К паразитам относят повилику клубеньковые бактерии эвглену зеленую мукор

Обновлено: 26.04.2024

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 300 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Бактерии, вызывающие ангину, относят к группе

1) автотрофных бактерий

2) бактерий гниения

Гнилостные бактерии по типу питания относят к

Ответ: 3 – питаются органическими веществами отмерших организмов.

Сахар при приготовлении варенья из фруктов используется для того, чтобы

1) сделать продукт недоступным для бактерий

2) продукт был ещё более вкусным

3) его легко было транспортировать

4) продукт был более полезным для здоровья

К царству Бактерии относят

1) сенную палочку

Ответ: 1, все остальные относятся к грибам.

К доядерным организмам (прокариотам) относят

4) туберкулезную палочку

Ответ: 4. 1 и 2 – относят вирусы, 3 – простейшие.

Сходство жизнедеятельности цианобактерий и цветковых растений проявляется в способности к

1) гетеротрофному питанию

2) автотрофному питанию

3) образованию семян

4) двойному оплодотворению

Ответ: 2, цианобактерии способны к фотосинтезу также как и цветковые растения.

По способу питания молочнокислые бактерии относят к

1) автотрофным бактериям

4) фотосинтезирующим бактериям

У бактериальной клетки отсутствует(-ют)

1) клеточное ядро

2) клеточная оболочка

3) нуклеиновые кислоты

Ответ: 1, бактерии относятся к прокариотам (доядерным)

Прочитайте текст и выполните задание 29.

БИФИДОБАКТЕРИИ И ЛАКТОБАКТЕРИИ

Бифидобактерии и лактобактерии – это часть микрофлоры желудочно-кишечного тракта человека, способствующая полноценному пищеварению.

Бифидобактерии составляют 85 – 90% микроорганизмов, населяющих кишечник ребёнка. Они способствуют перевариванию сложных углеводов, так как используют их в своём обмене веществ. Эти бактерии участвуют в синтезе и всасывании многих витаминов, способствуют синтезу незаменимых аминокислот, лучшему усвоению кальция и витамина Д, что очень важно для растущего организма. Однако важнейшим свойством бифидобактерий является угнетение роста болезнетворных, гнилостных и газообразующих бактерий. Для выполнения этой функции они обладают комплексом специальных ферментов. Бифидобактерии выделяют органические кислоты, способствующие вымиранию болезнетворных бактерий; являются иммуномодуляторами; активизируют синтез иммуноглобулинов и интерферона.

Лактобактерии встречаются в кишечнике в меньшем количестве, зато преобладают в других отделах желудочно-кишечного тракта (в ротовой полости, желудке). Они превращают молочный сахар лактозу и другие углеводы в молочную кислоту, которая подавляет рост возбудителей острых кишечных инфекций. Кроме того, лактобактерии участвуют в обмене белков, жиров, углеводов, нуклеиновых и желчных кислот; усиливают синтез витаминов и гормонов. Подобно бифидобактериям, они активизируют работу иммунной системы.

Вместе с бифидобактериями лактобактерии образуют белки, обладающие свойствами антибиотиков, избирательно действующих только против болезнетворных бактерий, и активные даже в малых дозах. В то же время бифидобактерии и лактобактерии очень уязвимы. При неправильном питании они быстро погибают, и развивается дисбактериоз.

1) Чем питаются лактобактерии?

ОТВЕТ: лактобактерии питаются молочным сахаром лактозой.

2) Что производят в организме человека бифидобактерии?

ОТВЕТ: бифидобактерии выделяют органические кислоты, способствующие вымиранию болезнетворных бактерий, участвуют в синтезе витаминов.

3) Какое значение для иммунитета человека имеют лактобактерии?

ОТВЕТ: образуют белки, обладающие свойствами антибиотиков, избирательно действующих только против болезнетворных бактерий, и активные даже в малых дозах

1) Чем питаются бифидобактерии?

ОТВЕТ: сложными углеводами.

2) Что производят в организме человека лактобактерии?

ОТВЕТ: молочную кислоту, которая подавляет рост возбудителей острых кишечных инфекций, образуют белки, обладающие свойствами антибиотиков

3) Какое значение для иммунитета человека имеют бифидобактерии?

ОТВЕТ: Бифидобактерии выделяют органические кислоты, способствующие вымиранию болезнетворных бактерий; являются иммуномодуляторами; активизируют синтез иммуноглобулинов и интерферона.

1) Какова роль бифидобактерий в организме?

ОТВЕТ: Они способствуют перевариванию сложных углеводов, так как используют их в своём обмене веществ. Эти бактерии участвуют в синтезе и всасывании многих витаминов, способствуют синтезу незаменимых аминокислот, лучшему усвоению кальция и витамина Д, что очень важно для растущего организма. Однако важнейшим свойством бифидобактерий является угнетение роста болезнетворных, гнилостных и газообразующих бактерий.

2) Почему бифидо- и лактобактерии относят к прокариотам?

ОТВЕТ: Потому что в их клетках нет оформленного ядра.

Размножение бактерий происходит

4) делением клетки надвое

Чем характеризуются бактерии гниения?

1) используют готовые органические вещества живых организмов

2) синтезируют органические вещества из неорганических, используя энергию солнца

3) используют органические вещества отмерших организмов

4) синтезируют органические вещества из неорганических, используя энергию химических реакций

Что характерно для бактериальной клетки?

1) кольцевая хромосома находится в цитоплазме

2) ядро обособлено от цитоплазмы двумя мембранами

3) транспорт веществ по ЭПС клетки

4) окисление и запасание энергии в митохондриях

Ответ: 1, бактерии не имеют мембранных органоидов таких как митохондрии, ЭПС, яро.

Какой из приёмов борьбы с болезнетворными бактериями наиболее эффективен в операционном блоке?

2) регулярное проветривание

3) мытье полов горячей водой

4) облучение ультрафиолетовыми лучами

Ответ: 4, ультрафиолетовые лучи губительны для бактерий.

К доядерным организмам (прокариотам) относят

2) кишечную палочку

3) дизентерийную амёбу

4) малярийного плазмодия

Какую часть клетки из перечисленных нельзя увидеть в электронный микроскоп, изучая бактериальную клетку?

4) клеточную стенку

Ответ: 1, бактерии – прокариоты, не имеют ядра.

Ответ: 3, благодаря им происходит переработка отмерших частей растений, трупов животных и т.д.

Укажите случай симбиоза бактерии с другим организмом.

1) вибрион холеры и человека

2) сальмонелла и курица

3) бацилла сибирской язвы и овца

4) кишечная палочка и человек

Ответ: 4, остальные примеры – паразитизм.

Какое из перечисленных ископаемых образовалось без участия бактерий?

1) каменный уголь

3) поваренная соль

Прочитайте текст и выполните задание 29.

Болгарская палочка – вид молочнокислой бактерии, известный во всём мире; она превращает молоко во вкусный и полезный йогурт. Всемирную славу этой бактерии принёс русский учёный И.И. Мечников. Он заинтересовался причиной необычного долголетия в некоторых деревнях Болгарии. Мечников выяснил, что основным продуктом питания долгожителей был йогурт. Учёному удалось выделить из продукта молочнокислую бактерию, а затем он использовал её для создания особой простокваши. Он показал, что достаточно добавить в свежее молоко немного этих бактерий, и через несколько часов в тёплом помещении из молока получится простокваша.

Болгарская палочка сбраживает лактозу молока, т.е. расщепляет молекулу молочного сахара на молекулы молочной кислоты. Молочнокислые бактерии для своей работы могут использовать не только сахар молока, но и многие другие сахара, содержащиеся в овощах и фруктах. Бактерии свежую капусту превращают в квашеную, яблоки – в мочёные, а огурцы – в солёные. В любом случае из сахара образуется молочная кислота, а энергия распада молекул сахара обеспечивает жизнедеятельность бактерий. Процесс расщепления сахара без участия кислорода относят к реакциям брожения. Расщепление веществ при участии кислорода более эффективно, так как выделяется гораздо больше энергии, чем при брожении. Поскольку энергия реакций бескислородного окисления заметно меньше, чем кислородного, бактериям приходится перерабатывать бóльшие количества веществ и выделять много продуктов обмена веществ.

Болгарскую палочку относят к факультативным (необязательным) анаэробам. Это означает, что они могут использовать и кислород для окисления углеводов.

1) Какие условия необходимы для получения простокваши?

ОТВЕТ: необходимо добавить в молоко культуру молочнокислых бактерий, тепло.

2) Откуда берётся энергия для жизнедеятельности молочнокислых бактерий?

ОТВЕТ: при расщеплении молочного сахара.

3) Почему молочнокислой бактерии для получения такого же количества энергии необходимо переработать больше веществ, чем обыкновенной амёбе?

ОТВЕТ: энергия реакций бескислородного окисления заметно меньше, чем кислородного, бактериям приходится перерабатывать бóльшие количества веществ и выделять много продуктов обмена веществ

Чем бактериальная спора отличается от свободной бактерии?

1) Спора имеет более плотную оболочку, чем свободная бактерия.

2) Спора – многоклеточное образование, а свободная бактерия – одноклеточное.

3) Спора менее долговечна, чем свободная бактерия.

4) Спора питается автотрофно, а свободная бактерия – гетеротрофно.

По способу питания цианобактерии (синезелёные) относят к

1) автотрофным бактериям

4) гетеротрофным бактериям

Ответ: 1, у них в клетках происходит фотосинтез.

Какой признак характерен для бактерий?

1) проходят через бактериальные фильтры

2) ядерное вещество не отделено от цитоплазмы

3) имеют хлоропласты

4) размножаются спорами

Некоторые бактерии выживают в условиях вечной мерзлоты в виде

1) симбиоза с грибами

3) вегетативных клеток

4) множественных колоний

Ответ: 2, при неблагоприятных условиях бактерии образуют споры.

Представитель какой группы организмов изображён на рисунке?

К прокариотическим организмам относят

2) туберкулёзную палочку

Среди бактерий имеется группа организмов, живущая в бескислородной среде, т.е. являющаяся __________ (А). При неблагоприятных условиях они могут образовывать __________ (Б). Многие бактерии имеют __________ (В), с помощью которых они передвигаются. Наследственная информация у этих микроорганизмов хранится
в __________ (Г).

Сравнение дыхания и фотосинтеза

Дыхание:
1) энергетический обмен, энергия выделяется
2) глюкоза окисляется в цитоплазме и митохондриях
3) кислород поглощается, углекислый газ выделяется
Фотосинтез:
1) пластический обмен, энергия запасается
2) глюкоза синтезируется в хлоропластах
3) кислород выделяется, углекислый газ поглощается

Дыхание у растений
1) Происходит во всех живых клетках круглосуточно (фотосинтез – только в зеленых клетках и только на свету).
2) При дыхании растения, как и мы, поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Кислород окисляет глюкозу, созданную при фотосинтезе, получается энергия АТФ.
3) После полива рекомендуется рыхлить почву, чтобы к корням лучше поступал кислород. Если в земле не будет воздуха, то корни задохнутся, и растение погибнет.

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. Плесневые грибы по способу питания относят к
1) гетеротрофам
2) паразитам
3) хемотрофам
4) симбионтам


Выберите один, наиболее правильный вариант. По способу питания подавляющее большинство бактерий
1) автотрофы
2) сапротрофы
3) хемотрофы
4) симбионты

Выберите один, наиболее правильный вариант. Бактерии гниения являются по способу питания организмами
1) хемотрофными
2) автотрофными
3) гетеротрофными
4) симбиотическими

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какие организмы преобразуют энергию окисления неорганических веществ в макроэргические связи АТФ?
1) фототрофы
2) хемотрофы
3) гетеротрофы
4) сапротрофы

АВТОТРОФЫ ПРИМЕРЫ
1. Выберите три варианта. К автотрофам относят
1) споровые растения
2) плесневые грибы
3) одноклеточные водоросли
4) хемотрофные бактерии
5) вирусы
6) большинство простейших

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных организмов являются автотрофами?
1) мукор
2) нитрифицирующие бактерии
3) дрожжи
4) цианобактерии
5) железобактерии
6) сенная палочка

АВТОТРОФЫ - ГЕТЕРОТРОФЫ
1. Установите соответствие между особенностью обмена веществ и группой организмов, для которых она характерна: 1) автотрофы, 2) гетеротрофы
А) выделение кислорода в атмосферу
Б) использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ
В) использование готовых органических веществ
Г) синтез органических веществ из неорганических
Д) использование углекислого газа для питания

2. Установите соответствие между характеристикой и способом питании организмов: 1) автотрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) источником углерода служит углекислый газ
Б) сопровождается фотолизом воды
В) используется энергия окисления органических веществ
Г) используется энергия окисления неорганических веществ
Д) поступление пищи путем фагоцитоза

3. Установите соответствие между особенностью питания организма и группой организмов: 1) автотрофы, 2) гетеротрофы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) захватывают пищу путём фагоцитоза
Б) используют энергию, освобождающуюся при окислении неорганических веществ
В) получают пищу путём фильтрации воды
Г) синтезируют органические вещества из неорганических
Д) используют энергию солнечного света
Е) используют энергию, заключённую в пище

АВТОТРОФЫ - ГЕТЕРОТРОФЫ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между примером и способом питания: 1) автотрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) цианобактерии
Б) ламинария
В) бычий цепень
Г) одуванчик
Д) лисица

2. Установите соответствие между организмом и типом питания: 1) автотрофное, 2) гетеротрофное. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) сосна сибирская
Б) кишечная палочка
В) амебa человеческая
Г) пеницилл
Д) хвощ полевой
Е) хлорелла

3. Установите соответствие между одноклеточным организмов и типом питания, который для него характерен: 1) автотрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) холерный вибрион
Б) железобактерия
В) малярийный плазмодий
Г) хламидомонада
Д) цианобактерия
Е) дизентерийная амёба

4. Установите соответствие между примерами и способами питания: 1) автотрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) спирогира
Б) бычий цепень
В) хвощ полевой
Г) серобактерия
Д) зеленый кузнечик

5. Установите соответствие между примерами и способами питания: 1) автотрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) хлорелла
Б) лягушка
В) шампиньон
Г) папоротник
Д) ламинария

СОБИРАЕМ 6:
А) мукор
Б) нитрифицирующие бактерии
В) трутовик
Г) бактерии гниения
Д) дрожжи

ФОТОСИНТЕЗ - ХЕМОСИНТЕЗ СХОДСТВО
Выберите один, наиболее правильный вариант. Сходство хемосинтеза и фотосинтеза состоит в том, что в обоих процессах
1) на образование органических веществ используется солнечная энергия
2) на образование органических веществ используется энергия, освобождаемая при окислении неорганических веществ
3) в качестве источника углерода используется углекислый газ
4) в атмосферу выделяется конечный продукт - кислород

ФОТОТРОФЫ - ХЕМОТРОФЫ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между характеристикой организмов и способом их питания: 1) фототрофный, 2) хемотрофный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) используется энергия света
Б) происходит окисление неорганических веществ
В) реакции протекают в тилакоидах
Г) сопровождается выделением кислорода
Д) присущ водородным и нитрифицирующим бактериям
Е) требует наличия хлорофилла

2. Установите соответствие между характеристикой автотрофного питания и его типом: 1) фотосинтез, 2) хемосинтез
А) используется энергия окисления неорганических веществ
Б) источник энергии – солнечный свет
В) осуществляется в клетках растений
Г) происходит в клетках цианобактерий
Д) выделяется в атмосферу кислород
Е) используется кислород для окисления

ФОТОТРОФЫ - ХЕМОТРОФЫ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между группой организмов и процессом превращения веществ, который для нее характерен: 1) фотосинтез, 2) хемосинтез
А) папоротникообразные
Б) железобактерии
В) бурые водоросли
Г) цианобактерии
Д) зеленые водоросли
Е) нитрифицирующие бактерии

2. Установите соответствие между примерами и способами питания живых организмов: 1) фототрофный, 2) хемотрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) спирогира
Б) нитрифицирующая бактерия
В) хлорелла
Г) серобактерии
Д) железобактерии
Е) хлорококк

3. Установите соответствие между примерами и типами питания: 1) фототрофный, 2) хемотрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) серобактерии
Б) цианобактерии
В) железобактерии
Г) сфагнум
Д) спирогира

ХЕМОТРОФЫ - ГЕТЕРОТРОФЫ
Установите соответствие между организмами и типами их питания: 1) хемоавтотрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) бактерии гниения
Б) обыкновенная амёба
В) нитрифицирующие бактерии
Г) серобактерии
Д) плесневые грибы

ФОТОТРОФЫ - ХЕМОТРОФЫ - ГЕТЕРОТРОФЫ
1. Установите соответствие между организмом и способом его питания: 1) фототрофный, 2) гетеротрофный, 3) хемотрофный. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) спирогира
Б) пеницилл
В) серобактерия
Г) цианобактерия
Д) дождевой червь

2. Установите соответствие между организмами и типами их питания: 1) фототрофный, 2) гетеротрофный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) лямблия
Б) гриб спорынья
В) хламидомонада
Г) цианобактерия
Д) сфагнум

ФОТОСИНТЕЗ - ДЫХАНИЕ
1. Установите соответствие между характеристикой и процессом: 1) фотосинтез, 2) гликолиз. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) происходит в хлоропластах
Б) синтезируется глюкоза
В) является этапом энергетического обмена
Г) происходит в цитоплазме
Д) происходит фотолиз воды

2. Установите соответствие между характеристикой и процессом жизнедеятельности растения, к которому её относят: 1) фотосинтез, 2) дыхание. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) синтезируется глюкоза
Б) окисляются органические вещества
В) выделяется кислород
Г) образуется углекислый газ
Д) происходит в митохондриях
Е) сопровождается поглощением энергии

3. Установите соответствие между процессом и видом обмена веществ в клетке: 1) фотосинтез, 2) энергетический обмен
А) образование пировиноградной кислоты (ПВК)
Б) происходит в митохондриях
В) фотолиз молекул воды
Г) синтез молекул АТФ за счет энергии света
Д) происходит в хлоропластах
Е) синтез 38 молекул АТФ при расщеплении молекулы глюкозы

4. Установите соответствие между признаком жизнедеятельности растений и процессом дыхания или фотосинтеза: 1) дыхание, 2) фотосинтез
А) осуществляется в клетках с хлоропластами
Б) происходит во всех клетках
В) поглощается кислород
Г) усваивается углекислый газ
Д) образуются органические вещества из неорганических на свету
Е) окисляются органические вещества

5. Установите соответствие особенностями и между процессами: 1) фотосинтез, 2) дыхание. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) АТФ образуется в хлоропластах
Б) происходит во всех живых клетках
В) АТФ образуется в митохондриях
Г) конечные продукты – органические вещества и кислород
Д) исходные вещества – углекислый газ и вода
Е) энергия высвобождается

6. Установите соответствие между процессами и их особенностями: 1) дыхание, 2) фотосинтез. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) кислород поглощается, а углекислый газ и вода выделяются
Б) органические вещества образуются
В) происходит в хлоропластах на свету
Г) углекислый газ и вода поглощаются, а кислород выделяется
Д) происходит в митохондриях на свету и в темноте
Е) органические вещества расщепляются

А) Побочным продуктом химических реакций является кислород.

Б) Органические вещества в результате процесса расходуются

В) Процесс сходен с горением.

Растительная клетка


Установите соответствие между характеристиками и процессами, схемы которых представлены на рисунке: запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Процесс разделяют на темновую и световую стадии.
Б) Первая стадия процесса происходит в цитоплазме.
В) Происходит у любых аэробных эукариот.
Г) Процесс происходит при участии хлорофилла.
Д) В ходе процесса расщепляется вода.
Е) Конечные продукты – CO2 и вода.

Установите соответствие между процессом, протекающим в клетке, и органоидом, в котором он происходит: 1) митохондрия, 2) хлоропласт. Запишите цифры 1 и 2 в правильной последовательности.
А) восстановление углекислого газа до глюкозы
Б) синтез АТФ в процессе дыхания
В) первичный синтез органических веществ
Г) превращение световой энергии в химическую
Д) расщепление органических веществ до углекислого газа и воды

Лабораторное растение производит путем фотосинтеза 8 г глюкозы в минуту, на диссимиляцию оно расходует 2 г глюкозы в минуту. Растение продержали 10 минут на свету, а затем 10 минут в темноте. На сколько увеличится содержание глюкозы в растении по сравнению с исходным состоянием? В ответ запишите только количество грамм глюкозы.

Установите соответствие между признаками органоида и органоидом, для которого эти признаки характерны: 1) Хлоропласт, 2) Митохондрия. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Содержит зелёный пигмент
Б) Состоит из двойной мембраны, тилакоидов и гран
В) Преобразует энергию света в химическую энергию
Г) Состоит из двойной мембраны и крист
Д) Обеспечивает окончательное окисление питательных веществ
Е) Запасает энергию в виде 38 моль АТФ при расщеплении 1 моль глюкозы

ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ
Выберите один, наиболее правильный вариант. В процессе дыхания растения обеспечиваются
1) энергией
2) водой
3) органическими веществами
4) минеральными веществами

Выберите один, наиболее правильный вариант. Культурные растения плохо растут на заболоченной почве, так как в ней
1) недостаточное содержание кислорода
2) происходит образование метана
3) избыточное содержание органических веществ
4) содержится много торфа

Выберите один, наиболее правильный вариант. Растения в процессе дыхания используют кислород, который поступает в клетки и обеспечивает
1) окисление неорганических веществ до углекислого газа и воды
2) окисление органических веществ с освобождением энергии
3) синтез органических веществ из неорганических
4) синтез белка из аминокислот

Выберите один, наиболее правильный вариант. Растения в процессе дыхания
1) выделяют кислород и поглощают углекислый газ
2) поглощают кислород и выделяют углекислый газ
3) накапливают энергию в образующихся органических веществах
4) синтезируют органические вещества из неорганических

Выберите один, наиболее правильный вариант. Чтобы обеспечить доступ кислорода воздуха к корням растений, почву надо
1) удобрять солями калия
2) рыхлить до полива и во время полива
3) удобрять азотными солями
4) рыхлить после полива

Хламидомонада – одноклеточная зеленая водоросль грушевидной формы, живет в пресных стоячих водоемах, особенно если вода обогащена азотом. Имеет две сократительные вакуоли, чашеобразный хлоропласт (хроматофор), светочувствительный глазок, два жгутика. Плывет по направлению к свету. Бесполое размножение – путём митоза. Половое размножение: путём митоза образуются гаметы, толстостенная диплоидная зигота пережидает плохие условия. При ее прорастании происходит мейоз.

Эвглена зеленая имеет веретеновидную форму тела, один длинный жгутик, светочувствительный глазок. Двигается в сторону света, способна к фотосинтезу. При длительном отсутствии света становится бесцветной, при перемещении на свет хлоропласты восстанавливаются. Эвглена может поглощать жидкую пищу путем пиноцитоза. Живет в загрязненных органикой пресных водоемах, вызывает цветение воды. Миксотрофный тип питания эвглены доказывает, что между животными и растениями нет непреодолимой границы.

Амёба живет в пресных стоячих водоемах. Мембрана амебы образует выросты (ложноножки, псевдоподии), с помощью которых амеба передвигается и осуществляет фагоцитоз. Размножается только бесполым путем – делением клетки надвое (митозом). В неблагоприятных условиях амеба выделяет вокруг себя плотную защитную оболочку, образуется циста. Цисты переносятся ветром и водой – так происходит расселение амебы.

Инфузория живет в пресных водоемах. Движется за счет ресничек, покрывающих тело. Имеет два ядра: большое (макронуклеус) образует РНК, малое (микронуклеус) участвует в половом процессе. Пищевые частицы (бактерии) согласованным биением ресничек направляются к клеточному рту, он ведет в клеточную глотку, на конце которой образуется пищеварительная вакуоль. Непереваренные частицы выбрасываются наружу через порошицу. Бесполое размножение – поперечное деление, половой процесс – конъюгация.

Малярийный плазмодий – паразит человека. Он проникает в эритроциты, там питается гемоглобином, размножается. При выходе плазмодиев из эритроцита в кровь попадают продукты распада, что приводит к высокой температуре (лихорадке) каждые 3 или 4 дня (в зависимости от вида плазмодия). Анемия, вызванная разрушением эритроцитов, и повторяющиеся лихорадки истощают больного малярией, он может умереть. Переносчиком плазмодия является комар из рода Анофелес.

Ещё паразитические простейшие: дизентерийная амеба, лямблия.

Сократительная вакуоль удаляет из клетки лишнюю воду, поступающая за счет осмоса (у инфузории – две штуки, с приводящими канальцами). Обычно отсутствует у растений и паразитов.

Еще можно почитать

Задания части 1

Амеба и хламидомонада

ХЛАМИДОМОНАДА - АМЕБА
Установите соответствие между характеристиками и организмами: 1) хламидомонада, 2) амёба. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) осуществляет фагоцитоз
Б) по типу питания преимущественно фототроф
В) размножается и бесполым, и половым способами
Г) содержит одну сократительную вакуоль
Д) образует зооспоры при размножении


Амеба и хламидомонада

ХЛАМИДОМОНАДА - АМЕБА РИС
1. Установите соответствие между характеристиками и организмами, изображенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) размножается при помощи зооспор
Б) питается за счет фагоцитоза
В) способен к фототаксису
Г) способен к образованию псевдоподий
Д) образует подвижные гаметы
Е) в жизненном цикле преобладает гаплоидное поколение


Амеба и хламидомонада

2. Установите соответствие между характеристиками и организмами, изображенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) фотосинтез
Б) фагоцитоз
В) размножение зооспорами
Г) образование цисты
Д) гетеротрофное питание

ХЛАМИДОМОНАДА - ИНФУЗОРИЯ
1. Установите соответствие между признаками организма и видами организмов, обладающих этими признаками: 1) хламидомонада, 2) инфузория-туфелька. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) имеются гаметы
Б) имеются реснички
В) имеются хлоропласты
Г) есть клеточная стенка
Д) в клетке два ядра
Е) есть два жгутика

2. Установите соответствие между характеристиками и организмами: 1) инфузория-туфелька, 2) хламидомонада. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) преобладание в жизненном цикле гаплоидного поколения
Б) обновление наследственного материала путём конъюгации
В) отсутствие оплодотворения
Г) образование множества гамет путём митоза
Д) образование зооспор


Эвглена и хламидомонада

ХЛАМИДОМОНАДА - ИНФУЗОРИЯ РИС
Установите соответствие между характеристиками и организмами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2: запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) гетеротрофное питание
Б) способность к фагоцитозу
В) способность к фотосинтезу
Г) размножение зооспорами
Д) половой процесс путем конъюгации

Установите соответствие между характеристиками и группами водорослей: 1) бурые водоросли, 2) хламидомонадовые зелёные водоросли. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) доминирующее поколение в жизненном цикле гаплоидное
Б) обитают на глубине до 40–100 м
В) представителями являются саргас и ламинария
Г) могут вызывать цветение воды
Д) являются одноклеточными со жгутиками


Эвглена зеленая


Эвглена зеленая

2. Какую функцию выполняет органоид у зелёной эвглены, обозначенный на рисунке вопросительным знаком?
1) обеспечивает реакции на свет
2) контролирует обмен веществ
3) осуществляет автотрофное питание
4) выделяет продукты обмена

ЭВГЛЕНА - АМЕБА
Установите соответствие между признаком и одноклеточным организмом, для которого он характерен: 1) эвглена, 2) амёба.
А) форма тела постоянная
Б) передвигается при помощи образования ложноножек
В) поедает бактерии
Г) наличие хлоропластов в цитоплазме
Д) миксотрофный тип питания
Е) только бесполое размножение

ЭВГЛЕНА - КИШ.ПАЛОЧКА
Установите соответствие между характеристиками и организмами: 1) кишечная палочка, 2) эвглена зелёная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) имеет клеточную стенку из муреина
Б) содержит хлоропласты
В) может питаться фагоцитозом
Г) ДНК лежит в цитоплазме
Д) размножаясь, вызывает цветение воды

АМЕБА - ИНФУЗОРИЯ
1. Установите соответствие между признаками и животными, для которых они характерны: 1) амёба обыкновенная, 2) инфузория-туфелька. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) сократительные вакуоли с приводящими канальцами
Б) непостоянная форма тела
В) наличие клеточной глотки
Г) выведение остатков пищи через порошицу
Д) движение с помощью ложноножек
Е) наличие полового процесса

2. Установите соответствие между характеристиками и животными: 1) Амёба обыкновенная, 2) Инфузория-туфелька. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) пищу захватывает ложноножками
Б) продукты обмена выводятся через две сократительные вакуоли
В) размножается только бесполым путём
Г) происходит обмен ядрами при половом процессе
Д) защищается с помощью трихоцист
Е) передвигается с помощью ресничек


Инфузория-туфелька

ИНФУЗОРИЯ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для указанного организма?
1) характерен половой процесс
2) образование споры при неблагоприятных условиях среды
3) наличие большого и малого ядер
4) хемотрофный тип питания
5) наличие сократительных вакуолей с приводящими канальцами
6) паразитический образ жизни


Инфузория-туфелька

ИНФУЗОРИЯ - БАКТЕРИЯ
1. Установите соответствие между признаком и организмом, для которого он характерен: 1) инфузория туфелька, 2) бацилла сибирской язвы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) клетка не имеет ядерной мембраны
Б) образует споры вне организма хозяина
В) клетка содержит оформленное ядро
Г) не имеет аппарата Гольджи
Д) передвигается с помощью ресничек
Е) имеется пищеварительная вакуоль

ИНФУЗОРИЯ - ГИДРА
Установите соответствие между признаками и организмами: 1) пресноводная гидра, 2) инфузория-туфелька. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие в клетке двух ядер
Б) передвижение с помощью ресничек
В) осуществление захвата пищи с помощью клеточного рта
Г) удаление избытка воды сократительными вакуолями
Д) наличие стрекательных клеток
Е) размножение почкованием


Таблица

Выберите два одноклеточных организма.
1) Хламидомонада
2) Спирогира
3) Улотрикс
4) Вольвокс
5) Эвглена Зеленая

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из организмов являются одноклеточными?
1) ламинария
2) эхинококк
3) трипаносома
4) актиния
5) малярийный плазмодий
6) инфузория балантидий

Установите соответствие между организмами и особенностями строения тела: 1) одноклеточные, 2) многоклеточные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) хлорелла
Б) дрожжи
В) планария
Г) пеницилл
Д) медуза
Е) сенная палочка

Установите соответствие между простейшими животными и средами их обитания: 1) пресные водоемы, 2) живые организмы. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке
А) эвглена зеленая
Б) амеба обыкновенная
В) амеба дизентерийная
Г) инфузория-туфелька
Д) малярийный плазмодий
Е) лямблия

При неблагоприятных условиях бактерии образуют толстостенные споры. В виде споры бактерия может пережить очень суровые температурные и химические нагрузки – например, кипячение. (Также в виде спор бактерии расселяются ветром). Бактерии живут на Земле миллиарды лет и приспосабливаются к любым условиям за счет

  • образования спор
  • быстрого размножения
  • сильной изменчивости
  • автотрофное:
    • фотосинтез – пурпурные бактерии, цианобактерии (они же оксифотобактерии, синезеленые водоросли)
    • хемосинтез – серобактерии, железобактерии
    • паразиты – болезнетворные бактерии, например, палочка Коха
    • сапрофиты – молочнокислые бактерии, бактерии гниения ("санитары", т.к. разлагают трупы)
    • Азотфиксирующие клубеньковые бактерии живут в клубеньках на корнях бобовых растений. Дают растению соли азота в обмен на сахара.
    • Кишечная палочка живет в толстом кишечнике человека. Питается целлюлозой, вырабатывает ряд витаминов и вытесняет из кишечника болезнетворные бактерии.

    Молочнокислые бактерии используются человеком

    • при изготовлении молочнокислых продуктов
    • при силосовании кормов для скота
    • при квашении капусты

    Тесты

    666-01. Чем бактериальная спора отличается от свободной бактерии?
    А) Спора имеет более плотную оболочку, чем свободная бактерия.
    Б) Спора – многоклеточное образование, а свободная бактерия – одноклеточное.
    В) Спора менее долговечна, чем свободная бактерия.
    Г) Спора питается автотрофно, а свободная бактерия – гетеротрофно.

    666-02. Важнейшим приспособлением к перенесению неблагоприятных условий у бактерий является
    А) быстрое размножение
    Б) спорообразование
    В) быстрое перемещение в безопасную среду
    Г) переход к паразитизму

    666-03. Укажите случай симбиоза бактерии с другим организмом.
    А) вибрион холеры и человека
    Б) сальмонелла и курица
    В) бацилла сибирской язвы и овца
    Г) кишечная палочка и человек

    666-04. Клубеньковые бактерии снабжают мотыльковые растения
    А) органическими веществами отмерших растений
    Б) азотными солями
    В) нуклеиновыми кислотами
    Г) углеводами

    666-05. Неблагоприятные условия для жизнедеятельности бактерий создаются при
    А) квашении капусты
    Б) консервировании грибов
    В) приготовлении кефира
    Г) закладке силоса

    666-06. Бактерии, вызывающие ангину, относят к группе
    А) автотрофных бактерий
    Б) бактерий гниения
    В) бактерий-паразитов
    Г) бактерий-сапротрофов

    666-07. Бактерии сибирской язвы могут находиться длительное время в скотомогильниках в виде
    А) спор
    Б) цист
    В) живых клеток
    Г) зооспор

    666-08. Гнилостные бактерии по типу питания относят к
    А) паразитам
    Б) фотосинтетикам
    В) сапротрофам
    Г) автотрофам

    666-09. Что характерно для бактерий-сапротрофов?
    А) существуют за счёт питания тканями живых организмов
    Б) синтезируют органические вещества из неорганических, используя энергию солнца
    В) используют органические вещества выделений живых организмов
    Г) синтезируют органические вещества из неорганических, используя энергию химических реакций

    666-10. Бактерии существуют на Земле миллионы лет наряду с высокоорганизоваными организмами, так как
    А) питаются готовыми органическими веществами
    Б) при наступлении неблагоприятных условий образуют споры
    В) участвуют в круговороте веществ в природе
    Г) имеют простое строение и микроскопические размеры

    666-11. Какое из приведенных утверждений правильно?
    А) бактерии размножаются мейозом
    Б) все бактерии – гетеротрофы
    В) бактерии хорошо адаптируются к условиям среды
    Г) некоторые бактерии – эукариотические организмы

    666-12. Сходство жизнедеятельности цианобактерий и цветковых растений проявляется в способности к
    А) гетеротрофному питанию
    Б) автотрофному питанию
    В) образованию семян
    Г) двойному оплодотворению

    666-13. Бактерии гниения, живущие в почве,
    А) образуют органические вещества из неорганических
    Б) питаются органическими веществами живых организмов
    В) способствуют нейтрализации ядов в почве
    Г) разлагают мёртвые остатки растений и животных до перегноя

    666-14. Чем характеризуются бактерии гниения?
    А) используют готовые органические вещества живых организмов
    Б) синтезируют органические вещества из неорганических, используя энергию солнца
    В) используют органические вещества отмерших организмов
    Г) синтезируют органические вещества из неорганических, используя энергию химических реакций

    666-16. Дизентерийную амебу, инфузорию-туфельку, эвглену зеленую относят к одному подцарству потому, что у них
    А) общий план строения
    Б) сходный тип питания
    В) одинаковые способы размножения
    Г) общая среда обитания

    666-17. Какой физиологический процесс у одноклеточных животных связан с поглощением клеткой газов?
    А) питание
    Б) выделение
    В) размножение
    Г) дыхание

    666-18. По способу питания цианобактерии (синезелёные) относят к
    А) автотрофным бактериям
    Б) бактериям-паразитам
    В) бактериям-сапротрофам
    Г) гетеротрофным бактериям

    666-19. Некоторые бактерии выживают в условиях вечной мерзлоты в виде
    А) симбиоза с грибами
    Б) спор
    В) вегетативных клеток
    Г) множественных колоний

    666-20. По способу питания молочнокислые бактерии относят к
    А) автотрофным бактериям
    Б) бактериям-паразитам
    В) бактериям-сапротрофам
    Г) фотосинтезирующим бактериям

    666-21. Возбудители дифтерии являются
    А) сапротрофами
    Б) паразитами
    В) симбионтами
    Г) автотрофами

    Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царство грибы

    Задание по уровню сложности относится к базовому уровню. Необходимо выбрать 1 правильный ответ. Следует знать основные характеристики Царств.

    Тематика заданий: одно- и многоклеточные организмы, грибы

    Бал: 1

    Сложность задания: ♦ ◊◊

    Примерное время выполнения: 2 мин.

    Разбор типовых вариантов заданий №3 ОГЭ по биологии

    Низшие грибы

    Вариант 3ОБ1

    1. микроскопические плоды
    2. питательные вещества
    3. вода с минеральными солями
    4. микроскопические споры

    Для того чтобы ответить на этот вопрос посмотрите на картинку ниже:

    C:\Users\Ксенья\Desktop\790274576d2c6b4452d6.54020665.jpg

    На гифах гриба находятся спорангии, а в них – споры.

    Вариант 3ОБ2

    Сахар превращается в спирт благодаря жизнедеятельности

    Сахар превращается в спирт благодаря дрожжам. Поэтому, когда делают дрожжевое тесто, обязательно добавляют сахар к дрожжам и ждут какое-то время, пока идет процесс брожения. На дрожжевом брожении также основано виноделие.

    Вариант 3ОБ3

    Пеницилл отличается от мукора тем, что

    1. пеницилл многоклеточный, а мукор одноклеточный гриб
    2. пеницилл образует плесень на продуктах, а мукор нет
    3. пеницилл размножается спорами, а мукор — грибницей
    4. пеницилл — гетеротроф , а мукор — автотроф

    Вариант 3ОБ4

    Какие грибы размножаются почкованием?

    Почкованием размножаются дрожжи, а остальные грибы из списка размножаются спорами.

    C:\Users\Ксенья\Desktop\sporuljacija-u-gribov_14_1.jpg

    Высшие грибы

    Вариант 3ОБ5

    Корни, оплетённые гифами гриба, представляют собой

    Микориза – корни, оплетенные гифами растения. По типу отношений – симбиоз . Так живут, например, сосны и подосиновики. Возможен симбиоз с другими деревьями и грибами.

    C:\Users\Ксенья\Desktop\mycorrhizae-c-e1508344278611.jpg

    Вариант 3ОБ6

    Какие грибы не образуют микоризы с древесными растениями?

    Трутовики отличаются от остальных грибов тем, что они растут не на почве, а непосредственно на самом дереве, истощая его. Микориза – пример симбиоза , а трутовик вредит дереву, он – паразит .

    Вариант 3ОБ7

    Грибы, в отличие от растений,

    1. содержат хитин в оболочках клеток
    2. дышат углекислым газом
    3. растут в течение всей жизни
    4. в клетках имеют ядра

    Грибы содержат в клеточной стенке хитин, что является различием между грибами и растениями.

    Бактерии

    Вариант 3ОБ8

    Сходство жизнедеятельности цианобактерий и цветковых растений проявляется в способности к

    1. образованию семян
    2. автотрофному питанию
    3. двойному оплодотворению
    4. гетеротрофному питанию

    Цианобактерии по-другому называют синезелеными водорослями. И цианобактерии и цветковые растения содержат хлорофилл , а значит, способны фотосинтезировать. Следовательно, они автотрофы.

    Вариант 3ОБ9

    Некоторые бактерии выживают в условиях вечной мерзлоты в виде

    Для того чтобы пережить неблагоприятные условия, бактерия образует внутри себя, в цитоплазме, спору, и в таком состоянии она пережидает плохие условия окружающей среды . Спора одноклеточна и имеет плотную оболочку, что, собственно, помогает выжить организму.

    C:\Users\Ксенья\Desktop\14.jpg

    Вариант 3ОБ10

    Возбудители дифтерии являются

    Дифтерию вызывают паразитические бактерии.

    Вариант 3ОБ11

    Гнилостные бактерии – санитары планеты, ведь именно они разлагают продукты жизнедеятельности всех организмов, а так останки растений и животных. Благодаря этим организмам , неорганика возвращается в почву и круговорот веществ замыкается.

    Вариант 3ОБ12

    У бактериальной клетки отсутствует(-ют)

    Бактерии относятся к прокариотическим организмам, следовательно, у них нет оформленного ядра.

    Лишайники

    Вариант 3ОБ13

    В каких отношениях находятся гриб и водоросль, образующие лишайник?

    1. Их отношения взаимовыгодны.
    2. Водоросль паразитирует на грибе.
    3. Они конкурируют за свет и воду.
    4. Их отношения нейтральны.

    Гриб и водоросль, образующие лишайник, находятся в отношениях симбиоза, их отношения взаимовыгодны.

    Гриб получает от водоросли питательные вещества, производимые ею в результате фотосинтеза, а сам защищает её от высыхания, , смягчает действие других неблагоприятных факторов.

    Вариант 3ОБ14

    Лишайники не растут в крупных городах потому, что там

    Лишайники крайне чувствительны к качеству условий окружающей их среды. Их можно обнаружить только в чистых местах, далеких от производства и больших дорог.

    Вариант 3ОБ15

    К комплексным организмам относят

    Так как лишайник – симбиоз гриба и водоросли, то именно лишайники – комплексные организмы.

    C:\Users\Ксенья\Desktop\03020401.jpg

    Вариант 3ОБ16

    Ягель (олений мох) по своему строению относится к

    C:\Users\Ксенья\Desktop\YAgel-Cladonia-004.jpg

    Высшие растения

    Вариант 3ОБ17

    Проводящая ткань растений, по клеткам которой осуществляется передвижение органических веществ, состоит из

    Органические вещества перемещаются в лубе по ситовидным трубкам .

    Вариант 3ОБ18

    Волокно как особый вид механической ткани сильно развито в стебле

    Из-за того что лен имеет очень развитую механическую ткань в виде волокон, его используют в текстильной промышленности.


    C:\Users\Ксенья\Desktop\tkan-len-700x445.jpg

    Вариант 3ОБ19

    Прочность и упругость организму растения обеспечивает

    1. проводящая ткань
    2. образовательная ткань
    3. основная ткань
    4. механическая ткань

    За прочность отвечает механическая ткань.

    В клетках основной ткани запасаются и производятся питательные вещества, осуществляется газообмен. Образовательная ткань отвечает за создание новых клеток. Проводящая ткань транспортирует растворенные в воде минеральные вещества.

    Вариант 3ОБ20

    У представителей какого из царств живой природы в строении имеется образовательная ткань?

    Образовательную ткань имеется только у представителей Царства растения, а у бактерий и грибов тканей нет вообще.

    Читайте также: