Вирус от автомобильного кондиционера

Обновлено: 25.04.2024

Две несвязанные вещи. ОРВИ - это передача вирусов от человека к человеку или возбуждение дремавшего в самом человеке вируса из-за неблагоприятных условий (переохлаждения, например). В данном случае, вы просто слишком переохладились, пусть локально - лицо, горло, и т.д. от кондиционера (а может не от него, а от открытой форточки, например). Кондиционер сыграл свою роль, но лишь как внешнее воздействие (сквозняк), а не как источник вирусов. Такового тапа вирусы в кондиционерах не живут. То ли дело легионелла, но вам повезло :) Кондиционер чистить, конечно, стоит. Продуть систему вентиляции, поменять фильтры и т.д. и лучше это делать в сервисе, а не выбивать от пыли дома и не протирать спиртом вентиляторы и решетки с фильтрами. После хорошей чистки дуть он будет сильнее, значит ОРВИ вам получать чаше (а то и до воспаления легких можно до охлаждаться) пока не научитесь умеренно охлаждать салон, а не разгоряченное тело. Человек может быть сколь угодно закален, приучен нырять в прорубь, но перед локально действующим сквозняком может оказаться бессилен. Так что стандартная чистка пыли, замена фильтров, протирка спиртом, в борьбе с ОРВИ вам не поможет.

Я просто не люблю ковыряться с кондиционерами, кроме внешних частей, вентиляторов, особенно с компактными. Не очень хочется протирая повредить кабели с хладогентом, случайно утопить вентилятор в чистящем средстве и т.д. В основном, вся среда для бактерий оседает в фильтрах. Может - достаточно их поменять. Их, кстати, чем-то убивающим бактерии пропитывают, по-моему — 5 лет назад

Спасибо. Скорее для очистки совести и обретения душевного спокойствия все-таки обработал пару часов назад хлоргексидином ничего не разбирая и никуда практически не влезая. — 5 лет назад

Ну, можно еще все спиртом протереть. Не знаю, будет ли чище, но ехать будет точно веселее :) — 5 лет назад

Боюсь, долго придется проветривать, а то дыхнешь на алкотестер и доказывай потом, что на тебя кондиционер надышал :) — 5 лет назад

Ну, это я так. На ночь, допустим, протереть, перед выходными. За ночь пары убьют все живое. С утра продуть и пойти досыпать. Потом лишь продуть снова и уже ехать. Как тараканов - потравили и на дачу :) — 5 лет назад



На первый взгляд, что там может навредить здоровью? Воздух из дефлекторов привычно бьёт в нос. Если холодно, то измени температуру с помощью регулятора. Но, как оказалось, автомобильный кондиционер коварнее, чем кажется. Как же не подцепить пневмонию и чем оборачивается любовь к комфорту?

Легионелла названа в память о необычном событии. В 1976 году в одном из отелей Филадельфии в США проходил съезд ветеранов Американского легиона, то есть добровольцев, участвовавших в Первой мировой войне. Жаркая погода, установившаяся в июле, была непривычной для многих ветеранов, приехавших со всех концов страны. В отеле работала общая система кондиционирования. На третий день после завершения мероприятия более 200 человек слегли с тяжёлой пневмонией. 34 ветерана скончались. Выяснилось, что бактерии размножились в тёплой и влажной среде подвальных кондиционеров и разносились потоками воздуха по вентиляционным трубопроводам отеля. С тех пор эту пневмонию называют болезнью легионеров: легионеллёзом.


Автомобильный кондиционер, конечно, не такой громоздкий, как гостиничный, однако и в нём способны поселиться колонии микроорганизмов. Происходит это летом при попадании внутрь автомобиля дорожной пыли. Если владелец часто путешествует, бывает на юге и редко меняет фильтры, то его машина вскоре превратится в рассадник заразы.

Несмотря на то что кондиционер выдаёт холодный воздух, внутри него тепло и даже жарко. Влага кондиционируется и через патрубки выбрасывается наружу. Естественно, тёплая и влажная среда — это идеальное место для жизни вредных бацилл. Усугубляется дело тем, что воздух из дефлекторов бьёт в лица водителю и пассажирам, что и облегчает попадание микроорганизмов в дыхательные пути. Получается эдакий болезнетворный ингалятор.


Как этого избежать? Защитить автомобиль от загрязнения может хороший внутрисалонный угольный фильтр, который лучше менять два раза в год. Он действует как марлевая повязка и препятствует попаданию бактерий.

Если же кондиционер уже загрязнён, то лучше провести чистку. Процедура это недешёвая и трудоёмкая, но вполне посильная для официальных сервисов.

Кроме того, нельзя долго оставлять кондиционер без работы. Многие, чтобы увеличить экономию топлива, выключают его на зиму. В итоге без движения там и скапливается всякая живность. Кондиционер должен работать даже зимой. Это полезно не только с точки зрения профилактики, но и для его механики. Нельзя хладагенту давать застаиваться. Кроме того, кондиционер зимой сушит воздух, формируя внутри машины более комфортную среду. Иначе при прогреве могут запотевать стёкла.

Воздуховоды внутри климатической установки могут напоминать настоящее болото. На испарителе скапливается влага, конденсирующаяся из воздуха. Для ее отведения существует дренажное отверстие, и если заглянуть под днище, то можно увидеть, как капельки воды сочатся на асфальт. Под стоящей машиной с включенным кондиционером образуется маленькая лужа. Но не вся конденсируемая вода выходит наружу, часть остается внутри, а из окружающего воздуха туда попадают споры грибков, болезнетворные микроорганизмы и пыль . Внутри кондиционера образуется теплая и влажная среда, идеальная для размножения вредоносных бактерий, самой известной из которых является легионелла (лат. — Legionella), приводящая к пневмонии. О том, как бороться с затхлостью в кондиционере, рассказывает автоэксперт и специалист по автохимии Ruseff Андрей Гречанник.


Читаем этикетку

Сразу можно сказать, что освежители воздуха ситуацию не исправят. Они маскируют запах химическими ароматизаторами. С бактериями, грибками и вирусами справляются специальные дезинфицирующие очистители кондиционеров. Их стоимость колеблется в районе 600-800 рублей. Пользоваться ими можно пару раз в год: весной и осенью. А перед процедурой не помешает почитать инструкцию на баллоне, у разных производителей свои рекомендации. Не будет лишним взглянуть и на состав средства. Там должны присутствовать дезинфицирующие препараты, такие, как биоцид, хлоргексидин или иное. Кроме того, перед очисткой системы необходимо обязательно вытащить салонный фильтр.


Аэрозоли с трубкой

Одна из разновидностей очистителей — аэрозоли с длинной трубочкой. Они нужны, чтобы доставить моющую жидкость или пену непосредственно к очагу загрязнения.

Все дефлекторы и воздуховоды на передней панели промываются напрямую. Средство впрыскивается прямо внутрь. Пена безвредна для пластмассы и материалов отделки салона.

Еще есть доступ через воздушный канал салонного фильтра. Можно распылять очиститель прямо в воздуховод. Здесь экономить не стоит. Чем щедрее поливаешь, тем выше эффективность очистки.


Обеззараживание салона и климатической установки

Такой баллончик ставится на коврик перед сиденьем переднего пассажира. Дальше заводится двигатель машины и включается циркуляция воздуха. Однако необходимо деактивировать кондиционер, что очень важно. Далее открывается баллон, полностью закрываются двери, и процесс очистки происходит сам собой.

При этом людям нельзя оставаться внутри салона, чтобы не надышаться парами спирта и концентратом биоцидов, которые есть в составе многих фирменных средств.

Через несколько минут обеззараживания пары химического средства прокачаются через все воздуховоды и достигнут испарителя. Чем дольше идет циркуляция вещества, тем выше эффективность. Обычно очистка занимает 10-20 минут. Далее можно открывать двери и проветривать салон.

Составы для очистки, как правило, имеют еще и цитрусовую отдушку, так что внутри салона запах будет приятным.


Приготовить раствор самому

Есть умельцы, которые не используют готовые продукты, а покупают в аптеках дезинфицирующие средства, делают растворы, заливают в распылители для опрыскивания цветов и забрызгивают при работающей печке во входное воздушное отверстие, сняв салонный фильтр. В этом случае эффект тоже есть, но средство может покрыть брызгами обивку салона, что иногда сказывается на ее внешнем виде. Остаются пятна. Кроме того, при разбрызгивании химических веществ можно надышаться парами, что не всегда хорошо.


Очистка в мастерской

Чаще всего они покупают самое дешевое средство за 200-300 рублей, а с клиента берут больше тысячи.

Более радикальная очистка требует полной разборки климатической установки с выпуском хладагента и снятием испарителя. Даже для специализированных станций технического обслуживания (СТО) это не самая простая и дешевая операция.


– Закрой окно, дует! – Do it yourself! (старый анекдот)

– В машине жара, открой окна! – Нет, пусть все думают, что у нас кондиционер! (ещё один старый анекдот)

Э та манера у отечественных автомобилистов начала появляться несколько лет назад. А нынешним летом и вовсе стала трендом: в самое пекло на машинах с кондиционером или климат-контролем открыты окна – что означает, что штатное устройство, предназначенное для охлаждения воздуха в салоне, бездействует.

7-1

Ну почему?

Далее я провел небольшой опрос среди друзей и знакомых с одной единственной целью: узнать, почему. Какие причины движут людьми, когда они отказываются от кондиционера. Вот ответы моих знакомых, я расположил их в порядке убывания популярности.

  • Кондиционер – это опасность простуды
  • С кондиционером машина теряет в динамике
  • Кондиционер не заправлен/сломался
  • Выключение кондиционера экономит топливо
  • С закрытыми окнами никто не оценит твой музыкальный вкус
  • С закрытыми окнами нельзя положить локоть на окно

Стоит оговориться, что пятый и шестой ответы – они в большей степени юмористические, нежели реальные, и среди собственно опрошенных не было людей, которые поступают именно так. Гипотетический характер имеет и четвёртый вариант ответа – никто из тех, с кем я разговаривал, не экономит топливо, выключая кондиционер, но некоторые из них предполагают, что такой способ экономии действительно имеет место быть.

Три главных причины

4-1

Трудности с разгоном и проблемы со здоровьем

Итак, динамика машины. У вас небольшой автомобиль с не слишком мощным мотором и механической коробкой. Повод ли это, чтобы отказываться от прохлады в летний зной? Пожалуй, нет – ведь если отбросить влияние кондиционера, в ежедневной жизни автомобилиста то и дело возникают ситуации, когда хотелось бы более интенсивного разгона, чем он есть прямо сейчас. И что же вы делаете? Проклинаете маломощный двигатель, саму машину, ее производителя?

Да нет, любой нормальный автомобилист, используя навыки, полученные ещё в автошколе, переключится на пониженную (а особо продвинутый ещё и сделает перегазовку) – и продолжит движение в том темпе, который его устроит. А при трогании с места – просто добавит больше газу. В ситуации с кондиционером логично было бы поступать точно так же – просто учитывать эту дополнительную нагрузку.

Проветрить авто

Охладить салон

Закройте окна и включите кондиционер на максимальную мощность на 1–2 минуты. На этом шаге необходимо включить режим рециркуляции и выйти из машины, чтобы не простыть под потоком холодного воздуха.

Выставить правильную температуру

Сядьте в автомобиль и отрегулируйте температуру, исходя из того, что перепад между температурой за бортом автомобиля и в салоне не должен превышать 7–10 градусов, а вообще без каких-либо проблем наш организм переносит перепады не более чем в 3–5 градусов. Простуда часто возникает не из-за холода, и из-за температурного шока, который вы наносите организму, когда садитесь в переохлаждённый салон и выходите наружу.

5-1

Прислушиваться к ощущениям

Если шкала регулятора не проградуирована (такое случается), в рамках опыта можно захватить с собой обычный комнатный термометр. Он поможет вам натренировать собственные ощущения и соотнести их с реальным цифрами.

Выбирать правильное направление потока

В жару не стоит направлять воздух на лобовое стекло, но не из соображений здоровья – под влиянием внешней и внутренней температур стекло может попросту треснуть, как трескается холодный стакан, в который плеснули кипятка.

Регулярно обслуживать систему

Однако есть важный момент, касающийся именно регулярного обслуживания. Не реже, чем в 6–12 месяцев необходимо менять салонный фильтр. Кроме того, раз в пять лет стоит устраивать антибактериальную обработку испарителю кондиционера.

Если ваш автомобиль проходит регулярное техобслуживание, эти процедуры будут включены в очередной комплекс работ, но это как раз один из тех моментов, которые стоит контролировать дополнительно. Дело в том, что на фильтре и испарителе скапливаются канцерогены, патогены и грибки, которые, попадая в дыхательные пути, провоцируют болезни.

Надо признать, что вся эта история с выключением кондиционера носит отчётливый провинциальный окрас – всё-таки люди в больших городах (а также те, кто много путешествуют) вынуждены учиться правильно использовать кондиционер. Если вы уже купили себе машину с кондиционером, но ещё не выгнали из себя деревню (зачёркнуто) провинциальный страх простудиться, то вам хочется сказать: в то время, когда кто-то изобретает самодельный кондиционер, вы не пользуетесь тем, который у вас уже есть. Странно сие, ей богу… Апчхи!

Читайте также: