Предмет и методы эпидемиологии инфекционных болезней

Обновлено: 26.04.2024

Цель лекции: Определить объект и предмет исследования в эпи­демиологии, дать анализ определений понятия "эпидемический про­цесс", раскрыть структуру и содержание эпидемиологического мето­да.

Предмет эпидемиологии. Самостоятельность каждой отрасли нау­ки как совокупности знаний о тех или иных аспектах природы, об­щества и мышления определяет совокупность трех взаимосвязанных компонентов:

а) объект и предмет познания науки; б) метод, адек­ватный для познания своего предмета;

в) теоретическая база науки.

Объектом в эпидемиологии являются инфекционные болезни как процесс взаимодействия паразита-возбудителя и хозяина-человека на организменном уровне. Инфекционные болезни составляют объект исс­ледования во многих отраслях медицинской науки - клинической ме­дицине, микробиологии, вирусологии, иммунологии и т. д. Эпидемио­логический аспект познания инфекционных болезней - изучение их возникновения и распространения среди людей. Процесс возникновения и распространения инфекционных болезней среди людей получил определение - эпидемический процесс. Именно эпидемический процесс составляет предмет познания эпидемиологии и именно тем, что боль­ше ни одна другая наука предметом своего познания не имеет эпиде­мический процесс, определяется самостоятельность эпидемиологии как науки.

Эпидемическим процессом называется цепь заражений и развивающихся затем инфекционных процессов (заболеваний), чередующихся с выходом возбудителя во внешнюю среду и имеющая характер своеоб­разной эстафеты (В.М.Жданов, 1961).

Эпидемический процесс представляет цепь закономерно следую­щих один за другим случаев инфекционной болезни, представляющих ту единственно реальную форму, в которой существуют в природе все заразные болезни (Л.В. Громашевский, 1965).

Эпидемический процесс есть процесс взаимодействия между по­пуляцией возбудителя и коллективами людей, оказывающий влияние на эпидемиологическое состояние населения и обеспечивающий непрерыв­ное существование паразитического вида в эндемических очагах (И.И. Елкин, 1973).

Эпидемический процесс - это процесс распространения инфекци­онных болезней среди людей, осуществляющийся при наличии источни­ков заразного начала, факторов передачи и восприимчивых лиц, при­водящий к возникновению новых заражений и зависящий главным обра­зом от ряда социальных условий (Д.В. Виноградов-Волжинский, 1973).

Эпидемический процесс - это эволюционно сложившийся специфи­ческий способ сохранения паразитирования возбудителя, обеспечива­емый взаимодействием находящихся в единстве противоречивых сторон источника инфекции, механизма передачи и восприимчивости населе­ния, опосредованных природными и социальными факторами (Н.И. Лебе­дев. 1980).

Эпидемический процесс - цепь непрерывно следующих друг за другом инфекционных состояний, от бессимптомного носительства до манифестных заболеваний, вызванных циркулирующим в коллективе возбудителем. Данный процесс проявляется в виде эндемических оча­гов, с одним или несколькими случаями болезни или носительства (Э.Н. Шляхов, 1983).

Эпидемический процесс - это процесс возникновения и расп­ространения среди населения специфических инфекционных состояний (в виде болезни или носительства). Эпидемический процесс обозначает закономерности заражения человека возбудителями инфекций (инвазий), естественно обитающими в живых организмах или на объектах окружающей среды и проникающими в организм с помощью того или иного механизма передачи, следствием чего является развитие инфекционного процесса (В.И. Покровский с соавт., 1993).

Эпидемический процесс – это процесс взаимодействия возбудителя-паразита и организма людей на популяционном уровне, проявляющийся при определенных социальных и природных условиях единичными и (или) множественными заболеваниями, а также бессимптомными формами инфекции (В.Д. Беляков, Р.Х. Яфаев, 1989).

Эпидемиологический метод. Эпидемиологический метод - это со­вокупность методических приемов, основанная на анализе особеннос­тей распределения заболеваний в пространстве и времени и предназ­наченная для выявления проблем профилактики, причин, условий (факторов риска) и механизмов формирования заболеваемости с целью обоснования мероприятий по профилактике заболеваний и оценке их эффективности.

В рамках эпидемиологического метода объединены четыре группы методических приемов:

Описательно-оценочные (дескриптивные) методические приемы позволяют на количественной основе выявить болезни, характеризую­щиеся наибольшей эпидемиологической, социальной и экономической значимостью. На данном этапе работы используются данные официаль­ной регистрации заболеваемости. Эпидемиологическая значимость оп­ределяется уровнями заболеваемости населения. Социальная значи­мость оценивается совокупностью отрицательных явлений, возникших в обществе в связи с распространением определенной болезни. Эко­номическая значимость указывает на затраты, которые понесло об­щество в результате заболеваемости и проведения мер профилактики и борьбы. В ряде случаев для доказательства значимости болезни, кроме данных официальной регистрации, целесообразно проведение поперечного исследования. Под поперечным исследованием понимают одномоментное определение в популяции людей какого-либо признака, свидетельствующего о распространенности определенного заболевания.

Аналитические методические приемы заключаются в формулировании и проверке гипотез о причинах, приведших к распространению заболеваемости. В результате аналитической работы необходимо выявить причины и условия (факторы риска), приведшие к заболеваемости, вскрыть механизм влияния причин на заболеваемость, а также найти в причинах такие переменные, на которые можно повлиять доступными противоэпидемическими мероприятиями.

Гипотезы формулируются на основе описательной эпидемиологии, а также специальных исследований, среди которых наиболее часто используются:

1) метод "случай-контроль": исследование этого типа основывается на сопоставлении информации о подверженности дейс­твию изучаемого фактора больных и небольных определенной бо­лезнью;

2) метод ретроспективного эпидемиологического анализа: позволяет выявить наиболее типичные и устойчивые причины и усло­вия, формирующие заболеваемость в течение определенного периода времени;

3) метод оперативного эпидемиологического анализа: поз­воляет выявлять причины и условия, формирующие заболеваемость в настоящее время.

Экспериментальные методические приемы предполагают получение новых знаний, необходимых для совершенствования мероприятий по профилактике и борьбе с болезнями. В эпидемиологических исследо­ваниях различают три варианта экспериментов:

а) контролируемый эксперимент;

б) неконтролируемый эксперимент;

в) естественный эксперимент.

Контролируемый эксперимент предполагает формирование двух групп, одна из которых подвергается воздействию профилактического мероприятия, в расчете на нейтрализацию выявленного фактора рис­ка, а другая, равноценная по всем признакам группа, этому воз­действию не подвергается. В обеих группах учитывается заболевае­мость определенной болезнью и итогом контролируемого эксперимента является доказательство гипотезы о факторе риска, а также коли­чественная оценка профилактического действия (мероприятия).

Неконтролируемый эксперимент в эпидемиологии - это вмеша­тельство в естественный ход распространения заболеваемости в ре­зультате повседневной профилактической работы органов здравоохра­нения. По истечении определенного периода времени оценивают уро­вень, структуру и динамику заболеваемости и на основании изменения этих параметров обосновывают вывод об эффективности (неэффективности) повседневно проводимых мероприятий.

Естественный эксперимент – это различные чрезвычайные ситуации (эпидемические вспышки), изучение которых дает новые знания, необходимые для совершенствования профилактической работы.

Прогностические методические приемы. Совокупность прогностических методик, используемых в эпидемиологии, может быть разделена на две группы:

формально-математические прогностические методы;

детерминированные прогностические методы.

При использовании формально-математических методов, прогнозируя заболеваемость на предстоящий период, используют определенный математический аппарат и полагают, что причины и условия, формирующие заболеваемость в будущем существенно меняться не бу­дут.

При разработке прогнозов развития заболеваемости на основе детерминированных моделей учитывают степень влияния на заболевае­мость изменяющихся причин ее формирующих. Этот вид прогнозирова­ния относится к области научных исследований.

Таким образом, самостоятельность эпидемиологии определяется выделением оригинального предмета изучения (эпидемический про­цесс) и использованием для этих целей специфического метода (эпи­демиологический метод).

Цель лекции: Определить объект и предмет исследования в эпи­демиологии, дать анализ определений понятия "эпидемический про­цесс", раскрыть структуру и содержание эпидемиологического мето­да.

Предмет эпидемиологии. Самостоятельность каждой отрасли нау­ки как совокупности знаний о тех или иных аспектах природы, об­щества и мышления определяет совокупность трех взаимосвязанных компонентов:

а) объект и предмет познания науки; б) метод, адек­ватный для познания своего предмета;

в) теоретическая база науки.

Объектом в эпидемиологии являются инфекционные болезни как процесс взаимодействия паразита-возбудителя и хозяина-человека на организменном уровне. Инфекционные болезни составляют объект исс­ледования во многих отраслях медицинской науки - клинической ме­дицине, микробиологии, вирусологии, иммунологии и т. д. Эпидемио­логический аспект познания инфекционных болезней - изучение их возникновения и распространения среди людей. Процесс возникновения и распространения инфекционных болезней среди людей получил определение - эпидемический процесс. Именно эпидемический процесс составляет предмет познания эпидемиологии и именно тем, что боль­ше ни одна другая наука предметом своего познания не имеет эпиде­мический процесс, определяется самостоятельность эпидемиологии как науки.

Эпидемическим процессом называется цепь заражений и развивающихся затем инфекционных процессов (заболеваний), чередующихся с выходом возбудителя во внешнюю среду и имеющая характер своеоб­разной эстафеты (В.М.Жданов, 1961).

Эпидемический процесс представляет цепь закономерно следую­щих один за другим случаев инфекционной болезни, представляющих ту единственно реальную форму, в которой существуют в природе все заразные болезни (Л.В. Громашевский, 1965).

Эпидемический процесс есть процесс взаимодействия между по­пуляцией возбудителя и коллективами людей, оказывающий влияние на эпидемиологическое состояние населения и обеспечивающий непрерыв­ное существование паразитического вида в эндемических очагах (И.И. Елкин, 1973).

Эпидемический процесс - это процесс распространения инфекци­онных болезней среди людей, осуществляющийся при наличии источни­ков заразного начала, факторов передачи и восприимчивых лиц, при­водящий к возникновению новых заражений и зависящий главным обра­зом от ряда социальных условий (Д.В. Виноградов-Волжинский, 1973).

Эпидемический процесс - это эволюционно сложившийся специфи­ческий способ сохранения паразитирования возбудителя, обеспечива­емый взаимодействием находящихся в единстве противоречивых сторон источника инфекции, механизма передачи и восприимчивости населе­ния, опосредованных природными и социальными факторами (Н.И. Лебе­дев. 1980).

Эпидемический процесс - цепь непрерывно следующих друг за другом инфекционных состояний, от бессимптомного носительства до манифестных заболеваний, вызванных циркулирующим в коллективе возбудителем. Данный процесс проявляется в виде эндемических оча­гов, с одним или несколькими случаями болезни или носительства (Э.Н. Шляхов, 1983).

Эпидемический процесс - это процесс возникновения и расп­ространения среди населения специфических инфекционных состояний (в виде болезни или носительства). Эпидемический процесс обозначает закономерности заражения человека возбудителями инфекций (инвазий), естественно обитающими в живых организмах или на объектах окружающей среды и проникающими в организм с помощью того или иного механизма передачи, следствием чего является развитие инфекционного процесса (В.И. Покровский с соавт., 1993).

Эпидемический процесс – это процесс взаимодействия возбудителя-паразита и организма людей на популяционном уровне, проявляющийся при определенных социальных и природных условиях единичными и (или) множественными заболеваниями, а также бессимптомными формами инфекции (В.Д. Беляков, Р.Х. Яфаев, 1989).

Эпидемиологический метод. Эпидемиологический метод - это со­вокупность методических приемов, основанная на анализе особеннос­тей распределения заболеваний в пространстве и времени и предназ­наченная для выявления проблем профилактики, причин, условий (факторов риска) и механизмов формирования заболеваемости с целью обоснования мероприятий по профилактике заболеваний и оценке их эффективности.

В рамках эпидемиологического метода объединены четыре группы методических приемов:

Описательно-оценочные (дескриптивные) методические приемы позволяют на количественной основе выявить болезни, характеризую­щиеся наибольшей эпидемиологической, социальной и экономической значимостью. На данном этапе работы используются данные официаль­ной регистрации заболеваемости. Эпидемиологическая значимость оп­ределяется уровнями заболеваемости населения. Социальная значи­мость оценивается совокупностью отрицательных явлений, возникших в обществе в связи с распространением определенной болезни. Эко­номическая значимость указывает на затраты, которые понесло об­щество в результате заболеваемости и проведения мер профилактики и борьбы. В ряде случаев для доказательства значимости болезни, кроме данных официальной регистрации, целесообразно проведение поперечного исследования. Под поперечным исследованием понимают одномоментное определение в популяции людей какого-либо признака, свидетельствующего о распространенности определенного заболевания.

Аналитические методические приемы заключаются в формулировании и проверке гипотез о причинах, приведших к распространению заболеваемости. В результате аналитической работы необходимо выявить причины и условия (факторы риска), приведшие к заболеваемости, вскрыть механизм влияния причин на заболеваемость, а также найти в причинах такие переменные, на которые можно повлиять доступными противоэпидемическими мероприятиями.

Гипотезы формулируются на основе описательной эпидемиологии, а также специальных исследований, среди которых наиболее часто используются:

1) метод "случай-контроль": исследование этого типа основывается на сопоставлении информации о подверженности дейс­твию изучаемого фактора больных и небольных определенной бо­лезнью;

2) метод ретроспективного эпидемиологического анализа: позволяет выявить наиболее типичные и устойчивые причины и усло­вия, формирующие заболеваемость в течение определенного периода времени;

3) метод оперативного эпидемиологического анализа: поз­воляет выявлять причины и условия, формирующие заболеваемость в настоящее время.

Экспериментальные методические приемы предполагают получение новых знаний, необходимых для совершенствования мероприятий по профилактике и борьбе с болезнями. В эпидемиологических исследо­ваниях различают три варианта экспериментов:

а) контролируемый эксперимент;

б) неконтролируемый эксперимент;

в) естественный эксперимент.

Контролируемый эксперимент предполагает формирование двух групп, одна из которых подвергается воздействию профилактического мероприятия, в расчете на нейтрализацию выявленного фактора рис­ка, а другая, равноценная по всем признакам группа, этому воз­действию не подвергается. В обеих группах учитывается заболевае­мость определенной болезнью и итогом контролируемого эксперимента является доказательство гипотезы о факторе риска, а также коли­чественная оценка профилактического действия (мероприятия).

Неконтролируемый эксперимент в эпидемиологии - это вмеша­тельство в естественный ход распространения заболеваемости в ре­зультате повседневной профилактической работы органов здравоохра­нения. По истечении определенного периода времени оценивают уро­вень, структуру и динамику заболеваемости и на основании изменения этих параметров обосновывают вывод об эффективности (неэффективности) повседневно проводимых мероприятий.

Естественный эксперимент – это различные чрезвычайные ситуации (эпидемические вспышки), изучение которых дает новые знания, необходимые для совершенствования профилактической работы.

Прогностические методические приемы. Совокупность прогностических методик, используемых в эпидемиологии, может быть разделена на две группы:

формально-математические прогностические методы;

детерминированные прогностические методы.

При использовании формально-математических методов, прогнозируя заболеваемость на предстоящий период, используют определенный математический аппарат и полагают, что причины и условия, формирующие заболеваемость в будущем существенно меняться не бу­дут.

При разработке прогнозов развития заболеваемости на основе детерминированных моделей учитывают степень влияния на заболевае­мость изменяющихся причин ее формирующих. Этот вид прогнозирова­ния относится к области научных исследований.

Таким образом, самостоятельность эпидемиологии определяется выделением оригинального предмета изучения (эпидемический про­цесс) и использованием для этих целей специфического метода (эпи­демиологический метод).

Эпидемиология инфекционных бо­лезней – это наука о закономерностях эпиде­мического процесса. Она изучает причины возникновения и распространения инфекционных болезней среди людей, разрабатывает меры борьбы, предупреждения и ликви­дации этих болезней.

Эпидемиология - одна из наиболее быстро развивающихся областей медицины. С одной стороны, в ней появляются новые гипотезы и теории, призванные объяснить накапливаемые факты, а с другой - отмечается стремление к расширению границ и вовлечение в сферу ее интересов неинфекционной заболеваемости как отражение состояния здоровья нации в целом.

Разработанная отечественными учеными теория эпидемиологии явилась надежным методологическим фундаментом для реализации широкомасштабных и эффективных профилактических и противоэпидемических мероприятий, успешно осуществленных в борьбе с инфекционными и паразитарными болезнями.

Современная эпидемиология инфекционных болез­ней имеет целью изучение механизма становления и развития эпидемического процесса, разработку и приме­нение способов предупреждения и борьбы с этими болез­нями. Эпидемиологический метод — своеобразная сово­купность различных методических приемов и способов, позволяющих специалистам — эпидемиологам изучать все многообразие проявлений эпидемического процесса. При этом получение достоверных исходных данных базируется на проведении эпидемиологических исследований, обследованиях очагов инфекционных бо­лезней, анализа многолетней заболеваемости и др.

Для полного изучения эпидемиологии инфекционных болезней, помимо исчерпывающих статистических материалов, широко используют лабораторные данные: результаты бактериологических, вирусологических и биохимических исследований. Эпидемиологи, проводящие анализ заболеваемости, должны располагать достаточным объемом сравнительно-исторических данных по конкрет­ным вопросам, что делает их заключения объективными и достоверными. Эпидемиологический метод использует сов­ременные компьютерные технологии при проведении текущего и ретроспективного анализа заболеваемости, а также математическое моделирование.

Эксперимент в эпидемиологии позволяет выявить опре­деленные черты эпидемического процесса или оценить ка­чество и эффективность предлагаемых и проводимых профилактических и противоэпидемических мероприятий. Однако это не искусственное воспроизведение эпидемического процесса. Эксперимент в эпидемиологии означает:

формирование групп на­блюдения и сравнения для оценки динамики эпидемического процесса в раз­личных условиях;

вмешательство в структуру восприимчивых лиц в виде вакцинаций или других способов защиты с введением контрольных групп, получающих плацебо;

проведение целенаправленных мероприятий по ус­транению конкретных путей и факторов передачи возбудителя и оценка эффективности предпринятых действий и др.

На сегодняшний день эпидемиология рассматривается как основной инструмент системы здравоохранения, позволяющий выявлять и находить пути решения проблем здоровья в современном обществе.

Эпидемиология инфекционных бо­лезней – это наука о закономерностях эпиде­мического процесса. Она изучает причины возникновения и распространения инфекционных болезней среди людей, разрабатывает меры борьбы, предупреждения и ликви­дации этих болезней.

Эпидемиология - одна из наиболее быстро развивающихся областей медицины. С одной стороны, в ней появляются новые гипотезы и теории, призванные объяснить накапливаемые факты, а с другой - отмечается стремление к расширению границ и вовлечение в сферу ее интересов неинфекционной заболеваемости как отражение состояния здоровья нации в целом.

Разработанная отечественными учеными теория эпидемиологии явилась надежным методологическим фундаментом для реализации широкомасштабных и эффективных профилактических и противоэпидемических мероприятий, успешно осуществленных в борьбе с инфекционными и паразитарными болезнями.

Современная эпидемиология инфекционных болез­ней имеет целью изучение механизма становления и развития эпидемического процесса, разработку и приме­нение способов предупреждения и борьбы с этими болез­нями. Эпидемиологический метод — своеобразная сово­купность различных методических приемов и способов, позволяющих специалистам — эпидемиологам изучать все многообразие проявлений эпидемического процесса. При этом получение достоверных исходных данных базируется на проведении эпидемиологических исследований, обследованиях очагов инфекционных бо­лезней, анализа многолетней заболеваемости и др.

Для полного изучения эпидемиологии инфекционных болезней, помимо исчерпывающих статистических материалов, широко используют лабораторные данные: результаты бактериологических, вирусологических и биохимических исследований. Эпидемиологи, проводящие анализ заболеваемости, должны располагать достаточным объемом сравнительно-исторических данных по конкрет­ным вопросам, что делает их заключения объективными и достоверными. Эпидемиологический метод использует сов­ременные компьютерные технологии при проведении текущего и ретроспективного анализа заболеваемости, а также математическое моделирование.

Эксперимент в эпидемиологии позволяет выявить опре­деленные черты эпидемического процесса или оценить ка­чество и эффективность предлагаемых и проводимых профилактических и противоэпидемических мероприятий. Однако это не искусственное воспроизведение эпидемического процесса. Эксперимент в эпидемиологии означает:

формирование групп на­блюдения и сравнения для оценки динамики эпидемического процесса в раз­личных условиях;

вмешательство в структуру восприимчивых лиц в виде вакцинаций или других способов защиты с введением контрольных групп, получающих плацебо;

проведение целенаправленных мероприятий по ус­транению конкретных путей и факторов передачи возбудителя и оценка эффективности предпринятых действий и др.

На сегодняшний день эпидемиология рассматривается как основной инструмент системы здравоохранения, позволяющий выявлять и находить пути решения проблем здоровья в современном обществе.

Читайте также: