При отравлении места дтп

Обновлено: 25.04.2024

Если водитель по неосторожности поцарапал другой авто на стоянке или уехал после серьезной аварии — это правонарушение. Его могут лишить водительского удостоверения. Рассказываем, можно ли отделаться штрафом за уезд с места ДТП, как поступить, когда второй водитель уехал, и как не получить штраф самому.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Что значит покинуть место ДТП

Иногда автовладельцы попадают в ДТП. Например, сбивают пешехода, сталкиваются с другой машиной на дороге или царапают ее на парковке. Если после такого сразу уехать — считается, что водитель покинул место аварии. Это грубое нарушение.

Часто скрыться пытаются пьяные водители, так как за пьяную езду наказание строже — 30 000 рублей штрафа и лишение на два года.

Оставлять место ДТП нельзя, но можно переместить машину. Более того, водитель обязан это сделать, если она мешает проезду других авто и не пострадали люди. Вот как различаются эти понятия:

  • оставление места — машина задела другую и уехала;
  • перемещение — машина задела другую и отъехала на обочину, чтобы не перекрывать дорогу.

Когда запрещено оставлять место аварии

Если в аварии пострадали люди или чужой автомобиль, уезжать с места ДТП запрещено. Водителя привлекут к ответственности за оставление места ДТП. За это лишат прав или арестуют на 15 суток.

Когда разрешено оставить место ДТП

Оставление места ДТП разрешено только в двух случаях:

  • нет пострадавших,
  • поврежден один автомобиль и есть схема ДТП.

Схема ДТП — это нарисованная от руки траектория движения машин до того, как они столкнулись. На схеме изображают знаки, разметку и части дорожной инфраструктуры типа бордюров и светофоров. Так можно задокументировать нарушения ПДД, которые привели к аварии. Инспектор прикрепляет схему к справке о ДТП. Эти документы нужно будет приложить к извещению о ДТП и подать в страховую.

Причины оставления места ДТП

ДТП — стресс для водителя. В таком состоянии он может принять неверное решение. Вот несколько причин, по которым водители скрываются с места аварии:

Все такие действия — нарушение закона. За это могут оштрафовать.

Какой штраф за оставление места ДТП в 2022 году

Денежного штрафа за такое нарушение нет, наказание серьезнее. За него по закону придется сдать права в ГИБДД на год-полтора или получить 15 суток административного задержания.

Что будет за скрытие с места ДТП

Представим, что водитель выезжал из двора задним ходом, и нечаянно задел припаркованную машину. Он торопился и уехал. Он не знал, что грозит за скрытие с места ДТП и решил, что не нанес большого ущерба. Однако соседи потерпевшего записали номер виновника и позвонили в ГИБДД.

Придется ехать на место ДТП и подписывать протокол. Копию протокола отправят в суд — там назначат арест или лишение прав на срок до полутора лет.

Ответственность за скрытие с места ДТП

Ответственность за скрытие с места ДТП — арест на 15 суток или лишение прав на срок до полутора лет. Строгость зависит от истории нарушений водителя. Если он часто нарушал или не платил штрафы, судья, скорее всего, лишит прав.

Какой штраф за скрытие с места ДТП, в законах не описано. Это значит, что денежного штрафа за это нарушение нет.

Лишение прав за уезд с места аварии

Срок лишения. В случае когда водитель покидает место аварии, могут лишить прав на полтора года.

Происходит это так:

  • участник аварии скрылся;
  • инспектор на основании жалобы остальных участников * ДТП составляет протокол и передает дело в суд;
  • судья принимает решение о мере наказания.

Судья учтет, насколько опасны для общества были последствия аварии. Если в ней не пострадали люди, то вместо лишения могут назначить 15 суток ареста в спецприемнике.

Возврат водительского удостоверения после лишения. Чтобы вернуть права, придется:

  1. сдать теоретический экзамен в ГИБДД, когда пройдет половина срока;
  2. погасить все штрафы. Проверить можно на главной странице сервиса ;
  3. пройти медкомиссию и получить справку, если лишили за нетрезвую езду;
  4. поехать в ГИБДД с паспортом, медсправкой, копией постановления и документом о сдаче экзамена.

Оставление места ДТП без пострадавших

Когда разрешается уехать. Эту ситуацию разъяснил Верховный суд. Уехать разрешено, когда имеется два условия:

  • в аварии не пострадали люди;
  • поврежден только один автомобиль, например, водитель по невнимательности въехал в дерево.

При этом водитель обязан составить схему аварии и по возможности снять место ДТП на фото или видео. Схему можно нарисовать на листе бумаги или на планшетном компьютере. В схеме необходимо указать движение машины до и после столкновения, а также все элементы дорожной инфраструктуры: разметку, светофоры, знаки и ограждения. Эти материалы понадобятся, когда автовладелец обратится в страховую за компенсацией.

Когда можно не звонить в ГИБДД и уехать обоим участникам. Сделать так можно, если выполнены два условия:

  • в аварии ни один человек не пострадал;
  • никто из водителей не имеет претензий по поводу случившегося.

Если соблюсти эти условия, участники не обязаны обращаться в полицию.

Неумышленное оставление места ДТП

Такое часто бывает, когда водитель едет по парковке. Он нечаянно задевает чужой бампер или мнет номерной знак и уезжает не заметив. В такой ситуации водитель действовал без намерения избежать наказания.

Если умысла повредить чужую машину не было, от наказания все равно не освободят. Если потерпевший найдет запись камер и виновника, отвечать за такой маневр все равно придется — арестом или лишением прав.

Что делать, если другой участник скрылся

Если это случилось и вы хотите доказать его вину — ищите записи камер или видеорегистратора.

Найти видеозаписи. Материалы с дорожных камер можно получить в Едином центре хранения и обработки данных (ЕЦХД). Телефон центра в Москве: 8 495 587-00-02

В остальных городах такие центры тоже есть. Обратитесь туда и назовите оператору дату, время и адрес нарушения. В ответ на запрос оператор назовет номер заявки. Укажите этот номер в заявлении в ГИБДД — получить запись могут только сотрудники дорожной инспекции. На записи будет видно, что виновник уехал с места аварии.

Если ДТП произошло на парковке торгового- или бизнес-центра, попросите записи с камер у охранников или автовладельцев, что постоянно паркуются рядом. Это могут быть работники ТЦ или офисные сотрудники бизнес-центра с видеорегистраторами в салоне.

Приобщить записи к заявлению в полицию. Лучше всего записать материалы на флешку или диск и отдать сотруднику полиции вместе с письменным заявлением о возбуждении административного дела.

Какой срок давности у оставления места ДТП

Срок административного привлечения. Дело считается административным, если в деле о ДТП есть одно из условий:

  • участник ДТП уехал;
  • нанес легкий вред здоровью пострадавшим и уехал;
  • нанес вред средней тяжести и уехал.

Если за два года со вступления постановления в законную силу водителя не привлекут к ответственности, сделать это будет уже нельзя.

Срок административного рассмотрения. Судья по закону обязан рассмотреть дело в течение двух месяцев.

Срок уголовного привлечения. Дело считается уголовным, если водитель оставил место ДТП, в котором:

  • пострадавший получил тяжкие повреждения;
  • пострадавший погиб;
  • погибли двое и более людей.

Если за 2 года со дня судебного постановления виновника не привлекли к ответственности, сделать этого будет уже нельзя.

Как избежать наказания

Составить схему ДТП. Наказание за скрытие с места ДТП не будет, если в аварии пострадала только машина виновника, а люди — нет. Схема ДТП поможет избежать наказания и получить выплату по каско, если есть эта страховка.

  • в ДТП не больше двух машин;
  • у водителей есть ОСАГО;
  • пострадали только машины;
  • у автовладельцев нет разногласий о причине аварии.

Найти видеозаписи, если обвиняют вас. Такое бывает, когда оба водителя договорились, что претензий друг к другу не имеют. Но через некоторое время один из участников, даже если он виновник, решает получить страховую выплату на ремонт. Он нарисует свою схему аварии и вызовет ГИБДД. Сотрудники полиции найдут второго участника, и, если он не сможет доказать свою невиновность в суде, его лишат прав или арестуют. Доказательствами могут послужить те же записи с регистраторов или камер охраны парковки.

Такие случаи действительно происходят. В последнее время все меньше — стало много камер и доказать правду стало проще.

- травмы, не совместимые с жизнью – 20%
- задержка скорой помощи – 10%
- неправильно оказанная первая помощь или бездействие очевидцев – 70%.

Почему так все происходит, как помочь человеку, пострадавшему в ДТП? Ведь в автошколе все изучают правила оказания первой медицинской помощи при ДТП. Но почему-то большинство остается либо равнодушным к чужому горю, либо не знают как помочь. Мы призываем всех автомобилистов не оставаться равнодушными и ознакомиться (либо повторить) с основными принципами оказания первой помощи при ДТП.

Аварии часто случаются в районах, отдаленных от больниц. Это одна из основных причин, когда скорая не может быстро доехать до места аварии. И этот догоспитальный период в наших руках. Умение оказать помощь на этом этапе очень ценится.

Обеспечение безопасности на месте ДТП.

1. Включение аварийной световой сигнализации и установление знака аварийной остановки.

2. Оценка обстановки и уверенность в собственной безопасности, иначе число жертв может возрасти. Автомобиль с бензиновым двигателем сгорает за 5-7 минут, есть вероятность взрыва. Поэтому необходимо заглушить двигатель, отключить аккумулятор (отсоединить провода от аккумулятора всеми возможными способами вырвать, обрезать, открутить). Если автомобиль врезался в столб с линиями электропередач, то возможен обрыв линий. Нужно быть осторожным.

3. Вызов скорой помощи и служб спасения. Пусть всегда в вашей телефонной книге будут занесены в память номера служб спасения:

Последовательность оказания помощи при ДТП.

1. Вызываем скорую помощь.

2. Необходимо извлечь пострадавшего из машины. Это очень ответственный момент, так как можно усугубить тяжесть полученных травм. Основные травмы при ДТП – это черепно-мозговая травма, травмы грудного отдела и нижних конечностей. Перед извлечением пострадавшего из автомобиля, необходимо устранить все то, что может помешать этому. Вытягивают человека, взяв его за подмышечные области.



Так как при аварии человек получает различного рода травмы, ушибы, переломы, нельзя создавать никаких резких движений. Ни в коем случае нельзя дергать и вытягивать конечности. А также ни в коем случае не сгибайте конечности и туловище. Если есть подозрение на перелом позвоночника, то такого больного укладывают на живот, чтобы место перелома оставалось в относительном покое.

3. После извлечения пострадавшего все необходимо делать максимально осторожно и максимально быстро оценивать его состояние. Для начала необходимо устранить сдавливающую одежду, чтобы обеспечить приток кислорода (убрать галстук, разорвать одежду, ослабить ремень и др). Любое неосторожное движение или надавливание может только усилить боль, будьте внимательны.

4. Оцениваем состояние пострадавшего. Для начала необходимо оценить состояние жизненно-важных функций, от этого и будет зависеть характер оказания первой помощи:

Реанимация пострадавшего при признаках клинической смерти.

Каждый из следующих признаков не является главным и достоверным признаком клинической смерти. Диагноз ставится при наличии всех признаков или большинства из них:

- отсутствие пульсации на крупных сосудах (сонных или бедренных). На лучевой артерии пульс лучше не проверять, так как при систалическом давлении (верхнее) 50-60 мм.рт.ст. он уже исчезает;

- изменение цвета кожи и слизистых (появление бледности или чаще выраженной синюшности).

Клиническая смерть – это период между жизнью и смертью, при котором отсутствуют клинические признаки жизни, но жизненно важные процессы в организме еще продолжаются. Это тот период, когда можно спасти человека. При оказании реанимации в первые 3 минуты вероятность спасения 75%, если время затягивается до 5 минут – вероятность спасения 25%. И если свыше 10 минут – то спасти человека уже нереально. Так как за, казалось бы, считанные минуты умирает мозг человека.

Общие принципы реанимации:

- пострадавшего необходимо положить на твердую поверхность;

- под шею подкладывается валик во избежание западания языка;

- непрямой массаж сердца с искусственным дыханием. Соотношение числа сжатий грудной клетки и искусственных вдохов – при оказании помощи одним человеком на 2 вдоха 15 сжатий, при оказании помощи двумя – на 1 вдох 5 сжатий. Общее число вдохов 12-16 в минуту, сжатий грудной клетки – 60-70 в минуту. Вдувание воздуха должно занимать 1-2 секунды. Продавливание грудной клетки должно быть на 4-5 см, у детей 2-3 см и производится основанием ладони одной руки. Массаж продолжают до полного восстановления сердечной деятельности.




Признаки эффективной реанимации:

- появление пульсации на сонной артерии;

- кожные покровы обретают розовый цвет;

- появление самостоятельного дыхания.

Общие принципы оказания первой медицинской помощи при ДТП.

- при отсутствии дыхания приступить к искусственному дыханию;

- при отсутствии пульса – вместе с искусственным дыханием делать непрямой массаж сердца;

- обработать раны, наложить повязку. При переломах – наложить шины.

Автомобильная аптечка.

В новый состав автомобильных аптечек добавлены перевязочные средства, так как входящих ранее 3-х бинтов не хватало для оказания помощи даже одному пострадавшему. Исключение лекарственных препаратов обусловлено тем, что в жару температура может достигать 40-50 градусов по Цельсию. Это очень грубое нарушение. При высокой температуре препараты могут менять свои свойства и быть опасными для жизни. Да и такие препараты, как анальгин и активированный уголь не имеют никакого отношения к спасению жизни человека.

В быту отравление чаще всего наступает при употреблении недоброкачественных продуктов питания, медицинских препаратов, использовании средств бытовой химии и удобрений, неосторожном обращении с приборами, содержащими ртуть. Возможно также отравление тяжелыми металлами (свинцом, кадмием), нитратами, пестицидами, этиловым и метиловым спиртом, никотином, наркотиками, угарным газом.

Профилактика отравлений заключается в выполнении следующих правил:

- не принимайте лекарственные препараты с истекшим сроком годности, вместе с алкоголем и дозами, превышающими предписанные врачом;

- этиловый и метиловый спирт, а также изделия на их основе используйте только для медицинских и технических целей;

- средства бытовой химии применяйте только по назначению в строгом соответствии с инструкциями;

- работы с использованием олова, свинца и других металлов проводите в хорошо проветриваемых помещениях, по окончании работ тщательно мойте руки и убирайте рабочее место;

- не храните маринованные, кислые и соленые продукты в оцинкованной и декоративной посуде;

- используйте в пищу те части растений, которые содержат меньшее количество нитратов. Учитывайте, что предварительная обработка овощей (мытье и чистка) снижает количество нитратов примерно на 10—12%;

- салаты и соки употребляйте только в свежеприготовленном виде;

- не пользуйтесь алюминиевой посудой для приготовления овощных блюд;

- правильно подбирайте и используйте пестициды для борьбы с сельскохозяйственными вредителями и болезнями растений;

- медицинские препараты, средства бытовой химии и другие опасные вещества храните отдельно от пищевых продуктов, в местах, недоступных для детей;

- не храните пищевые продукты в таре, освободившейся из-под химических веществ;

- перед употреблением свежие овощи и фрукты тщательно мойте.

Отравление угарным газом происходит при пожарах, в гаражах и ангарах, где работают двигатели внутреннего сгорания, а ворота и двери закрыты, в случае нарушения правил пользования отопительными системами.

Первая медицинская помощь при отравлении заключается в проведении следующих мероприятий:

- вывести или вынести пострадавшего на свежий воздух;

- укрыть и согреть его;

- дать понюхать ватку с нашатырным спиртом;

- при остановке или нарушении дыхания провести искусственную вентиляцию легких;

Процесс отравления окисью углерода исстари в народе называли угоранием, отсюда и произошло бытовое название этого газа – угарный. Угарный газ, или окись углерода (СО), – продукт неполного сгорания различных видов топлива, не имеющий ни цвета, ни запаха, обладающий выраженным отравляющим действием.


В последнее время в связи с увеличением количества автомашин личного пользования ежегодно в холодное время года все чаще констатируются отравления водителей в закрытых гаражах или помещениях с плохой вентиляцией, где находятся автомобили с включенными двигателями, либо людей, которые пытаются погреться в салоне, находясь в ожидании. Засыпают и больше не просыпаются.

Выхлопные газы автомобилей содержат в среднем 6,3% СО. В кабинах автомашин концентрация СО может достигать 0,05 мг на 1 л воздуха и более. Для сравнения, на улицах городов в зависимости от загруженности их транспортом – от 0,004 до 0,21 мг/л, а вблизи автомашин – 1,5-7,1 мг/л. Опасность отравления СО в гаражах велика, если не соблюдать меры предосторожности (вентиляции). Так, мотор мощностью 20 л может выделить до 28 л СО в минуту, создав через 5 мин смертельную концентрацию газа в воздухе.

Как действует угарный газ на организм человека?

Окись углерода связывается с гемоглобином эритроцитов в 200 раз легче, чем с кислородом, поэтому вступает в конкуренцию за связывание (присоединяется к гемоглобину вместо кислорода), образуя карбоксигемоглобин (HbCO) вместо оксигемоглобина (HbO2), за счет чего нарушает передачу кислорода клеткам организма. Резкое уменьшение количества оксигемоглобина ведет к ухудшению снабжения кислородом тканей и развитию кислородной недостаточности (гипоксии). Угарный газ также включается в окислительные реакции, нарушая биохимическое равновесие в тканях.

Степень отравления напрямую связана с двумя основными показателями: концентрацией СО в атмосферном воздухе и длительностью вдыхания СО.

При токсическом действии окиси углерода больше всего страдает нервная система, как наиболее чувствительная к гипоксии. Характерным последствием интоксикации является амнезия (потеря памяти). Помимо нарушения памяти поражаются и органы дыхания.

Симптомы. Отравление угарным газом

Выделяют три степени тяжести отравления СО: легкая, средняя и тяжелая.

При содержании 0,08 % СО во вдыхаемом воздухе человек чувствует головную боль и удушье.

Симптомы легкого отравления:

головная боль, стук в висках, головокружение;

боли в груди, тахикардия (учащенное сердцебиение);

зрительные и слуховые галлюцинации (человек видит и слышит несуществующие предметы, звуки).

При повышении концентрации СО до 0,32 % возникает паралич и потеря сознания (смерть наступает через 30 минут).

Симптомы отравления средней тяжести:

двигательный паралич при сохраненном сознании.

При концентрации выше 1,2 % сознание теряется после 2-3 вдохов, человек умирает менее чем через 3 минуты.

Симптомы отравления тяжелой степени:

непроизвольное отхождение мочи и кала;

расширение зрачков с ослабленной реакцией на свет;

резкий цианоз (посинение) слизистых оболочек и кожи лица.

При тяжелой степени отравления смерть обычно наступает на месте происшествия в результате остановки дыхания и остановки сердечной деятельности.

Первая помощь при отравлении угарным газом:

вынести или вывести пострадавшего на свежий воздух;

уложить на спину, снять стесняющие дыхание предметы одежды;

растереть энергичными движениями тело пострадавшего;

вызвать рвоту, если пострадавший не потерял сознания;

напоить горячим крепким чаем или кофе, полезно также щелочное питье (1 столовая ложка питьевой соды на 1 литр воды);

при потере сознания поднести вату, смоченную нашатырным спиртом, но на расстоянии не ближе 1 см от кончика носа, чтобы избежать спазма дыхательных путей;

Лучше не допустить

Есть несколько простых правил, которые помогут не допустить отравления угарным газом и его тяжелых последствий.

При починке автомобиля в гараже необходимо:

держать дверь гаража открытой;

периодически выключать двигатель;

проветривать помещение, чаще выходить на свежий воздух;

ни в коем случае не оставаться на ночь в гараже;

не спать в автомобиле с работающим двигателем;

отрегулировать двигатель так, чтобы угарного газа в выхлопных газах было минимальное количество;

не заниматься починкой автомобиля в алкогольном опьянении.

К сожалению, в подавляющем большинстве случаев отравления происходят по вине самих пострадавших. Пребывание в закрытом гараже, где находится автомобиль с работающим двигателем, или длительный отдых (сон) в салоне авто с включенным обогревателем и мотором, даже если машина находится на открытом воздухе, могут закончиться очень плачевно. Особенно важно соблюдение мер предосторожности по профилактике отравлений угарным газом в зимнее время года.

На месте аварии сразу необходима тщательная фиксация всех материальных следов происшествия. В этой связи абсолютно недопустима безучастность к обнаружению и сохранению предметов, имеющих отношение к аварии, - следов на полотне дороги, обочинах, различных объектах на местности до приезда инспекторов дорожно-патрульной службы ГИБДД. Не менее важен скрупулезный контроль за качеством оформления должностными лицами первичных процессуальных документов - протокола осмотра места происшествия, схемы к нему, протокола осмотра транспортных средств, справки по ДТП. Есть, однако, еще один фактор, существенно влияющий на исход конфликта, - поведение водителей после ДТП.


Как показывает практика, всех водителей по типу поведения можно разделить, условно говоря, на пять групп.

  1. Водители, скрывающиеся с места ДТП в надежде на то, что их автомашина не будет установлена вовсе, либо сразу же после аварии заявляющие в правоохранительные органы о якобы имевшем место угоне принадлежащего им транспортного средства (что, надо сказать, достаточно легко опровергается). Самая распространенная причина такого поведения - малодушие или страх перед последствиями происшествия и желание избежать ответственности. Нередко таким образом пытаются также скрыть состояние опьянения. Так или иначе, но убегающий с места происшествия водитель зачастую заведомо бросает без помощи травмированных в процессе аварии пешеходов (или других участников движения), ставя тем самым под угрозу их жизнь и навлекая на себя дополнительные правовые последствия. Не говоря уже об этических и правовых сторонах побега с места аварии, заметим, что "беглец" лишает себя возможности контролировать ход проведения осмотра места происшествия и лично принимать в нем участие: следить за тем, как фиксируются и изымаются следы ДТП, насколько полно отражаются результаты осмотра в следственных документах, что говорят очевидцы и т.п.
  2. Водители, пребывающие после аварии в состоянии апатии, полностью безучастные ко всему происходящему вокруг них. Несмотря на физическое присутствие водителей указанной группы на месте ДТП, возникшее у них психо-эмоциональное состояние фактически лишает их возможности принимать активное участие в первоначальных следственных действиях. В этой связи, также как и скрывшиеся с места ДТП водители, они оказываются выключенными из процесса осмотра места аварии со всеми вытекающими из этого последствиями.
  3. Водители, не утратившие в результате аварии способность адекватно реагировать на происходящее, но полностью доверяющие должностным лицам, прибывшим для осмотра места происшествия. К этой группе водителей относится подавляющее большинство впервые попавших в ситуацию ДТП.

Указанные лица, как правило, без какого-либо сомнения относятся ко всем действиям, производимым на месте аварии сотрудниками правоохранительных органов. Доверившись полностью должностным лицам, уверенные, что те делают все абсолютно верно, они, если и подмечают какие-либо оплошности последних, то не находят в себе смелости заявить об этом. Потом, уже на стадии дознания (разбора в ГИБДД), либо в процессе предварительного следствия (после возбуждения уголовного дела), обнаружив несоответствие фактических обстоятельств происшествия зафиксированным в первичных следственных документах, водители указанной группы либо попросту смиряются с ситуацией, либо начинают искать "правду" в вышестоящих инстанциях, но. тщетно. Реконструировать обстановку места происшествия спустя значительный период времени, и тем паче по искаженным результатам его осмотра, практически невозможно. Отсюда совет: никогда не подписывайте никаких документов без предварительного тщательного прочтения - какую бы симпатию ни вызвало у вас должностное лицо. Активно участвуйте во всех производимых на месте происшествия замерах, обращайте внимание должностных лиц на имеющиеся на месте аварии следы и предметы, имеющие отношение к ДТП (осколки фарных рассеивателей, осыпи грязи, обломки транспортных средств; биологические объекты - пятна, похожие на кровь, лоскуты кожи, мозгового вещества, предметы одежды; следы волочения и скольжения; фрагменты лакокрасочных покрытий; следы "юза" и пр). Причем при отражении следов в следственных документах особое внимание обращайте на описание их расположения на полотне дороги, их масштаб, привязку к местным предметам (домам, телеграфным или фонарным столбам и т.п.). При отражении следов "юза", например, следует обращать внимание на описание их длины и конфигурации. Требуйте, чтобы производящий осмотр сотрудник ГИБДД четко указал в протоколе осмотра места происшествия и в схеме к нему, единичный или сдвоенный след юза выявлен на дороге, а также его начало и окончание. В рассматриваемом протоколе четко должны быть отмечены характер освещения места происшествия на момент осмотра, погодные условия, характер покрытия дороги, видимость в прямом направлении. Между тем в условиях ограниченной видимости при движении в темное время суток эта величина нередко играет решающее значение для определения технической возможности избежать наезд на пешехода или иное препятствие. Исходя из этого методика измерения удаленности границы прямой видимости должна состоять в следующем: на транспортном средстве, участвовавшем в ДТП (либо аналогичном в случае повреждения осветительных приборов), включается свет, имевший место в момент ДТП, и статист (в случае наезда на пешехода) - аналогичного роста, одетый в одежду, аналогичную по цвету одежде пострадавшего, медленно отходит от стоящей автомашины в прямолинейном направлении, совпадающем с осью распространения светового потока. В тот момент, когда его фигура перестает быть четко видна с места водителя автомашины, по команде лица, производящего экспериментальные замеры, в присутствии понятых с помощью имеющейся в распоряжении выездной бригады ГИБДД гибкой 10-метровой ленты измеряется выявленное расстояние, значение которого и заносится в протокол осмотра места происшествия и в схему. Все замечания, возникающие у участников данного следственного действия, должны фиксироваться сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД в соответствующих графах составляемых документов и только после этого прочитываться и подписываться всеми участвовавшими в проведении указанных действий лицами, включая понятых - двух посторонних граждан.

  1. Водители, пытающиеся до приезда работников правоохранительных органов исказить "в свою пользу" материальную обстановку места происшествия. Обычно данную категорию водителей составляют лица, значительно завышающие свой интеллектуальный уровень, нередко страдающие психической и эмоциональной неуравновешенностью. Их поведение после аварии носит экстатический характер, они многословны, эмоционально расторможены. Такие лица нередко угрожают другим участникам происшествия; стараются переместить или подобрать предметы, имеющие непосредственное отношение к аварии; под любыми предлогами сдвинуть или вовсе убрать в сторону транспортные средства; ликвидировать дорожные знаки, в зоне действия которых произошло ДТП, и т.п. Между тем в состоянии стресса даже весьма сведущему в вопросах моделирования предаварийной ситуации человеку весьма непросто точно расставить все акценты в материальных следах аварии и тем самым повернуть в свою пользу всю картину происшествия, и уж поверьте, это тем более не под силу дилетанту. Помимо этого, на месте происшествия, как правило, оказываются люди, способные сообщить о произведенных ухищрениях должностным лицам, оформляющим происшествие. Да и потом, где гарантия того, что произведенные искажения будут именно в пользу водителя-фальсификатора, а не наоборот?
  2. Водители, избирающие логически оправданную, разумно-активную линию поведения в поставарийный период.

К сожалению, это самая малочисленная группа водителей, действующих адекватно ситуации, в полном соответствии с приведенными выше рекомендациями.

Завершается поставарийная стадия транспортного происшествия дачей всеми участниками конфликта письменных объяснений. Уставшие от составления следственных документов сотрудники полиции нередко предлагают водителям самим в произвольной форме изложить суть происшедшего, либо собственноручно записывают показания участников ДТП в сжатой форме. Чрезвычайно важно, чтобы в этом случае в текст не закрались данные, способные быть истолкованными двояко, либо вообще искажающие картину случившегося. Как бы ни была волнительна и непривычна создавшаяся ситуация, всегда нужно помнить о том, что от качества первоначальных объяснений может зависеть ваша дальнейшая судьба и материальное благополучие всей семьи. Допущенные в этот момент ошибки зачастую неисправимы. Поэтому лучше не сказать чего-то такого, в чем вы сами не совсем уверены, чем сказать то, чего в действительности не было и вам только кажется, что именно так могло бы быть. Любое неосторожно произнесенное слово может сработать против вас. И потом, данные осмотра места происшествия вкупе со сведениями, содержащимися в объяснениях участников ДТП, обычно служат фундаментом принимаемого должностными лицами по материалу окончательного решения о виновности и уж наверняка используются при назначении автотехнических исследований или экспертиз.

Завершая описание оптимальной формы поведения водителей-участников ДТП в поставарийный период, следует отметить, что любое несогласие с действиями должностных лиц, составляющих рассмотренные выше документы, должно находить отражение в замечаниях, которые без всякого стеснения следует вносить в составляемые документы.

Читайте также: