Стрептококк и тики у детей

Обновлено: 25.04.2024

Тик – это разновидность гиперкинеза. Представляет собой непроизвольные стереотипные движения, которые напоминают произвольные. В большинстве случаев встречается в детстве. Провоцируется неврозами, резидуальной органической недостаточностью вследствие вредных воздействий во внутриутробном периоде и раннем детском возрасте. Наблюдается при синдроме Туретта. Иногда возникает вторично на фоне других поражений ЦНС. Причину определяют на основании опроса, осмотра, данных психодиагностического обследования, КТ, МРТ, других процедур. Лечение – психотерапия, психокоррекция, медикаментозная терапия, физиотерапия. Иногда показаны операции.

Общая характеристика

Тики – неритмичные движения или звуки, которые неожиданно возникают и стереотипно многократно повторяются. В большинстве случаев наблюдаются в детском возрасте, ослабевают или исчезают после завершения пубертата. Различают следующие варианты тикозных актов:

1. Моторные:

  • Простые: зажмуривание глаз, моргание, подергивание головой или плечом и пр.
  • Сложные: подпрыгивание, повторение движений за другим человеком, неприличные двигательные акты (например, снятие с себя штанов или демонстрация оскорбительных жестов) и др.

2. Вокальные.

  • Простые: хрюканье, фырканье, кашель, свист.
  • Сложные: повторение своих или чужих слов и фраз, непристойные ругательства.

Моторные тики также разделяются на клонические и тонические. В первом случае движения кратковременные, быстрые, внезапные, во втором – более медленные, с относительно продолжительным сокращением мышц. Могут быть локальными (с вовлечением мышц одной зоны, например, области глаза), множественными (распространяющимися на несколько зон, например, лицо и плечо) и генерализованными.

С учетом причины возникновения тики бывают первичными (неврозоподобными, невропатическими, невротическими, у больных с синдромом Туретта) и симптоматическими (при других заболеваниях). Обстоятельства развития приступов зависят от причины тиков. При резидуальной органической патологии симптом возникает вследствие перевозбуждения. У пациентов с ранними невропатиями решающую роль играет переутомление. При неврозах основными факторами являются страх, тревога и беспокойство.

Почему возникают тики

Неврозоподобные тики

Первичные тики, которые имеют резидуально-органическое происхождение, подтверждающееся соответствующими изменениями на ЭЭГ. Развиваются под воздействием негативных факторов в период беременности (вредные привычки и болезни матери, гипоксия плода, гестоз, недоношенность, осложнения в родах) или в первые годы жизни (нейроинфекции, ЧМТ, интоксикации). Чаще дебютируют в 7-10 лет.

Синдром Туретта

Патология генетически обусловлена, чаще передается по аутосомно-доминантному, реже – по аутосомно-рецессивному или полигенному пути. Как правило, манифестирует в 5-6 лет гримасничаньем, подмигиванием, морганием, подергиванием плечевого пояса, хлопками ладонями, другими движениями в области лица и верхней половины тела. Моторные тики дополняются звуковыми. Затем гиперкинезы распространяются на нижнюю часть корпуса и ноги, усложняются. Возможны эхопраксия, копропраксия, случайные самоповреждения.

Невропатические тики

Развиваются на фоне ранней детской невропатии. Впервые появляются в возрасте 3-8 лет. Дети тревожные, беспокойные, склонные к стереотипным движениям, подвижные, но с недостаточно развитой координацией, что обуславливает повышенную вероятность травм. Часто страдают от вегетативных расстройств и метеозависимости. Тики, как правило, локальные, иногда распространяющиеся на несколько зон, появляются или учащаются при переутомлении, избытке впечатлений.

Тик

Невротические тики

Могут развиваться в любом возрасте, начиная с 3 месяцев, провоцируются психическими травмами и эмоциональными потрясениями: внезапным испугом, ожиданием плохого, непривычными обстоятельствами общения, внешними конфликтами и внутренними противоречиями. Нередко являются частью клинической картины невроза навязчивых состояний. Реже развиваются при других неврозах у детей.

Симптоматические тики

Вторичные тики наблюдаются при заболеваниях и патологических состояниях, сопровождающихся поражением экстрапирамидной системы. Отличительными особенностями являются постоянство (редкое изменение локализации, силы и частоты), невозможность осознанного подавления, сочетание с другими неврологическими расстройствами и патопсихологическими нарушениями. Основными провоцирующими факторами считаются:

  • энцефалиты различного генеза;
  • наследственно обусловленные церебральные патологии;
  • черепно-мозговые травмы;
  • поражение сосудов (аномалии развития, мальформации и т. д.);
  • прием медикаментов: психостимуляторов, антипсихотиков, антиконвульсантов.

Кроме того, вторичные тики иногда обнаруживаются после перенесенных стрептококковых инфекций (например, ангины) и других инфекционных заболеваний. Возникают или обостряются в период выздоровления или через некоторое время после нормализации состояния.

Невралгии

При невралгиях отмечаются особые тикозные движения – болевые тики, представляющие собой подергивания мышц на фоне интенсивных болей. Выявляются при следующих заболеваниях:

Диагностика

Диагностические мероприятия проводятся врачом-неврологом. При подозрении на невротический характер тиков больных направляют к психотерапевтам и психиатрам. При невралгиях рекомендованы консультации стоматолога и отоларинголога для выявления заболеваний, которые могут провоцировать компрессию нерва. В ходе беседы устанавливают время появления и динамику развития тиков.

В рамках неврологического осмотра оценивают локализацию, выраженность и распространенность тикозных движений, способность пациента к сознательному контролю. Выявляют неврологические нарушения, которые могут указывать на причину тиков. Программа дополнительного обследования включает такие процедуры, как:

  • Электроэнцефалография. Производится для обнаружения пароксизмальной активности, указывающей на наличие резидуальных органических расстройств. Рекомендована проба с гипервентиляцией, по результатам которой может выявляться повышенная судорожная готовность.
  • Нейровизуализация. КТ и МРТ головного мозга выполняются для дифференцировки синдрома Туретта с другими заболеваниями, сопровождающимися ранними пароксизмальными гиперкинезами, определения этиологии симптоматических тиков, установления причины сдавления нервного ствола при невралгиях.
  • Психодиагностическое обследование. Для оценки состояния когнитивной и эмоциональной сферы, различения неврозоподобных и невротических тиков, установления провоцирующих факторов в зависимости от возраста рекомендованы опросники, специальные тесты и проективные методы.
  • Другие методики. Для синдрома Туретта характерно повышение количества катехоламинов и их метаболитов в моче, изменения по данным ЭНГ и ЭМГ. Для установления генеза невралгий могут потребоваться УЗИ слюнных желез, отоскопия, аудиометрия, рентгенография придаточных пазух.

Электроэнцефалография

Лечение

Консервативная терапия

Программа лечения первичных тиков составляется по общим принципам с небольшими вариациями, обусловленными этиологией симптома:

  • Коррекция режима дня. Важно минимизировать обстоятельства, которые вызывают появление тиков. Рекомендована умеренная интеллектуальная и физическая активность с организацией перерывов до возникновения выраженного утомления. Необходимо регулярное полноценное питание, достаточное количество сна, ограничение времени для компьютерных игр, использования гаджетов, просмотра телевизора.
  • Психотерапия. Эффективны когнитивно-поведенческая терапия, арт-терапия. Хороший результат отмечается при проведении анималотерапии. При наличии проблем в воспитании, неблагоприятной обстановке в семье показана семейная психотерапия. В рамках групповой терапии больных учат навыкам саморегуляции и релаксации, новым способам поведения, разрешения конфликтов.
  • Психокоррекция. Требуется при выявлении отставания в развитии, наличии сопутствующих патологий (СДВГ и пр.). Включает упражнения для улучшения памяти, внимания, пространственного восприятия, улучшения способности к самоконтролю. Помогает повысить успеваемость, снизить уровень школьного стресса.
  • Лекарственная терапия. Показана при недостаточной результативности немедикаментозных методик. При невротических расстройствах назначаются антидепрессанты и анксиолитики. При выраженных тиках, препятствующих обучению и снижающих качество жизни, рекомендованы нейролептики. Дополнительно применяются витамины, ноотропы, сосудистые средства.
  • Физиотерапия, БОС-терапия. Полезны лечебная физкультура, классический и сегментарный массаж, акупунктура, лазерорефлексотерапия, электросон, лекарственный электрофорез шейно-воротниковой зоны, гальванизация, водные процедуры. В рамках биологической обратной связи пациент учится управлять состоянием мышц, произвольно расслаблять их при наступлении тиков.

Подбор препаратов при вторичных тиках осуществляется с учетом вида причинной патологии. При невралгиях используют антиконвульсанты, спазмолитики, антигистаминные средства. Выполняют лечебные блокады. Назначают физиотерапевтические процедуры для уменьшения болей и воспаления.

Хирургическое лечение

При недостаточной эффективности консервативной терапии тригеминального нерва осуществляют микрохирургическую декомпрессию или разрушают сенсорный корешок нерва гамма-излучением с применением стереотаксических методик. Возможно пересечение ветвей нервного ствола путем чрескожной радиочастотной деструкции.

Пациентам с поражением ушного узла могут быть показаны санирующие операции на среднем ухе, удаление конкрементов или новообразований слюнной железы, другие отоларингологические и стоматологические вмешательства. Взрослым больным синдромом Туретта выполняют глубокую стимуляцию мозга, однако, методика пока считается экспериментальной, у детей не используется.

1. Современный подход к диагностике и лечению тикозных расстройств у детей/ Фасенко Ю.А., Лохов М.И., Рубина Л.П.// РМЖ – 2005 - №15.

2. Диагностика и лечение тиков и синдрома Туретта у детей/ Зыков В.П.// Медицина неотложных состояний – 2007 - №4.

3. Экстрапирамидная система, координация движений и их расстройства. Учебное пособие/ Ермолаева А.И., Баранова Г.А. – 2015.

PANDAS-синдром – это нейропсихическая патология аутоиммунной природы, развивающаяся у детей вследствие стрептококковой инфекции. Симптомокомплекс заболевания крайне разнообразен – от внезапно возникшей тревожности и неврозоподобных навязчивых состояний до гиперкинезов и непроизвольного выкрикивания слов. Диагноз ставится на основании психиатрического обследования и лабораторного подтверждения наличия стрептококковой инфекции. Лечение включает антибиотики, внутривенное введение иммуноглобулина, психотропные лекарственные препараты. Иногда симптоматика полностью регрессирует без терапии.

МКБ-10

F06.8 Другие уточненные психические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью

PANDAS-синдром

Общие сведения

PANDAS – англоязычная аббревиатура, в которой P означает детское, A – аутоиммунное, N – нервно-психическое, D – расстройство, A – ассоциированное, S – со стрептококковой инфекцией. Впервые термин был использован в 1998 году американским педиатром С. Шведо и его коллегами. По некоторым источникам, заболевание встречается у одного ребенка из 200. Истинная распространенность состояния неизвестна. Обычно страдают дети препубертатного возраста (от 7 до 12 лет). Чаще болеют мальчики, соотношение с девочками составляет 2,6-4,7:1.

PANDAS-синдром

Причины

Предполагают, что возникновение патологии связано с перенесенной инфекцией, вызываемой бета-гемолитическим стрептококком группы А (БГСА), например, острой ангиной, скарлатиной или хроническим тонзиллитом. Из-за особенностей строения клеточной стенки бактерия способна запускать аутоиммунные реакции, а именно – продукцию аутоантител, атакующих собственные клетки и ткани организма, в том числе клетки головного мозга.

Само по себе присутствие стрептококковой бактерии в организме человека не обеспечивает развитие заболевания, многое зависит от иммуногенетической предрасположенности. Синдром возникает только у лиц, в крови которых имеются специфические аллоантигены D8/17 на В-лимфоцитах. Такой же маркер обнаруживается у больных с другой аутоиммунной патологией, связанной с БГСА, – острой ревматической лихорадкой.

Патогенез

В основе патологических реакций PANDAS-синдрома лежит иммунная аутоагрессия. Наряду с прочими патогенными свойствами (вирулентность, продукция токсинов) БГСА обладает феноменом молекулярной мимикрии. Строение бактериальной стенки стрептококка очень схоже со строением мембран некоторых клеток центральной нервной системы.

Антитела, выработанные против БГСА, помимо патогенного возбудителя атакуют клетки базальных ганглиев, расположенных в хвостатом ядре, бледном шаре, полосатом теле и пр. Эти подкорковые структуры головного мозга регулируют моторные (координация движений, тонус скелетной мускулатуры) и вегетативные (контроль над частотой дыхания и сердцебиения, деятельностью желудочно-кишечного тракта) функции.

Базальные ганглии принимают непосредственное участие в процессах высшей нервной деятельности – памяти, эмоциональных реакциях, скорости обработки информации. Поражение этих участков нервной системы обусловливает основную клиническую картину PANDAS-синдрома. По мнению большинства специалистов, проникновение аутоантител в мозговую ткань связано с высокой проницаемостью гематоэнцефалического барьера у детей.

Симптомы

Болезнь возникает и протекает остро, что отличает ее от большинства нейропсихических расстройств детского возраста другой этиологии. Клиническая картина существенно варьируется. Ребенок становится неусидчивым, раздражительным, эмоционально нестабильным, у него резко и часто меняется настроение, теряется концентрация внимания, ухудшается запоминание новой информации и способность к обучению.

Наиболее типичны обсессивно-компульсивные состояния: повторяющиеся действия (моргание, наклон головы в сторону, пожимание плечами), стремление совершать двигательные ритуалы (высокое приподнимание ноги при спускании по лестнице, многократное завязывание и развязывание шнурков на обуви). Нарушается засыпание.

Характерна необоснованная тревожность или страх. Часто встречается спонтанное неконтролируемое выкрикивание слов или повторяющее цоканье, причмокивание, непроизвольные мышечные подергивания, тики, размашистые неритмичные движения конечностями или головой (гиперкинезы). Возможно приступообразное частое чихание, икота, шмыганье носом в течение нескольких часов.

Отличительная черта PANDAS-синдрома – спонтанное исчезновение симптоматики во время сна. Средняя продолжительность атаки составляет 10-12 недель, после чего наступает выздоровление. Иногда имеется склонность к волнообразному течению, особенно часто такое наблюдается при хроническом тонзиллите, обострение которого приводит к рецидиву нервно-психических проявлений.

Осложнения

Специфические осложнения, представляющие угрозу для жизни больного, при PANDAS-синдроме крайне редки. Клинические симптомы заболевания значительно ухудшают качество жизни ребенка. Из-за отставания в учебе детей иногда оставляют на второй год либо временно переводят на домашнее обучение. Особенно сильно болезнь влияет на социализацию в обществе.

Некоторые расстройства (выраженная тревожность, компульсии) могут стать основой для развития невротических или психических отклонений. Непроизвольные движения или повышенная двигательная активность в ряде случаев приводят к травмам. Возможны суицидальные наклонности или чрезмерно агрессивное поведение, при которых больной становится опасным для себя и для окружающих, что требует изоляции пациента и постоянного наблюдения.

Диагностика

Детей с PANDAS-синдромом курируют врачи-педиатры, детские психиатры и неврологи. Диагностика затруднена из-за многообразия клинической картины. Учитывают возраст (7-12 лет), наличие признаков стрептококковой инфекции (гиперемии глотки, налетов на миндалинах, увеличения и болезненности шейных лимфатических узлов) или указание на перенесенную ангину. Для уточнения диагноза назначают дополнительное обследование, включающее:

  • Лабораторные исследования крови. В общем анализе могут присутствовать признаки воспаления – лейкоцитоз, увеличение СОЭ. В биохимическом анализе выявляются серологические маркеры стрептококковой инфекции – повышенные титры антистрептолизина-О (АСЛО), анти-ДНКазы B и ревматоидного фактора (РФ).
  • Иммунологические и бактериологические исследования. Для подтверждения присутствия БГСА в организме применяют иммунохроматографическую экспресс-диагностику (стрептатест) и бактериальный посев мазка из зева и миндалин.
  • ЭЭГ. При проведении 12-часового видео-ЭЭГ мониторинга на электроэнцефалограмме обнаруживается повышенная судорожная активность, спайк-волны во время ночного сна.

Определение в крови специфических антител к базальным ганглиям значительно повышает достоверность диагноза, однако этот анализ практически не используется в клинической практике. Дифференциальная диагностика осуществляется с хореей Сиденгама, синдромом Туретта, височной эпилепсией и пр. Учитывают следующие критерии PANDAS-синдрома:

  • наличие обсессивно-компульсивных нарушений, тиков;
  • дебют в препубертатном возрасте;
  • острое начало и приступообразное течение;
  • связь с БГСА-инфекцией;
  • другие неврологические расстройства.

Лечение PANDAS-синдрома

В зависимости от тяжести симптомов и психического статуса пациенты могут проходить лечение амбулаторно либо в стационаре. При выраженных нарушениях поведения необходимо круглосуточное наблюдение. У части детей происходит спонтанная регрессия расстройств. Особое внимание уделяется психотерапии: индивидуальным беседам, обучению специальным методикам контролирования тиков и навязчивых движений.

  • Этиотропная терапия. Поскольку основной причиной PANDAS-синдрома является БГСА-инфекция, для ее эрадикации всем больным назначаются антибактериальные средства – феноксиметилпенициллин, амоксициллин.
  • Патогенетическая терапия. С целью подавления аутоиммунного повреждения базальных ганглиев применяются иммуномодулирующие препараты. В легких случаях достаточно приема НПВС. При дезадаптации используются глюкокортикостероиды или иммуноглобулин. При крайне тяжелых психических расстройствах показан плазмаферез или сильные иммуносупрессанты (микофенолат).
  • Симптоматическая терапия. Для устранения симптомов ОКР эффективны антидепрессанты – ингибиторы СИОЗС. При повышенной тревожности рекомендованы бензодиазепины или атипичные антипсихотики.

Прогноз и профилактика

PANDAS-синдром имеет благоприятный прогноз. Продолжительность жизни больных не отличается от таковой в общей популяции. Летальные исходы являются казуистикой. Все клинические признаки в подавляющем большинстве случаев хорошо поддаются лечению, у некоторых детей возможно спонтанное выздоровление без проведения терапии.

Для предупреждения обострения хронического тонзиллита и следующих за ним нейропсихических атак осуществляется антибиотикопрофилактика и курсы ручного или аппаратного промывания лакун миндалин. Если, несмотря на эти мероприятия, рецидивы продолжаются, рекомендуется хирургическое удаление очага персистирующей инфекции (небных миндалин) – тонзиллэктомия.

1. PANDAS-синдром в кардиоревматологии/ Евтушенко С.К., Перепечаенко Ю.М., Евтушенко Л.Ф., Морозова Т.М.// Вестник физиотерапии и курортологии — 2005 — №4.

3. Pediatric аutoimmune neuropsychiatric disorders associated with streptococcal infections (PANDAS): an evolving concept/ Macerollo A., Martino D.// Tremor Other Hyperkinet Mov (NY) - 2013.

4. Revised Treatment Guidelines Released for Pediatric Acute Onset Neuropsychiatric Syndrome (PANS/PANDAS) – 2017.

Тики у детей – внезапные повторяющиеся движения, возникающие из-за непроизвольного сокращения различных мышечных групп. Проявляются навязчивыми мимическими, моторными и вокальными действиями: морганием, зажмуриванием, подергиванием носом, ртом, плечами, пальцами, кистями, поворачиваниями головы, приседаниями, подпрыгиваниями, вздрагиваниями, покашливаниями, шумным дыханием, произнесением звуков, слов. Комплексная диагностика включает осмотр невролога, консультацию психиатра, психодиагностическое обследование. Лечение основано на соблюдении дневного режима, психотерапии, психокоррекции, приеме медикаментов.

Тики у детей

Общие сведения

Тики у детей

Причины тиков у детей

Гиперкинезы развиваются как результат комплексного воздействия биологических и внешних факторов. С рождения у ребенка существует определенная предрасположенность (биологическая основа) к данной патологии, которая реализуется под влиянием заболеваний, стрессов и других негативных воздействий. Причины гиперкинезов у детей могут быть разделены на следующие группы:

  • Нарушения внутриутробного развития. Результатом гипоксии, инфекции, родовой травмы становится дисбаланс корково-подкорковых связей. При воздействии неблагоприятных факторов он проявляется тиками.
  • Отягощенная наследственность. Заболевание передается по аутосомно-доминантному типу. Поскольку мальчики болеют чаще, предполагается зависимость от пола пациентов.
  • Стрессовые ситуации. Провоцирующим фактором может стать школьная дезадаптация, повышенная учебная нагрузка, увлечение компьютерными играми, семейные конфликты, развод родителей, госпитализация. Заболеваемость увеличивается во время возрастных кризисов.
  • Черепно-мозговые травмы. Тики могут являться отдаленными последствиями травматического повреждения ЦНС. Наиболее характерны гиперкинезы моторного типа.
  • Некоторые заболевания. Нередко длительные болезни с симптомами, включающими двигательный компонент, приводят к формированию тиков. Например, после респираторных инфекций наблюдаются покашливания, шмыганье носом, горловые звуки.
  • Психоневрологические патологии. Тики развиваются у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, церебрастеническим синдромом, тревожными расстройствами. Гиперкинезы дебютируют на фоне обострений основного заболевания.

Патогенез

Патогенетическая основа тиков продолжает исследоваться. Центральное место отводится функциям базальных ганглиев. Основные из них – хвостатое ядро, бледный шар, субталамическое ядро, черная субстанция. В норме они находятся в тесном взаимодействии с лобными долями коры больших полушарий, лимбическими структурами, зрительными буграми и ретикулярной формацией. Связь подкорковых ядер и лобных отделов, отвечающих за контроль действий, обеспечивается дофаминергической системой. Снижение уровня дофамина, нарушения нейронной передачи в подкорковых ядрах проявляются дефицитом активного внимания, недостаточной саморегуляцией двигательных актов, расстройством произвольности моторики. Функционирование дофаминергической системы нарушается в результате внутриутробного поражения ЦНС, наследственных изменений метаболизма дофамина, стрессов, ЧМТ.

Классификация

Тики у детей классифицируют с учетом нескольких факторов. По этиологии гиперкинезы разделяют на первичные (наследственные), вторичные (органические) и криптогенные (возникающие у здоровых детей). По симптоматике – на локальные, распространенные, вокальные, генерализованные. В зависимости от тяжести болезни различают единичные и серийные тики, тикозный статус. В соответствии с Международным классификатором болезней по характеру течения выделяют:

  • Транзиторные тики. Носят характер локальных и распространенных гиперкинезов. Проявляются как подмигивания, лицевые подергивания. Полностью проходят в течение года.
  • Хронические тики. Представлены моторными гиперкинезами. Подразделяются на три подтипа: ремиттирующий – обострения сменяются полным регрессом или локальными единичными тиками при нагрузках; стационарный – стойкие гиперкинезы на протяжении 2-4 лет; прогредиентный – отсутствие ремиссий, формирование тикозных статусов.
  • Синдром Туретта. Другое название – комбинированные вокальные и множественные моторные тики. Заболевание начинается в детском возрасте, выраженность симптомов уменьшается к концу подросткового периода. В легкой форме тики продолжаются у взрослых.

Симптомы тиков у детей

Локальные (фациальные) тики – гиперкинезы, захватывающие одну группу мышц. Среди проявлений в 69% случаев наблюдаются учащенные моргания. Реже встречаются зажмуривания, подергивания плеча, крыльев носа, уголков рта, наклоны головы. Моргания устойчивы, периодически сочетаются с другими лицевыми тиками. В зажмуриваниях преобладает дистонический компонент (тонус). Отличительная черта лицевых тиков – они практически не замечаются детьми, не мешают им в повседневных делах. По тяжести клинической картины локальные тики чаще являются единичными.

При распространенных гиперкинезах патологическим движением охвачено несколько групп мышц: лицевые, мышцы головы и шеи, плечевого пояса, верхних конечностей, живота, спины. Обычно тики дебютируют морганием, позже присоединяется заведение взора, подергивания рта, зажмуривания, наклоны и поворачивания головы, подъем плеч. Течение и тяжесть симптомов различны – от единичных транзиторных до хронических с развитием тикозного статуса в обострении. Дети испытывают трудности при выполнении заданий, требующих повышенной концентрации, вызывающих эмоциональное напряжение (тревогу, страх). Возникают проблемы при письме, сборе мелких деталей конструктора, длительном чтении.

Озвучивание ругательств называется копролалией. Беспрерывное повторение целых слов и обрывков – эхолалией. Вокализмы проявляются единичными, серийными и статусными тиками. Усиливаются при утомлении, после эмоциональных и умственных нагрузок, негативно сказываются на социальной адаптации ребенка – произнесение не соответствующих ситуации слов, ругательств ограничивает активность в общении, препятствует установлению новых контактов. В тяжелых случаях пациент неспособен посещать школу, общественные места.

При болезни Туретта клиническая картина определяется возрастом ребенка. Заболевание дебютирует в возрасте от 3 до 7 лет. Первично возникают лицевые тики, подергивания плеч. Гиперкинезы распространяются на верхние и нижние конечности, отмечаются повороты и запрокидывание головы, разгибание/сгибание кистей, пальцев, тонические сокращения мышц спины, живота, приседания, подпрыгивания. Через 1-2 года присоединяются вокализмы. Редко голосовые тики предшествуют моторным. Пик симптоматики наблюдается с 8 до 11 лет. Развиваются серийные, статусные гиперкинезы. При обострениях дети не могут ходить в школу, нуждаются в помощи, бытовом обслуживании. К 12-15 годам заболевание переходит в резидуальную стадию с локальными и распространенными тиками.

Осложнения

К осложнениям приводят тяжелые формы гиперкинезов – серийные тики, тикозные статусы, хроническое прогредиентное течение. У детей формируются нарушения восприятия, снижение функций произвольного внимания, затрудняется координация движений, выработка двигательных навыков. Развивается школьная неуспеваемость – пациенты с трудом осваивают письмо, плохо воспринимают новый материал, имеют проблемы с запоминанием. Отставание в учебе дополняется социальной дезадаптацией – мышечные подергивания, непроизвольные движения, вокализмы становятся причиной насмешек, отстраненности сверстников.

Диагностика

Диагностика тиков у детей проводится группой специалистов – неврологом, психиатром, психологом. Объем диагностических мероприятий определяется индивидуально при первой врачебной консультации. Полученные данные используются для дифференциальной диагностики, составления прогноза течения болезни, подбора наиболее эффективных способов лечения. Комплексное обследование включает:

  • Опрос, осмотр невролога. Врач уточняет анамнез (осложнения беременности, родов, наследственную отягощенность), расспрашивает о начале заболевания, нарастании, частоте, выраженности симптомов, наличии сопутствующих неврологических патологий. При осмотре оценивает общее состояние, двигательные функции, рефлексы, чувствительность.
  • Беседу с психиатром. Специалист акцентирует внимание на психическом развитии и психологических особенностях ребенка. Определяет связь дебюта гиперкинезов со стрессовой ситуацией, чрезмерными эмоциональными нагрузками, методом воспитания, семейными конфликтами.
  • Психодиагностическое исследование. Психолог проводит исследование эмоционально-личностной и когнитивной сферы ребенка, используя проективные методы (рисуночные тесты), опросники, тесты на интеллект, внимание, память, мышление. Результаты позволяют предположить течение заболевания, выявить провоцирующие факторы.
  • Инструментальное исследование. Дополнительно врач-невролог может назначить ЭЭГ, МРТ головного мозга. Итоговые данные необходимы для дифференциального диагноза.

Специалисты дифференцируют тики с дискинезиями, стереотипиями, компульсивными действиями. Отличительные признаки тикозных гиперкинезов: ребенок способен повторить, частично контролировать движения, симптомы редко возникают при произвольном, целенаправленном действии, их выраженность усиливается к вечеру, при усталости, утомлении, эмоциональном напряжении. При увлеченности пациента тики практически полностью исчезают.

Лечение тиков у детей

Терапия гиперкинезов реализуется в рамках комплексного дифференциального подхода. Подбор методов лечения определяется формой заболевания, выраженностью симптомов, возрастом больного. Основные задачи – сократить частоту и выраженность симптомов, улучшить социальную адаптацию ребенка, скорректировать познавательные функции. Используются следующие методы:

Прогноз и профилактика

Прогноз тиков определяется тяжестью заболевания, возрастом дебюта. Благоприятный исход более вероятен у детей, заболевших в 6-8 лет, при правильном лечении гиперкинезы исчезают за 1 год. Раннее начало с первыми симптомами в 3-6 лет характерно для течения патологии до конца подросткового возраста. Профилактика заключается в организации правильного режима, чередовании отдыха и труда, сокращении времени игр на компьютере, просмотра фильмов, телепередач. Важно предупреждать ситуации стресса, своевременно лечить соматические болезни, не допуская перехода в хроническую форму.

На сервисе СпросиВрача доступна консультация детского невролога онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

фотография пользователя

Здравствуйте, возможно, его ещё что-то беспокоит, сплевывает, значит, может стекать слизь по задней стенки. Продолжайте промывать нос раствором морской воды, горло полощите мягкими травяными настойками, к примеру, календулой. Внутрь детям можно следующие растительные успокаивающие: ромашка, пустырник, липа, кипрей, мята. Заваривайте чаи. Пустырник есть в таблетках и готовая настойка : 30 капель три раза в сутки или можно приготовить самостоятельно настойку безспиртовую

фотография пользователя

Здравствуйте. Похоже на невроз навязчивых действий, такое бывает при нервном перенапряжении, после вирусных инфекций тоже может. Постарайтесь минимизировать гаджеты, телевизор, компьютер, хоть и сложно в карантинных условиях. Полноценный сон. Пока к неврологу очно попасть не можете пропейте Анвифен 125 мг по 1 капсуле 2 раза в день -1 неделю попейте посмотрите, если эффект недостаточен то по 1 капсуле - 3 раза в день - 1 месяц.

Спасибо большое за ваш ответ. Согласна с вашим диагнозом, но вот как-то страшно сразу такой серьезный препарат ребенку давать. Я ему сейчас даю пустырник и глицин. Скажите пожалуйста, можно ли сейчас пока ему подавать вот такой облегченный вариант, а потом уже если не поможет, то предложенный вами? Как вообще тики у детей себя ведут? Нужно сейчас купировать пока не развилось сильнее или можно надеяться, что само пройдет. Я в растерянности, не сталкивалась ещё с этим.

фотография пользователя

Да нет, препарат не страшный. Это ноотроп, улучшает в целом работу мозга. Да вполне можно глицин и пустырник, слабенькая схема , но можно. Неврозы, тики благоприятно протекает, порой сами проходят , достаточно ограничить гаджеты, стрессы и обеспечить хороший сон.

фотография пользователя

фотография пользователя

фотография пользователя

Болел в этот раз ребенок сильно,темп высокая 4 дня, жутчайший насморк. Так редко болеет Потом темп спала, и тут закрыли школу и нам пришлось в быстром темпе делать все уроки, которые мы пропустили. Он хорошо учится. Я подозреваю, что мы его перегрузили уроками, а он ещё не успел восстановиться после болезни.

А ещё во время болезни, он очень переживал, что возможно у него короновирус или пневмония. Видимо телевизор и средства массовой информации тоже сделали свое дело.

В школе мы учимся по ускоренной программе 1-3 начальная школа, а ещё куча допов, нагрузка у него достаточно большая была, но он со всем вроде бы справлялся. Не было ощущения, что как-то прям он устает. Всегда весёлый и довольный приходил из школы. А вот после болезни, такое началось.

фотография пользователя

фотография пользователя

фотография пользователя

фотография пользователя

Лучше все таки пропить курс анвифена или фенибут (если сможете купить в аптеке без рецепта)
Глицин и травы будут слабоваты, учитывая описание подробное вашей ситуации.
Это и перенесённая орви, и перегруз в школе, потом стрессовая ситуация связанная с нынешней тревожной ситуацией с коронавирусом,на которую ребёнок среагировал и появились страхи заболеть этой болезнью, плюс ваша семейная напряжённость, хронический стресс, как вы написали есть долги, все это слышит ребёнок от вас и от тв, даже если напрямую вы об этом не говорите. Поэтому спокойствие родителей превыше всего, оградите ребёнка от просмотра всех тревожных новостей, пусть смотрит детские фильмы, даже немного можно поиграть в планшете, начните поддерживать его эмоционально, говорите что все есть и будет хорошо и это все лишь временные трудности, которые закаляют характер. Старайтесь не говорить о его болезни и не обращать его внимание лишний раз не тики, ведите себя так как будто никаких тиков нет. Ну а таблетки пьёт для улучшения памяти чтобы легче справляться со школьными заданиями. Сами тоже можете пропить с ним лекарства, для него это будет поддержкой, что вся Семья едина и все вместе преодолеют эти временные трудности.

фотография пользователя

Здравствуйте! В дополнение к всему выше сказанному, с чем согласна, рекомендую как это будет возможно, сдать кровь на антистрептолизин-О, С-реактивный белок и ревматоидный фактор-для исключения стрептококковой инфекции, с которой бывает связано возникновение неврологических заболеваний у детей, проявляющихся тиками и навязчивыми расстройствами.

Спасибо огромное за ответ. В феврале мы сдавали мазок из носа и горла по причине непроходящих насморков. У нас обнаружился стрептокок в анализах. Это может как-то говорить об инфекции неврологической или это вообще разные вещи?

фотография пользователя

Стрептококковая инфекция, вызванная b-гемолитическими стрептококками группы А, – наиболее распространенная на сегодняшний день бактериальная инфекция, поражающая человеческий организм. Со стрептококковой инфекцией связано также возникновение неврологических заболеваний у детей, проявляющихся тиками и обсессивно-компульсивными расстройствами. В частности, могут появляться различные хореиформные гиперкинезы, тики, миоклонии и неврозоподобные навязчивые состояния у детей, ассоциированные с b-гемолитическим стрептококком группы А. Подобные случаи стали обозначать как синдром PANDAS (Pediatric autoimmune neuropsychiatric disorders associated with streptococcal infections) – детское аутоиммунное нейропсихиатрическое расстройство, ассоциированное со стрептококковой инфекцией. Связь со стрептококковой инфекцией есть. Обострение должно ассоциироваться со стрептококковой инфекцией, то есть с выявлением стрептококка в глотке и/или повышением титра антител к стрептококку.
Связь с неврологическими изменениями. Во время обострения у пациентов отмечаются изменения в неврологическом статусе. Наиболее часто наблюдаются гиперактивность и гиперкинезы (включая хореиформные движения).Лечится это внутривенным иммуноглобулином и курсом антибиотиков ( в частности из группы макролидов).

фотография пользователя

Это не неврологическая инфекция.Патогенезом данного заболевания считается аутоиммунная реакция, при которой антитела поражают нервные клетки

На сервисе СпросиВрача доступна консультация детского невролога онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

фотография пользователя

ЭЭГ делали. Врачи сказали всё хорошо. Учится на 4 и 5. В школе всё хорошо. Учительница нравится. Но в школу ходить не хочет. Ещё ходит в музыкальную школу. Там ему не нравится сольфеджио и учитель слишком строгий, часто ругается, по словам ребёнка. Тот день после каникул, был как раз его нелюбимым днём, когда должно быть сольфеджио и он пошёл спать расстроенный, что завтра его нелюбимый день и у него всё это началось. Но в школу он тоже ходить не хочет, хотя там всё в порядке.

фотография пользователя

фотография пользователя

Я думаю ребенка надо психологу показать. Снять лишние нагрузки .проверить ревмопробы.кал на гельминты пцр методом или обогащения з хкратно. Можно манев6 добавить к лечению месяца полтора.

А к какому лечению ? Кислота вальпроевая или фенибут, кортексин и пантогам. Магний б6 мы пропили месяц уже, нужно ещё?

фотография пользователя

Магний по хорошему ещё 2 Нед надо бы. Не уверена что нужен Кортексин он все таки возбуждать может.пантогам феннибут да. Насчёт вальпроевой утверждать не могу это чисто неврологический препарат.

Маргуба, Забыла ещё написать, что иногда ребёнок жалуется на боль в мышцах рук и слабость, что не может утром даже открыть зубную пасту.

фотография пользователя

фотография пользователя

Кальций фосфор крови .нелишне проверить работу щитовидной паращитовидных желез .сводите и к эндокринологу

фотография пользователя

фотография пользователя

Здравствуйте , головной мозг обследовали? После чего впервые начались эти тики? Стрессы, потрясения, изменения в питании был?

Анастасия, делали томографию головного мозга. Всё в норме. Ребёнок очень не хотел ходить в школу. Год назад развелись с мужем, но сын говорит, что по этому поводу совсем не переживает.

фотография пользователя

фотография пользователя

фотография пользователя

Здравствуйте. Загрузите фото выписки со стационара с результатами обследований. И заключений специалистов. Осматривал ребенка окулист, психолог?

фотография пользователя

Здравствуйте. Для лечения Тики у детей по стандарту применяется два препарат(базовая терапия):
1. Фенибут в дозе 250-1000мг/сут с учётом возраста, переносимость и эффективность.
2. Нейролептик(тиапридал): доза 25-100мг с учётом возраста переносимость и эффективность.
Лечение долгое иногда до 6 месяц, препараты сразу отменить нельзя возникает рецедив. После ремиссии симптомов можно постепенно отменить препарат.
Фенибут без рецепта, а тиапридал нейролептик строго по рецепту с учётом возраста.

фотография пользователя

Вы ещё кальций фосфор проверьте- сыворотки крови и сделайте ЭЭГ. И ребёнку срочно! Нужен хороший психолог. Просто очень срочно!

фотография пользователя

Добрый день! Проблема Тиков и невротических нарушений связано с психическим состоянием вашего ребёнка. Строгость преподавателя, трудности в учёбе могут подорвать ещё неокрепшую нервную систему малыша. Попробуйте на время отменить занятия, Создать более спокойную атмосферу для развития ребёнка, ходите вместе в бассейн- вода хорошо расслабляет и успокаивает, гуляйте на свежем воздухе. Также показаны комплексные витамины, ноотропные препараты курсами. Не переживайте, состояние скоро нормализуется

Анастасия, а в обычную школу ходить нужно? Наши неврологи говорят, что надо. Он не ходит уже весь январь.

фотография пользователя

Здравствуйте. Если ребенок так болезненно воспринимает сольфеджио попробуйте отменить пока эти занятия. И вам резко отменили первоначальные препараты, поэтому скорее всего такая резкая реакция пошла. И еще проверьте щитовид железу и паращитовидные железы

фотография пользователя

фотография пользователя

фотография пользователя

Конечно переживает. Это большое потрясение. Если есть возможность 28 дней отдохните с сыном в санатории с неврологическимпрофилем-соляные пещеры, массаж, ЛФК, бальнеотерапия,свежий воздух, физиолечение могут помочь

фотография пользователя

Пантогам ноотропный препарат фенибут тоже. Нельзя два ноотропный препарат сразу. Фенибут предпочтительнее.

фотография пользователя

фотография пользователя

Здравствуйте! Постарайтесь на время лечения и восстановления устранить все негативные моменты для ребенка, отмените занятия по музыке, по поводу школы, попробуйте оформить домашнее обучение, походите в бассейн, хорошо комплексное лечение в санатории. По поводу лечения нужно определиться с рекомендациями одного специалиста и принимать их длительно с постепенной отменой, часто менять и отменять препараты нельзя.

фотография пользователя

Да, конечно, школу посещать нужно. В жизни ребёнка будет ещё не один тяжёлый период. Не прятаться же в квартире месяцами из-за малейшего негативного опыта. Старайтесь окружить его любовью и лаской, отвлекайте от переживаний. Обычно к подростковому возрасту вся симптоматика проходит

фотография пользователя

Здравствуйте! Посмотрите пожалуйста в выписке, есть ли анализ крови на АСЛО, РФ. Если госпитализировались, то по стандарту положено-всегда при гиперкинезах исключить малую хорею.
По лечению- точно не нужен кортексин. Фенибут зря резко отменили, его нужнл постепенно снижать.
Сейчас, когда тики уже генерализованные фенибут с пантогамом не работают. Нужно подключать нейролептики. Только по рецепту врача, дозировка с минимальной, очень постепенно повышается до достижения эффекта, потом снижается- еще медленнее. Возможен длительный, несколько месяцев, приём.
Обязательна психокоррекция. Ответ психолога "органика" меня совсем не устраивает. Органика- это структурнве изменения, а у Вашего ребенка КТ без патологии, развитие не нарушено, какая "органика" может быть.

Читайте также: