Сергей лишаев что о нем пишут

Обновлено: 10.05.2024

Ученое звание: профессор

СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии "Известные Ученые"

Доктор философских наук, профессор, руководитель Центра философских и эстетических исследований Самарской гуманитарной академии, профессор кафедры философии.

Центра философских и эстетических исследований (2007).

Конференций и семинаров:

Российского научного семинара «Трансформация субъективности в постнеклассическую эпоху, СаГА, философско–филологический факультет, 25 сентября 2003 (председатель оргкомитета).

Инициатор издания и редактор:

Тематические направления исследовательской деятельности

1. Эстетика, онтология, антропология.

2. История русской философии + лингвокультурология и когнитивная лингвистика.

3. Философия литературы. Предпринята попытка философско-эстетического и экзистенциально-антропологического прочтения творческого наследия А. П. Чехова.

Научные публикации:

Влечение к ветхому (Опыт философского истолкования). Самара: Самар. гуманит. акад., 1999. – 108 с.

Эстетика Другого: эстетическое расположение и деятельность: Монография. Самара: Самар. гуманит. акад., 2003. – 296 с.

Эстетика Другого.2-е изд, испр. и дополн. СПб., Изд-во СПбГУ., 2008. – 380 с.

Введение в философию: Курс лекций: Учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. акад., 1999 (В соавторстве с Н. Ю. Ворониной). С. 63–89.

История русской философии. Ч. I. С древнейших времен до середины ХIХ-го века. Курс лекций: Учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. акад., 2004. 274 с.

История русской философии. Ч. II. Книга 1: Вторая половина ХIХ-го века (Философская мысль в пореформенной России). Курс лекций: Курс лекций: учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. акад., 2006. 226 с.

История русской философии. Ч. II. Книга 2: Вторая половина ХIХ-го века (Н. Ф. Федоров, П. Д. Юркевич, В. С. Соловьев): Курс лекций: учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. акад., 2006. 240 с.

А. П. Чехов: жизнь души в зеркале состояний (К анализу эффекта неопределенности в произведениях Чехова) // Философия: в поисках онтологии: Сборник трудов Самарской гуманитарной академии. Вып. 5. – Самара: Изд-во Самарской гуманитарной академии, 1998 1,3 п. л.

А. П. Чехов: Стилистика неопределенности // Mixtura verborum’ 99. – Самара, Изд-во Самарской гуманитарной академии, 2000. 0,5 п. л.

Феномен ветхого (опыт экзистенциального анализа) // Вопросы философии. 2001. № 9. 0,9 п. л.

Банное действо (Феноменологический анализ и эстетический комментарий) // Mixtura verborum’2002: По следам человека. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2002. 2,2 п. л.

Возникновение русской философии. Языковой аспект // Mixtura verborum’ 2003: Возникновение, исчезновение, игра. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2003. 1, 8 п. л.

Феноменология уютного (к эстетической характеристике дома и домашних вещей) // Mixtura verborum’ 2004: Пространство симпозиона. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2004. 1, 8 п. л.

Старое, старинное, ветхое Mixtura verborum’ 2004: Пространство симпозиона. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2004. 0, 5 п. л.

Феноменология уютного (к эстетической характеристике дома и домашних вещей). Часть 2. // Mixtura verborum’ 2005: тело, смысл, субъект. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2005. 1,6 п. л.

Кризис гуманизма в зеркале повседневности: От уюта к комфорту // Восток и Запад: глобализация и культурная идентичность. Материалы междунар. конгр., посвящ. 1000– летию г. Казани. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2005. 1 п. л.

Горизонты старости: типология и экзистенциальное содержание // Mixtura verborum’ 2006: топология современности. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2007. 1, 5 п. л.

Старость и современность // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Философия. Филология. №. 1. 2007. 0, 8 п. л.

Старая фотография // Mixtura verborum’ 2007: сила простых вещей. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2007. 1, 2 п. л.

Эстетика простора (простота, пустота, чистота, воля) // Старость и современность // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Философия. Филология. №. 2. 2007. 0, 5 п. л.

С 1992 года и до настоящего времени работает в Самарской гуманитарной академии (СаГА). Занимал должности доцента, профессора философско-филологического факультета СаГА, декана философско-филологического факультета, заведующего кафедрой гуманитарных…

Библиография

Влечение к ветхому (Опыт философского истолкования). Самара: Самар. гуманит. акад., 1999. – 108 с.

Эстетика Другого: эстетическое расположение и деятельность: Монография. Самара: Самар. гуманит. акад., 2003. – 296 с.

Эстетика Другого.2-е изд, испр. и дополн. СПб., Изд-во СПбГУ., 2008. – 380 с.

Введение в философию: Курс лекций: Учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. акад., 1999 (В соавторстве с Н. Ю. Ворониной). С. 63–89.

История русской философии. Ч. I. С древнейших времен до середины ХIХ-го века. Курс лекций: Учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. акад., 2004. 274 с.

История русской философии. Ч. II. Книга 1: Вторая половина ХIХ-го века (Философская…

Влечение к ветхому (Опыт философского истолкования). Самара: Самар. гуманит. акад., 1999. – 108 с.

Эстетика Другого: эстетическое расположение и деятельность: Монография. Самара: Самар. гуманит. акад., 2003. – 296 с.

Эстетика Другого.2-е изд, испр. и дополн. СПб., Изд-во СПбГУ., 2008. – 380 с.

Введение в философию: Курс лекций: Учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. акад., 1999 (В соавторстве с Н. Ю. Ворониной). С. 63–89.

История русской философии. Ч. I. С древнейших времен до середины ХIХ-го века. Курс лекций: Учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. акад., 2004. 274 с.

История русской философии. Ч. II. Книга 1: Вторая половина ХIХ-го века (Философская мысль в пореформенной России). Курс лекций: Курс лекций: учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. акад., 2006. 226 с.

История русской философии. Ч. II. Книга 2: Вторая половина ХIХ-го века (Н. Ф. Федоров, П. Д. Юркевич, В. С. Соловьев): Курс лекций: учебное пособие. Самара: Самар. гуманит. акад., 2006. 240 с.

А. П. Чехов: жизнь души в зеркале состояний (К анализу эффекта неопределенности в произведениях Чехова) // Философия: в поисках онтологии: Сборник трудов Самарской гуманитарной академии. Вып. 5. – Самара: Изд-во Самарской гуманитарной академии, 1998.

А. П. Чехов: Стилистика неопределенности // Mixtura verborum’ 99. – Самара, Изд-во Самарской гуманитарной академии, 2000.

К проблеме онтологической эстетики: Бытие и Небытие как принципы анализа эстетических феноменов // Вестник Самарского государственного университета. 2000. № 3 (17).

Феномен ветхого (опыт экзистенциального анализа) // Вопросы философии. 2001. № 9.

Банное действо (Феноменологический анализ и эстетический комментарий) // Mixtura verborum’2002: По следам человека. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2002.

Возникновение русской философии. Языковой аспект // Mixtura verborum’ 2003: Возникновение, исчезновение, игра. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2003.

Феноменология уютного (к эстетической характеристике дома и домашних вещей) // Mixtura verborum’ 2004: Пространство симпозиона. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2004.

Старое, старинное, ветхое Mixtura verborum’ 2004: Пространство симпозиона. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2004.

Феноменология уютного (к эстетической характеристике дома и домашних вещей). Часть 2. // Mixtura verborum’ 2005: тело, смысл, субъект. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2005.

Кризис гуманизма в зеркале повседневности: От уюта к комфорту // Восток и Запад: глобализация и культурная идентичность. Материалы междунар. конгр., посвящ. 1000– летию г. Казани. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2005.

Горизонты старости: типология и экзистенциальное содержание // Mixtura verborum’ 2006: топология современности. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2007.

Старость и современность // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Философия. Филология. №. 1. 2007.

Старая фотография // Mixtura verborum’ 2007: сила простых вещей. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2007.

Эстетика простора (простота, пустота, чистота, воля) // Старость и современность // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Философия. Филология. №. 2. 2007.

Сергей Лишаев - Философия возраста

Монография посвящена анализу возраста как темпоральной формы исполнения жизни. В центре внимания находится осмысление возрастной хроно-логики осуществления человеком его сущности. Рассматриваются методологические принципы философии возраста, вводятся ее базовые понятия, описываются возрастные формации детства и взрослости. Экспликация структуры возрастных модусов существования дополняется анализом взросления, старения и экзистенциальной драматургии возрастных кризисов. Особое внимание уделяется описанию возрастных этосов. Выявление антропологических универсалий хронопоэтики жизни сочетается с артикуляцией современных форм взаимодействия с…

Лишаев Сергей - Эстетика пространства

Эстетическая данность пространства рассматривается в концептуальном горизонте эстетики Другого (феноменологии эстетических расположений). Необходимость конституирования эстетики пространства связывается с формированием нового (неклассического) типа чувствительности, фокусирующей внимание на переживании возможности/невоможности иного.

Сергей Лишаев - Помнить фотографией

В книге исследуется феномен домашней фотографии. Рассматриваются антропологические и культурные эффекты любительской фотосъемки, описывается ее воздействие на повседневную жизнь и сознание людей, на структуру их индивидуальной памяти. Подробно исследуются механизмы частичного замещения "естественной" памяти ее фото-конструкцией. Существенное место отводится анализу воздействия фотообразов на сознание и поведение современного туриста. Рассмотрение темы "бытовая фотография и персональная память" завершается осмыслением эстетической притягательности старой фотографии. Во второй части книги исследуется онтология аналоговой и цифровой…

Сергей Лишаев - Эстетика другого. Эстетическое расположение и деятельность

Книга представляет собой исследование эстетического опыта возникающего в процессе особой, направленной на его достижение деятельности. Опираясь на концептуальный инструментарий феноменологии эстетических расположений, автор выделяет эстетическое паломничество, эстетическое действо и художественно-эстетическую деятельность в качестве трех типов эстетической активности. Особое внимание уделяется обоснованию и конкретизации (на примере "банной церемонии") феномена эстетического действа. Во второй части исследования рассматривается специфика художественно-эстетического опыта в его отличии от опыта эстетического, не связанного с созданием…

Сергей Лишаев - Метаморфозы слова

В книге анализируются культурные, антропологические и социальные последствия трансформации пространственной локализации слова. Рассматриваются переходы от устной речи к письменному слову, от рукописи к печати, от печати к экрану. Особое внимание уделяется анализу изменений в поведении автора и читателя в ситуации "информационного стресса", а также судьбе печатного слова в эпоху цифровых технологий. Во второй части книги исследуется влияние русского языка на формирование проблемно-тематического поля отечественной философии, анализируются семантические поля таких слов, как "правда", "истина", "дух", "другое", проясняется характер их…

Сергей Лишаев - Старое и ветхое. Опыт философского истолкования

Сергей Лишаев - Эстетика другого

Книга представляет собой размышление о границах технической цивилизации и о том, что эту границу обнаруживает. Соглашаясь с тем, что нынешняя эстетика оторвалась от жизни, автор видит выход в создании эстетики как ветви онтологии, как аналитики чувственных данностей, субъективные и объективные моменты которых не изначальны, а обнаруживаются в стадии рефлексии над эстетической ситуацией. Читатель найдет в книге описание таких почти неизученных эстетических феноменов, как "ветхое", "юное", "тоскливое", "затерянное", "ужасное", "безобразное" и др. Книга предназначена для всех, интересующихся проблемами эстетики, онтологии, философской…

Сергей Лишаев - Влечение к ветхому. Опыт философского истолкования

ISBN: 5-86465-023-4
Год издания: 1999
Издательство: Самарская гуманитарная академия
Язык: Русский

В рамках монографического исследования дается философское описание и истолкование феномена ветхого. Особое внимание уделено рассмотрению эстетического восприятия ветхого и анализу его созерцания в сопоставлении с созерцанием прекрасного и возвышенного. Для философов, культурологов, литературоведов, искусствоведов, для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей, а также для всех интересующихся актуальными проблемами философии.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Уроки простых вещей: Интервью с философом Сергеем Лишаевым

Уроки простых вещей

Самарские философы проясняют структуры опыта

Интеллектуальная жизнь за пределами Москвы – вещь, настолько мало прояснённая для столичного сознания, что кому-нибудь, возможно, кажется, будто её вовсе нет. Но это - представление глубоко ложное, объяснимое мало чем, кроме лени и нелюбопытства столичных жителей и исчезающе-малых тиражей провинциальных изданий.

Вообще, интеллектуальная жизнь за пределами Москвы – вещь, настолько мало прояснённая для столичного сознания, что кому-нибудь, возможно, кажется, будто её вовсе нет. Но это - представление глубоко ложное, объяснимое мало чем, кроме лени и нелюбопытства (да разве ещё снобизма) столичных жителей и исчезающе-малых тиражей провинциальных изданий.

Так в чём же специфика провинциальных смысловых лаботаторий – и есть ли эта специфика вообще?Постараемся понять: в чём её особенности, если они там вообще есть? Вправду ли дух философии веет, где хочет, и меняются ли траектории его полёта в зависимости от того, над чем он пролетает?

— Сергей Александрович, можно ли говорить о существовании в Самаре философского сообщества со своим узнаваемым интеллектуальным стилем?

— Я склонен думать, что да. Собственно, для нашего города это явление совсем новое: Самара всё-таки не Москва, где философия берёт истоки ещё от общества любомудров. У нас философия появляется вместе с Самарским государственным университетом. То есть, философы в городе наверняка были и раньше, но о них, об их текстах или вообще о каких-то плодах их активности, увы, ничего не известно. А университет возник в 1969 году, и вместе с ним была создана кафедра философии. На кафедру пригласили Вадима Борисова - довольно крупного советского философа. Он в своё время закончил Московский университет, - учился с 1945 по 1950 год, одновременно с Грушиным, Мамардашвили, Ильенковым, Зиновьевым… Занимался он в основном философией науки, работал в Новосибирском университете - в Академгородке, в среде интеллектуалов-шестидесятников, на его новосибирской кафедре работал Михаил Розов и действовал знаменитый семинар по методологии науки. В 1972 году в Самару из Новосибирска переехал и стал работать на кафедре молодой кандидат наук Владимир Конев. Это - уже начало самарской философской среды. В 1984 году Борисов открыл здесь совет по защите диссертаций – первый в Поволжье.

А в начале 90-х произошло сразу несколько событий. В 1991-м группа преподавателей с кафедры философии Борисова решила создать негосударственный ВУЗ - Самарскую гуманитарную академию. Собственно, это были философы: Наталья Воронина – она до сих пор возглавляет наш ВУЗ; Алексей Харченко, много лет работавший в нашей академии, и я, не покидавший с тех пор кафедры философии. Так в 1992-м возникла ещё одна точка философской активности. Именно здесь, впервые в Самаре, появился философский факультет, долгие годы называвшийся философско-филологическим.

Философы создали его для реализации своих планов, проектов, идей. В университете же факультета не было, были только две философские кафедры – естественных и гуманитарных факультетов, - неплохие по тем временам.

Такое медленное чтение и медленная работа с текстом были особенно характерны для 90-х. Тогда все эти тексты только появлялись в России в открытом доступе, и такая практика чтения была актуальна и полезна. Кроме рутинно-профессиональной составляющей, которая нужна всегда, в 90-е это занятие имело и общекультурный резонанс – важны были сами имена, само прикосновение к тому, что на фоне марксистской догматической традиции воспринималось как подлинная мысль. Приходили люди и с других факультетов, - не только философы, иногда просто со стороны – такое это было важное событие.

То есть, сообщество стало по-настоящему развиваться в 90-е, когда вообще был мощный всплеск общественного, внепрофессионального интереса к философии. Стали выходить неизвестные прежде тексты русских, советских философов; пошла волна переводов.

То есть, с одной стороны, было постоянное ядро, - оно, правда, тоже менялось, хотя и не быстро, - люди заканчивали академию, уезжали. – и, с другой, - приходящие участники.

Кроме того, в академии действовал постоянный преподавательский семинар, - там мы тоже читали и Делёза, и Хайдеггера. Люди извне приходили и туда.

По-моему, во многих российских городах есть какие-то специализированные формы философской жизни: клубы, вузовские или кафедральные сайты, семинары – но нет даже попытки свести философскую жизнь города воедино, в одно виртуальное пространство. Конечно, в небольшом городе, где всего один-два вуза, представлять нечего, - слишком мало и людей, и событий. С другой стороны, в Москве или в Петербурге один такой сайт создать невозможно - всего слишком много. А вот размеры города-миллионника или близкого к нему, где достаточно много вузов: Саратов, Казань, Екатеринбург, Нижний Новгород, Волгоград… - вполне это позволяют. Начиная проект, мы хотели, чтобы он стал заразительным, чтобы в других городах возникли аналогичные сайты. Пока ничего подобного я не видел, но надежды не теряю.

Примерно с середины 2000-х мы в СаГА стали проводить по две конференции в год. Это ещё один момент, новый и важный. Они часто невелики по составу участников, но посвящены интересным, актуальным темам. Для того, чтобы было сообщество, важна ритмичность. Так же важно, чтобы был журнал и выходил регулярно: пусть хоть раз или два в год, но обязательно - много лет подряд. Желательно - десять, двадцать. Вокруг таких вещей сохраняются общие умонастроения, стилистическое единство – и круг авторов. Это то ядро, вокруг которого уже можно наращивать сообщество.

— Какие темы там обсуждаются?

Возможны вопросы - и неудобные, и, может быть, глупые. Но это делает философскую мысль способной постоять за себя. Академическая обстановка всё же расслабляет: мы вещаем перед студентами, аспирантами, и они обязаны слушать, что бы мы ни говорили: сдавать-то надо. Но, приходя к людям со стороны, которые ничем вам не обязаны, в которых, наоборот, заинтересованы вы сами, - вы должны говорить так, чтобы вас слушали и чтобы к вам пришли опять.

Сама способность понимать в мире, сознавать вещи и мир в целом уже предполагает вынесенность человека во вне-мирное пространство. Мы некоторым образом выдвинуты в ничто, как говорит Хайдеггер; причастны к Другому. Мы не только есть, но ещё и отсутствуем; мы - ещё и некоторая пустота и прокол существования. Именно благодаря этому мы способны знать о себе и о вещах, которые есть в мире.

Иногда метафизическое измерение опыта выходит на поверхность. Есть опыт особенный, глубинный – например, опыт ужаса, о котором писал Хайдеггер; или переживания ветхого; или полемики (о нём писал Виталий Лехциер). Это - привилегированные точки опыта, они заслуживают анализа прежде всего. Говоря о той же метафизике эмоций, мы, с одной стороны, можем говорить о метафизике любых эмоций вообще – а с другой, выделять эмоции специфические, в которых этот метафизический элемент явлен особенным образом.

Есть ещё один характерный для нас момент – может быть, больше свойственный художественному творчеству, и то не всякому. В наших изданиях много статей, написанных в соавторстве Мариной Корецкой, Еленой Савенковой и Еленой Иваненко. Они пишут тексты втроём: каждое предложение обдумывается, обговаривается – так у них написаны уже целые (философские) книги! Это уникальная вещь, такого, кажется, больше нигде нет, по крайней мере, я не встречал. По-моему, это тоже говорит об особой устремлённости к творческому поведению, поисковому, игровому, даже где-то хулиганскому – свободному, отличному от чисто философского умозрения по некоторому эмоционально-художественному подъёму. На нашей площадке такие тексты оказались явно не случайно.

— На какие теоретические авторитеты вы ориентируетесь в своей работе? Имя Хайдеггера приходит на ум первым, но он наверняка не единственный.

— Не единственный, конечно. Вообще, что касается имён, принципиальных для самарского философского сообщества, я не вижу существенных отличий от России в целом, прежде всего, от Москвы и Петербурга. Мы прошли те же волны интереса: Мамардашвили, Гуссерль, Хайдеггер; Делёз, Лакан, Жижек, Фуко, Деррида, Бодрийяр. Можно долго перечислять, но, думаю, из европейских философов ХХ века для нас особенно важны Хайдеггер, Делёз и Фуко.

— А если говорить о философах-художниках в названном смысле, чья работа в культуре кажется вам важной?

— Это - уже названные Хайдеггер и Мамардашвили, Ницше, Розанов, Флоренский. Я бы упомянул В.В. Бибихина… Многих можно назвать. Мне кажется, эта линия в философии в последнее время заметно укрепилась - в этом одно из отличий неклассической и постклассической парадигмы философии от классики, которая тяготела к научному идеалу рациональности, стремилась мыслить строго, систематично, последовательно…

— Как бы вы сформулировали генеральную идею своей – и ваших единомышленников - работы в целом?

Эта задача, конечно, родственна художественной, поэтической. Художник ведь тоже по-своему, на образно-метафорическом языке делает непроговоренный, безымянный опыт достоянием других: благодаря тому, что делает художник, они получают возможность этот опыт назвать, прочувствовать, - в интенсифицированной, сгущенной форме. Одна из задач философии, по-моему, – тоже такая зоркость взгляда, попытка и умение прояснить опыт, показать, что в опыте, который кажется проходящим, незаметным, - есть глубина; что подлинная метафизическая глубина не есть нечто выходящее за рамки повседневности.

— Что же вам, философам, видится целью такого прояснения? Имеется ли в виду построение некоторой философской системы?

— Говорить от имени всех авторов, конечно, не могу, но вряд ли тут можно построить систему на предметно-содержательном уровне. Речь идёт скорее о выработке точки зрения, инструментария, оптики: принципов, опираясь на которые, мы можем по-особому отнестись к реальности - раскрыть в ней то, что прежде было утаено.

Понятно, что мир нашего опыта, его многообразных структур в принципе не может быть исчерпан: он всё время порождается. Его исчерпание означало бы завершение мира. Пока существует человек, опыт меняется, появляются новые его конфигурации, - поэтому я и не думаю, что здесь возможно построить систему.

Всё, что мы можем предложить – это именно угол зрения, способ существования в мире: отношение к реальности, позволяющее усмотреть в обыденных, незаметных вещах глубокое и существенное. Это, по-моему, важная задача, и она сейчас активно осваивается в современной философии. Безусловно, смежные, аналогичные нашему, течения есть, но работы ещё явно непочатый край.


Каково быть философом в Самаре и вообще, каково сегодня их бытие, когда они перестали быть частью номенклатуры? Эти вопросы я адресовал доктору философских наук, заведующему кафедрой философии естественных факультетов Самарского госунивера, председателю докторского совета по философии Александру Шестакову.

— Философская Самара – сложилась благодаря профессору Вадиму Борисову, но самарцы немного, что знают о нем. Расскажите о Борисове.

— Первые философы появились в Самаре летом 1917 г., когда в нашем городе по решению губернского земства был открыт пединститут. В тот период сюда выписали из Казани известного философа Владимира Ивановского. Но философы на самарской почве доработали только до 1922 г., когда закрылся первый университет. Затем философия в Самаре появилась в вузах уже после войны в виде некой схемы марксизма-ленинизма.


На Волгу Борисов приехал из Новосибирска, где был завкафедрой философии университета в тот период, когда там создавался Академгородок, работали великие математики. Только в Сибири с его кафедры вышло 7 докторов наук в т.ч. В.А. Конев. В Сибири, когда там трудился В.Н. Борисов были созданы инкубаторные, демократичные условия для профессионального роста, за счет свободного общения философов с естественниками. В Куйбышев в 1970 г. Вадим Николаевич приехал первым философом, имеющим, в прямом смысле слова, профессиональное образование, строго классическую логическую школу философии, а потом через него прошли те люди, которые сегодня в Самаре составляют основное ядро философии.

— Можно сказать, что при Борисове Самара стала философским центром?


доктор философии Сергей Лишаев

— 5 апреля 1985 г. в университете начал работать первый в Поволжье докторский совет по философии, такого не было ни в Горьком, ни в Саратове. Он был создан Вадимом Николаевичем. Это был региональный совет, сюда входили ученые из Казани, Ульяновска, Саратова. Всего в совете прошло около 50 докторских диссертаций, защищались ученые из Нижнего, Перми, Уфы, Казани, Саратова, Волгограда, Москвы, Иваново.

— Имя В.Н. Борисова в общесоюзном контексте звучало как имя философа Мераба Мамардашвили?


первый учитель Звоновского - доктор философии Роберт Таллер

— Каково сегодня положение философии в Самаре?

Борисов умер 20 июля 1997 г.. Это была серьезной утратой, еще и потому что после его смерти в Самаре из жизни ушло много докторов философии.

В 2000 годы в самарской науке объективно произошла смена поколений и серьезное положение в науке не только, потому что изменилась социальная ситуация. Изменился и человеческий потенциал. За последние годы он не стал лучше.

Читайте также: