Эпидемия чума цель задачи объект предмет

Обновлено: 05.05.2024

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Проект на тему "Болезни, изменившие мир"

В процессе работы над исследовательским проектом по биологии на тему "Болезни, изменившие мир" автором была поставлена цель создать "Таблицу эпидемий", содержанием которой будут даты эпидемий и их характеристика, а также сообщить информацию, связанную с историей эпидемий.

Подробнее о работе:


В ученическом проекте по биологии "Болезни, изменившие мир" учащийся привел характеристику таких страшных болезней, как Юстинианова чума и Черная смерть (бубонная чума), описал симптомы и формы проявления чумы у человека, способы лечения этого заболевания, а также дал определение понятия "чумные доктора". Также в работе подробно описаны симптомы и особенности протекания такого заболевания, как оспа.

В своей работе ученик 9 класса представил справочные сведения о шести пандемиях холеры, которые помнит человечество, а также характеризовал симптомы холеры у человека и ее лечение. Под таким же ракурсом был изучен и Испанский грипп. Все изученные болезни прошлого были собраны учеником в отдельную таблицу с их характеристиками, представленную в заключении проекта.

Оглавление

Введение
1. Болезни, изменившие мир.
1.1. Юстинианова чума.
1.2. Черная смерть (бубонная чума).
1.3. Симптомы и формы чумы у человека.
1.3.1. Лечение.
1.3.2. Чумные доктора.
1.4. Оспа.
1.4.1. Симптомы и формы оспы у человека.
1.4.2. Лечение оспы.
2. Шесть пандемий холеры.
2.1. Симптомы и формы холеры у человека.
2.2. Лечение Холеры.
3. Испанский грипп.
3.1. Симптомы и формы Испанского гриппа у человека.
3.2. Попытки лечения испанского гриппа.
Итог
Таблица эпидемий
Заключение
Литература

Введение


Данная работа является информационным проектом по биологии "Болезни, изменившие мир". Результатом работы в проекте стала “Таблица эпидемий”, содержанием которой является история эпидемий в разных странах. Исследовательская работа адресована учащимся средних и старших классов в качестве дополнительного материала к изучению тем, связанных с биологией и историей.

Дополнением к “Таблице эпидемий” стала презентация, задача которой – закрепить полученные учащимся знания и разнообразить учебный процесс

Работа содержит рассказ об эпидемиях.

Работа отвечает цели и задачам образования учащихся в рамках Федерального образовательного стандарта.

Познавательный урок, представленный презентацией, должен побуждать учащихся к проявлению интереса к новому, пока еще не усвоенному, и, возможно, неизвестному материалу.

При выполнении данной работы учтены все этапы проектной деятельности.

Актуальность: Болезни, эпидемии и пандемии существовали во всем мире с начала нашей эры. Однако, не все знают о них и их последствиях, а также методах их лечения.

Мы живём в 21 веке, когда знания об эпидемиях особенно важны.

Ведь в наше время появляются новые болезни и пандемии, такие как COVID-19, и мы должны знать последствия прошлых эпидемий, чтобы не повторить участь наших предков.

Познакомить учащихся с историей эпидемий, их протекания важно, так как именно эти знания могут помочь нам в будущем. Сейчас пандемия - неотъемлемая часть нашей жизни и необходимо знать и понимать, что делать для того, чтобы она не развилась сильнее и не забрала за собой еще больше жертв.

  1. создать “Таблицу эпидемий”, содержанием которой будут даты эпидемий и их характеристика.
  2. Сообщить информацию, связанную с историей эпидемий.
  1. Создать образ “Таблицы эпидемий”
  2. Изучить исторический материал, связанный с рядом эпидемий
  3. Подобрать иллюстрационный ряд в качестве сопровождения текстов.

Болезни, изменившие мир

Медицина, как и все науки менялась во времена крупных событий в истории человечества. Такими событиями можно назвать эпидемии(пандемии).

Эпидемия-прогрессирующее распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости и способное стать причиной чрезвычайной ситуации.

эпидемии 1

Юстинианова чума

Принято считать, что это была первая пандемий. Известно, что она стала высшим проявлением кризиса Византийской Империи в 541 – 542 гг. Ей предшествовали долгие годы войны Византии и Персии, голод. От чумы пострадали обе империи. Мечта византийского императора возродить Рим провалилась.

Огромные территории в Восточном Средиземноморье, Малой Азии и Северной Африке обезлюдели. Образовался политический и демографический вакуум, который был заполнен исламом. Историческим последствием чумы стало появление арабского государства и ислама как мировой религии.

Жертвами чумы на Востоке стало около 66 миллионов человек. Лекарство не было найдено в те времена.

эпидемии 2

Черная смерть (бубонная чума)


Черная смерть - самая известная и самая опасная из всех эпидемий. От неё погибло более 200млн человек в 1347-1351 гг.

Начавшись на юге континента в 1347 году, эпидемия за пару лет охватила Балканский, Апеннинский, Пиренейский полуостров, Центральную Европу, территорию современной Франции, Англии и Норвегии.

К 1351-му не осталось практически ни одного населенного пункта, не пострадавшего от чумы. По разным данным, население Европы сократилось на 30-50 процентов.

Симптомы и формы чумы у человека

От момента проникновения возбудителя в организм до появления первых симптомов проходит от суток до 12 дней. Без принятия срочных мер смертность при чуме составляет 95–100%. Проявляется болезнь остро и ярко, сопровождаясь:

  • лихорадкой и ознобом
  • резким подъемом температуры
  • приступами тошноты
  • болезненностью и дискомфортом в суставах
  • на месте проникновения возбудителя появляется покраснении кожи, сыпь, образуются папулы и пустулы
  • в местах расположения лимфатических узлов происходит образование чумного бубона, а сами узлы увеличиваются, воспаляются, отекают
  • наблюдается бледность или посинение кожных покровов, особенно заметное на конечностях и на лице появляется густой белесый налет на языке отмечается скачкообразное изменение давления и пульса
  • снижается свертываемость крови

При легочной форме у пациента наблюдают кашель с кровью и приступы рвоты, сопровождающиеся кровохарканием.

эпидемии 3

Лечение

Лучшие умы средневековья не заблуждались относительно возможности излечения чумных больных. Арсенал средневекового врача, включавший лекарства на растительной или животной основе, а также хирургические инструменты, был совершенно бессилен против эпидемии.

Клиническая картина чумы, с точки зрения медицины XIV века, выглядела следующим образом: миазмы, проникнув в организм, рождают в области сердца заполненный ядом бубон или фурункул, который, затем, прорвавшись, отравляет кровь.

Попытки лечения, хотя крайне малоэффективные, всё же предпринимались.

эпидемии 4

Чумные доктора

Плотный костюм, как правило, чёрного цвета, также делался из кожи или вощёной ткани, состоял из длинной рубахи, спускавшейся до пят, штанов и высоких сапог, а также пары перчаток. В руки чумной доктор брал длинную трость — её использовали для того, чтобы не дотрагиваться до пациента руками и, кроме того, разгонять на улице досужих зевак, ежели таковые найдутся. Этот предшественник современного противочумного костюма спасал не всегда, и многие врачи погибали в попытках оказать помощь своим пациентам.

эпидемии 5

Оспа - высоко заразная вирусная инфекция, особо опасная болезнь, характеризуется тяжёлым течением, лихорадкой, сыпью на коже и слизистых оболочках, нередко оставляющей после себя рубцы. От неё погибло более 56млн человек в 1520г.

эпидемии 6

Симптомы и формы оспы у человека

Первичные признаки черной оспы возникают на 12 день после заражения. Они включают внезапное повышение температуры, потерю сил, рвоту, боли в мышцах, головные боли и боли в спине.

Спустя 2-3 дня наступает следующая стадия. Она характеризуется появлением сыпи в виде плоских ран красного цвета, которые в течение одного-двух дней превращаются в пузыри.

Через 16 дней после начала заболевания, инфицированные пузыри превращаются в круглые и твердые.

Наконец, на восьмой день после высыпания появляется корка, которая затем отпадает, оставляя рубцы.

Вначале сыпь появляется на слизистых оболочках рта и глотки, на лице и на руках, а затем распространяется на ноги и другие части тела.

Лечение оспы


В VIII веке и начали практиковать вариоляцию — заражали здоровых от больных легкой формой: втирали гной из пузырьков в кожу, в нос. В Европу вариоляцию привезли в XVIII веке. Но, во-первых, эта прививка была опасной: от нее умирал каждый пятидесятый пациент. Во-вторых, заражая людей настоящим вирусом, врачи сами поддерживали очаги болезни.

14 мая 1796 года английский врач Эдуард Дженнер втер в два надреза на коже восьмилетнего мальчика Джеймса Фипса содержимое пузырьков с руки крестьянки Сары Нельме. Сара была больна коровьей оспой — неопасной болезнью, передающейся от коров людям. 1 июля врач привил мальчику натуральную оспу, и оспа не привилась. С этого времени и началась история уничтожения оспы на планете.

эпидемии 7

Шесть пандемий холеры

Холера- острая кишечная, антропонозная инфекция. От неё погибло более 3млн человек в 1817-1923 гг.

В 1817 году первая пандемия холеры охватила все без исключения страны Азии и докатилась до Астрахани. Вторая пандемия вспыхнула на равнинах Ганга в 1829 году и продолжалась целых 20 лет.

Третья пандемия пришлась на 1850-е гг. и совпала по времени с Крымской войной.

Четвертая пандемия, 1863—1875 гг.

Пятая пандемия, 1881—1896 гг.

Шестая пандемия, 1899—1923 гг. должные

Симптомы и формы холеры у человека

  • боль в лобной области;
  • повышение температуры тела до 37-38 градусов по Цельсию, с сопровождением легкого озноба. Если заболевание прогрессирует, то у человека может наблюдаться понижение температуры тела до 34-35 градусов по Цельсию;
  • болезнь вызывает диарею, которая будет обильной и водянистой. Цвет стула может быть зеленоватого, желтоватого или коричневого оттенка;
  • рвота;
  • метеоризм и несильные боли с сопровождением урчания в животе;
  • в околопупочной области может быть дискомфорт с чувством переполненности, а также ощущение жидкости в кишечнике;
  • обезвоживание организма сопровождается сухостью слизистых оболочек и покрова кожи, а также ее бледностью и синим оттенком кожи губ;
  • наблюдается постоянное чувство жажды и слабость в мышцах;
  • может быть понижение артериального давления.

эпидемии 8

Лечение Холеры


До появления антибиотиков серьезного лечения холеры не существовало, но Владимир Хавкин в 1892 году создал в Париже вакцину из прогретых бактерий. Испытал он ее на себе и троих друзьях, народовольцах-эмигрантах. Массовое исследование он проводил в Индии, где добился снижения смертности на 72%. Теперь в Бомбее есть Институт Хавкина.

Испанский грипп

Симптомы и формы Испанского гриппа у человека

  • высокая температура с первого дня;
  • резкое падение кровяного давления;
  • общая интоксикация;
  • хрипы и постоянный кашель;
  • пневмония (воспаление легких);
  • носовые кровотечения и кровохаркание (кашель с кровью);
  • цианоз (синеватый цвет лица);
  • помрачение сознания;
  • быстрое поражение сердечно-сосудистой системы.

Попытки лечения Испанского гриппа

Никакой вакцины не было, ее только пытались создать, как-то вслепую нащупать, но все было безрезультатно. Более или менее срабатывало переливание крови от выздоравливающих больных только что заболевшим. Случалось, перемешивали кровь и слизь. От подобной инъекции место укола страшным образом воспалялось. Это считалось добрым знаком, якобы снадобье подействовало.

Давали дышать малыми дозами хлора, яд выжигал зараженную слизистую оболочку дыхательных органов вместе с бактериями, и на какое-то время больной приобретал способность дышать. Но закачать нужную дозу получалось не всегда.

Чаще же просто пускали кровь, давали кислород.

Таблица эпидемий

эпидемии 9

Заключение

Цель проекта выполнена: создана “Таблица эпидемий” и презентация к уроку.

Материал исследовательского проекта по биологии на тему "Болезни, изменившие мир" включен в урок, проводимый учителем Бехарской Любовью Николаевной в 9-м классе.

Информация вызвала у учащихся эмоциональный отклик. Возникла дискуссия, были высказаны предположения, мнения о содержании “Таблицы эпидемий” и презентации.

По времени включения материала в урок замечаний не было.

Для написания данной исследовательской работы и проекта по биологии на тему "Болезни, изменившие мир" были использованы ресурсы Сети Интернет.

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Проект на тему "Болезни, изменившие мир"

В процессе работы над исследовательским проектом по биологии на тему "Болезни, изменившие мир" автором была поставлена цель создать "Таблицу эпидемий", содержанием которой будут даты эпидемий и их характеристика, а также сообщить информацию, связанную с историей эпидемий.

Подробнее о работе:


В ученическом проекте по биологии "Болезни, изменившие мир" учащийся привел характеристику таких страшных болезней, как Юстинианова чума и Черная смерть (бубонная чума), описал симптомы и формы проявления чумы у человека, способы лечения этого заболевания, а также дал определение понятия "чумные доктора". Также в работе подробно описаны симптомы и особенности протекания такого заболевания, как оспа.

В своей работе ученик 9 класса представил справочные сведения о шести пандемиях холеры, которые помнит человечество, а также характеризовал симптомы холеры у человека и ее лечение. Под таким же ракурсом был изучен и Испанский грипп. Все изученные болезни прошлого были собраны учеником в отдельную таблицу с их характеристиками, представленную в заключении проекта.

Оглавление

Введение
1. Болезни, изменившие мир.
1.1. Юстинианова чума.
1.2. Черная смерть (бубонная чума).
1.3. Симптомы и формы чумы у человека.
1.3.1. Лечение.
1.3.2. Чумные доктора.
1.4. Оспа.
1.4.1. Симптомы и формы оспы у человека.
1.4.2. Лечение оспы.
2. Шесть пандемий холеры.
2.1. Симптомы и формы холеры у человека.
2.2. Лечение Холеры.
3. Испанский грипп.
3.1. Симптомы и формы Испанского гриппа у человека.
3.2. Попытки лечения испанского гриппа.
Итог
Таблица эпидемий
Заключение
Литература

Введение


Данная работа является информационным проектом по биологии "Болезни, изменившие мир". Результатом работы в проекте стала “Таблица эпидемий”, содержанием которой является история эпидемий в разных странах. Исследовательская работа адресована учащимся средних и старших классов в качестве дополнительного материала к изучению тем, связанных с биологией и историей.

Дополнением к “Таблице эпидемий” стала презентация, задача которой – закрепить полученные учащимся знания и разнообразить учебный процесс

Работа содержит рассказ об эпидемиях.

Работа отвечает цели и задачам образования учащихся в рамках Федерального образовательного стандарта.

Познавательный урок, представленный презентацией, должен побуждать учащихся к проявлению интереса к новому, пока еще не усвоенному, и, возможно, неизвестному материалу.

При выполнении данной работы учтены все этапы проектной деятельности.

Актуальность: Болезни, эпидемии и пандемии существовали во всем мире с начала нашей эры. Однако, не все знают о них и их последствиях, а также методах их лечения.

Мы живём в 21 веке, когда знания об эпидемиях особенно важны.

Ведь в наше время появляются новые болезни и пандемии, такие как COVID-19, и мы должны знать последствия прошлых эпидемий, чтобы не повторить участь наших предков.

Познакомить учащихся с историей эпидемий, их протекания важно, так как именно эти знания могут помочь нам в будущем. Сейчас пандемия - неотъемлемая часть нашей жизни и необходимо знать и понимать, что делать для того, чтобы она не развилась сильнее и не забрала за собой еще больше жертв.

  1. создать “Таблицу эпидемий”, содержанием которой будут даты эпидемий и их характеристика.
  2. Сообщить информацию, связанную с историей эпидемий.
  1. Создать образ “Таблицы эпидемий”
  2. Изучить исторический материал, связанный с рядом эпидемий
  3. Подобрать иллюстрационный ряд в качестве сопровождения текстов.

Болезни, изменившие мир

Медицина, как и все науки менялась во времена крупных событий в истории человечества. Такими событиями можно назвать эпидемии(пандемии).

Эпидемия-прогрессирующее распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости и способное стать причиной чрезвычайной ситуации.

эпидемии 1

Юстинианова чума

Принято считать, что это была первая пандемий. Известно, что она стала высшим проявлением кризиса Византийской Империи в 541 – 542 гг. Ей предшествовали долгие годы войны Византии и Персии, голод. От чумы пострадали обе империи. Мечта византийского императора возродить Рим провалилась.

Огромные территории в Восточном Средиземноморье, Малой Азии и Северной Африке обезлюдели. Образовался политический и демографический вакуум, который был заполнен исламом. Историческим последствием чумы стало появление арабского государства и ислама как мировой религии.

Жертвами чумы на Востоке стало около 66 миллионов человек. Лекарство не было найдено в те времена.

эпидемии 2

Черная смерть (бубонная чума)


Черная смерть - самая известная и самая опасная из всех эпидемий. От неё погибло более 200млн человек в 1347-1351 гг.

Начавшись на юге континента в 1347 году, эпидемия за пару лет охватила Балканский, Апеннинский, Пиренейский полуостров, Центральную Европу, территорию современной Франции, Англии и Норвегии.

К 1351-му не осталось практически ни одного населенного пункта, не пострадавшего от чумы. По разным данным, население Европы сократилось на 30-50 процентов.

Симптомы и формы чумы у человека

От момента проникновения возбудителя в организм до появления первых симптомов проходит от суток до 12 дней. Без принятия срочных мер смертность при чуме составляет 95–100%. Проявляется болезнь остро и ярко, сопровождаясь:

  • лихорадкой и ознобом
  • резким подъемом температуры
  • приступами тошноты
  • болезненностью и дискомфортом в суставах
  • на месте проникновения возбудителя появляется покраснении кожи, сыпь, образуются папулы и пустулы
  • в местах расположения лимфатических узлов происходит образование чумного бубона, а сами узлы увеличиваются, воспаляются, отекают
  • наблюдается бледность или посинение кожных покровов, особенно заметное на конечностях и на лице появляется густой белесый налет на языке отмечается скачкообразное изменение давления и пульса
  • снижается свертываемость крови

При легочной форме у пациента наблюдают кашель с кровью и приступы рвоты, сопровождающиеся кровохарканием.

эпидемии 3

Лечение

Лучшие умы средневековья не заблуждались относительно возможности излечения чумных больных. Арсенал средневекового врача, включавший лекарства на растительной или животной основе, а также хирургические инструменты, был совершенно бессилен против эпидемии.

Клиническая картина чумы, с точки зрения медицины XIV века, выглядела следующим образом: миазмы, проникнув в организм, рождают в области сердца заполненный ядом бубон или фурункул, который, затем, прорвавшись, отравляет кровь.

Попытки лечения, хотя крайне малоэффективные, всё же предпринимались.

эпидемии 4

Чумные доктора

Плотный костюм, как правило, чёрного цвета, также делался из кожи или вощёной ткани, состоял из длинной рубахи, спускавшейся до пят, штанов и высоких сапог, а также пары перчаток. В руки чумной доктор брал длинную трость — её использовали для того, чтобы не дотрагиваться до пациента руками и, кроме того, разгонять на улице досужих зевак, ежели таковые найдутся. Этот предшественник современного противочумного костюма спасал не всегда, и многие врачи погибали в попытках оказать помощь своим пациентам.

эпидемии 5

Оспа - высоко заразная вирусная инфекция, особо опасная болезнь, характеризуется тяжёлым течением, лихорадкой, сыпью на коже и слизистых оболочках, нередко оставляющей после себя рубцы. От неё погибло более 56млн человек в 1520г.

эпидемии 6

Симптомы и формы оспы у человека

Первичные признаки черной оспы возникают на 12 день после заражения. Они включают внезапное повышение температуры, потерю сил, рвоту, боли в мышцах, головные боли и боли в спине.

Спустя 2-3 дня наступает следующая стадия. Она характеризуется появлением сыпи в виде плоских ран красного цвета, которые в течение одного-двух дней превращаются в пузыри.

Через 16 дней после начала заболевания, инфицированные пузыри превращаются в круглые и твердые.

Наконец, на восьмой день после высыпания появляется корка, которая затем отпадает, оставляя рубцы.

Вначале сыпь появляется на слизистых оболочках рта и глотки, на лице и на руках, а затем распространяется на ноги и другие части тела.

Лечение оспы


В VIII веке и начали практиковать вариоляцию — заражали здоровых от больных легкой формой: втирали гной из пузырьков в кожу, в нос. В Европу вариоляцию привезли в XVIII веке. Но, во-первых, эта прививка была опасной: от нее умирал каждый пятидесятый пациент. Во-вторых, заражая людей настоящим вирусом, врачи сами поддерживали очаги болезни.

14 мая 1796 года английский врач Эдуард Дженнер втер в два надреза на коже восьмилетнего мальчика Джеймса Фипса содержимое пузырьков с руки крестьянки Сары Нельме. Сара была больна коровьей оспой — неопасной болезнью, передающейся от коров людям. 1 июля врач привил мальчику натуральную оспу, и оспа не привилась. С этого времени и началась история уничтожения оспы на планете.

эпидемии 7

Шесть пандемий холеры

Холера- острая кишечная, антропонозная инфекция. От неё погибло более 3млн человек в 1817-1923 гг.

В 1817 году первая пандемия холеры охватила все без исключения страны Азии и докатилась до Астрахани. Вторая пандемия вспыхнула на равнинах Ганга в 1829 году и продолжалась целых 20 лет.

Третья пандемия пришлась на 1850-е гг. и совпала по времени с Крымской войной.

Четвертая пандемия, 1863—1875 гг.

Пятая пандемия, 1881—1896 гг.

Шестая пандемия, 1899—1923 гг. должные

Симптомы и формы холеры у человека

  • боль в лобной области;
  • повышение температуры тела до 37-38 градусов по Цельсию, с сопровождением легкого озноба. Если заболевание прогрессирует, то у человека может наблюдаться понижение температуры тела до 34-35 градусов по Цельсию;
  • болезнь вызывает диарею, которая будет обильной и водянистой. Цвет стула может быть зеленоватого, желтоватого или коричневого оттенка;
  • рвота;
  • метеоризм и несильные боли с сопровождением урчания в животе;
  • в околопупочной области может быть дискомфорт с чувством переполненности, а также ощущение жидкости в кишечнике;
  • обезвоживание организма сопровождается сухостью слизистых оболочек и покрова кожи, а также ее бледностью и синим оттенком кожи губ;
  • наблюдается постоянное чувство жажды и слабость в мышцах;
  • может быть понижение артериального давления.

эпидемии 8

Лечение Холеры


До появления антибиотиков серьезного лечения холеры не существовало, но Владимир Хавкин в 1892 году создал в Париже вакцину из прогретых бактерий. Испытал он ее на себе и троих друзьях, народовольцах-эмигрантах. Массовое исследование он проводил в Индии, где добился снижения смертности на 72%. Теперь в Бомбее есть Институт Хавкина.

Испанский грипп

Симптомы и формы Испанского гриппа у человека

  • высокая температура с первого дня;
  • резкое падение кровяного давления;
  • общая интоксикация;
  • хрипы и постоянный кашель;
  • пневмония (воспаление легких);
  • носовые кровотечения и кровохаркание (кашель с кровью);
  • цианоз (синеватый цвет лица);
  • помрачение сознания;
  • быстрое поражение сердечно-сосудистой системы.

Попытки лечения Испанского гриппа

Никакой вакцины не было, ее только пытались создать, как-то вслепую нащупать, но все было безрезультатно. Более или менее срабатывало переливание крови от выздоравливающих больных только что заболевшим. Случалось, перемешивали кровь и слизь. От подобной инъекции место укола страшным образом воспалялось. Это считалось добрым знаком, якобы снадобье подействовало.

Давали дышать малыми дозами хлора, яд выжигал зараженную слизистую оболочку дыхательных органов вместе с бактериями, и на какое-то время больной приобретал способность дышать. Но закачать нужную дозу получалось не всегда.

Чаще же просто пускали кровь, давали кислород.

Таблица эпидемий

эпидемии 9

Заключение

Цель проекта выполнена: создана “Таблица эпидемий” и презентация к уроку.

Материал исследовательского проекта по биологии на тему "Болезни, изменившие мир" включен в урок, проводимый учителем Бехарской Любовью Николаевной в 9-м классе.

Информация вызвала у учащихся эмоциональный отклик. Возникла дискуссия, были высказаны предположения, мнения о содержании “Таблицы эпидемий” и презентации.

По времени включения материала в урок замечаний не было.

Для написания данной исследовательской работы и проекта по биологии на тему "Болезни, изменившие мир" были использованы ресурсы Сети Интернет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта тема является интересной для исследования, так как эпидемии исследуются сразу в двух науках - медицина и история, что говорит о ее широком изучении. Также глубокий отпечаток всевозможные эпидемии, произошедшие на земле, наложили на жизнь людей во время пандемии. Значение данной темы для истории трудно недооценивать, ведь здесь идет речь о влиянии эпидемий непосредственно на развитие всей планеты.

Данная тема очень актуальна в наше время. Сейчас на планете прогрессирует вирус COVID-19. Этот вирус стал началом страшной новой эпидемии.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя школа №10

ученица 7 а класса

МАОУ СШ № 10 г. Володарск

Дектярёва Мария Валерьевна

учитель высшей квалификационной категории

МАОУ СШ № 10 г. Володарск

г. Володарск, 2020 год

1.1. Юстинианнова чума …………………………………. ….……..……5-6

1.10. Атипичная пневмония………………………………………. …..17-18

2. Глава II……………………………..……………. …. 22

2.1. Практическая часть. 22

Список используемой литературы………………………. 24

Приложение 8. 29

Приложение 9. 30

Долгая история человечества неотделима от истории многочисленных эпидемий, постоянно его сопровождавших на планете Земля, а число их жертв порой значительно превышало все потери во время военных действий. Род человеческий на протяжении всего своего существования преследовали всевозможные моры и эпидемии различных болезней.

Впервые люди смогли увидеть вирусы в 1930-е годы, когда появились электронные микроскопы, а до этого человечеству приходилось сражаться с невидимым врагом. Впрочем, и сегодня, спустя 90 лет исследований, экспериментов и теорий, инфекционные агенты то и дело бросают вызов целым континентам. Человеческая цивилизация в любой момент может столкнуться с угрозой, которая придет словно из ниоткуда, и к этому нужно быть готовыми. Эпидемиология- раздел медицины, изучающий эпидемии и методы борьбы с ними дает следующую трактовку этому понятию

Эпидемия (греч. ἐπιδημία — повальная болезнь, от ἐπι — на, среди и δῆμος — народ) — широкое распространение какого-либо инфекционного заболевания (чума, оспа, тиф, холера, дифтерия, скарлатина, корь, грипп).

Актуальность: Эта тема является интересной для исследования, так как эпидемии исследуются сразу в двух науках - медицина и история, что говорит о ее широком изучении. Также глубокий отпечаток всевозможные эпидемии, произошедшие на земле, наложили на жизнь людей во время пандемии. Значение данной темы для истории трудно недооценивать, ведь здесь идет речь о влиянии эпидемий непосредственно на развитие всей планеты.

Данная тема очень актуальна в наше время. Сейчас на планете прогрессирует вирус COVID-19. Этот вирус стал началом страшной новой эпидемии.

5555555555555555555

Цель проекта:

- рассмотреть разные аспекты влияния эпидемий на происходящие исторические события.

Задачи проекта:

- Рассмотреть болезни, приведшие к эпидемиям.

- Выяснить последствия эпидемий.

- Изучить методы борьбы с инфекцией.

- Обобщить мнение людей об эпидемиях и их влиянии на исторические события.

Все когда-либо возникающие эпидемии наложили отпечаток на происходившие события, порой круто их меняя.

Методы исследования:

В исследовательской работе применяются такие общенаучные методы исследования, как анализ, использование исторической литературы, сравнение источников, анкетирование и т.д.

Ожидаемый результат:

Данный проект поможет мне, узнать больше о влиянии эпидемий на исторические события.

Объект исследования:

Влияние эпидемий на происходящие исторические события.

Глава I.

1.1. Юстинианнова чума

История появления Юстинианновой чумы.

И тут, в самый разгар борьбы, Византии наносят свой удар. маленькие грызуны, давние враги императорских зернохранилищ - крысы. Именно они, судя по всему, дали старт первой из трех известных нам пандемий чумы, охватывавших нашу планету.

7577777777777777

1.2. Чёрная смерть

Возбудителем бубонной чумы является чумная палочка (Приложение 1). Смертность при бубонной форме чумы колеблется от 27 до 95 % (если не проводится лечение). В условиях современной терапии смертность при бубонной форме не превышает 5—10 %, но и при других формах процент выздоровлений достаточно высок, если лечение начато рано.

Пути, по которым крестоносцы возвращались в Европу, были не единственными входными воротами эпидемии.

В Россию чума проникла в 1352 году. Однако здесь чума не приняла размах эпидемий сравнимый с европейскими. Существует версия, что чума была занесена в Европу ханом Джаныбеком. Ордынский хан Джаныбек противостоял экспансии генуэзцев в Поволжье и Причерноморье.

Противостояние вылилось в открытую войну после того, как татарские кочевья постиг (помимо чумы) джуд (голод, массовое вымирание скота). Войска Джанибека (поддержаные Венецианскими войсками) осадили генуэзскую крепость Кафу (современная Феодосия). Джанибек приказал забросить катапультой в крепость труп человека, умершего от чумы. Труп перелетел стену и разбился. Естественно (болезнь очень заразна), в Кафе началась чума. Генуэзцы вынуждены были оставить Кафу, уцелевшая часть гарнизона отправилась домой.

«Предположение о том, что „чёрная смерть“ убивала людей с уже ослабленным здоровьем, не бессмысленно,– заметила антрополог Девитт в интервью Reuters.

1.3.Третья пандемия чумы

1894 год - гонконгская чума Гонконгская чума 1894 года была крупной вспышкой третьей пандемии в мире с конца 19 века до начала 20 века. В мае 1894 года первый случай произошел в Гонконге. Пациент был служащим национальной больницы и был обнаружен доктором Ю Сюнь, деканом национальной больницы, только что вернувшимся из Кантона . Когда были построены здания в китайском стиле, район горы Тайпин в Шенгване, самом густонаселенном районе Гонконга, стал наиболее пострадавшим районом от эпидемии. Естественно, борьба с эпидемией стала главным приоритетом губернатора Гонконга.

С мая по октябрь 1894 года от чумы в Гонконге погибло более 6000 человек, треть населения покинула Гонконг. В течение 30 лет, начиная с 1926 года, чума происходила в Гонконге почти каждый год и уносила жизни более 20 000 человек. Из-за морского судоходства в Гонконге эпидемия чумы, возникшая в провинции Юньнань, Китай, после 1894 года распространилась на все части страны и в конечном итоге распространилась на все заселенные континенты. Было несколько причин быстрой вспышки и быстрого распространения чумы.

Во-первых, на заре Кайлуаня Шеунг Ван был китайским поселением. В конструкции домов там, в горах, не было дренажных каналов, туалетов и водопровода. Другими недостатками конструкции были небольшие постройки и отсутствие плитки на полу.

Во-вторых, во время фестиваля Чинг Мин в 1894 году многие китайцы, жившие в Гонконге, вернулись в сельскую местность, чтобы подметать могилы, что совпало со вспышкой эпидемии в Кантоне и проникновением бактерий в Гонконг.

В-третьих, в первые четыре месяца 1894 года количество осадков уменьшилось, а почва высохла, что ускорило распространение чумы. Основными профилактическими мерами были создание чумных больниц и размещение медицинского персонала для лечения и изоляции больных чумой, проведение обыска по домам, обнаружение и транспортировка больных чумой, а также уборка и дезинфекция зараженных домов и территорий; и создание специально отведенных кладбищ и назначение лица, ответственного за транспортировку и захоронение умерших от чумы.

1.4. Натуральная оспа

Натуральная оспа или, как её ещё называли ранее, чёрная оспа — высококонтагиозная (заразная) вирусная инфекция, которой страдают только люди. Её вызывают два вида вирусов: Variola major (смертность 20—40 %, по некоторым данным — до 90 %) и Variola minor (смертность 1—3 %). Люди, выживающие после оспы, могут частично или полностью терять зрение, и практически всегда на коже остаются многочисленные рубцы в местах бывших язв.

Еще в египетском папирусе за 4 тыс. лет до н. э. описано такое страшное заболевание, как оспа. Следы поражения вирусом оспы обнаружены на мумии египетского фараона Рамзеса V, жившего в XII в. до н. э. В прошлом оспа была самым опасным и распространенным заболеванием. Столетиями она свирепствовала в Азии, откуда, как считают историки, в VI в. н. э. сарацины завезли ее в Европу. Древний историк Курциус (I в. до н. э.) писал, что оспа уничтожила огромное количество воинов Александра Македонского, возвращающихся из завоеванной Индии.

Во время эпидемий оспа поражала всех подряд, несмотря ни на возраст, ни на положение в обществе. По имеющимся данным, она стала причиной смерти русского императора Петра II, австрийского императора Иосифа, королей Франции Людовика XIV, Людовика XV, короля Нидерландов Вильгельма II Оранского, королевы Англии Анны.

Каждый народ изобретал свои методы борьбы с недугом: в Индии была собственная богиня оспы, Мариатале, которую необходимо было задабривать. Распространенным методом лечения были различные магические и оккультные практики: больных накрывали красной одеждой, которая должна была выманить заразу наружу, окуривали специальными травами, проводили болезненные ритуалы. Конечно, это все не приносило никаких заметных результатов, однако, согласно закону вызова-ответа, любая стрессовая социальная ситуация должна вывести цивилизацию на качественно новый уровень развития. Как ни ужасна была оспа для людей Средневековья, именно она стала тем вызовом, который привел к повсеместному распространению вакцинации.

Холера - острая инфекционная болезнь. Характеризуется развитием водянистого поноса и рвоты, нарушениями водно-электролитного обмена, развитием гиповолемического шока, расстройством функции почек. Относится к особо опасным инфекциям.

Этиология, патогенез Возбудитель — холерный вибрион двух разновидностей (Приложение 2). Действием экзотоксина холерного вибриона на эпителий слизистой оболочки тонкой кишки обусловлена потеря жидкости организмом. Морфологических изменений эпителиальных клеток и подлежащих тканей стенки киш­ки не имеется.

Симптомы. Инкубационный период продолжается от нескольких часов до 5 дней.

Часто в XX в. собирала свою страшную жатву холера. Крупнейшая вспышка этой болезни произошла во время Второй мировой войны. Но холера не затихала и в мирное время. Еще памятны очаги эпидемии, возникшие в 1970 г. в СССР в ряде южных городов.

Первая волна (1817–1824) ударила по всей без исключения Азии и добралась до Астрахани, а Европу от вторжения спас небывалый мороз (реки, скованные льдом, стали непригодны для судоходства). Вторая пандемия (1829–1851) докатилась не только до Европы, но и до США и Японии, а в России она стала причиной холерных бунтов (1830–1831) — серии волнений и нападений на полицейские участки и чиновников, которых малограмотные люди подозревали в намеренной травле народа.

Третья пандемия (1852–1860) стала самой смертоносной эпидемией в XIX веке — она унесла жизни более 2,5 миллиона человек, во многом из-за того, что совпала по времени с Крымской войной (бесконечные перемещения войск, голод, разруха, ослабевший иммунитет и антисанитария). В этот период расцвета заболевания произошло сразу два связанных друг с другом памятных события: вспышка холеры на Брод-стрит (Лондон) в 1854 году, в которой за один день погибли 500 человек, и расследование доктора Джона Сноу, которому безошибочно удалось установить источник заражения — загрязненную воду из колонки. Его открытие дало толчок развитию всей эпидемиологии, санитарии и гигиены, а также системы водоснабжения.

1.6. Русский грипп

Выдвигалось много версий о том, что источником ее стали эксперименты советских или китайских военных.

Вирус гриппа вызывает у человека кашель, причиной которого является раздражение верхних дыхательных путей. Также присутствуют головные боли, симптомы интоксикации и повышение температуры. Вирус ослабляет защитные системы организма, позволяя присоединиться вторичной инфекции, что может вызвать осложнения.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Инфекционное заболевание - чума. Презентация на заданную тему содержит 18 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Чума́ (лат. pestis — зараза) — острое природно-очаговое инфекционное заболевание группы карантинных инфекций, протекающее с исключительно тяжёлым общим состоянием, лихорадкой, поражением лимфоузлов, лёгких и других внутренних органов, часто с развитием сепсиса. Заболевание характеризуется высокой летальностью и крайне высокой заразностью. Чума́ (лат. pestis — зараза) — острое природно-очаговое инфекционное заболевание группы карантинных инфекций, протекающее с исключительно тяжёлым общим состоянием, лихорадкой, поражением лимфоузлов, лёгких и других внутренних органов, часто с развитием сепсиса. Заболевание характеризуется высокой летальностью и крайне высокой заразностью.

Возбудителем является чумная палочка (лат. Yersinia pestis), открытая в июне 1894 года французом Александром Йерсеном и японцем Китасато Сибасабуро. Возбудителем является чумная палочка (лат. Yersinia pestis), открытая в июне 1894 года французом Александром Йерсеном и японцем Китасато Сибасабуро.

Возбудители В природных очагах источниками и резервуарами возбудителя инфекции являются грызуны — сурки, суслики и песчанки, мышевидные грызуны, крысы (серая и черная), реже домовые мыши, а также зайцеобразные, кошки и верблюды. Переносчики возбудителя инфекции — блохи различных видов.

Различают следующие клинические формы чумы: кожную, бубонную, кожно-бубонную (сопровождается увеличением лимфатических узлов) первично-септическую, вторично-септическую(микроорганизмы проникают в кровь и распространяются по всему организму, смерть наступает в течение первых же суток.) первично-легочную, вторично-легочную (поражение тканей легких) Чаще всего наблюдается бубонная форма чумы (70-80%), реже септическая (15-20%) и легочная (5-10%).

Признаки заболевания Инкубационный период -1 -8 дней, в среднем 2-4 дня быстрый подъем температуры (до 39-40 С) озноб, сильная головная боль, головокружение отмечаются шатающаяся походка, невнятная речь психомоторное возбуждение При бубонной форме: в месте будущего бубона, увеличение лимфатических узлов, затем появление болезненного бубона При легочной форме : тяжелейшая интоксикация, одышка, кашель с выделением жидкой мокроты с кровью падение сердечно сосудистой деятельности

Эпидемия бубонной чумы прокатилась по Лондону в 1664—1665 годах, унеся жизни более 20 % населения города. В конце XIX века в Центральном и Южном Китае началась третья пандемия чумы. В Азии чума особенно лютовала в Гонконге и Бомбее и распространилась в виде небольших по объему вспышек на все остальные континенты. Только в Индии погибло 6 миллионов человек. Эпидемия бубонной чумы прокатилась по Лондону в 1664—1665 годах, унеся жизни более 20 % населения города. В конце XIX века в Центральном и Южном Китае началась третья пандемия чумы. В Азии чума особенно лютовала в Гонконге и Бомбее и распространилась в виде небольших по объему вспышек на все остальные континенты. Только в Индии погибло 6 миллионов человек.

Эпидемия в 1910—1911 годах в Маньчжурии была последней крупной эпидемией чумы на земном шаре. Эпидемия в 1910—1911 годах в Маньчжурии была последней крупной эпидемией чумы на земном шаре.

Чума как биологическое оружие В ходе Второй мировой войны японскими вооружёнными силами были разработаны образцы биологического оружия, предназначенного для массового сброса специально подготовленного носителя чумы — инфицированных блох.

Современное состояние Ежегодно число заболевших чумой составляет около 2,5 тысяч человек, причём без тенденции к снижению. Согласно имеющимся данным, по информации Всемирной организации здравоохранения с 1989 по 2004 год было зафиксировано около сорока тысяч случаев в 24 странах, причём летальность составила около семи процентов от числа заболевших. В России с 2001 по 2006 год зафиксировано 752 штамма возбудителя чумы. В данный момент наиболее активные природные очаги расположены на территориях Астраханской области, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республик, республик Алтай, Дагестан, Калмыкия, Тыва.

Лечение Применение антибиотиков. Больной чумой на специально выделенном транспорте должен быть доставлен в госпиталь для особо опасных инфекций, который специально развертывают в очаге, где выявлены больные чумой. Больные размещаются индивидуально. При возникновении заболеваний чумой в части устанавливается карантин на 6 суток со дня изоляции последнего больного.

Как предупредить заболевание чумой? 1.В местности, где имеются случаи заболевания чумой, запрещается охота на животных. 2.Территория должна быть очищена от мусора, соломы, хозяйственных отбросов, должна проводиться систематическая очистка ям, уборных. Обратите внимание, нет ли на подлежащей проживанию территории трупов животных. 3. Хранить продукты рекомендуется в закрытых ёмкостях, чтобы лишить грызунов пищи. 4. Необходимо также соблюдать меры личной гигиены: тщательно мыть руки перед едой, употреблять в пищу доброкачественную кипячёную воду, хорошо вымытые овощи и фрукты; а также содержать в чистоте жилые помещения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта тема является интересной для исследования, так как эпидемии исследуются сразу в двух науках - медицина и история, что говорит о ее широком изучении. Также глубокий отпечаток всевозможные эпидемии, произошедшие на земле, наложили на жизнь людей во время пандемии. Значение данной темы для истории трудно недооценивать, ведь здесь идет речь о влиянии эпидемий непосредственно на развитие всей планеты.

Данная тема очень актуальна в наше время. Сейчас на планете прогрессирует вирус COVID-19. Этот вирус стал началом страшной новой эпидемии.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя школа №10

ученица 7 а класса

МАОУ СШ № 10 г. Володарск

Дектярёва Мария Валерьевна

учитель высшей квалификационной категории

МАОУ СШ № 10 г. Володарск

г. Володарск, 2020 год

1.1. Юстинианнова чума …………………………………. ….……..……5-6

1.10. Атипичная пневмония………………………………………. …..17-18

2. Глава II……………………………..……………. …. 22

2.1. Практическая часть. 22

Список используемой литературы………………………. 24

Приложение 8. 29

Приложение 9. 30

Долгая история человечества неотделима от истории многочисленных эпидемий, постоянно его сопровождавших на планете Земля, а число их жертв порой значительно превышало все потери во время военных действий. Род человеческий на протяжении всего своего существования преследовали всевозможные моры и эпидемии различных болезней.

Впервые люди смогли увидеть вирусы в 1930-е годы, когда появились электронные микроскопы, а до этого человечеству приходилось сражаться с невидимым врагом. Впрочем, и сегодня, спустя 90 лет исследований, экспериментов и теорий, инфекционные агенты то и дело бросают вызов целым континентам. Человеческая цивилизация в любой момент может столкнуться с угрозой, которая придет словно из ниоткуда, и к этому нужно быть готовыми. Эпидемиология- раздел медицины, изучающий эпидемии и методы борьбы с ними дает следующую трактовку этому понятию

Эпидемия (греч. ἐπιδημία — повальная болезнь, от ἐπι — на, среди и δῆμος — народ) — широкое распространение какого-либо инфекционного заболевания (чума, оспа, тиф, холера, дифтерия, скарлатина, корь, грипп).

Актуальность: Эта тема является интересной для исследования, так как эпидемии исследуются сразу в двух науках - медицина и история, что говорит о ее широком изучении. Также глубокий отпечаток всевозможные эпидемии, произошедшие на земле, наложили на жизнь людей во время пандемии. Значение данной темы для истории трудно недооценивать, ведь здесь идет речь о влиянии эпидемий непосредственно на развитие всей планеты.

Данная тема очень актуальна в наше время. Сейчас на планете прогрессирует вирус COVID-19. Этот вирус стал началом страшной новой эпидемии.

5555555555555555555

Цель проекта:

- рассмотреть разные аспекты влияния эпидемий на происходящие исторические события.

Задачи проекта:

- Рассмотреть болезни, приведшие к эпидемиям.

- Выяснить последствия эпидемий.

- Изучить методы борьбы с инфекцией.

- Обобщить мнение людей об эпидемиях и их влиянии на исторические события.

Все когда-либо возникающие эпидемии наложили отпечаток на происходившие события, порой круто их меняя.

Методы исследования:

В исследовательской работе применяются такие общенаучные методы исследования, как анализ, использование исторической литературы, сравнение источников, анкетирование и т.д.

Ожидаемый результат:

Данный проект поможет мне, узнать больше о влиянии эпидемий на исторические события.

Объект исследования:

Влияние эпидемий на происходящие исторические события.

Глава I.

1.1. Юстинианнова чума

История появления Юстинианновой чумы.

И тут, в самый разгар борьбы, Византии наносят свой удар. маленькие грызуны, давние враги императорских зернохранилищ - крысы. Именно они, судя по всему, дали старт первой из трех известных нам пандемий чумы, охватывавших нашу планету.

7577777777777777

1.2. Чёрная смерть

Возбудителем бубонной чумы является чумная палочка (Приложение 1). Смертность при бубонной форме чумы колеблется от 27 до 95 % (если не проводится лечение). В условиях современной терапии смертность при бубонной форме не превышает 5—10 %, но и при других формах процент выздоровлений достаточно высок, если лечение начато рано.

Пути, по которым крестоносцы возвращались в Европу, были не единственными входными воротами эпидемии.

В Россию чума проникла в 1352 году. Однако здесь чума не приняла размах эпидемий сравнимый с европейскими. Существует версия, что чума была занесена в Европу ханом Джаныбеком. Ордынский хан Джаныбек противостоял экспансии генуэзцев в Поволжье и Причерноморье.

Противостояние вылилось в открытую войну после того, как татарские кочевья постиг (помимо чумы) джуд (голод, массовое вымирание скота). Войска Джанибека (поддержаные Венецианскими войсками) осадили генуэзскую крепость Кафу (современная Феодосия). Джанибек приказал забросить катапультой в крепость труп человека, умершего от чумы. Труп перелетел стену и разбился. Естественно (болезнь очень заразна), в Кафе началась чума. Генуэзцы вынуждены были оставить Кафу, уцелевшая часть гарнизона отправилась домой.

«Предположение о том, что „чёрная смерть“ убивала людей с уже ослабленным здоровьем, не бессмысленно,– заметила антрополог Девитт в интервью Reuters.

1.3.Третья пандемия чумы

1894 год - гонконгская чума Гонконгская чума 1894 года была крупной вспышкой третьей пандемии в мире с конца 19 века до начала 20 века. В мае 1894 года первый случай произошел в Гонконге. Пациент был служащим национальной больницы и был обнаружен доктором Ю Сюнь, деканом национальной больницы, только что вернувшимся из Кантона . Когда были построены здания в китайском стиле, район горы Тайпин в Шенгване, самом густонаселенном районе Гонконга, стал наиболее пострадавшим районом от эпидемии. Естественно, борьба с эпидемией стала главным приоритетом губернатора Гонконга.

С мая по октябрь 1894 года от чумы в Гонконге погибло более 6000 человек, треть населения покинула Гонконг. В течение 30 лет, начиная с 1926 года, чума происходила в Гонконге почти каждый год и уносила жизни более 20 000 человек. Из-за морского судоходства в Гонконге эпидемия чумы, возникшая в провинции Юньнань, Китай, после 1894 года распространилась на все части страны и в конечном итоге распространилась на все заселенные континенты. Было несколько причин быстрой вспышки и быстрого распространения чумы.

Во-первых, на заре Кайлуаня Шеунг Ван был китайским поселением. В конструкции домов там, в горах, не было дренажных каналов, туалетов и водопровода. Другими недостатками конструкции были небольшие постройки и отсутствие плитки на полу.

Во-вторых, во время фестиваля Чинг Мин в 1894 году многие китайцы, жившие в Гонконге, вернулись в сельскую местность, чтобы подметать могилы, что совпало со вспышкой эпидемии в Кантоне и проникновением бактерий в Гонконг.

В-третьих, в первые четыре месяца 1894 года количество осадков уменьшилось, а почва высохла, что ускорило распространение чумы. Основными профилактическими мерами были создание чумных больниц и размещение медицинского персонала для лечения и изоляции больных чумой, проведение обыска по домам, обнаружение и транспортировка больных чумой, а также уборка и дезинфекция зараженных домов и территорий; и создание специально отведенных кладбищ и назначение лица, ответственного за транспортировку и захоронение умерших от чумы.

1.4. Натуральная оспа

Натуральная оспа или, как её ещё называли ранее, чёрная оспа — высококонтагиозная (заразная) вирусная инфекция, которой страдают только люди. Её вызывают два вида вирусов: Variola major (смертность 20—40 %, по некоторым данным — до 90 %) и Variola minor (смертность 1—3 %). Люди, выживающие после оспы, могут частично или полностью терять зрение, и практически всегда на коже остаются многочисленные рубцы в местах бывших язв.

Еще в египетском папирусе за 4 тыс. лет до н. э. описано такое страшное заболевание, как оспа. Следы поражения вирусом оспы обнаружены на мумии египетского фараона Рамзеса V, жившего в XII в. до н. э. В прошлом оспа была самым опасным и распространенным заболеванием. Столетиями она свирепствовала в Азии, откуда, как считают историки, в VI в. н. э. сарацины завезли ее в Европу. Древний историк Курциус (I в. до н. э.) писал, что оспа уничтожила огромное количество воинов Александра Македонского, возвращающихся из завоеванной Индии.

Во время эпидемий оспа поражала всех подряд, несмотря ни на возраст, ни на положение в обществе. По имеющимся данным, она стала причиной смерти русского императора Петра II, австрийского императора Иосифа, королей Франции Людовика XIV, Людовика XV, короля Нидерландов Вильгельма II Оранского, королевы Англии Анны.

Каждый народ изобретал свои методы борьбы с недугом: в Индии была собственная богиня оспы, Мариатале, которую необходимо было задабривать. Распространенным методом лечения были различные магические и оккультные практики: больных накрывали красной одеждой, которая должна была выманить заразу наружу, окуривали специальными травами, проводили болезненные ритуалы. Конечно, это все не приносило никаких заметных результатов, однако, согласно закону вызова-ответа, любая стрессовая социальная ситуация должна вывести цивилизацию на качественно новый уровень развития. Как ни ужасна была оспа для людей Средневековья, именно она стала тем вызовом, который привел к повсеместному распространению вакцинации.

Холера - острая инфекционная болезнь. Характеризуется развитием водянистого поноса и рвоты, нарушениями водно-электролитного обмена, развитием гиповолемического шока, расстройством функции почек. Относится к особо опасным инфекциям.

Этиология, патогенез Возбудитель — холерный вибрион двух разновидностей (Приложение 2). Действием экзотоксина холерного вибриона на эпителий слизистой оболочки тонкой кишки обусловлена потеря жидкости организмом. Морфологических изменений эпителиальных клеток и подлежащих тканей стенки киш­ки не имеется.

Симптомы. Инкубационный период продолжается от нескольких часов до 5 дней.

Часто в XX в. собирала свою страшную жатву холера. Крупнейшая вспышка этой болезни произошла во время Второй мировой войны. Но холера не затихала и в мирное время. Еще памятны очаги эпидемии, возникшие в 1970 г. в СССР в ряде южных городов.

Первая волна (1817–1824) ударила по всей без исключения Азии и добралась до Астрахани, а Европу от вторжения спас небывалый мороз (реки, скованные льдом, стали непригодны для судоходства). Вторая пандемия (1829–1851) докатилась не только до Европы, но и до США и Японии, а в России она стала причиной холерных бунтов (1830–1831) — серии волнений и нападений на полицейские участки и чиновников, которых малограмотные люди подозревали в намеренной травле народа.

Третья пандемия (1852–1860) стала самой смертоносной эпидемией в XIX веке — она унесла жизни более 2,5 миллиона человек, во многом из-за того, что совпала по времени с Крымской войной (бесконечные перемещения войск, голод, разруха, ослабевший иммунитет и антисанитария). В этот период расцвета заболевания произошло сразу два связанных друг с другом памятных события: вспышка холеры на Брод-стрит (Лондон) в 1854 году, в которой за один день погибли 500 человек, и расследование доктора Джона Сноу, которому безошибочно удалось установить источник заражения — загрязненную воду из колонки. Его открытие дало толчок развитию всей эпидемиологии, санитарии и гигиены, а также системы водоснабжения.

1.6. Русский грипп

Выдвигалось много версий о том, что источником ее стали эксперименты советских или китайских военных.

Вирус гриппа вызывает у человека кашель, причиной которого является раздражение верхних дыхательных путей. Также присутствуют головные боли, симптомы интоксикации и повышение температуры. Вирус ослабляет защитные системы организма, позволяя присоединиться вторичной инфекции, что может вызвать осложнения.

Читайте также: