Село волчанка доволенский район

Обновлено: 06.05.2024

По Милости Божией мы стали свидетелями возрождения церковной жизни в нашей стране. Открываются приходы, формируются общины, возводятся новые храмы. В нашу жизнь возвращается некогда утраченное сокровище – Вера Православная. Но вместе с тем открываются трагические страницы истории духовного помрачения и богоотступничества.

По моей просьбе Малахов Василий Филлипович опрашивал старожилов с. Ильинка, которое расположено недалеко от Волчанки, и узнал от Ульяны Костенко, которой в 2007 г. исполнилось 86 лет, что руководил волчанскими казнями в 30-е годы Леонов Степан.

По воспоминаниям местных жителей, сразу после казни священников в селе началась засуха. Люди восприняли это как гнев Божий и, несмотря на власти, с иконами пошли на место казни. Сразу, после горячей молитвы, совершенной на месте захоронения, хлынул дождь. Эти молебны на месте убиения совершались ежегодно, чаще на Ильин день.

Долженко Иван Григорьевич 1937 года рождения, ныне проживающий в Волчанке, рассказывал нам, что бабушка водила его, когда он был маленьким ребенком, молиться на могилу замученных священнослужителей. Как свидетельствует Иван Григорьевич, всякий раз молитва была услышана Богом, и шел дождь.

Для того, чтобы убедиться, что нам указали верно место, мы попробовали копать, и на глубине двадцати пяти сантиметров от поверхности земли мы обнаружили останки трех человек. Погребенные люди находились в самых неестественных позах, конечности и ребра сломаны, как бы перерублены, череп одного рассечен, на черепе другого на лбу оказался плотно закрепленный нательный медный крест. Это заставляет думать о том, что этот крест раскалили, и таким образом был запечатлен мученик за Христа. После того, как мы убедились в том, что слова и воспоминания людей подтверждены, мы обратились с просьбой к Владыке Тихону рассмотреть вопрос о перезахоронении.

Благодаря вмешательству Владыки это стало возможным и 16 сентября 2007 года в центральном парке райцентра Довольное состоялось торжественное перезахоронение невинно убиенных.

Перезахоронение возглавил благочинный Центрального областного благочиния протоиерей Василий Бирюков.

Люди узнали то, что, казалось, было скрыто временем навсегда.
В Парке с. Довольное к могиле священников и поклонному кресту появилась тропинка, а в с. Волчанка в этот год открылся приход в честь Казанской иконы Божией Матери.Таким трагическим и сложным путем пришлось пройти, чтобы на месте разрушенной в душах людей православной веры, на месте разрушенных святынь и совершеных убийств, появились новые ростки православной веры. Волчанцы, после многих лет, прожитых в тяжких условиях безбожия, начинают восстанавливать историю своего родного села, своей церкви.

А на место захоронения убиенных священнослужителей в с. Довольное стали приезжать паломники.

В этой документальной повести указано и то, как была организована работа по ликвидации священнослужителей и жителей района неугодных новой власти.

Повесть–хроника В. И. Дергая осталась неопубликованной и, видимо, поэтому не успела подвергнуться серьезной чистке.

До этого нам неизвестно было, когда произошло убийство священнослужителей. Здесь ответ дан: в 1919 г. Кто совершил и руководил этим? Здесь указаны фамилии этих людей. Есть и точное число убитых – сначала 9 священников, потом еще 9. Арестовали больше, но некоторых – отпустили, и причина описана.

Восстановлены страницы истории церкви в честь Казанской иконы Божией Матери (с. Комарье) 1906—1932гг.

Архив Доволенского района располагает документами, которые содержат подробные списки крестьян, раскулаченных и высланных из района. Имеется учет задержанных (Доволенским РУМ) в 1932—1933г., сбежавших с постоянного места расселения высланных крестьян–кулаков 2 категории.

Среди них – священник с. Комарьинского Иван Хажий. К его личным документам приложены 2 удостоверения, выданные Архиепископом Новосибирским Никифором в декабре 1929 г. В одном из них благословение Архиепископа.

14 мая 2010 г. состоялась встреча, уже с участием Благочинного — протоиерея Василия Бирюкова. Получено благословение на строительство церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Комарье, а началом послужит открытие прихода, оборудование помещения, которое уже ведется. Такое решение было принято всеми участниками этой встречи.

В Доволенском районе было 11 церквей. Они были все разрушены в 20 веке. Сегодня их история восстанавливается, а вместе с этим открываются новые приходы. У каждого события свое время и свой урок. Если забудем и не будем каяться — все может повториться.

Вопросов остается много, но исследовательская работа в этом направлении, совместно с Доволенским историко-краеведческим музеем, будет продолжена.


В "списках населенных мест. " записано: "село Волчья Притыка при рч.Боган располагалась по левую сторону проселочному тракту от с.Крутихи в г.Канск, по притокам оз.Чаны и вблизи их и входила в состав 3 участка Барнаульского округа Томской губернии. Село Волчья Притыка относилась к заводскому ведомству и в нем насчитывалось:

1859 г. 1928 г.
дворов 17 535
населения 151 2791
в т.ч. л.м.п. 72 1362
л.ж.п. 79 1399


Деревня Волчанка входила в состав прихода церкви Никольская с.Семеновка (Плеханово).

Через советски настроенных людей волчанцы держали связь с Баклушами, Баклуши с Карасуком, а Карасук держал напрямую связь с Омском. С восстанием в Волчанке кончилось сравнительное затишье в Барабе. … Основное ядро Волчанского районного штаба составлял отряд Королева, в котором насчитывалось около полутора тысяч человек. В него входили близлежащие села: Баклуши, Ильинка, Плеханова, Довольное, Суздалка, Комендантка, Шагалка, Утянка, Ярки, Травное.

Этой группой в 1919 г. были убиты сначала 9 священников, потом еще 9. Арестовали больше, но некоторых – отпустили, и причина описана.

Архив Доволенского района располагает документами, которые содержат подробные списки крестьян, раскулаченных и высланных из района. Имеется учет задержанных (Доволенским РУМ) в 1932-1933г., сбежавших с постоянного места расселения высланных крестьян–кулаков 2 категории.


В 1928 г.село Волчанка входила в состав Волчанского сельсовета Баклушенского района Новосибирского округа Сибирского края. В селе были: сельсовет, школа, изба-читальня.


Наш проект не родился на пустом месте. Основой для его появления послужила 5-летняя работа волчанского землячества в городе Новосибирске, которое как раз и объединило выходцев из села Волчанка Доволенского района.

Боль за малую родину, желание хоть что-то сделать, чтобы поддержать земляков, проживающих в селе – эти мотивы объединили жителей города Новосибирска, родившихся в Волчанке Доволенского района, но в силу разных обстоятельств оказавшихся за его пределами.

В 2006 году в селе было ликвидировано хозяйство и люди оказались без работы. У многих появилось чувство растерянности и тревоги: что делать дальше? Многим казалось, что они забыты и вообще никому не нужны. И вот тогда земляки из города объединились, чтобы поддержать односельчан, оставшихся в селе. Объединившись, они решили помочь СОХРАНИТЬ ПАМЯТЬ о родном селе для будущих поколений. Если не сохранить этого сейчас, восстановить будет невозможно. А интерес к историческим корням непременно появится и появляется и у жителей этого села, и у жителей других сел, и у всех россиян, как это уже произошло в странах Европы.

Председателем землячества на первом заседании был избран Павел Алексеевич Труфанов, ветеран Великой Отечественной войны, защитник Ленинграда, уроженец села Волчанка.

Мы благодарны за активное участие в работе землячества Протченко Юрию Ивановичу, дед которго Василий Яковлевич был первым сельским писарем.

Марина Васильевна Гачко, предки которой, Овчинниковы, были жителями села, крупнейшими скотопромышленниками.

Каждое лето с этими работами землячество выезжает в село, готовит к выездам большие программы встреч, вывозит творческие коллективы, в 2012 году прошел крестный ход в селе. Нас приветствовал в 2012 году народный артист кино Александр Михайлов, член Совета Федерации Виктор Семенович Косоуров. Каждое лето в родном селе собирается 200-300 человек из разных уголков страны. Общаются, вспоминают, посещают родные усадьбы, могилы родных людей. Эти встречи объединили людей. И общение происходит не только на летних встречах. Общение произошло в социальных сетях. Появились группы земляков в одноклассниках, в контакте. Такие группы есть и в других селах и территориях.

Революционное прошлое села Волчанка

Революционное прошлое села Волчанка

Революционные взгляды у отдельных жителях села рождались под влиянием тех, кто служил в армии в 1905 1907 годах. Там под влиянием агитации большевиков они заразились революционными идеями. Придя домой из армии, они разговоры между собой о причинах поражения революции 1905-1907 гг. Однако в Волчанке не знали и свержении царя 1917 года до апреля месяца. Знали об этом служители церкви и купцы, но населению они не говорили. В конце апреля из армии вернулся Е.И. Токарев и рассказал на вечерней церковной службе народу о том, что царь с престола свергнут. Вскоре в селе состоялась весенняя ярмарка, на которую съехались многие жители окрестных сел. Они организовали митинг, на котором призвали народ избрать власть из крестьян и солдат. В этот день с фронта приехал Кузьма Учайкин, он привел новые факты и доказательства предательства буржуазии и помещиков, разоблачили антинародные действия кадетов и эсеров. Подробно рассказал о программе РСДРП, что партия большевиков борется против монархии, за власть Советов. Народ встал на сторону К. Учайкина. После возвращения из армии значительного числа солдат наиболее революционно-настроенные из них объединились в группу, в которой насчитывалось 32 человека. Но она просуществовала не долго. Сибирь была захвачена Колчаком. Но большевики не прекращали работу среди населения, готовили восстание. Работа велась тайно. Летом 1918 г. в с. Черный Дол состоялось совещание большевиков. Было решено готовить восстание Колчака. Большевики развернули агитационную работу среди солдат армии Колчака. Ранней весной, когда усилился натиск Красной Армии, Колчак объявил дополнительный призыв в свою армию. Из волчанки было призвано более 100 человек в город Омск. Группа большевиков дала им наказ: разогнать колчаковскую армию. Колчаковцы, терпя неудачи, обрушили на население карательные меры против населения, не щадили ни стариков, ни детей. Оценив обстановку, волчанские большевики начали деятельно готовиться к восстанию, согласовали этот вопрос с большевиками окрестных сел.

В июле 1919 года прибыл отряд (50 человек) партизан под командованием Я. Игнатцова. На фуражках были пришиты красные ленты – сигнал к восстанию. Проехав по улицам, они остановились у школы, где быстро собрался народ. Большевики призвали их к восстанию. Был создан революционный партизанский штаб. Командиром отрядов был назначен К. Учайкин. Было организовано много отрядов, которые провели ряд боев с Колчаковцами. Назрела необходимость объединить отряды под единым командованием. С этой целью в с. Волчанка был созван съезд всех командиров и комиссаров партизанских отрядов. Так был создан военно-революционный партизанский полк со штабом в волчанке. В ноябре 1919 года колчаковцы были разбиты под Омском регулярными частями Красной Армии совместно с партизанами. Отступающие на восток колчаковцы заняли Волчанку и ряд сел. Но партизаны выбили их из Волчанки, затем дали большой бой совместно с частями Красной армии у села Индерь. Многие колчаковцы были убиты, большое количество солдат дезертировали, более 3-х тысяч взято в плен. Этим завершилось изгнание навсегда из нашего района колчаковцев. В январе 1921 г. на собрании большевиков была создана партийная ячейка, в которую входило 15 человек. А в марте была создана комсомольская ячейка из 8 комсомольцев.

При переезде через мост реку Баган в селе установлен памятник партизанам, погибшим в боях за установления советской власти в с. Волчанка и других окружающих сел.

Читайте также: