Урок биологии по теме вирусы 11 класс биология

Обновлено: 05.05.2024

На уроке учащихся изучают строение и классификацию вирусов, особенности их строения и жизнедеятельности. Урок проводится с применением модульной технологии. В ходе урока продолжаем формировать умение учащихся работать с учебником, дополнительной литературой; учим учащихся выражать своё собственное мнение по определённому вопросу; развиваем коммуникативных умений учащихся.

ВложениеРазмер
urok_11_klass_virusy.rar 652.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Открытый урок на тему:

Выполнила: Учитель биологии

г Сергиев Посад

Цели урока: познакомить учащихся с неклеточными формами жизни – вирусами, раскрыть особенности их строения и жизнедеятельности.

Изучить строение и классификацию вирусов;

Познакомить с жизненным циклом вируса и их значением;

Закрепить интерес к данной теме и придать знаниям учащихся научный характер.

Формировать умение учащихся работать с учебником, дополнительной литературой и компьютерными средствами;

Научить учащихся выражать своё собственное мнение по определённому вопросу;

Развитие коммуникативных умений учащихся.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме.

I. Организационный момент

II. Постановка цели урока.

Как вы считаете, эта тема актуальна? Имеет ли она отношение к каждому из вас? Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово “вирус”? (Ответы учащихся)

Если зайти в аптеку и посмотреть на витрину медицинских препаратов против бактерий (антибиотики), то увидим очень много различных препаратов. А если обратиться к фармацевтам и попросить их показать противовирусные препараты, то предложат всего 4–5 лекарств.

Почему же так мало противовирусных препаратов? Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа? Какой проблемный вопрос можно поставить? (Ответы учащихся).

Что для этого надо знать, чтобы противостоять вирусам? Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке? (слайд 2).

III. Изучение нового материала

1. История открытия вирусов .

Конец XIX века. Бактериология достигла больших успехов. В этот период учеными были открыты возбудители чумы, холеры, туберкулеза, дифтерии и других наиболее часто встречающихся и широко распространенных болезней. Однако возбудителей многих других заболеваний, в том числе и очень опасных (например, натуральная оспа, корь, грипп, гепатит и др.), обнаружить не удавалось, хотя об этих болезнях знали давно.

Лишь в 1892 г. Дмитрий Иосифович Ивановский (1864—1920), занимаясь поисками возбудителя болезни табачной мозаики, установил, что он невидим в микроскоп даже при самом сильном увеличении и проходит через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки; не растет на обычных искусственных питательных средах, применяемых в бактериологии. Ученый предположил, что возбудителем болезни табака являются либо мельчайшие бактерии, либо выделенные ими ядовитые вещества — токсины (слайд 4).

Оба ученых были отчасти правы, но отчасти и ошибались.

Возбудителем мозаики табака оказались не бактерии, как утверждал Ивановский, но и не жидкое заразное начало, как предполагал Бейеринк. Хотя удалось достичь значительных успехов в получении высокоочищенных проб и было установлено, что по химической природе это нуклеопротеины (нуклеиновые кислоты + белки), сами частицы все еще оставались неуловимыми и загадочными. Увидеть вирусы удалось лишь в электронный микроскоп спустя 50 лет после их открытия. И первым был сфотографирован именно вирус табачной мозаики (ВТМ), который является одним из наиболее изученных.

Но ученый мир не сразу признал особую природу вирусов. С момента их открытия возникало немало вопросов: это существа или вещества; они живые или неживые?

На данном этапе урока (УЭ – 3) нам с вами предстоит выявить черты сходства и отличия вирусов и живых организмов, вы будете работать в парах с текстом. Прочитав текст вы должны ответить на вопрос задания, а затем дать ответ классу. (слайды 6, 7).

Организуется самостоятельная работа с текстом, а затем учащиеся отвечают и на экран выводятся правильные ответы.

Таблица. Характерные особенности вирусов

Сходство с живыми организмами

Отличие от живых организмов

1. Способность к размножению

1. Во внешней среде имеют форму кристаллов, не проявляя никаких свойств живого

1. Очень маленькие размеры

2. Не потребляют пищи

2. Простота организации (нуклеиновая кислота + белки)

3. Не вырабатывают энергию

3. Занимают пограничное положение между неживой и живой материей

4. Характерна приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды

4. Высокая скорость размножения

5. Нет обмена веществ

5. Носитель наследственной информации или ДНК, или РНК

6. Имеют неклеточное строение

Определение вируса даётся под запись в тетрадь. (слайд 7)

УЭ - 4. Размеры вирусов Вопрос: Чтобы узнать, как устроен вирус, на него необходимо посмотреть. Как вы думаете, почему я не предлагаю вам для этого световой микроскоп? (Ответы учащихся)

Комментарий учителя. Действительно, увидеть вирусы можно только с помощью электронного микроскопа. Сегодня науке известно около полутора тысяч вирусов. Но они настолько малы, что, по словам одного из ученых, коллекция, собранная из всех известных вирусов, “поместилась бы в коробочке размером с маковое зернышко” (слайд 8).

Самый крупный вирус (вирус оспы) приближается по размерам к небольшой бактерии; самые мелкие (возбудители полиомелита, энцефалита, ящура) близки по размерам к крупным белковым молекулам (например гемоглобин крови) в среднем они в 50 раз меньше бактерий.

3. Строение вируса

Каждая вирусная частица состоит из небольшого количества генетического материала (ДНК или РНК), заключённого в белковую оболочку (капсид) (слайд 9).

Различают три основных типа капсид в зависимости от типа симметрии (слайд 10):

Форма капсид у ДНК и РНК вирусов разная: у РНК вирусов только кубическая и спиральная, а у ДНК вирусов она кубическая, спиральная, сложная и двойная.

Классификация вирусов . (слайд 11 – 12)

Вирусы с оболочкой

Вирусы без оболочки

Ретровирусы- к ним относятся опухолеродные вирусы, и ВИЧ, вызывающий СПИД

Строение бактериофага. (слайд 13).

Бактериофаги – вирусы, которые поселяются в клетках бактерий. Эти вирусы полностью разрушают бактериальные клетки и потому могут быть использованы для лечения бактериальных заболеваний, например дизентерии, брюшного тифа, холеры.

Фаги проникнув в клетку, переключают ее обмена синтез ферментов, белков и нуклеиновых кислот фага. Через 10 минут после проникновения фага в бактерию в ней обнаруживаются частицы фага, через 20 минут – 100-200 фагов, т.е. число фагов возрастает в 100-200 раз. Оболочка разрывается и фаги готовы к заражению новых бактерий. Жизненный цикл фага длится около20 минут.

Тело бактериофага состоит из головки, хвоста и нескольких хвостовых фибрилл. Внутри головки находится ДНК, а внутри хвостика проходит канал

Бактериофагами называют вирусы, живущие в бактериях. Фаг приближается к бактерии, хвостовые нити связываются с рецепторами на поверхности бактериальной клетки. Под действием фермента лизоцима клеточная стенка бактерии размягчается. Хвостовой чехол фага сокращается и полый стержень входит в клетку-хозяина. Таким образом, ДНК фага попадает в бактериальную клетку.

ДНК вируса начинает кодировать синтез ферментов, используя для этого рибосомы хозяина. ДНК бактерии при этом сначала подавляется, а затем и вовсе расщепляется ферментами фага. ДНК фага реплицируется, кодирует синтез новых белков оболочки. В результате её самосборки внутри клетки вокруг фаговой ДНК образуются новые частицы фага; синтезируется лизоцим. Примерно через полчаса после вирусной атаки мембрана бактериальной клетки разрушается под действием лицозима; несколько сотен новых фагов покидают её и инфицируют новую клетку.

Некоторые фаги (их называют умеренными фагами), попав внутрь бактерии, не реплицируются. Вместо этого их ДНК включается в ДНК клетки-хозяина, где остаётся в течение нескольких поколений, реплицируясь вместе с собственной ДНК хозяина. Жизненный цикл подобных бактериофагов называется лизогенным.

УЭ - 5. Этапы жизненного цикла вируса (слайд 14)

Вирусы вне клетки являются просто веществом. Как же вирусу – мельчайшей частице, которую и живым организмом можно назвать с большой натяжкой, удается быстро поражать клетки своих хозяев? Посмотрим, как это происходит (слайд 14).

Этап 1. Прикрепление вируса к клетке. На поверхности клеток имеются специальные рецепторы, с которыми бактериофаг связывается хвостовыми нитями. Этим объясняется строгая “прописка” вирусов в тех или иных клетках. (Например, грипп – эпителиальные клетки верхних дыхательных путей, гепатит – печень, ВИЧ – лимфоциты).

Этап 2 . Проникновение вируса в клетку. Обратите внимание на экран. Бактериофаг вводит внутрь клетки хвост, который представляет собой полый стержень. И, как через иглу шприца, проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК. Таким образом, генетический материал фага попадает внутрь клетки, а капсид остается снаружи. Вирус работает как своеобразный генетический шприц.

Этап 3 . Размножение вируса, т.е. редупликация вирусного генома. Проникнув внутрь клетки, вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина. Проникает в святая святых клетки, в центр управления жизнедеятельностью – в ядро.

Этап 4 . Синтез вирусных белков и самосборка капсида. Клетка, сама того не желая, начинает синтезировать вирусные белки вместо собственных. При этом используются структуры и энергия самой клетки. Из этих вирусных белков и образуются новые вирусные оболочки – капсиды. Этот процесс размножения не сравним с размножением других биологических видов. “Происходит смерть ради жизни” - при попадании в клетку вирус сначала разрушается. Но ему достаточно одной нуклеиновой кислоты, чтобы через 10 минут внутри клетки хозяина образовалось сотни новых вирусных частиц.

Этап 5. Выход вирусов из клетки. А что происходит с самой клеткой? Она гибнет. А вирусные частицы уже готовы к очередной атаке, готовы разрушить сотни других клеток.

Запись в тетрадь жизненный цикл вирусов. (слайд 15).

1 этап Прикрепление к клетке (адсорбция)

2 этап Проникновение в клетку хозяина

3 этап Растворение капсида

4 этап Синтез вирусных частиц

5 этап Выход вирусных частиц клетки

Вот так протекает инфекционный процесс. Таким образом, мы рассмотрели основные этапы жизнедеятельности вирусов.

6. Значение вирусов (слайды 16, 17, 18).

1. Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений

Более десяти групп вирусов патогенны для человека. Среди них имеются как

ДНК-вирусы (вирус оспы, группа герпеса, гепатит B), так и РНК-вирусы (гепатит A, полиомиелит, ОРЗ, грипп, корь, свинка),

Меры борьбы: Из-за высокой мутабельности вирусов лечение вирусных заболеваний довольно сложно. Гораздо успешнее применять вакцинацию, заключающуюся во введении аттенуированных (то есть ослабленных) микроорганизмов или умеренных (близкородственных, но не патогенных) штаммов.

Опасность для здоровья представляют и фитопатогенные вирусы. Ученые установили связь вируса огуречной мозаики с болезнями, вызывающими образование опухолей у животных и человека.

Опасность для здоровья представляют и фитопатогенные вирусы. Ученые установили связь вируса огуречной мозаики с болезнями, вызывающими образование опухолей у животных и человека.

2. Использование в генетике и в селекции для получения вакцин против вирусных заболеваний, уничтожение вредных для сельского хозяйства насекомых, растений, животных (слайд 16).

Попытки использовать вирусы на пользу человечеству довольно немногочисленны. Так, в середине XX века вирус кроличьего миксоматоза использовали в Австралии, чтобы уменьшить поголовье этих чрезвычайно расплодившихся животных. Благодаря успехам генетики в будущем, возможно, искусственные вирусы смогут уничтожать больные клетки, не затрагивая при этом здоровые, или излечивать их, добавляя необходимый ген.

Самое удивительное, что человек, по всей видимости, может выступать в роли переносчика растительных инфекций. Выделенные из человеческих фекалий вирусы РММУ полностью сохранили способность инфицировать растения. Очевидно, заражать растения вирусными инфекциями способны не только люди, но и другие млекопитающие. Это открытие может иметь большое значение для растениеводства. Подумать только: навоз, издавна используемый в качестве удобрения, может оказаться для растений источником опасных инфекций!

V. Закрепление знаний

УЭ -7. Вопрос. Почему трудно бороться с вирусами, попавшими внутрь клетки?

Вирусные заболевания людей и животных почти всегда протекают тяжело и имеют существенные последствия. В чем причина тяжелого протекания болезней?

Комментарий учителя . К лекарству, которое разрабатывается против вируса, предъявляются определенные требования. Оно должно губительно действовать на вирус, но не влиять на жизнедеятельность самой клетки. Лечение вирусных болезней – задача весьма сложная.

Из-за высокой мутабельности вирусов лечение вирусных заболеваний довольно сложно. Гораздо успешнее применять вакцинацию, заключающуюся во введении аттенуированных (то есть ослабленных) микроорганизмов или умеренных (близкородственных, но не патогенных) штаммов.

УЭ – 8. Составьте сенквейн. Правило составления синквейна дано в модульной карточке

Вывод урока: Вирусы – неклеточные формы жизни, но существовать без клеток они не могут. Значит, они возникли эволюционно позже клеточных форм организации жизни. Человек может использовать особенности вирусов как переносчиков генов между организмами.

VI. Подведение итогов

Ответы на вопросы:

Что такое вирус?

Какие бывают вирусы (классификация)?

Что такое вирион?

Назовите основные типы капсид.

Назовите этапы функционирования вирусов.

Из чего состоит вирус?

Из чего состоит бактериофаг?

Приведите примеры вирусов.

Какое значение имеют вирусы?

Что вы узнали новое на уроке?

Вирусы – неклеточные формы жизни, но существовать без клеток они не могут. Значит, они возникли эволюционно позже клеточных форм организации жизни. Человек может использовать особенности вирусов как переносчиков генов между организмами.

VII. Домашнее задание

3. Течение заболевания и клинические признаки болезни.

4. Профилактика и способы лечения.

1. Медицинская микробиология (под ред. В.И. Покровского и О.К. Поздеева). М.: Гэотар Медицина,1998.

3. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология: В 3-х т. Т.1: Пер. с англ./Под ред. Р.Сопера – 3-е изд. – М.: Мир, 2001.

Приложение. Тест на закреплению материала

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

а) неклеточные формы жизни

б) древнейшие эукариоты

в) примитивные бактерии

2. Обязательным компонентом вируса является:

в) нуклеиновые кислоты

3. Вирусы размножаются:

а) в клетках хозяина

б) вне клетки хозяина

в) в клетках и не в клетках хозяина

4. Вирусы были открыты:

5. Свойства живого, которые проявляют вирусы:

а) обмен веществ

6. Синтез вирусного белка осуществляется:

а) на рибосомах клетки

б) на рибосомах вируса

в) на ДНК вируса

7. Инфекционным началом вируса являются

б) белок и его капсида

в) липидная мембрана

г) нуклеиновая кислота

8. Вирусами вызываются следующие болезни человека

г) сибирская язва

Ответы: 1 а, 2 в, 3 а, 4 в, 5 б, 6 а, 7 г, 8 а, в, е.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)

Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов.

"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе.

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в.

Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы

Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска.


Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области.


Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Тип урока: урок объяснения нового материала (Урок-лекция).

Метод проведения урока: объяснительно-иллюстративный.

Цели урока:

Образовательная:

Создать условия для расширения и углубления знаний учащихся о неклеточных формах жизни – вирусах и б актериофагах;

Обеспечить условия для изучения особенности строения вирусов, механизма их взаимодействия с клеткой.

Развивающая:

Обеспечить условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения исследовательской работы с различными источниками информации.

Воспитательная:

Создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью, как к ценности;

Обеспечить условия формирования культуры здоровья для профилактики вирусных заболеваний;

Создать условия для формирования навыков работы в группе.

Продолжить знакомство учащихся с неклеточными формами жизни – вирусами;

Раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, их строение и жизнедеятельность во взаимодействии с клеткой;

Прогнозируемый результат:

Самостоятельный сбор информации учащимися по различным наиболее опасным вирусным заболеваниям, её анализ, обработка, представление в доступной, лаконичной форме.

Учащиеся осознают жизненную значимость изучения вирусов, опасность для себя и своих близких, значимость соблюдения мер профилактики и лечения вирусных заболеваний.

Совершенствование способности самостоятельно добывать необходимые знания.

Оборудование :

Орг. момент.

Изучение нового материала: (объяснение с использованием слайдов)

Открытие вирусов (выступление учащегося).

Очень скоро после работ Д. И. Ивановского было установлено, что вирусы широко распространены в природе и вызывают заболевания не только у растений, но и у животных и человека. Открытия вирусов следовали одно за другим: 1897 г. – вирус ящура; 1901 г. – вирус желтой лихорадки; 1903 г. – вирус бешенства; 1908 г. – вирус оспы человека; 1909 г. – вирус полиомиелита. Эти открытия не прекращаются и в наше время: 1970 г. – вирус гепатита В; 1973 г. – вирус гепатита А; 1977 г. – вирус дельта-гепатита; 1983 г. – вирус СПИДа.

Особенности вирусов. Основные свойства вирусов.

Основные свойства вирусов, по которым они отличаются от всех остальных живых существ следующие:

содержат нуклеиновую кислоту только одного типа – или ДНК, или РНК (все другие организмы содержат нуклеиновые кислоты обоих типов, а геном у них представлен только ДНК);

вирусы не способны к росту и бинарному делению;

вирусы размножаются путем воспроизводства себя из собственной геномной нуклеиновой кислоты;

у вирусов отсутствуют собственные системы мобилизации энергии;

у вирусов нет собственных белоксинтезирующих систем.

вирусы – абсолютные внутриклеточные паразиты, их средой обитания являются бактерии, клетки растений, животных и человека.

С учетом перечисленных особенностей вирусам можно дать следующее определение:

Вирусы – это особое царство ультрамикроскопических размеров организмов, обладающих только одним типом нуклеиновых кислот, лишенных собственных систем синтеза белка и мобилизации энергии и являющихся, поэтому абсолютными внутриклеточными паразитами (А. И. Коротяев).

Вирусы особые существа, но иногда, кажется, что это вещества.

Отличие от неживой материи.

способность воспроизводить себе подобные формы;

наследственность и изменчивость.

) Отличие от живых организмов.

не имеют клеточного строения;

не применимо к ним понятие – обмен веществ;

не делятся, не размножаются половым путем;

стратегия жизни вирусов – безудержное размножение.

Строение вирусной частицы.

В клетке хозяина вирус находится в виде молекул нуклеиновой кислоты. В свободноживущем состоянии в форме ВИРИОНА. Вирион это генетические элементы, одетые в защитную белковую оболочку и способные переходить из одной клетки в другую. Вирионы представляют собой симметричные тела, состоящие из повторяющихся элементов. В сердцевине каждого вириона находится генетический материал, представленный молекулами ДНК или РНК. (У всех организмов каждая клетка содержит и ДНК и РНК). И ДНК и РНК могут быть как двуцепочные так и одноцепочные, линейные или кольцевые.

Генетический материал вируса (геном) окружен КАПСИДОМ – белковой оболочкой, защищающей его как от действия нуклеаз – ферментов, разрушающих нуклеиновые кислоты, так и от воздействия ультрафиолетового излучения. Капсиды состоят из многократно повторяющихся полипептидных цепей одного или нескольких типов белков.

Строение бактериофага: (3 D модель)

капсидная головка с нуклеиновой кислотой (ДНК или РНК);

спиралеобразный сокращающийся капсид;

Зарисовать в тетради в виде технического рисунка (от руки) модель строения бактериофага, подписать части бактериофага .

Вирусные заболевания.

Растений: мозаичная болезнь табака, томатов, огурцов, скручивание листьев, карликовость.

Животных: птичий грипп, ящур, чума, анемия лошадей.

Человека: корь, оспа, полиомиелит, грипп, ВИЧ ), герпес, гепатит В.

Классификация вирусов, основана на виде и форме их нуклеиновой кислоты, типе симметрии и наличии или отсутствии внешней оболочки.

hello_html_1051f6b7.jpg

(Вирус ВИЧ. 3 d модель)

Как вирус попадает в клетку.

Вирусы растений, клетки которых кроме мембраны защищены прочной оболочкой из клетчатки, могут проникнуть в них лишь в местах механических повреждений. Разносчиками этих вирусов могут быть членистоногие – насекомые вроде тлей и клещи с сосущим ротовым аппаратом. Они переносят вирионы на своих хоботках. И у человека переносчиками вирусных болезней могут быть москиты (желтая лихорадка), комары (японский энцефалит), или клещи (таежный энцефалит).

Клетки животных не имеющие плотной оболочки, защищены одной мембраной, более уязвимы для вирусов в первую очередь из-за своей способности к фаго- и пиноцитозу. Если клетки соединены друг с другом, как клетки нервной системы, вирус может путешествовать по этим контактам, заражая одну клетку за другой (бешенство).

У многих вирусов развиваются специальные приспособления для проникновения в клетку. Клетки, выстилающие дыхательные пути, покрыты защитным слоем слизи. Но вирус разжижает слизь и проникает к мембране (поэтому первый симптом гриппа – часто насморк).

Происхождение вирусов.

Существует две основные версии происхождения вирусов.

Вирусы это потомки предъядерных сине-зеленых водорослей и бактерий, испытавших сильное упрощение в связи с паразитическим образом жизни. Утрата многих биологически важных свойств, согласно этой точке зрения, рассматривается как вторичное явление.

Примеры некоторых вирусных заболеваний.

hello_html_m20973644.jpg

Закрепление изученного материала

Итак, мы познакомились с неклеточными живими организмами. Узнали историю их открытия, познакомились с разнообразием вирусов. А сейчас выполните, пожалуйста, тест ( 3 d ).

hello_html_795168f4.jpg
hello_html_1e10d2.jpg

Домашнее задание параграф 34-35, записи в тетради.

Сравнить строения вирусов гепатита В, ВИЧ и бактериофага. Сравнить способы проникновения вирусов в организм человека и в клетку.

Выполняет вращение, повороты, приближение, удаление и другие трансформации. Выдает на экран необходимую учебную и справочную информацию. Выдает на экран интерактивные вопросы на закрепление материала.

Принимают участие в обсуждении. Отвечают на вопросы учителя.

Подведение итогов изучения нового материала

Составить краткий конспект об основных способах заражения вирусными инфекциями, о типах нуклеиновых кислот, входящих в состав вирусов, назначении оболочек вирусов.

Выдает на экран необходимую учебную и справочную информацию.

Составляют конспект. Формулируют вывод относительно места нового знания в системе изученного.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Разработка урока

Учитель биологии и химии

Категория первая

Цель: создать условия для формирования знаний о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить учащихся с гипотезами происхождения вирусов и историей их открытия;

Изучить строение и классификацию вирусов;

Изучить жизненный цикл вирусов;

Познакомить учащихся с вирусами растений, животных и человека.

Сформировать знания о мерах предупреждения заболеваний ВИЧ/СПИДом.

Развивающие

Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительной литературой, интернет- ресурсами, компьютерными средствами;

Развивать коммуникативные умения учащихся;

Продолжить развитие логического мышления через умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные

Научить учащихся выражать свое собственное мнение и отстаивать его в диспуте;

Формировать ответственное отношение к своему здоровью как к ценности через ознакомление с профилактическими мерами борьбы с вирусными заболеваниями;

Воспитание культуры речи, уважительного отношения к выступающим.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология обучения:

I .Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку)

II .Мотивация к уроку.

Рассказ о проклятии фараонов.

Действительно, вирусы являются возбудителями самых разных заболеваний. Это корь, краснуха, свинка, гепатит, грипп и др.

Именно вирусные инфекции пугали человечество в прошлые века, они устрашают нас и в настоящее время.

III . Актуализация знаний.

На столах перед каждым рабочий лист урока. Проставьте дату и ответьте на вопросы

Задания №1. (фронтальная беседа)

Чем живое отличается от неживого? (живые организмы имеют клеточное строение)

Какими свойствами обладают живые организмы? (питаются, дышат, размножаются и т.д.)

Что является основой любого живого организма? (белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты)

Какая структура является носителем наследственной информации в клетке? (ДНК)

IV . Получение новых знаний.

Начнем с истории открытия вирусов.

В 1892 году русский микробиолог Дмитрий Иосифович Ивановский изучал табачную мозаику - болезнь растения табака, при которой его листья становятся пятнистыми. Ивановский обнаружил, что сок, полученный из пораженных листьев, при нанесении его на здоровые растения способен передавать им болезнь. Желая выделить микроорганизмы, вызывающие табачную мозаику, Ивановский решил пропустить сок из больных листьев через фарфоровые фильтры, поры которых столь малы, что через них не могут пройти даже самые мелкие бактерии. Профильтрованный сок по-прежнему инфицировал здоровые растения, и Ивановский решил, что его фильтры имеют дефекты и поэтому пропускают сквозь себя бактерии, вызывающие табачную мозаику. Нидерландский микробиолог Мартинус Бейеринк в 1897 году, повторив эксперимент Ивановского, пришел к выводу, что агент, вызывающий болезнь табака, слишком мал, это некое вещество. Бейеринк назвал этот инфицирующий агент фильтрующимся вирусом (слово "вирус" латинское, оно переводится как "отрава", "яд"). Увидеть вирусы удалось лишь в электронный микроскоп спустя 50 лет после их открытия. (слайд)

Задание №3 (Вставить пропущенные буквы в текст)

Но ученый мир не сразу признал особую природу вирусов. С момента из открытия возникало немало вопросов: это существо или вещество; они живые или неживые? Рассмотрим строение вирусов.

Строение вирусов: (слайд)

hello_html_10e9cf27.jpg

Задание №4 (выполнение в рабочих листах)

Классификация вирусов: (слайд)

hello_html_76569c39.jpg

Проникновение вирусов и их размножение.

Вирусы ведут паразитический образ жизни. Вирусы вне клетки являются просто веществом. Эта фаза жизни - внеклеточная, покоящаяся, нет признаков жизни, фаза вириона. Вторая фаза - внутриклеточная, размножающаяся в клетке хозяина.

- Что же приводит в действие покоящуюся генетическую программу вирусной частицы (вириона)?

Вирус способен прикрепляться лишь к определенным клеткам, имеющим на своей поверхности специальные рецепторы. Например, вирусы бактерий имеют специальное приспособление, несколько напоминающее шприц, многие вирусы проникают в клетку как пища, путем фаго- или пиноцитоза, некоторые путем слияния мембран клеток и оболочек. Рассмотрим схему размножения вируса на примере вируса герпеса. Рис. 68 учебного пособия стр.150.

Как правило, вирусная инфекция начинается тогда, когда он проникает внутрь хозяина, а именно:

через физические повреждения (например, порезы на коже)

путём направленного впрыскивания (к примеру, укус комара

направленного поражения отдельной поверхности (например, при вдыхании вируса через трахею

Проникновение вируса (пенетрация)

Вирусу, чтобы размножиться и, таким образом, вызвать инфекцию, необходимо проникнуть в клетки хозяйского организма и начать использовать клеточный материал. Для проникновения в клетку белки поверхности вируса связываются со специфическими поверхностными белками клетки.

происходит между вирусной частицей и клеточной мембраной. В мембране образуется дырка, и вирусная частица или только генетический материал попадают внутрь клетки, где будет происходить размножение вируса.

Репликация вируса (эклипс)

Затем вирус должен взять под контроль клеточный механизм репликации. На этой стадии в хозяйской клетке происходит заложение различия между восприимчивостью и терпимостью. Терпимость приводит к развязке инфекции. Как только контроль над клеткой установлен и её среда подходит для того, чтобы вирус начал создавать собственные копии, репликация происходит быстро, давая начало миллионам новых вирусов.

Созревание (матурация) последняя фаза репликации вируса.

Выход вируса (лизис)

После того, как вирус создал множество собственных копий, клетка оказывается изнурённой из-за использования её ресурсов. Больше вирусу она не нужна, поэтому клетка часто погибает и новорождённым вирусам приходится искать нового хозяина. Это представляет собой заключительную стадию жизненного цикла вируса.

Задание № 5 Просмотрев модель заражения клетки вирусной частицей проранжируйте этапы (слайд ).

Основными путями передачи вирусной инфекции являются:

1) Пищевой путь, при котором вирус попадает в организм человека с загрязненными продуктами питания и водой (вирусный гепатит А, Е и др.)

2) Парентеральный (или через кровь), при котором вирус попадает непосредственно в кровь или внутреннюю среду человека. Главным образом это происходит при манипуляции зараженными хирургическими инструментами или шприцами, при незащищенном половом контакте, а также трансплацентарно от матери к ребенку. Таким путем передаются хрупкие вирусы, быстро разрушающиеся в окружающей среде (вирус гепатита В, ВИЧ, вирус бешенства и др.).

3) Дыхательный путь, для которого свойственен воздушно-капельный механизм передачи, при котором вирус попадает в организм человека вместе с вдыхаемым воздухом, который содержит частицы мокроты и слизи выброшенных больным человеком или животным. Это наиболее опасный путь передачи, так как с воздухом вирус может переноситься на значительные расстояния и вызывать целые эпидемии. Так передаются вирусы гриппа, парагриппа, свинки, ветряной оспы и др.

ТОП-10 самых опасных вирусов человека.

Бытует мнение что животные, растения и человек численностью преобладают на планете Земля. Но это на самом деле не так. В мире существует бесчисленное количество микроорганизмов (микробов). И вирусы являются одними из самых опасных.

9. Вирус гриппа — вирус, вызывающий у человека острое инфекционное заболевание дыхательных путей. В настоящее время существует более 2 тыс. его вариантов, классифицирующиеся по трём серотипам А, В, С. Группа вируса из серотипа А разделённая на штаммы (H1N1, H2N2, H3N2 и т. д.) является наиболее опасной для человека и может привести к эпидемии и пандемии. Ежегодно в мире от сезонных эпидемий гриппа умирает от 250 до 500 тыс. человек (большинство из них дети младше 2 лет и пожилые люди старше 65 лет).

8. Вирус Марбург — опасный вирус человека, впервые описанный в 1967 году во время небольших вспышек в немецких городах Марбург и Франкфурт. У человека вызывает геморрагическую лихорадку Марбург (смертность 23—50%), которая передаётся через кровь, кал, слюну и рвотные массы. Естественным резервуаром для данного вируса служат больные люди, вероятно, грызуны и некоторые виды обезьян. Симптомы на ранних стадиях включают в себя лихорадку, головную боль и боль в мышцах. На поздних — желтуху, панкреатиты, потерю веса, делирий и нейропсихиатрические симптомы, кровотечение, гиповолемический шок и множественный отказ органов, чаще всего печени.

7. Вирус Эбола — род вирусов, вызывающий геморрагическую лихорадку Эбола. Впервые был открыт в 1976 году во время вспышки заболевания в бассейне реки Эбола. Передаётся при прямом контакте с кровью, выделениями, другими жидкостями и органами инфицированного человека. Для лихорадки Эбола характерны внезапное повышение температуры тела, выраженная общая слабость, мышечные и головные боли, а также боли в горле. Зачастую сопровождается рвотой, диареей, сыпью, нарушением функций почек и печени, а в некоторых случаях внутренними и внешними кровотечениями.

6. Шестое место в списке самых опасных вирусов человека занимает Ротавирус — группа вирусов, являющиеся наиболее распространённой причиной острой диареи у младенцев и детей младшего возраста. Передаётся фекально-оральным путём. Эта болезнь обычно легко лечится, но в мире ежегодно умирает более 450 000 детей в возрасте до пяти лет, большинство из которых живут в слаборазвитых странах

5. Вирус денге — один из самых опасных биологических вирусов для человека, вызывающий Лихорадку денге, в тяжёлых случаях, которой смертность составляет около 50%. Болезнь характеризуется лихорадкой, интоксикацией, миалгией, сыпью и увеличением лимфатических узлов. Встречается в основном в странах Южной и Юго-Восточной Азии, Африки, Океании и Карибского бассейна, где ежегодно заражается около 50 миллионов человек. Разносчиками вируса является больной человек, обезьяны, комары и летучие мыши.

3. Вирус бешенства — опасный вирус, вызывающий бешенство у человека и теплокровных животных, при котором происходит специфическое поражение центральной нервной системы. Эта болезнь передаётся со слюной при укусе инфицированного животного. Сопровождается повышением температуры до 37,2–37,3, плохим сном, больные становятся агрессивными, буйными, появляются галлюцинации, бред, чувство страха, вскоре наступает паралич глазных мышц, нижних конечностей, паралитические расстройства дыхания и смерть. Первые признаки болезни возникают поздно, когда в мозгу уже произошли разрушительные процессы (отёк, кровоизлияние, деградация нервных клеток), что делает лечение практически невозможным. На сегодня зафиксировано только три случая выздоровления человека без применения вакцинации, все остальные заканчивались смертью.

2. Вирус Ласса — смертельный вирус, являющийся возбудителем лихорадки Ласса у человека и приматов. Болезнь впервые была обнаружена в 1969 году в нигерийском городе Ласса. Характеризуется тяжёлым течением, поражением органов дыхания, почек, центральной нервной системы, миокардитом и геморрагическим синдромом. Встречается она преимущественно в странах Западной Африки, где ежегодная заболеваемость составляет от 300 000 до 500 000 случаев, из которых 5 тыс. приводит к смерти пациента. Природным носитель лихорадки Ласса являются многососковые крысы.

1.Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) — самый опасный вирус человека, возбудитель ВИЧ-инфекции/СПИД, который передаётся через прямой контакт слизистых оболочек или крови с жидкостью телесного происхождения больного. В ходе ВИЧ-инфекции у одного и того же человека формируются все новые штаммы (разновидности) вируса, которые являются мутантами, совершенно разные по скорости воспроизведения, способные инициировать и убивать те или другие типы клеток. Без врачебного вмешательства средняя продолжительность жизни человека заражённого вирусом иммунодефицита составляет 9–11 лет. По данным на 2011 год, в мире за всё время ВИЧ-инфекцией заболели 60 миллионов человек, из них: 25 миллионов умерли, а 35 млн. продолжает жить с вирусом. По состоянию на 1 июня 2018 г. в Республике Беларусь 25 649 случаев ВИЧ-инфекции.

Просмотр видеофильма (Механизм действия вируса)

Давайте рассмотрим пути передачи ВИЧ-инфекции. (слайд)

Практическая личностно-ориентированная работа.

Вопрос учащегося:

- Сегодня ученые много знают об особенностях строения, жизнедеятельности вирусов, но уничтожить их не удается. Люди продолжают болеть гриппом, с огромной скоростью распространяется по планете вирус ВИЧ/СПИДа. Почему это происходит?

Ответ учителя:

Выскажите свое мнение о мерах профилактики вирусных заболеваний. Обменяемся мнениями. Общие правила:

строгий контроль за донорской кровью и ее препаратами;

использование одноразовых инструментов и тщательная стерилизация аппаратов и приборов многократного использования;

использование индивидуальных защитных приспособлений (перчаток, специальной одежды и др.);

документальная регистрация всех случаев заражения;

личная и общественная гигиена;

соблюдение правил здорового образа жизни: рациональное питание, занятие физкультурой, закаливание, искоренение вредных привычек.

соблюдение морально - нравственных норм

Данный комплекс мер позволяет избежать проникновения вируса в человеческий организм и, как следствие, - возникновение болезни. Предлагаю продолжить фразу в задании № 6.

"Я считаю, что ….. - это самый эффективный способ в борьбе с вирусами, потому что. "

V .Заключение

Итак, о вирусах известно:

Вызывают разнообразные заболевания, иногда смертельные;

Способны воспроизводить себя;

Являются внеклеточными формами жизни;

Способны быстро изменяться, т.е. эволюционировать.

VI . Закрепление

Задание №7 (Тест)

VII . Рефлексия.

Вернемся к заданию № 2 и проставим баллы ваших знаний от3 до9 в третью колонку, проанализируем результаты и выскажем мнение. Достигнута ли цель, поставленная вами в начале урока?

Отметьте теперь ваше отношение к самому уроку в задании № 9

VIII . Дом. задание .

Параграф 37 до стр. 151 заполнить таблицу в рабочих листах задания №10. Сравнить вирусы с живыми организмами, с неживыми объектами, выделить их специфические свойства.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Цель: создать условия для формирования знаний о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить учащихся с историей открытия вирусов;

Изучить строение и классификацию вирусов;

Изучить жизненный цикл вирусов;

Познакомить учащихся с вирусами растений, животных и человека.

Сформировать знания о мерах предупреждения заболеваний ВИЧ/СПИДом, коронавирусом

Развивающие

Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительной литературой, интернет- ресурсами, компьютерными средствами;

Развивать коммуникативные умения учащихся;

Продолжить развитие логического мышления через умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные

Научить учащихся выражать свое собственное мнение и отстаивать его в диспуте;

Формировать ответственное отношение к своему здоровью как к ценности через ознакомление с профилактическими мерами борьбы с вирусными заболеваниями;

Воспитание культуры речи, уважительного отношения к выступающим.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Технология обучения:

Оборудование : компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентации, учебник «Биология 11 класс, И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова.

I .Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку)

Рада видеть вас, присаживайтесь!

II . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации

- Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение:


Когда-то миллионы лет назад,
На нашей замечательной планете
Возникла жизнь, и начался парад
Невиданных существ на этом свете
Бактерии, простейшие , грибы
Не счесть червей, и так от века к веку
Жизнь становилась гуще и сложней
И, наконец, дошла до человека.
Всё хорошо! Но, видимо, ПРИРОДА
Иль просчиталась где, иль что недоучла,
Но в этой распрекрасной бочке мёда
И ложку дёгтя нам преподнесла
То ль существо , а может, вещество-
Об этом долгий спор не утихает,
Но вирусы –и все об этом знают-
Среди других живут и процветают-
Печальная реальность такова!
Грозит нам СПИД - себя как уберечь?!
И птичий грипп откуда-то вдруг взялся!
Как сделать, чтобы затупился меч,
А щит непробиваемым остался!?

Вирусные инфекции … Почему же даже в наше время при мощном развитии медицины человечество не может победить вирусные инфекции?

Итак, на сегодняшнем уроке мы должны разобраться с этим вопросом.

Попробуйте ответить на вопросы:

1.Вирусы это вещества или организмы?
2. Какие болезни вызывают вирусы?
3.Что ты слышал о СПИДе?

Итак, начнем, ребята, сегодняшний урок
Все, что здесь услышите, окажется вам в прок.
Что такое вирусы и есть ли от них вред,
Сегодня на уроке найдете вы ответ.

Действительно, вирусы являются возбудителями самых разных заболеваний. Это корь, краснуха, свинка, гепатит, грипп и др.

Именно вирусные инфекции пугали человечество в прошлые века, они устрашают нас и в настоящее время.

Какая цель нашей работы? (дети формулируют цель) ----Сформировать представления о вирусах, их строении и жизнедеятельности.

Задания №1. (Фронтальная беседа)

· Чем живое отличается от неживого? (живые организмы имеют клеточное строение)

· Какими свойствами обладают живые организмы? (питаются, дышат, размножаются и т.д.)

· Что является основой любого живого организма? (белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты)

· Какая структура является носителем наследственной информации в клетке? (ДНК)

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

а) неклеточные формы жизни

б) древнейшие эукариоты

в) примитивные бактерии

2. Обязательным компонентом вируса является:

в) нуклеиновые кислоты

3. Вирусы размножаются:

а) в клетках хозяина

б) вне клетки хозяина

в) в клетках и не в клетках хозяина

4. Вирусы были открыты:

5. Свойства живого, которые проявляют вирусы:

а) обмен веществ

6. Синтез вирусного белка осуществляется:

а) на рибосомах клетки

б) на рибосомах вируса

в) на ДНК вируса

7. Инфекционным началом вируса являются

б) белок и его капсид

в) липидная мембрана

г) нуклеиновая кислота

8. Вирусами вызываются следующие болезни человека

г) сибирская язва

Ответы: 1 а, 2 в, 3 а, 4 в, 5 б, 6 а, 7 г, 8 а, в, е.

IV . Получение новых знаний.

Начнем с истории открытия вирусов.

- Оба ученые были отчасти правы, но отчасти и ошибались. Так в чем же ошибались ученые? Вирусы – это вещества или существа; они живые или неживые?

Ответы на эти вопросы мы и отыщем в ходе урока.

- Дискуссии и споры о вирусах в обществе не утихают. Многие вопросы о вирусах остаются загадкой и волнуют человечество.

- А какие вопросы на эту тему волнуют Вас?

(Вирусы относятся к живым или неживым организмам, каково строение вирусов, как проникают в клетку?)

Чтобы узнать, как устроен вирус, на него необходимо посмотреть. Как вы думаете, почему я не предлагаю вам для этого световой микроскоп? (Они очень малы).

3. - Ребята, кто в настоящее время изучает вирусы? Правильно, ученые вирусологи!

4.Представление результатов работы.

1. Размеры вирусов

· Мельчайшие живые организмы

· Размеры варьируют от 20 до 300нм

· В среднем в 50 раз меньше бактерий

· Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа

· Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий

Строение вирусов

Вирусы нельзя увидеть в оптический микроскоп, так как их размеры меньше длины световой волны. Разглядеть их можно лишь с помощью электронного микроскопа.

Вирусы состоят из следующих основных компонентов:

1. Сердцевина - генетический материал (ДНК либо РНК), который несет информацию о нескольких типах белков, необходимых для образования нового вируса.

2. Белковая оболочка, которую называют капсидом (от латинского капса - ящик). Она часто построена из идентичных повторяющихся субъединиц - капсомеров. Капсомеры образуют структуры с высокой степенью симметрии.

3. Дополнительная липопротеидная оболочка. Она образована из плазматической мембраны клетки-хозяина и встречается только у сравнительно больших вирусов (грипп, герпес).

Капсид и дополнительная оболочка несут защитные функции, как бы оберегая нуклеиновую кислоту. Кроме того, они способствуют проникновению вируса в клетку. Полностью сформированный вирус называется вирионом.

2.Классификация вирусов (Приложение 1)

Из таблицы классификации вирусов видно, что разнообразие в царстве вирусов значительно более выражено, нежели в растительном и животном мире, если за основу взять характеристику генетических структур. В самом деле, все животные и растения - от амебы до человека и от бактерии до цветкового растения - имеют генетический материал в виде двухнитчатой ДНК. У вирусов же генетическим материалом могут быть однонитчатые и двухнитчатые формы обеих нуклеиновых кислот.

Работа с рисунком 21, с.85 учебника (Семейства вирусов).

Формы вирусов весьма специфичны. Существует несколько основных вариантов "внешности" вирионов. Вирусы, построенные только из нуклеиновой кислоты и белка, могут походить на жесткую палочкообразную или гибкую нитевидную спираль, на шар (точнее, правильный двадцатигранник, или икосаэдр), а также на структуру, имеющую как бы головку и хвостовой отросток и отдаленно напоминающую сперматозоид. Липиды, если присутствуют, образуют внешнюю мембрану, в которую включаются и некоторые вирусные белки (часто соединенные с углеводами), и такая липопротеидная оболочка обволакивает белковую "сердцевину" с "запечатанной" в ней нуклеиновой кислотой. В этих случаях вирион может иметь шарообразную, пулевидную или кирпичеобразную форму, а может и не обладать какими-либо правильными очертаниями.

3.Жизненный цикл вирусов

Процесс проникновения вириона в клетку хозяина включает несколько этапов:

1. прикрепление вируса к клеточным рецепторам;

2. образование на поверхности клетки вакуоли из ямки (эндоцитоз);

3. выход вируса из вакуоли в цитоплазму путем слияния вирусной и клеточной мембран. Проникнув в клетку, вирусы начинают размножаться (рис.24, с.87 учебника).

Этапы проникновения вируса в клетку хозяина, механизм их действия:

1. Прикрепление вируса к клеточным рецепторам;

2. Образование на поверхности клетки хозяина вакуоли из ямки (эндоцитоз);

3. Выход вируса из вакуоли в цитоплазму путем слияния вирусной и клеточной мембран;

4. Замена участка ДНК клетки – хозяина на НК вируса;

5. Синтез компонентов вируса из клеточных материалов хозяина.

6. Разрушение клетки хозяина, выход их нее новых вирионов.

Учитель о значении вирусов

В 1981 году появилось новое, ранее не известное науке заболевание, получившее название - синдром приобретенного иммунодефицита человека - сокращенно СПИД. Возбудитель СПИДа является вирус иммунодефицита человека – ВИЧ. Он имеет сферическую форму, диаметром от 100 – 150 нм. Наружная оболочка вируса состоит из мембраны, образованной из клеточной мембраны клетки-хозяина. В мембрану встроены рецепторные образования, напоминающие по внешнему виду грибы. Под наружной оболочкой располагается капсид вируса, образованный особыми белками, внутри которого находятся две молекулы вирусной РНК. Каждая молекула РНК содержит 9 генов ВИЧ и фермент, синтезирующий ДНК с молекулы вирусной РНК.

В первую очередь ВИЧ поражает Т – лимфоциты крови (хелперы), на поверхности которых есть рецепторы, способные связываться с белками ВИЧ. Т-лимфоциты крови обеспечивают человеку клеточный и гуморальный иммунитет. ВИЧ проникает в клетки центральной нервной системы, кишечника, клетки нейроны. В результате организм человека утрачивает свои защитные свойства и оказывается не в состоянии противостоять возбудителям разных инфекций. Средняя продолжительность жизни инфицированного человека составляет 7 – 10 лет.

Источником заражения СПИДом является человек – носитель вируса иммунодефицита. Это может быть больной с различными проявлениями болезни или бессимптомный вирусоноситель. СПИД передается только от человека к человеку такими способами:

1. половым путем

2. через кровь и ткани, содержащие вирус

3. от матери к плоду.

ВИЧ может попасть в организм при сексуальном контакте с больным человеком, при введении внутривенно наркотиков, при переливании крови от зараженного донора. Известны случаи заражения детей во время родов и через молоко больной матери.

Несмотря на то, что вирус СПИДа обнаруживается в секретах человеческого тела (в слюне, слезе, молоке), однако нет доказательств передачи его при бытовом контакте.

Проблема борьбы со СПИДом остается одной из главных для общества, для здравоохранения.

Учитель. Давайте рассмотрим пути передачи ВИЧ-инфекции .

Практическая личностно-ориентированная работа.

Коронавирусы – обширное семейство вирусов, которые могут вызывать заболевание у человека или животных. Известно, что некоторые коронавирусы способны вызывать у человека респираторные инфекции от обычной простуды до более серьезных патологических состояний, таких как ближневосточный респираторный синдром (БВРС) и тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС). Последний из открытых коронавирусов вызывает заболевание, получившее название COVID-19.

COVID-19 – инфекционное заболевание, вызванное последним из открытых вирусов семейства коронавирусов. До вспышки инфекции в Ухане, Китай, в декабре 2019 г. о новом вирусе и вызываемом им заболевании известно не было. Сегодня вспышка COVID-19 переросла в пандемию, охватившую многие страны мира.

К наиболее распространенным симптомам COVID-19 относятся повышение температуры тела, сухой кашель и утомляемость. К более редким симптомам относятся боли в суставах и мышцах, заложенность носа, головная боль, конъюнктивит, боль в горле, диарея, потеря вкусовых ощущений или обоняния, сыпь и изменение цвета кожи на пальцах рук и ног. Как правило, эти симптомы развиваются постепенно и носят слабо выраженный характер. У некоторых инфицированных лиц болезнь сопровождается очень легкими симптомами.

ПРАВИЛО 1. ЧАСТО МОЙТЕ РУКИ С МЫЛОМ

ПРАВИЛО 2. СОБЛЮДАЙТЕ РАССТОЯНИЕ И ЭТИКЕТ

ПРАВИЛО 3. ВЕДИТЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

ПРАВИЛО 4. ЗАЩИЩАЙТЕ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ СПОМОЩЬЮ МЕДИЦИНСКОЙ МАСКИ

ПРАВИЛО 5. ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ГРИППОМ, КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ?

Оставайтесь дома и срочно обращайтесь к врачу.
Следуйте предписаниям врача, соблюдайте постельный режим и пейте как можно больше жидкости.

- Молодцы! Вы оперативно справились со сложным заданием.

- Спор о том, считать вирусы живыми или неживыми, продолжается без малого сорок лет — с тех пор, когда были раскрыты закономерности их развития. Все сущее на Земле довольно легко удается классифицировать как живое или неживое, однако к вирусам подобный подход неприменим.

– Вирусы – внутриклеточные паразиты на генетическом уровне.

– Вирусы могут проявлять свойства живых организмов, только попав внутрь клетки.

Предлагаю выполнить самостоятельно лабораторную работу в информационных листах.

- Выявить характерные особенности вирусов: сходство с живыми организмами, отличие от живых организмов и специфические черты.

Проверяем результаты и делаем вывод!

- первичное закрепление изученного материала. Взаимопроверка.

Тест, который выполняли в начале урока, дополняют.

- Мы с вами, ребята, хорошо поработали!

Пора бы немного и отдохнуть.

- Ученые изучают воздействие лимона на вирусы

(по материалам информационных агентств)

Пока доказано, что содержащиеся в лимонном соке цитраты способны бороться с норовирусом — основной причиной желудочно-кишечного гриппа. Исследование было опубликовано в журнале Virology.

В 90% так называемый кишечный грипп — желудочно-кишечное заболевание, сопровождающееся тошнотой, рвотой и диареей, — вызывается норовирусами. Заражение, как правило, происходит при контакте с больным человеком или через еду или напитки. Исследователи выяснили, что содержащиеся в лимонном соке вещества под названием цитраты — соли лимонной кислоты — способны бороться с норовирусами, мешая им прикрепляться к здоровым клеткам организма.
Авторы исследования утверждают, что открытие было сделано случайно, поэтому механизм влияния цитратов на норовирусы требует дальнейшего изучения. Тем не менее, ученые полагают, что несколько капель лимонного сока могут предохранить человека от заражения вирусом.

- Предлагаю вам провести небольшую разминку. Раз сегодня мы с вами ученые вирусологи, попробуем, и мы для науки выжать сок из лимона!

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю – Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Вирусы

живые, неклеточные

размножаться, поражать, губить

Внутри клеток я живу - дело жуткое творю!

Болезнь

Сегодня много споров и мнений возникает вокруг вакцинации. Как вы думаете, нужны ли прививки вообще?

Урок подошел к концу, ОЦЕНКИ!

Мы отлично с вами поработали!

Время проведения: 3 минуты

И в заключение проведем рефлексию, выясним ваше отношение к сегодняшнему уроку.

Читайте также: