Как объяснить детям что такое вирус

Обновлено: 11.05.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Что такое вирусы?

Вирусы - это очень маленькие частицы, которые могут инфицировать животных и растения и вызывать у них болезни. Вирусы состоят из генетических материалов, таких как ДНК, и защищены белковой оболочкой.

Вирусы захватывают клетки живых организмов. Они вводят свой генетический материал прямо в клетку и вступают во владение. Затем они используют клетку, чтобы произвести больше вирусов и захватить больше клеток.

Вирусы живы?

Ученые расходятся во мнениях относительно того, живы ли вирусы или нет. Многие люди говорят, что они неживые, потому что они не могут воспроизводить потомство без помощи хозяина. Вирусы также не превращают пищу в энергию и не имеют организованных клеток, что обычно характерно для живых существ.

Характеристики вирусов

У них нет организованной клеточной структуры.

У них нет клеточного ядра.

Обычно они имеют одну или две цепи ДНК или РНК.

Они покрыты защитной белковой оболочкой, которая называется КАПСИД.

Они неактивны, когда находятся вне живой клетки, но активны, когда находятся внутри другой живой клетки.

Чем плохи вирусы?

Когда вирусы проникают в клетки организма и начинают размножаться, они вызывают заболевание хозяина. Вирусы могут вызывать всевозможные заболевания.

Как распространяются вирусы?

Вирусы очень маленькие и легкие. Они могут парить в воздухе, выживать в воде или даже на поверхности вашей кожи. Вирусы могут передаваться от одного человека к другому при рукопожатии, прикосновении к еде, через воду или по воздуху, когда человек кашляет или чихает. Вирусы также могут передаваться через укусы насекомых, животных или через плохую пищу.


Примеры вирусов

Существует множество вирусов, которые могут инфицировать людей и вызывать их болезни. Один из наиболее распространенных - грипп, от которого люди заболевают гриппом. К другим заболеваниям, вызываемым вирусами, относятся простуда, корь, эпидемический паротит, желтая лихорадка и гепатит.

Как не заразиться.

Есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы снизить вероятность заражения вирусом. Вот несколько примеров:

Вымойте руки (наверное, одни из самых важных).

Не засовывайте руки или пальцы в рот, нос или глаза. Потирание носа или глаз может привести к заражению тела вирусом на руках.

Убедитесь, что ваша еда хорошо приготовлена, особенно мясо.

Принимайте витамины каждый день.

Высыпайтесь и занимайтесь спортом. Это помогает укрепить вашу иммунную систему для борьбы с вирусами.

Как лечат вирусы?

Врачи мало что могут сделать для лечения вирусов. В большинстве случаев иммунная система нашего организма борется с вирусом. Ученые разработали вакцины, которые помогают нашему организму вырабатывать иммунитет к определенному вирусу. Одним из примеров вакцины является прививка от гриппа. Прививка от гриппа помогает организму выработать собственную защиту от гриппа, называемую антителами.

Интересные факты о вирусах

Вирусы не относятся ни к одному из пяти царств живых существ. Это означает, что они не бактерии, грибки, протисты, растения или животные.

Большинство вирусов настолько малы, что их невозможно увидеть в оптический микроскоп.

Иногда вирусы могут атаковать и убивать бактерии.

Первым вирусом, обнаруженным человеком, был вирус желтой лихорадки в 1901 году Уолтером Ридом.

Цель: Дать детям элементарное представление об инфекционных

болезнях и их возбудителях (микробы, вирусы).

Рассказать об инфекционных болезнях и как они передаются от человека к человеку.

Задачи: Воспитать у детей правильное отношение к здоровью, расширять представления о том, что полезно, а что вредно.

Материал: иллюстрации микробов, пластилин.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Микробы бывают разные :

Страшные и грязные,

-Ребята, вы догадались, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать?

-Мы сегодня поговорим о микробах и вирусах.

2. Основная часть.

Микробы или бактерии — очень маленькие живые существа. Их нельзя увидеть глазами, а можно рассмотреть только в микроскоп.

Бактерии живут повсюду: в почве; в воздухе, особенно в непроветриваемом помещении; в грязной воде; в пище, которую мы едим, особенно если она готовилась в грязной посуде; на немытых овощах и фруктах; на грязной одежде. Бактерии можно найти на всех предметах, с которыми мы соприкасаемся: на ручках дверей, на поручнях автобусов. Много бактерий на грязной коже.

У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много новых таких же, как и он, микробов.

Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо.

Давайте посмотрим, как это происходит. скатайте шарик из пластилина. Вот так выглядит микроб, который вызывает ангину и другие заболевания. Через некоторое время микроб начинает делиться. Давайте разделим шарик пополам. Сначала микробы маленькие, потом они питаются и растут. Их становится все больше и больше и человек заболевает сильнее. А теперь посмотрим, что будет если человек примет лекарство. Они сморщились и слиплись между собой. (сдавите шарики между собой)Вот справился организм, выздоровел. Конечно лучше никогда не болеть. Для этого нужно укреплять организм, закалять его, мыть руки, следить за чистотой одежды.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите

Влево, вправо повернулись, Сели-встали

Сели-встали и на месте побежали.

Давайте поиграем в игру и посмотрим, знаете ли вы, какими предметами гигиены можно пользоваться вместе, а какими только одному.

Полотенце, кисточка, зубная щётка, зубная паста, расчёска, карандаши, носовой платок, книга, игрушки.

– А как вы думаете, какую пользу приносит носовой платок? (Ответы детей).

– При чихании и кашле больной человек разбрызгивает 40000 маленьких капелек, которые разлетаются на 3-5 метров. Капельки очень лёгкие, они долго могут парить в воздухе. Люди, стоящие рядом, вдыхают эти капельки вместе с миллионом микробов, находящихся в них. Так здоровый человек может заразиться и заболеть. Но микробу можно преградить дорогу, это поможет сделать сложенный вчетверо носовой платок. Прикрой при кашле или чихании платком рот или нос. А как ещё микробы могут попасть в наш организм? (Ответы детей).

– От игры или работы, руки становятся грязными. И ничего страшного тут нет. Страшно, когда дети садятся кушать с грязными руками. Вместе с едой микробы попадают в организм. Так что же надо делать, чтобы избавиться от гадких микробов. Какие правила гигиены вы знаете? (ответы детей)

3. Итог занятия.

-Ребята, мы сегодня с вами узнали много интересного. Узнали что такое микробы и вирусы, что нужно делать при чихании и кашле. Узнали, что нельзя пить воду из - под крана, вспомнили правила личной гигиены. Надеюсь, вы будете их соблюдать и никогда не заболеете.

Воспитывать заботливое отношение к окружающим и своему организму.

Интеграция образовательных областей: Здоровье, Познание, Коммуникация.

Предварительная работа: беседы о здоровье, чтение рассказов, стихотворений, экскурсия в школу - кабинет биологии.

Ход НОД:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о микробах. Мы с вами ходили в школу.

-- С кем мы встречались?

-- С каким прибором познакомились? И что это за прибор?

-- О чём рассказывала вам учитель Валентина Анатольевна?

Вредных микробов еще называют вирусами. При чихании, кашле больной человек разбрызгивает множество капелек, которые разлетаются на большое расстояние и могут долго находиться в воздухе, вместе с воздухом другие люди их вдыхают и могут тоже заболеть. Капельки опускаются даже на различные предметы и пищу. Поэтому при чихании и кашле не надо забывать прикрывать нос и рот рукой или носовым платком, чтобы не заболели другие люди.

-- Что нужно делать, чтобы не заболеть?

-- Вы знаете, что у домовёнка Непослухи есть друг котёнок. Чтобы посмотреть мультфильм мы должны превратиться в котят.

Физминутка

Как ступает мягко кошка.

Еле слышно: топ-топ-топ,

Хвостик книзу: оп-оп-оп.

Дети ходят на цыпочках, стараясь выполнить эти движения

Но, подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой.

Ввысь бросается отважно,

А потом вновь ходит важно.

Легкие и быстрые прыжки на месте, сменяющиеся неспешной грациозной ходьбой с выпрямленной спиной и гордо приподнятой головой,

слегка покачиваясь в стороны.

- Чем занимался домовёнок Непослуха? (залез в мусорное ведро руками)

- Что предложил сделать котёнок домовёнку? (предложил посмотреть ладони руки под микроскопом)

- Что увидел Непослуха? (увидел множество вредных микробов на ладони)

- Как поступил домовёнок Непослуха? (домовёнок взял у котёнка мыло и ушёл в ванную умываться)

Теперь домовёнок Непослуха знает, что чистота – залог здоровья и что вредные микробы погибают, когда моешь руки мылом.

Как вы считаете, какие важные правила надо соблюдать, чтобы не заразиться и не занести инфекцию в наш организм?

1. Не забывать мыть руки с мылом перед едой, после улицы, после туалета и других мест посещения.

2. Руки нужно обязательно хорошо помыть с мылом после того, как вы поиграли с кошкой или собакой и другими животными.

3. Тщательно мыть овощи и фрукты.

4. Когда чихаем, кашляем прикрываться носовым платком.

5. Чтобы организм был крепким, здоровым и быстрее справлялся с болезнями надо заниматься спортом, делать зарядку, кататься на лыжах, плавать, закаляться.

Мы все будем соблюдать эти правила, чтобы не болеть и быть здоровыми всегда.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ОБЖ в средней группе Тема:"Микробы и вирусы" Цель: дать представление об микробах и вирусах-возбудителей инфекционных болезней. Ход занятия: 1)Организационный.

Цель: Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах и вирусах).

Задачи: Воспитать у детей правильное отношение к здоровью. Привлечь личный опыт детей, рассказать об инфекционных болезнях и как они передаются от человека к человеку. Напомнить, что следует заботиться не только, о своем здоровье, но и о здоровье окружающих.

Микробы - это крошечные живые организмы, которые могут проникать в наши тела и заставлять нас болеть, когда мы не выполняем надлежащую гигиену.

Вирусы – внутриклеточные паразиты, они размножаются только в живых клетках, используя их питательные вещества для синтеза зрелых вирусных частиц.

Хотя мы не можем разглядеть глазами, микробы и вирусы могут распространяться через слюну, когда мы чихаем или кашляем, не закрывая нос и рот, или, когда мы не моем тщательно руки.

Как только они оказываются в нашем организме, они начинают там разбойничать и хулиганить, размножаются и делают нам плохо. Человек, подхвативший вирус, начинает кашлять, чихать, у него поднимается высокая температура, а также могут быть более серьезные заболевания, такие как тонзиллит и пневмония. Микробы могут также стать причиной кишечной инфекции.

Если бы вы могли посмотреть в микроскоп на кровь человека, который болеет, вы бы увидели кучу крохотных извивающихся палочек, спиралек - вирусов, возбудителей болезней. Иногда они забираются даже в самые дальние уголки нашего тела.

Для того чтобы уберечь себя от вредоносных вирусов и микробов, необходимо соблюдать самые простые правила:

1. Мыть руки после посещения общественных мест и перед каждым приемом пищи.

2. Использовать влажные салфетки или дезинфицирующие гели вне дома даже тогда, когда рядом нет взрослого, который может об этом напомнить.

3. Не прикасаться руками к глазам и к носу, чтобы избежать попадания вирусов в организм через слизистые оболочки. Согласно статистике, человек неосознанно касается своего лица до 20 раз в час!

4. Не обмениваться личными вещами с другими детьми (предметы посуды, носовые платки и проч.) во время повышенной заболеваемости вирусными инфекциями.

Так же не следует забывать, что активный образ жизни, спорт, свежий воздух и здоровый сон делают организм более выносливым и защищенным от разных вирусов и микробов.

Соблюдайте эти простые правила и будьте здоровы!

Прикреплённые файлы:

Как рассказать детям дошкольного возраста о Великой Отечественной войне.

Как рассказать детям дошкольного возраста о Великой Отечественной войне. Для разновозрастной группы для детей с ЗПР и детей среднего возраста с ТНР общеобразовательной группы. Автор Фадеева Елена Николаевна В.

Наблюдения в мае (средняя группа)

Наблюдения в мае (средняя группа) Смотрим в окно – идет дождь. Вспоминаем потешку: Дождик, дождик, кап да кап, Мокрые дорожки. Нам нельзя идти гулять – Мы промочим.

Главная задача биологии — это развитие представлений у человека о живых организмах, о многообразии видов, обо всех закономерностях развития живых существ, а также об их взаимодействии с окружающей природой. Предмет основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) позволяет получить знания и умения, которые помогут сохранить жизнь и здоровье в опасных ситуациях. Эти ситуации всегда возникают неожиданно, но, тем не менее, большинство из них предсказуемы и к ним можно подготовиться заранее. ОБЖ учит нас предвидеть возможные опасности и минимизировать потери от той или иной ситуации. Сегодня мы сталкиваемся с новым видом вирусной опасности COVID-19,о котором поговорим с точки зрения биологии и ОБЖ.

Что такое вирус?

Вирус — это неклеточный инфекционный агент. Сегодня нам известно около 6 тысяч различных вирусов, но их существует несколько миллионов. Вирусы не похожи друг на друга и могут иметь как форму сферы, спирали, так и форму сложного асимметричного сплетения. Размеры вирусов варьируются от 20 нм до 300 нм.

Как устроен вирус?

В центре агента находится генетический материал РНК или ДНК, вокруг которого располагается белковая структура — капсид.
Капсид служит для защиты вируса и помогает при захвате клетки. Некоторые вирусы дополнительно покрыты липидной оболочкой, т.е. жировой структурой, которая защищает их от изменений окружающей среды.

Вирусолог Дэвид Балтимор объединил все вирусы в 8 групп, из которых некоторые группы вирусов содержат 1-2 цепочки ДНК. Другие же содержат 1 цепочку РНК, которая может удваиваться или достраивать на своей матрице ДНК. При этом каждая группа вирусов производит себя в различных органеллах зараженной клетки.

Вирусы имеют определенный диапазон хозяев, т.е. он может быть опасен для одних видов и абсолютно безвреден для других. Например, оспой болеет только человек, а чумкой только некоторые виды плотоядных. Вирус не способен выжить сам по себе, поэтому активируется только в хозяйской клетке, используя ее ресурсы и питательные вещества. Цель вируса — создание множества копий себя, чтобы инфицировать другие клетки!

Вирусы

Как вирус попадает в организм?

  • через физические повреждения (например, порезы на коже)
  • путём направленного впрыскивания (к примеру, укус комара)
  • направленного поражения отдельной поверхности (например, при вдыхании вируса через трахею)
  • к эпителию слизистых оболочек (это например вирус гриппа)
  • к нервной ткани (вирус простого герпеса)
  • к иммунным клеткам (вирус иммунодефицита человека)

Биология. Рабочая тетрадь. 9 класс

Геном вируса встраивается в одну из органелл или цитоплазму и превращает клетку в настоящий вирусный завод. Естественные процессы в клетке нарушаются, и она начинает заниматься производством и сбором белка вируса. Этот процесс называется репликацией. И его основная цель — это захват территории. Во время репликации генетический материал вируса смешивается с генами клетки хозяина — это приводит к активной мутации самого вируса, а также повышает его выживаемость. Когда процесс репликации налажен, вирусная частица отпочковывается и заражает уже новые клетки, в то время как инфицированная ранее клетка продолжает производство.

Выход вируса

Вирус создал множество собственных копий, клетка оказывается изнуренной из-за использования ее ресурсов. Больше вирусу клетка не нужна, поэтому клетка часто погибает и новорожденным вирусам приходится искать нового хозяина. Это и есть заключительная стадию жизненного цикла вируса.

Скорость распространения вирусной инфекции

Размножение вирусов протекает с исключительно высокой скоростью: при попадании в верхние дыхательные пути одной вирусной частицы уже через 8 часов количество инфекционного потомства достигает 10³, а концу первых суток − 10²³.

Вирусная латентность

Как вирус распространяется?

  • воздушно-капельный (кашель, чихание)
  • с кожи на кожу (при прикосновениях и рукопожатиях)
  • с кожи на продукты (при прикосновениях к пище грязными руками вирусы могут попасть в пищеварительную и дыхательную системы)
  • через жидкие среды организма (кровь, слюну и другие)

Почему с вирусами так тяжело бороться?

Сегодня людям уже удалось победить некоторые вирусы, а некоторые взять под жесткий контроль. Например, Оспа (она же черная оспа). Болезнь вызывается вирусом натуральной оспы, передается от человека к человеку воздушно-капельным путем. Больные покрываются сыпью, переходящей в язвы, как на коже, так и на слизистых внутренних органов. Смертность, в зависимости от штамма вируса, составляет от 10 до 40 (иногда даже 70%), На сегодняшний день вирус полностью истреблен человечеством.

Кроме того, взяты под контроль такие заболевания, как бешенство, корь и полиомиелит. Но помимо этих вирусов существует масса других, которые требуют разработок или открытия новых вакцин.

Коронавирус

Виновником эпидемии, распространяющейся сегодня по миру, стал коронавирус, вирусная частица в 0,1 микрона. Свое название он получил благодаря наростам на своей структуре, своеобразным шипам. Внутри вируса спрятан яд, с помощью которого он подчиняет себе зараженный организм. Этот вирус воздействует не только на человека, но и на птиц, свиней, собак и летучих мышей. В настоящий момент выделяют от 30 до 39 разновидностей коронавирусной инфекции. Но для человека патогенно всего 6. И как любой другой вирус COVID-19 мутирует.

симптомы и признаки.jpg

К наиболее распространенным симптомам COVID-19 относятся повышение температуры тела, сухой кашель и утомляемость. К более редким симптомам относятся боли в суставах и мышцах, заложенность носа, головная боль, конъюнктивит, боль в горле, диарея, потеря вкусовых ощущений или обоняния, сыпь и изменение цвета кожи на пальцах рук и ног. Как правило, эти симптомы развиваются постепенно и носят слабо выраженный характер. У некоторых инфицированных лиц болезнь сопровождается очень легкими симптомами.

Сколько же может жить этот вирус вне организма? Все зависит от типа вируса и от той поверхности, на которую вирусы попали. В качестве примера было рассмотрено 3 вируса, по которым велись исследования. Изучали время, на которое может задерживаться вирус на различных поверхностях. Данные приведены в таблице.

Таблица

Поскольку пока не изобретено вакцины от COVID-19, в целях защиты от инфекции самым важным для нас является соблюдение гигиены.

Гигиена — раздел медицины, изучающий влияние жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры (санитарные нормы и правила), направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни.

Сегодня следует соблюдать определенные правила гигиены:

  • Соблюдение режима труда и отдыха, не допускающего развития утомления и переутомления.
  • Выполнение условий, обеспечивающих здоровый и полноценный сон (свежий воздух, отсутствие шума, удобная постель, оптимальная продолжительность).
  • Правильное здоровое питание в соответствии с потребностями организма.
  • Комфортный микроклимат в жилище (температура, влажность и подвижность воздуха, естественная и искусственная освещенность помещений).
  • Содержание в чистоте тела и тщательный уход за зубами.
  • Спокойное и корректное поведение в конфликтных ситуациях.

профилактика.jpg

Читайте также: