Проблема валютного контроля из за коронавируса

Обновлено: 07.05.2024

В письме Банк России сообщает следующее:

- в срок представления резидентами справок о подтверждающих документах, а также документов, связанных с проведением валютных операций[1], не включается период с 30 марта по 1 июля 2020 года (включительно);

- в случае несвоевременного представления либо непредставления резидентами указанных справок и документов по окончании периода с 30 марта по 1 июля 2020 года включительно уполномоченные банки направляют органам валютного контроля информацию о нарушении при непредставлении резидентами таких документов до 22 июля 2020 года включительно.

Одновременно в письме Банка России обращено внимание на необходимость соблюдения требований в отношении порядка и сроков проведения резидентом валютной операции по списанию денежных средств со своего расчетного счета, а также постановки импортного контракта на учет в уполномоченном банке.

Также Банком России разъясняется, что информация о нарушении резидентами обязанности репатриации по экспортным внешнеторговым контрактам направляется уполномоченными банками в обычные сроки.

В письме отмечено, что указанный подход согласован с ФТС России и ФНС России.

Следует отметить, что сроки, о которых идет речь в письме, установлены на уровне Инструкции Банка России (от 16.08.2017 N 181-И). Изменения в инструкции по вопросам валютного контроля всегда вносились Указаниями Банка России. Диспозиция составов ст. 15.25 КоАП РФ, в которых установлена ответственность за нарушения сроков, сформулирована как несоблюдение (нарушение) установленных порядка (сроков).

Может ли информационное письмо Банка России считаться нормативным актом, установившим сроки (пусть и временные) – это вопрос, на который следует дать отрицательный ответ. Банк России принимает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций, и нормативные акты в сфере валютного контроля подлежат регистрации в Минюсте России[3]. Да, сейчас необходима оперативность в принятии мер, и для банков данное письмо в любом случае является руководством к действию, но штрафы за несоблюдение сроков налагают налоговые и таможенные органы, а не банки.

Формально юридически письмо Банка России не изменяет сроки представления документов, установленные Инструкцией, а лишь предусматривает меры, направленные на невыявление органами валютного контроля соответствующих нарушений, так как банки не будут передавать информацию о них. Однако, например, налоговый орган (опять же, формально юридически) может выявить нарушения этих сроков самостоятельно в ходе налоговой проверки, после чего будет назначена проверка соблюдения валютного законодательства [4]. Лишь указание в письме Банка России, что подход согласован с ФТС России и ФНС России, позволяет предполагать, что данные ведомства намерены не штрафовать резидентов за соответствующие нарушения.

О чем подумать, что сделать

Можно только приветствовать временное смягчение требований к срокам представления резидентами справок о подтверждающих документах и документов, связанных с проведением валютных операций, в сложившейся ситуации.

Одновременно хотелось бы верить, что резидентов, представивших документы с нарушением обычного срока, но в пределах 22 июля 2020 г., в течение последующих двух лет (срок давности) не привлекут к административной ответственности со ссылкой на отсутствие у письма Банка России достаточной юридической силы и непринятие резидентом всех зависящих мер по избежанию нарушения.

С целью минимизации таких рисков рекомендуется проявлять осторожность и не откладывать представление в банк документов и информации, если имеется реальная техническая возможность их своевременного представления.

Также в сложившейся ситуации рекомендуется еще раз оценить совершаемые валютные операции и заключенные с нерезидентами договоры на предмет рисков нарушения валютного законодательства, которые могут возникать в условиях ограничительных мер, принимаемых государствами, и меняющихся экономических обстоятельств.

Помощь консультанта

[1] Предоставление указанных справок и документов предусмотрено Инструкцией Банка России от 16.08.2017 N 181-И.

[3] Статья 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

[4] Пункт 18 Регламента, утвержденного приказом ФНС России от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418с.


Автором исследуется проблема соблюдения валютного законодательства Российской Федерации в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. Рассмотрены основные риски для резидентов при осуществлении внешнеэкономической деятельности в сложившихся условиях. Определены основные направления для избежание уголовной и административной ответственности.

Ключевые слова: валютный контроль, внешнеэкономическая деятельность, валютные операции, валютное регулирование.

The author investigates the problem of compliance with the currency legislation of the Russian Federation in a pandemic of a new coronavirus infection. The main risks for residents in the implementation of foreign economic activity in the current conditions are considered. The main directions for avoiding criminal and administrative liability are identified.

Key words: currency control, foreign economic activity, currency operations, currency regulation.

Валютный контроль представляет собой комплекс мер, предпринимаемых правительством российской федерации, органами и агентами валютного контроля, для соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций резидентами и нерезидентами.

Органами валютного контроля являются:

  1. Центральный Банк России;
  2. Таможенные Органы;
  3. Налоговые органы;

Агентами валютного контроля являются:

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Порядок осуществления валютного контроля в Российский Федерации регламентируется следующими нормативными документами:

Цель валютного контроля – предупреждение, а также выявление валютных нарушений, дальнейшее привлечение нарушителей к административной или уголовной ответственности.

С точки зрения валютного законодательства резиденты должны соблюдать следующие требования по внешнеторговым договорам (экспорт или импорт, договор оказания услуг, лицензионный договор) и договорам займа:

При открытии зарубежного счета у резидента появляются следующие обязанности:

  1. Подача уведомлений об открытии/закрытии/ смене реквизитов;
  2. Подача отчетов о движении средств на ежеквартальной основе;
  3. Ограничения по зачислению/списанию денежных средств на такой счет.

За несоблюдение вышеописанных требований резиденту грозит административная или уголовная ответственность. [2]

Министерство финансов России приняло меры, направленные на послабление в части валютного контроля. Было выпущено информационное письмо, согласно которому неисполнение нерезидентом обязательств по внешнеторговому договору по причине форс- мажорных обстоятельств, в том числе обусловленных введением государствами мер и ограничений для борьбы с короновирусной инфекции, может свидетельствовать об отсутствии вины резидента в совершении административного правонарушения, а именно нерепатриации валютной выручки. [3] Но, вопрос о том, учитывать ли такие форс-мажорные обстоятельства, будет рассматриваться в индивидуальном порядке, с учетом всех обстоятельств по каждому конкретному делу. Таким образом, резиденту необходимо в течение всего действия режима ограничений, собирать ряд документов, чтобы доказать присутствие форс-мажора. Это может быть переписка с клиентом по поводу сроков оплаты, письменная претензия, фиксация объективного факта форс- мажора, обращение компетентные органы иностранного государства для подтверждения того, что пандемия признана форс-мажором в соответствии с законодательством данного государства.

Также Банк России выпустил Информационное письмо о применении отдельных положений нормативных актов Банка России в сфере валютного контроля на период с 30 марта по 1 июля 2020 г., согласно которому:

В срок представления резидентами справок о подтверждающих документах, а также документов, связанных с проведением валютных операций не включается период с 30 марта по 1 июля 2020 г. (включительно. Если по окончании вышеуказанного периода резиденты не предоставят или же несвоевременно предоставят справки о подтверждающих документах, а также документы, связанные с проведением валютных операций, до 22 июля 2020 г., уполномоченные банки направят органам валютного контроля информацию о нарушении сроков предоставления документов. [4] При этом можно предоставлять документы и в период нерабочих дней, так как банки работают в обычном режиме. При этом, сроки предоставления документов при списании с денежных средств с расчётного счета, а также постановки контракта на учет, остаются прежними. Банки же продолжают сообщать органам валютного контроля о выявленных нарушениях в автоматическом режиме.

Но, здесь возникает следующая проблема, формально юридически письмо Банка России не изменяет сроки представления документов, установленные Инструкцией, а лишь предусматривает меры, направленные на невыявление органами валютного контроля соответствующих нарушений, так как банки не будут передавать информацию о них. Однако, например, налоговый орган может выявить нарушения этих сроков самостоятельно в ходе налоговой проверки, после чего будет назначена проверка соблюдения валютного законодательства.

Таким образом, временное смягчение валютного законодательства оставляет слишком много вопросов. Как будет трактовать федеральная налоговая служба период с 30 марта по 1 июля 2020 г.? Будут ли они учитываться, как нерабочие дни или нет? Смогут ли резиденты доказать в суде наличия форс-мажора и избежать административной, а в некоторых случаях даже уголовной ответственности? Данный вопрос до сих пор остается открытым.

Основные термины (генерируются автоматически): валютный контроль, Российская Федерация, валютное законодательство, внешнеэкономическая деятельность, документ, резидент, Банк России, валютная выручка, валютное регулирование, уголовная ответственность.

В план восстановления экономики правительство включило меры по либерализации валютного контроля. Среди них — замена тотального контроля на проверку сомнительных операций, а также отмена на год штрафов за невозврат валютной выручки

Фото: Егор Алеев / ТАСС

Правительство планирует отказаться от сплошного контроля внешнеэкономических сделок и в ближайший год не взимать штрафы за невозврат валютной выручки. Такие меры содержатся в общенациональном плане правительства по восстановлению экономики и долгосрочным структурным изменениям, о котором 2 июня премьер Михаил Мишустин рассказал президенту Владимиру Путину.

Подробнее о мерах по либерализации валютного контроля и поддержки экспорта читайте в материале РБК ПРО.

Как изменится валютный контроль

В национальный план восстановления экономики вошел блок инициатив по изменению валютного законодательства. Правительство предлагает:

Ответственным исполнителем назначен Минфин. РБК направил запрос в пресс-службу министерства.

Фото: Jeff J Mitchell / Getty Images

Как балаган экстравертов может загубить крутые идеи: мануал по креативу

Заложники микроменеджеров: зачем компании массово возвращают людей в офис

Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Нужен диалог: как производителям продуктов реагировать на санкции

Вы хотите признать санкции форс-мажором. Как действовать

Фото: Shutterstock

Как Fujifilm обошла конкурентов и прошла десяток кризисов

Фото: Richard Rohrdanz / Unsplash

Чем поможет форс-мажор — инструкция по применению

Фото: Shutterstock

В кризис так нельзя: пять способов пустить продажи под откос

Радикально ослабить валютный контроль, чтобы поддержать бизнес в кризис, было бы опасно, считают в ФНС. Устранение преград при вливании бюджетных средств в экономику чревато массовым бегством капитала, опасаются налоговики

Фото: Дмитрий Ловецкий / AP

Хотя в национальный план восстановления экономики вошло несколько предложений по либерализации валютного регулирования, радикально ослабить контроль было бы опасно, особенно во время экономического кризиса, заявил заместитель главы ФНС Дмитрий Вольвач на вебинаре РАНХиГС при поддержке Deloitte (РБК следил за трансляцией).

Окончательные параметры плана должны утвердить во второй половине июня.

Риски бегства капитала

Фото:Егор Алеев / ТАСС

Компания приостановила бизнес в России. К чему готовиться ее директору

В России двузначная инфляция. Какие активы могут от нее застраховать

Вы хотите признать санкции форс-мажором. Как действовать

Эпоха открытий: как планировать спрос и закупки в условиях неизвестности

Фото: David McNew / Getty Images

Европейское небо закрыто для России. Кто выиграет от этой авиаблокады

За последний год российское валютное законодательство уже смягчилось. В основном изменения коснулись граждан со счетами за рубежом. Так, с 1 января физлица могут без ограничений зачислять средства от нерезидентов на счета в странах — участницах Евразийского экономического союза или участницах автообмена финансовой информацией. Условия распространились на валютные операции после 1 января 2018 года.

Тормоз развития экспорта

Сейчас валютные ограничения используются для контроля за платежным балансом, противодействия отмыванию средств и нелегальным операциям, отметила директор по совершенствованию регулирования экспортной деятельности РЭЦ Екатерина Барвалина. По ее словам, высокий риск необоснованного привлечения к ответственности, вплоть до уголовной, за валютные нарушения иной раз удерживает компании от принятия решений о выходе на экспорт.

Многие компании отказываются выходить на экспорт, потому что боятся связываться с валютным контролем, согласна профессор РЭШ Наталья Волчкова. В то время как несырьевой экспорт всегда растет за счет выхода на рынок новых компаний и появления новых партнеров у уже действующих.

Всемирная торговая организация в апреле спрогнозировала спад мировой торговли на 13–32% по результатам 2020 года. По прогнозу Минэкономразвития, в 2020 году экспорт из России сократится более чем в полтора раза (с $419 млрд до $268 млрд) и восстановится до докризисного уровня только в 2023 году. В первом квартале общий экспорт из России сократился на 14% по сравнению с первым кварталом предыдущего года.

Пандемия усилила проблемы

Если требование о репатриации валютной выручки не будет отменено полностью, компании предложили изменения, которые облегчили бы ведение бизнеса:

  • изменить принцип репатриации валютной выручки: осуществлять репатриацию только после поступления валюты экспортеру;
  • расширить перечень случаев, когда разрешено зачислять средства на счета в зарубежных банках;
  • исключить контракты, по которым услуги оказываются исключительно за рубежом, из числа внешнеторговых;
  • признать особый правовой статус иностранных филиалов компаний: исключить филиалы из перечня валютных резидентов РФ, в пилотном режиме отказаться от контроля репатриации валютной выручки высокотехнологичными компаниями, если у них есть иностранные представительства и расходы за рубежом;
  • разрешить предоставлять не оригиналы документов, а файлы в электронном виде.

Минфин вернулся к идее отмены репатриации валюты для несырьевых экспортеров

Запрос бизнеса на дерегулирование на фоне борьбы с последствиями пандемии позволил Минфину вернуться к ослаблению валютного контроля для экспортеров. Идею ранее критиковал ЦБ как противоречащую попыткам остановить вывоз капитала и требованиям международного антиотмывочного законодательства. Отказ от репатриации валютной выручки может быть запущен уже с 2021 года с полной отменой требования к 2025 году для несырьевого неэнергетического экспорта. Бизнес встретил инициативу с одобрением, однако ответственные за исполнение экспортного нацпроекта ведомства однозначную оценку ей дать затруднились.


Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ / купить фото

Инициативы Минфина по отказу от репатриации валюты до сих пор блокировал Центробанк из-за требований по исполнению антиотмывочных обязательств РФ перед ФАТФ, однако с 2018 года репатриация стала бессмысленной при автоматическом обмене информацией налоговыми органами мира.

Новый проект в ЦБ пока не готовы комментировать, поскольку инициатива еще обсуждается. В Минфине сообщили, что проекты будут направлены в ЦБ и заинтересованные ведомства, а по результатам согласительных процедур определены шаги по работе с проектом.

Как Минфин разбирает валютный контроль по частям

Поэтапная отмена репатриации валютной выручки предусмотрена проектом нацплана восстановления экономики — законодательно инициатива должна быть оформлена к октябрю.

Планом предусмотрены и другие меры либерализации валютного контроля: применение риск-ориентированного подхода, приостановка штрафов за валютные нарушения до 1 июля 2021 года, разрешение экспортерам зачета встречных требований по обязательствам внешнеторговых сделок. В совокупности меры должны способствовать выполнению нацпроекта по экспорту на фоне коронавирусных ограничений и разрыва цепочек поставок. Ранее заместитель главы Минсельхоза Сергей Левин уже указывал на возможный пересмотр части нацпроекта по экспорту АПК, хотя ситуация на рынке пока благоприятная.

Читайте также: