Постановление по вич в республике беларусь

Обновлено: 13.05.2024

1. Заведомое поставление другого лица в опасность заражения вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).

- наказывается штрафом, или арестом, или лишением свободы на срок до трех лет.

2. Заражение другого лица по легкомыслию или с косвенным умыслом ВИЧ лицом, знавшим о наличии у него этого заболевания
- наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет.

3. Действие, предусмотренное частью 2 настоящей статьи, совершенное в отношении двух или более лиц, либо заведомо несовершеннолетнего, либо с прямым умыслом
- наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.

Для возбуждения уголовного дела по данной статье не требуется заявление потерпевшей (потерпевшего). Достаточно наличия подтверждённого факта заражения лица ВИЧ, либо поставления лица в опасность такого заражения.

Возможность быть привлечённым к уголовной ответственности за непринятие мер по не заражению другого лица ВИЧ-инфекцией является стимулирующим фактором к соблюдению мер безопасности и определённому поведению, снижающему риск заражения. Таким образом, лицо, знающее о своём статусе, должно чётко понимать пути, способы и иные моменты, связанные с заражением и в связи с этим, соблюдать определённые правила. Это должно быть подтверждено в соответствующих медицинских документах (расписках, памятках-уведомлениях и т.п.).

Субъектом данного преступления является лицо, достигшее 16-и лет и достоверно знающее о наличии у него заболевания. Представляется, что таким статусом лицо обладает после официального (под роспись) его уведомления о диагнозе. Человек, побывавший в ситуации риска заражения, не может достоверно знать о наличии у него заболевания, равно, как сложно признать фактом заболевания результат экспресс-тестирования, в связи с возможностью недостоверного результата по различным причинам.

В настоящее время в Законе нет подробных разъяснений, какими именно способами, в какой форме и в какой период (сроки) лицо должно предупредить о наличии у него ВИЧ-инфекции. Кодекс говорит только о своевременности предупреждения о наличии у первого лица этого заболевания и добровольности согласия на совершение действий, создавших опасность заражения. В связи с этим, допускаем смысловое (семантическое) толкование терминов Закона.

1. Предупреждение должно быть своевременным, т.е. между предупреждением о наличии ВИЧ-инфекции и любыми действиями (бездействием), ставящими под угрозу заражения другого человека должен быть промежуток времени. Его продолжительность значения не имеет, однако должна позволять второму лицу воспринять информацию от ВИЧ-положительного о наличии него инфекции, осознать возможность и последствия заражения и принять осознанное решение о попадании в риск ВИЧ-инфицирования.

3. Форма и содержание согласия Законом не установлены, следовательно, допустима любая, в т.ч. и устная, форма согласия. Однако, ранее данное не зафиксированное устное согласие при наличии претензий от потерпевшей стороны в связи с заражением ВИЧ или опасностью такого заражения вероятнее всего не будет установлено следственными и судебными органами. Таким образом, лицо, ранее выразившее такое согласие в устной не зафиксированной форме, сможет использовать факт заражения ВИЧ, или постановки в опасность заражения в любом последующем конфликте, сведении личных счётов, оказании психологического давления, принуждения к нежелаемым действиям под угрозой обращения в правоохранительные органы.

Как было сказано, форма согласия Законом не определена, следовательно, может быть выражена не только вербальными или невербальными действиями, но и бездействием (не воспрепятствованием действиям, ставящим в опасность заражения). Вместе с тем очевидно, что в определённых ситуациях закрепление такого согласия становится затруднительным, например, по морально-этическим и физиологическим причинам при вступлении в половую близость, либо в процессе полового акта.

Применимо к статье 157 УК, при решении вопроса о виновности в совершении данного преступления, лицо, совершившее указанные в статье действия не обязано доказывать наличие согласия второй стороны. Доказывание отсутствия такого согласия – обязанность следственных и судебных органов.

ВНИМАНИЕ.

Правовая специфика предмета доказывания данного преступления предполагает наличие у обвиняемого ВИЧ-инфекции, установленные факты поставления в опасность заражения (по ч.1 ст.157 УК), наличие вируса у потерпевшего (по ч.2 ст.157 УК) в качестве оснований признания виновности ВИЧ-позитивного. Показания потерпевшего имеют существенное значение в доказывании вины.

В связи с этим рекомендуем, по-возможности, производить фиксацию вышеуказанного согласия, например, следующими способами:

1. Письменная форма.

2. Аудиовидеофиксация устного согласия путём использования технических средств (желательно обеспечить сохранность файла, например, поместив его в виртуальное пространство).

3. Обеспечить присутствие при даче согласия третьих лиц. При наличии возможности, зафиксировать согласие в процессе общения с соответствующим специалистом (медицинским или социальным работником).

На основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 августа 2006 г. N 1068 "Об утверждении Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции на 2006 - 2010 годы" Министерство здравоохранения Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке проведения мониторинга и оценки ситуации по ВИЧ/СПИД и мер, принимаемых в ответ на эпидемию ВИЧ-инфекции.

Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Инструкция о порядке проведения мониторинга и оценки ситуации по ВИЧ/СПИД и мер, принимаемых в ответ на эпидемию ВИЧ-инфекции (далее - Инструкция), разработана во исполнение пункта 2 мероприятий по эпидемиологическому надзору за ВИЧ-инфекцией, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 августа 2006 г. N 1068 "Об утверждении Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции на 2006 - 2010 годы" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 141, 5/22780) (далее - Государственная программа), и определяет порядок проведения мониторинга и оценки ситуации по ВИЧ/СПИД и мер, принимаемых в ответ на эпидемию ВИЧ-инфекции (далее - мониторинг по ВИЧ/СПИД).

2. Мониторинг по ВИЧ/СПИД является видом социально-гигиенического мониторинга.

3. Мониторинг по ВИЧ/СПИД проводится с целью обеспечения систематического сбора, обработки, анализа, систематизации, хранения данных о распространенности ВИЧ-инфекции и особенностях поведения среди различных групп населения, полученных в ходе мониторинга по ВИЧ/СПИД в Республике Беларусь.

4. Основными задачами мониторинга по ВИЧ/СПИД являются:

создание перечня показателей мониторинга по ВИЧ/СПИД, разработка методов сбора информации, обработка, анализ, систематизация, хранение данных;

ведение банка данных, характеризующих социально-медицинские показатели ВИЧ-инфекции и эпидемическую ситуацию по ВИЧ/СПИД в Республике Беларусь в статике и динамике, дифференцированно по административно-территориальным единицам и группам населения;

характеристика состояния и эффективности выполнения Государственной программы;

информирование государственных органов, юридических лиц и граждан о результатах, полученных в ходе мониторинга по ВИЧ/СПИД в Республике Беларусь;

получение информации, необходимой для реализации цели мониторинга по ВИЧ/СПИД, из Министерства образования Республики Беларусь, Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства информации Республики Беларусь.

5. Мониторинг по ВИЧ/СПИД обеспечивает:

анализ эпидемической ситуации по ВИЧ/СПИД в Республике Беларусь;

определение эффективности воздействия мероприятий, проводимых в рамках Государственной программы, на распространенность ВИЧ-инфекции;

подготовку информации по эпидемической ситуации, социально-медицинским показателям, информационно-образовательной деятельности, финансовому, кадровому обеспечению, реализации мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции;

разработку мероприятий по совершенствованию мер профилактики ВИЧ-инфекции и поддержки людей, живущих с ВИЧ/СПИД.

Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ПО ВИЧ/СПИД

6. Мониторинг по ВИЧ/СПИД проводится на республиканском, областном, городском и районном уровнях.

Общую координацию деятельности по организации и проведению мониторинга по ВИЧ/СПИД осуществляет Министерство здравоохранения Республики Беларусь.

7. Организацию и проведение мониторинга по ВИЧ/СПИД на уровне административно-территориальных единиц осуществляют областные центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, государственное учреждение "Минский городской центр гигиены и эпидемиологии" во взаимодействии с управлениями здравоохранения облисполкомов, комитетом по здравоохранению Мингорисполкома.

8. Областные центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, государственное учреждение "Минский городской центр гигиены и эпидемиологии" осуществляют:

сбор и хранение данных по основным направлениям деятельности по ВИЧ/СПИД в соответствии с планом проведения мониторинга и оценки ситуации по ВИЧ/СПИД в Республике Беларусь согласно приложению к настоящей Инструкции;

ведение банков данных, характеризующих социально-медицинские показатели ВИЧ-инфекции и эпидемическую ситуацию по ВИЧ/СПИД на уровне областей и г.Минска.

9. Областные центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья также осуществляют:

организационно-методическое руководство по проведению мониторинга по ВИЧ/СПИД городскими и районными центрами гигиены и эпидемиологии;

привлечение по мере необходимости к сбору информации городских и районных центров гигиены и эпидемиологии.

10. Областные центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, государственное учреждение "Минский городской центр гигиены и эпидемиологии" в 20-дневный срок после сбора данных обязаны представлять информацию в государственное учреждение "Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья" на бумажных и электронных носителях.

11. Организацию и проведение мониторинга по ВИЧ/СПИД на республиканском уровне осуществляет государственное учреждение "Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья" во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления, указанными в плане проведения мониторинга и оценки ситуации по ВИЧ/СПИД в Республике Беларусь.

12. Государственное учреждение "Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья" осуществляет:

подготовку предложений по организации ведения мониторинга по ВИЧ/СПИД в Республике Беларусь;

организационно-методическое руководство по проведению мониторинга по ВИЧ/СПИД республиканскими органами государственного управления, указанными в приложении к настоящей Инструкции, областными центрами гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, государственным учреждением "Минский городской центр гигиены и эпидемиологии";

сбор данных ежегодно или один раз в два года в соответствии с приложением к настоящей Инструкции от республиканских органов государственного управления, областных центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, государственного учреждения "Минский городской центр гигиены и эпидемиологии", обработку, анализ, систематизацию и хранение данных;

ведение банков данных, характеризующих социально-медицинские показатели ВИЧ-инфекции и эпидемическую ситуацию по ВИЧ/СПИД на республиканском уровне;

выявление причинно-следственных связей между распространенностью ВИЧ-инфекции, поведенческими особенностями групп повышенного риска инфицирования ВИЧ и масштабами проведенных профилактических мероприятий;

информирование государственных органов, юридических лиц и граждан о результатах, полученных в ходе мониторинга по ВИЧ/СПИД.

13. Государственное учреждение "Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья" ежегодно к 1 марта следующего за отчетным годом обеспечивает представление информации, полученной в ходе проведения мониторинга по ВИЧ/СПИД в Министерство здравоохранения Республики Беларусь.

Приложение
к Инструкции о порядке
проведения мониторинга и
оценки ситуации по ВИЧ/СПИД
и мер, принимаемых в ответ
на эпидемию ВИЧ-инфекции

законы вич

Законодательные и инструктивно-директивные материалы по проблеме ВИЧ/СПИД в Республике Беларусь

О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ

О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека

Статья 157. Заражение вирусом иммунодефицита человека

О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей

Нормативные документы по оказанию медицинской помощи пациентам с ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации

Государственные стратегии

Клинические рекомендации

Санитарно-эпидемиологические правила

Методические указания, рекомендации

ПОСТАНОВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ до 2011 года

Статья расписания болезней — 5.
Наименования болезней, степень нарушения функций — ВИЧ-инфекция.
Категория годности к военной службе: 1. граждане при приписке к призывным участкам и призыве на срочную военную службу, службу в резерве- негоден к военной службе с исключением с воинского учета, 2. военнослужащие, проходящие срочную военную службу, службу в резерве — негоден к военной службе с исключением с воинского учета, 3. военнослужащие, проходящие военную службу по контракту — негоден к военной службе с исключением с воинского учета.

Исследование на HbsAg осуществляется при предварительном медосмотре, далее – 1 раз в год для непривитых, имеющих по роду своей деятельности контакт с препаратами крови и ее компонентами, другими биологическими субстратами или выполняющих инвазивные вмешательства, сопровождающиеся нарушением целостности кожи и слизистых.
Исследования на HCV и ВИЧ осуществляются при предварительном медосмотре, далее – 1 раз в год для имеющих по роду своей деятельности контакт с препаратами крови и ее компонентами, другими биологическими субстратами или выполняющих инвазивные вмешательства, сопровождающиеся нарушением целостности кожи и слизистых.

Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь №1217 от 11.11.2010 г. «Об утверждении Инструкции об организации оказания медицинской помощи пациентам с ВИЧ-ассоциированным туберкулезом.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ МИНГОРИСПОЛКОМА, МИНСКОГО ГОРОДСКОГО ЦЕНТРА ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ

ВИЧ-инфекция в Беларуси существует уже три десятка лет, сейчас она успешно лечится и давно перестала быть страшной и смертельной болезнью. Вместе с тем, жизнь людей с ВИЧ сопряжена с определенными трудностями, например, бывает сложно принять собственный диагноз, имеется стигматизирующее отношение общества, а многие вещи ВИЧ-позитивному человеку запрещено делать уже на уровне законодательства. На странице Позитивного движения в facebook мы вспоминали в каких правах законодательство ограничивает людей, живущих с ВИЧ. Ежедневно мы размещали по одному запрету, и к сожалению они не вместились в одну только дюжину – их оказалось больше, также наши подписчики оставляли свои комментарии.
В данной статье мы собрали всю информацию воедино. Мы просто перечисляем запреты, вывод о том, насколько эти нормы позволяют остановить распространение ВИЧ-инфекции или делают лучше жизнь людей, читателю придется делать самостоятельно. Если вы заметите неточности в статье или сталкивались еще с какими-нибудь запретами, пожалуйста, напишите нам об этом.

Запрет №1: ЛЮДЯМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, ЗАПРЕЩЕНО СЛУЖИТЬ В АРМИИ

Запрет №2: ЛЮДЯМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, ЗАПРЕЩЕНО РАБОТАТЬ ВРАЧАМИ-ХИРУРГАМИ

Запрет №3: ЛЮДЯМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, ЗАПРЕЩЕНО РАБОТАТЬ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И МЧС

Запрет №4: ДЕТЯМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, ЗАПРЕЩЕНО ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ


Детям с ВИЧ отказано в возможности заниматься большинством видов спорта (за исключением отдельных).
К отдельным видам спорта, которыми может заниматься ребенок с ВИЧ-инфекцией, относятся: шашки и шахматы, авиамодельный спорт, автомодельный спорт, бильярдный спорт, боулинг, гольф, городошный спорт, дартс, киберспорт, кинологический спорт, радиоспорт, ракетомодельный спорт, рыболовный спорт, служебное собаководство, спортивный бридж, спортивный покер, судомодельный спорт.
Этот запрет касается в том числе детей, принимающих антиретровирусную терапию, имеющих нормальный иммунитет и отсутствие определения вируса в крови.

Запрет №5: ЛЮДЯМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, ЗАПРЕЩЕНО ЗАНИМАТЬСЯ ФИНАНСОВЫМИ РАССЛЕДОВАНИЯМИ В КОМИТЕТЕ ГОСКОНТРОЛЯ

Запрет № 6: ЛЮДЯМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, ЗАПРЕЩЕНО СОЗДАВАТЬ СЕМЬИ С ЛЮДЬМИ БЕЗ ВИЧ

Запрет №7: ЖЕНЩИНАМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, ЗАПРЕЩЕНО ВЫНАШИВАТЬ ДЕТЕЙ

Запрет №8: ЛЮДЯМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, ЗАПРЕЩЕНО УСЫНОВЛЯТЬ ДЕТЕЙ


Людям, живущим с ВИЧ, запрещено усыновить ребенка, быть опекунами (попечителями), приемными родителями, родителями-воспитателями.
Людям, живущим с ВИЧ, запрещено усыновить в том числе и ВИЧ-позитивных детей. ВИЧ-позитивные дети часто остаются без семьи, воспитываются опекунами или в государственных учреждениях; усыновляют ВИЧ-позитивных детей редко.

Запрет №9: ЛЮДЯМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, ЗАПРЕЩЕНО ИМЕТЬ ЗАЩИЩЕННЫЙ СЕКС, НЕ СООБЩАЯ ПАРТНЕРУ О СВОЕМ СТАТУСЕ

Запрет №10: ЛЮДЯМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, ЗАПРЕЩЕНО ОТКАЗАТЬСЯ ОТ РЕГУЛЯРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ НА ВИЧ НА РАБОТЕ

Запрет №11: ИНОСТРАНЦАМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, ЗАПРЕЩЕНО ПОСТУПАТЬ В НАШИ ВУЗЫ

Запрет №12: ЛЮДЯМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, МОГУТ ОТКАЗАТЬ В ОЗДОРОВЛЕНИИ В САНАТОРИИ

Запрет плюс (№13): ЛЮДЯМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, ЗАПРЕЩЕНО ЗАСТРАХОВАТЬ ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ

Запрет плюс (№14): ЛЮДЯМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, ЗАПРЕЩЕНО НЕ СКАЗАТЬ МЕДРАБОТНИКУ ЧТО У ТЕБЯ ВИЧ

Запрет плюс (№15): ЛЮДЯМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, ПРОТИВОПОКАЗАН ЛЕЧЕБНЫЙ МАССАЖ


Как сказано в инструкции по медицинской реабилитации, людям, живущим с ВИЧ, противопоказан лечебный массаж. Следует оговориться, что инструкции, в отличие от приказов Министерства здравоохранения, не являются обязательными к применению медработниками. Также не запрещены другие виды массажа, например, гигиенический (оздоровительный) или косметический.

  • Метод медицинской реабилитации пациентов с ВИЧ-инфекцией: инструкция по применению №271-1215, утв. Министерством здравоохранения Республики Беларусь 23.12.2015.

Запрет плюс (№16): ЛЮДЯМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, ЗАПРЕЩЕНО ЗАМЕНИТЬ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ НА ЕЕ ОГРАНИЧЕНИЕ

Запрет плюс (№17): ЛЮДЯМ, ЖИВУЩИМ С ВИЧ, ЗАПРЕЩЕНО ПЕРЕСАЖИВАТЬ СЕРДЦЕ И ПЕЧЕНЬ

Данной публикацией мы хотим еще раз напомнить о существовании дискриминирующих норм в законодательстве и со своей стороны готовы принять участие в их изменении.

Читайте также: