинских сестер работаю более 10 лет, 2 медицинских сестры от 5 до 10 лет (рис.1).

Рис. 1 - Стаж работы медицинских сестер.

Имеет высшую квалификационную категорию 8 медицинских сестер участковых, первую – 2 медицинские сестры участковые (рис.2).

Рис 2 - Квалификационные категории участковых медицинских сестер.

2. Все участвовавшие в анкетировании респонденты считают необходимым создание в противотуберкулёзном диспансере школы для больных туберкулёзом.

Все участковые медицинские сестры ответили, что нужна наглядная информация для обучения пациентов. С наглядной информацией пациенты лучше усваивают и запоминают нужную информацию.

30% медицинских сестёр считают, что работать в школе должны участковые сестры. 70% медицинских сестер считают, что работать и обучать в школе пациентов должны специально обученные медицинские сестры, т.к. после окончания базового медицинского училища у сестер недостаточно знаний. Считают, что в школе должны работаь медициснкие сестры, которые знают основы педагогики и психологии.

20% медицинских сестёр считают, что обучение пациентов нужно проводить 2-3 раза в неделю для впервые заболевших. Пациенты впервые заболевшие нуждаются в достоверной широкой информации о заболевании, мерах профилактики. Эта информация нужна в первые дни недели, от этой информации будет зависеть исход выздоровления. 40% медицинских сестёр считают, занятия нужно проводить один раз в неделю для пациентов прошедших курс лечения в стационаре, так как эти пациенты уже получили часть информации в стационаре. 40% медицинских сестра считают, что достаточно один раз в месяц проводить занятия с пациентами (хрониками), для повторения мер профилактики и санитарно-эпидемиологического режима.

Рис. 4 – Как часто нужно проводить занятия с пациентами?

Все медицинские сестры считают, что нужно привлекать родственников к обучению. Респонденты считают, что родственники будут помогать своим близким в лечении и соблюдении санитарно-эпидемиологического режима. Туберкулёз как инфекционное заболевание развивается в социально организованном человеческом обществе, и во многом распространение туберкулеза зависит от организации и благополучия этого общества. Пациент, проживающий в одной квартире с родственниками, подвергает их риску заражению туберкулёзом.

Анализ результатов опроса пациентов показал, что пациентам необходимо обучение.

70% пациентов ответили, что им хотелось бы знать больше о своем заболевании, факторах риска, профилактике и образе жизни от участковой медицинской сестры, т к. пациенты больше общаются с медицинскими сестрами в очагах. 30% пациентов ответили, что информации достаточно.

80% пациентов ответили, что не знают, как правильно обрабатывать предметы личной гигиены. 20% пациентов ответили, что знают, как правильно обрабатывать предметы личной гигиены. От соблюдения санитарно-эпидемиологического режима зависит исход выздоровления и благополучие своих родственников. Медицинские сестры объясняют пациентам и их родственникам как правильно обрабатывать плевательницы, предметы личной гигиены, посуды. Пациенты считают. что им необходимы индивидуальные занятия с наглядной информацией. Медицинские сестры диспансеры готовы помогать пациентам, предоставлять им наглядную информацию и проводить занятия.

Таким образом, анализ результатов анкетирования показал:

1. В Противотуберкулёзном диспансере есть условия для создания Школы для больных туберкулёзом.

2. Пациенты нуждаются в обучении и хотят обучаться. Они хотят приобрести знания с помощью наглядной информации для быстрейшего выздоровления.

Выводы

В настоящее время необходимость совершенствования профилактической помощи населению, коррекции факторов риска, неблагоприятно влияющих на здоровье и связанных с образом жизни, не вызывает сомнений. Профилактическими могут быть не только медицинские вмешательства, но и образовательные технологии. Одной из перспективных интегрированных технологий профилактической и лечебной помощи является обучение в Школах здоровья для пациентов.

Проведенный нами теоретический анализ школ здоровья показал, что школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель таких Школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.

Развитие Школ здоровья для пациентов позволяет реализовать один из основополагающих принципов реформирования здравоохранения – обеспечение партнерства врача и пациента в достижении качества и эффективности оказываемой медицинской помощи.

Таким образом, активное развитие Школ здоровья формирует у населения мотивацию к сохранению своего здоровья и повышает их ответственность за свое здоровье, обеспечивает повышение точности выполнения назначений врача. При достижении этих целей Школы обеспечивают высокое качество профилактической помощи населению, что способствует реализации профилактической направленности службы здравоохранения и является основополагающим принципом ее реформирования.

Исследования возможности открытия школы для больных туберкулёзом проводилось с помощью анкетирования по разработанной нами анкете.

Практический анализ возможности открытия школы для больных туберкулёзом показал, что в Противотуберкулёзном диспансере возможно открыть школу для больных туберкулёзом. Пациенты хотят обучаться в школе, а медицинские сестры готовы работать и обучать пациентов.

Список используемых источников

Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г. Основы медицинской профилактики и реабилитации.- М., АлмМи, 2010. – 125 с.

Гусейнов Г.К. Медицинская сестра противотуберкулезного учреждения. // Медицинская сестра. - 2006. - С.16-17.

Калинина А.М., Олейников В.Г., Олейникова Н.В. Школа здоровья для пациентов – важнейший фактор качества медицинской помощи. - М.: Профилактическая медицина, 2001. - 345 c.

Карачунский М.А. Профилактика туберкулеза. // Медицинская сестра.-2003.- С.-10.

6. Национальное руководство / под ред. М.И. Перельмана.- М.: ГЭОТАР - Медиа. 2007.- 512 с.

7. Перельман М.И., Корякин В.А. Фтизиатрия.- М.: Медицина, 1996.- 320 с.

Читайте также: