Влади мир i святосла вич

Обновлено: 26.04.2024

Влади́мир I Святосла́вич (др.-русск. Володимеръ Свѧтъславь [1] , ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.

Стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988 или 989 году выбрал православие в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный; день памяти в русском православии — 15 июля по Юлианскому календарю.

Содержание

Происхождение и воспитание

Год рождения Владимира не известен. Его отец Святослав родился в 942, а старший сын Владимира Вышеслав — около 977, откуда историки выводят год рождения Владимира 960-й с точностью до нескольких лет. Как сообщают поздние источники XVI века Никоновская и Устюжская летописи, Владимир Святославич родился в селе Будутине под Псковом, куда разгневанная Ольга отослала Малушу. [3]

О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его занимался скорее всего дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было доверять воспитание наследников членам старшей дружины.

Княжение в Новгороде

По Повести временных лет Владимир среди сыновей Святослава был третьим по старшинству после Ярополка и Олега. Выдвигалась также гипотеза, что на самом деле он был вторым (старше Олега), так как получил от отца при его уходе на войну с Византией в 970 году важный Новгород, в то время как Олег довольствовался Древлянской землёй с центром в Овруче. [4] Наставником и воеводой юного Владимира в Новгороде стал Добрыня.

Скандинавские саги рассказывают о том, как будущий король Норвегии Олаф I Трюггвасон провел детство и юность в Новгороде. Мать Олафа, Астрид, бежала от убийц мужа в Новгород к Владимиру, у которого служил её брат Сигурд, но по дороге она с ребенком была захвачена разбойниками в Эстонии. Сигурд, собирая налоги в Эстонии по повелению Владимира, встретил случайно Олафа и выкупил его из рабства. Олаф рос под покровительством Владимира, позже был взят в дружину, где пользовался популярностью среди воинов.

Киевское княжение

Приход на киевский престол

Тем временем Владимир в Скандинавии набрал с Добрыней варяжское войско и в 980 году вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка.

Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью варяжского правителя города Рогволода. Его дочь Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны. Затем с большим войском осадил Киев, где заперся Ярополк. По версии летописи воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родня, запугав мятёжом киевлян. В Родне Владимир заманил старшего брата на переговоры, где два варяга подымут Ярополка на мечи. Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню [5] , Владимир взял в наложницы.

Когда варяги потребовали себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами.

Языческое правление

Новый князь киевский (величался также древним титулом каган [7] ) принял меры к укреплению языческого культа. Воздвиг в Киеве пантеон [8] с идолами шести главных богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши), ввёл практику человеческих жертвоприношений богам. [9]

Так как есть косвенные сведения о симпатиях прежнего князя Ярополка к христианской вере и его контактах с латинским Западом, то весьма вероятно предположение о языческой реакции при Владимире, то есть борьбе с ранее утверждавшимся в Киеве христианством. Археологическим подтверждением этого может служить находка на месте Владимирова пантеона остатков каменного строения со следами фресковой живописи — по всей видимости, существовавшей при Ярополке церкви. Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Фёдор и Иоанн.

Повесть временных лет так передает образ жизни Владимира до крещения:

Летописец не указывает, остались ли наложницы у Владимира после крещения.

Крещение


Сведения о посольстве в Хорезм русского правителя Буладмира, желавшего, чтоб его страна приняла ислам, сохранились в арабских и персидских источниках. Так историк аль-Марвази (начало XII в.) сообщает:


Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский излагает историю крещения по другому. Против византийского императора Василия взбунтовался его военачальник Варда Фока, который одержал несколько побед.

По Яхъю соединённые силы русов и греков разгромили войска Фоки под Хрисополем [14] в конце 988 года, а в апреле 989 года союзники в сражении под Абидосом [15] покончили с Вардой Фокой. Арабский историк начала XIII века Ибн аль-Асир также сообщил о крещении русов в версии, близкой к Яхъю Антиохийскому, отнеся событие к 986 году, причём царь русов в его изложении сначала крестился, потом женился и тогда пошёл воевать с Вардой Фокой.

О размере русской военной помощи Византии и крещении сообщает также армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира:

В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени.


В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).

Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата. Епархия была создана также в Новгороде, а по некоторым данным — в Белгороде Киевском (не путать с современным Белгородом), Переяславле и Чернигове. Не препятствовал Владимир и деятельности западных проповедников. Когда его сын Святополк взял жену из Польши, вместе с ней в ок. 1000 г. прибыл Рейнберн, епископ Кольберга (Колобжега), позднее окончивший жизнь в темнице. [16] При помощи немецкого миссионера Бруно Кверфуртского, лично встречавшегося с Владимиром, в 1007 году была учреждена епархия у печенегов, по-видимому недолговечная.

Вместе с православными миссионерами на Русь рано проникали сторонники различных византийских ересей, в частности, богомильства. Из найденного в 2000 году Новгородского кодекса следует, что в 999 году некий монах Исаакий был поставлен попом в богомильской (или околобогомильской) общине в таком отдалённом уголке Руси, как Суздаль.

Военные походы


В 981 году (по другой версии, исходящей из более ранней даты вокняжения Владимира и политической обстановки в Польше — 979) Владимир воевал с польским князем Мешко I за приграничную Червенскую Русь. Завоевание Червена и Перемышля.

В 981—982 Владимир совершил поход на вятичей, который закончился обложением данью.

В 983 Владимир покорил балто-литовское племя ятвягов и установил контроль над Судовией, что открывало путь к Балтике.

В 984 Владимир совершил поход на радимичей, чьи земли лежали между Киевом и Новгородскими землями. Покорение радимичей объединило северные и южные регионы Руси.

В 988 году Владимир предположительно покорил земли Таманского полуострова и посадил своего сына Мстислава (Храброго) на княжение в Тмутаракани.

В 991 году поход в днестровские земли против белых хорватов.

В 992 успешная война с Польшей за Червенскую русь.

В 994—997 Владимир повторил поход против волжско-камских булгар и двинулся на Северный Кавказ.

Владимир вёл активную внешнюю политику: за время правления им было заключено множество договоров с правителями разных стран. Это были: Стефан I (король Венгрии), Болеслав I Храбрый (король Польши), Болеслав II (король Чехии), Сильвестр II (папа римский), Василий II (император Византии).

Законодательство и чеканка монеты


Большие города были устроены по-военному, образовали каждый цельный организованный полк, называвшийся тысячей, которая подразделялась на сотни и десятки. Тысячей командовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый князем тысяцкий, сотнями и десятками также выборные сотские и десятские.

Старцы, или старейшины, городские являются об руку с князем, вместе с боярами, в делах управления, как и при всех придворных торжествах, образуя как бы земскую аристократию рядом с княжеской служилой.

По летописи, Владимир поначалу и согласился с представлениями херсонесского духовенства о необходимости смертной казни, но потом, посоветовавшись с боярами и городскими старцами, установил наказывать преступников по старому обычаю, вирой. Некоторые исследователи считают, что Владимир пытался изменить порядок престолонаследия; см. ниже.


По монетам известен и княжеский знак Владимира — знаменитый трезубец, принятый в ХХ в. Украиной в качестве государственного герба. Выпуск монеты был обусловлен не действительными экономическими потребностями — Русь прекрасно обслуживалась византийской и арабской золотой и серебряной монетой, — а политическими целями: монета служила дополнительным знаком суверенитета христианского государя.

Культурно-социальная политика

Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси — что связано с Крещением. Как и многие другие прогрессивные реформы в земле Русской, проводилась она насильственно:

Учителями выступали не столько византийцы, сколько болгары, в том числе учившиеся на Афоне. Через поколение на Руси выросли уже замечательные мастера слова и знатоки литературы, такие, как один из первых русских писателей митрополит Иларион.

При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси, хотя первые сохранившиеся постройки относятся ко времени его сына Ярослава. Заложены города Владимир-на-Клязьме (990 г.), Белгород (991 г.), Переяславль (992 г.) и многие другие.

Семья и дети


Дети (всего 12 или 13 сыновей и не менее 10 дочерей):

От гречанки (по Татищеву Юлии), вдовы Ярополка Святославича (жена с ок.978):

    , князь туровский, затем киевский. Возможно был сыном не Владимира, а Ярополка Святославича, но Владимир признал его своим сыном.

От Адельи (по поздним, не вполне надёжным данным):

    , князь тмутараканский и черниговский, после успешной войны с Ярославом правитель половины Руси; умер в 1036, не оставив наследников. , князь смоленский (сведения об уделе Станислава не вполне надёжны). , князь псковский, в 1024—1059 в заточении, умер в 1063, пережив всех братьев.

От Мальфриды (по поздним данным): [19]

Неизвестно, от какой жены:

    , судя по языческому имени родился до крещения Владимира. (ум. 1087) (скорее всего она была дочерью от второго христианского брака) — женой короля Польши, Казимира I Восстановителя.

Кроме того, у Владимира было ещё несколько дочерей, неизвестных по имени. Всего дочерей Владимира на 1018 г. было в живых не менее девяти, как мы знаем из хроники Титмара. Точная судьба всех их неизвестна.

Польский историк Анджей Поппэ выдвинул весьма правдоподобную гипотезу, что жена новгородского посадника Остромира Феофана была дочерью Владимира I Святославича и Анны Византийской. Кроме того, возможно, дочерью Владимира была жена маркграфа Северной марки Бернхарда II Младшего фон Хальдеслебена (ум.1044).

Последние годы

В последние годы жизни Владимир, вероятно, собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису. Во всяком случае, именно Борису он доверил свою дружину. Двое старших из остававшихся в живых сыновей — Святополк туровский и Ярослав новгородский — почти одновременно восстали против отца в 1014 году. Заточив старшего, Святополка, под стражу, Владимир готовился к войне с Ярославом, когда внезапно заболел и скончался в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015.

Похоронен в Десятинной церкви в Киеве; мраморные саркофаги Владимира и его жены стояли посредине храма. Десятинная церковь разрушена монголами в 1240 году. В 1632—36 гг. в Киеве при разборе руин были обнаружены старые саркофаги, принятые митрополитом Петром Могилой за погребения Владимира и Анны, а затем после извлечения останков закопаны вновь. Идентификация гробницы (или гробниц) была произведена по надписи, которая однако явно позднего происхождения и содержит фактические противоречия (датировка от Рождества Христова и т. п.). Место погребения было заново раскопанно Н. Е. Ефимовым в 1826, действительно были найдены саркофаги, но не соответствующие описанию XVII века.

Останки (мощи), извлечённые из захоронения, были розданы в киевские и московский соборы и к настоящему времени оказались утрачены. Современные исследователи сомневаются в том, что это действительно были раки Владимира и Анны.

Память о Владимире Крестителе

Церковное почитание

Владимир
Владимир

почитается в Православной и Католической церкви
прославлен не позднее XIV века
в лике равноапостольного
день памяти 15 июля (по григорианскому и юлианскому календарю)
покровитель России, Украины
труды Крещение Руси

Согласно сербским Прологам XIV века, восходящим к древнерусским оригиналам середины XII века, официальное признание Владимира святым к середине XII века ещё не состоялось. [21] Русские летописи также умалчивают о канонизации Владимира Крестителя.

Первые надёжные сведения об официальном почитании Владимира как святого равноапостола относятся к XIV веку: все Прологи и богослужебные книги того времени имеют память св. Владимира под 15 июля. Ряд исследователей выдвигал гипотезу, что начало почитания могло быть связано с победой новгородцев в Невской битве (1240 г.), которая произошла 15 июля, но во многих древних списках [22] жития Александра Невского (ум. 1263) в перечне святых дня Невской битвы как раз отсутствует имя Владимира. Вероятно, канонизация могла состояться во 2-й половине XIII века, так как именно этим периодом времени датируется Пролог с вставкой из проложного жития святого Владимира. [21]

В 1635 митрополит Киевский Петр Могила обрел мощи Владимира из руин Десятинной церкви, что полагает начало почитанию его останков.

Поскольку князь Владимир жил до раскола христианской церкви (схизмы 1054), он почитается и католиками.

Русская Церковь совершает его память в день его преставления — 15 июля по Юлианскому календарю. В тот же день, 28 июля по Григорианскому календарю, празднуют ее римо-католики; св. Владимир считается покровителем украинских и российских католиков.

Былинный образ

Города, памятники, ордена

  • Владимир основал в 990 году и назвал в честь себя город Владимир, ныне областной центр Российской Федерации.
  • В X веке имя Владимира приобрел город Владимир-Волынский, ныне в Волынской области Украины.
  • В 1782 году императрица Екатерина II учредила Императорский орден Святого Равноапостольного Князя Владимира в 4 степенях.
  • В 1853 году князю Владимиру был поставлен памятник в Киеве. Первоначально идея, родившаяся в окружении киевского генерал-губернатора Дмитрия Бибикова, воздвигнуть памятник князю Владимиру на пустой высокой горе над новым центром города — Крещатиком, вызвала возражения Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова)[26] .
  • В 1957 году Русская православная церковь учредила орден Святого равноапостольного великого князя Владимира в 3 степенях.


Памятник Тысячелетие России, возведённый в Новгороде в 1862. В центре композиции изображён Рюрик с щитом, слева от него — Владимир Креститель.


Памятник Тысячелетие России, крупный план. Владимир Креститель держит в руке крест и попирает ногой идола Перуна


Князь Владимир на деньгах

Князь Владимир I изображен на трёх различных видах купюр Украины достоинством в 1 гривну (1995—2007) и двух монетах.


Украинская монета 1 гривна 2006 г.



Лицевая сторона украинской гривны

Князь Владимир в кинематографе

В 1993 году режиссер Юрий Томошевский снял полнометражный художественный фильм "Владимир Святой".

Был назначен отцом новгородским князем в 970 году. В 978 или 980 году захватил киевский престол после убийства брата Ярополка в междоусобной войне.

В 988 году взял византийский город Херсонес и поребовал у византийского императора его сестру себе в жёны. В качестве условия женитьбы принял христианство по греческому обряду, после чего сделал его государственной религией Киевской Руси.

За время правления имел большое количество детей от разных жен, что предопределило вторую междоусобицу на Руси после его смерти в 1015 году.

Правление князя Владимира I Святославича
980-1015 годы

Начало правления — междоусобица Святославичей

Началом первой междоусобицы на Руси, возникшей через 5 лет после смерти князя Святослава Игоревича, стало убийство Олегом Святославичем сына киевского воеводы Свенельда во время охоты. Свенельд воспользовался влиянием на молодого князя Ярополка и решил отомстить убийце сына.

Убийство Ярополка. Худ. Б. А. Чориков.

Краткая характеристика внутренней политики

Греческая культура стала проникать в жизнь восточных славян — строились храмы, открывались школы, впервые начинается чеканка монет. Недовольные политикой князя мигрируют в северном и северо-восточном направлениях.

Накопленные противоречия не позволили князю осуществить последнюю из задуманных реформ — вместо наследования по старшинству Владимир хотел назначить одного из любимых младших сыновей правителем Киева, но умер и старшие наследники развязяли междоусобицу.

Общая схема внутренней политики Владимира I Святославича

Кратко о сути и направлениях внешней политики

Целью внешней политики Владимира I Святославича было расширения влияния Киева во всех направлениях: конфликты с Польшей за пограничные земли и племена, походы на Волжскую Булгарию и хазар, борьба с печенегами и отношения с Византией — действия великого князя были устремены к границам государства из его центра, Киева.

В отличии от отца, Святослава Игоревича, князь Владимир чаще использовал дипломатию и при осуществлении вторжений в чужие земли предпочитал не заводить войска глубого в территорию противника, как результат — итоги его внешнеполитических едйствий были более стабильны, нежели у предшественника. В последние годы новый польский князь Болеслав I попытался было воевать с Владимиром, но вскоре был заключён мир, подкреплённый династическим браком между сыном киевского князя Святополком и неизвестной по имени дочерью Болеслава.

Внешняя политика Владимира I Святославича - карта с направлениями походов

Последние годы правления

Смерть и последствия

Владимир I Святославич умер 15 июля 1015 года, в своей загородной резиденции Берестове, под Киевом. Практически сразу после смерти князя началась вторая междоусобица на Руси — его сыновья начали бороться друг с другом за власть. Сначала киевский стол смог захватить Святополк Окаянный, согласно летописи пославший убийц к трём своим братьям: Борису, Глебу и Святославу Древлянскому.

Затем, после нескольких лет противостояния Ярослав Мудрый смог в 1019 году изгнать Святополка, и сам утвердился в Киеве, но был вынужден отстаивать свою власть в конфликтах с племяником Вячеславом Брячиславичем и братом Мстиславом Тмутараканским. Окончательный мир наступил лишь в 1026 году.

Схема - вторая усобица на Руси

Итоги и результаты правления

  • В результате междоусобицы 977-980 годов Владимир убил брата Ярополка и пришёл к власти.
  • В начале правления столкнулся с необходимостью подавлять восстания вятичей и радимичей.
  • После столкновения с волжскими булгарами был заключен мир, присходил обмен посольствами и в 1000 был заключён выгодный договый договор.
  • На хазар был совершён поход, однако закрепиться в низовьях Волги не получилось.
  • Сначала пытался сделать упор на язычество, затем принял христианство и крестил Русь, что вызвало религиозные конфликты.
  • Ради заключения первого династического брака между правящими домами Руси и Византии Владимир сделал христианство государственной религией, помог правителю Констнтантинополя подавить восстание Варды Фоки и совершал походы против дунайских болгар. Войдя в число христианских государств Русь преодолела цивилизационную изоляцию, греческая культура активно начала проникать в жизнь славян, а греки более рассчитывали не опасаться язычников-русов.
  • Владимир смог временно остановить натиск печенегов путем строительства оборонительных валов, основания городов-крепостей и переселения северных племён для охраны границ.
  • Ко времени правления Владимира относится начало чеканки монет на Руси.
  • Начавшееся противостояние с Польшей при жизни Владимира протекало успешно, однако после смерти князя поляки воспользовались междоусобицей, чтобы вернуть часть завоёванных им земель
  • Надеялся передать титул великого князя сыну Борису в обход существующей традиции наследования по старшинству, что стало одной из причин второй междоусобной войны на Руси.

Семья и личная жизнь

Подсчитать точное количество жен и тем более других связей Владимира I Святославича не представляется возможным — великий князь был слишком любвеобилен, согласно изложению летописца:

Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини — Вышеслава, а еще от одной жены — Святослава и Мстислава, а от болгарыни — Бориса и Глеба, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц [3] Вырезка из Повести Временных Лет о князе Владимире I Святославиче .

Согласно летописи всего у Святослава было трое сыновей: двое от венгерской княжны, и один от ключницы Малуши.

Жены и дети

От Предиславы, вдовы Ярополка Святославича — Святополк Окаянный

От Рогнеды, княжны Полоцка — Изяслав, Мстислав, Ярослав Мудрый, Всеволод, Предслава, Премислава, Мстислава.

187152_600

Владимир Ярославич ( 1020 — 4 октября 1052) — князь новгородский, сын великого князя Ярослава Мудрого и дочери первого христианского короля Швеции Олафа Шётконунга Ингегерды ( Ирины). Канонизирован Русской Православной Церковью в XV веке, как святой благоверный князь Владимир Ярославич Новгородский, память: 10 февраля по юлианскому календарю.

Владимир Ярославич был первенцем от заключенного в 1019 г. брака Ярослава и принцессы Ингигерды (Ирины). В новгородской традиции, фиксируемой не ранее 1-й пол. XIV в., матерью Владимира считается благоверная княгиня Анна, которая была, вероятно, 1-й супругой Ярослава. Ошибочное представление о Владимире как о сыне Анны возникло, вероятно, вследствие того, что с середины XI в. раки обоих находились рядом в новгородском Софийском соборе.

imp1448652018_

Согласно разным редакциям ПВЛ, с 1034 или с 1036 г. и до конца жизни Владимир Ярославич занимал новгородский стол в качестве наместника своего отца. В управлении княжеством ему помогали воевода Вышата и епископ Лука Жидята, впоследствии канонизированный, один из первых русских писателей. Известно, что Владимир был книжным человеком. В списках XV—XVI веков сохранилась Книга пророчеств, переписанная для него новгородским священником Упырем Лихим в 1047 году.

В следующем, 1043 году Владимир, по повелению отца, совершил свой наиболее известный поход — на Царьград (Константинополь). Причины русско-византийской войны остаются не выясненными, а ход ее восстанавливается по показаниям как русских летописей, так и иностранных источников — греческих (Михаил Пселл, Иоанн Скилица, Михаил Атталиат) и восточных (Ибн ал-Асир, Бар-Гебрей и др.)

003

Судьба же шести тысяч пеших воинов оказалась трагической: все они попали в плен к грекам, большая часть перебита, а остальные приведены в Константинополь и ослеплены (согласно другим источникам, им отрубили правые руки). И лишь три года спустя, по заключении мира, несчастные были отпущены домой.


Так, неудачей, закончился последний поход Руси на Царьград. Более о войнах Владимира Ярославича источники не сообщают. В 1044 году Владимир закладывает первый деревянный новгородский кремль, а в следующем, 1045 году по его повелению в Новгороде заложен каменный Софийский собор. Строительство было завершено в 1050 году, и, несомненно, возведение новгородского храма стало главным делом жизни новгородского князя.

После князя Владимира остался сын Ростислав. Согласно родословию князей, включенному в Воскресенскую летопись (XVI век), Владимир имел еще одного сына — Ярополка, однако его имя в других источниках не упоминается.

1350452545_149535_original-1

Святой благоверный князь Владимир Ярославич

VL_543

Князь Ярослав благославляет сына на княжение в Новгороде. Поставление на Новгородское епископство свт. Луки Жидяты. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 86 об.)

VL_530

Поход на Ямь. Мор коней в войске кн. Владимира. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30.Л. 88 об.)

VL_528

Сражение русских с греками. Возвращение кн. Владимира Ярославича с дружиной на Русь. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 89, низ)

novgorod_3027b1


Софийский собор в Новгороде Великом. Дореволюционная открытка.
Конец XIX — начало XX века. Изд. Табачного магазина В. С. Коршунова, Б.г. (Акц. О-во Гранберг в Стокгольме)

Лит.: Повесть временных лет; Новгородская Первая, Софийская Первая летописи.
Литаврин Г. Г. Пселл о причинах последнего похода русских на Константинополь в 1043 г. // Византийский временник. Т. 27. М., 1967; он же. Война Руси против Византии в 1043 г. // Исследования по истории славянских и балканских народов. Эпоха средневековья. Киевская Русь и ее славянские соседи. М., 1972; он же. Византия, Болгария, Древняя Русь. СПб., 2000. С. 214—276; Брюсова В. Г. Поражение или победа (О русско-византийской войне 1040-х гг.) // Брега Тавриды. 1991. № 1б.; Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора; Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. М., 2001; Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2005. С. 86—89.
Использованы материалы статьи Карпова А. Ю. Владимир Ярославич на сайте Слово.ру.

Влади́мир I Святосла́вич (др.-русск. Володимеръ Свѧтъславь [1] , ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.

Стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988 или 989 году выбрал православие в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный; день памяти в русском православии — 15 июля по Юлианскому календарю.

Содержание

Происхождение и воспитание

Год рождения Владимира не известен. Его отец Святослав родился в 942, а старший сын Владимира Вышеслав — около 977, откуда историки выводят год рождения Владимира 960-й с точностью до нескольких лет. Как сообщают поздние источники XVI века Никоновская и Устюжская летописи, Владимир Святославич родился в селе Будутине под Псковом, куда разгневанная Ольга отослала Малушу. [3]

О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его занимался скорее всего дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было доверять воспитание наследников членам старшей дружины.

Княжение в Новгороде

По Повести временных лет Владимир среди сыновей Святослава был третьим по старшинству после Ярополка и Олега. Выдвигалась также гипотеза, что на самом деле он был вторым (старше Олега), так как получил от отца при его уходе на войну с Византией в 970 году важный Новгород, в то время как Олег довольствовался Древлянской землёй с центром в Овруче. [4] Наставником и воеводой юного Владимира в Новгороде стал Добрыня.

Скандинавские саги рассказывают о том, как будущий король Норвегии Олаф I Трюггвасон провел детство и юность в Новгороде. Мать Олафа, Астрид, бежала от убийц мужа в Новгород к Владимиру, у которого служил её брат Сигурд, но по дороге она с ребенком была захвачена разбойниками в Эстонии. Сигурд, собирая налоги в Эстонии по повелению Владимира, встретил случайно Олафа и выкупил его из рабства. Олаф рос под покровительством Владимира, позже был взят в дружину, где пользовался популярностью среди воинов.

Киевское княжение

Приход на киевский престол

Тем временем Владимир в Скандинавии набрал с Добрыней варяжское войско и в 980 году вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка.

Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью варяжского правителя города Рогволода. Его дочь Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны. Затем с большим войском осадил Киев, где заперся Ярополк. По версии летописи воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родня, запугав мятёжом киевлян. В Родне Владимир заманил старшего брата на переговоры, где два варяга подымут Ярополка на мечи. Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню [5] , Владимир взял в наложницы.

Когда варяги потребовали себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами.

Языческое правление

Новый князь киевский (величался также древним титулом каган [7] ) принял меры к укреплению языческого культа. Воздвиг в Киеве пантеон [8] с идолами шести главных богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши), ввёл практику человеческих жертвоприношений богам. [9]

Так как есть косвенные сведения о симпатиях прежнего князя Ярополка к христианской вере и его контактах с латинским Западом, то весьма вероятно предположение о языческой реакции при Владимире, то есть борьбе с ранее утверждавшимся в Киеве христианством. Археологическим подтверждением этого может служить находка на месте Владимирова пантеона остатков каменного строения со следами фресковой живописи — по всей видимости, существовавшей при Ярополке церкви. Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Фёдор и Иоанн.

Повесть временных лет так передает образ жизни Владимира до крещения:

Летописец не указывает, остались ли наложницы у Владимира после крещения.

Крещение


Сведения о посольстве в Хорезм русского правителя Буладмира, желавшего, чтоб его страна приняла ислам, сохранились в арабских и персидских источниках. Так историк аль-Марвази (начало XII в.) сообщает:


Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский излагает историю крещения по другому. Против византийского императора Василия взбунтовался его военачальник Варда Фока, который одержал несколько побед.

По Яхъю соединённые силы русов и греков разгромили войска Фоки под Хрисополем [14] в конце 988 года, а в апреле 989 года союзники в сражении под Абидосом [15] покончили с Вардой Фокой. Арабский историк начала XIII века Ибн аль-Асир также сообщил о крещении русов в версии, близкой к Яхъю Антиохийскому, отнеся событие к 986 году, причём царь русов в его изложении сначала крестился, потом женился и тогда пошёл воевать с Вардой Фокой.

О размере русской военной помощи Византии и крещении сообщает также армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира:

В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени.


В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).

Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата. Епархия была создана также в Новгороде, а по некоторым данным — в Белгороде Киевском (не путать с современным Белгородом), Переяславле и Чернигове. Не препятствовал Владимир и деятельности западных проповедников. Когда его сын Святополк взял жену из Польши, вместе с ней в ок. 1000 г. прибыл Рейнберн, епископ Кольберга (Колобжега), позднее окончивший жизнь в темнице. [16] При помощи немецкого миссионера Бруно Кверфуртского, лично встречавшегося с Владимиром, в 1007 году была учреждена епархия у печенегов, по-видимому недолговечная.

Вместе с православными миссионерами на Русь рано проникали сторонники различных византийских ересей, в частности, богомильства. Из найденного в 2000 году Новгородского кодекса следует, что в 999 году некий монах Исаакий был поставлен попом в богомильской (или околобогомильской) общине в таком отдалённом уголке Руси, как Суздаль.

Военные походы


В 981 году (по другой версии, исходящей из более ранней даты вокняжения Владимира и политической обстановки в Польше — 979) Владимир воевал с польским князем Мешко I за приграничную Червенскую Русь. Завоевание Червена и Перемышля.

В 981—982 Владимир совершил поход на вятичей, который закончился обложением данью.

В 983 Владимир покорил балто-литовское племя ятвягов и установил контроль над Судовией, что открывало путь к Балтике.

В 984 Владимир совершил поход на радимичей, чьи земли лежали между Киевом и Новгородскими землями. Покорение радимичей объединило северные и южные регионы Руси.

В 988 году Владимир предположительно покорил земли Таманского полуострова и посадил своего сына Мстислава (Храброго) на княжение в Тмутаракани.

В 991 году поход в днестровские земли против белых хорватов.

В 992 успешная война с Польшей за Червенскую русь.

В 994—997 Владимир повторил поход против волжско-камских булгар и двинулся на Северный Кавказ.

Владимир вёл активную внешнюю политику: за время правления им было заключено множество договоров с правителями разных стран. Это были: Стефан I (король Венгрии), Болеслав I Храбрый (король Польши), Болеслав II (король Чехии), Сильвестр II (папа римский), Василий II (император Византии).

Законодательство и чеканка монеты


Большие города были устроены по-военному, образовали каждый цельный организованный полк, называвшийся тысячей, которая подразделялась на сотни и десятки. Тысячей командовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый князем тысяцкий, сотнями и десятками также выборные сотские и десятские.

Старцы, или старейшины, городские являются об руку с князем, вместе с боярами, в делах управления, как и при всех придворных торжествах, образуя как бы земскую аристократию рядом с княжеской служилой.

По летописи, Владимир поначалу и согласился с представлениями херсонесского духовенства о необходимости смертной казни, но потом, посоветовавшись с боярами и городскими старцами, установил наказывать преступников по старому обычаю, вирой. Некоторые исследователи считают, что Владимир пытался изменить порядок престолонаследия; см. ниже.


По монетам известен и княжеский знак Владимира — знаменитый трезубец, принятый в ХХ в. Украиной в качестве государственного герба. Выпуск монеты был обусловлен не действительными экономическими потребностями — Русь прекрасно обслуживалась византийской и арабской золотой и серебряной монетой, — а политическими целями: монета служила дополнительным знаком суверенитета христианского государя.

Культурно-социальная политика

Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси — что связано с Крещением. Как и многие другие прогрессивные реформы в земле Русской, проводилась она насильственно:

Учителями выступали не столько византийцы, сколько болгары, в том числе учившиеся на Афоне. Через поколение на Руси выросли уже замечательные мастера слова и знатоки литературы, такие, как один из первых русских писателей митрополит Иларион.

При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси, хотя первые сохранившиеся постройки относятся ко времени его сына Ярослава. Заложены города Владимир-на-Клязьме (990 г.), Белгород (991 г.), Переяславль (992 г.) и многие другие.

Семья и дети


Дети (всего 12 или 13 сыновей и не менее 10 дочерей):

От гречанки (по Татищеву Юлии), вдовы Ярополка Святославича (жена с ок.978):

    , князь туровский, затем киевский. Возможно был сыном не Владимира, а Ярополка Святославича, но Владимир признал его своим сыном.

От Адельи (по поздним, не вполне надёжным данным):

    , князь тмутараканский и черниговский, после успешной войны с Ярославом правитель половины Руси; умер в 1036, не оставив наследников. , князь смоленский (сведения об уделе Станислава не вполне надёжны). , князь псковский, в 1024—1059 в заточении, умер в 1063, пережив всех братьев.

От Мальфриды (по поздним данным): [19]

Неизвестно, от какой жены:

    , судя по языческому имени родился до крещения Владимира. (ум. 1087) (скорее всего она была дочерью от второго христианского брака) — женой короля Польши, Казимира I Восстановителя.

Кроме того, у Владимира было ещё несколько дочерей, неизвестных по имени. Всего дочерей Владимира на 1018 г. было в живых не менее девяти, как мы знаем из хроники Титмара. Точная судьба всех их неизвестна.

Польский историк Анджей Поппэ выдвинул весьма правдоподобную гипотезу, что жена новгородского посадника Остромира Феофана была дочерью Владимира I Святославича и Анны Византийской. Кроме того, возможно, дочерью Владимира была жена маркграфа Северной марки Бернхарда II Младшего фон Хальдеслебена (ум.1044).

Последние годы

В последние годы жизни Владимир, вероятно, собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису. Во всяком случае, именно Борису он доверил свою дружину. Двое старших из остававшихся в живых сыновей — Святополк туровский и Ярослав новгородский — почти одновременно восстали против отца в 1014 году. Заточив старшего, Святополка, под стражу, Владимир готовился к войне с Ярославом, когда внезапно заболел и скончался в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015.

Похоронен в Десятинной церкви в Киеве; мраморные саркофаги Владимира и его жены стояли посредине храма. Десятинная церковь разрушена монголами в 1240 году. В 1632—36 гг. в Киеве при разборе руин были обнаружены старые саркофаги, принятые митрополитом Петром Могилой за погребения Владимира и Анны, а затем после извлечения останков закопаны вновь. Идентификация гробницы (или гробниц) была произведена по надписи, которая однако явно позднего происхождения и содержит фактические противоречия (датировка от Рождества Христова и т. п.). Место погребения было заново раскопанно Н. Е. Ефимовым в 1826, действительно были найдены саркофаги, но не соответствующие описанию XVII века.

Останки (мощи), извлечённые из захоронения, были розданы в киевские и московский соборы и к настоящему времени оказались утрачены. Современные исследователи сомневаются в том, что это действительно были раки Владимира и Анны.

Память о Владимире Крестителе

Церковное почитание

Владимир
Владимир

почитается в Православной и Католической церкви
прославлен не позднее XIV века
в лике равноапостольного
день памяти 15 июля (по григорианскому и юлианскому календарю)
покровитель России, Украины
труды Крещение Руси

Согласно сербским Прологам XIV века, восходящим к древнерусским оригиналам середины XII века, официальное признание Владимира святым к середине XII века ещё не состоялось. [21] Русские летописи также умалчивают о канонизации Владимира Крестителя.

Первые надёжные сведения об официальном почитании Владимира как святого равноапостола относятся к XIV веку: все Прологи и богослужебные книги того времени имеют память св. Владимира под 15 июля. Ряд исследователей выдвигал гипотезу, что начало почитания могло быть связано с победой новгородцев в Невской битве (1240 г.), которая произошла 15 июля, но во многих древних списках [22] жития Александра Невского (ум. 1263) в перечне святых дня Невской битвы как раз отсутствует имя Владимира. Вероятно, канонизация могла состояться во 2-й половине XIII века, так как именно этим периодом времени датируется Пролог с вставкой из проложного жития святого Владимира. [21]

В 1635 митрополит Киевский Петр Могила обрел мощи Владимира из руин Десятинной церкви, что полагает начало почитанию его останков.

Поскольку князь Владимир жил до раскола христианской церкви (схизмы 1054), он почитается и католиками.

Русская Церковь совершает его память в день его преставления — 15 июля по Юлианскому календарю. В тот же день, 28 июля по Григорианскому календарю, празднуют ее римо-католики; св. Владимир считается покровителем украинских и российских католиков.

Былинный образ

Города, памятники, ордена

  • Владимир основал в 990 году и назвал в честь себя город Владимир, ныне областной центр Российской Федерации.
  • В X веке имя Владимира приобрел город Владимир-Волынский, ныне в Волынской области Украины.
  • В 1782 году императрица Екатерина II учредила Императорский орден Святого Равноапостольного Князя Владимира в 4 степенях.
  • В 1853 году князю Владимиру был поставлен памятник в Киеве. Первоначально идея, родившаяся в окружении киевского генерал-губернатора Дмитрия Бибикова, воздвигнуть памятник князю Владимиру на пустой высокой горе над новым центром города — Крещатиком, вызвала возражения Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова)[26] .
  • В 1957 году Русская православная церковь учредила орден Святого равноапостольного великого князя Владимира в 3 степенях.


Памятник Тысячелетие России, возведённый в Новгороде в 1862. В центре композиции изображён Рюрик с щитом, слева от него — Владимир Креститель.


Памятник Тысячелетие России, крупный план. Владимир Креститель держит в руке крест и попирает ногой идола Перуна


Князь Владимир на деньгах

Князь Владимир I изображен на трёх различных видах купюр Украины достоинством в 1 гривну (1995—2007) и двух монетах.


Украинская монета 1 гривна 2006 г.



Лицевая сторона украинской гривны

Князь Владимир в кинематографе

В 1993 году режиссер Юрий Томошевский снял полнометражный художественный фильм "Владимир Святой".

Владимир Святой

В истории каждого народа есть такой правитель, которого народ почитает как своего просветителя и устроителя своей духовной бытности. В русской истории таким человеком по праву считается Владимир I Святой (960-1015 гг.). Герой былин и сказаний, он вышел из зари российской истории язычником, просияв христианским просветителем Русской Земли.

Сын князя Святослава — Владимир появился на свет около 960 г. (точная дата нам не известна). Первоначально отец пожаловал Владимиру Новгород — согласно летописям, уже в 970 г.

Владимир был новгородским князем, когда от рук печенегов погиб его отец князь Святослав (972). Началась усобица между двумя старшими сыновьями — Ярополком и Олегом, в результате которой последний погиб. Воевода Добрыня, дядя Владимира по матери, посоветовал юному княжичу бежать к варягам, так как Ярополк стремился избавиться от всех конкурентов в борьбе за единовластие. В 978 г. князь Владимир вернулся с варяжским войском и сверг брата, превратившись в полновластного правителя.

Заботясь о целостности страны и желая упорядочить сферу религиозной жизни своих подданных, Владимир в 983 г. создал в Киеве пантеон важнейших славянских богов. Однако подобное нововведение не давало результатов, так вновь присоединенные племена (вятичи, например) продолжали поклонятся своим местным богам. Владимир начинает склоняться к принятию новой веры.

Жители Киевской Руси были знакомы с христианством, иудейством и мусульманством. Наиболее активно отношения развивались с христианским миром — Западной Европой и Византией. Именно поэтому, после удачного похода на Херсонес в 988 г. князь принимает христианство и женится на византийской царевне Анне. По преданию, после взятия Херсонеса Владимир потерял зрение, которое вернулось к князю после обряда крещения. Сила христианской веры настолько поразила князя, что он решил распространить ее на всю Русь.

По возвращении в Киев князь Владимир построил Десятинную церковь, в которой равноапостольный князь и был похоронен в 1015 г. Князь Владимир стал своеобразным символом христианской России, с которым связаны многие памятники и памятные места.

Читайте также: