Приказ по особо опасным инфекциям 133
Обновлено: 25.04.2024
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ,
ВЫЯВЛЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЧАЕВ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, НОМЕНКЛАТУРЫ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ,
СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ПОДЛЕЖАЩИХ
ВЫЯВЛЕНИЮ И РЕГИСТРАЦИИ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 492-ФЗ "О биологической безопасности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 1, ст. 31) приказываю:
1. Порядок проведения профилактических мероприятий, выявления и регистрации в медицинской организации случаев возникновения инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, согласно приложению N 1.
2. Номенклатуру инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, подлежащих выявлению и регистрации в медицинской организации, согласно приложению N 2.
Приложение N 1
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 29 ноября 2021 г. N 1108н
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ,
ВЫЯВЛЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЧАЕВ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
1. Инфекционное заболевание пациента является инфекцией (инфекционной болезнью), связанной с оказанием медицинской помощи (далее - ИСМП), в случае соответствия следующим критериям:
1) является клинически распознаваемым, в том числе с учетом результатов лабораторных исследований;
2) возникло у пациента в результате его поступления в медицинскую организацию или обращения за оказанием медицинской помощи вне зависимости от времени появления симптомов заболевания;
3) связано с оказанием медицинской помощи;
4) отсутствовало у пациента при госпитализации или обращении за оказанием медицинской помощи в медицинскую организацию, в том числе в инкубационном периоде заболевания, кроме случаев инфекций (инфекционных болезней), связанных с предшествующей госпитализацией или предшествующим обращением за оказанием медицинской помощи в медицинскую организацию;
5) не является закономерным продолжением патологического процесса, имевшегося у пациента при госпитализации или обращении за оказанием медицинской помощи;
6) не является обострением хронического инфекционного заболевания, имевшегося у пациента при госпитализации или обращении за оказанием медицинской помощи.
2. Инфекционное заболевание работника медицинской организации является ИСМП в случае соответствия следующим критериям:
1) является клинически распознаваемым, в том числе с учетом результатов лабораторных исследований;
2) возникло у работника медицинской организации при выполнении трудовых обязанностей в результате профессиональной деятельности;
3) связано с оказанием медицинской помощи;
4) не выявлено у работника при поступлении на работу в данную медицинскую организацию, в том числе в инкубационном периоде заболевания;
5) не является обострением хронического инфекционного заболевания, имевшегося у работника до начала работы.
Расследование и учет профессиональных заболеваний работников медицинской организации проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации .
Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 52, ст. 5149; 2020, N 30, ст. 4898).
3. В медицинской организации осуществляется разработка и проведение профилактических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и снижение распространения ИСМП в медицинских организациях (далее - мероприятия по профилактике ИСМП), проведение противоэпидемических мероприятий, выявление случаев ИСМП, проведение эпидемиологического расследования каждого предполагаемого случая ИСМП и регистрация выявленных случаев ИСМП, определение причин и условий возникновения случаев ИСМП, анализ заболеваемости ИСМП.
4. Профилактика ИСМП включает следующие мероприятия:
снижение риска заноса возбудителя инфекционных болезней в медицинскую организацию и предотвращение возникновения условий для формирования внутрибольничных штаммов микроорганизмов, а также штаммов, обладающих устойчивостью к противомикробным лекарственным препаратам, химическим и (или) биологическим средствам;
обеспечение эпидемиологической безопасности внешней среды медицинской организации;
предотвращение распространения (выноса) инфекционного заболевания за пределы медицинской организации;
обеспечение соответствия медицинской организации санитарно-эпидемиологическим требованиям к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования, а также условиям деятельности медицинской организации ;
проведение оценки риска возникновения случаев ИСМП у пациента и принятие мер по его минимизации;
проведение лечебно-диагностических мероприятий для выявления и лечения пациентов с ИСМП;
обеспечение пребывания пациента в условиях изоляции (при необходимости) и оказания ему медицинской помощи;
проведение противоэпидемических мероприятий при возникновении случая инфекционного заболевания ;
проведение микробиологического мониторинга циркулирующих микроорганизмов с определением резистентности к противомикробным лекарственным препаратам, химическим и (или) биологическим средствам;
проведение противоэпидемических мероприятий в отношении контактных лиц ;
проведение микробиологических исследований биологического материала пациентов, медицинских работников (включая случаи подозрения и (или) возникновения ИСМП) и объектов внешней среды медицинской организации ;
проведение дезинфекционных, стерилизационных мероприятий в медицинской организации ;
обеспечение эпидемиологической безопасности медицинских технологий, применяемых в медицинской организации, в том числе соблюдение технологий проведения инвазивных вмешательств ;
соблюдение правил гигиены рук в медицинской организации, наличие оборудованных мест для мытья и обработки рук;
предупреждение случаев ИСМП у работников медицинских организаций ;
СанПин 3.3686-21; Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности; медицинской деятельности; Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 29н.
рациональное применение противомикробных лекарственных препаратов, химических и (или) биологических средств для профилактики и лечения заболеваний и (или) состояний.
5. Организация мероприятий по профилактике ИСМП осуществляется врачом-эпидемиологом, эпидемиологическим отделом медицинской организации, лицом, уполномоченным руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, Комиссией по профилактике ИСМП (далее - Комиссия).
6. Проведение мероприятий по профилактике ИСМП и обеспечению эпидемиологической безопасности медицинской деятельности осуществляется медицинскими и иными работниками медицинской организации в рамках исполнения должностных обязанностей.
7. Для контроля за проведением мероприятий и координации действий медицинских и иных работников медицинской организации по профилактике ИСМП в медицинской организации создается Комиссия, которая осуществляет следующие функции:
проводит анализ заболеваемости ИСМП, анализ потенциального и реализованного риска ИСМП и формирует рекомендации по профилактике ИСМП в медицинской организации;
оценку качества, полноты и своевременности профилактических и противоэпидемических мероприятий;
проводит оценку причин и условий возникновения единичного или групповых случаев ИСМП;
осуществляет формирование комплекса необходимых мер для ликвидации эпидемической ситуации и предотвращения возникновения случаев ИСМП;
рассматривает подготовленную врачом-эпидемиологом, эпидемиологическим отделом или лицом, уполномоченным руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, программу профилактики ИСМП и рекомендует ее к утверждению в медицинской организации.
Комиссия создается на основании приказа руководителя медицинской организации до 30 января текущего года.
Председателем Комиссии назначается руководитель или заместитель руководителя медицинской организации.
В состав Комиссии включаются врач-эпидемиолог, главная (старшая) медицинская сестра, заведующие структурными подразделениями, врач-бактериолог, врач-клинический фармаколог, врач-инфекционист, врач-патологоанатом и другие работники медицинской организации.
Заседания Комиссии проводятся в соответствии с планом, утверждаемым руководителем медицинской организации. Форма проведения заседаний Комиссии определяется руководителем медицинской организации.
Комиссия с целью реализации своих задач и выполнения функций может запрашивать у работников медицинской организации письменные и устные объяснения по существу рассматриваемых вопросов, вносить предложения по снижению риска возникновения случаев ИСМП, необходимым противоэпидемическим мероприятиям, по материально-техническому обеспечению для профилактики ИСМП.
Решение Комиссии оформляется протоколом.
Председатель Комиссии ежеквартально и по итогам года представляет руководителю медицинской организации письменный отчет о работе Комиссии.
Контроль за деятельностью Комиссии осуществляет руководитель медицинской организации.
8. Ответственность за организацию и проведение мероприятий по профилактике ИСМП возлагается на руководителя медицинской организации.
9. Руководителем медицинской организации в целях выявления и регистрации случаев ИСМП в медицинской организации устанавливаются:
перечень состояний и нозологических форм заболеваний ИСМП, подлежащих выявлению и регистрации в медицинской организации, на основе номенклатуры инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, подлежащих выявлению и регистрации в медицинской организации, утвержденной настоящим Приказом (приложение N 2 к настоящему Приказу), с учетом вида медицинской организации, профиля, условий и форм оказания медицинской помощи;
стандартные операционные процедуры по выявлению и регистрации случаев ИСМП, в том числе алгоритмы действий медицинских работников при выявлении случаев ИСМП, порядок передачи информации о выявлении и регистрации случаев ИСМП в медицинской организации;
порядок представления руководителю медицинской организации информации об анализе заболеваемости ИСМП.
10. Информация о подозрении на случай ИСМП при выявлении незамедлительно подается медицинским работником структурного подразделения медицинской организации врачу-эпидемиологу, в эпидемиологический отдел, лицу, уполномоченному руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации (рекомендуемый образец приведен в приложении к настоящему Порядку).
11. На основании полученной информации о подозрении на случай ИСМП проводится эпидемиологическое расследование предполагаемого случая ИСМП, которое осуществляется врачом-эпидемиологом, эпидемиологическим отделом медицинской организации, лицом, уполномоченным руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации.
12. Случай инфекционного заболевания определяется как ИСМП на основе совокупности клинико-анамнестических, лабораторных, инструментальных и эпидемиологических данных, по результатам эпидемиологического расследования с учетом критериев, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящего Порядка.
13. Информация о выявленных случаях ИСМП учитывается и анализируется в рамках мероприятий внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Комиссией (Службой) по внутреннему контролю и (или) уполномоченным лицом по качеству и безопасности медицинской деятельности .
Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
О случае ИСМП передается экстренное извещение в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
14. Анализ заболеваемости ИСМП в медицинской организации осуществляется врачом-эпидемиологом, эпидемиологическим отделом медицинской организации, лицом, уполномоченным руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, Комиссией на основе результатов эпидемиологического мониторинга, микробиологического мониторинга, мониторинга проведения инвазивных процедур, оценки факторов риска возникновения и распространения ИСМП в медицинской организации.
15. Оценка качества проведения мероприятий по профилактике ИСМП осуществляется путем плановых и целевых (внеплановых) проверок медицинской организации в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Комиссией (Службой) по внутреннему контролю и (или) уполномоченным лицом по качеству и безопасности медицинской деятельности .
16. В целях повышения эффективности выявления и регистрации случаев ИСМП, а также улучшения качества профилактических мероприятий медицинские работники с высшим образованием и средним профессиональным образованием проходят обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации по вопросам эпидемиологии и профилактики ИСМП со сроком обучения не реже 1 раза в 3 года не менее 36 часов.
Приложение
к Порядку проведения профилактических
мероприятий, выявления и регистрации
в медицинской организации случаев
возникновения инфекционных болезней,
связанных с оказанием медицинской
помощи, утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 29 ноября 2021 г. N 1108н
Приложение N 2
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 29 ноября 2021 г. N 1108н
НОМЕНКЛАТУРА
ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВЫЯВЛЕНИЮ И РЕГИСТРАЦИИ
В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Клинические (нозологические) группы инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, вызываемые условно-патогенными микроорганизмами
Коды по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем 10-го пересмотра (МКБ-10)
A48.0; T79.3; T81.4; T82.6; T82.7; T83.5; T83.6; T84.5 - T84.7; T85.7; T87.4; T88.8; G04.2; G04.8; G04.9
Другие коды МКБ-10 нозологических форм в соответствии с областью хирургического вмешательства (J85; J86; K65; N98.0; O04.0; O04.5; O07.0; O08.0 и другие)
Инфекции, связанные с инфузией, трансфузией и лечебной инъекцией, иммунизацией, в том числе катетер-ассоциированные инфекции кровотока
G00; I80.8; J15.0 - J15.6; J15.8; J15.9; J16; J18; J20 - J22; L00; L01; L02; L03; L08.0; L08.8; L08.9; M86.0 - M86.2; M86.8; M86.9; P36; P38; P39; T80.2; T83.5
Нозологические формы инфекционных болезней, вызываемые патогенными микроорганизмами, и паразитарных болезней
Коды по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем 10-го пересмотра (МКБ-10)
Рост числа очагов обусловлен в первую очередь неблагополучной эпидемиологической обстановкой, связанной с острыми кишечными инфекциями в Российской Федерации, сложившейся в 2010 году.
В связи с реализацией Роспотребнадзором новой законодательной базы государства по защите малого и среднего бизнеса уменьшилось количество надзорных мероприятий, запланированных на 2010 год. При этом 73,3% эпидемических очагов возникли в учреждениях (на предприятиях), плановые мероприятия по надзору в отношении которых проводились более 2-х лет назад или не проводились вообще в связи с недавним открытием.
Оперативное реагирование на внезапный рост биологических опасностей на отдельных территориях, а также работа по выявлению и установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний является одним из важнейших направлений деятельности Роспотребнадзора по обеспечению биологической безопасности Российской Федерации.
В целях оптимизации учета и анализа эпидемических очагов, возникающих на территории Российской Федерации, издано постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.02.2009 N 11 "О внеочередных донесениях о чрезвычайных ситуациях в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера" (далее Постановление), а также введена доработанная учетная форма ведомственного статистического наблюдения 23-09 "Сведения о вспышках инфекционных и паразитарных болезней" (далее ф. 23-09). В указанных документах значительно расширен спектр нозологии, что позволяет упорядочить регистрацию возникающих очагов и проводить их полноценный ретроспективный анализ.
С принятием Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" повышаются требования к проведению проверок с целью установления причинно-следственной связи формирования эпидемического очага (эпидемиологическое расследование): грамотное оформление документов, четкая формулировка эпидемиологического диагноза, основанного на объективной доказательной базе с учетом результатов лабораторных исследований и эпидемиологического анализа.
Повышаются требования к проведению лабораторных исследований в очаге инфекционной (паразитарной) болезни, которые должны быть оформлены и выполнены строго в соответствии с действующими нормативными методическими документами. Широкое внедрение новых современных методов исследования в лабораторной сети Роспотребнадзора позволили в течение последних 3-х лет в целом уменьшить число нерасшифрованных средних и крупных эпидемических очагов с 14% в 2007 году до 7% в 2009 году. Принимаются активные меры по дооснащению лабораторий центров гигиены и эпидемиологии современным оборудованием для иммуноферментного и молекулярно-генетического анализов. Так, в настоящее время 85 лабораторий ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации" и 23 филиала центров имеют оборудование для проведения полимеразной цепной реакции (ПЦР) по конечной точке и в "реальном времени".
Анализ организации противоэпидемической работы показал, что часто существующие отчетные документы по работе в очагах не отражают в полном объеме возникшую ситуацию, что не позволяет четко определить причинно-следственную связь формирования эпидемического неблагополучия. При этом, при возбуждении уголовных дел по материалам эпидемиологического расследования очагов инфекционных и паразитарных болезней, возникает необходимость в назначении санитарно-эпидемиологической экспертизы, что приводит к более длительному рассмотрению дел и откладывает принятие решений по наказанию виновных лиц.
1. Утвердить форму акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи (далее - Акт) (Приложение).
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
2.1. Проводить заседания санитарно-противоэпидемических комиссий в случае регистрации очагов инфекционных и паразитарных болезней на курируемой территории с участием заинтересованных ведомств с целью координации взаимодействия в ходе проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
2.2. По ликвидации чрезвычайной ситуации в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера (эпидемического очага) проводить заседание санитарно-противоэпидемической комиссии для заслушивания Акта и оценки действий органов исполнительной власти и заинтересованных ведомств.
3. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
3.1. Принять меры по внедрению современных методов лабораторной диагностики в лечебно-профилактических учреждениях.
3.2. Обеспечить качественный сбор эпидемиологического анамнеза у больных инфекционными и паразитарными болезнями.
3.3. Обеспечить своевременную передачу информации о регистрации случаев инфекционных и паразитарных болезней в территориальные органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
3.4. В ходе проведения противоэпидемических мероприятий повысить ответственность должностных лиц лечебно-профилактических учреждений при организации медицинского осмотра и медицинского наблюдения за лицами, подвергшимися риску заражения, при назначении и соблюдении схем постэкспозиционной (экстренной) профилактики, по соблюдению правил выписки инфекционных больных из стационара и проведению диспансерного наблюдения.
3.5. Обеспечить соблюдение противоэпидемического режима в инфекционных стационарах, принять меры по соблюдению в них требований нормативных методических документов.
3.6. При выставлении окончательных диагнозов больным из очагов инфекционных и паразитарных болезней рекомендовать использовать практику врачебных консилиумов с участием специалистов, осуществляющих эпидемиологический надзор.
3.7. Совместно с руководителями Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации организовать обучение специалистов лечебно-профилактических учреждений по вопросам клиники и диагностики инфекционных и паразитарных болезней, порядке проведения медицинского осмотра и наблюдения в эпидемических очагах, правилам выписки больных из стационаров.
4. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
4.1. Обеспечить качество проведения эпидемиологических расследований с установлением причинно-следственной связи в очагах инфекционных и паразитарных болезней.
4.2. Взять на контроль дооснащение лабораторий ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъекте Российской Федерации современным оборудованием, обеспечить взаимодействие с референс-центрами по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней.
4.4. Акт представлять в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в органы прокуратуры и руководителю учреждения (организации), в связи с действиями которого произошло формирование эпидемического очага. В случае регистрации эпидемического очага на территории населенного пункта при невозможности установить причинно-следственную связь с конкретным учреждением (организацией) Акт представляется в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
4.5. В рамках эпидемиологического расследования обеспечить взаимодействие с заинтересованными органами исполнительной власти и ведомствами.
4.6. Взять на контроль санитарно-техническое состояние лечебно-профилактических учреждений, оказывающих помощь больным инфекционными и паразитарными болезнями.
4.7. Принять участие в плановой подготовке специалистов лечебно-профилактических учреждений по вопросам проведения медицинского наблюдения, постэкспозиционной (экстренной) профилактики в эпидемических очагах, правилам выписки инфекционных больных из стационаров, организации диспансерного наблюдения.
4.8. Обеспечить участие специалистов, осуществляющих эпидемиологический надзор, во врачебных консилиумах по установлению окончательных диагнозов в эпидемических очагах.
5. Главным врачам ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации:
5.1. Обеспечить соблюдение требований нормативных методических документов по организации работы лабораторий, в том числе требований по биологической безопасности.
5.2. Своевременно принимать меры по дооснащению лабораторий современным оборудованием и внедрением новых методов исследования с целью повышения качества работы в эпидемическом очаге.
5.3. Обеспечить отбор проб для лабораторных исследований, документальное оформление результатов анализов и экспертизы в соответствии с требованиями нормативных методических документов.
5.4. Принять меры по обучению специалистов современным методам лабораторных исследований с целью обеспечения индикации и идентификации возбудителей инфекционных и паразитарных болезней.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Регистрационный N 19040
В 2009-2010 гг. в России появилась тенденция к увеличению общего числа эпидемических очагов.
Рост числа очагов обусловлен неблагополучной эпидемиологической обстановкой, связанной с острыми кишечными инфекциями.
В связи с реализацией новой законодательной базы по защите малого и среднего бизнеса уменьшилось количество надзорных мероприятий. При этом 73,3% эпидемических очагов возникли в учреждениях, плановые проверки в отношении которых проводились более 2 лет назад или не осуществлялись вообще в связи с недавним открытием.
Анализ организации противоэпидемической работы показал, что часто отчетные документы не отражают в полном объеме возникшую ситуацию. Это не позволяет четко определить причинно-следственную связь. При возбуждении уголовных дел по материалам эпидемиологического расследования возникает необходимость экспертизы. Это приводит к более длительному рассмотрению дел.
В связи с этим региональным властям рекомендовано проводить заседания санитарно-противоэпидемических комиссий с участием заинтересованных ведомств.
Органам здравоохранения следует внедрять современные методы лабораторной диагностики, использовать практику врачебных консилиумов. Необходимо организовать обучение специалистов лечебно-профилактических учреждений по вопросам клиники и диагностики инфекционных и паразитарных болезней и др.
Кроме того, необходимо повысить качество проводимых эпидемиологических расследований.
Утверждена форма акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21 октября 2010 г. N 133 "Об оптимизации противоэпидемической работы и утверждении формы акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи"
3регистрировано в Минюсте РФ 25 ноября 2010 г.
Регистрационный N 19040
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 1 декабря 2010 г. N 271
3.4. САНИТАРНАЯ ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ
Организация и проведение первичных противоэпидемических мероприятий в случаях выявления больного (трупа), подозрительного на заболевания инфекционными болезнями, вызывающими чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Дата введения 2009-11-01
1. РАЗРАБОТАНЫ Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Е.Б.Ежлова, Н.Д.Пакскина); ФГУЗ "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб"" (В.В.Кутырев, А.В.Топорков, В.П.Топорков, Л.Н.Дмитриева, С.А.Бугоркова); ФГУЗ "Противочумный центр Роспотребнадзора" (В.Е.Безсмертный, Ю.М.Федоров, С.М.Иванова, К.С.Фонарева); ФГУЗ "Ростовский-на-Дону научно-исследовательский противочумный институт" (Ю.М.Ломов, Э.А.Москвитина, В.И.Прометной, Ю.М.Пухов, Н.Л.Пичурина, И.В.Рыжко, Р.И.Цураева); ФГУЗ "Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока" (Т.И.Инокентьева, Е.И.Андаев, А.С.Марамович, С.А.Косилко, Г.А.Воронова); ФГУЗ "Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт" (А.Н.Куличенко, О.В.Малецкая, А.П.Бейер, С.М.Кальной, Т.В.Харченко, Г.М.Грижебовский, Г.К.Исмаилова).
2. Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
3. УТВЕРЖДЕНЫ Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.Онищенко 17 сентября 2009 г.
4. ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 1 ноября 2009 г.
КВГЛ - контагиозные вирусные геморрагические лихорадки
ТОРС - тяжелый острый респираторный синдром
КГЛ - Крымская геморрагическая лихорадка
ОКИ - острые кишечные инфекции
ООИ - особо опасные инфекции
Болезнь - инфекционная (паразитарная) болезнь, вызывающая чрезвычайную ситуацию в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
СПК - санитарно-противоэпидемическая комиссия
ПЧУ - противочумные учреждения
ПЦР - полимеразная цепная реакция
СП - санитарно-эпидемиологические правила
СПЭБ - специализированная противоэпидемическая бригада
ЛПУ - лечебно-профилактические учреждения
ФАП - фельдшерско-акушерский пункт
ФП - фельдшерский пункт
ФГУЗ - Федеральное государственное учреждение здравоохранения
ЦГиЭ - Центр гигиены и эпидемиологии
Минздравсоцразвития России - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Роспотребнадзор - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Минздравсоцразвития России
ПАО - патолого-анатомическое отделение
БСМЭ - бюро судебно-медицинской экспертизы
СКП - санитарно-карантинный пункт
ПСКП - пограничный санитарно-карантинный пункт
1. Область применения
1.1. В методических указаниях приведены материалы по инфекционным болезням, требующим проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации: клинико-эпидемиологическая характеристика отдельных нозологических форм, действия медицинского персонала при выявлении больного (трупа), схемы информации и оповещения, лечения и экстренной профилактики, комплектование укладок, правила забора и транспортирования материала, применение средств индивидуальной защиты, режимы обеззараживания различных объектов, зараженных патогенными микроорганизмами.
1.2. Методические указания предназначены для специалистов органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, специалистов противочумных учреждений, органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений.
1.3. Методические указания обязательны для выполнения на всей территории Российской Федерации территориальными органами и учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и рекомендованы к исполнению лечебно-профилактическими учреждениями.
2. Нормативные ссылки:
2.1. Федеральный закон от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.1), ст.2; 2003, N 2, ст.167; N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; 2007, N 1, ст.29).
2.4. СП 3.3.2367-08 "Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней".
2.5. СП 3.5.3.1129-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации".
2.6. СП 3.1/3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционной и паразитарной заболеваемости".
2.7. СанПиН 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих".
2.8. Международные медико-санитарные правила (2005 г.).
2.9. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Десятый пересмотр, Женева, 1995 г. (МКБ-10, Женева, 1995).
2.10. СП 1.3.1285-03 "Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности)".
2.11. СП 1.2.036-95 "Порядок учета, хранения, передачи и транспортировки микроорганизмов I-IV групп патогенности".
* На территории Российской Федерации действуют СП 3.1.7.2492-09. - Примечание изготовителя базы данных.
2.13. СП 3.1.084-96, ВП 13.34.1100-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных".
2.14. СанПиН 3.2.1333-03 "Профилактика паразитарной заболеваемости на территории Российской Федерации".
2.15. СП 3.1/3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний".
2.16. СП 3.1.1.2343-08 "Профилактика полиомиелита".
2.17. СП 3.1.2.2156-06* "Профилактика менингококковой инфекции".
* Действуют СП 3.1.2.2512-09. - Примечание изготовителя базы данных.
2.18. СП 3.1.2260-07 "Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования материалов, инфицированных или потенциально инфицированных диким полиовирусом".
2.19. МУ 1.3.1877-04 "Порядок сбора, упаковки, хранения, транспортирования и проведения лабораторного анализа биологического материала от больных (и умерших) пациентов с подозрением на тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС)".
2.20. МУ 3.1.1.2232-07 "Профилактика холеры. Организационные мероприятия. Оценка противоэпидемической готовности учреждений на случай возникновения очага холеры".
2.22. Руководство по профилактике чумы. Саратов, 1992.
2.23. Руководство по клинике, диагностике и лечению опасных инфекционных болезней. Москва, 1994.
3. Перечень инфекционных болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории
Кроме того, имеет значение также выявление неэндемичных для данной местности инфекций невыясненной этиологии с необычно высокими показателями заболеваемости и летальности.
На указанный перечень инфекционных болезней распространяется организация и проведение первичных мероприятий в случаях выявления больного (трупа), подозрительного на заболевание.
Общие сведения об инфекционных болезнях, вызывающих чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения представлены в прилож.1.
4. Порядок планирования мероприятий по предупреждению заноса и распространения инфекционных болезней, вызывающих чрезвычайные ситуации, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Комплексные планы должны быть согласованы со всеми заинтересованными министерствами, ведомствами, организациями и утверждены (1 раз в каждые 5 лет) главой администрации (правительства) соответствующей территории, коррективы вносятся ежегодно. Планы разрабатывают по разделам: 1) организационные мероприятия; 2) подготовка кадров; 3) профилактические мероприятия; 4) противоэпидемические мероприятия.
В комплексных планах должны быть предусмотрены следующие основные вопросы:
определение персонального состава межведомственной санитарно-противоэпидемической комиссии (СПК) и медицинского противоэпидемического штаба;
порядок информации о выявленном больном вышестоящих органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и органов управления здравоохранением, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (прилож.2);
определение учреждения, осуществляющего транспортирование больных в стационар;
выделение консультантов (инфекциониста, эпидемиолога, бактериолога или вирусолога) из числа наиболее квалифицированных специалистов;
выделение, освобождение и перепрофилирование помещений для специализированной и провизорной госпитализации больных, изоляции контактировавших, для развертывания обсерваторов в случае введения карантина;
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 ноября 2021 года N 1108н
1. Порядок проведения профилактических мероприятий, выявления и регистрации в медицинской организации случаев возникновения инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, согласно приложению N 1.
2. Номенклатуру инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи, подлежащих выявлению и регистрации в медицинской организации, согласно приложению N 2.
в Министерстве юстиции
30 декабря 2021 года,
регистрационный N 66772
Приложение N 1
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 29 ноября 2021 года N 1108н
Порядок проведения профилактических мероприятий, выявления и регистрации в медицинской организации случаев возникновения инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи
1. Инфекционное заболевание пациента является инфекцией (инфекционной болезнью), связанной с оказанием медицинской помощи (далее - ИСМП), в случае соответствия следующим критериям:
1) является клинически распознаваемым, в том числе с учетом результатов лабораторных исследований;
2) возникло у пациента в результате его поступления в медицинскую организацию или обращения за оказанием медицинской помощи вне зависимости от времени появления симптомов заболевания;
3) связано с оказанием медицинской помощи;
4) отсутствовало у пациента при госпитализации или обращении за оказанием медицинской помощи в медицинскую организацию, в том числе в инкубационном периоде заболевания, кроме случаев инфекций (инфекционных болезней), связанных с предшествующей госпитализацией или предшествующим обращением за оказанием медицинской помощи в медицинскую организацию;
5) не является закономерным продолжением патологического процесса, имевшегося у пациента при госпитализации или обращении за оказанием медицинской помощи;
6) не является обострением хронического инфекционного заболевания, имевшегося у пациента при госпитализации или обращении за оказанием медицинской помощи.
2. Инфекционное заболевание работника медицинской организации является ИСМП в случае соответствия следующим критериям:
1) является клинически распознаваемым, в том числе с учетом результатов лабораторных исследований;
2) возникло у работника медицинской организации при выполнении трудовых обязанностей в результате профессиональной деятельности;
3) связано с оказанием медицинской помощи;
4) не выявлено у работника при поступлении на работу в данную медицинскую организацию, в том числе в инкубационном периоде заболевания;
5) не является обострением хронического инфекционного заболевания, имевшегося у работника до начала работы.
Расследование и учет профессиональных заболеваний работников медицинской организации проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. В медицинской организации осуществляется разработка и проведение профилактических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и снижение распространения ИСМП в медицинских организациях (далее - мероприятия по профилактике ИСМП), проведение противоэпидемических мероприятий, выявление случаев ИСМП, проведение эпидемиологического расследования каждого предполагаемого случая ИСМП и регистрация выявленных случаев ИСМП, определение причин и условий возникновения случаев ИСМП, анализ заболеваемости ИСМП.
4. Профилактика ИСМП включает следующие мероприятия:
снижение риска заноса возбудителя инфекционных болезней в медицинскую организацию и предотвращение возникновения условий для формирования внутрибольничных штаммов микроорганизмов, а также штаммов, обладающих устойчивостью к противомикробным лекарственным препаратам, химическим и (или) биологическим средствам;
обеспечение эпидемиологической безопасности внешней среды медицинской организации;
предотвращение распространения (выноса) инфекционного заболевания за пределы медицинской организации;
обеспечение соответствия медицинской организации санитарно-эпидемиологическим требованиям к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования, а также условиям деятельности медицинской организации;
проведение оценки риска возникновения случаев ИСМП у пациента и принятие мер по его минимизации;
проведение лечебно-диагностических мероприятий для выявления и лечения пациентов с ИСМП;
обеспечение пребывания пациента в условиях изоляции (при необходимости) и оказания ему медицинской помощи;
проведение противоэпидемических мероприятий при возникновении случая инфекционного заболевания;
проведение микробиологического мониторинга циркулирующих микроорганизмов с определением резистентности к противомикробным лекарственным препаратам, химическим и (или) биологическим средствам;
проведение противоэпидемических мероприятий в отношении контактных лиц;
проведение микробиологических исследований биологического материала пациентов, медицинских работников (включая случаи подозрения и (или) возникновения ИСМП) и объектов внешней среды медицинской организации;
проведение дезинфекционных, стерилизационных мероприятий в медицинской организации;
обеспечение эпидемиологической безопасности медицинских технологий, применяемых в медицинской организации, в том числе соблюдение технологий проведения инвазивных вмешательств;
соблюдение правил гигиены рук в медицинской организации, наличие оборудованных мест для мытья и обработки рук;
предупреждение случаев ИСМП у работников медицинских организаций;
рациональное применение противомикробных лекарственных препаратов, химических и (или) биологических средств для профилактики и лечения заболеваний и (или) состояний.
5. Организация мероприятий по профилактике ИСМП осуществляется врачом-эпидемиологом, эпидемиологическим отделом медицинской организации, лицом, уполномоченным руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, Комиссией по профилактике ИСМП (далее - Комиссия).
6. Проведение мероприятий по профилактике ИСМП и обеспечению эпидемиологической безопасности медицинской деятельности осуществляется медицинскими и иными работниками медицинской организации в рамках исполнения должностных обязанностей.
7. Для контроля за проведением мероприятий и координации действий медицинских и иных работников медицинской организации по профилактике ИСМП в медицинской организации создается Комиссия, которая осуществляет следующие функции:
проводит анализ заболеваемости ИСМП, анализ потенциального и реализованного риска ИСМП и формирует рекомендации по профилактике ИСМП в медицинской организации;
оценку качества, полноты и своевременности профилактических и противоэпидемических мероприятий;
проводит оценку причин и условий возникновения единичного или групповых случаев ИСМП;
осуществляет формирование комплекса необходимых мер для ликвидации эпидемической ситуации и предотвращения возникновения случаев ИСМП;
Читайте также: