Как не заболеть гриппом в садике

Обновлено: 06.05.2024

Как уберечь ребенка от гриппа без прививки? Профилактика гриппа у детей

Грипп - опасное вирусное заболевание, которым дети болеют в пять-семь раз чаще взрослых. Причем для маленьких пациентов характерно быстрое развитие различных осложнений после гриппа, таких как бронхит, пневмония, отит, астма и другие. Пик заболеваемости гриппом в нашей стране приходится на конец года, но развитие эпидемии возможно вплоть до апреля.

В настоящее время самым популярным методом профилактики гриппа является вакцинация, которую советуют делать с сентября по ноябрь месяц. Однако до сегодняшнего дня даже среди самих врачей нет единого мнения об эффективности прививок от гриппа. Дело в том, что очень трудно заранее угадать, какой из штампов гриппа окажется в этот раз наиболее опасным, ведь циркулировать во время эпидемии могут сразу несколько типов вируса. Если производители вакцины просчитаются, то прививка может оказаться неэффективной. Но делать прививку обязательно надо детям с ослабленным иммунитетом и имеющим хронические заболевания, так как если даже вакцинация не гарантирует полную защиту от гриппа, то часто облегчает течение болезни и уменьшает риск развития различных осложнений.

Повышенный уровень заболеваемости детей гриппом связано с тем, что у них нет иммунитета к вирусам гриппа, как у взрослых, которые в течение жизни периодически сталкиваются с различными возбудителями. Особенно тяжело протекает у детей первая встреча с вирусом гриппа. Чаще всего это происходит в детском саду, когда ребенок начинает тесно контактировать с другими детьми. Достаточно заболеть гриппом одному ребенку в группе, чтобы болезнь сразила более 60% детей.

Заразить гриппом ребенка могут и сами родители или другие члены семьи, посещающие общественные места. Обычно родители начинают задаваться вопросом: "Как уберечь ребенка от гриппа?", когда начинает свирепствовать эпидемия и все начинают ходить в масках, а прививку делать уже поздно. Заставить маленького ребенка носить маску крайне сложно, да и не все взрослые их правильно используют. Ведь маски называются одноразовыми потому, что их надо носить только 2-3 часа, а потом выкидывать и надевать новый. От масок, которые многие носят сутками, никакой пользы нет. Кроме того, маску надо надевать так, чтобы она плотно прилегала к лицу, полностью закрывая нос и рот. Более эффективными способами защиты ребенка от гриппа являются:

профилактика гриппа у детей

1. Ограничьте число контактов ребенка во время эпидемии гриппа. Не надо детей раннего возраста водить в поликлинику, магазины, на елку и другие места, где большое скопление народа. Больше гуляйте на свежем воздухе, на улице вероятность инфицирования гриппом минимальная, так как там слишком много атмосферы и температура воздуха низкая. Если ребенок ходит в детский сад и в группе несколько детей уже заболели гриппом, то лучше оставьте его на несколько дней дома.

2. Вирус гриппа чаще всего передается через кашель, чихание и грязные руки. Из дверных ручек и других предметов обихода вирус переходит на руки ребенка, а оттуда в рот, нос и глаза. Поэтому в период эпидемии гриппа надо часто мыть руки ребенка с мылом, особенно если кто-то из членов семьи болен гриппом. При этом мыть руки чаще должны и сами взрослые, контактирующие с ребенком.

3. Для профилактики гриппа надо промывать нос и полоскать горло ребенка раствором фурацилина или отваром ромашки. Если ребенок уже самостоятельно чистит зубы, то по утрам дайте ему "пососать" нерафинированное подсолнечное масло. В подсолнечном масле много витамина Е, который препятствует развитию инфекции. Достаточно одной столовой ложки масла, которой ребенок должен полоскать рот, но не глотать его. Через 5-10 минут масло надо выплюнуть, а рот сполоснуть теплой водой. Этот метод убережет вашего ребенка от гриппа, проверено. Также защитить ребенка от гриппа помогает оксолиновая мазь. Она во много раз уменьшает риск заражения, но не является панацей от вирусов гриппа. Смазывать оксолиновой мазью надо слизистую оболочку носа ребенка, что создает дополнительный защитный барьер от вирусов.

4. Самым популярным средством для профилактики гриппа является чеснок. Заставить есть чеснок маленьких детей очень трудно, поэтому лучше нарежьте дольки чеснока на части, поместите их в маленькую пластмассовую коробку от "Киндер-сюрприза", сделайте дырки в коробке и повесьте ее на шею ребенка, как бусы. Каждый день меняйте высохшие дольки чеснока на свежие.

Дома на кухне, в детской и гостиной также положите несколько нарезанных долек чеснока. Если у вас есть аромалампа, то вдыхание паров эфирных масел, эвкалипта, пихты и отваров лекарственных трав также станут эффективным методом профилактики гриппа у ребенка. Испаряясь с поверхности воды, они дезинфицируют воздух и уничтожают микробы на слизистых оболочках дыхательных путей ребенка.

5. Во время эпидемии гриппа надо регулярно проветривать помещение, где находится ребенок. Полезно проводить влажную уборку дома и дезинфекцию помещения растворами, убивающими вирусы.

О профилактике гриппа у ребенка ответственные родители начинают задумываться задолго до начала очередной пандемии. Укрепление иммунитета ребенка перед осенне-зимним подъемом заболеваемости должна стать главной задачей для каждого родителя. В рационе питания ребенка круглый год должны присутствовать продукты, богатые витамином С. Это цитрусовые, черная смородина, клюква, лимоны, калина и хурма. Полезно поить ребенка осенью отваром шиповника и морсами замороженных ягод. Источником витаминов и важнейших микроэлементов является мед.

Если у ребенка нет аллергии, можно поить его чаем с медом, а еще лучше приготовить смесь для укрепления иммунитета. Возьмите по 200 гр. кураги и чернослива, 400 гр. грецких орехов и 350 гр. натурального меда. Сухофрукты и орехи пропустите через мясорубку и перемешайте с медом. Каждый день подавайте ребенку одну столовую ложку смеси вместо десерта.

Профилактика гриппа и ОРВИ в детском саду включает, прежде всего, меры по предотвращению распространения вирусов и повышению сопротивляемости к ним.

По статистике, дети болеют гриппом в 5 раз чаще, чем взрослые. Детский иммунитет еще незрелый, поэтому более восприимчив к вирусам. Кроме того, болезнь нередко протекает тяжело. Есть высокий риск развития осложнений со стороны бронхов и легких.

Если ребенок ходит в детский сад, риск заразиться вирусными респираторными инфекциями повышается. Ведь детский коллектив – это своеобразная микробная среда, которая постоянно обновляется. Так что же делать: не водить малыша в садик в сезон простуд? Но это не всегда возможно и неправильно по многим причинам. В этом случае важно соблюдать меры профилактики, что поможет избежать распространения заболевания.

Мероприятия по профилактике должны проводиться как непосредственно в садике, так и дома.

Что может сделать персонал детского сада?

Основное условие в период подъема респираторных вирусных инфекций – чистота и гигиена. Заболевший ребенок может принести вирусы в группу еще до того, как у него ярко проявятся симптомы. Вирус будет активно размножаться в душном помещении, оседать на поверхностях окружающих предметов. Чтобы снизить риск заражения, спальные и игровые комнаты следует регулярно проветривать, а игрушки, стульчики, столы и рабочие поверхности – мыть, обрабатывать с использованием дезинфекционных средств.

Комнаты в детском саду проветриваются утром, до прихода детей, а также во время прогулок и перед сном.

Если у ребёнка время его пребывания в детском саду появились признаки ОРВИ, нужно принять меры по ограничению его дальнейшего общения с другими детьми до прихода родителей. Разумеется, воспитателям и другому персоналу садика недопустимо приходить на работу с симптомами респираторной инфекции.

Важная мера профилактики гриппа в детском саду – частое мытье рук. Вирусы попадают на ладошки малышей, а из-за привычки трогать лицо и класть пальцы в рот инфекция быстро проникает в детский организм. Воспитателям и родителям нужно следить, чтобы дети мыли руки чаще, особенно после улицы и перед едой.

Для укрепления иммунитета дети должны ежедневно при любой погоде (кроме дней сильных морозов) выходить на прогулки, выполнять физические упражнения. На сопротивляемость детского организма инфекциям влияет психологическое состояние ребенка. Детские страхи и стрессы делают его уязвимым к гриппу и простуде.

В период эпидемического подъема гриппа и ОРВИ необходимо, чтобы дети ежедневно проходили медосмотр, перед тем как попадут в группу. Это поможет вовремя заметить больного ребенка и оградить его от других.

Что делать родителям?

Многое в вопросах профилактики гриппа и ОРВИ зависит от родителей.

Ребенку нужно чаще гулять на свежем воздухе. Детская комната должна содержаться в чистоте. Следует обеспечить доступ прохладного свежего воздуха влажностью не менее 40-60%. В игровой форме научите малыша соблюдать правила личной гигиены.

Педиатры советуют родителям закаливать малыша. По крайней мере, он не должен расти в тепличных условиях. Это тренирует его иммунную систему. Не кутайте дошкольника. Ведь дети всегда активные. Если они одеты слишком тепло, что рискуют вспотеть и простудиться. Выбирайте обувь и одежду по сезону.

После прихода с улицы в сезон простуд можно промывать нос малыша 1%-ым раствором поваренной соли, смазывать носовые ходы оксолиновой мазью. Возможно, педиатр порекомендует ребенку попринимать какие-либо витамины. Ну и, конечно, следите за тем, чтобы питание малыша было полноценным.

Родителям стоит каждый вечер внимательно следить за поведением и здоровьем ребенка. Если он стал вялым и капризным, начал покашливать или у него появились насморк, повысилась температура, другие возможные симптомы гриппа или ОРВИ, следует вызвать врача, а не вести ребенка в детский сад. В этом случае вы заботитесь не только о здоровье своего ребенка, но и здоровье других детей.

Мероприятия по профилактике гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций ( ОРВИ) в дошкольных и общеобразовательных учреждениях имеют важное значение в снижении риска заболевания детей, посещающих организованные коллективы. Во время эпидемического подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ основное внимание необходимо уделять изоляции больных детей и персонала. До начала подъема заболеваемости необходимо обеспечить замещение ключевых должностей ( например, школьных медсестер), на случай их заболевания. Особое внимание следует уделять профилактике гриппа у детей и персонала, подверженных высокому риску возникновения осложнений при гриппе ( больных хроническими заболеваниями органов дыхания, сердечно-сосудистыми и другими хроническими заболеваниями).

При назначении детям, больным гриппом, жаропонижающих средств следует запретить назначение Аспирина ( ацетилсалициловой кислоты), поскольку он может вызвать редкое, но серьезное заболевание – синдром Рея. Допуск в дошкольное и общеобразовательное учреждение разрешается, по меньшей мере, через 24 часа после нормализации температуры больного без применения жаропонижающих препаратов.

Дети и персонал с признаками гриппоподобного заболевания на момент прихода в школу или заболевающие в течение дня, должны быть немедленно изолированы от других учеников и персонала и отправлены домой. Следует регулярно обновлять контактную информацию родителей на случай, если им потребуется забрать больного ребенка. Необходимо заранее определить помещение для временного размещения больных. Это помещение не должно использоваться для других целей, например, для приема пищи в то время, когда оно не используется по назначению. Это также не должно быть проходным помещением. Больные должны размещаться в хорошо вентилируемых помещениях и находиться на расстоянии, по меньшей мере, около 2 метров от здоровых людей.

Необходимо выделить ограниченное число сотрудников для ухода за больными, пока они не будут отправлены домой. В целях ограничения распространения гриппа эти сотрудники должны ограничить контакт с другими детьми и персоналом. Указанные сотрудники не должны быть подвержены повышенному риску осложнений гриппа ( например, беременные, больные хроническими заболеваниями), их необходимо ознакомить с рекомендациями по профилактике гриппа. Персонал, ухаживающий за лицами с известным, вероятным или подозреваемым заболеванием гриппом или гриппоподобным заболеванием, должен использовать соответствующие средства индивидуальной защиты. Если больной в состоянии делать это, он должен носить хирургическую маску, находясь рядом с другими людьми.

Грипп может распространяться через загрязненные руки или предметы, контаминированные вирусами гриппа. Детям и персоналу необходимо рекомендовать частое мытье рук водой с мылом, особенно после кашля или чихания.

В дошкольных и общеобразовательных учреждениях детям и персоналу следует выделить время, необходимое для мытья рук, особенно после кашля или чихания, перед едой и после посещения туалета. Мыло, бумажные полотенца и дезинфицирующие средства имеют большое значение для надлежащей гигиены рук и должны иметься в наличии. Если необходимо обеспечить надзор за детьми во время мытья рук, следует определить ответственных лиц. Дети, родители и персонал должны получить информацию о важности соблюдения гигиены рук и о надлежащих методах мытья рук.

В дошкольных и общеобразовательных учреждениях необходимо регулярно проводить влажную уборку, обратив особое внимание на все поверхности и предметы, которые имели наиболее частые контакты с руками ( например, клавиатуры или парты), а также мыть эти поверхности сразу после обнаружения видимого загрязнения, используя моющие средства, которые обычно разрешены и используются для этих целей.

Дезинфекционные мероприятия проводятся в соответствии с обычными требованиями.

Выборочное закрытие дошкольных и общеобразовательных учреждений

Решение о выборочном закрытии дошкольных и общеобразовательных учреждений может рассматриваться с учетом уровня заболеваемости детей. Необходим тщательный мониторинг за посещаемостью и причинами отсутствия в учреждении детей. В случае выявления групповых заболеваний ОРВИ в одном классе ( группе), удельный вес которых составляет 20% и более от численности класса ( группы) рекомендовано временное приостановление учебного процесса в классе ( группе) на срок не менее 7 дней. В случае вовлечения в эпидемический процесс учащихся 2-х и более классов с общим числом заболевших 30% и более от численности учащихся общеобразовательного учреждения, рекомендовано временное приостановление учебного процесса в образовательном учреждении. Разобщение детей является эффективной мерой в предупреждении массового распространения инфекции среди детей одного коллектива.

Активный скрининг на наличие заболевания

Если уровень заболеваемости гриппом продолжает расти, необходимо ввести ежедневный медицинский осмотр детей и персонала с измерением температуры тела и осмотром слизистой носоглотки. На протяжении дня необходимо выявлять и изолировать детей и работников с признаками заболевания.

У части заболевших с лабораторно подтвержденным гриппом не наблюдается повышения температуры ( от 10% до 40%). Поэтому отсутствие высокой температуры не означает отсутствия инфекции. Необходимо изолировать больных с симптомами острой респираторной инфекции ( при наличии любых двух из следующих симптомов одновременно: боль в горле, кашель, насморк [вновь появившийся и не вызванный аллергией] или высокая температура).

При росте заболеваемости гриппом дети и персонал, подверженные высокой степени риска возникновения осложнений гриппа, должны оставаться дома, пока уровень передачи гриппа высок.

Решение остаться дома должно приниматься после консультации с участковым врачом. Люди, остающиеся дома, должны избегать мест с большим скоплением народа.

Если уровень заболеваемости гриппом продолжает расти, дети, живущие с людьми, заболевшими гриппоподобным заболеванием, должны оставаться дома в течение 5 дней со дня, когда заболел первый член семьи. В течение этого периода они вероятнее всего могут заболеть сами. Наибольший риск передачи отмечается в течение первых 5 дней заболевания первого больного члена семьи ( около 90%), с максимальным риском передачи в первый день заболевания ( около 40%). Нахождение всех детей семьи дома в течение этого периода препятствует распространению вируса гриппа за пределы дома. Если у другого члена семьи за это время разовьется острое респираторное заболевание, необходимо применять рекомендации по изоляции лиц с гриппоподобным заболеванием. Соблюдать пятидневный период повторно для других здоровых детей в семье не требуется.

При повышенном уровне заболеваемости гриппом для большей разобщенности детей рекомендуется:

— Отменить кабинетную систему образования, при этом учащиеся остаются в одной классной комнате;

— Отменить уроки, во время которых учащиеся из нескольких классов должны находиться вместе;

— Отменить мероприятия, во время которых учащиеся из нескольких классов или школ находятся вместе в больших группах в тесном контакте;

— Проведение уроков на улице ( вне помещений);

— Не использовать школьные автобусы и общественный транспорт;

— Деление классов на более мелкие группы;

— Увеличение, по возможности, расстояния между партами;

— Перенос занятий в более просторные помещения, чтобы увеличить расстояние между учащимися.

При дальнейшем росте заболеваемости гриппом больные с гриппоподобным заболеванием должны оставаться дома в течение, по меньшей мере, 7 дней, даже если симптомы заболевания вскоре исчезнут.

более длительный период изоляции.

Закрытие школ ( отмена занятий): ответное и упреждающее

Если уровень заболеваемости заболевания гриппом продолжает расти, рекомендуется закрытие школ в соответствии с приведенными ниже рекомендациями.

Существуют три типа закрытия школ: выборочное ( описано выше), ответное и упреждающее.

Ответное закрытие может быть рекомендовано, когда в школах отмечается одновременное отсутствие более 25% детей, заболевших гриппом и ОРВИ. Ответное закрытие может сократить нагрузку на местную систему здравоохранения.

Упреждающее закрытие может применяться для ограничения распространения вируса гриппа или снижения нагрузки на систему здравоохранения, если оценки риска в глобальном или национальном масштабе указывают на повышенную степень тяжести гриппа.

При закрытии школ необходима отмена школьных массовых мероприятий. К таким мероприятиям относятся спортивные мероприятия, дискотеки, спектакли, слеты, актовые дни и другие события, во время которых большие группы людей находятся в тесном контакте.

Острая респираторная вирусная инфекция представ­ляет собой группу острых вирусных заболеваний, переда­ющихся воздушно-капельным путем и характеризующих­ся катаральным воспалением верхних дыхательных путей с симптомами инфекционного токсикоза.

При легком течении заболевания эти симптомы сохра­няются 3-5 дней, и обычно человек выздоравливает, но при этом несколько дней отмечается чувство выраженной усталости, особенно у людей старшего возраста.

Тяжелое течение гриппа сопровождается поражени­ем нижних дыхательных путей с развитием пневмонии и (или) признаками дыхательной недостаточности: по­является одышка либо затрудненное дыхание в покое (у детей до пяти лет наблюдается втяжение грудной клетки или свистящее дыхание в покое), цианоз носогубного тре­угольника. При тяжелых формах гриппа могут развиться отек легких, сосудистый коллапс, отек мозга, геморраги­ческий синдром, присоединиться вторичные бактериаль­ные осложнения.

Грипп представляет большую опасность из-за разви­тия серьезных осложнений, особенно у детей до пяти лет, беременных женщин, лиц с хроническими заболеваниями сердца, легких, метаболическим синдромом, людей стар­ше 60 лет и т.д.

Вирус гриппа в воздухе сохраняет жизнеспособность и инфекционные свойства в течение нескольких часов, на поверхностях - до четырех суток. Вирус высокочувстви­телен к дезинфицирующим средствам из разных химиче­ских групп, УФ излучению, повышенным температурам.

Мероприятия по профилактике ОРВИ и грип­па необходимо начатьдо сезонного подъема заболеваемости. К таким мероприятиям можно отнести подготовку зданий и их ин­женерных сооружений для бесперебойной работы с осени до весны, обеспечение условий для соблюдения режима проветривания помещений, соблюдения температурного режима в помещениях, контроль бесперебойной работы системы вентиляции с ревизией, очисткой и контролирова­нием эффективности ее работы (не реже 1 раза в год), конт­роль эффективности работы бактерицидных установок, обеспечивающих дезинфекцию воздуха в помещениях в присут­ствии людей, контроль правильной организации питания, исключающий скопление большого числа детей во время обеденного перерыва и переуплотнение столовых, а также рациональную организацию питьевого режима.

Переуплотнение классов (групп) ведет к более тесному контакту детей в коллективе и активизации путей переда­чи инфекции, что способствует ее быстрому распростра­нению и формированию очагов группового заболевания. Следовательно, число мест для воспитанников и обучаю­щихся не должно превышать вместимость общеобразо­вательных учреждений, предусмотренную проектом. При нормировании коллективов общеобразовательных учреждений необходимо строго придерживаться нормати­вов по наполняемости классов (не более 25 человек) и ре­комендуемого числа детей в группах общеразвивающей, компенсирующей и комбинированной направленности.

ОРВИ и грипп - высококонтагиозные заболевания, быстро передающиеся от больного человека здоровому и при несоблюдении санитарно-противоэпидемического режима способные формировать устойчивые очаги инфекции в организованных коллективах.

При возникновении в дошкольных образовательных организациях, медицинских, оздоровительных организа­циях и организациях социального обеспечения 5 и более случаев с симптомами острой респираторной инфекции (гриппа или ОРВИ), связанных между собой инкубационным периодом (в течение 7 дней), медицинский персонал указанных организаций информирует об этом территори­альный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального госсанэпиднадзора.

Среди контактных лиц, общавшихся с заболевшим гриппом и ОРВИ, своевременно проводят выявление больных или лиц с подозрением на заболевание гриппом и ОРВИ.

В очагах гриппа и ОРВИ в дошкольных образовательных организациях медицинский персонал ежедневно в течение 7дней после изоляции последнего больного гриппом и ОРВИ проводит осмотры детей, общавшихся с заболевшим, с обязательной термометрией 2 раза вдень и осмотром зева. Результаты обследования регистри­руют в установленном порядке. С целью предупреждения распространения заболевания гриппом в коллектив не при­нимают новых детей и не переводят их в другие коллективы.

Для персонала групп с установленным медицинским наблюдением обязательно соблюдение масочного режима со сменой масок через каждые 3-4 часа работы. Персонал с признаками заболевания гриппом и ОРВИ к работе с деть­ми не допускается. В детский коллектив сотрудники допу­скаются только после клинического выздоровления, но не ранее 7 дней с момента появления симптомов заболевания.

Инкубационный период при гриппе составляет от не­скольких часов до нескольких суток. Источником инфек­ции при ОРВИ и гриппе служит заболевший человек, по­этому больные дети или сотрудники не должны посещать организованные коллективы. Следовательно, важные моменты в профилактике ОРВИ и гриппа - недопущение больных в коллектив и своевременная изоляция заболев­ших от здоровых людей.

Необходимо строго соблюдать правила приема детей в образовательное учреждение. Нужно обеспечить рабо­ту ежедневного утреннего фильтра, когда перед приемом в коллектив работник образовательного учреждения опра­шивает родителей о состоянии здоровья детей, осматрива­ет их, при необходимости измеряет температуру тела. Это нужно делать каждый день для выявления наиболее ран­них признаков заболевания и недопущения больных детей в коллектив. Соблюдение принципа групповой изоляции в детских садах и яслях также значительно снижает риск распространения инфекции в другие группы.

Основной и один из самых эффективных способов борьбы с гриппом - формирование специфического им­мунитета, который вырабатывается у человека после прививки. Вакцинация помогает уберечься от гриппа в 70-100% случаев. Прививки против гриппа детям дела­ют начиная с 6-месячного возраста. Перед иммунизацией ребенка обязательно осматривает врач, чтобы оценить состояние его здоровья и определить противопоказания к вакцинации против гриппа. Современные противогриппоз­ные вакцины, как правило, хорошо переносятся и облада­ют высокой иммунологической эффективностью.

Ежегодная иммунизация против гриппа как для детей дошкольного и школьного возраста организованных кол­лективов, так и для работников образовательных учреж­дений внесена в Национальный календарь профилактиче­ских прививок и проводится бесплатно.

Очень важно вести среди обучающих­ся, воспитанников, их родителей и педагогических работников разъяснительную и санитарно-просветительскую деятельность по профилактике гриппа.


Наилучший эффект при профилактике ОРВИ и гриппа дает комплексный подход, когда наряду со специфической профилактикой (вакцинация) для повышения устойчиво­сти организма к возбудителям ОРВИ и гриппа проводится прием средств неспецифической профилактики (витамины, иммуномодуляторы, гомеопатические и другие сред­ства). При этом важно помнить, что все эти препараты при­нимают только по рекомендации медицинских работников.

Для предупреждения простудных заболеваний среди детей наряду с вакцинацией необходимо проводить ме­роприятия, направленные на укрепление защитных сил организма. В детских учреждениях это в первую очередь соблюдение режима дня с прогулками на свежем воздухе, организация питьевого режима и т.д.

Известно, что в плохую погоду ОРВИ заболевают боль­ше детей и взрослых. Это происходит не только потому, что на улице ветер, дождь и слякоть. Дело в том, что в ненаст­ную погоду люди подавляющую часть времени проводят в закрытых, непроветриваемых помещениях, в условияхскученности, при которых активизируются пути передачи инфекции. Следовательно, в любое время года прогулки с детьми на свежем воздухе должны быть частыми и длитель­ными. Воспитателям и учителям необходимо обращать вни­мание на соответствие одежды детей погодным условиям.

Вероятность инфицирова­ния напрямую связана с интенсивностью воздухообмена в помещении: чем интенсивнее обмен воздуха, тем мень­ше в нем концентрация вирусов и ниже вероятность инфицирования. Отсюда требование - часто и регулярно проветривать помещения детского учреждения в отсут­ствие детей. Во всех учреждениях нужно неукоснитель­но выполнять следующее правило: вышли воспитанники детского сада на прогулку - необходимо проветрить по­мещения, прозвенел звонок - школьники должны выйти в коридор, а классы тут же следует проветрить.

Кроме того, нужно регулярно проводить влажную уборку помещений, строго соблюдая режим дезинфекции поверхностей, игрушек, посуды и т.д. Число предметов столовой посуды должно соответствовать списочному составу детей, а для персонала необходимо иметь отдель­ную посуду. При возникновении случаев инфекционных заболеваний проводят обязательную дезинфекцию по­суды. Чтобы выполнить все требования по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима в детском учреждении, администрации следует заранее определить потребность в моющих и дезинфицирующих средствах, а также средствах индивидуальной защиты (одноразовые маски, бумажные полотенца, одноразовые носовые плат­ки) и иметь их в достаточном объеме.

При превышении показателей заболеваемости ОРВИ и гриппом выше расчетных эпидемических пороговых величин по совокупному населению в столице объявля­ют карантин по гриппу, который обычно вводится поста­новлением главного государственного санитарного врача. С введением карантина по гриппу иОРВИ организации, предприятия и учреждения перехо­дят на особый режим работы.

Допуск родителей к детям в учреждениях интернат­ного типа во время карантина прекращается.

Своевре­менное проведение комплекса противоэпидемических мероприятий в образовательных организациях позволит значительно снизить риск заболевания детей и сотрудни­ков ОРВИ и гриппом и предупредить формирование оча­гов групповых заболеваний.


В современном мире работающих и постоянно занятых родителей большинство детей проводит очень много времени в детских садах, а потом и в школах.

При выборе дошкольного или школьного учреждения не забудьте узнать, какая там существует политика в отношении больных детей.

Придерживайтесь графика вакцинации согласно прививочному календарю, узнавайте о вакцинах, которых нет в календаре, и будьте в курсе рекомендуемых прививок, чтобы уменьшить риск заболевания для вашего ребенка и других детей из детского сада или школы, а также воспитателей и учителей.

Общие детсадовские и школьные болезни

ОРВИ чаще всего встречаются в детских садах и школах. Даже если у ребенка сделаны все прививки по графику, он может заразиться другими инфекционными заболеваниями, которые сопровождаются болью в горле, кашлем, рвотой или диареей. На самом деле большинство детей в детских садах и школах болеют 8–12 раз за год. Диарея бывает 1–2 раза за год даже у самого обычного ребенка.

Заболели? Оставайтесь дома!

Не допускайте посещения детского сада или школы детьми с симптомами острых респираторных заболеваний (ОРЗ) — кашель, насморк или боль в горле — и температурой. Ребенок может вернуться в коллектив после естественной нормализации температуры (не в результате приема жаропонижающих средств).

Каждый раз, когда больные и здоровые дети играют вместе, есть риск распространения инфекций. Особенно это актуально для детей ясельного возраста, которые обычно вытирают свои носы или трут глаза руками, а затем берут ими игрушки или прикасаются к другим детям. Эти дети, в свою очередь, тоже вытирают носики и трут глаза — так инфекция распространяется внутри коллектива.

Чтобы уменьшить риск заболеть гриппом, дети, воспитатели и учителя должны быть привиты согласно календарю прививок, а также от сезонного гриппа. Прививайтесь каждый год от сезонного гриппа — это единственная и самая лучшая защита. Вакцина от гриппа рекомендуется детям начиная с 6 месяцев и взрослым.

Примечание. Детям с 6 месяцев до 8 лет, возможно, потребуется сделать две дозы с интервалом в 1 месяц для оптимальной защиты. Сделайте прививки от сезонного гриппа сразу, как только они станут доступными.

Вопросы, которые надо задать в детском саду или школе

  • Если у ребенка появятся первые симптомы ОРЗ в детском саду или школе, родителям сообщат об этом своевременно?
  • Какие мероприятия проводят для того, чтобы снизить вероятность заражения вашего ребенка чихающим или кашляющим другим ребенком, а также тем, у кого понос или рвота?

Уменьшение риска передачи инфекций

В некоторых детских садах или школах родителям сообщают сразу, как только у ребенка появляются первые признаки болезни. В других же учреждениях ребенок может оставаться, пока у него нет высокой температуры, и принимать участие в большинстве мероприятий. В любом случае убедитесь, что у тех, кто находится с вашими детьми, есть возможность при необходимости связаться с вами в любое время: не забудьте указать номер домашнего, рабочего, а также мобильного телефона.

Когда ухаживаете за ребенком дома

Вы можете посодействовать НЕраспространению инфекционных заболеваний, оставив приболевшего ребенка дома до тех пор, пока он перестанет быть заразным для других. Дети должны оставаться дома, если у них:

  • диарея или кал с кровью и слизью;
  • болезнь, которая стала причиной рвоты два и более раза в течение предыдущих 24 часов, не считая тех случаев, когда точно известно, чем была вызвана рвота и что это не заразно;
  • язвочки на слизистой во рту, кроме тех случаев, когда причина их появления не инфекционная болезнь;
  • импетиго или пиодермия (инфекция кожи), если еще не прошло 24 часа от начала лечения;
  • чесотка (кожное заболевание, вызванное клещами), пока не будет завершен курс лечения;
  • наблюдаются симптомы более тяжелого заболевания: температура, затрудненное дыхание, вялость, раздражительность и т. п.

Даже при соблюдении этих рекомендаций и мер безопасности вполне вероятно, что некоторые инфекции всё равно будут распространяться в детском саду или школе. При большинстве из перечисленных инфекций ребенок заразен за день или больше до появления первых симптомов. Это еще одна причина, по которой так важно часто и качественно мыть руки. Ведь вы никогда не можете знать, является ли ваш или другой ребенок в данный момент носителем вируса или бактерии.

К счастью, не все болезни заразны (например, отиты не передаются другим детям). В этих случаях нет необходимости отделять больного ребенка от других детей. Если он чувствует себя достаточно хорошо, чтобы быть в детском саду или в школе, он может находиться там при условии, что воспитатель или учитель сможет помочь ему принять (закапать) необходимые лекарства. Иногда первые признаки болезни могут появиться у вашего ребенка в детском саду, и тогда надо будет забрать его домой. Вы должны быть готовы к этому или знать, к кому можно будет обратиться и кто сможет помочь вам забрать его домой.

Санитарно-гигиенические мероприятия в детских учреждениях

Чтобы снизить риск распространения заболеваний, в детских садах и школах должны соблюдаться правила гигиены. Обратите внимание на следующие моменты:

Читайте также: