Захоронения сибирской язвы в московской области

Обновлено: 11.05.2024

от 4 июня 2019 года N 429-РП

(с изменениями на 4 февраля 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

3. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего распоряжения путем размещения (опубликование) на Интернет-портале Правительства Московской области.

4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Московской области Духина В.В.

УТВЕРЖДЕН

от 4 июня 2019 года N 429-РП

Перечень сибиреязвенных скотомогильников, в отношении которых органы местного самоуправления городских округов Московской области наделяются государственными полномочиями Московской области по оформлению в собственность Московской области, их обустройству и содержанию *

(с изменениями на 4 февраля 2021 года)

1. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи деревни Волдынь Талдомского городского округа.

2. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи деревни Сущево Талдомского городского округа.

3. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи деревни Семеновское Талдомского городского округа.

4. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи деревни Костолыгино Талдомского городского округа.

5. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи ж/д переезда ст.Золотово городского округа Воскресенск.

6. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи деревни Чемодурово городского округа Воскресенск.

7. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи города Белоозерский городского округа Воскресенск.

8. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи деревни Тимохово Богородского городского округа.

9. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи рабочего поселка Обухово Богородского городского округа.

10. Сибиреязвенный скотомогильник между деревней Пятково и деревней Мишуково Богородского городского округа.

11. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи села Стромынь Богородского городского округа.

12. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи деревни Белавино Орехово-Зуевского городского округа.

13. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи деревни Козино городского округа Щелково.

14. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи деревни Кишкино городского округа Щелково.

15. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи села Степановское Раменского городского округа.

16. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи деревни Донино Раменского городского округа.

17. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи села Лужники городского округа Ступино.

18. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи деревни Плешкино городского округа Чехов.

19. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи деревни Большое Гридино городского округа Егорьевск.

20. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи деревни Лелечи городского округа Егорьевск.

21. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи деревни Соколово городского округа Егорьевск.

22. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи деревни Клин-Бельдин городского округа Зарайск.

23. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи деревни Машоново городского округа Зарайск.

24. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи деревни Пронюхлово городского округа Зарайск.

25. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи деревни Новая Деревня городского округа Зарайск.

26. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи деревни Астапово городского округа Луховицы.

27. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи деревни Невадово городского округа Луховицы.

28. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи деревни Головачево городского округа Луховицы.

29. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи рабочего поселка Белоомут городского округа Луховицы.

30. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи села Городна городского округа Луховицы.

31. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи села Ловцы городского округа Луховицы.

32. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи деревни Выкопанка городского округа Луховицы.

33. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи села Сосновка Городского округа Коломна.

34. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи деревни Холмы Городского округа Коломна.

35. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи деревни Верхняя Пурловка городского округа Серебряные Пруды.

36. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи села Красное городского округа Серебряные Пруды.

37. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи села Петрово городского округа Серебряные Пруды.

38. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи рабочего поселка Серебряные Пруды городского округа Серебряные Пруды.

39. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи деревни Титеево городского округа Серебряные Пруды.

40. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи деревни Ламоново городского округа Серебряные Пруды.

41. Сибиреязвенный скотомогильник вблизи деревни Боршово городского округа Серебряные Пруды.

Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт Правительства

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

от 27 декабря 2017 года N 251/2017-ОЗ

О наделении органов местного самоуправления городских округов Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области по оформлению сибиреязвенных скотомогильников в собственность Московской области, обустройству и содержанию сибиреязвенных скотомогильников *

(с изменениями на 8 ноября 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

* Наименование в редакции, введенной в действие с 5 августа 2020 года Законом Московской области от 31 июля 2020 года N 169/2020-ОЗ. - См. предыдущую редакцию.

Принят постановлением
Московской областной Думы
от 21 декабря 2017 года N 22/40-П

Статья 1

Настоящим Законом, в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления городских округов Московской области (далее - органы местного самоуправления, муниципальные образования) наделяются отдельными государственными полномочиями Московской области по оформлению в собственность Московской области сибиреязвенных скотомогильников, по обустройству и содержанию сибиреязвенных скотомогильников (далее - государственные полномочия).

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Законом Московской области от 26 декабря 2019 года N 288/2019-ОЗ; в редакции, введенной в действие с 5 августа 2020 года Законом Московской области от 31 июля 2020 года N 169/2020-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 2

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

2) сибиреязвенный скотомогильник - земельный участок или часть земельного участка, находящегося в границах, определенных ветеринарно-санитарной карточкой, на котором размещается отдельное захоронение останков животных, павших от сибирской язвы;

3) оформление сибиреязвенных скотомогильников в собственность Московской области - комплекс мероприятий, необходимых для постановки бесхозяйных сибиреязвенных скотомогильников на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности Московской области на них;

5) содержание сибиреязвенных скотомогильников - комплекс работ, направленных на изоляцию сибиреязвенного скотомогильника от объектов внешней среды и недопущение посещений его посторонними физическими лицами и животными, включающий текущий ремонт ограждения, ворот, расчистку территории сибиреязвенного скотомогильника от древесной и кустарниковой растительности (без выкорчевывания), а также прилегающей территории сибиреязвенного скотомогильника по периметру, скашивание травяной растительности по периметру с внешней стороны, сжигание растительных остатков на территории сибиреязвенного скотомогильника с соблюдением правил пожарной безопасности, восстановление осевших насыпей, замена вывесок "Сибирская язва" (при необходимости);

6) уполномоченный орган - центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в области обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Московской области.

Статья 3

1. Органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями:

1) оформление бесхозяйных сибиреязвенных скотомогильников в собственность Московской области;

2) обустройство сибиреязвенных скотомогильников. Обустройство проводится в отношении сибиреязвенных скотомогильников, находящихся в собственности Московской области, а также на земельных участках, занятых сибиреязвенными скотомогильниками, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в случае расположения таких участков на землях лесного фонда;

3) содержание сибиреязвенных скотомогильников.

2. Сибиреязвенные скотомогильники, находящиеся в собственности Московской области, для осуществления государственных полномочий, предусмотренных настоящим Законом, передаются в постоянное (бессрочное) пользование органам местного самоуправления. Перечень сибиреязвенных скотомогильников, в отношении которых органы местного самоуправления городских округов Московской области наделяются государственными полномочиями Московской области по оформлению в собственность Московской области, их обустройству и содержанию, утверждается Правительством Московской области.

Статья 4

1. Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право на:

1) финансовое обеспечение исполнения государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета Московской области;

2) принятие муниципальных правовых актов по вопросам осуществления государственных полномочий;

3) дополнительное использование собственных финансовых средств для осуществления государственных полномочий, в случаях и порядке, предусмотренном уставом муниципального образования;

4) участие в согласительных процедурах либо обжалование в судебном порядке письменных предписаний уполномоченного органа по устранению нарушений, допущенных при осуществлении государственных полномочий.

2. Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны:

1) самостоятельно организовать деятельность по осуществлению государственных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Московской области;

2) обеспечивать целевое и эффективное использование финансовых средств, выделенных из бюджета Московской области на осуществление государственных полномочий.

3) назначать руководителей структурных подразделений администрации муниципального образования Московской области, осуществляющих государственные полномочия в соответствии с настоящим Законом, по согласованию с уполномоченным органом, а также согласовывать с уполномоченным органом структуру соответствующих структурных подразделений администрации муниципального образования Московской области.

3. Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий могут иметь иные права и обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 5

1. Контроль за выполнением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется уполномоченным органом.

2. Контроль осуществляется путем:

1) направления запросов необходимой информации, документов и объяснений у органов местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий;

2) рассмотрения и анализа отчетности, представляемой в соответствии со статьей 7 настоящего Закона;

3) отчетов должностных лиц органов местного самоуправления о ходе осуществления государственных полномочий;

4) анализа деятельности органов местного самоуправления по осуществлению государственных полномочий и внесения предложений по совершенствованию деятельности указанных органов или прекращению данных полномочий;

5) проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц по осуществлению государственных полномочий и использованию для этих целей финансовых средств из бюджета Московской области.

3. Уполномоченный орган в пределах своей компетенции при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий имеет право:

1) издавать правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий;

2) оказывать методическую помощь органам местного самоуправления в организации работы по осуществлению государственных полномочий;

3) запрашивать необходимую информацию, документы и объяснения у органов местного самоуправления и их должностных лиц по вопросам осуществления государственных полномочий;

4) давать письменные предписания по устранению нарушений, допущенных органами местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий;

5) координировать деятельность органов местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий.

4. Уполномоченный орган в пределах своей компетенции при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязан:

1) обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств для осуществления государственных полномочий;

2) довести до органов местного самоуправления информацию о порядке, сроках представления и формах отчетности об осуществлении государственных полномочий и о расходовании предоставленных финансовых средств;

3) оказывать содействие органам местного самоуправления в решении вопросов, связанных с осуществлением ими государственных полномочий.

5. Уполномоченный орган при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий может иметь иные права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 6

1. Финансирование государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований Московской области из бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период.

2. Общий объем субвенций, предусмотренный в бюджете Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на осуществление государственных полномочий, определяется в соответствии с Методикой расчета объема субвенций, предоставляемых бюджетам городских округов Московской области из бюджета Московской области на осуществление отдельных государственных полномочий по оформлению сибиреязвенных скотомогильников в собственность Московской области, обустройству и содержанию сибиреязвенных скотомогильников, согласно приложению 1 к настоящему Закону.

Показателями распределения между муниципальными образованиями Московской области общего объема субвенций являются количество и площадь сибиреязвенных скотомогильников, подлежащих оформлению в собственность Московской области, а также количество и площадь сибиреязвенных скотомогильников, подлежащих обустройству и содержанию на территории соответствующего муниципального образования Московской области.

3. Нормативы расходов, применяемых для расчета субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области, установлены в Приложении 2 к настоящему Закону.

4. Размер субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований Московской области из бюджета Московской области на реализацию государственных полномочий, утверждается законом Московской области о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год и плановый период.

5. Субвенции, предоставляемые бюджетам муниципальных образований Московской области из бюджета Московской области на реализацию государственных полномочий, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

6. Изменение объема средств, предоставляемых в форме субвенций бюджету муниципального образования, осуществляется путем внесения изменений в закон Московской области о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год и плановый период.

7. Предоставление субвенции осуществляется в порядке, установленном для исполнения бюджета Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

8. Субвенция, использованная не по целевому назначению, подлежит возврату в бюджет Московской области в сроки, установленные уполномоченным Правительством центральным исполнительным органом государственной власти Московской области.

9. Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года остатки субвенций подлежат возврату в бюджет Московской области в течение 10 рабочих дней текущего финансового года.

Статья 7

1. Органы местного самоуправления представляют в уполномоченный орган отчеты об использовании субвенций, переданных для осуществления государственных полномочий, в сроки, по форме и порядке, утвержденными уполномоченным органом.

2. Органы местного самоуправления представляют в уполномоченный орган квартальные и годовые отчеты об использовании субвенций, переданных им для осуществления государственных полномочий.

Статья 8

1. Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями, установленными настоящим Законом, на неограниченный срок.

2. Осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий прекращается в случае неисполнения государственных полномочий.

Богатые москвичи не боятся строить коттеджи вокруг Иваньковского водохранилища рядом с зараженными скотомогильниками


Иваньковское водохранилище в Тверской области, или Московское море, как его называют в народе, дает воду двум из трех москвичей. Места вокруг очень красивые — река, лес рядом, там грибы и ягоды. Все идеально для летнего отдыха. Именно поэтому лет 10—12 назад эту территорию облюбовали москвичи и на берегах Иваньковского водохранилища выросли тысячи коттеджей один другого круче. Строительство идет круглый год — бурят скважины, копают колодцы, углубляют дно водохранилища… Застроен уже почти весь берег, но страшно не это. В акватории Иваньковского водохранилища находится примерно полторы сотни сибиреязвенных скотомогильников, а по берегам их 157. Что будет, если экскаватор случайно вывернет коровьи кости, даже страшно представить…

Жители ближайших поселков бьют тревогу и с ужасом смотрят на происходящее, но противостоять застройке не в силах.

— Строят в основном москвичи, у них только деньги и есть, — рассказывает житель села Свердлово Тверской области Сергей Шарапов. — Берег водохранилища протянулся на 25 км. Он застроен практически полностью. Мы тут проехали на моторной лодке несколько километров вдоль и у нас волосы дыбом встали: коттеджи стоят такие, что прямо с балкончика можно закидывать удочку в воду или на катере вплыть в дом… Единственное, что нам удалось сберечь — кусок земли около 17 гектар на побережье. За него будем биться с застройщиками до последнего.

Немного информации: плотность захоронений животных, падших от сибирской язвы в Конаковском районе — 5—6 скотомогильников на каждые 3 км берега Иваньковского водохранилища. Общее количество захоронений в районе — более 230 (по РФ — около 25 000, из них около 2000 в Тверской области). До 1936 года — около 120 захоронений. До 1971 года — около 170 захоронений. Остальные в период с 1971 по 1990 годы. Подавляющее большинство скотомогильников Конаковского района не огорожены, не имеют информационных табличек, не оканавлены. Часть скотомогильников утеряны. Их месторасположение неизвестно. При выделении земельных участков под застройку в Конаковском районе часто отсутствует информация о скотомогильниках, и новые владельцы участков даже не подозревают о наличии их, начиная строительные работы. Известны случаи разрытия сибиреязвенных скотомогильников.

Здесь на площади в 146 гектаров разместился отель категории четыре звезды на 75 номеров, 30 таун- хаусов, 11 коттеджей в стиле шале и дом для VIP- приемов.

Понятно, что обычные люди здесь не живут, земля вокруг Иваньковского водохранилища очень дорогая, просто золотой песок. Самый дешевый деревянный коттедж обойдется от $650 000 до $690 000.

А в довесок к этой недвижимости — расположенные рядом скотомогильники.

Причем люди, покупающие здесь коттеджи, зачастую даже не знают об опасном соседстве. Большинство скотомогильников никак не обозначены — нет ни заборов, ни табличек. Только старожилы знают большинство опасных мест. Скотомогильник выдает необычная форма, по которой растут деревья. Отдыхающие здесь прогуливаются, собирают грибы и ягоды.

— Говорят, что под Конаково дали участок аппарату президента и на нем, как нам известно, находится сибиреязвенный скотомогильник, — рассказывает Сергей Шарапов. — Я так думаю, что аппарат президента и не знал об этом, когда получал участок.

Почему-то больше всего происходящее беспокоит коренных жителей села. Борьба за эту землю между местными, администрацией района и предпринимателями идет уже не первый год. Они писали в прокуратуры всех уровней, начиная от районной и заканчивая Генеральной, информировали органы милиции, обращались в местную, областную и даже администрацию президента, теребили Роспотребнадзор. В известность были поставлены ВСЕ заинтересованные органы власти. Однако в ответ приходили лишь отписки.

Почему никто больше не задумывается о том, что любое строительство вблизи скотомогильников может привести к вспышке эпидемии сибирской язвы — непонятно. Наверное, потому что задействованы слишком большие деньги.

— Если что раскопают, то в первую очередь это ударит по Москве, — говорит Сергей Шарапов, — Потому что ¾ водопроводной воды в Москву поступает из Иваньковского водохранилища. Если что-то бабахнет, то в Москве, по тем же людям, которые закрывают глаза на все эти безобразия.

Между тем, по закону, в водоохранной зоне ближе, чем в 500 метрах от берега строить ничего нельзя — это прямое нарушение Водного кодекса.

Стоит добавить, что скотомогильники с сибирской язвой, если их раскопать — настоящее оружие массового поражения.

— Мы разговаривали с экспертами, — рассказывает Сергей Шарапов, — кое-кто считает, что все происходящее на берегах нашего водохранилища — спланированная операция иностранных спецслужб. Зная точные координаты скотомогильников, их даже минировать не надо, бомбить тоже, достаточно раскопать чуть-чуть и экологическая катастрофа всей стране обеспечена.

Это не просто слова, дело в том, что, при наличии соответствующих погодных условий 50 килограммов сибиреязвенных спор, распыленных с самолета, могут покрыть территорию в 20 квадратных километров, при этом (благодаря маленьким размерам спор) будут поражены все жители независимо от того, находятся ли они в помещении или на улице. По оценкам специалистов, достаточно лишь 100 килограммов спор для того чтобы биотеррористы смогли убить до 3 млн человек. Иллюстрацией опасности сибирской язвы может послужить один из случаев массового заражения, который имел место в России в 1979 году, в одной из бактериологических лабораторий, где после случайного распыления были заражены 79 человек, 68 из которых погибли.

Мы связались с главным ветеринаром Конаковского района Владимиром Былкиным и попросили прокомментировать происходящее.

— К сожалению сегодня все на нуле, только все хуже и хуже делается. У меня уже никакого здоровья из-за этого, уже сердце отказывается работать, — сказал Владимир Былкин.

— Информация о ситуации известна и во всех структурах. И в федеральных органах ветеринарии и в Роспотребнадзоре, но ничего не решается. Средства не выделяются, ничего. К сожалению, от меня не зависит, чтобы эта застройка остановилась. Ветеринарная служба сейчас выступает в роли стрелочников, мы оказались крайними и никому не нужны. Все остальные остались немножко в стороне. На нас хотят повесить все грехи. Скотомогильники тут с 1800 какого-то года, но виноваты все равно сегодняшние ветеринарные службы. А между тем, на сегодняшний день содержание скотомогильников непонятно на ком. Если раньше хозяйствующие субъекты администрации отвечали за их содержание и благоустройство, то на сегодня это в законе не оговорено. К кому сегодня подойти с требованием привести скотомогильники в порядок — непонятно.

Сибирская язва — это острое инфекционное заболевание, которым болеют все животные, но в основном травоядные, как дикие, так и домашние. В организм животного болезнетворные возбудители попадают чаще всего в жаркую погоду с пылью, а также при укусах насекомых. Споры сибирской язвы остаются жизнеспособны примерно 300 лет.

В Российской Федерации насчитывается около 35 тысяч стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов с почвенными очагами, в которых учтено 7940 сибиреязвенных скотомогильников, в том числе в Приволжском федеральном округе — 2534, Центральном федеральном округе — 2206, Южном федеральном округе — 2038. Несмотря на такое положение, на многих территориях до настоящего времени не налажен должный учет и контроль за санитарным состоянием сибиреязвенных скотомогильников. Санитарно-защитные зоны сибиреязвенных скотомогильников повсеместно не соблюдаются (сегодня эта зона должна быть не менее 1000 метров).

Вода из вскрытых скотомогильников может потечь из наших кранов


К жителям посёлка Варские Рязанского района пришла беда, откуда не ждали. Неподалёку, в месте, где находятся скотомогильники, в течение месяца добывался песок, в результате чего образовалась гигантская яма. Люди опасаются, что сточные воды размоют захоронение и останки животных попадут в реку. Заражённая вода потечёт через Рязанскую, Владимирскую и Нижегородскую области…

— До 1000 голов крупного рогатого скота здесь захоронили ещё в 1920—1930-е годы. Это очень крупные скотомогильники. Потом в 1997—1998 годах в совхозе был большой падёж скота. Совхозные начальники обращались в соответствующие инстанции за разрешением организовать скотомогильник. Им отказали. Мол, скотомогильники у вас уже существуют. В итоге пришлось воспользоваться старыми захоронениями, — рассказывает местная жительница Людмила Варенникова.

— Мы и так тяжело живём, а если этот котлован не зароют, вообще неизвестно, что будет, — говорит жительница посёлка Надежда.

Поначалу мы пытались решить проблему с помощью главы поселения. Но он просто вытолкал депутатов из кабинета. С жителями же он общается, вообще положив ноги на стол.

Мы несколько раз перекрывали дороги самосвалам. Вызывали полицию. Полиция приезжает — самосвалы не ездят. Нам удалось проверить документы на вывоз песка у нескольких водителей. Из них следовало, что везут песок аж из Пронского района. Это как же они у нас заблудились? Исполинских размеров яму вырыли рядом со скотомогильниками и навозохранилищем, где хранится 200 тонн навоза. А рядом — водозабор на 1000 кубометров воды. Представляете, что может случиться?

— Записали номера машин, приезжавших туда, направил их и описание происходящего губернатору и прокурору области, президенту страны.

Теперь необходимо закопать яму! Но никто не желает этого делать. А ведь неподалёку находится скважина, пробуренная в Каширский водоносный слой, который идёт до Тулы и Москвы. Зимой в яму попадёт снег, затем растает… Никто не знает, что скрывают захоронения животных. Если зараза вырвется наружу — не поздоровиться не только нам, но и соседним областям.

— Не знаю. При определённых обстоятельствах там можно провести экспертизу. Но что она даст? Ничего, кроме материальных затрат.

— Думаю, исследования проведём.

— Это не яма. Там будет пожарный пруд.

— А-а… Это у вас такая информация…

— У меня нет об этом информации.

Мы надеялись, что ясность внесут в других инстанциях, однако и в правительстве Рязанской области, и в Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору отказались разговаривать об этой проблеме. Впрочем, пообещал разобраться уполномоченный по правам человека в Рязанской области Александр Гришко.

Местные жители писали в прокуратуры всех уровней, начиная от районной и заканчивая Генеральной, информировали органы милиции, обращались в местную, областную и даже администрацию президента, теребили Роспотребнадзор. В известность были поставлены все заинтересованные органы власти. Однако в ответ приходили лишь отписки. Хотя скотомогильники с сибирской язвой, если их раскопать — настоящее оружие массового поражения. Иллюстрацией опасности сибирской язвы может послужить один из случаев массового заражения, который имел место в России в 1979 году, в одной из бактериологических лабораторий, где после случайного распыления были заражены 79 человек, 68 из которых погибли.

Стране, утверждают специалисты ветеринарных служб, угрожают тысячи бесхозных скотомогильников с сибирской язвой. Нет ли среди них могильников возле Варских?

С таким вопросом мы обратились в Россельхонадзор. Однако получить оперативный комментарий от представителей этого ведомства не удалось.

Читайте также: