Урок по биологии в 5 классе по в пасечник грибы паразиты

Обновлено: 13.05.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Токарева Е.В.

Предмет: Биология

Автор УМК: В.В. Пасечник "Биология 5 класс".

Тема: Грибы - паразиты

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: создать условия для расширения знаний о многообразии грибов-паразитов, значении их в природе и жизни человека, методах борьбы с ними и профилактике грибковых заболеваний, учить анализировать информацию, извлекать информацию из разных источников, преобразовывать её из одной формы в другую.

Изучаемые на уроке понятия: грибы - паразиты, головня, спорынья, гриб-трутовик.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними. Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.

структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения роли грибов; создавать модель грибной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц;

формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Содержательная часть урока

Учитель создаёт благоприятный психологический настрой на работу.

- Встаньте ровно и красиво.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

- Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Встают, приветствуют учителя

Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

ПознавательныеУУД: слушают учителя.

Регулятивные УУД: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

2. Проверка домашнего задания

Проблемная ситуация и актуализация знаний

Ваша задача, выполнить важные государственные задания.

Создаются 3 следственные группы(1, 2, 3 на столах таблички с номерами)

Задание первое: к нам поступило заявление с просьбой найти преступников.
Из заявления следует, что местонахождение одного из них и его особые приметы известны :
Под сосною у дорожки
Он стоит среди травы.
Ножка есть, но нет сапожка ,
Шляпка есть, нет головы.
Состав преступления:
Носит шляпку на ноге
Что-то прячет он в земле.
Что выясняется из заявления:
Если что-то прячет, значит краденное. Из отдельных частей тела, вам необходимо составить фоторобот преступника и подписать эти части.

Прошу следственные группы приступить к заданию. Собрать как можно больше информации об этом подозреваемом.

Каковы особые приметы шляпки гриба (пластинчатые или трубчатые).

Чем гриб питается? ( Готовыми органическими веществами )
В каких отношениях находится с деревьями? ( вступает в симбиоз)

Что такое симбиоз? ( сожительство двух организмов с пользой для обоих организмов)


Один преступник найден, первое дело раскрыто, здесь состав преступления отсутствует. Слайд 2


2 задание: а вот с остальными правонарушителями дело обстоит сложнее. Нам известно только, что там работает организованная группа. Чтобы раскрыть дело, необходимо будет определить не только их основные приметы, составить фоторобот и местонахождение, но и выяснить какова роль каждого в группировке. В ходе следствия нужно будет изучить (видеоматериал) и заполнить необходимые документы (таблица).
Информация для изучения предоставлена камерами наружного наблюдения. Следственным группам необходимо отметить, к какой группе грибов относятся представители, изображённые на слайде

1 группа собирает информацию о плесневых грибах; (5, 11)

2 группа собирает информацию о шляпочных грибах; (12467810 12)

3 группа собирает информацию о съедобных и ядовитых грибах.

(съедобные- 1 2 4 6 6 8 12; ядовитые – 9 10)

Проблемный вопрос: На слайде присутствуют грибы, не изучаемые до сегодняшнего дня. Под какими номерами они находятся? (3, 13)
К какому типу питания можно отнести данные грибы?

(сапротрофы или паразиты). Кто такие сапротрофы?

Кто такие паразиты?

Определите цель урока с помощью вопросов:

с чем? (познакомиться с грибами-паразитами),

что? (выяснить условия их жизни, питание, значение в природе и для человека),

как? (как происходит заражение),

какие? (какие меры борьбы с ними нужно использовать) (слайд 2).

выполняют задание в рабочих листах

Отвечают на вопросы

Смотрят на слайд

Участвуют в определении темы и цели урока

Коммуникативные УУД: работают в группах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог,

ЛичностныеУУД: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Регулятивные УУД: Умение ставить цель, планировать деятельность.

3. Изучение новой темы (10 – 12 мин)

А кто такие паразиты? Итак , грибы-паразиты – это грибы , питающиеся органическими веществами живого организма. Они тоже вступают в симбиоз с другими организмами, но только пользу получают сами, а другому организму приносят вред.

Грибы-паразиты могут поражать разные организмы, вызывая заболевания, большинство из них поселяется на различных растениях.

Наше следствие продолжается…

Сейчас поработаем в группах. Изучить информацию о грибе. Используя дополнительный материал, который находится у вас на столах, мы должны поближе познакомиться и как можно больше узнать о преступниках. Как они называются, какие органы организма они поражают, и какие меры борьбы с ними существуют. Информацию о них вы будите фиксировать в таблицу, которая есть в ваших листах. (4 мин. на каждого представителя)

Отвечают на вопрос

Работают с информацией в группах. Заполняют таблицу.

Общаются с соседом по парте

Личностные УУД:

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Коммуникативные УУД:

Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД:

Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Супер физкультминутка (видео)

5. Продолжение новой темы –

6. Обобщение полученных на уроке сведений

Учитель предлагает ученикам рассмотреть гриб спорынью и познакомиться с её внешним строением, используя лупу.

1. Какая проблема стояла перед вами в начале урока?

-Какие меры необходимо принимать, для предотвращения заражения грибковыми заболеваниями?

Работа с классом:

2. У меня на доске нарисовано дерево.

- Что можно сказать о его состоянии?

- Как вы это определили.

Помочь дереву освободиться от паразита могут ваши знания, полученные на сегодняшнем уроке. С обратной стороны каждого трутовика записаны вопросы, правильно ответив на которые, вы освободите дерево.

Пока мы занимались изучением грибов паразитов, к нам в отдел поступили жалобы от населения. Давайте, разберёмся с этими жалобами и выясним, какие это вредители?

Показания №1 фермера : все было прекрасно, и воды и солнца вдоволь. Зерно наливалось и поспевало на поле у меня. Да только однажды поехал я по делам и проезжая мимо своего пшеничного поля, увидел, что почернели колоски пшеницы, стоят в поле, как обугленные головешки. Пришла беда, погибла большая часть урожая. Как вы думайте, как назвали этот гриб?

Черные, созревшие споры гриба во время уборки урожая попадают на здоровое зерно и сохраняются на нем до посева. Вместе с зерном споры попадают в землю и прорастают в нити грибницы. Грибница проникает в проростки злаков и растет внутри стебля, питаясь его соком. Ко времени цветения пшеницы грибница головни достигает колоса. Разрастаясь, образуя массу спор разрушая зерновки.

Показания № 2 фермера : мало собрал я урожая пшеницы в тот год, но выручила рожь. Но когда в пищу жители моего села стали использовать ржаной хлеб, то у многих людей начались судороги, а иногда и наступала смерть.

Данный объект легко обнаруживается в период цветения: на колосьях среди зерновок хорошо заметны черно-фиолетовые рожки, выступающие из колоса. Объяснение: давайте обратимся к учебнику стр.82 учебника, 2 обзац. Какие выводы вы сделали, какое название носит этот гриб-паразит? -Почему заболели жители села?
-Что за черные рожки появились на колосках ржи?
-Как происходит заражение спорыньей?
-Докажите, что спорынья –гриб паразит.

Они состоят из плотно переплетенных гифов. Это стадия покоя гриба. В период созревания ржи они опадают на землю и зимуют под снегом. Весной на них образуются шаровидные головки красноватого цвета на длинных ножках. Созревание спор происходит во время цветения ржи. Попадая в муку, гриб способен вызывать сужение кровеносных сосудов и судороги мышц, а иногда и гибель.

Учитель: Выяснив причины заболеваний злаков и отравлений у людей, зная о размножении, развитии и условиях произрастания спорыньи и головни сформулируйте ответ на такой вопрос: как можно их уничтожить и не допустить заражения?

И наконец, показания 3 свидетеля: лесника.
Показания №3 лесника :
Спора данного гриба-паразита, попав на ранку в дереве, прорастает в грибницу и разрушает древесину. Через несколько лет образуются многолетние копытообразные плодовые тела. Они выделяют ферменты, разрушающие древесину и превращающие ее в труху.

Даже после гибели дерева гриб продолжает жить на мертвом субстрате (как сапротроф), ежегодно производя большое количество спор и заражая здоровые деревья. Поэтому погибшие деревья и плодовые тела таких грибов рекомендуется удалять из леса. Его название?

Цель: изучить строение грибов-паразитов.

Формировать УУД. изучить особенности строения грибов-паразитов.

Личностные УУД: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения роли грибов; создавать модель грибной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц;

Предметные УУД: Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними. Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.

Задачи урока:

  • познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ним;
  • научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.
ВложениеРазмер
griby-parazity.doc 71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: изучить строение грибов-паразитов.

Формировать УУД. изучить особенности строения грибов-паразитов.

Личностные УУД : формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Коммуникативные УУД : формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения роли грибов; создавать модель грибной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц;

Предметные УУД : Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними. Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.

  • познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ним;
  • научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.
  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

- Какую тему мы изучили на прошлых уроках? Давайте вспомним ещё раз изученный материал.

1. Первое задание. Вставьте пропущенное слово.

1. Грибы питаются …. (готовыми органическими) веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество-

. (хитин).
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью …. (грибницы или спор).
4. Тонкие белые нити гриба - …. (гифы).
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - …. (симбиоз).
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …..(грибокорень или

микориза).
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма

называются………(сапротрофы).
8. Дрожжи размножаются …….(почкованием).

2. Второе задание. Вставьте пропущенное слово (фронтальный опрос).

  1. Мукор – это гриб ….. (сапротроф).
  2. Пеницилл размножается …… (спорами).
  3. Споры мукора созревают в …… (спорангиях).
  4. Споры пеницилла созревают в … (в кисточках).
  5. Пеницилл – это ……(плесневый) гриб.

- Итак, что мы повторили? (строение, размножение, питание грибов).

- На какие группы по типу питания можно разделить грибы? (сапрофиты и паразиты).

- Какую из этих групп мы изучили? (сапрофиты). Что осталось неизученным? (грибы-паразиты).

- Определите тему урока (тема: грибы-паразиты).

- Определите цель урока с помощью вопросов: с чем? (познакомиться с грибами-паразитами), что? (выяснить условия их жизни, питание, значение в природе и для человека), как? (как происходит заражение), какие? (какие меры борьбы с ними нужно использовать).

- Прочитайте тему. Знакомо ли вам слово паразиты? Вспомните, какие организмы называют паразитами? ( организмы, питающиеся за счет живых организмов, нередко нанося им вред).

- Грибы-паразиты могут поражать разные организмы, но мы разберем только паразитов, поселяющихся на различных растениях. Сегодня вы работаете в группах. Сейчас, в течение 1 минуты распределите свои обязанности внутри группы: лидер, хранитель времени, докладчик, редактор-оформитель, оценщик. В ходе изучения вам будет нужно заполнить таблицу в ваших тетрадях (пустые таблицы выданы всем учащимся). Работаем следующим образом, каждая группа получает задание, на его выполнение дается 5 минут. После этого докладчик каждой группы рассказывает ваше выполненное задание. Остальные группы слушают и заполняют таблицу. Будьте внимательны при изучении нового материала.

Наносимый вред (ущерб)

Хлебные злаки: пшеница, овёс, ячмень, просо, кукуруза.

Наносит ущерб сельскому зерновому хозяйству. Снижает урожайность злаков или практически полностью уничтожает его.

Уничтожение спор, прилипших к посевному зерну ( центрифугирование). Обработка зерен перед посевом специальными препаратами (например, раствором формалина).

Луговые и хлебные злаки.

Снижает урожайность зерна. Споры гриба ядовиты и могут вызвать отравление.

Очистка зерна от рожков спорыньи. Уничтожение сорняков , с которых возможен переход спорыньи на злаки. Своевременная уборка урожая.

Сокращают сроки жизни деревьев, разрушая древесину. Разрушают деревянные постройки.

Усилить питание больного дерева.

Сдирание и сжигание плодового тела трутовика и обработка раны дерева. Вырубка деревьев – крайняя мера.

Листья и клубни картофеля, томата.

Наносит ущерб сельскому хозяйству. Вызывает порчу или гибель урожая.

Отбраковка больных клубней, томатов. Химическая обработка. Соблюдение правил уборки. Выбор сортов, устойчивых к фитофторе.

IV. Закрепление изученного.

- Предлагаю применить ваши знания о грибах:

Задание первое: отгадать загадки и расположить по группам: Паразиты или Плесневые грибы.

Паразит или плесневый

1) Весь грибок с пчелиный бок

А растет на весу и совсем не

2) Конское копыто – к дереву

3) Пока молод, он седой

А постареет – весь почернеет

4) Выросли на палочке

5) Это что за дело: просо обгорело.

И в метелках сажа,

И на листьях даже

1. Головня – это гриб, поражающий клубни картофеля (-)

2. Плодовое тело трутовика имеет форму рожка (-)

3. Грибные заболевания распространяются ветром, насекомыми (+)

4. Мукор – это гриб – паразит (-)

5. Фитофтора - это гриб, поражающий клубни картофеля, томат (+)

6. Спорынья – это плесневый гриб (-)

- Ну, а теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его.

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

У меня настроение…

- Каждая группа оцените работу своих членов команды.

VI. Домашнее задание: параграф 16 читать, таблицу в тетради выучить.

Задание: вставьте пропущенное слово.

1. Грибы питаются …. …………….. веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество - ………….
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью ….
4. Тонкие белые нити гриба - ….
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - ….
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …………………………………..
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма

называются………………..
8. Дрожжи размножаются …………………….

Задание: вставьте пропущенное слово.

1. Грибы питаются …. …………….. веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество - ………….
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью ….
4. Тонкие белые нити гриба - ….
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - ….
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …………………………………..
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма

называются………………..
8. Дрожжи размножаются …………………….

Задание: вставьте пропущенное слово.

1. Грибы питаются …. …………….. веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество - ………….
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью ….
4. Тонкие белые нити гриба - ….
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - ….
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …………………………………..
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма

называются………………..
8. Дрожжи размножаются …………………….

Задание: вставьте пропущенное слово.

1. Грибы питаются …. …………….. веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество - ………….
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью ….
4. Тонкие белые нити гриба - ….
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - ….
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …………………………………..
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма

называются………………..
8. Дрожжи размножаются …………………….

Сильный вред лесному, садовому и парковому хозяйствам причиняет гриб трутовик. Он провоцирует разрушение древесины. Заражение спорами происходит через повреждения в коре деревьев. Ломка ветвей, солнечные ожоги и многие другие факторы способствуют появлению ран. Споры попадают через проблемную зону и разрастаются в грибницу. Трутовик охватывает всю сердцевину дерева, разрушая ее и делая трухлявой. Появление плодовых тел на поверхности дерева происходит через несколько лет после инфицирования. Трутовик напоминает копыто по своей форме и бывает очень твердым. Паразиты деревьев могут располагаться один над другим, образовывая полочки. В нижней части трутовик имеет мелкие трубочки, в которых зреют споры. Живет гриб трутовик много лет и увеличивается в размерах с каждым годом. Трутовик значительно уменьшает продолжительность их жизни. После проникновения грибницы в древесину не представляется возможным остановить ее развитие. Зараженное дерево обязательно погибнет. Меры борьбы с паразитом — это недопущение повреждений коры и ветвей. Чтобы избавиться от опасности заражения других деревьев, гриб трутовик нужно сбить и сжечь.

Личностные УУД: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения роли грибов; создавать модель грибной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц;

Предметные УУД:Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними. Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.

Задачи урока:

· познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ним;

· научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.

- Какую тему мы изучили на прошлых уроках? Давайте вспомним ещё раз изученный материал.

. (хитин).
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью …. (грибницы или спор).
4. Тонкие белые нити гриба - …. (гифы).
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - …. (симбиоз).
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …..(грибокорень или

микориза).
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма

называются………(сапротрофы).
8. Дрожжи размножаются …….(почкованием).

2. Второе задание. Вставьте пропущенное слово (фронтальный опрос). (ВРЕМЯ = 3 минуты) (слайд 1).

1. Мукор – это гриб ….. (сапротроф).

2. Пеницилл размножается …… (спорами).

3. Споры мукора созревают в …… (спорангиях).

4. Споры пеницилла созревают в … (в кисточках).

5. Пеницилл – это ……(плесневый) гриб.

Итог:

- Итак, что повторили? (строение, размножение, питание грибов).

Проблемный вопрос:

- На какие группы по типу питания можно разделить грибы? (сапрофиты и паразиты).

- Какую из этих групп мы изучили? (сапрофиты). Что осталось неизученным? (грибы-паразиты).

- Определите тему урока (тема: грибы-паразиты). (слайд 2).

- Определите цель урока с помощью вопросов: с чем? (познакомиться с грибами-паразитами), что? (выяснить условия их жизни, питание, значение в природе и для человека), как? (как происходит заражение), какие? (какие меры борьбы с ними нужно использовать). (слайд 3).

- Прочитайте тему. Знакомо ли вам слово паразиты? Вспомните, какие организмы называют паразитами? (организмы, питающиеся за счет живых организмов, нередко нанося им вред). (ВРЕМЯ = 3 минуты).

- Грибы-паразиты могут поражать разные организмы, но мы разберем только паразитов, поселяющихся на различных растениях. Сегодня вы работаете в группах. Сейчас, в течение 1 минуты распределите свои обязанности внутри группы: лидер, хранитель времени, докладчик, редактор-оформитель, оценщик. В ходе изучения вам будет нужно заполнить таблицу в ваших тетрадях (пустые таблицы выданы всем учащимся). Работаем следующим образом, каждая группа получает задание, на его выполнение дается 5 минут. После этого докладчик каждой группы рассказывает ваше выполненное задание. Остальные группы слушают и заполняют таблицу. Будьте внимательны при изучении нового материала. (ВРЕМЯ = 2 минуты).

Наносимый вред (ущерб)

(слайд 4).

Хлебные злаки: пшеница, овёс, ячмень, просо, кукуруза.

Наносит ущерб сельскому зерновому хозяйству. Снижает урожайность злаков или практически полностью уничтожает его.

Уничтожение спор, прилипших к посевному зерну (центрифугирование). Обработка зерен перед посевом специальными препаратами (например, раствором формалина).

(слайд 5).

Луговые и хлебные злаки.

Снижает урожайность зерна. Споры гриба ядовиты и могут вызвать отравление.

Очистка зерна от рожков спорыньи. Уничтожение сорняков, с которых возможен переход спорыньи на злаки. Своевременная уборка урожая.

(слайд 6).

Сокращают сроки жизни деревьев, разрушая древесину. Разрушают деревянные постройки.

Усилить питание больного дерева.

Сдирание и сжигание плодового тела трутовика и обработка раны дерева. Вырубка деревьев – крайняя мера.

(слайд 7).

Листья и клубни картофеля, томата.

Наносит ущерб сельскому хозяйству. Вызывает порчу или гибель урожая.

Отбраковка больных клубней, томатов. Химическая обработка. Соблюдение правил уборки. Выбор сортов, устойчивых к фитофторе.

(ВРЕМЯ НА ОГЛАШЕНИЕ = 10 минут).

Закрепление изученного. (ВРЕМЯ = 5 минут).

- Предлагаю применить ваши знания о грибах:

Задание первое: отгадать загадки и расположить по группам: Паразиты или Плесневые грибы. (слайд 8).

Паразит или плесневый

1) Весь грибок с пчелиный бок

А растет на весу и совсем не

2) Конское копыто – к дереву

3) Пока молод, он седой

А постареет – весь почернеет

4) Выросли на палочке

5) Это что за дело: просо обгорело.

И в метелках сажа,

И на листьях даже

1. Головня – это гриб, поражающий клубни картофеля (-)

2. Плодовое тело трутовика имеет форму рожка (-)

3. Грибные заболевания распространяются ветром, насекомыми (+)

4. Мукор – это гриб – паразит (-)

5. Фитофтора - это гриб, поражающий клубни картофеля, томат (+)

6. Спорынья – это плесневый гриб (-)

- Ну, а теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его. (ВРЕМЯ = 5 минуты). (слайд 10).

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

У меня настроение…

- Каждая группа оцените работу своих членов команды. (ВРЕМЯ = 1 минута).

Домашнее задание: параграф 16 читать, таблицу в тетради выучить. (ВРЕМЯ = 1 минута). (слайд11).Итого времени = 45 минут.

Задание: вставьте пропущенное слово.

1. Грибы питаются …. …………….. веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество - ………….
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью ….
4. Тонкие белые нити гриба - ….
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - ….
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …………………………………..
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма

называются………………..
8. Дрожжи размножаются …………………….

Задание: вставьте пропущенное слово.

1. Грибы питаются …. …………….. веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество - ………….
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью ….
4. Тонкие белые нити гриба - ….
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - ….
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …………………………………..
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма

называются………………..
8. Дрожжи размножаются …………………….

Задание: вставьте пропущенное слово.

1. Грибы питаются …. …………….. веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество - ………….
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью ….
4. Тонкие белые нити гриба - ….
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - ….
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …………………………………..
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма

называются………………..
8. Дрожжи размножаются …………………….

Задание: вставьте пропущенное слово.

1. Грибы питаются …. …………….. веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество - ………….
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью ….
4. Тонкие белые нити гриба - ….
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - ….
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …………………………………..
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма

называются………………..
8. Дрожжи размножаются …………………….

Наносимый вред (ущерб)

Наносимый вред (ущерб)

Наносимый вред (ущерб)

Наносимый вред (ущерб)

1. Головня – это гриб, поражающий клубни картофеля.

2. Плодовое тело трутовика имеет форму рожка.

3. Грибные заболевания распространяются ветром, насекомыми.

4. Мукор – это гриб-паразит.

5. Фитофтора – это гриб, поражающий клубни картофеля, томата.

6. Спорынья – это плесневый гриб.

1. Головня – это гриб, поражающий клубни картофеля.

2. Плодовое тело трутовика имеет форму рожка.

3. Грибные заболевания распространяются ветром, насекомыми.

4. Мукор – это гриб-паразит.

5. Фитофтора – это гриб, поражающий клубни картофеля, томата.

6. Спорынья – это плесневый гриб.

1. Головня – это гриб, поражающий клубни картофеля.

2. Плодовое тело трутовика имеет форму рожка.

3. Грибные заболевания распространяются ветром, насекомыми.

4. Мукор – это гриб-паразит.

5. Фитофтора – это гриб, поражающий клубни картофеля, томата.

6. Спорынья – это плесневый гриб.

1. Головня – это гриб, поражающий клубни картофеля.

2. Плодовое тело трутовика имеет форму рожка.

3. Грибные заболевания распространяются ветром, насекомыми.

4. Мукор – это гриб-паразит.

5. Фитофтора – это гриб, поражающий клубни картофеля, томата.

6. Спорынья – это плесневый гриб.

Обязанности внутри группы

Фамилия Имя учащегося

Оценка (ставится в конце урока)

Обязанности внутри группы

Фамилия Имя учащегося

Оценка (ставится в конце урока)

Обязанности внутри группы

Фамилия Имя учащегося

Оценка (ставится в конце урока)

Обязанности внутри группы

Фамилия Имя учащегося

Оценка (ставится в конце урока)

Раздаточный материал

(Головня).

Раздаточный материал

(Спорынья).

Раздаточный материал

(Трутовик).

Сильный вред лесному, садовому и парковому хозяйствам причиняет гриб трутовик. Он провоцирует разрушение древесины. Заражение спорами происходит через повреждения в коре деревьев. Ломка ветвей, солнечные ожоги и многие другие факторы способствуют появлению ран. Споры попадают через проблемную зону и разрастаются в грибницу. Трутовик охватывает всю сердцевину дерева, разрушая ее и делая трухлявой. Появление плодовых тел на поверхности дерева происходит через несколько лет после инфицирования. Трутовик напоминает копыто по своей форме и бывает очень твердым. Паразиты деревьев могут располагаться один над другим, образовывая полочки. В нижней части трутовик имеет мелкие трубочки, в которых зреют споры. Живет гриб трутовик много лет и увеличивается в размерах с каждым годом. Трутовик значительно уменьшает продолжительность их жизни. После проникновения грибницы в древесину не представляется возможным остановить ее развитие. Зараженное дерево обязательно погибнет. Меры борьбы с паразитом — это недопущение повреждений коры и ветвей. Чтобы избавиться от опасности заражения других деревьев, гриб трутовик нужно сбить и сжечь.

Раздаточный материал

(Фитофтора).

Раздаточный материал

(Фитофтора).

Раздаточный материал

(Фитофтора).

Урок биологии по теме "Грибы-паразиты" в 5 классе разработан с учетом уровня развития школьников и возможностей кабинета биологии.

ВложениеРазмер
tehnologicheskaya_karta_uroka_biologii_v_5_klasse_po_teme.docx 33.22 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель : Разгуляева Анна Игоревна

Базовый учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2015.

Тема урока: Грибы-паразиты

Место урока в тематическом планировании: №19

Используемая технология: ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве.

  • знать особенности строения и жизнедеятельности грибов-паразитов;
  • называть представителей грибов, паразитирующих на растениях и животных;
  • знать заболевания человека, вызываемые грибами-паразитами;
  • уметь различать и называть возбудителей грибковых заболеваний растений;
  • знать значение грибов-паразитов в природе и жизни человека.
  • давать определения понятий;
  • сравнивать и делать выводы на основе сравнения;
  • устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.
  • организовывать выполнение заданий по установленному плану;
  • представлять результаты своей работы;
  • осуществлять рефлексию своей деятельности.
  • формулировать вопросы и отвечать на них;
  • уметь работать в паре и группе;
  • уметь вести диалог в открытой и доброжелательной форме.
  • проявление познавательного интереса к изучению живой природы;
  • готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • владение интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы);
  • осознание единства и целостности окружающего мира;
  • чувство гордости за российскую биологическую науку.

Оценка результатов деятельности

момент (1 минута)

Создать благоприятный психологический настрой на работу. Подготовка к продуктивной работе на уроке.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка психологического настроя.

Здравствуйте, улыбнитесь. У нас все получится.

Подготовка школьных принадлежностей к уроку. Приветствие учителя.

Умение подготовить рабочее место для занятий.

Формирование положительного эмоционального настроя на урок.

На парте все готово к уроку.

2. Проверка домашнего задания

Проверка степени усвоения содержания учебного материала.

1. Какие плесневые грибы могут быть причиной порчи продуктов?

2. Какое строение имеет мукор?

3.Есть ли сходство между строением мукора и шляпочными грибами?

4. Что вы знаете об открытии пенициллина?

5. Как человек использует антибиотики?

6. Какое строение имеют клетки дрожжей?

7.Как размножаются дрожжи?

8. Как человек использует дрожжи?

Учащиеся рассказывают о плесневых грибах и дрожжах, используя самостоятельно подобранные материалы.

Отвечающий озвучивает свой ответ на вопрос. Остальные учащиеся осуществляют самоконтроль и корректируют ответы по необходимости.

Умение воспринимать информацию на слух.

Построение речевого высказывания.

Умение соблюдать дисциплину на уроке.

Правдивость в оценке собственных знаний.

Учащийся выслушивает устное комментирование собственных результатов в сравнении с самооценкой. Если оценки учителя и ученика не совпадают, учащийся получает рекомендации: поработать над темой. Оценки выставляются в журнал и в дневник.

3. Актуализация субъективного опыта учащихся

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Обеспечение мотивации ученика.

Учитель показывает обучающимся яблоко с пятнами парши, гербарные листы.

Встречались ли вам такие растения?

Как вы думаете, что с ними произошло?

Так какая тема сегодня будет нами рассмотрена на уроке?

Какую цель мы будем преследовать изучая данную тему?

Предложение ученикам спланировать свою работу на уроке.

Какие вопросы мы могли бы изучить по данной теме?

Учитель направляет деятельность учеников, помогает сформулировать тему, цель и план работы.

Отвечают на вопросы.

Записывают тему в тетради.

Определяют цели урока.

Составление плана работы по изучению новой темы.

Умение оформлять свои знания в устной форме.

Умение ставить цель и планировать свою деятельность на уроке.

Устная оценка учителя.

Проверка правильности оформления темы, цели и плана работы в тетради.

4. Изучение новых знаний и способов деятельности

Мотивация к восприятию новых знаний.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы.

1. Расширение знаний.

Рассказ учителя, раскрывающий основные понятия новой темы.

Демонстрация слайдов презентации:

Слайд 1 грибы-паразиты

Слайд 2 головня

Слайд 3 спорынья

Слайд 4 сравнение головни и спорыньи

Слайд 5 фитофтора

Слайд 6 фитофтора картофеля

Слайд 8 мучнистая роса

Слайд 9 серая гниль

Слайд 10 трутовик

Демонстрация наглядных пособий.

Давайте отправимся в небольшое путешествие с помощью просмотра видеофильма.

После просмотра фильма сделать выводы и провести краткое обсуждение.

Где обитает трутовик?

Какое строение у трутовика?

Назовите внешние признаки трутовика.

Как осуществляется размножение трутовика?

Каково значение трутовика в природе и жизни человека?

3. Практическая часть.

Внимание! Отложим ручки и тетради. Сейчас мы рассмотрим трутовик при помощи лупы.

Рассмотрите нижний слой трутовика. Что там находится: трубочки или пластинки?

смотрят слайды, записывают в тетрадь новую информацию при помощи слов, схем, рисунков.

Просмотр видеофильма и участие в обсуждении.

Выполняют исследовательскую работу в группе.

Формирование познавательного интереса.

Умение строить логические рассуждения.

Умение эстетически воспринимать объекты природы.

Умение работать в группе.

Умение работать с натуральными объектами и биологическим оборудованием.

Наблюдение за умением учеников воспринимать устную и видеоинформацию.

Учитель слушает ответы учеников и при необходимости корректирует и дополняет их.

Наблюдение за умением учеников работать в группе и осуществлять исследовательскую деятельность. Направление и одобрение учеников.

5. Первичная проверка понимания изученного (1 минута)

Усвоение учащимися нового способа действий

Есть ли у вас вопросы по полученной информации?

Все ли вам понятно?

У кого был опыт знакомства с грибами-паразитами?

Приводят примеры из жизни.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии.

Понимание необходимости полученных знаний.

Одобрение, поощрение и направление учеников на дальнейшую работу.

6. Закрепление пройденного материала

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемой темы.

Работа по учебнику и рабочей тетради.

Найдите определение терминов в учебнике, запишите термины в словарик.

Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Установление соответствия между текстом и иллюстрациями.

Письменная работа в тетради.

Умение работать с печатным текстом и иллюстрациями, выделять главное, давать определение понятий.

Организовывать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму.

Наблюдение за умением самостоятельной работы учащихся с текстом.

Устные комментарии и советы.

7. Обобщение и систематизация

Включить новый способ действий в систему знаний.

Организация заданий, в которых новый способ действий связан с ранее изученным материалом.

1. Кем по способу питания являются грибы-паразиты?

2. Какие растения чаще всего поражает гриб головня?

3. Какой гриб растет на деревьях?

4. Какой из этих грибов, скорее всего, появится на кукурузе?

5. Какой гриб при появлении оставляет на яблоках шелушащиеся темные пятна?

В) мучнистая роса

6. Какой из грибов при появлении образует белесый налет?

А) мучнистая роса

7. Какое значение имеют грибы-паразиты?

А) вызывают болезни

Б) используются в хлебопечении

В) применяются в медицине для получения антибиотика

Г) очищают воздух

8. Какой гриб по форме напоминает копыто?

9. Что случается с деревом после поселения трутовика?

А) ствол дерева трескается

Б) опадают листья

В) древесина становится трухлявой

Г) дерево сразу погибает

10. Если на растении появляются маленькие темные рожки, то какой гриб его поразил?

Ученики выполняют задания, применяя полученные знания.

Проверка и оценка работы в парах.

Умение работать с тестами.

Осознание потребности в справедливом оценивании своей работы и работы окружающих.

Умения применять полученные знания.

Умение работать в паре и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Наблюдение за включением учащихся в решение задач на повторение.

Наблюдение за умением учащихся организовывать взаимодействие при работе в паре.

Проверка правильности выполнения задания.

8. Домашнее задание (2 минуты)

Возможность применить и углубить знания.

1. Прочитать параграф 16 в учебнике и ответить на вопросы в начале и в конце параграфа.

2. Выучить термины, выделенные курсивом в тексте и основные понятия параграфа.

1. Выполнить задание для любознательных в конце параграфа 16.

3. По желанию учащиеся берут карточки с вопросами повышенного уровня.

Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенных вариантов. Запись домашнего задания в дневник.

Умение работать с разными источниками информации, производить ее поиск, анализировать и оценивать ее достоверность.

Умение работать по плану.

Проверка записи домашнего задания в дневник.

9. Подведение итогов учебного занятия (2 минуты)

Осознание методов построения и границ применения полученных знаний.

Какова была цель нашего урока?

Достиг ли урок поставленной цели?

Что нового вы узнали и чему научились?

В чем вы испытывали затруднения?

Как можно эти затруднения преодолеть?

Где вам могут пригодиться полученные знания?

Поделитесь ли вы полученными знаниями дома с родителями?

Ответы на вопросы.

Учащийся соотносит цель и результат учебной деятельности.

Намечает цель дальнейшей деятельности.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Планирование успешного сотрудничества.

Умение сверять свои действия с целью и самостоятельно исправлять свои ошибки.

Проверка правильности фиксации полученных знаний на уроке.

Оценка учащимися собственной учебной деятельности.

Учитель предлагает провести ученикам самооценку.

Самооценка собственной деятельности

Оценочный лист: ученик

Отвечал на вопросы

Работал в группе

Мне на уроке было интересно

Пригодятся полученные знания и умения

Контроль и оценка своей деятельности.

Самооценка на основе критерия успешности.

Адекватное понимание успешности или не успешности.

Проверка самооценки деятельности ученика.

Посмотреть психофизическое и эмоциональное состояние учащегося.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое.



Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке.


Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".

Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения.


Ознакомление учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строен.


Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес.


Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Личностные УУД : формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения роли грибов; создавать модель грибной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц; Предметные УУД: Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними. Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов

Задачи:

познакомить учащихся с особенностями строения и размножения грибов-паразитов, вызывающих болезни растений, животных, человека, и способами борьбы с ними;

воспитывать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей, домашний животных;

развивать навыки применения основных биологических методов: наблюдения, описания, сравнения.

Организационный момент

Приветствие учеников: Здравствуйте! Садитесь. Сегодня за окном весна и у всех прекрасное настроение. Давайте его плодотворно использовать сегодня на нашем уроке.

Актуализация знаний.

Учитель: - На прошлом уроке мы с вами изучали плесневые грибы и дрожжи. Давайте вспомним, что мы узнали. ( Приглашает 3 человека для индивидуальной работы с карточками).

Первое задание. Вставь пропущенное слово

1.Мукор – это гриб …..

3.Дрожжи – это ……. грибы, имеющие форму …….

2 задание. Вставь пропущенное слово:

1.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - ….
2.. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …..
3.. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма называются ….
Карточка №2

Первое задание. Вставь пропущенное слово
1. Известно около …. видов грибов.
2. Грибы питаются …. веществами.
3. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество-.

2 задание. Вставь пропущенное слово:

1. Дрожжи используют в ….

Споры пеницилла созревают в …

Пеницилл – это …… гриб.

Первое задание. Вставь пропущенное слово
1. Бесполое размножение грибов происходит с помощью ….
2. Споры пеницилла созревают в ….
3. Тонкие белые нити гриба - ….

2 задание. Вставь пропущенное слово:

3.Споры пеницилла созревают в …

4.Споры мукора созревают в ……

5. Дрожжи используют в …

Учитель: А пока ребята работают индивидуально, мы с вами вспомним, что мы изучали на прошлом уроке:

- Какие плесневые грибы могут вызвать порчу продуктов? ( мукор и пеницилл)

- Как и кем был открыт гриб пеницилл? ( домашняя заготовка, отвечает 1 ученик)

Ученик: В 1928 году бактериолог Александр Флеминг случайно сделал открытие гриба пеницилла. Виной всему оказались плохо помытые чашки Петри со следами бактерий, над которыми проводил опыты Флеминг. Он обратил внимание на то, что на чашках Петри с течением времени выросла плесень, которая убила известных Флемингу бактерий и разрослась сама.

В 1940 году во время Второй мировой войны английские ученые Флори и Шейн выделили вещество из плесени пеницилла и назвали его пенициллин. Опробировав его на больных людях, пришли к выводу, что этот препарат убивает многие инфекции. За, что были награждены Нобелевской премией мира..

Во время ВОВ в бомбоубежищах города Ленинграда на кусочках продуктов ( а город голодал) выращивали пеницилл, из которого впоследствии был сделан препарат пенициллин, спасших многие жизни бойцов, сдерживающих кольцо вокруг Ленинграда и получивших ранения, так как раны гноились и бойцы погибали от заражения.

Учитель: - Какое строение имеют клетки дрожжей? ( 1 ученик собирает из предложенных картинок на магнитной доске клетку дрожжей)

- Как человек использует дрожжи? ( винные для производства вина, пивные для производства пива, хлебные для выпечки хлеба)

- Как и кто открыл дрожжи? ( отвечает ученик- домашняя заготовка)

Ученик: Египтяне начали варить пиво и печь дрожжевой хлеб за 6000 лет до н.э.

Луи Пастер в 18 веке установил роль дрожжей в спиртовом брожении. Антонии ванн Левенгук увидел впервые дрожжи в оптический микроскоп. Эмиль Хрисиан Хансен впервые выделил чистую культуру дрожжей в 1881 году.

3. Постановка учебной задачи.

Подосиновик растет … ( под осиной). Подберезовик растет … ( под березой). Почему?

( Потому, что корни дерева образуют микоризу с грибницей гриба. Дерево дает грибу органические вещества, а гриб дереву минеральные.)

- Как называется такой тип взаимоотношений? ( симбиоз или полезное сожительство)

- Встречались ли вы с такими фруктами и овощами? Почему у них такой вид?

- Есть еще один тип взаимоотношений – паразитизм, когда один живет за счет другого и приносит ему вред.

- Нет живых организмов, на которых бы не паразитировали грибы, даже на человеке и животных.

- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? ( грибы -паразиты)

- Какую цель перед собой мы поставим на уроке? ( изучить грибы- паразиты)

4. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие нового знания.

Читайте также: