Положение о вич спиде
Обновлено: 06.05.2024
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель министра
здравоохранения и
социального развития
Российской Федерации
Р.А.Хальфин
6 августа 2007 года N 5957-РХ
"О деятельности центров по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями"
Настоящие методические рекомендации подготовлены Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с условиями Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта "Профилактика, диагностика, лечение туберкулеза и СПИДа" N 4687-RU в рамках подготовки нормативно-правовых актов и методических документов по вопросам диагностики, лечения, эпидемиологического и поведенческого надзора ВИЧ/СПИД и сопутствующих заболеваний (приказ Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2005 года N 251 "О создании Рабочей группы по подготовке нормативных правовых актов и методических документов по вопросам диагностики, лечения, эпидемиологического и поведенческого надзора ВИЧ/СПИД и сопутствующих заболеваний") при участии ФГУ "Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом Роспотребнадзора" (академик РАМН, д.м.н., проф.В.В.Покровский).
Общие положения
Настоящие методические рекомендации содержат основные положения по организации деятельности Центров по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями (далее - Центр).
1. Центр (территориальный, т.е. республиканский - в составе республики, краевой или областной - в составе края или области или городской и т.п.) является специализированным учреждением, координирующим, организующим и осуществляющим профилактические, противоэпидемические, диагностические, лечебные и другие мероприятия, направленные на предупреждение распространения ВИЧ и связанных с ним заболеваний, а также на снижение уровня негативных последствий, вызванных распространением ВИЧ-инфекции на подведомственной Центру территории.
2. Центр является самостоятельным учреждением, созданным в соответствии с законодательством РФ по распоряжению территориальной исполнительной власти, имеет свою гербовую печать и специальные бланки с указанием полного наименования, почтового адреса, телефона, электронной почты.
3. Финансирование деятельности Центров осуществляется за счет средств бюджета субъекта федерации, бюджета Федеральных целевых программ по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД, специальных адресных федеральных средств, выделяемых на осуществление программ по противодействию ВИЧ/СПИД, целевых программ субъектов федерации, городских и иных программ и иных бюджетных средств, выделяемых на осуществление мероприятий по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД, а также за счет иных источников финансирования, разрешенных законодательством РФ.
4. Руководитель Центра назначается на должность и освобождается от занимаемой должности в установленном законодательством порядке, ему придаются права главного внештатного специалиста территориального органа управления здравоохранением по вопросам организации и проведения мероприятий по вопросам, связанным с ВИЧ-инфекцией и сопутствующими заболеваниями.
5. Основной задачей Центра является осуществление организационно-методической работы по проведению диагностических, лечебных, профилактических и противоэпидемических мероприятий, связанных с ВИЧ-инфекцией и сопутствующими заболеваниями.
Руководящие принципы деятельности центра
1. В своей работе Центр руководствуется действующим законодательством РФ и субъекта РФ, на территории которого он выполняет свои функции, распоряжениями вышестоящих органов исполнительной власти, приказами и инструктивными документами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, вышестоящих органов здравоохранения, а также действующими международными соглашениями РФ.
2. Ведущими принципами деятельности Центра являются положения "Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом", принятые резолюцией S-26/2 специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 27 июня 2001 года.
3. Деятельность Центра основывается на принципе равной доступности профилактики, диагностики, лечения и всех видов психологической и социальной поддержки, гарантированной действующим законодательством РФ для всех граждан Российской Федерации и иностранных граждан.
4. Принципом деятельности Центра является предупреждение и борьба со всеми видами дискриминации, связанными с ВИЧ-инфицированием, профилактикой, диагностикой и лечением ВИЧ-инфекции, социальной адаптацией и трудовой деятельностью ВИЧ-позитивных людей и членов их семей.
5. Деятельность Центра осуществляется в соответствии с новейшими достижениями научных исследований в области профилактики, диагностики, лечения и преодоления социальных последствий распространения ВИЧ/СПИД.
6. В области своей основной деятельности по профилактике и лечению ВИЧ-инфекции и преодолению последствий ее распространения Центр использует документы и разработки ЮНЭЙДС, ВОЗ и других международных организаций системы ООН.
Задачи деятельности центра
I. Задачи в области организации и координации мероприятий, осуществляемых на территории деятельности Центра:
1. Обеспечение федеральных органов исполнительной и законодательной власти, а также субъектов органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации полноценной информацией о ситуации по ВИЧ-инфекции на территории функционирования Центра.
2. Обеспечение федеральных органов исполнительной и законодательной власти, а также субъектов органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации технической помощью по всем вопросам их деятельности, связанной с организацией противодействия распространению ВИЧ-инфекции и уменьшению негативных последствий ее распространения.
3. Обеспечение технической поддержки межсекторальной координации деятельности, осуществляемой в области борьбы с ВИЧ-инфекцией органами и учреждениями федерального подчинения и учреждениями и органами субъектов Российской Федерации, а также организациями различного ведомственного подчинения и общественными или частными организациями.
4. Обеспечение технического контроля со стороны органов исполнительной власти за адекватностью и эффективностью деятельности различных организаций в области противодействия распространению ВИЧ и уменьшения последствий ее распространения.
II. Задачи в области (первичной) профилактики распространения ВИЧ-инфекции
1. Информирование населения о путях распространения ВИЧ и методах предупреждения заражения ВИЧ с использованием:
- средств массовой информации:
телевидения, радио, прессы, интернета, почты;
- обучения работающей части населения на рабочих местах;
- обучения учащихся различных учебных заведений;
- организации специальных мероприятий, включая концерты, представления и т.п.;
- издания и распространения специальной обучающей литературы (листовки, буклеты), видеопродукции, компьютерных программ (игр).
2. Организация работы по обучению методам предупреждения заражения уязвимых к ВИЧ контингентов населения:
- среди потребителей наркотических препаратов;
- среди лиц, вовлеченных в занятия коммерческим сексом, и их клиентов;
- среди мужчин, имеющих секс с мужчинами;
- среди неработающей и неучащейся молодежи;
- среди водителей и других работников транспорта;
- среди военнослужащих и милиции;
- среди лиц, находящихся в заключении;
- среди мигрирующих контингентов населения: туристов, торговцев, временных рабочих, лиц без определенного места жительства, перемещенных лиц и т.п.;
3. Организация системы индивидуального обучения (консультирования) граждан по вопросам ВИЧ-инфекции с предоставлением возможности добровольного тестирования на ВИЧ-инфекцию.
4. Координация профилактических мероприятий с деятельностью организаций другого ведомственного подчинения, с мерами, осуществляемыми негосударственными и частными организациями, принимающими участие в профилактике ВИЧ-инфекции.
III. Задачи по сбору, анализу и распространению статистической информации, связанной с ВИЧ-инфекцией
1. Учет гендерной, территориальной и связанной с социальными факторами заболеваемости ВИЧ-инфекцией и сопутствующими инфекционными и оппортунистическими заболеваниями, а также смертности, рождаемости, фертильности и других демографических показателей у ВИЧ-позитивных лиц на территории.
2. Анализ данных о динамике собранных показателей, связанных с ВИЧ-инфекцией и сочетанных с ней инфекционных и оппортунистических заболеваний.
3. Регулярное информирование местной администрации, органов здравоохранения и организаций системы надзора за заболеваемостью о статистических данных по заболеваемости ВИЧ-инфекцией и оппортунистическими заболеваниями.
IV. Организация и проведение эпидемиологического надзора и противоэпидемических мероприятий
1. Сбор и анализ текущей эпидемиологической информации по ВИЧ-инфекции и сочетанным инфекционным заболеваниям.
2. Организация и проведение плановых, специальных или дозорных эпидемиологических исследований по выявлению и оценке активности факторов, влияющих на интенсивность осуществления передачи ВИЧ.
3. Выявление источников ВИЧ-инфекции, путей и факторов передачи ВИЧ путем организованного обследования на антитела к ВИЧ, проводимого в соответствии с регламентирующими документами.
4. Консультирование выявленных ВИЧ-позитивных лиц по вопросам предупреждения распространения ВИЧ.
5. Проведение эпидемиологического расследования случаев ВИЧ-инфекции.
6. Консультирование партнеров ВИЧ-инфицированных лиц о способах предупреждения заражения ВИЧ.
7. Организация противоэпидемических мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ в выявленных очагах возможной нозокомиальной передачи ВИЧ.
8. Организация и проведение мероприятий по предотвращению передачи ВИЧ от ВИЧ-позитивной матери ее будущему ребенку.
V. Организация лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции и проведение клинико-лабораторного контроля за лечебно-диагностическими мероприятиями
1. Организация и проведение первичной и подтверждающей диагностики ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний на подведомственной территории.
2. Организация и проведение лабораторного мониторинга за состоянием ВИЧ-инфицированных лиц и эффективностью лечения.
3. Осуществление лабораторного мониторинга за резистентностью ВИЧ к антиретровирусным препаратам и циркуляцией резистентных штаммов.
4. Оказание методической помощи учреждениям, осуществляющим диагностику ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний на территории функционирования Центра.
5. Организация и проведение добровольного анонимного обследования на ВИЧ и сопутствующие заболевания.
VI. Оказание лечебной помощи ВИЧ-инфицированным лицам
1. Организация и проведение диагностики ВИЧ-инфекции и сопутствующих заболеваний.
2. Организация консультирования лиц, у которых обнаружена ВИЧ-инфекция, с целью адаптации к жизни с ВИЧ, включая вопросы оказания дальнейшей лечебной помощи.
3. Организация диспансерного наблюдения за ВИЧ-позитивными лицами, включая необходимые диагностические процедуры, предусмотренные стандартами медицинской помощи ВИЧ-позитивным лицам.
4. Проведение комплексных лечебных мероприятий, необходимых для сохранения здоровья и трудоспособности ВИЧ-позитивных лиц в соответствии с действующими стандартами оказания лечебной помощи ВИЧ-позитивным гражданам РФ, включая специфическую антиретровирусную терапию, лечение оппортунистических инфекций, сопутствующих заболеваний и состояний.
5. Организация обеспечения и снабжения ВИЧ-позитивных лиц, нуждающихся в медикаментозной помощи, лекарственными препаратами, поступающими за счет федерального и местных бюджетов или иных источников.
6. Организация паллиативной помощи лицам, пострадавшим от ВИЧ/СПИД, включая организацию и оказание медицинской помощи на дому (совместно со специалистами амбулаторно-поликлинических медицинских учреждений и центров социального обслуживания населения).
VII. Задачи в области преодоления социальных последствий распространения ВИЧ-инфекции
1. Наблюдение за исполнением законодательства РФ и субъектов РФ в области противодействия распространению ВИЧ/СПИД и информирование органов исполнительной и судебной власти о случаях нарушения действующего законодательства, включая случаи поставления граждан в угрозу заражения ВИЧ и случаи нарушения прав ВИЧ-позитивных лиц.
2. Участие в обеспечении ВИЧ-позитивных лиц социальной помощью, предусмотренной федеральным законодательством РФ и законодательными актами субъектов РФ, а также распоряжениями органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.
3. Обеспечение лиц, пострадавших от ВИЧ\СПИД, а также лиц, прямо или косвенно вовлеченных в конфликтные ситуации, связанные с ВИЧ-инфекцией, консультативной помощью (включая юридическую).
4. Организация социальной помощи детям ВИЧ-позитивных родителей, оставшимся без родителей, а также ВИЧ-позитивным детям в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами исполнительной власти федерального или местного уровня.
VIII. Задачи в области подготовки и повышения квалификации кадров для работы в области противодействия распространению ВИЧ-инфекции
1. Подготовка специалистов в области профилактики, консультирования и тестирования, лечения, психологической и социальной поддержки, диагностики ВИЧ-инфекции.
2. Повышение квалификации специалистов, работающих в области профилактики, лечения, психологической и социальной поддержки, диагностики ВИЧ-инфекции.
3. Организация и проведение совещаний и конференций по вопросам профилактики, лечения, психологической и социальной поддержки, диагностики ВИЧ-инфекции.
Структура Центра
В соответствии с задачами деятельности Центра рекомендуется следующая его структура:
- Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 6)
- Статья 1. Основные понятия
- Статья 2. Законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции
- Статья 3. Применение настоящего Федерального закона
- Статья 4. Гарантии государства
- Статья 5. Гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных
- Статья 6. Финансирование деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции
- Статья 7. Медицинское освидетельствование
- Статья 8. Добровольное медицинское освидетельствование
- Статья 9. Обязательное медицинское освидетельствование
- Статья 10. Условия въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства
- Статья 11. Последствия выявления ВИЧ-инфекции
- Статья 12. Право на повторное медицинское освидетельствование
- Статья 13. Право ВИЧ-инфицированного на получение информации о результатах медицинского освидетельствования
- Статья 14. Права ВИЧ-инфицированных при оказании им медицинской помощи
- Статья 15. Профилактика, диагностика и лечение ВИЧ-инфекции
- Статья 16. Обязанности медицинских организаций при оказании медицинской помощи ВИЧ-инфицированным
- Статья 17. Запрет на ограничение прав ВИЧ-инфицированных
- Статья 18. Права родителей, дети которых являются ВИЧ-инфицированными, а также иных законных представителей ВИЧ-инфицированных - несовершеннолетних
- Статья 19. Социальная поддержка ВИЧ-инфицированных - несовершеннолетних
- Статья 20. Возмещение вреда, причиненного здоровью лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека при оказании им медицинской помощи медицинскими работниками
- Статья 21 (утратила силу)
- Статья 22. Гарантии медицинским и иным работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека
- Статья 23. Государственный надзор в области предупреждения распространения ВИЧ-инфекции
- Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
- Статья 25. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом
- Статья 26. Настоящий Федеральный закон вступает в силу
С изменениями и дополнениями от:
12 августа 1996 г., 9 января 1997 г., 7 августа 2000 г., 22 августа 2004 г., 18 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 27 июля 2010 г., 18 июля 2011 г., 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 31 декабря 2014 г., 30 декабря 2015 г., 23 мая 2016 г., 8 декабря 2020 г., 2 июля 2021 г.
Принят Государственной Думой 24 февраля 1995 года
ГАРАНТ:
См. комментарий к настоящему Федеральному закону
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения
Признавая, что хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция),
приобретает массовое распространение во всем мире,
Информация об изменениях:
вызывает тяжелые социально-экономические и демографические последствия для Российской Федерации,
создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества,
вызывает необходимость защиты прав и законных интересов населения,
а также учитывая необходимость применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ-инфекции,
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает настоящий Федеральный закон.
ГАРАНТ:
См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона
30 марта 1995 г.
Закон устанавливает, что лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфицированные) - граждане РФ обладают всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией РФ и законодательством.
Установлен порядок предоставления медицинской помощи ВИЧ-инфицированным. Выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции осуществляется только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения. Установлено, что обязательному медицинскому освидетельствованию на предмет наличия ВИЧ-инфекции подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей, а также работники отдельных профессий и организаций.
Предъявление сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции является условием выдачи иностранному гражданину российской визы. В случае выявления инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, они подлежат депортации.
Определены меры социальной поддержки ВИЧ-инфицированных.
Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 1995 года.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 1995 г.
Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 12 апреля 1995 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 апреля 1995 г., N 14, ст.1212
Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 марта 2015 г. N 4-П взаимосвязанные положения пункта 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, подпункта 13 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ и части четвертой статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения позволяют принимать в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, члены семьи которого постоянно проживают на территории РФ, решение о нежелательности его проживания в РФ и о его депортации либо об отказе такому лицу во въезде в РФ, в выдаче разрешения на временное проживание в РФ или об аннулировании ранее выданного разрешения исключительно на основании факта наличия у такого лица ВИЧ-инфекции, при отсутствии как нарушений с его стороны требований, которые установлены законодательством в отношении ВИЧ-инфицированных лиц и направлены на предотвращение дальнейшего распространения данного заболевания, так и иных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости применения к этому лицу подобных ограничений
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 357-ФЗ
Изменения вступают в силу с 31 октября 2021 г.
Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ
Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.
Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 495-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.
Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 203-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.
Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 6, вступающих в силу с 1 января 2008 г.
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 12 августа 1996 г. N 112-ФЗ
Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 ноября 2012 г. N 689н
"Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"С изменениями и дополнениями от:
21 февраля 2020 г.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446) приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
Порядок
оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)
(утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 8 ноября 2012 г. N 689н)ГАРАНТ:
О порядках оказания медицинской помощи населению РФ см. справку
1. Настоящий Порядок устанавливает правила оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) (далее соответственно - медицинская помощь, больные ВИЧ-инфекцией), в медицинских организациях.
2. Медицинская помощь оказывается в рамках:
скорой медицинской помощи;
первичной медико-санитарной помощи;
специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
3. Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь, осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями N 1 - 15 к настоящему Порядку.
5. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь больным ВИЧ-инфекцией оказывается в экстренной и неотложной формах вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.
6. При наличии медицинских показаний после устранения угрожающих жизни состояний больные ВИЧ-инфекцией переводятся в инфекционное отделение (койки) медицинской организации для оказания медицинской помощи.
7. При оказании скорой медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией в случае необходимости осуществляется их медицинская эвакуация, которая включает в себя санитарно-авиационную и санитарную эвакуацию.
8. Первичная медико-санитарная помощь больным ВИЧ-инфекцией предусматривает мероприятия по профилактике, диагностике и лечению ВИЧ-инфекции, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению, направленному на изменение поведения больных ВИЧ-инфекцией, с целью обеспечения предотвращения дальнейшего распространения ВИЧ-инфекции.
9. Первичная медико-санитарная помощь больным ВИЧ-инфекцией предусматривает:
первичную доврачебную медико-санитарную помощь;
первичную врачебную медико-санитарную помощь;
первичную специализированную медико-санитарную помощь.
10. В рамках оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется:
выявление показаний к обследованию на ВИЧ-инфекцию;
назначение обследования на ВИЧ-инфекцию с обязательным проведением до- и послетестового консультирования;
направление больного с подозрением на ВИЧ-инфекцию к врачу-инфекционисту центра профилактики и борьбы со СПИД (далее - Центр СПИД).
11. При направлении больного к врачу-инфекционисту врач, направляющий пациента, представляет выписку из амбулаторной карты (истории болезни) с указанием диагноза, сопутствующих заболеваний и имеющихся данных лабораторных и функциональных исследований.
12. Первичная медико-санитарная помощь больным ВИЧ-инфекцией оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами), врачами-инфекционистами, а также врачами - специалистами иных специальностей и медицинскими работниками со средним медицинским образованием в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара в медицинских организациях, осуществляющих первичную медико-санитарную помощь.
При оказании первичной медико-санитарной помощи больным ВИЧ-инфекцией врач-инфекционист:
устанавливает диагноз ВИЧ-инфекции;
осуществляет диспансерное наблюдение на основе установленных стандартов медицинской помощи;
проводит антиретровирусную терапию на основании решения врачебной комиссии Центра СПИД;
проводит профилактику, диагностику и лечение вторичных заболеваний;
проводит диагностику и лечение побочных реакций, развивающихся на фоне антиретровирусной терапии;
осуществляет профилактику передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку во время беременности и родов.
13. Оказание больным ВИЧ-инфекцией медицинской помощи при заболеваниях, не связанных с ВИЧ-инфекцией, проводится соответствующими врачами-специалистами с учетом рекомендаций врачей-инфекционистов.
14. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь больным ВИЧ-инфекцией оказывается врачами-инфекционистами на основе установленных стандартов медицинской помощи в отделениях для лечения больных ВИЧ-инфекцией медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю "инфекционные заболевания".
При отсутствии в медицинской организации отделения для лечения больных ВИЧ-инфекцией оказание специализированной медицинской помощи осуществляется в стационарных условиях на базе инфекционного отделения, имеющего в своем составе выделенные койки для лечения больных ВИЧ-инфекцией.
17. Специализированная помощь больным ВИЧ-инфекцией в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "инфекционные заболевания", осуществляется после направления больного в соответствующую медицинскую организацию врачом-инфекционистом медицинской организации, оказывающей амбулаторную помощь, а также при самостоятельном обращении больного ВИЧ-инфекцией.
18. Специализированная помощь больным ВИЧ-инфекцией включает в себя профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
20. Оказание медицинской помощи в стационарных условиях больным ВИЧ-инфекцией осуществляется по медицинским показаниям (тяжелое и средне тяжелое течение ВИЧ-инфекции; необходимость дополнительных клинических, лабораторных и инструментальных исследований для проведения дифференциальной диагностики; отсутствие клинического эффекта от проводимой терапии в амбулаторных условиях и при наличии эпидемических показаний).
21. Лечение больных ВИЧ-инфекцией в стационарных условиях осуществляется по направлению участкового врача, врача общей практики (семейного врача), врача-инфекциониста, медицинских работников, выявивших заболевание, требующее оказания медицинской помощи в стационарных условиях.
22. В медицинской организации, в структуре которой организовано инфекционное отделение для оказания специализированной медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией, рекомендуется предусматривать отделение анестезиологии и реанимации или палату (блок) реанимации и интенсивной терапии, клинико-диагностическую, бактериологическую, вирусологическую, иммунологическую лаборатории и лабораторию молекулярно-генетической диагностики возбудителей инфекционных болезней.
23. В медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь больным ВИЧ-инфекцией в стационарных условиях, должна быть предусмотрена возможность проведения в экстренном порядке клинических анализов крови и мочи, биохимического анализа крови, газового состава крови, кислотно-щелочного соотношения, коагулограммы, электрокардиографии, рентгенографии, эзофагогастродуоденоскопии, искусственной вентиляции легких.
24. При выявлении у больного ВИЧ-инфекцией, находящегося на стационарном лечении, показаний к направлению в отделение для лечения больных ВИЧ-инфекцией, перевод осуществляется только после консультации врача-инфекциониста и при стабильном состоянии пациента.
25. При выявлении у больного ВИЧ-инфекцией заболеваний, не требующих лечения в отделении для лечения больных ВИЧ-инфекцией (в том числе гематологического, онкологического заболевания или туберкулеза), лечение и наблюдение больного ВИЧ-инфекцией осуществляется в профильных отделениях или стационарах, имеющих в своем составе выделенные койки для лечения больных ВИЧ-инфекцией, на основе взаимодействия врачей-специалистов с врачом-инфекционистом.
При отсутствии выделенных коек для лечения больных ВИЧ-инфекцией наблюдение и лечение соответствующей патологии осуществляется в профильных медицинских организациях на общих основаниях.
26. При выявлении у больного ВИЧ-инфекцией медицинских показаний к высокотехнологичным методам лечения медицинская помощь оказывается ему в соответствии с установленным порядком оказания высокотехнологичной медицинской помощи на общих основаниях.
27. Медицинская помощь больным ВИЧ-инфекцией с жизнеугрожающими острыми состояниями осуществляется (вне зависимости от стадии ВИЧ-инфекции) в отделениях реанимации и интенсивной терапии медицинских организаций на основе утвержденных стандартов медицинской помощи и на основе взаимодействия врача-реаниматолога и врача-инфекциониста.
28. Паллиативная помощь больным ВИЧ-инфекцией осуществляется в отделениях и палатах паллиативной помощи больным ВИЧ-инфекцией на основе установленных стандартов медицинской помощи в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю.
При отсутствии отделений и палат паллиативной помощи для лечения больных ВИЧ-инфекцией они могут быть направлены в хоспис, больницу сестринского ухода и в медицинские организации, обеспечивающие паллиативную помощь больным с наличием морфологически подтвержденного диагноза распространенной формы злокачественного образования, тяжелых необратимых неврологических нарушений и тяжелого хронического болевого синдрома.
Правила организации деятельности кабинета врача-инфекциониста по работе с больными ВИЧ-инфекцией
1. Настоящие Правила определяют порядок организации деятельности кабинета врача-инфекциониста по работе с больными ВИЧ-инфекцией (далее - Кабинет).
2. Кабинет является структурным подразделением медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь.
4. Структура и штатная численность Кабинета устанавливается руководителем медицинской организации, в составе которой создан Кабинет, с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением N 2 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утвержденному настоящим приказом.
5. В Кабинете рекомендуется предусматривать помещение для приема больных ВИЧ-инфекцией и процедурную.
6. Оснащение Кабинета осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением N 3 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утвержденному настоящим приказом.
7. Кабинет осуществляет следующие функции:
оказание медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией на основе стандартов медицинской помощи;
выполнение рекомендаций врачей Центров профилактики и борьбы со СПИД по лечению и диспансерному наблюдению больных ВИЧ-инфекцией.
оказание методической и консультативной помощи врачам общей практики (семейным врачам) с целью выявления больных группы риска по ВИЧ-инфекции, а также членам семей и половым партнерам больных ВИЧ-инфекцией;
обеспечение выполнения рекомендаций специалистов Центров СПИД по лечению и диспансерному наблюдению больных ВИЧ-инфекцией;
направление больных ВИЧ-инфекцией при наличии медицинских показаний на стационарное лечение;
организация забора анализов у больных ВИЧ-инфекцией для проведения лабораторных исследований с доставкой материала в клинико-диагностические, бактериологическую, вирусологические, иммунологические лаборатории и лабораторию молекулярно-генетической диагностики возбудителей инфекционных болезней;
направление при наличии медицинских показаний на консультацию к врачам-специалистам;
осуществление диспансерного наблюдения за больными ВИЧ-инфекцией;
оказание методической помощи медицинским работникам образовательных организаций по вопросам осуществления профилактических и диагностических мероприятий по ВИЧ-инфекции;
участие в проведении анализа основных медико-статистических показателей заболеваемости ВИЧ-инфекцией, а также инвалидности и смертности по причине ВИЧ-инфекции на обслуживаемой территории;
организация и проведение санитарно-просветительной работы среди больных ВИЧ-инфекцией, их половых партнеров и членов семей;
ведение учетной и отчетной документации и представление отчетов о деятельности Кабинета.
Рекомендуемые штатные нормативы кабинета врача-инфекциониста по работе с больными ВИЧ-инфекцией
утвердить прилагаемую Инструкцию об организации работы в органах федеральной службы безопасности по предупреждению распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
Директор А. Бортников
Прим. ред.: приказ опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 31, 01.08.2011.
Инструкция об организации работы в органах федеральной службы безопасности по предупреждению распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция определяет организацию проведения в органах федеральной службы безопасности (далее - органы безопасности) медицинского освидетельствования военнослужащих органов безопасности, проходящих военную службу по контракту (далее - военнослужащие), медицинского обследования лиц гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, а также некоторых других категорий лиц на выявление заражения вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией) (далее - выявление ВИЧ-инфекции), передачи информации и учета результатов медицинского освидетельствования и медицинского обследования (далее - медицинское освидетельствование), санитарно-эпидемиологического расследования.II. Организация и проведение медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции
3. Медицинское освидетельствование на выявление ВИЧ-инфекции проводится добровольно (по просьбе освидетельствуемого лица или с его согласия), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда такое освидетельствование является обязательным.4. Отметка о согласии на медицинское освидетельствование на выявление ВИЧ-инфекции делается лечащим врачом в истории болезни или в амбулаторной карте освидетельствуемого.
По желанию освидетельствуемого лица добровольное медицинское освидетельствование может быть анонимным.
5. Медицинские работники и другие лица, которым в связи с выполнением служебных или профессиональных обязанностей стали известны сведения о результатах проведения медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции, обязаны сохранять эти сведения в тайне 4 .
6. За разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лица, которым эти сведения стали известны в связи с выполнением ими служебных или профессиональных обязанностей, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации 5 .
7. Врачами военно-медицинских учреждений ФСБ России и военно-медицинских подразделений территориальных органов безопасности 6 предлагается проведение добровольного медицинского освидетельствования на ВИЧ-инфекцию:
а) больным по клиническим показаниям:
лихорадящим более 1 месяца;
имеющим увеличение лимфоузлов двух и более групп свыше 1 месяца; с диареей, длящейся более 1 месяца;
с необъяснимой потерей массы тела на 10 и более процентов;
с затяжными и рецидивирующими пневмониями или пневмониями, не поддающимися обычной терапии;
с затяжными и рецидивирующими гнойно-бактериальными, паразитарными заболеваниями, сепсисом;
с подострым энцефалитом и слабоумием у ранее здоровых лиц;
с ворсистой лейкоплакией языка;
с рецидивирующей пиодермией;
женщинам с хроническими воспалительными заболеваниями женской репродуктивной системы неясной этиологии;
б) больным с подозрением или подтвержденным диагнозом:наркомании (с парентеральным путем введения наркотиков);
инфекций, передаваемых половым путем;
саркомы Капоши;
лимфомы мозга;
Т-клеточного лейкоза;
легочного и внелегочного туберкулеза;
гепатита В, С, Hbs-антигеноносительства (при постановке диагноза и через 6 месяцев);
цитомегаловирусной инфекцией (поражение других органов кроме печени, селезенки, лимфатических узлов у больных старше 1 месяца, цитомегаловирусный ретинит с потерей зрения);
лимфомы Беркита;
иммунобластной саркомы;
инфекции, обусловленной вирусом простого герпеса (хронические язвы, не заживающие более 1 месяца, или бронхит, пневмония, эзофагит);
рецидивирующего опоясывающего лишая у лиц моложе 60 лет;
мононуклеоза (через 3 месяца после начала заболевания);
пневмоцистоза (пневмонии);
токсоплазмоза (центральной нервной системы);
криптококкоза (внелегочного);
криптоспоридиоза;
изоспороза;
стронгилоидоза;
гистоплазмоза;
кандидоза пищевода, бронхов, трахеи или легких;
глубоких микозов;
атипичных микобактериозов;
прогрессирующей многоочаговой лейкоэнцефалопатии;
анемии различного генеза;в) беременным - в случае забора абортной и плацентарной крови для дальнейшего использования в качестве сырья для производства иммунобиологических препаратов.
8. Медицинскому освидетельствованию на выявление ВИЧ-инфекции в органах безопасности подлежат:
а) врачи, средний и младший медицинский персонал лабораторий (группы персонала лабораторий), которые осуществляют исследование на ВИЧ-инфекцию биологических материалов, полученных от лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека 7 ;
б) граждане, поступающие на военную службу по контракту, в образовательные учреждения ФСБ России 8 ;
в) иностранные граждане, прибывшие в органы безопасности на учебу (работу), за исключением тех лиц, которые имеют сертификаты об отсутствии у них ВИЧ-инфекции 9 ;
г) военнослужащие, перенесшие оперативные вмешательства, травмы, повлекшие за собой переливание крови и ее препаратов, а также получавшие другие медицинские манипуляции в период пребывания их за пределами Российской Федерации 10 , сразу после прибытия в Российскую Федерацию и через полгода после первичного взятия крови;
д) военнослужащие, направляемые в иностранные государства 11 , в том числе по требованиям которых необходим сертификат об отсутствии у них ВИЧ-инфекции;
е) военнослужащие, выявленные при санитарно-эпидемиологическом расследовании как имевшие половые контакты с ВИЧ-инфицированными лицами 12 ;
ж) лица, находящиеся в изоляторах временного содержания пограничных органов, изъявившие желание стать донорами крови и других биологических жидкостей, тканей, органов, - при каждом взятии донорского материала 13 .
Обязательное медицинское освидетельствование на выявление ВИЧ-инфекции должно проводиться с предварительным и последующим консультированием по вопросам профилактики этого заболевания.
9. Персональные списки военнослужащих (работников), исполнение служебных обязанностей которых связано с риском заражения ВИЧ-инфекцией, утверждаются начальником военно-медицинского подразделения органа безопасности и согласовываются с должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в органах безопасности 14 (далее - специалисты Госсанэпиднадзора), с учетом конкретных условий службы (работы) в военно-медицинском подразделении органа безопасности.
10. Лица, указанные в пунктах 7 и 8 настоящей Инструкции, медицинское освидетельствование на выявление ВИЧ-инфекции проходят в лабораторных отделениях военно-медицинских учреждений ФСБ России, медико-санитарных частей (военно-медицинских служб) территориальных органов безопасности (далее - лабораторные отделения), в медицинских учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, имеющих лицензию на проведение таких освидетельствований, в том числе в территориальных центрах по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями (далее - территориальные центры) и учреждениях здравоохранения Минздравсоцразвития России.
11. Военно-медицинские подразделения органов безопасности при направлении сыворотки крови от освидетельствуемых в лабораторные отделения заполняют два экземпляра направлений на исследование образцов крови в иммуноферментном анализе на ВИЧ-инфекцию.
12. При получении положительного результата лабораторные отделения проводят два дополнительных исследования с той же сывороткой крови тест-системами. При повторном положительном результате заполняются два экземпляра направлений в территориальный центр для исследования сыворотки крови на СПИД в реакции иммуноблота.
13. В лабораторных отделениях безопасность проведения исследования как для освидетельствуемого, так и для лица, проводящего освидетельствование, обеспечивается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами "Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней. СП 1.3.2322-08", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2008 г. N 4 15 (с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 июня 2009 г. N 42 16 ).
III. Уведомление о результатах медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции, их учет и передача информации
14. Лица, прошедшие обязательное медицинское освидетельствование на выявление ВИЧ-инфекции, уведомляются военно-медицинским подразделением органа безопасности, проводившим медицинское освидетельствование 17 , о результатах такого освидетельствования.15. При положительном результате медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции лечащий врач военно-медицинского подразделения органа безопасности направляет освидетельствуемого в территориальный центр для проведения обследования и установления диагноза и стадии ВИЧ-инфекции.
16. Военнослужащие с положительным результатом медицинского освидетельствования на ВИЧ-инфекцию направляются военно-медицинскими подразделениями органов безопасности в Главный клинический военный госпиталь ФСБ России для проведения военно-врачебной экспертизы в целях определения категории годности к военной службе.
17. Лицо, у которого выявлена ВИЧ-инфекция, уведомляется начальником военно-медицинского подразделения органа безопасности о необходимости соблюдения мер предосторожности с целью исключения распространения ВИЧ-инфекции, о гарантиях соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения либо заражение другого лица.
18. Запрещается уведомление ВИЧ-инфицированных о наличии у них ВИЧ-инфекции через третьих лиц, в том числе по телефону или любым иным способом.
19. В случае отказа от получения официального документа о положительном результате медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции начальник военно-медицинского подразделения органа безопасности фиксирует отказ в истории болезни или амбулаторной карте освидетельствованного.
20. Начальники военно-медицинских подразделений органов безопасности назначают сотрудников, ответственных за сбор, регистрацию, учет и передачу в установленном порядке информации о ВИЧ-инфицированных лицах специалистам Госсанэпиднадзора.
21. Учет ВИЧ-инфицированных военнослужащих (учитывается подтверждение в реакции иммуноблотинга) осуществляется военно-медицинскими подразделениями органов безопасности в отдельном журнале учета инфекционных заболеваний.
22. Официальный документ о результате медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции приобщается к медицинской документации освидетельствованного. Освидетельствованному по его требованию выдается справка об обследовании на антитела к ВИЧ-инфекции.
IV. Организация санитарно-эпидемиологического расследования очага (случая) ВИЧ-инфекции и динамического наблюдения за ВИЧ-инфицированными
23. Санитарно-эпидемиологическое расследование в военно-медицинских подразделениях органов безопасности, в которых ВИЧ-инфицированным проводились медицинские манипуляции, осуществляют специалисты Госсанэпиднадзора.24. По каждому случаю выявления ВИЧ-инфицирования оформляется карта санитарно-эпидемиологического расследования очага (случая) ВИЧ-инфекции.
25. Карта санитарно-эпидемиологического расследования очага (случая) ВИЧ-инфекции должна содержать следующие разделы:
раздел I "Общие сведения";
раздел II "Эпидемиологический анамнез";
раздел III "Дополнительные сведения";
раздел IV "Выводы из санитарно-эпидемиологического расследования".25.1. В разделе I "Общие сведения" указываются:
25.2. В разделе II "Эпидемиологический анамнез" указываются:
а) жалобы на состояние здоровья;
б) повод к лабораторному обследованию на ВИЧ (клинические показания, возвращение из-за границы, донорство и т.д.);
в) результаты лабораторных исследований:
определение антител к ВИЧ методом ИФА (дата, результат, тип тест-системы, номер серии, учреждение);
определение антител методом иммунного блотинга (дата, результаты, номер серии, учреждение);
другие методы (дата, результаты, учреждение);
г) диагноз:
предварительный с указанием даты; окончательный с указанием даты;
д) заболевания с симптомокомплексом, родственным со СПИДом, перенесенные в течение последних 7 - 10 лет;
е) имели ли место (где, когда) факты парентерального заражения, в том числе:
гемотрансфузии;
оперативные вмешательства;
инъекции;
лечение у стоматолога;
лечение у гинеколога;
манипуляции, связанные с нарушением целостности кожных покровов или слизистых (татуировка, иглоукалывание, аборты и др.);
внутривенные введения наркотиков (как часто, когда, совместно с кем, стерильность шприца);
использование общих бритв, маникюрных принадлежностей и т.п.;
ж) донорство крови и других биоматериалов (когда, где);
з) бытовые контакты с больным СПИДом (инфицированным ВИЧ);
и) сексуальный анамнез:
внебрачные гетеросексуальные половые связи (количество, где, когда, фамилии, имена, отчества партнеров, их адреса местожительства и место работы);
гомосексуальные половые связи (количество, где, когда, фамилии, имена, отчества партнеров, их адреса местожительства и место работы);
половые связи с наркоманами (количество, где, когда, фамилии, имена, отчества партнеров, их адреса местожительства и место работы);
половые связи с иностранными гражданами (количество, где, когда, фамилии, имена, отчества партнеров, их адреса местожительства и место работы),
пользовался ли при половых внебрачных контактах презервативами.25.3. В разделе III "Дополнительные сведения" указываются:
а) список лиц, подвергшихся риску заражения и которым требуется лабораторное обследование. Список лиц оформляется в виде таблицы, в которой указываются:
в графе 1 - номер по порядку;
в графе 2 - фамилия, имя, отчество;
в графе 3 - характер и дата контакта;
в графе 4 - место службы (работы);
в графе 5 - адрес местожительства;б) другие сведения;
25.4. В разделе IV "Выводы из санитарно-эпидемиологического расследования" указываются:
а) наиболее вероятное место заражения (по месту жительства, работы, в военно-медицинском учреждении органа безопасности и др.);
б) вероятные путь и фактор передачи вируса (половой, гемотрансфузии, проведение др. медицинских манипуляций, немедицинское введение наркотических средств, нанесение татуировок, и др.);
в) подпись врача-эпидемиолога;
г) дата заполнения документа.26. Диспансерное наблюдение за лицами, которым установлен диагноз ВИЧ-инфекции, осуществляется по месту жительства больного ВИЧ-инфекцией территориальными центрами, инфекционными отделениями (кабинетами) военно-медицинских подразделений органов безопасности в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
27. Военнослужащие, находящиеся на диспансерном наблюдении в военно-медицинских подразделениях органов безопасности по поводу ВИЧ-инфекции и признанные военно-врачебной комиссией ограниченно годными к военной службе, направляются подразделениями кадров органов безопасности для ежегодного медицинского освидетельствования в Главный клинический военный госпиталь ФСБ России.
28. В целях проведения военно-врачебной экспертизы для определения годности к военной службе Центральная военно-врачебная комиссия ФСБ России запрашивает в установленном порядке сведения о результатах диспансерного наблюдения за ВИЧ-инфицированными военнослужащими из центров по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями субъектов Российской Федерации 18 .
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 14, ст. 1212; 1996, N 34, ст. 4027; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 43, ст. 5084; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2010, N 31, ст. 4172.2 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 43, ст. 4070; 2005, N 7, ст. 560.
3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 39, ст. 3953; 2010, N 19, ст. 2316.
4 Пункт 14 Правил.
5 Пункт 15 Правил.
6 Далее - военно-медицинские подразделения органов безопасности, если не оговорено иное.
7 Пункт 1 Перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. N 877 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 37, ст. 3624).
8 Статья 5 раздела "Расписание болезней" приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 10, ст. 902; 2004, N 4, ст. 279; 2005, N 2, ст. 152, N 19, ст. 5764; 2008, N 31, ст. 3744) (далее - Положение).
9 Пункт 1 статьи 10 Федерального закона.
10 Статья 5 раздела "Расписание болезней" приложения к Положению.
12 Статья 5 раздела "Расписание болезней" приложения к Положению.
13 Статья 11 Федерального закона.
Читайте также: